Кацкая летопись № 138 стр. 18

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647 следующая.

18                                                         «Кацкая летопись»                               Специальный выпуск

   Первою статьёю Высочайше утверждённаго 1874-го года положения о начальных народных училищах так определяется назначение оных: «начальныя народныя училища имеют целию утверждать в народе религиозныя и нравственный понятия и распространять первоначальныя полезныя знания». Значитучилище, сообщая детям полезныя сведения, в тоже время воспитывает их. Дело воспитания производится посредством преподавания детям уроков по Закону Божию. Здесь преподаются детям: православно-христианское вероучение и нравоучение. Как нужно православно веровать в Бога, для этого им преподаётся правило веры, или Символ веры; причём ведутся с ними беседы о тех событиях из Священной Истории, которыя разъясняют содержание Символа. А христианское нравоучение - как надобно жить согласно с православною верою - преподаётся посредством толковаго изучения молитвы Господней и других молитв, посредством сознательнаго усвоения 10-ти Заповедей Божиих, данных на горе Синае чрез пророка Моисея посредством 9-ти Евангельских Заповедей о блаженствах и толковаго ознакомления с притчами и чудесами Христа Спасителя.
   Все эти уроки относительно христианской нравственности оживляются в детском уме соответствующими их содержанию рассказами из Священной Истории. Так, в лице первых двух человеков, Адама и Евы, указывается детям, что нарушением заповедей Божиих мы призываем на себя гнев Божий: как тень неотступно следует за человеком, так последствия греха непрестанно преследуют его.
   В Каине, старшем сыне Адама, указывается пример, как могут быть безплодны, безполезны наши молитвы, совершаемыя без смирения и разсеяно, и как, с другой стороны, от одного греха рождается другой: сначала разсеянный Каин согрешил пред Богом тем, что неблагоговейно приносил свою жертву Господу Богу; затем, когда увидел он благоволение Божие к кроткому брату своему, Авелю, за его смиренную молитву с жертвоприношением, стал завидовать сему последнему, потом возненавидел его и наконец убил. А первый мученик в мире Авель служит примером того высоко-нравственнаго урока, что смиренная и благоговейнаямолитва восходит к небу, яко кадило благовонное.
   В среднем сыне Ноя, Хаме, даётся урок - как несчастны бывают те дети, которые не почитают своих родителей. -А как глубоко-поучителен разсказ о жертвоприношении Авраама. Здесь и твёрдая решимость Авраама принести в жертву Богу единственнаго своего сына, служившаго для него самым лучшим утешением и опорою старости, и самоотверженное послушание Исаака, покорно отдавшаго себя в жертву всесожжению, - это дивные уроки послушания воле Божией и повиновения родителям; это такие примеры, которые вечно будут пленять своим величественным характером неразтленные умы и сердца детства, юности, мужества и старости.
   Далее, в разсказе о целомудренном Иосифе преподаётся детям урок, как высоко ценятся правда, скромность и целомудрие ещё здесь, на земле, хотя нередко случается и с такими прекрасными качествами людям терпеть обиды, притеснения и даже преследования.
   А вот и Бог Фараонов (Исх. 7, 1), пророк, чудотворец и Законодатель Моисей: «он распоряжал всем, но не оставил детям своим ничего, кроме имени и дел своих». - Какой прекрасный урок бескорыстия! - Он имел столь крепкую веру в Бога, что лучше согласился страдать с народом Божиим, нежели именовать сыном царской дочери, и - столь великую любовь к ближним, что однажды, когда Господь во гневе хотел поразить народ Еврейский, он (Моисей) просил о изглаждении собственнаго его имени из книги жизни, только бы избавить от гнева Божия предводимый им народ (Исх. 32.10.32). - Какой достоподражаемый пример самоотвержения!
   Вот и Илия пророк: он, снедаемый ревностию по славе Божией, гнал идолов и сам был гоним от идолопоклонников. - Вот и чудный Даниил: он был пророк Божий и вместе начальник над всеми мудрецами в Вавилоне; этих достоинств он достиг тем, что всегда отдавал каждому своё - «Божия -Богови, а Кесарева - кесареви». Он был верным и мудрым исполнителем царских повелений; но когда исполнение царской воли сопровождалось опасностию оскорбить Бога, - он оставлял без исполнения веления царя. Раз вышло повеление от царя, чтобы все подданные его, по данному знаку, поклонились истукану, который представлял собой его величество: Даниил согласился лучше быть брошенным в ров на снедение львам, нежели поклониться истукану тем оскорбить Бога. -Как смело и самоотверженно поступил Даниил, когда невозможно было сочетание почитания Бога с гражданским долгом повиновения власти! (ср. Деян. 5,29)
   А Пресвятая Дева Мария с ея смирением и преданностию воле Божией? Ахранитель ея девства праведный старец Иосиф с его добродушием и чистою нравственностию? А святые апостолы, сперва слабые в вере, а затем безбоязненные проповедники Евангелия во всём мире, положившие жизнь свою за исповедание и проповедание истин веры Христовой? О, это вечно-новые и глубоко-назидательные примеры!
   Словом, законоучитель, посредством уроков по Закону Божию, постепенно располагает детей к доброй и благочестивой жизни, внушая добрым примерам подражать, а худых остерегаться. - Безспорно, полезно знать и басни: это также своего рода нравоучения, подобныя притчам. Полезна и арифметика: посредством упражнения в арифметических задачах развиваются способности у детей и приобретаются ими полезныя для жизни знания. Полезны и другия школьныя занятия; но главным образом надобно заботиться, чтобы дети были благонравны и благочестивы: «ум, коль только-чтоум, самая безделица», давно сказал одинумный человек, «полную цену уму даёт благонравие».
   Вот сколько добра нашим детямможет принести народная школа, если она находится в руках честных и богобоязненных деятелей, если дело школънаго воспитания ведётся как дело Божие, как особенный вид богослужения. Таковым честным тружеником мы должны оказывать и сугубую честь; о таковых и молиться должно, как о величайших благодетелях: искренно, пламенно, в течение всей нашей жизни. А самою высокою наградою для них будет доброе и примерное поведение их воспитанников, а наших детей.
   Досточтимый труженик Александр Александрович! «Те, в которых вы посеяли, по должности законоучителя и учителя, «и продолжаете сеять семена веры и благочестия, да будут пред Господом как драгоценныя камни в устроении для вас венца вечнаго от праведнаго Мздовоздаятеля».
 

   Сего же дня получена телеграмма о благополучно совершившемся короновании Государя Императора Александра III в Москве 15-го мая. А 17 дня по сему случаю совершена литургия с благодарственным Господу Богу молебствием.
   Весна тёплая; в начале выпадали дожди, а в конце наступила засуха.
Июнь. Сегодня, 5 числа, прислано из Санкт-Петербурга евангелие в медном и вызолоченном окладе. Жертвователь пожелал остаться в неизвестности.
   Лето было дождливое.
   Сентябрь. В деревне Ескине свирепствовала тифозная горячка. Смертных случаев было 3.
Сегодня, 25 числа, в Платуновской начальной школе отслужено было молебствие пред начатием учения; причём помощником настоятеля прихода произнесена была приличная случаю речь:
   «Сегодня, - сказал он, - в день преставления преподобнаго отца нашего Сергия, благоговейно почитаемаго по всей православной России за его богоугодную жизнь, я обращаю ваше внимание, дети, на один случай из жизни этого угодника Божия, имеющий самое близкое отношение к вашей школьной жизни».
   «Когда преподобный Сергий, в мире называвшийся Варфоломеем, был ещё отроком, благочестивые родители отдали его учиться грамоте. Но как ни трудился Варфоломей, а в учении успевал плохо. Много скорбели об этом родители и усердно молили Бога, чтобы Он даровал их дитяти светлый ум и твёрдую память к познанию полезнаго учения; о том же молился и Варфоломей. И вот раз случилось ему быть в ближайшем лесу: здесь увидел он незнакомаго монаха, стоявшаго на молитве. Когда монах окончил свою молитву, Варфоломей подошёл к нему поближе и стал просить - помолиться о нём и благословить его, чтобы Господь открыл его ум к познанию учения. Таинственный монах помолился о Варфоломее и благословил его, и с тех пор последний стал отличаться отличными способностями и быстрыми успехами в учении. Так, Варфоломей, с самых юных лет, научился прибегать с молитвою о помощи к Подателю всех благих даров — Богу».
   И мы, приглашённые сюда для совершения молитвы, сейчас просили Бога, чтобы Он даровал вам, дети, благодатную помощь в учении; и я, как и тот таинственный монах, преподаю вам благословение Божие, от души желая вам наилучших успехов в учении. Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно. и вовеки веков.»
 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647 следующая.

Реклама:

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz