Кацкая летопись № 63-64

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Земной поклон колхозу «Верный путь». За что? Читайте ниже,..

 

Газета  краеведов  волости Кадка                 КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ  № 3-4 (63-64)           Февраль  1997 года

 

ЛИСТАЯ    КАЛЕНДАРЬ

3 января

По старой милой традиции в эти праздничные дни с животно-годами колхоза «Верный путь» должна была приключиться какая-нибудь неприятность. Так и нынче. На всех Мартыновских фермах и телятниках отчего-то вот уже несколько дней не работают транспортеры-навозоудалители, а сегодня сломалась и дойка. Животноводческий комплекс утонул в грязи, а ведь, говорят, как год встретишь .. Кстати, в Юрьевском та же картина. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Дойку сделали 4-го, а 11 января она опять замерзла. За навоз принялись 5.го, вывозили его практически всю зиму.

 4 ЯНВАРЯ

От всего сердца поздравляем с золотой свадьбой жителей села Хороброва — Александра Игнатьевича и Зою Алексеевну СОКОЛОВЫХ!

 11 января

Мартыновская сельская администрация зарегистрировала брак Николая Викторовича Румянцева и Анастасии Владимировны Ушатовой — нам особенно приятно сообщить сей факт, т. к. Николай и Настя большие друзья «КЛ», активные участники всех общественных дел в Мартынове. Что пожелать молодоженам! Счастливой жизни, неувядающей любви, достатка в доме и — это самое важное —девочку И мальчика, мальчика и девочку, девочку и мальчика...

 17 января

Колхоз «Верный путь» получил белую «Волгу» — за лён.

25 января

В Мартынове загорелась было баня Смирновых, но доблестная Румыновка вся до выгребу собралась и пожар потушила. Если Щербово загорится (тьфу тьфутьфу), вас звать будем — успеете добежать!

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем всех, кто родился в марте, а особенно тех, кто отметил в марте свои юбилеи: в Юрьевском это МАРИЯ ИВАНОВНА ФАТОВА, в Нефине — МАРГАРИТА ИЛЬИНИЧНА БАБАЕВА, в Мартынове — АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЧАДИН, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТУХОВ и ДЕНИС ДОРОФЕЕВ,

 

В КОЛХОЗЕ  «ВЕРНЫЙ ПУТЬ»    ИТОГИ 1997 ГОДА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Ждали-ждали Нового года, в сами все о Старом печемся: вспоминаем, что было, подводим итоги, готовим отсчеты... Таковы люди; вот и Г. Ф. ДУДОЧКИН, колхозный зоотехник, не исключение: раскрыв свои бесконечные талмуты, подытожил работу доярок и дояров за минувший год. Заглянем и мы в его таблицу: первая колонка цифр — получено от коровы в 1996 году, вторая — «плюс» или «минус» в сравнении с 1995 годом Единица измерения, конечно, килограммы.

Итак,

СТАРАЯ ЮРЬЕВСКАЯ ФЕРМА Струк В.  Ф.  —                      2803    -1-30

Румянцева Г. И. —                                                                            2678    —192 По 

ферме  —                                                                                            2741    —79

 

НОВАЯ ЮРЬЕВСКАЯ ФЕРМА

Шалаева   И.   И.   —                                                                          2867    -1-85

Якунчикова Т. Н. —                                                                        2539    -1-1

Бубнова Н.  П. —                                                                               2418    -1-92

По ферме —                                                                                       2607     -I-60

СТАРАЯ

МАРТЫНОВСКАЯ  ФЕРМА

Розова  Е.   Н.   —                                                                               2454    -1-81

Котяшова Л.  В.  —                                                                           2184    —88

Кулаков А.  В. —                                                                               2047    —89

По ферме —                                                                                       2233    —27

НЕФИНСКАЯ  ФЕРМА

Гулин  О.   В.  —                                                                                 2148    -1-80

Гудтшмидт А. Э. —                                                                         2065    —210

По ферме —                                                                                      2111    -1-10

НОВАЯ МАРТЫНОВСКАЯ  ФЕРМА

Карасёва  Е.   С,   —                                                                         2413    -I-155

Пирожкова А. Е. —                                                                         1893    -1-69

Белякова  В.  В.  —                                                                           1669   —98

По ферме —                                                                                      2000    -1-47

ПО КОЛХОЗУ —                                                                             2395    —62

 

В наступившем году мы будем стараться время от времени обращаться к работе животноводов, только нужно иметь в виду, что на фермах колхоза произошли некоторые изменения.

В ЮРЬЕВСКОМ, например, к нашему большому сожалению, по состоянию здоровья оставила работу Надежда Павловна Бубнова — ее коров разобрали доярки, так что в селе одной группой меньше. Поправляйтесь, Надежда Павловна, ладно?

В МАРТЫНОВЕ группу Галины Михайловны Кулаковой отныне ухаживает Анна Евгеньевна Пирожкова. И вообще, у мартыновских доярок радость: раз в неделю теперь они имеют законный выходной и могут целый день посвятить дому! Подменной дояркой взялась работать Надежда Фёдоровна Чадина, вернувшаяся с семьей на Родину аж с Кольского полуострова Удач им!

А в НЕФИНЕ — новая группа! Ее набрал Александр Алексеевич Кулаков, также вернувшись с семьей в родные места, только из Казахстана. Пусть и у него все будет хорошо.

 

посидим,  ПООКАЕМ…

(ИНТЕРВЬЮ   С ДИРЕКТОРОМ МАРТЫНОВСКОГО ДК А. Б. ДОРОФЕЕВОЙ)

—   Александра   Борисовна,   16 февраля   в   Мышкине   состоялся концерт   художественной   самодеятельности.   Каково   участие   в нем мартыновского Дома культуры!

—— Большое. Нам удалось показать по одному номеру от каждого кружка. От хорового — песню «Семь женихов», которую в Мартынове называют «Как хотела меня мать...». Танцевальный коллектив представил попурри не тему народных танцев. От театрального кружка (он называется «театр миниатюр») сценку «Как Вини-Пух и Пятачок в гости ходили». И один номер был совместным: пели «Кадриль» и танцевали ее.

—  Представьте, пожалуйте, артистов!

—   Артисты  у   нас  в   основном бывалые:      Николай      Румянцев, Сергей   Розов,   Сергей   Лебедев, Ольга  Виноградова;   ну  и  я  (куда   мне   деваться?).    Но   есть    и пополнение:     Анастасия   Румянцева, Ольга Смирнова, Елена Виноградова   впервые   участвовали в таком серьезном мероприятии. Хочется  отдельно  назвать   наших женщин-певунь:   Татьяна  Ершова. Галина   Громова,   Валентина   Бутусова,   и   гармонист  —   Николай Иванович Петухов.

—   И  как  они   смотрелись  на районном уровне!

— Мы выступали почти самыми последними, и у нас была возможность посмотреть большую часть концерта и сравнить. А почему последними? Методист районного ДК В. Н. Беляков объяснил так: «Потому что если Мартынове вышло на сцену, значит, эффектное завершение обеспечено!».

Домой мы вернулись с двумя дипломами I степени и с подарками: вазой и чайником.

—   Как   отбирались   номера!

—   К     номерам     предъявляли строгие   требования:   они   должны   быть   хорошо   отработаны   и в   каждом   должна     быть     своя изюминка.   Поэтому   четыре   номера от одного ДК — это много.

—  Вы довольны!

—  Не только я — все артисты в восторге!

—  Участие в районном концерте — это своего рода итог работы   сельского   клуба     за   год. Что  сделано   Мартыновским  ДК в 1996 году!    -

—  Если Вас интересуют цифры, то  в   прошедшем  году   мы   провели 75 мероприятий (не считая танцевальных вечеров, которые бывают каждую пятницу и субботу) и поставили 18 концертов.

—   Какие дела Дома культуры Вам   показались    самыми  удачными!

—   Концерты   в   Платунове     и Ордине.  В  Дьяконовку мы  нынче   съездили   два   раза:    сначала

с  учениками,   а  потом     провели там   День   деревни.   Хорошо   нас встречали  в   Юрьевском  на 475 -летии   села     и     в   Мартынове    в «Успенье-96».

Запомнилось выступление дьяконовских певунь 9 Мая на сцене Дома культуры, игра «Угадай мелодию», которую мы проводили в Паску, шоу-программа «К теще на блины» — она была в Масленицу, ну и концерт, поставленный ко дню 8 Марта. В общем, есть что вспомнить!

— О чем мечтаете в году наступившем!

— Мечтаю о возрождении вокально инструментального ансамбля. В каждое наше мероприятие он вносил какое то настроение, оживление и к тому же был прекрасным организатором молодежи, заставлял ее заниматься делом. Но как сгорел усилитель на 1 Мая, так и начались проблемы с аппаратурой — все старое. В настоящее время, например, нам нужны новые тарелки, а еще лучше — сменить весь ударник.

—  А как с финансами!

—  Да никак!

—   Понятно.   В таком     случае представьте, пожалуйста, коллектив ДК.

—   Ну, если  кто  не    знает, то я —  директор.   Художественный руководитель   —   С.   Н.     Розов, музыкальный      руководитель    — Н. И. Петухов. Убирается в клубе  В.   В.   Преснова,  а  топит  его Н.  Ф.  Монахов.  Есть у  нас еще один   работник,   который   работает  без   зарплаты.   Это  С.   Лебедев;   он   учит   игре     на   музыкальных   инструментах     следующее   поколение  мартыновцев — нужен нам ансамбль!

—  И последний вопрос: сколько вы уже директором ДК!

—  Я заведую клубом с 1 февраля 1986 года.

—    Спасибо,   Александра   Борисовна. Удач Вам!

О III КАЦКИХ ЧТЕНИЯХ

 

Раз в год, в первую субботу февраля, Мартынове превращается в маленькую столицу... ой, нет, не мира — Мышкинского района. А что, во-первых, оно становится таким же многолюдным, как и Мышкин. Нынче, например, к нам пожаловали заместитель главы администрации Мышкинского района Е. А. Небаева, директора Опочининской и детской библиотек Г. А. Лебедева и Н. П. Тихонова, представитель Клуба юных друзей Л. В. Гречухина с секретарем Н. Семеновой и целая армия работников образования: директора всех школ, сотрудники методкабинета, инспектора, водимые заведующей РОО Л. А. Киселевой — больше двух десятков приезжих. Прибавьте к ним мартыновцев и получите весьма солидную цифру участников III Кацких краеведческих чтений.

Некой  еще должна  быть  столица!   Деловой,   солидной...   или  нет — общественно-значимой! И Мартынове — не исключение. Все занимались делом серьезным и важным — все... вспоминали. Чисты и нежны были мысли людей, ибо только так вспоминают школьные годы.

Дети рассказывали, как учились их дедушки с бабушками и родители, взрослые вспоминали свои школьные годы. И у каждого, в том числе и приезжих, было чем откликнуться на эти простые и, казалось бы, бесхитростные речи.

В    каждой    столице     должен быть шик. Выступающим — призы: книги, открытки, сладости. Приезжих — накормить с дороги. Оформление — в этом нельзя осрамиться. А это деньги, деньги, деньги, которых у газеты — увы — нет... Огромное спасибо спонсорам: администрации Мартыновской сельской территории и районному отделу образования. И земной поклон колхозу «Верный путь», поддержка которого была самая ощутимая. Благодарим вас, дорогие колхозники, и Вас, Сергей Михайлович, лично, без вашей помощи все бы было бледней и беднее. И нам так приятно было говорить в этот день, что газету «Кацкая летопись» не бросают в одиночестве.

Краеведческие чтения, третьи по счету, завершились. Гости разъехались, и Мартыново вновь превратилось в обыкновенную российскую деревню — таких тысячи. Но — обыкновенную ли!

Эхо чтений идет по району, побуждая людей на добрые действия. И обязательно вернется на страницы «КЛ»: все выступления мы, конечно же, опубликуем.

 

2стр.                                       «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 № 3-4 (63-64), февраль 1997 года

 

Архив на дому

                        ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА  СМОЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ХОРОБРОВА

В 1926 году Рыбинская уездная милиция составила опись имущества в те времена еще действующей Хоробровской церкви. Документ этот и поныне хранится в Угличском архиве, и полные координаты его таковы: УФ ГАЯО, Фонд Р-778, Опись 1, Единица хранения 28 «Книга по учету имущества церкви с. Хороброва Рождественской волости Рыбинского уезда».

В прошлом номере мы начали, а теперь с удовольствием завершаем публикацию этой описи, позволяющей воочию представить себе все то, что имела церковь накануне своего закрытия. Заметим, что ни единой вещи из Хоробровского храма не сохранилось да и сама церковь была разрушена на рубеже 50-60 годов нынешнего столетия — на памяти многих...

Читайте, удивляйтесь, сокрушайтесь...

 

Церковные сосуды   и прочая церковная утварь

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ СОСУДЫ

81-82.  Два   потира   серебряные весом 4   1|2  фунтов  с  приборами: дискоса — 2, звездиц — 2, лжиц — 2, блюдечка — 4 — УКРАДЕНЫ.

 

КРЕСТЫ

83.   Серебряных с пробою два весом 2 фунта.

84.   Серебряный     без     пробы один   весом     40   золотников   — УКРАДЕН.

 

ОБЛАЧЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ И ЖЕРТВЕННИКОВ

85.   Из желтой  парчи — один.

 

ОБЛАЧЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

85.  Из    серебряной    вызолоченной   парчи     священническое.

87.  То же диаконское.

88.   Из   белой     парчи     апликс священнических — два.

89.  То же диаконское.

90.  Из желтой парчи священническое.

91.   То же диаконских — два.

92.  Из голубого атласа священ, ническое.

93.  То же диаконское.

94.  Из голубого рытого бархата священническое.

95.   Из  красного  бархата  священническое.

То  же диаконское.

96.   Из     шерстняной     материи священническое.

97.   Из  шелковой  материи  коричневое священническое.

98.   Из   черного     бархата  священническое.

99.  Из черной шелковой материи священническое.

100.  Подризники: щелковые — три,

шерстяной материм, бумажные — три.

 

КАДИЛА

101.   Два  медные  ветхие,    весом 1 ф.

 

ТАЗЫ

102.   Один   медный   таз   весом 24 зол.

ТАРЕЛКИ

103.   Пять      медных      тарелок разного размера весом 3 ф.

 

КОВЧЕГИ

104.   Один   вызолоченный   серебряным весом  3 ф.   15 зол.

105.   Один    серебряный      без пробы   малого    размера    весом 1 ф. — УКРАДЕН.

 

ВЕНЦЫ

106.   Две пары  венцов медных весом 4 ф.

 

КУПЕЛИ

107. Купель белой жести.

108.   Другая     купель     медная, худая   —  В    ЛОМУ.    Вес  ея был 20 фун. — НЕГОДНО.

 

ПОДСВЕЧНИКИ

109.    Подсвечников      больших медных высеребренных — двадцать; вес в их 5 пуд.

110.  Три малых выносных подсвечников   медных   высеребренных вес в них — 6 ф,

 

ЛАМПАДЫ

111.  Больших лампад две, медные,  высеребренные,  вес  в   них 10 фун.

112.  Двадцать лампад среднего  и  малого  размера,    медные, весеребренные, вес в них 20 ф,

 

ХОРУГВИ

113.   Клеенчатые двои — НЕГОДНЫ.

 

АНАЛОИ

114.   Деревянные   обложенные дубовой фанерой — двои.

115.   Обитые  клеенкой    деревянный.

Обитый парчой деревянный.

ПАНИХИДНИЦЫ

116.  Одна медная высеребренная с распятием, вес в ней 5 ф.

 

ЧАЙНИКИ

117.   Красной   меди,  вес  1   ф.

118.   Медные    никелированные — два, вес в них 2 ф.

 

ПРОЧАЯ УТВАРЬ

119.   Медная  даросушительница одна, вес в ней 2 ф. — УКРАДЕНА.

120.   Всенощное     блюдо медное посеребренное весом 2 ф.

121.   Водосвятная  чаша медная высеребренная, вес ея 5 ф.

122.  Два кропила.

123.   Копие   одно     металлическое.

124.   Крестильный ящик металлический.

125.    Три   деревянных   шкапа.

126.  Старостинская выручка деревянная.

127.  Сундук деревянный,

128.   Два табурета деревянных. 129   Пять   скамей   деревянных.

130.  Стенные часы.

131.   Стремянная  лестница деревянная.

132 Ковры — семь.

133.   Покрбвы     Для     умерших парчовые — три.

134.  Пелены аналойные парчовые — три.

135.  Колпаки   стеклянные—три.

136.   Завес  шелковых в теплом храме — Две. Книги

137.   Два   Св.   Евангелия  большого и среднего размера в серебряных  окладах,    вес    в   них 2    ф. —

УКРАДЕНЫ      С СЕРЕБРЯНЫМИ      ОКЛАДАМИ.

138.  Два Св. Евангелия малого размера  в   медных  окладах, вес М 1|2ф. — ОДНО   УКРАДЕНО.

139.   Два  Евангелия  без окладов — ОКЛАДЫ  И3ЪЯ-ТЫ 22-ГО МАЯ 1922   ГОДА.

140.   Двенадцать Месячных миней.

141.  Общая минея.

142.   Дополнительная   минея.

143.  Октоих — два.

144.  Типикон.

145.   Следовательная  псалтырь

146.  Триодь постная.

147.  Ирмологий.

148.  Апостол — два.

149.  Часослов.

150.   Книжка молебных пений.

151.  Требник — два.

152.  Служебник — два.

153.  Каноник.

154.   Разных   книг  религиозно-нравственного       содержания     и журналов разных годов.

Иконостасы

Малых   иконостасов    деревянных — двенадцать. Ниже приписано   карандашом:

Хоругвий металлических одна пара.

Список вещей, находящихся в лому

1.   Купель медная, вес ея был  20 ф.

2.  Паникадило медное, вес его был 2 п.

3.  Подсвечник медный, вес его был 5 ф.

ИТОГО В СЕЙ КНИГЕ ПРОНУМЕРОВАННЫХ ЛИСТОВ ТРИДЦАТЬ (30).

За Председатели Церковного Совета Хоробровской религиозной общины Священник (подпись неразборчива — «КЛ»).

Члены церковного Совета:

СОКОЛОВ.

ЯКОВ ВИНОГРАДОВ. ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ.

МИХ. КИСЕЛЁВ.

Псаломщик МАТВЕЕВ.

И. КРЮКОВ.

ОПИСЬ СОСТАВЛЕНА 27 ИЮНЯ 1926 ГОДА.

 

ЗАГОРЕЛАСЬ  ЗВЕЗДА ИОАННА   ГОЛИКОВА

Этот человек открывался осторожно. Другие заявляют о себе много громче, как-то сразу врываясь в чужие жизни недосягаемо манящими звездами. А от этого — всего несколько строк в «Историко-статистическом обзоре Ростовско-Ярославской епархии за 1861 год».

Иоанн Голиков... Настоятель Николо-Тиморского храма. Рукоположен в 1844 году из студентов Духовной семинарии; обыкновенный священник обыкновенной церкви — о таком и позабыть не мудрено. И только коротенькая приписка — «Имеет крест в память 1853-56 годов» — делала его чуть ярче в бесконечной череде давно отживших людей.

В 1853-66 годы шла печально известная Крымская война и Россия отчаянно сражалась с Турцией, Англией, Францией и прочей европейской мелочью. Каково в ней участие Николо-Тиморского попа?

Кто бы мог подумать, что об этом расскажет родной правнук того священника. Борис Михайлович Федоров живет и работает в Санкт-Петербурге, но малая родина назначает свидания вновь и вновь... В один из

приездов он и поведал свою родословную:

— Ивана Голикова помнят в нашей семье; был он человеком интересным. Найдет на речке камень плоский, отшлифует его и что-нибудь нацарапает на библейский сюжет. У нас до сих пор хранятся некоторые его работы.

Есть камень с нацарапанной головой Иоанна Крестителя, отрубленной, на блюде. Есть печатке

—  овальчик с инициалами С.И.Г.

—   «Священник  Иоанн  Голиков»; в   центре   пейзаж—дерево,   птица длинноносая, а поверху надпись:   «Берегитесь!».     Есть    еще одна печатка на камне с сиянием — видно, что ручная работа.

Бережем мы и тот крест на черной с красным ленте. Его давали не только непосредственным участникам войны, но и лицам, организовавшим сбор пожертвований для русской армии.

Дочь Иоанна Голикова Клавдия вышла замуж за Александра Александровича Пятницкого, тоже

священника, сменившего тестя в Николо-То порском церкви. Они вырастили троих дочерей: Павлу, Елизавету и Марию — мою маму. Вот и выходит, что Иоанн Голиков — мой прадед.

...Звезды зажигают себя сами, но с течением времени меркнет даже самая яркая из них. Меркнет, но не потухает совсем и, едва сорвешь полог забытья, снова становится маняще недоступной.

В Угличском архиве обнаружена книга Иоанна Голикова! Эта рукопись — 253 листа, исписанных убористым, но удивительно понятным почерком. «Богословские лекции, — аккуратно вывел автор заголовок, — писаны священником села НиколоТопорского Иоанном Павловым Голиковым».

И в (Самом низу 242-го листа чуть-чуть о себе: «Я кончил курс учения в Ярославской Духовной семинарии студентом при ректоре Григории Миткевиче, который

впоследствии был архиепископом в Калуге (в 1842 году). А родом Мышкинского уезда в селе Прилуках, на Волге, от диакона Павла Иванова Голикова. Посвящен был во священника преосвященным Евгением Казанцевым в 1844 году июля 22 дня. Первоначально (3 года) служил в селе Никольском что на КолокшеРомановского уезда; потом перешел в с. Никольское на Топоре, где по милости Божией и ДО сих пор нахожусь. 1880 года апреля 10 дня. Св. И. Голиков».

Книга интересная, доходчивая, хотя и посвящена не местным событиям, а религиозным вопросам... Впрочем, так ли это? Иногда не выдерживал автор, и записывал для памяти совсем «не по теме», сохранив для нас радости и печали тех дней;

«В первый раз посетила нас Покровская Божия Матерь 1859 года, августа 22 дня, в субботу...»

«Преосвящ.   Нил   прибыл  в   с Николо-Топорский 17 июня и ночевал у нас. В 18-е утром отправился в Нефедьево, 1860 года».

«1864 го   года   генваря   в   последний   числах   (26)   помер   отец благочинный      Покров-Карский иерей   Василий   Федорович   Ребров».

«1869 года марта 18 или 10 дня помер отец благочинный Рождественско-Кадский иерей Григорий Зыков».

«Церковный староста деревни Костева крестьянин Парфений Васильевич Солнцев помер утром 9-го июля 1872 года в воскресенье».

«Сережа от оспы помер в том же 1872 году ноября 4-го дня, 8 годов и 1 1|2 мес. от роду».

«1873 г. октября с 5-го на 6-е число ночевал Дмитриевский отец Андрей Иваныч Грандалев-ский с матушкой своей, проездом к сыну в Новинскую учительскую семинарию».

«1877 г. июля в последних числах на должность благочинного поступил (вместо Шипиловского о. Симеона)...» — далее не прочесть, карандаш стерт.

...Не сразу, но открылся и этот человек. На кацком небосклоне загорелась еще одна звездочки — звезда священника Николо-Гопорской церкви Иоанна Голикова.

3-4 (63-64), февраль 1997 года                         «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ)                               3 стр.

 

Школьный уголок

СОЧИНЕНИЯ О ПАПАХ

Громова Наталья:

Мой папа, Анатолий Валерьевич Громов, родился 28 апреля 1961 года в деревне Нефине. Учился он сначала в Нефинской школе, а потом в Мартыновской. Папа был первым ребенком в семье, а семья его состояла еще из трех человек: отца Валерия Андреевича, матери Варвары Васильевны и младшего брате Вовы.

После окончания Мартыновской школы он поехал учиться на тракториста в Мышкин. А потом вернулся в колхоз «Верный путь», где и сейчас работает.

Мой папа выше среднего роста, у него русые волосы, голубые глаза. Он любит ходить в рабочей одежде, не любит рядиться и ходить в клуб.

В восемнадцать лет женился на моей маме, Евгении Анатольевне; познакомились они в автобусе.

В двадцать лет мой папа ушел в армию. Служил сначала в Ставрополе, а потом его перевели в Краснодар.

После армии вернулся в колхоз работать трактористом, за работу не раз был награжден подарками и почетными грамотами. Сейчас у папы два трактора: Т-150 и «Дизель». Кроме работы на тракторе мой папа ещё занимается строительством У нас дома он построил баню, гаражи и сарайку. У него две дочери: я и младшая Катя; обе мы, как и папа, учимся в Мартыновской школе.

Однажды в детстве с папой произошел такой случай. У моей бабушки, у папиной мамы, родились у коровы Два теленка. Бабушка посадила телят дома в загородку. А папа с братом разделили телят — один папин, а другой брата. Напоит бабушка телят, положит на руку соли и ласт телятам Лизать,

Ушла бабушка, приходит через некоторое время, а к ней навстречу выбегает радостный па па и говорит; «Мой вот сколько хлеба съел!» —и показывает на ладошку. «А Вовкин вот сколько!» — и показывает на пол-ладошки. Тёлята, конечно, заболели.

Я люблю и уважаю моего папу. Сейчас я не знаю, на кого похожа, а раньше была похожа на папу. Про меня так и говорили: «Второй Тоха Громов». Когда я была маленькая, я все время ездила с папой. Сейчас я, конечно, выросла и не езжу г ним на тракторе, но люблю отца по-прежнему.

Виноградова Елена:

Моего папу зовут Василий Михайлович, Он родился 24 ноября 1956 года в деревне Нефине; там и учился четыре класса, а потом пошел в Мартыновскую школу.

Весной и осенью они ходили в школу пешком. А когда не за хочется — зачерпают сапоги и домой; Однажды всю ночь шел дождь, и образовалась такая лужа! Мальчишки стали переносить девчонок, а потом портфели. Кинул кто то портфель, а он расстегнулся, и все вылетело. И плавали на середине лужи и ручки, и книги, и тетради...

А зимой они ездили учиться ре лошадях: девчонки на одной, мальчишки на другой. Бывало, и прогуливали: выедут мальчишки1 за Нефинскую школу, сломают дугу или оглоблю и ждут — когда же поедут девчонки? Остановят их, спросят: «Поедете В школу?» Те ответят: «Да!» Мальчишки обрежут у них что-нибудь, и тогда обе лошади возвращались назад...

После школы папа учился в Переславле Залесском на киномеханика. В 1974 году его забрали в армию, там он работал поваром. Отслужив, трудился в Москве слесарем, а потом в Мышкине.

А теперь работает на откормочнике в Мартынове, ухаживает телят.

  

Памятные даты 1997 года

Ну, наполняйте скорее бокалы! О закуске не позабыли! Отмечаем юбилейные события из истории земли Кацкой...

1060-летие

Да, именно 1060 лет назад — в 937 году — согласно легенде был основан город Углич. Казалось, а нам-то какое до этого дело! Самое прямое: вплоть до 1777 года (до образования Мышкинского уезда) мы были угличскими.

Но и это не главное. В том далеком X веке Углич был единственным славянским городом в Верхневолжье: всюду, в том числе и по реке Кадке, жило финское племя меряне. Угличские воеводы изредка заглядывали к нам за данью, которую кацкари свозили на устроенный в Николо-Топоре погост (погостом в те времена и называли место сбора Дани).

Таким образом, 937 год условно можно считать годом вхождения волости Кадка в состав древнерусского государства Киевской Руси и началом заселения здешних мест славянами.

425-летие

В июне-августе 1572 года царь Иван IV Грозный составляет духовную грамоту, в которой черным по белому записано, что княгиня Ульяна является законней правительницей волости Кадка «с ямскими и переметными деньгами, и всякими доходы тоя волости». Хороброво названо ее дворцовым селом, то есть иными словами столицей волости Кадка.

380-летие

В 1617 году впервые были записаны некоторые наши кацкие названия: «Пустошь, что была деревней, Нефино да пустошь, что была деревней, Демидово принадлежат боярину-князю Алексею Юрьевичу Сицкому»,— старательно вывел дьяк Федор Шушерин. Нефино со временем снова ожило, заселилось (выходит, ему никак не меньше 380 лет), а Демидове так и осталось необитаемым — с той поры это лес.

205-летие

Осенью 1792 года в селе Юрьевском завершили постройку каменной церкви в честь Георгия Победоносца. Финансировал постройку юрьевский же помещик майор Афанасий Семенович Давадов — вечная ему память; разве он думал, что в конце 50-х годов XX столетия его церковь разберут...

105-летие

5 декабря 1892 года по случаю столетия Юрьевского храма в деревне Мартынове открыли школу грамоты. Первым учителем суждено было стать сыну юрьевского псаломщика, 17-лет. тему Александру Николаевичу Золотареву — давайте запомним его имя.

В том же 1892 году открыли школу грамоты и в деревне Нефино.

 

Встречины  с  нечистой силой

ДВОРОВОЙ-  ХОЗЯИН-2

Нечистой силы в Кацкой сторонке всегда водилось довольно всякой; на особицу от нее до сих пор живет и здравствует Хозяин-Дворовой. Его даже нечистым не назовешь: на удивление здоров, красив, силен, а еще работящий, культурный, заботливый — идеал, настоящий идеал! Иначе и быть не должно, ведь Дворовой (как мы уже договорились) — дух покровителя дома, дух родственника, умершего так давно, что даже имени его не сохранилось.

Работящими были наши предки, вот и дворовой — первый на селе работник: сам без дела не сидит, да и хозяевам зевать не дает.

...В Балакиреве это было. Занеладилось у деда на дворе Поехал он к бабке:

—  Вот такое дело...

Та чего-то поделала, куда то посмотрела ( в книжку что ли):

—   Дак  вот   что  же ты  —  хозяин,   на   двор   ходишь,     а   стоят вилы старые — ты   им уже и  не пользуешься, а не убираешь. Вот Дворовой  им и  ковыряет скотину-ту!

Вот такая от Дворового наука: впредь, дедуля, за порядком следи да инвентарь где не попадя не раскидывай!

Однако, было бы наивно думать, что Дворовой — это только давно умерший предок; его образ значительно сложнее и непонятнее.

 

*           *           *

Тысячу   лет   назад   покровителем домашнего скота у славян был бог Велес (или Волос, по-другому). Конечно же, кое-что и от него досталось в наследство современному Домовому, скажем, обладающая чудесными свойствами шерсть.

— В Масальском, — вот вам новый рассказ, — одне купили в своей же деревне тёлку. И не следили, когда покупали — не доглядели, как хозяева надрали из нее шерсти. Отелилась тёлка и не доится. Уж и кормят ее, и холят — не доит и все! Бабке знающая сказала: «А вы сведите обратно. Вы ее купили и недоглядели. Хозяева натеребили шерсти, вот она и не доит!».

Волшебная сила шерсти настолько велика, что ее используют как приворотное средство. Не ходит скотина на двор и все

тут — такое тоже бывает. Можно, конечно, бегать по всей деревне и кричать: «Ах ты, беспутая!» А можно выстричь между рогов шерсть, ткнуть ее куда-нибудь вверх над воротами. Тогда животное точно будет ходить на двор — утверждают кацкари. Если же и это не поможет — заметим сразу — делают вот что: как выйдет корова со двора, снимут с копыт грязь и кинут обратно на двор. Это тоже не случайно: ведь для того, чтобы переселить Дворового со старого двора на новый, нужно захватить с собой немного навозу. Но я о славянском боге Велесе. Старинные плотники рассказывают, что разбирая ветхие дворы, бывает, находят над воротами не икону, а коровий череп, точнее верхнюю часть черепа с рогами — несомненный знак прежнего бога Велеса.

 

*           *           *

Самое   большое   беспокойство  Дворовому причиняет обыкновенное дерево (либо оно но уточняется, либо называется однозначно — береза). А людям, как правило, невдомек. Вот и бегут они за советом к бабушке-знахарке. Та опустит воды: нальет ее в блюдо, положит крестик, камешки. Помолится, пошепчет чего-то и скажет:

—  Вы половики стирали. Протянули   жерзди     во     дворе,     не жердзи  их и  повесили.  Уберите!

—   А вы  передок от роспусок к воротам поставили.

—   У  вас  кол  во дворе    вбит вверх   ногам.   Выколотите   его   и вбейте как надо.

—   У   вас   вилы   закопаны     да еще  чургован  нечаянно  навозом завалило.

—   Посмотрите  под  гандарею. Там от прежних хозяев пень остался   и   деревянное   корыто,     в котором стирают...

Слушал   я,  слушал   и   никак  не мог   понять,   чем  же  так  провинилась безобидная с виду деревяшке?  Ответ     пришел     неожиданно, пока рассказывали:

— У меня начала болеть скотина. Делать нечто — позвала бабу Сашу из Перемошья. Она Двор оглядела и говорит: «Ой, Зина, скоко загородок то вы наделали! Убавьте! И потом, как откроешь калитку, так под самыем под ногам под навозом у вас лежит большой берёзовый пень. Не нравится это дворовому».

Ах, вот в чем дело: не любо дворовому дерево. А как же иначе, ведь этот берёзовый пень откуда? Из лесу! А от кого? От лешего! Знать, не дружатся между собой кацике дворовые и лешие. Потому и противно двороому бывает дерево как лишнее напоминание о своем лесном недруге.

Разными путями могла оказаться на дворе эта злополучная деревяшка. Чаще всего самым не. винным образом: либо в наследство от прежних владельцев дома, либо по недосмотру теперешних. Но, бывает, таким простым способом наведения порчи на скотину пользуются злые люди. В Юрьевском вспомнили:

— Не идет у меня корова на двор. Встанет у ворот, землю роет, а дальше не идёт. Что делать? Вспомнила я о Кубарихе, пошла к ней. «А ты, милая, — научила она меня, — покопай у ворот, там кто-то дощечку зарыл. Сходи на пустырь и выкинь ее через левое плечо». Взяла я лопату и выкопала у ворот старую икону, изображение на ней совсем уже стерлось. Выбросила ее по всем правилам, и корова с тех пор уже не упрямилась.

Выходит,   порча     деревом     не так  страшна,   как  кажется.   Достаточно     только    выбросить    его прочь, и чары падут. Единственная трудность заключается в том, что обнаружить    лишнюю деревяшку   на  дворе   способен только знающим человек.

 

*           *           *

Слышал я и такое:

— Купил один мужик в Кобелеве ярку на племя. Он хотел ее волоком вести, а хозяева не дали: а то у себя ягняться овцы не будут.

Жаль, не уточнил во время, что значит «волоком вести», а теперь вот умерла рассказчица... Пожалуй, это когда скотина не идет со двора, упирается. Так ли я думаю, читатели?

Сергей ТЕМНЯТКИН.

 

4 стр.                                                      «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ»             № 3-4 (63-64),       февраль 1997 года

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение падает на букву, выделенную жирным шрифтом.

ЧАБРИК — худой человек. 

ЧАБРЕЦ — кацкое название растения чабер.

ЧАЛДОН — кличка лошади  или прозвище человека, только что Оно означает — вот вопрос!

ЧАМОРНОЙ. «Какой же он чаморной!» — так скажут о чело. веке с плохим аппетитов, о том, кто мало ест.

ЧАСНИК — небольшой лесок, роща: «Чулково — это часнички с холмикам да с выгонам для скота. Первый часник назывался Палошник» (что рассказывали в Киндякове).

Если же кто совершит какую нибудь нелепость, сделает что-либо неразумное, ему обязательно выскажут: «Дуб ты из ольхового часника».

ЧАСТОБАЙ — тот, кто часто, то есть слишком быстро, говорит.

ЧАСТОБАЙКА — женщина-частобай.

ЧАСТОЧКА. Чтобы растопить печь, берут прямое сухое полено и большим ножом щепают... правильно, лучины. А по-кацки часто -ки.

ЧЕЛО. «Ой. прямо беда: выпал кирпич, теперь не знаю, как и заделаю чело!» — причитает старушка, имея в виду часть русской печки над сошком (шестком). Слово встречается и в кацком фольклоре: «А петух на чело, сам не знает ничего...» — поется в детской песенке.

ЧЕРВИК — рисунок сердечка — такой, каким его обычно рисуют на картах масти черви. «У меня корова заметная, с червиком на боку», — значит, с пятнышком такой формы.

ЧЕРВЯТОШИНА — ход от червяка в яблоке, грибе и т. д.

ЧЕРВЯТОШНОЙ.   Не   повезло   грибнику:   «Все   грибы   червятошные!» — червивые, источенные червями.

ЧЕРЁД (множественное число ЧЕРЕДА) — это не только очередь, но и единица счета домашнего скота. Ведь скотину во Многих селениях пасут сами хозяева по череду: один черёд — один день пастуший (пастьбы). Вот и слышишь нередко:

—  Сколько чередов у вас?

—  Дак вот, считай:  у нас корова да тёлка, да две овцы.  Выходит, два череда у нас, два дня нам пасти.

Череда в каждой деревне назначаются по-разному: где, например, корова полный черёд, а где полчереда. Где овца — черёд, где полчереда, а где ее и вовсе не считают...

ЧЕРЕМИЦА — так в Кадке называют траву чемерицу, считая ее лекарственной: «А потом корове дала черемицы».

ЧЕРЕП. Это страшное для русских слово у кацкарей весьма обыденно. Черепом называют остатки льда на весенней дороге, по которым стараются ходить, чтобы не вязнуть в грязи.

А еще череп — тонкая корочка замерзшей в озимок (заморозок) почвы.    Рано утром, когда солнце еще не отогрело подернутую озимком  почву,  сеют  по черепу  клевер  или  раскидывают  по черепу удобрение — опять чтобы по грязи не хлёмать.

ЧЕРЕПОК. Во-первых, это осколок битой посуды. Когда-то девчонки обожали игру в черепки: уж и еды в них из грязи да глины наделают, и кукол наугощают — в общем, кому что подсказывала девичья фантазия.

Во вторых, черепок — небольшая посудина, миска: «Налила кошке черепок молока».

ЧЕРНЕДЬ. Попробуйте сами сформулировать значение слова, прочитав пример: «Сделали в колодце новый березовый струб, и ВОТ какой плохой вода стала. Все какая-то чернедь на струбе — возьмёшь тряпку и смоешь её». Итак, чернедь — это грязь на чем-либо: на стене, на белье, на теле... (но только не на земле).

ЧЕРНУШКА — чёрная сыроежка (гриб такой).

ЧЁРНЫШ — рыба-вьюн: «Бывало, уходили дети на Кадку, ловили там чернышей, рыб таких...»

ЧЕРНЯ, ЧЕРЕШНЯ, ЧЕРЕШНЯ — так в Кадке называют кусты тёрна или саму ягоду тёрн.

ЧЕТВЕРТУХА — род ниченок, которые использовали, чтобы соткать грубую ткань (из льняных очёсок).

ЧЕХАЛДЫКНУТЬ стаканчик, другой, третий — думаем, не стоит объяснять читателям, как это обычно происходит...

ЧИБАРЬ — слово замечено как прозвище некоторых людей, но смысл его так никто и не объяснил. Возможно, с ним как-нибудь связана Чиба — кличка овцы.

ЧИБЫ-ЧИБЫ  —  позывные слова  (слово манок) для  овец.  Наверняка связано с татарским «чабан» — овечий   пастух.

ЧИПЫЖИ — высокие сорные травы; то же что и БАТЫЛЬ, БОРУХА. Употребляется только во множественном числе.

ЧИРКАЧ — камень кремень. Взяв два чиркача и ударяя один о другой, высекают искры и разжигают огонь.

ЧИСТИНА, ЧИСТИНКА — слово многозначное. Это может быть просто ровное, гладкое место — заасфальтированное или даже вытоптанное. Так назовут полянку в лесу или свободное от строений место. Живущие у водоема употребляют это слово то в значении «песчаная отмель», то — «чистое, свободное от растительности место в реке».

ЧОВА, ЧОВКА. «К нам на ферму прилетла чова! Човка у нас живет!» Что за птица такая? Сова!

. Словарь проверили супруги Н. И. и О. В. ЗНАМОВЫ.

 

СТАРИННАЯ  ПЕСНЯ

Про самогонку

 

1.         Расскажу, друзья, не скрою,

Как ошпарился бурдою —

Не похож был!

Не похож был!

2.    Это дело было так:

Приобрёл я аппарат

В прошлом годе.

В прошлом годе.

3.    Занялся вином-куреньем

И варил я без стесненья

В огороде.

В огороде.

4.    Моя матка-сотана

Не давала чегуна,

Ну и шут с ней!

Ну и шут с ней!

5.         Горшков пару я купил,

Мне Владышин нахвалил -

Очень звонки!

Очень звонки!

6.         Ростворю ещё опару,

Нагоню монахов пару

Самогонки.

Самогонки.

7.     Пуд картошки я розмял

И с мукою розболтал,

Двигал в угол.

Двигал в угол.

7.         Чтобы ей не остудится,

Поскорее уходитса,

Покрыл шубой.

Покрыл шубой.

8.         А чтобы мне не задремать,

Стал декретик я читать

Об налоге.

Об налоге.

10.    Прочитавши полной лист,

В оппарате слышно свист —

Всё пропало!

Всё пропало!

 

Вот такую 'Историю записали мы 12 декабря 1996 года от певуньи Александры Ивановны САМОЛЁТОВОЙ из деревни..., правильно, Дьяконовки. Может, кто-то не знает, что такое «монахи»? Это большие бутылки.

 

ДЕВЯНОСТО ПЕСЕН ЗНАЮ

Мы—Мартыновски робята  (девчата)...

Итак, те, кто отмечали Новый год в клубе, едва войдя в зал, сразу обратили внимание на большой красочный плакат. «Приглашаем принять участие в конкурсе частушек, — призывал он. — Начало такое:

МЫ МАРТЫНОВСКИ РОБЯТА (ДЕВЧАТА) -

МЫ НИГДЕ НЕ ПРОПАДЁМ...

 

А дальше сами продолжите. Кто лучше? Запишите ваше окончание на листочке и опустите в ящик».

Ой, что тут началось! Нет, не умерла, знать, еще частушка, не иссякла в человеческих сердцах любовь к яркому и меткому словцу — вариантам не было конца!

Первыми откликнулись как всегда веслые и дружные гости с мартыновской улицы Румыновки:

 

—  Мы мартыновски девчата.

Мы нигде не пропадём:

Новый год мы  быстро справим,

Всей Румыновкой споём!

Или: ...Всей Румыновкой в клуб

явимся И весело гульнём!

Мужики румыновские от своих прекрасных половин решили не отставать и скоро придумали нескладёху:

 

—  Мы мартыновски робята,

Мы в Румыновке живём:

За девчонок выйдем замуж

И нигде не пропадём!

 

Что ж, за румыновскими девчонками как за каменной стеной

—   вон    они   сколько    концовок придумали:

—  Дружно спляшем и споём, Никого не подведём!

—  Новый год все справим

Дружно И назавтра к вам придём!

Перекликнулись с ними и сочинители  с   неразборчивой  подписью:

—  Наш мы клуб всегда украсим И улыбкой, и хвалой!

Оживление в зале нарастало: все чего-то обсуждают, потом как захохочут и понесутся к урне свои варианты записывать. Большинство в спешке забывали ставить свои фамилии, но это, пожалуй, уже было неважно...

 

—  Мы мартыновски девчата,

Мы нигде не пропадём:

Женихов своих не будет,

Из Майями привезём!

—  Мы мартыновски робята.

 Мы нигде не пропадём:

И разденем, и разуем,

И по морде надаём!

—  Мы мартыновски девчата,

 Мы нигде не пропадём:

Через 36 недель

По ребёнку принесём!

—  Мы мартыновски робята,

Мы нигде не пропадём:

В синем море не утонем —

На трусах переплывём!

—  Мы мартыновски девчата.

 Мы нигде не пропадём:

Из ручья воды напьёмся,

Будто пьяные идём!

—  Мы Мартыновски робята.

Мы нигде не пропадём:

Мы и водкою торгуем.

Мы и сами водку пьём!

—  Мы мартыновски девчата,

Мы нигде не пропадём:

В Бологое будет пляска,

И туда плясать пойдём!

И даже так:

—  Мы Мартыновски робята.

Ты жених и я жених;

Трали-вали и так дале

И чихали мы на них!

 

А что же наша самая младшая молодежь, те, кому 16-17? О-о, они не отставали:

 

—  Мы мартыновски робята,

Мы нигде не пропадём:

Как «Иванушки» петь будем,

«Макарену» вам споём —

 

это о кумирах, а вообще то, как выяснилось, мартыновские девушки побойчей кавалеров будут:

 

—  Мы мартыновски девчата,

Мы нигде не пропадём:

Глазки, губки мы накрасим,

Замуж вскоре попадём!

—  Пусть округа нас боится.

Мы их уши надерём!

—  Кто ребят наших обидит,

По затылку надаём!

И опять все тот же острый дефицит женихов:

—  Мы в Рождествено поедем,

И парней всех отобьём!

 

А кто же победил? Официально итоги конкурса не подводились (победила частушка!), но первым кандидатам на первое место оказалось трио девушек: Л. Лебедева, Л. Виноградова и О. Смирнова, с ходу выдавшее целых шесть частушек, да каких

—  все разные!

 

—  Мы мартыновски девчата.

Мы нигде не пропадём:

Если надо водки выпить.

Мы всегда её найдём!

—  Где картошки накопаем,

Там сметаны украдём!

—  Через реку и болото

На штанах переплывём!

—  Много разных песен знаем

И частушек напоём!

—  В нашем клубе возле ёлки

Сто игрушек перебьём!

—  С Новым годом вас  поздравим

И шампанского нальём!

 

Конкурс завершился, эксперимент удался. Конечно, не каждая частушка получала высокие литературные качества, но мы решили опубликовать все. Потому что, во первых, в частушке лучше всякого зеркала отразились мы, люди 90 х годов XX столетия, наши чаяния, стремления, представления о жизни. А во вторых, просто захотелось наглядно доказать, что любовь к частушке не ослабла и, будем надеяться, не ослабнет никогда.

horizontal rule

Реклама :

horizontal rule

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Газета краеведов волости Кадка

№ 3-4 (63-64), февраль 1997 года

Редактор С. Н. ТЕМНЯТКИН

НАШ АДРЕС:

152846,   д.   Мартынове,   Мышкинский   район,   Ярославская   область

Государственное предприятие «Мышюинская типография»

г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 11

Заказ — 669. Тираж — 200 экз.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz