Кацкая летопись № 17

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Газета мартыновских краеведов КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ  № 10 (17)  Ноябрь 1994 года

 

Стояла,   Юрьевская  церковь

ПРЕДИСЛОВИЕ

Зеленая лужайка посередине села, на которой летом помыкивают привязанные телята, расположилась «в ногах» у высокой старушки-ели с редкой для этого дерева раздвоенной вершиной и окружена коренастыми ветвистыми белыми тополями. Дерево-символ — единственное, пожалуй, напоминание о стоявшей здесь бело-смежной, с возносящейся ввысь колокольней, церкви.

 

В селе старинном, на высоком месте,

Где Кадка делает изгиб крутой,

Воздвигли храм добротный и изящный,

Пленявший всех своею красотой.

 

Бесполезно теперь сожалеть и   лить  слезы   по поводу  утерянной  красоты.  Но  забыть    ее невозможно. Да и не нужно.

Переливчатый звон с колокольни высокой Растекался окрест и терялся вдали. Замирала душа   в восхищенье глубоком Прихожан и гостей нашей Кацкой земли.

Помнят юрьевцы и жители прихода церковь разную: в блеске своего великолепия или поруганную, разграбленную, как на снимке. Помнят служителя храма отца Иоанна Стратилатова и его семью. И это фото, эти воспоминания очевидцев и наши архивные изыскания помогут читателю представить, какой же она была, церковь в селе Юрьевском.

(Смотри 2-ю страницу].

 

ХОРОНЮ, ДА НЕ БОЛЬНО

—  Хорошо!

—  А что?

—   Да  то.  Уж больно  хорошо представляет      Кацкую      землю ВИА. Только этой осенью ребята выступали   в   Рождествене,   Коптеве, Ордине, у себя дома.

В ансамбле пять человек: клавишник Сергей Лебедев, бас-гитарист — Андрей Чесноков, соло — Андрей Дорофеев, ударник — Евгений Котяшов. Петь могут все, но лучше это получается у С. Лебедева и Наташи Карасевой.

—  Хорошо!

—  Хорошо, да не больно.

—  А что же?

— Да все то же. Аппаратура, на которой играют ребята, стара и давно уже просится в утиль. Перед каждым выступлением артистам приходится не столько репетировать, сколько приводить в порядок допотопное клубное оборудование. И мечтать, наивным, о новых: ударной установке, «усилках», бас-гитаре и о втором клавишном инструменте.

—  Плохо!

—  Плохо, да не больно.

—  А что же?

—   Да  все  то  же.  И  в  Москве считают, что собирание частушек —  дело  не    пустое.    Столичный журнал   "Сельский   механизатор" в № 9 за 1994 год поместил мартыновские   частушки   из   «Кацкой летописи». Ну разве не приятно!?

—  Это хорошо!

—  Хорошо, да не больно.

—  А что же?

—   Да  все то  же.  Перегоняли с  Чернева  на  Мартыново  телок, да   семеро  из стада  и  убежало. Так  и  шатались  потом вольными птицами вокруг деревни. Увидал одну   из  них    охотник,    вскинул ружье к плечу — б-бах! Пришла телка в Мартыново с окровавленной головой...

—  Это плохо!

—  Плохо, да не больно.

—  А что" же?

—  Да все то же. Телку-то зарезали. С мясом стали.

—  Это хорошо!

—  Хорошо, да не больно.

—  А что же?

—  Да все то же. Колхозную-то столовую     мышкинская     санэпидемстанция закрыла. Причин хватает: плиты не работают, в холодильниках плюсовая температура, раковины проржавели, разделочных досок и ножей нет, электромясорубка не работает, а главное — нет проточной воды. Ребята из старших классов обедают теперь дома, а ученики помладше приносят еду с собой.

—  Это плохо!

—  Да вот и не знаем.

—  А что же?

—  Да все то же. В тот же день закрытия было в Мартынове заседание,   на  котором  порешили: подготовить столовую к вводу в эксплуатацию.   Но   вот   уже  второй месяц на исходе, а ученики по-прежнему питаются дома. Взятые  на  себя  обязательства    выполнил  только  механик  колхоза Е. А. Карасев — прочистил канализацию.

Мы очень надеемся, что к моменту  выхода  газеты     столовая заработает,  и у    нас      появится возможность написать о поварах.

  С.   ТЕМНЯТКИН.

 

Листая календарь

7 ОКТЯБРЯ. Колхоз «Верный путь» закончил уборочную.

11 октября. Внимание мартыновской общественности было приковано к зареву в апраксинской стороне. Там сгорели две груженные льном телеги, принадлежащие рождественскому льнозаводу.

15 ОКТЯБРЯ. Традиционный Осенний бал в Дом* культуры нынче вели Ольга Темняткина и Александра Дорофееве. Было приятно видеть завсегдатых местной сцены Е. Великолепову и С. Розова, а также девчонок

из     танцевального     коллектива Мартыновской школы.

20   ОКТЯБРЯ.  Зима   начиналась за  Апраксиным. Разве не удивительно, что снег выпал только в Перемошье,   Нефине     и   Дьяконовке,  тогда  как  остальные  деревни  увидят  его  лишь    только в ноябре.

11 ОКТЯБРЯ. В компании ворон были замечены два грача. Что, уговорили серые подруги на зиму остаться?

26 ОКТЯБРЯ. Три дня провела в Кацком стане Г. Л. Дайн. Заинтриговало? Подробности в следующем номере.

28   ОКТЯБРЯ.     Избранные   колхозном   получали   «Свидетельство на право собственности  на  землю».

 

В     КОЛХОЗЕ     «ВЕРНЫЙ     ПУТЬ»

О   земле

«В колхозе «Верный путь», — вывели мы заголовок нашей рубрики и засомневались, а в колхозе ли?

— В колхозе, в колхозе, — уверили нас в конторе.

Хозяйство наше «Верный путь» так и носит гордое имя колхоза (коллективного хозяйства). Только основано оно теперь не на кооперативной собственности на землю, а на частной. То есть каждый член колхоза имеет свой имущественный и земельный пай. В подтверждение этому колхозникам выдали «Свидетельство

но основано оно теперь не на кооперативной собственности на землю, а на частной. То есть каждый член колхоза имеет свой имущественный и земельный пай. В подтверждение этому колхозникам выдали «Свидетельство на право собственности на землю».

Каждый получивший документ отныне владеет 10,3 га земли (больше нельзя). Из этих-то частных земельных наделов и складываются теперь угодья колхоза.

Пайщиков у него 229 человек, значит, колхозный земельный фонд составляет 2358,7 га. Вся остальная земля находится в ведении района, но поскольку пока ему не нужна, ей пользуется колхоз. За плату, конечно.

А что же с паевой землей? По закону владельцы пая могут выйти из колхоза, забрав свою землю. Слава Богу, земельный пай не продается (пока), а передается по наследству или по завещанию. В случае отсутствия наследников, земельный пай переходит в ведение колхоза и делится между оставшимися в живых пайщиками.

Новые члены колхоза землю в частную собственность уже не получат.

 

О   ХЛЕБЕ

А теперь об итогах третьей деревенской страды — уборочной. Всего колхоз убрал 1132 тонны зерновых с площади 958 га. В том числе:

Со 110 га озимой пшеницы получили 211 т.

Со 159 га яровой пшеницы получили 180 т.

С     81      га     ячменя — 110 т.

С 608 га овса — 930 т.

Средняя   урожайность     зерновых —  15 центнеров с гектара.

Этой осенью убрали 97 га льна и получили с них 30 т. льноголовки (примерно 3,1 ц .с га) и 60 т льнотресты, которую свезли на Рождественский льнозавод номером от 1,25 до 1,5. Ну а теперь рекламная пауза.

 

ПРИЯТНЫЕ    НОВОСТИ    ОТ    КОНТОРЫ!!!

 

В неограниченном количестве продаются:

овес — 19000 руб. за ц. пшеница — 22800 руб. за ц. ячмень — 18000 руб. за ц. ВАША    КУРОЧКА    КУПИЛА     БЫ    ПШЕНИЧКИ!

 

И о колбасе

Начнем издалека.

Наш «Верный путь» вместе с пятью соседскими хозяйствами является учредителем ТОО МХМ «Рождествено». На русский язык сие название переводится так: Товарищество с ограниченной ответственностью мясо-хлеб-молоко «Рождествено». Это совершенно самостоятельная организация, имеющая смет в банке и своего директора — Николая Алексеевича Киселева. Ее цель— сбывать продукцию сельских хозяйств, в том числе и нашего колхоза. И эта фраза имеет свой перевод на русский    язык:    по-

Это оно, ТОО МХМ «Рождествено», открывает магазины, хлебозавод, а в Мартынове — мясокомбинат. Его привезли 11 октября в трех вагончиках и установили около старой котельной, которую в свою очередь надеются приспособить под холодильник. Так что если не разворуют, дождемся колбасы мартыновского производства.

Информацией делится А. Ф. КУДРЯВЦЕВ.

 

СТОЯЛА   В   ЮРЬЕВСКОМ   ЦЕРКОВЬ

АРХИВ   НА   ДОМУ 

Вспоминают  Земляки

«Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии за 1861 год».

Церковь в селе Юрьевском основана в 1792 году тщанием майора Афанасия Семеновича Давыдова и заключает в себе три престола:

1). Святого Великомученника Георгия;

2). Владимирской Божией Матери;

3). Святителя Тихона, Амафунскаго Чудотворца.

Земли  церковной 77 десятин.

Приход составляет следующие девять селений:

 

Число домов

Число мужч.

Число женщ.

Юрьевское при реке Кадке

27

132

118

Левцово при реке Пойче

22

84

95

Исакове  при реке Пойче

16

54

54

Мартыново при  реке Топорке

41

157

156

Дьяконовка  при  ручье и  прудах

1

5

8

Богалино  при  ручье  и  прудах

3

23

24

Труфаново при  ручье и прудах

10

39

45

Глинино при речке Пойче

32

138

158

Блюдово  при  ручье

1

8

6

Военных бобылей в разных селениях

23

41

Всего домов 153; душ мужского пола 663, женского — 775.

От «КЛ». Заметили некоторые странности! Например, река Пойга названа в документе «Пой-чей». Мартыново, как известно, расположено не на Топорке, а на Чернавке.

Дьяконовка относилась к Николо-Топорскому приходу, и теперь приходится только гадать: то ли была еще одна Дьяконовка, то ли одна семья из существующей доныне Дьяконовки по какой-то причине ходила в Юрьевскую церковь.

Нет  уже  деревни  Богалино,  а  Блюдово нарушилось так давно, что на его месте успел вырасти лес, который по сей день сохранил название деревни.

Ну а мы продолжаем писать книгу.

 

Причт церкви села Юрьевское.

Священник Симеон Преображенский. Рукоположен в 1842 году из студентов семинарии.

Дьячок Александр Собботин. Обучался в низших школах; на службе с 1861 года.

Пономарь Семен Семеновский. Из низших школ; на службе с 1855 года.

ЧУРАКОВ А.  Н. (Юрьевское).

Какова наша церковь-то была?

А вот войдешь — и уходить не хочется. Вверху были ангелы, как живые: пастух пасет овец, наверное, святой какойнибудь. Две изразцовые печи до самого верху, а по правой стороне на стене большие круглые часы отсчитывали время. Была касса, место вроде прилавка, ею заведовал староста церковный Петр Никифорович из Левцова с двумя помощниками (их так и звали — «тройка»). Алтарь был золотом отделан, а на двух клиросах певчие располагались.

В праздники отец Иван облачался в митру; было у него много всяких риз на праздники и будни. Помню, был он высокий, с седой широкой бородой, серьезный — зря не улыбнется. Одевался по-простому, по-крестьянски: белая рубашка да поясок с кисточками, черные брюки, заправленные в кожаные сапоги— как Лев Толстой на фотографии.

Сидит, бывало, и удит рыбку на Школьном пруде. А если возьмется что мастерить, то сделает аккуратно и с точностью до миллиметра. Службу вел настоящую, строго по Уставу, Газеты выписывал, и «Правду» тоже. Все постановления вырезал и складывал в папочку. Хоть в дела мирские не вмешивался, от тюрьмы все равно не сохранился. Правда, вскоре разобрались и его отпустили.

Винца иногда любил выпить, но по глоточку за приседом. В лавке тогда у нас всякая всячина была. Иной раз придет в магазин, купит две четвертные под сургучом и вкуснятины какой-нибудь. Положит все в белую корзиночку, поставит ее в сторону, поговорит с мужиками. Потом подцепит на локоть и неторопливо направится к дому.

А жил он с семьей сначала в казенном доме, на том месте, где сейчас Обручниковых изба.

Потом попов дом перевезли в Рождествено, теперь в нем размещена Рождественская администрация. А отец Иван купил в Юрьевском другой дом, в нем мы сейчас живем.

В Пасху ходил отец Иван по своему приходу христосоваться, подносили ему пиво (хорошо оно маме удавалось, крепкое, с изюмом). Сзади его помощник с корзиною, в которую складывали крашенные яйца, матушка потом солила их в шайке.

Было мне годов семь-восемь. Скажу:

—   Мама,   я   пойду   исповедаться!   —   и   понесу  свои   грехи   батюшке. Пригну голову, он накроет  подрясником и спрашивает:

—   Здороваешься  с  народом?

—  Не грешен, батюшка, — отвечаю.

—   Родителей слушаешься?

—  Не грешен, батюшка!

—  У церкви бегал?

—  Грешен, батюшка.

(Церковь была обнесена забором, который запирался. Ну а мы, ребятня, перебирались через него и на ровном местечке играли «в орлянку». А иногда и бегали вокруг, сторож церковный Володя Богородский нас гонял).

После отпущения грехов можно было причаститься. Угощались с серебряной ложечки чем-то сладким, а потом закусывали нарезанным кубиками хлебом.

А уж какие колокольные перезвоны разносились по округе, особенно в Пасху! Всю неделю парни, девчонки, которые посмелее, дули в большой колокол.

Колокольня так и качается от ударов. Забираешься на колокольню, уж идешь-идешь на такую высоту. Оттуда люди муравьями кажутся.

Рассказывали, что когда колокол дал трещину, новый тянули со станции всем приходом на санях, на канатах. А язык, весом 7 пудов 15 фунтов, один мужик-доброволец на колокольню на плече внес.

С колокольни же и началось разрушение нашей церкви. Было это в 1938 году. К тому времени отец Иван помер, а отца Маргария забрали, и никто его больше не видел. Хороший тоже был батюшка... Забрали ключи у сторожа церковного. Приехал из Вологды мужик метра два ростом. Взял лом, трос с руку толщиной, натаскал кругляшей покатни делать и полез на колокольню. Вышиб клинья, спустил большой колокол на покатни и начал ломом ворочать, а церковь вместе с ним шевелится. Дошел до кромочки и... бух! — улетел колокол-то да наполовину в землю ушел. Потом маленькие колокола сбросил. Слез, в руке кувалда пуда два, и давай лупить ею уже на земле.

Пригнали пятнадцать лошадей, погрузили осколки — и на Маслово.

Заперли церковь. Но воровали из нее, украли и часы, сохранился только Спаситель, сейчас он в Мышкинском музее.

Разорили и кладбище подле, где были похоронены люди, на которых Россия держалась. А мне почему-то всегда думалось, что  придет время,  и  церкви будут воздвигаться вновь. ГРЕЧУХИН В. А. (Мышкин).

Помню, маленький, смотрю в окошко на разукрашенную морозом церковь. Спрашиваю бабушку Евфросинью:

—   Бабушка, а  церковь старая?

—  Старая,

—  А старше тебя?

—  Старше.

—  А когда ее строили?

—   Ой, милый,    до меня.    Мы только колокольню надстраивали. Нарядил нас левцовский    староста (я  в  Левцове  жила).  Сказал,  что все приходские деревни свое отработали, одна наша осталась. А было лето, все оставили свои дела и отправились на лошадях за кирпичом. Возили откуда-то из Апраксина, а точно место я не помню. А потом таскали кирпичи на себе по лесам на колокольню.

РУМЯНЦЕВА   Т.   К.   (Левцово].

Помню-помню отца Иоанна, по-моему, Петровича, Стратилатова. Я венчалась у него, а дьячок хоробровский был. Был отец Иоанн русый, ростом высокий, ну не самый высокий, а выше среднего.

Одна из его дочерей, Люба, жила в Нефедьеве, вышла замуж за тамошнего священника, за Груздева Михаила.

ЧУРАКОВА А. В. (Юрьевское).

Отец Иоанн высокий, красивый, интересный был. Жили они с матушкой Еленой в согласии, воспитывали детей: дочерей Веру, Соню, Любу да двоих сыновей, одного звали Николаем. Жила у них еще в няньках ли, в прислугах ли Татьяна, но была как своя в семье.

О судьбе его детей и внуков мало что известно. Вера учительствовала, вышла замуж за моего дядюшку Чуракова Ивана, был у них сын. Потом они разошлись, Вера уехала в Ленинград.

РУМЯНЦЕВ И. С. (Левцово).

Помню, как поп юрьевский приходил служить молебен — просил дождя. Обносил вокруг деревни высоко поднятую украшенную икону. А чего просить-то, в Тихонов день дождь и без попа идет!

А когда выгоняли весной первый раз скотину, отец Иван кропил ее водой с веничка, от хворей и напастей остерегал.

БОГДАНОВА П. И. (Мартыново).

А ведь я помню отца-то Ивана Стратилатова.

Всей семьей ходили мы его хоронить. Летом это было, колокола звонили. Пели на клиросе певчие, и сестра моя Мария тоже пела. Пришли соседние священники из Хороброва и Рождествена. Две дочери его провожали. Одна откинула холст, которым он был прикрыт, и упала. Говорят, по церковным правилам нельзя было лицо священника открывать. Обнесли гроб вокруг храма и зарыли в углу ограды при церкви. Бугорок и сейчас должен быть.

МЕХОВ М. А. (Нефино).

Видел я у родственников своих икону из Юрьевской церкви. Не рисованная — мозаика из цветных камушков. Помнится, распятие Христа. Взял Оксен Липатыч, держал его то в чулане, то на задворках. Неловко ему было, не знал, куда пристроить. Свез верующей старушке, но та заругала его и не приняла краденую из храма вещь. Нашел выход: расколол по частям и сжег в печке. 

 

Послесловие

В один из летних дней конца 50-х все сельчане, разве что кроме работавших в поле, высыпали на улицу. Их взгляды были прикованы к церкви. Там вовсю старались строители (разрушители?): примерялись, как бы ловчее повалить церковь?

И вот это случилось. Она медленно наклонилась и упала, только тяжело охнула земля под тяжестью рассыпавшейся громады кирпичей.

Но этот прощальный стон мало потревожил души людей. Только, может быть, у какой-нибудь старухи заныло сердце да покатилась по щеке невольная слеза.

Так погибла в Юрьевском красота. Ненамного пережила храм и бревенчатая шестиугольная часовня, построенная на месте алтаря   первой,    еще    деревянной церкви.

Этой публикацией мы хотели почтить память Юрьевской церкви. Понимаем, что всего этого сейчас не вернуть. Но нам тоже отчего-то кажется, что пройдут годы, и засияют над Кацкою землею золоченые купола храмов.

horizontal rule

Реклама :

horizontal rule

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» №  10 (17)

Ноябрь 1994 года Выпуск готовили: ТЕМНЯТКИН С. Н. ЧУРАКОВА Л. И.

152846,

д. Мартыново,

Мышкинский район,

Ярославская область.

Мышкинская   типография.

Тираж 200 экз. 3—1171. 94 г.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz