Кацкая летопись № 73-74

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

Ну, как—живы-здоровы? И слава Богу!

 

Газета  краеведов волости Кадка                  КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ                      № 13-14 (73-74) Июль 1997 года

 

ШКОЛЬНОЕ   ЛЕТО

АХ, ЛТО, ЛТО, ЛТО… 

Что такое ЛТО, пожалуй,   выучили уже все:   лагерь труда   и отдыха. В Мартыновской школе он организуется каждый год. Дети трудятся на участке, прихорашивают школу   (их кормят!)   и, конечно же, отдыхают. Учителя, во время ЛТО именуемые воспитателями (а также их помощники из Дома культуры и библиотеки) стараются, чтобы детский отдых прошел с возможно большей пользой.   Нынешний лагерь назывался «экологокраеведческим». Чем же там занимались?   Вот всего несколько моментов.

—                         1 —

Еще в мае, несмотря на холод, мы отважились выступить в поход. С ночевкой, конечно же! Уж так нетерпелось отыскать начало речки Чернавки — той самой, на которой стоит Мартынове. Это в нижнем течении она превращена в канал, а в верховьях — настоящая река в первозданном виде, петляющая по Деревязинскому лесу. У нее, оказывается, дно из белой, очень твердой глины — хоть пляши, следов не оставишь; а вода — цвета крепко заваренного чая. А вот и исток: красивая березовая роща с ландышами, которые —увы—еще не распустились.

—                        2 —

С районного праздника «Здравствуй, лето-97» вернулись в наилучшем расположении духа. Еще бы, столько побед! Сережа Воробьев обошел на ходулях весь стадион, а из пяти лучших лучников района трое оказались наши: Вова Громов, Сережа Воробьев и Гена Мехов. Получила приз и Лена Ершова за удачно сделанный парашют.

— 3 —

Прогулка может быть интересной и по кладбищу, особенно по Хоробровскому — там сохранились известняковые надгробья ХVIIVIII  веков. Узнали много нового и сделали доброе дело: очистили угол кладбища, мусор сожгли. Позади задней стены выкопали яму, куда побросали собранные на кладбище пустые банки, бутылки и просто осколки стекла

-4-

В это даже не верится, но 19-20 июня мы действительно пребывали в Пересравле-Залесском Где только не выводила нас большой друг и, как оказалось, опытный экскурсовод М. А. Дорофеееа: в музее «Ботик» мы побывали, в музее масок, в Горицком монастыре, в дендрологическом саде. А еще купались в Плещееве озере, взбирались на Ярилову гору, прикасались к волшебному Синему камню и просто бродили по городу,.. Ой, да всего не перескажешь! Все прошло на самом высоком организационном   и методическом уровне.

Запомнилось все, даже обед. Разве забудешь такой: на первое — суп, на второе — курица, на третье — чай со сладостями да еще по банану! Ах, еще про салат забыли... Повар готовила так, что пальчики оближешь; мы даже имя запомнили — спасибо, Светлана Сенаторова!

А если серьезно, то поездка оказалась очень сажной как для ребят, так и для газеты «Кацкая

летопись»: были интересные встречи, завязались новые знакомства, крепла наша дружба с переславцами — так необходимая нам в сегодняшнее гремя. Все это стоило немало денег: мы благодарим колхоз «Верный путь» — нашу палочку-выручалочку (председатель С. М. Ершов) и районный отдел образования {заведующая Л. А. Киселева). И подумываем: надо бы, надо и на будущий год куда-нибудь съездить...

__  5 __

А в это время колхозный автобус, дождавшийся наконец-то погожего дня, мчался в недалекую Дьяконоску. Ребятишки из начальных классов ехали с канцер-

том и переживали, — а придут ли посмотреть на их выступление дьяконовские жители! Зря волновались: дьяконовцы все до выгребу собрались как по команде и каждый номер встречали дружными аплодисментами. Концерт прошел на ура! Спасибо ребятам. Спасибо и дьяконовцам!

— 6 —

И вновь поход, и вновь ночной костер  и долгие   разговоры   у

пляшущих языков пламени. На этот раз в путь отправились самые младшие ребята (некоторые даже из первого класса], и все для них было в диковинку— неудивительно, что никто не уснул. Учились ставить палатки, поддерживать огонь, наводить после себя порядок (чтоб, после того, как ушли, никто и не догадался, что здесь была стоянка). Быть вместе целые сутки — тоже нелегкая задача! Но со всеми испытаниями ребята справились. Растет смена, растет!

ЛТО-ШНИКИ.

 

Листая календарь

13 июня

От имени читателей «КЛ» выражаем глубокую-глубокую-глубокую признательность врачу Мышкинской районной больницы Татьяне Валентиновне Рубановой, которая проработала в Мартыновском медпункте три недели, отчаянно сражаясь с пульпитами и кариесами наших зубов.

 18 июня

Вот и Алексея Ершова из армии дождались — он служил на Камчатке в ракетных войсках стратегического назначения. А дома колхоз «Верный путь» дал ему старенький МТЗ-50.

24 июня

В городе Мартынове... Вас какое слово смутило! Ах, «в городе»! Ну, конечно, Мартынове город, ибо в нем есть что показать приезжему человеку. Ребята из города Мышкина с удовольствием побродили по городу Мартынову, заглянули в музей— и музеем остались довольны.

Вы не думайте — в городе Мышкине тоже есть достопримечательности. Мышкинские ребята рассказали о своем городе и подарили мышкинские сувениры. «Спасибо большое, — кричали мы им вслед, — приезжайте еще в наш славный город Мартынове!»

28 июня

Мартыновская администрация зарегистрировала бракосочетание Любови Владимировны Галуновой и Николая Михайловича Домрачева — в Юрьевском на одну семью стало больше. Ну а мы— от души поздравляем!

 

Конец света?

Темный вечер. Деревня отходит ко сну, и только гулко переговариваются собаки. И вдруг — «Па-а мурам-ской д-а-ро-оге, — заорали пьяные мужские голоса,   стаяли три сас-ны-и! . .» Смотреть на пьяных совсем не хотелось, но и по одному   исполнению песни легко представлялось, сколь часто запинаются, падают и     поддерживают   друг   друга хмельные артисты...

—                           Последние   дни доживаем!

—                        почему-то резко   вспомнился недавний разговор   со    старым человеком.

—                        Отчего же?

—                       Да по всему видно. Посмотри,    как   вырождается    народ. Обычаев не держатся. Разве могла себе позволить раньше порядочная женщина сказать матерное слово? А теперь молодые девчонки — еще и замужем не бывали — а один мат-перемат... Молодые мужики, парни, а пьют-то как! Обидно за вас: все грамотные, ученые а жить не умеете. Что дальше-то будет?

—                       А почему же так испортился народ?

—                        Да сам по себе и друг   на друга глядя. . .

... «И по-онял, что навеки он жизнь ма-ю сгуб-бил!» — пели уже на другом конце деревни, но все так же пьяно, громко и дёрганно. Может, и вправду, последние дни доживаем?

С. ТЕМНЯТКИН.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ    17 СТР.

§ 9. Николо-Топорский приход

/. Карта прихода

Раскройте карту Ярославской области и найдите на ней волость Кадку — в какой части области она расположена? По каким районам раскиданы земли Кацкого стана в настоящее время?

Пробегитесь по карте Кацкого стана (кстати, чем же он отличается от волости Кадки?). Назовите наиболее крупные кацкие реки и поселения.

Вспомните, что такое приход, и рассмотрите карту Хоробровии. О чем вы сможете рассказать, глядя на нее?

Николо-Топорский приход — наша новая тема, а значит мы должны обратить внимание на карту. .. правильно, Николо-Топорского прихода. Прежде всего найдите приходскую столицу — Николо-Топор. Странное у него расположение, не так ли: в стороне от деревень, в центре Хоробровии — и такое бывает.

Заметьте, Николо-Топорский приход самый большой в Кадке. Вообще-то он включал в себя целых 27 населенных пунктов, но мы с вами побываем только в тех, что входят в состав современной Мартыновской сельской территории: Чернево, Апраксине, Дьяконовка, Нефино, Никулино, Филино, Сидоровка, Щербово, Перемошье— нашли их? В старину эти земли звали Николыщина, а здешних жителей никольцы — догадались, почему?

А теперь о реках. Приглядитесь: через деревню Дьяконовку, прямо по усадьбам, бежит-спешит-торопится малюсенькая речушка с чудным именем — Сика. Бог весть, отчего ее так прозвали; может даже от мерян осталось имя—ведь «сиюк» по-мерянски «кроха-река». Стоп! — срочно припоминаем, причем здесь меряне?

От Перемошья, мимо Филина петляет навстречу Сике еще одна речка-невеличка — Позда. По другому ее зовут Филинка. Перед Апраксином Сика и Позда все-таки встречаются, и от их слияния образуется уже знакомая вам Топорка. Знаете вы и приток Топорки — Дубёнку, которая течет от Чернева.

Есть в мартыновских пределах Никольщины еще речка. Течет она между Нефиным и Дьяко-новкой, впадает в Сику, а зовут ее—Нефёдка.

 

НАРИСУЙТЕ:

в тетради карту Николо-Топорского прихода. Последовательность вам известна: проведите реки, отметьте кружочком и подпишите селения, подпишите реки. Николо-Топор отметьте кацким флажком — зачем? Наконец, нарисуйте Батуринскую дорогу. Все!

2. Угодья Никольщины

Николо-Топорский приход велик и богат угодьями. Особенно много здесь леса. Как выйдешь из Дьяконовки — сразу лес Василёвка, а за ней Демидово и Долматиха, а дальше Платониха, да еще Кобельки и Офёрково. . . Это вам не Хоробровские часники, здесь есть куда сходить с корзиною за грибами да за ягодами, есть где запасти дров, можно сыскать и деревья, годные для строительства, А чуть где чистина — так либо сенокос, либо пашня. Наверное, земли ни-кольцам хватало, потому что часть угодий они даже сдавали заволосным: Хоробровские, например, арендовали у них пустошь Платониху.

ЗАПОМНИТЕ СЛОВО:

пустошь — участок земли, включающий в себя, как правило, лес, пашню и луг. Поищите пустоши на карте Никольщины.

Ну и о водных ресурсах. Как вы считаете, хватает ли в Николо-Топорском приходе водички иль не хватает? А вот и не угадали — не хватает! Рек-то, действительно, там порядочно, да проку от них маловато — уж больно малы те речки.

 

СТР.                ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ  18

Текут Никольские реки себе потихоньку по залоинам, часто даже увала порядочного не имеют. В водополицу грозные, а летом — перепрыгнешь, не надо и лав. Вот и приходилось жителям прихода обзаводиться искусственными водоёмами: особенно известны пруды в Апраксине, Дьяконовке, Сидоровке и Филине. Они считались ражими: ни стирать в них с кладок, ни купаться не разрешали — воду использовали исключительно для питья.

                                                                             

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

Запишите в тетрадь:

чистина — свободное от деревьев место, поляна;

залоина — низина;

увал — склон, пологий берег реки;

водополица, розливица — разлив, половодье;

лавы — пешеходный мостик;

клади, кладки — помост, с которого     стирают бельё;

ражой—очень хороший, лучший.

Разберите слова по составу и подумайте, как они могли образоваться.

3. Древнейшее прошлое Николо- Топора

В старые-стародавние времена на месте Ни коло-Топора располагалась дубовая роща. А дубы наши далёкие предки почитали за священные деревья. Приходили к ним молиться: просить у богов помощи и благодарить за оказанную милость — от каждой-то кацкой деревни вела сюда заветная тропинка.

Но однажды появились гости очень важные. Грозная Киевская княгиня Ольга, объезжая страну, утверждала всюду погосты — места, куда подвластное ей население должно свозить дань. В Кадке погост устроили в священной роще: туда как раз народ для молений собирается, да и до кацкой столицы — Хороброва — недалеко.

Сдавая дань, трудяги кацкари прихватывали с собой больше положеного. Излишки продавали — так возник небольшой торг. Ярмарка в Николо-Топоре собиралась ежегодно 21—23 мая и в документах прослеживается до конца XVIII века.

 

ЗАПОМНИТЕ СЛОВО:

погост — в Киевской Руси: место сбора дани.

 

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТОЙ:

Запишите в тетрадь:

937 год — легендарное основание Николо-Топорского погоста и вхождение волости Кадки в состав Киевской Руси.

Сколько же лет назад это произошло? В каком веке? Половине века? Четверти века?

 

*         *         *

ДОМА:

1.                       Приготовьтесь показать на карте каждое селение Николо-Топорского     прихода и коротко охарактеризуйте его географическое положение. Скажем, «Дьяконовка — деревня, расположенная на реке Сике.» (Если реки   нет,   говорите «при  прудах».)

2.                                       Вместо   многоточий   вставьте   названия: «От Перемошья и Филина течёт река . . . , а

через Дьяконовку — река .... Перед Апраксином они сливаются и образуют реку .... Апраксино, Парфёново, Киндяково и Николо Топор стоят на реке .... От Чернева течёт река .... и около Парфёнова впадает в реку ..., а между Нефином и Дьяконовкой течёт река . . . . , которая впадает в реку . . . .»

3. Чем отличаются:

а)чистина от часника;

б)увал от кручи;

в)залоина от подкручья;

г)водополица  от  розливицы;

д)  лавы от кладок.

4. Продолжите   словосочетания:      «заволосной ....», «ражой. . . ».

5.Во  времена  Киевской  Руси  Николо-Топор считался   погостом.  Что  это  значит?

6. А Платониха — пустошь. Что это такое?

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ________    19  СТР.

 

§ 10. Погост Никольский на Топоре

ПЕРЕД УРОКОМ:

Вспомните значение слов: приход, деревня, село, пустошь, погост.

1. Путь длиною тысяча лет

ПОРАБОТАЙТЕ САМИ:                                                                              прочтите пункт и озаглавьте каждый абзац.

Вы, конечно, не раз бывали в Николо-Топорской церкви или хотя бы видели её издали. Пустые глазницы окон, рухнувшая крыша, прогнивший пол, изъеденная дождём и ветром стенная роспись — ну и пусть. Всё равно это самая главная наша достопримечательность, наша святыня, краса (пусть поруганная, но краса) земли Кацкой.

Но появилась она не сразу. В X веке здесь были языческий храм, погост, ярмарка. Спустя некоторое время появились в наших краях первые священники-христиане: крестили детей; строили церкви. А чтобы народ не бегал тайком молиться прежним богам, вырубили дубы и поставили на их месте церковь. Остатки тех дубов до сих пор находят в русле Топорки, а в народной памяти это событие отобразилось своеобразной легендой:

— Рубил мужик дуб-от, рубил — и толи топор у него с топорища свалился, толи целиком в реку улетел. Никак не достать. «Ну и Бог с ним, — сказал мужик, — пусть тогда река называется Топор!»

Есть ещё предание о Николо-Топоре: будто бы на этом месте монголо-татары зарубили топорами взятых в плен кацкарей — об этом вы уже знаете.

Ну а старинные документы застают тогда ещё деревянный погост Никольский на Топоре таким: «На речке на Топорке, на земле государя царя и великого князя всея Руси Михаила Фёдоровича, погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца. Церковь деревянная, строена клетью, а в ней    образы,    и    колокола, и книги, и ризы...»

Во второй половине XVIII века деревянная церковь сменилась каменной, но простояла первая каменная Николо-Топорская церковь недолго. Наступила середина XIX столетия. Апраксинский помещик Башмаков был человеком военным, службу закончик в чине капитан-лейтенанта и очень кичился своим положением. Посещал исключительно Хоробровскую церковь — самую древнюю и славную в округе и требовал от тамошнего священника особенного к себе почтения. Но Хоробровский поп и сам был не прост — никак не хотел выделять среди прихожан заносчивого помещика. «Ну погоди же, — вскричал Башмаков, — да я на зло тебе построю церковь лучшую!» Так рассказывают в народе о начале современного Николо-Топорского храма.

Сохранились рассказы и о строительстве церкви: «Как строили, по деревням ходили, яйца собирали — били да в извёстку клали. А построили, стали подымать кресты — народу много собралося; все стояли на коленях и крестились: «Спаси, Господи! Спаси, Господи!»           

                                                                

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТАМИ:

Запишите в  тетрадь:

1632 год — первое письменное упоминание о погосте Никольском на Топоре,

Какой  это век?  Половина  века?  Четверть?

1841 — 1853 годы — Афанасий Иванович Башмаков возводит каменный храм Николы Чудотворца.

Сколько лет возводили церковь?

Сколько лет назад было закончено её строительство?

2. Устройство церкви

Откройте чистый лист тетради, возьмите краски и карандаши — будем рисовать.

Начнём с колокольни. Она у Николы трёхъярусная с изящной башенкой, которую ещё недавно венчал крест,

  

20 СТР                                    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

Высота колокольни 23 метра. В народе рассказывают, что когда выстроили церковь, вдруг разразилась страшная гроза; молния ударила в колокольню, и она растрескалась.

На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 2 тонны 342 килограмма; они звонили и созывали народ на молитву. Старожилы утверждают, что в былые времена по одному только колокольному звону можно было отгадать церковь: в Хороброве колокола звонкие, веселые, а у Николы — глухие, печальные.

Нижний этаж колокольни назывался притвор— там до сих пор радуют глаз на удивление яркие, сочные фрески. А перед колокольней раньше было деревянное крылечко — паперть, на фотографии это хорошо заметно.

Вот мы говорим «Николо-Топорская церковь», а правильнее надо бы «Николо-Топорские церкви», потому, что на самом деле под одной крышей расположились целых три храма. Главным считался тот, что под куполом, помещенном на высоком барабане с 12-ю окнами по кругу и полуколоннами между ними. В главный храм ведут два великолепных каменных крыльца с колоннами — портики: Южный портик и Северный портик. С востока пристроена полукруглая апсида, где находился алтарь и хранились церковные святыни.

Главный храм был освящен в честь Николы Чудотворца. По другому его называли летним, или холодным, храмом — это потому, что он не отапливался, и верующие собирались в нем только летом.

А в холодное время года молились в зимнем, или в теплом храме — в том, что между колокольней и летней церковью. В настоящее время у него провалилась крыша, а вот печи хорошо сохранились до сих пор. В зимнем храме располагались две дополнительные церкви—приделы: придел Тихвинской Божей Матери и придел Угличского царевича Дмитрия.

Николо-Топорская церковь считалась богатейшей в округе. В ней хранились частицы мощей Николая Чудотворца и других святых; было много серебра, а икон — никак не меньше 195-ти.

 

НАРИСОВАЛИ ЦЕРКОВЬ!

Тогда подпишите на рисунке ее части (в пункте они выделены жирным шрифтом).

По церкви всегда легко узнать стороны гори .зонта: колокольня стоит на западе, апсида — на востоке. Пометье это на рисунке.

3. Николо-Топор-погост.

 

А Николо-Топор как был погостом, так им и остался. Правда, с течением времени значение этого слова изменилось.

ЗАПОМНИТЕ СЛОВО:

погост — в Старой России: отдельно стоящая  церковь с кладбищем.

Действительно, в Николо-Топоре жили исключительно семьи священнослужителей, крестьян ских дворов в нем не было. Но место все равно оставалось людным (почему?). Здесь открылись церковно-приходская школа и мелочная лавка, в которой торговал крестьянин деревни Дьяконовки Василий Андреевич Румянцев.

 

ДОМА

1.                      Подготовте пересказ первого пункта по плану в тетради, который вы составили на уроке.

2.                               Потренируйтесь нарисовать   Николо-Топорскую церковь на доске и назвать ее части.

3.                          Начертите на тетрадном развороте таблицу «Селения Николо-Топорского прихода» (за образец возьмите домашнее задание № 3 к § 3-ему).

4.                           Хоробровские в адрес Николо-Топора пели много обидных  частушек.  Например, такую:

— У Николо Топора новые порядки:

Дьякон ризы продает, поп играет в бабки!

Никольцы в ответ не жаловали Хороброво. Прославленный Хоробровский хор к себе не пускали, говоря: «Да вы и в церкви-то поете как на биседе!»

Чем вы объясните такое отношение друг к ДРУГУ Двух центров Кацкого стана?

  

2 стр.                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                № 13-14 (73-74), июль 1997 года

Архив на дому

 

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА  ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЮРЬЕВСКОГО

В приделе Владимирской Божей Матери

ОКОНЧАНИЕ.   НАЧАЛО   В № 11-12 ЗА ИЮНЬ 1997 ГОДА.

 

В ТРАПЕЗЕ (ЗИМНЕМ ХРАМЕ]

НА ПРАВОЙ СТОРОНЕ ВО ИМЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЕЙ МАТЕРИ АЛТАРЬ

43.В алтаре престол деревянный вышиной 5 1 2 четвертей    и такой же ширины и длины.

44.На нем постоянная нижняя одежда полотняная,  а   верхняя из желтой парчи.

45.Св. антиминс лилового цвета 1898 года атласный,  обернутый в шелковый литон.

46.Жертвенник    деревянный вышиной 5 1|3 четвертей, шириной и длиной в 13 1|2 вершков,

47.На нем одежда постоянная нижняя — полотняная, а верхняя с трех сторон парчовая, а с четвертой — коленкоровая.

48.Завеса на царских   вратах синяя, шерстяная.

49.За престолом в двух тумбах крест и Знаменье Б. Матери на дверях,

50.Над жертвенником   икона «Всех скорбящих радости» в киоте малого размера. На ней риза серебряная 84 пробы, приблизительно 90 зол.

 

ПРЕДАЛТАРНЫЙ  ИКОНОСТАС  ВЛАДИМИРСКОГО ПРИДЕЛА

51.Иконостас деревянный, столярной работы с приличной резьбой с позолотой в соответствующих местах на полимент.

52.В кем царские врата резные с шестью клеймами Благо-вещ. Пр. Богор. и 4-х Евангелистов.

53.По правую сторону образ Спасителя, на нем риза медная посеребренная,   а венец серебряный 84 пробы, вызолоченный, весом приблиз. 50 золотников.

54.Подле него образ св. Николая, на нем риза медная, посеребренная, а венец, серебряный беспробный, весом приб.55 зол., убранный в приметных местах    простыми    разноцветными камешками.

55.По левую сторону — храмовой образ Владимирской Божей Матери. На нем риза серебряная беспробная с таким же вызолоченным   венцом,   унизанным   простыми    разноцветными камешками.

56.Подле него северная дверь с изображением ап. Филиппа.

57.Во втором ярусе иконостаса над Царскими вратами изображение тайной вечери.

58.Выше ея такое же изображение Пресвятой Троицы в медной посеребренной ризе.

59.В том же, втором ярусе по обеим    сторонам Царских врат  четыре иконы дванадесятых праздников в медных посеребренных ризах.

60.За правым   клиросом   хоругвь красного сукна   с   тремя кистями.   (Две штуки — приписано карандашом —  «КЛ»).

61.Тут же хоругвь металлическая   на   одном древке.   (Две штуки — приписано карандашом — «КЛ»),

62.За клиросом икона св. Великомученика Георгия с страданиями в киоте, риза и венец на ней серебряные без пробы, весом 170 золотников.

63.Рядом с южной   стороны икона преп. Серафима.

64.Над нею икона Феодосия Черниговского в киоте.

65.Далее по стене   в   киоте икона Покрова Пресв. Богородицы в медной посеребренной ризе.

66.По   той   же стене икона Смоленской Б. М. в киоте и ризе.   На ней венец серебр.   без пробы, весом 30 золотн.   Возглавие вынизано мелким жемчугом, а сама риза низана разноцветным   бисером   по     фалге (фольге — «КЛ»). Поля на ризе медные, посеребренные.

 

В приделе Св. Тихона Амафут. Чудотворца  

В приделе Св. Тихона Амафут. Чудотворца

67.Престол деревянный,    вышиной 5 1|2 четвертей, ширина и длина . ..   (фраза не закончена — «КЛ»].

68.Постоянная одежда на нем нижняя полотняная, а верхняя— парчовая.

69.Св.   антиминс   розового цвета, атласный 1898 года, обернутый в шелковый литон.

70.Жертвенник    деревянный, вышиной 5 четвертей,   шириной 3 четверти и 1 верш.

71.Постоянная одежда на нём нижняя — полотняная,    а верхняя — парчовая.

72.Завеса на Царских    вратах синяя шерстяная.

73.За престолом в деревянных тумбах    крест и Знаменье Бож. Матери на древках.

74.С правой    стороны в углу шкаф с разного рода книгами.

 

ПРЕДАЛТАРНЫЙ ИКОНОСТАС  В ТИХОНОВСКОМ ПРИДЕЛЕ И ДРУГИЕ ИКОНЫ.

75.Иконостас    деревянный, столярной  работы с приличной резьбой и позолотой в соответствующих местах на    полимент.

76.В нём Царские врата резные с шестью клеймами Благо-вещ. Пресв. Богородицы и 4-мя Евангелистами.

77.По правую сторону образ Спасителя в медной    посеребрённой  ризе;  венец    серебряный непробный, весом 19 зол.

78.Подле    оного    храмовый образ св. Тихона    Амафутского Чудотворца. На нём риза    медная посеребрённая с двумя серебряными без  пробы венцами — весу 39 золотн.

79.По левую сторону Царских врат — образ Пресв. Богородицы     Боголюбской — в медной посеребрённой      ризе  с  двумя венцами непробного    серебра, весу 19 золотн.

80.Подле    оного    северная дверь с изображением на    ней архидиакона Стефана.

81.Во втором ярусе иконостаса над Царскими вратами икона Тайная вечеря.

82.Над нею изображение Пр. Троицы в медн. посеребр. ризе.

83.В том же втором ярусе по обеим сторонам  Царек.     врат четыре     иконы     дванадесятых праздников в медных посеребренных ризах.

84.За левым клиросом     хоругвь красного    сукна с тремя кистями.

85.Тут же    другая     хоругвь металлическая на одном древке.

86.За клиросом резное распятие Спасителя  на     кресте с серебрянным        позолоченным венцом на главе. Всё распятие окружено большим металлическим венцом.

87.Рядом с ним образ Казанской Божей Матери на древке, на нём риза медная    посеребрённая.

88.Рядом на северной стене в киоте икона Неопалимой Купины — деревянная.

89.Далее по той же стене в киоте икона Успенья Божей Матери в медной    посеребрённой ризе.

90.По той же стороне северной икона 6 святых в киоте.

91.Между приделами зимней церкви в    пролёте в     нижнем ярусе помещены шесть икон за стеклянными рамами.

92.Тут же во втором ярусе за такими же рамами шесть малых икон, из которых три в медных посеребрённых ризах.

93.Впереди  пролёта    вверху помещены  в  середине     икона Воскресения     Христова с дванадесятыми праздниками.

94-95. Направо от нея икона Св. Ник. Чудотворца со страданиями в медной посеребрённой ризе; а на левой — икона Св. Велик. Георгия на коне в медной посеребрённой ризе.

96. При входе из пролёта в настоящую зимнюю церковь створчатые двери в виде иконостаса; в них помещаются 12 (двенадцать) икон — святцы на каждый месяц.

Прочая утварь

 

ПАНИКАДИЛА

97. В холодной церкви в алтаре стеклянное — в виде люстры — неполное.

98.                        В той же холодной церкви на длинной     железной     цепи трёхъярусное о 36 метал, свечах.

99. В тёплой церкви на короткой цепи двухъярусное о 12 металлических свечах.

ЛАМПАДЫ

100.         В холодной церкви больших металлических — две.

101.         В тёплой церкви по иконостасу и в пролёте     больших медных посеребрённых со свечами — 17 (семнадцать).

102.                             В    холодной и     тёплой церкви средних — висячих (на воздухе) — 3 (три).

ПОДСВЕЧНИКИ

103.         В холодной     церкви за престолом на деревянной тумбе семисвечник со стеклянными лампадами.

104.         В том же алтаре за престолом с фарфоровыми свечами -2 (два).

105.         В той же холодной церкви больших о трёх свечах — 3 (три) и больших об одной свече — 4 (четыре).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

106.                          В тёплой зимней   церкви больших в разных местах — 3.

107.         Там же средних — 2.

108.Выносных при    богослужении и погребении    употребляющихся — 5.

109.И ручной о трёх шандалах для пасхального    богослужения — один.

  

№ 13-14 (73-74), июль   1997 года                 «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                                             3 стр.

 

Архив на дому        

110.Подсвечников  малых  на жертвенники  и   для   водосвятия                         —                             9.

 

ДРУГИЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ

111.Кувшинов  медных —2.

112.Блюд   медных   большого размера — 4  и  малого     для теплоты (так в тексте — «КЛ»)

—                                    1.

113.Купель    для    крещения          —                                1.

114.Панафидниц  —   2.

115.Чаш   для   водоосвящения       —                              2.

116.Аналогиев     подержанных — 3.

117.Шкафов  разного  размера — 4.

118.Столов   разного   размера 4.

119.Табуреток    подержанных       —                             2.

120.Скамеек — 4.

121.Часы стенные —  1. Карандашом приписано: блюдо всенощное — 1.

 

КАДИЛА

122.Кадил медных  посеребрённых — 3.

 

ЕВАНГЕЛИЯ

123.В 12 листа на простой бумаге  издания  1741     года — Москва.   Обложено   малиновым бархатом.  Подержанное.

124.В лист на полуалександрийской бумаге, изд. 1758 г. — Москва.

125.В лист на полуалександрийской     бумаге     обложенная малиновым      бархатом.      Изд. 1766 г. — негодное. 22     МАЯ 1922 ГОДА     ОБОДРАНО     ВО ВРЕМЯ ИЗЪЯТИЯ.

126.В лист на полуалександрийской  бумаге изд.  1786  г.— Москва.

127.В лист на полуалександр. бумаге изд. 1791  г. — Москва; обложено   вырезной   медью   по

128.В лист на полуал. бумаге изд.     1796 г. — Москва — негодное. В 1922 Г. ОБОДРАНО ПРИ  ИЗЪЯТИИ  ЦЕННОСТЕЙ.

129.В лист на полуал. бумаге изд. 1854 г.; перепл.; обложено   опайной   медью.

130.В 1|4     листа     издания 1789 г. — Москва;     обложено перепл.   чеканн.  медью.

131.В 1 |8 листа изд. 1885 г. для  ходов. Верхняя  доска  обложена   непробным   серебром, а  нижняя — русским     бархатом — худое и подержанное.

132.В 18 листа изд. 1903 г. для      плащаницы.         Верхняя крышка  металлич.   позолочена, а  нижняя — русским     бархатом — новое.

133.В лист изд. 1914 г. Верхняя доска и углы    позолоченные, а нижняя    покрыта    русским бархатом — новое.

КРЕСТЫ   НАПРЕСТОЛЬНЫЕ

 

134.Медный    посеребрённый с  изображениями  на     верхней стороне  в   финифтяных     клеймах — молебное, в церкви.

135.Медный через огонь вызолоченный  чеканной     работы с   изображениями   на     финифтях,  осыпанных  образами   и   с зелёными  камешками,     оправлены в    серебре на     верхней стороне, а на другой    стороне пять     серебряных     ангельских лиц. Серебро на нём беспробное — для выносов.

136.Небольшой     серебряной беспробной,  черневой     работы с гладкой    круглою    рукоятью весом 30 золотников.

137.Большой   посеребрённой (потёртый)     с      финифтяными изображениями      на      верхней стороне — верхнее клеймо выпало.

138.Серебряной     вызолочен- изображениями на верхней стороне Распятия Господня и предстоящих — весом более фунта (1 ф. 12 з.)

139.                                      Серебряной    позолоченной 84     пробы  с рельефным изображением    Распятия     Господня и    предстоящих    весом более     фунта  (в   футляре) — 1  ф. 48 зол.

 

СВЯЩЕННОСЛУЖЕБНЫЕ СОСУДЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ

140. Потир    серебряной 84 пр.,   вызолоченный с     накладною решёткою в виде жемчуга, с 8 финифтяными   клеймами — 207 золотников. При нём такого же серебра     звездица 27 зол. и непробного серебра дискос 52 1 |2 зол.,    два блюдца — 42 1 2 з. и лжица 10 з.

Итого пробного сер. 286 1 2 з. и непробного 52 1|2 з.

141 Потир серебряной без пробы, позолоченной, с накладною решёткою в виде сетки — весом 231 зол. При нём диаскос 55 золотников, звездица 37 зол., два блюдца 38 зол. и лжица —; 9 зол. Всего 370 золотников.

142.Корец серебряной 84 пр. весом  22   золотника.

143.Корцов медных — два.            

                                                                                                                                                                                                            ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦЫ

 

144.Ковчег      оловянный   с разными    отливными    украшениями.

145.Ковчег     металлический, вызолоченный     через      огонь, с стеклянным колпаком и  подставкой  из  дерева.

146.Ковчег — даросушительница,     позолоченный        через огонь, с     вычеканенным     изображением      тайной      вечери; специально   для   просушки   даров.

 

ВЕНЦЫ БРАЧНЫЕ

147.Венцы  металлические — 2 (два).

ДАРОНОСИЦЫ

148.Серебряная с таким же сосудцем и лжицею.

149.Копие стальное в чёрной ручке — 3 (три).

Ризница

150.Облачений   священнических:

белых  парчовых — 3, жёлтых   парчовых  —   9, чёрных   бархатных   —   3.

151.Облачений  диаконских: белое парчовое — 1, жёлтых   парчовых  —  2, чёрное бархатное —   1.

152.Стихарей   больших   парчовых — 6, малых парчовых 2.

153.Подризников   разных  — 8.

154.Одежд     парчовых      на престол — 2, на    жертвенник — 2.

155.Завес к Царским вратам шерстяных — 6.

156. Воздухов разных — компл. — 24.

157—158. Покровов на престол разных — 6, на жертвенник — 5.

159.Покровов  на аналои — 5.

160.Покровов  на  плащаницу парчовых — 2.

161.Покровов   на     умерших  —                             3.

162.Разных платков и покровцев на жертвенники, столики и прочего   употребления   при   богослужении — 8.

 

*        *        *

 

В КНИГЕ ПРОНУМЕРОВАННЫХ, ПРОШНУРОВАННЫХ И СКРЕПЛЁННЫХ ЦЕРКОВНОЮ ПЕЧАТЬЮ ЮРЬЕВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЫ ПЯТЬДЕСЯТ (50) ЛИСТОВ.

Председатель церковного совета Семён Замыслов.

Тов. председателя Моховиков М. Н.

Секретарь А. В. Золотарёв (документ написан его рукой

—                              «КЛ»). 1926 ГОД. 

 

СТИХИ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ   ТЕЛЕГИНОЙ (КАРАСЁВОЙ], НАШЕЙ ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ

 

Хитрая малина

 

Мы  малину  собирали.

Словно шапочки срывали

С веточек колючих.

Зелёных и пахучих.

Хитрая малина

С крапивою растёт,

Сама нас подманила —

Крапива обожжёт.

 

 

После дождя

 

Я под деревом стою,

И капель с ветвей ловлю.

Какая крупная капель:

Будто сто дождинок в ней.

Наш щенок

 

 

Наш щенок

 

У дома нашего в саду

Папа строит конуру —

Для щенка лохматого.

Такого косолапого.

А братишка со щенком

Тараторит под кустом: —

Только ты нас слушайся.

Понимаешь! Кушай всё.

Мы вырастем большими

Да сильными такими!

Наш щенок в ответ тогда

Лизнул «хозяина» слегка.

 

ДЕВЯНОСТО ПЕСЕН ЗНАЮ

У меня цыгане были:

Чай пили, обедали.

Одному я подмигнула —

Все они забегали!

 

Чай пила, жара взяла —

Окошечко открыла.

Задушевная подруга

Милого отбила ...

 

Я скучаю не по чаю,

Я и чаю не хочу —

Я по милому скучаю.

Видеть милого хочу!

 

Миленькой красивенькой,

А я ещё травиночка —

Не знаю, как ухаживать

За Вами, ягодиночка...

 

Ягодиночка на льдиночке,

А я на берегу.

Ягодиночке находится,

И я себе найду!

 

Брови чёрные не смажешь

И платочком не сотрёшь.

Я бойка, меня не скроешь

И со мной не пропадёшь

 

Милой мой, а я твоя.

Накрой полой — озябла я.

Накрой полой, накрой другой—

Последний раз сижу с тобой...

 

Милой мой, а я твоя.

Накрой тужурочкой меня.

Накроешь  —  не  согреюся.

Люблю, да не надеюся...

 

Уговаривал мальчишечка

Девчоночку свою:

"Не надейся ты, курносая,

На совесть на мою!»

 

Голубые шарики

По полю катилися —

Не унывайте, девушки.

Не унывайте, милые!

 

4 стр.                                      «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                                № 13-14 (73-74), июль 1997 года

 

Изучение биоценоза реки Кадки и её притоков

(ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ)

Однажды (да и не однажды, а 28 мая сего года) группа краеведов отправилась на Кадку да Чернавку, дабы исследовать биоценоз побережья этих рек. Ах, да — вам незнакомо слово «биоценоз»! «Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема,» — объясняют его словари.

А потом родился этот доклад, с которым исследователи выступили в Мышкине на Экологической конференции и который любезно разрешили «КЛ» опубликовать на своих страницах. Читайте!

Унылое зрелище в конце мая представляли берега Кадки почти повсеместно. Опаленные огнем, травы медленно оправлялись и поднимались в рост; стояли черные кочки, лишь хохолок осоки топорщился на макушке...

А ведь эти места у речных бочагов, излюбленные для гнездования чибисов, куличков, уток. Хорошо здесь и лягушкам, и насекомым. На не обезображенной огнем земле мы на каждом квадратном метре насчитывали девять видов насекомых. Подсчитайте, сколько погибает кузнечиков, муравьев, ручейников, твердокрылок в огне на каждом гектаре? Весенние палы — страшное и бессмысленное дело, несущее разрушение в природе.

Все еще многообразен растительный мир прибрежных лугов. На протяжении 6 км вдоль берега мы заметили и насчитали 23 вида травянистых растений. Среди них купальницы, гусиный

лук, чина луговая, чистяк весенний, ветреница лютиковая, голокупник обыкновенный, фиалка ползучая и другие.

А на одном квадратном метре произрастает 16 видов трав. В последние годы местами плотно заселил берега иван-чай, который красивым розовым туманом цветов радует глаз и дает пищу пчелам и шмелям. Разрастается таволга — лекарственное растение. Но заметно сократилось количество купальницы, ятрышника, почти не видим гречавки, кошачих лапок,

Водные растения Кадки—хвощ (очень много), камыш, кувшинка, перистолистник, рдест. Летом, наверное, появляются и другие.

Лесные массивы по берегам реки (там, где мы проходили) невелики по размерам и не всегда близко подступают к воде. Насчитали 11 видов деревьев и кустарников. Среди них три вида ивы, береза, осина, рябина,

черемуха, жимолость и другие. На Поповом ручье — бузина.

Отметили, что распашка земель под посевы сельскохозяйственных культур производится в границах водоохранной зоны (100-300 метров), иногда в 25-30 метрах от воды. Обнаружены запрещенные способы ловли рыбы — два еза; один забит на Кадке, другой на Чернавке.

Речка Чернавка (или Гряз дна по-старинному) оправдывает свое название. Почти за каждой усадьбой, выходящей на ее берега, жители Румыновки образовали свалки мусора. Пока шли по берегу, вытащили из воды несколько покрышек, встретилась груда мусора, остатки проволоки.

Кроме пустых бутылок, вывезенной и брошенной на берегу Кадки павшей коровы заметили мы присутствие бобров — это две осины, «спиленные» их острыми зубами. А вот большие норы с выходом к реке, так и не поняли, кому принадлежат.

В прозрачной воде резвилась стайка мальков. Решили, что это щуки. Видели мы и ручейников Хорошо!

Н. ИВАНОВА, О. БЕЛЯКОВА.

 

ПО3ДРАВЛЯЕМ!

Справлять юбилеи—милое дело! Поздравлять с юбилеями занятие тоже приятное, и мы шлем наилучшие пожелания всем тем, кто их отметит в августе. В Юрьевском это ЛЕНОЧКА ЧЕСНОКОВА — Бог ты мой, ей уже пять лет! А в Мартынове своя большая компания: СЕРГЕЙ ОЛЕГОВИЧ ГРОМОВ, АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА ДОРОФЕЕВА, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЕМНЯТКИН И СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ. Всем радости, бодрости, успехов и благополучия!

Старинная  песня

УМЕРЛА МАРИЯ КИСЕЛЁВА

 

—                         У замка на горной вершине Старинная липа стоит; Густыми большими ветвями,

Качаясь под ветром, шумит, — нараспев диктовала Мария Васильевна, а я записывал.

Под липою камень широкой,

Он там... Он там... Ай-ай-ай, забыла! Ведь знала да забыла памяти совсем не стало, — закручинилась старушка, а я успокаивал:

—                       Да ничего, Мария Васильевна,   ничего.   В   следующий   раз вспомните...

Но следующего раза не стало. Новости медленно доходят до Кацкого стана, и только спустя полгода мы узнали, что 19 декабря 1996 года в городе Угличе на девятом десятке лет скончалась выдающаяся кацкая певунья Мария Васильевна КИСЕЛЁВА. С ее творчества, собственно говоря, и началась эта рубрика — «Старинная песня». В 1995 году три ее песни принесла наша читательница из Парфёнова 3. Д. Тихомирова. Мы их тут-же опубликовали: «Брак поневоле» (№ 2-3, февраль); «Сон монашины» (№ 4-5, март; «Измена» [№ 6-7, апрель).

А потом была встреча с самой исполнительницей. Я отыскал ее в деревянном домике на угличской окраине — на стук вышла полная, невысокая, крепколицая женщина «Ой, Серёжа,» — сразу же признала она меня, хотя уехала из наших мест лет двадцать тому назад, не меньше. Оказалось, мы не просто земляки, но и родня: «Мой-то дед твоему прадеду родной брат».

Родилась она в Хороброве в большущей семье Василия Герасимова Крюкова.

—                        Нас   у матери девять человек было. Поставил   отец  новой дом, надо бы его заселять, а уж старухи со всего села собралися! «Кого первого в дом от!» Примета такая была: кто первой в новой дом взойдет — тот умрет. А мать растерялся — кого выбрать! «Да суньте Соньку, — отмахнулась она, — Сонька   у   нас четвертая...» Детей-то — девять человек — не жаль,.. А вышло так, что сестра Соня последняя и доживала в родительском доме.

А жизнь как слеза: скатилась и высохла. И что там было — пиши — не пиши — не воротится. Где-то за страшной далью лет остался ее первый муж, погибший в Отечественную войну Саша Голосов. Отчаянный — звали его Хоробровские за удаль и смелость. Со вторым мужем — Андреем Киселевым — жила в соседнем Дьяконове. Потому-то разные люди и запомнили ее под разными фамилиями: для кого-то она осталась Крюковой, для кого — Голосовой, а кому — и Киселева.

А пела... пела всегда! Сначала в церковном хоре, а потом с бабами на склад чинках. И на работе пела.

—                       Тетка Маня, дак ты пой! — просили ее на сенокосе.

—                         Не могу уж я, бабы, петь и работать — задыхаюсь!

—                      А ты пой, мы за тебя заскирдуем!

И бабы скирдовали, а Мария пела. И мужики затихали. Все слушали. И плакали... Со времен церковного хора Мария Васильевна запомнила, как называется ее голос: первый дискант.

... На просьбу спеть что-нибудь сейчас Мария Васильевна ответила: «Обожди, я вздумаю!» И начала своим густым, хорошо поставленным голосом:

 

 

1.На паперти Божьего храма

Оборванный нищий стоит,

Он видит, какая-то дама

Роскошно одета на вид.

2.Из церкви выходит та дама,

Отец дочь родную узнал:

«Я нищий, отцу Христа ради,

Подай, дочь родная, на хлеб!»

3.«Ты мне не отец, а бродяга,

Уйди же, уйди скорей прочь!» —

Притворно она засмеялась,

Поспешно сбежала с крыльца,

Коляска проворно умчалась,

Забрызгало грязью отца...

 

—  Последний   куплет я не знаю.   Забыла.   В   общем,   «нищая братья вся склонилась над ним.»

—                         Ну, ничего, — опять успокоил   я ее,   — в   следующий   раз вспомните!

Но следующего раза не стало...

 

С. ТЕМНЯТКИН.

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Газета краеведов волости Кадка

№ 13-14 (73-74), июль 1997 года Редактор — С. Н. ТЕМНЯТКИН

Наш адрес: 152846, Ярославская область, Мышкинский район,   д. Мартынове.

Отпечатана на муниципальном   предприятии   «Мышкинская типография» — г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 11. Тираж — 200 экз.                                                                                                                                     Заказ — 1436

 

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz