Кацкая летопись № 92-93

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

  велосипед хвз купить клик

Газета краеведов волости Кадки (Кацкого стана)                    № 9-10 (92-93)      сентябрь—октябрь 1999 гола

 

ЭТОТ НОМЕР «КЛ» ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯРОСЛАВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЯРОСЛАВИЯ». ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДВИЖЕНИИ СЕРГЕЮ ЕГОРОВИЧУ КУЗНЕЦОВУ!

«КЛ» ждет помощи!

Наши банковские реквизиты: ИНН 7619002912;

расчётный    счёт   40703810077150110020 в Некоузском ОСБ РФ № 2530 корр. счёт 30301810577000607715 общественная      некоммерческая      организация КЛУБ «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ».

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НОМЕРУ

«КЛ» ОБЪЯВЛЯЕТ ПОДПИСКУ-2000                                                                                           1 стр.

НОВОСТИ СО ВСЕГО КАЦКОГО СТАНА                                                                                     2 стр,

КОЛОГРИВЦЕВО, АРИСТОВО И ОНТЕПЛЕВО  В ХVII ВЕКЕ                                                        3 стр.

СПРАВКА ОТ «КЛ»: ПОСЛЕДНИЕ НАШИ ПОМЕЩИКИ                                                           3 стр.    УЖ-ПАЛУЧАТО, ЗМЕЯ И ЛЯГУШКА                                                                                               4—6 стр.

ПРО СВОИХ ПРЕДКОВ И ПОМЕЩИКОВ

БАШМАКОВЫХ РАССКАЗЫВАЕТ Н. И. ЗНАМОВ  ИЗ МАРТЫНОВА                                          7 стр.

ВОСКРЕСЕНСКО-КАЦКИИ ПРИХОД В 1861  И   1908   ГОДАХ                                                      8  стр.

БЫЛ  ТАКОЙ   КАЦКИЙ   ПОЭТ   —   НИКОЛАЙ   ЛЯЛИН                                                                      9 стр.

МОЯ  МАЛАЯ   РУСЬ—МИЛОЕ  СЕРДЦУ ДЯГИЛЕВО                                                                            10-11  стр.

ПРОДОЛЖАЕМ   УРОК   КАЦКОГО   ЯЗЫКА                                                                                             11. стр.

БАБА-МАНЯ НЕ ПРОСПАЛА, НОВЫЕ ЗАДАЧКИ  ПРИДУМАЛА                                                 12стр.

 

НАВСТРЕЧУ 55-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ГОТОВИМ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Дорогие  ученики   и   учителя   Ковезинской,, Рождественской,   Ординской   и   Мартыновской   школ!   Все  остальнные  наши  читатели! Клуб «КЛ» предлагает вам принять участие в создании специального выпуска  газеты  «Кацкая летопись»,   посвященного   55-летию   Великой   Победы. Для этого  необходимо написать сочинение на тему «ВОЙНА И МОЯ СЕМЬЯ».

План   и   объём   сочинений  произвольные.  Можно написать о каждом  родственнике — что было с ним в  годы войны,  а можно о ком-нибудь   одном.   Писать можно  и   об участниках боёв,  и о тех, кто остался в тылу.

Срок написания сочинений — до  1  февраля 2000 года. Все работы будут отмечены призами от «КЛ». Ни пуха!

 

„КЛ"-2ООО

Огромное спасибо всем кацкарям, выписавшим «Кацкую летопись»!

Мы и в будущем собираемся быть столь же интересными для вас. А потому объявляем о подписке на I полугодие 2000 года!

Кацкари (жители Кацкого стана) могут, как и прежде, выписывать нашу газету у почтальонов. Подписная цена тоже не изменилась — 7 рублей.

Жители города Мышкина, подписывайтесь у Темняткина С. Н. (найдя его в редакции районных «Волжских зорь»). С вас тоже 7 рублей.

А вот прочим заволосным, жителям других городов и весей, с учётом почтовых расходов придётся перечислить на счёт Клуба «КЛ» (он вверху) 16 рублей. 

2стр,                                                      «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 сентябрь-октябрь 1999 года 

 

КАЦКИЙ стан  сегодняшний

ОРДИНО

Находки на Кровавом

Невыносимая жара нынешнего лета изнуряла, конечно, но для ординских мальчишек под водительством учителя П. Н. Голосова не помеха. Они решили исследовать русло Кровавого ручья — того самого, где, по преданиям, была битва с монголо-татарами,.

Находок хватило на целый стенд. Среди экспонатов наиболее интересны черепки тонкостенной керамики с характерным -орнаментом (ужель средневековье!?) и чудом сохранившийся старинный женский кожаный сапог. Но лучше самим увидеть.

А.   ПРОКОФЬЕВ.

БАЛАКИРЕВО

ПОМЕНЯЛИ КУРИЦ НА ОРЛОВ

Ну     надоели     эти     курицы на-до-е-ли!     Птица   глупая,  много-шумная,    ужасно   недисциплинированнам:   то в тын  заберется, то яйцо  снесет  не у  места.

То  ли  дело орёл! 

Вот супруги Василий Дмитриевич и Ангелина Васильевна Вороновы, что живут в деревне Балакиреве, заимели орла и не каются.,

А случилось всё нежданно-негадано. Огромная, невесть как оказавшаяся в наших краях птица запуталась в линиях электрических проводов у Алфёрова. Была настолько слаба, что лететь дальше не могла — ну разве могли ее оставить на верную погибель сердобольные Вороновы?

С тех пор и живет орел в большущей клетке на деревенском дворе. На лапе — кольцо, а на нем выбито «Хельсинки» — ага, вот откуда птица, из Финляндии! Туда . Вороновы не сообщали, а написали в Москву, в центр кольцевания. Ответ пришел незамедлительно: забрать орла не можем из-за нехватки средств; а коли сами держать не в силах, сдайте в ближайший зоопарк или хотя бы в школьный уголок живой природы.

А орел он и есть орел, даже ч заточении — осанка царственная, взгляд строгий. Питается исключительно МЯСОМ и рыбой, И КОРМИТ его   вся   деревня.     На   волю  его   не отпускают   —  боятся,   погибнет.

Куриц же Вороновы не держат. Зачем, если есть орел? Яиц он, конечно. не, несет -- так ведь зато орел!                               С. РОЗОВ.

 

МАРТЫНОВО

Благодарность от „Кота Учёного"

В Пушкинские дни предложила нам детская библиотека имени Пришвина города Переславля принять участие в конкурсе «От Кота Учёного».

И вот собрались в библиотеке ученики Мартыновской школы Марина Смирнова, Наташа Преснова, Витя Туркин, Катя Громова и взялись за отгадывание кроссворда по произведениям А. С. Пушкина (пришлось в книжках порыться в поисках ответов!). Оформили, разрисовали кроссворд да ещё стихотворные строчки на тему «Мой Пушкин» сочинили и отправили в Переславль-Залесский,.

Отметили переславши наше участие благодарностью и красочным буклетом об их городе. Л. ЧУРАКОВА.

ГАЛИЦЫНО ШКОЛА ПЕРЕЕХАЛА

Не от великого счастья, а от большой беды здешняя школа оставила двухэтажный особняк Гариных в Ковезине — в здании не работает отопление. Новый домок приспособили в соседнем Галицыне.

В школе нынче учится 15 человек, но тем не менее она основная общеобразовательная — самая маленькая девятилетка в Кацком стане. С. НИКОЛАЕВ.

РОЖДЕСТВЕНО

«ГУЛЯНЬЕ-99» В КАЗАНСКУЮ

В Казанскую, рождественский престольный праздник, нам предстояло провести «Народное гуляние-99». К назначенному времени народ потянулся к Дому культуры, в фойе которого всех ожидал специальный выпуск стенгазеты «Вестник», информирующий об истории народных гуляний в Рождествене. Здесь же помещены программа «Гуляние-99» и любимый кадр с праздника прежних лет.

Основное представление, конечно же, на сцене. Сюда отметить свою фарфоровую свадьбу пришли супруги В,. А. и И., В. Киселёвы. По традиции, зал чествовал тех, кто много лет проработал на одном месте — в этом году Н. М. Дудочкину, М. Ф. Балашову, Л. М. Голышкину, 3, А. Иванову и Г. В. Копкову.

Побывали на сцене и молодой специалист, фельдшер Лариса Голышкина, и те, кто нынче ушел на заслуженный отдых — В. П. Шерстнёв и А. Г., Медведев.

«Народное гуляние» на то и гуляние, чтобы вовлекать в представление зрителей. Для них было придумано много конкурсов: конкурс красоты, на самую распространенную в селе фамилию и другие.

Звание «Почетный гражданин села Рождествена» присвоили Л. И. Шаминой, а «Самый благоустроенный дом» — подворью Рачинских, из соседнего Аристова

.. .Нет  чудесней  ничего,

Чем   та   земля   под   небесами,

Где  крыша  дома своего,   —

так мы завершали представление, длившееся два с половиной часа. И видели благодарные лица зрителей, которым очень понравились выступления артистов из Мартынова, Мышкина, Богородского и, конечно же, из самого Рождествена.                                                                  

О.   САМОЙЛОВА.

ЗНАМЕНСКОЕ

Когда тебе 85-ть...

85 лет — это мало или много? Смотря как относиться к своему возрасту!

Вот Екатерина Павловна Иваненко из далекого, но тоже кацкого Знаменского (что в Нижней Кадке) родилась 24 ноября 1914 года — ну и что?

Еще в прошлом году растила она пятерых телят, да вдруг случилось несчастье — руку сломала. С тех пор скотины не держит, зато обихаживает такой огородище, какой не у любой молодой семьи имеется.

Да и на память не жалуется. Помнит, когда в селе 20 домов было. А сейчас пожалуй, и шести не насчитать. . . Не страшно?

— Да что Вы, народ у нас добрый, отзывчивый. Правда, приезжали тут двое-трое пареньков лет 17-18-тй: «Бабка, не надо ли посыпки?» — «Не для кого мне. А и нужна бы была, не взяла б ворованое!». Помялись-помялись: «А по 150 грамм у тебя не найдется?» — «Нету!» — «Мы тебя тогда убьем, бабка!» Я не растерялась: «Витька, Витька, — кричу, — поди из избы) хулиганы тут!» А они бежать, и на бегу: «Что б ты с голоду сдохла, бабка!» А я им: «Я-то, может, с голоду сдохну, а вы вперед от вина!»...

С. ТЕМНЯТКИН.

 

сентябрь-октябрь 1999 года                                           «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                3 стр.

 

Угличские писцовые книги  XVII века

Итак, в предыдущих наших публикациях мы выяснили, что по меньшей мере в 1596—-1632 годах боярину князю А. Ю. Ситцкому в Кацком стане принадлежали сёла Рождествено и Балакиреве, деревни Муханово, Маурино, Чириково, Поповичевы Большое и Малое. Что ж, двигаеся дальше!

 

КОЛОГРИВЦЕВО

За боярином за князем Алексеем Юрьевичем Ситцким по приправочным книгам письма и меры князя Дмитрия Вельского 1596 и 1597 годов в вотчине... деревня КОЛОГРИВЦОВО на речке на КАДКЕ.

А в ней крестьяне: во дворе Сенка Сергеев да дети его Евтифейко да Онкудинко, да Ивашко: во дворе Гурка Прокофьев да дети его Левка да Генка, да Давыдко, да Якимко. Да бобыли: во дворе Жданко Григорьев да дети его Савка да Митка; во дворе Богдашко Ерофеев да брат его Андрюшко; во дворе Федка Васильев да шурин его Тимошка Иванов, да Федка Павлов; во дворе Лукашко Минин да сын его Якушка.

Пашни паханой средней земли 10 четвертей да перелогов 7 четвертей, да лесом поросло 18 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Сена по речке по Кадке 30 копён.

 

АРИСТОВО

За боярином за князем Алексеем Юрьевичем Ситцким по приправочным книгам... в вотчине... деревня АРИСТОВА на речке на НОРШЕ.

А в ней крестьяне: во дворе Васко Остафьев да сын его Федка, да бобыль Алёшка Кузьмин; во дворе Тренка Леонтьев да сын его Вахромейко, да внук его Бориско Гаврилов, да Пронка Алексеев; во дворе Гаврилко Артемьев да пасынок его Вахромейко Ондреев, да Васка Леонтьев. Да бобыли: во дворе Сенка Третьяков; во дворе Данилко Сидоров да Ермолко Микитин; во дворе Петрушка Самойлов; во дворе Максимко Степанов да сын его Елизарко; во дворе Гришка Гавриилов; во дворе Федка Исаков. Да три двора бобыльских пустые: Олешка Мелентьева, Максимка  Логинова, Обрамка Архипова — кормятся в миру.

Пашни паханой средней земли 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Сена 15 копён.

 

ОНТЕПЛЕВО

За боярином за князем Алексеем Юрьевичем Ситц-ким по приправочным книгам... в вотчине,., деревня ОНТЕПЛЕВА на речке на КАДКЕ.

А в ней крестьяне: во дворе Сенка Авдеев да сын его Мишка, да зять его Климко Игнатьев, да бобыль Ивашко Павлов, да сын его Федка; во дворе Афонка Абрамов да племянники его Якушко да Парфенко Па-хомовы. Да бобыли: во дворе Ефимко Дмитриев; во дворе Ивашко Дементьев да пасынок его Андрюшка Филипов; во дворе Ивашко Фомин да пасынок его Тит-ко Иванов; во дворе Безноско Григорьев; во дворе Дружинка Микитин Кривой; во дворе Савка Леонтьев да Сысойка Алферьев.

Пашни паханой средней земли 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Сена около полей и по речке по Кадке 25 копён.

  

СПРАВКА  «КЛ»

 

ПОСЛЕДНИЕ ПОМЕЩИКИ

На сей раз мы попытались разыскать фамилии помещиков, владевших тем или иным кацким селением в 1861 году — на момент отмены крепостного права. То есть, по сути, были последними владельцами.

АЛФЁРОВО — А. П. Хитрово;

Антеплево — Е. Ф. Скордули;    .              

Аристове  —  Е.  А.  Тютчева и  Н.  Н.  Тютчева.

БАЛАКИРЕВО — А. Ф. Евреинова и свободные хлебопашцы;

Бибиково — А. Ф. Евреинова и А. А. Маслов

Бибяки — государственное.

ВЛАДЫШИНО — государственное.

Воронцово — государственное;

Воскресенское   в   Кадке   —   св.   хлебопашцы.

ГАЛИЦЫНО — Л. И. Голубицкая;

Глазово — свободные хлебопашцы;

Глинино — Е. В. Зезвитова;

Глотово — княгиня М. В. Мещерская;

Говитаново   (Гайтаново)   —  Е.   Ф.  Скордули;

Голосово  —  К.   И.   Извекова;

Гридино — Л. О. Цинарсая и Д. С. Серединскяя.

ДМИТРИЕВКА — В. П. Змеев;

Дуново — В. Н. и М. Н. Скульские;

Дьяконовка — М. А. Башмаков;

ЖУКОВО — Л. А. Кисловский.

ЗОБОВО — Новиковы.

ИГНАТОВО — А, Э. Циммерман, М. П. Давыдова и Е. П. Скляренко;

Исакове — М. А. Башмаков.

КИНДЯКОВО — государственное;

Кологривцево — К. В. Толбухин;

Костево — Глебова;

Крайново    (Кобелево)   —   Селифонтов;

Кривцово — свободные хлебопашцы.

ЛЕВЦОВО — М. А. Башмаков;

Летиково— А. П. Вершина и В. А. Скрипицын.

МАКСАКОВО — А. Ф. Евреинова и А. А. Маслов;

Мартынове — М. А. Башмаков;

Маурино — К.   В.  Толбухин;

Медлево — П. Апраксина, Каблуков и Ткаченко;

Мелехове — А. Н. Тютчев;

Муханово — А. И. Трофимова;

Мякишево — государственное.

НЕФЕДЬЕВО — государственное;

Нефино — Н. А. Башмакова.

Новинки   —   Е.   П.   Боговут и  Травина:

ОРДИНО — государственное.

ПАРФЁНОВО — государственное;

Перемошье   (Черемошье) — В.   А.   Башмакова;

Платуново — Глебова;

Поповичево  Большое —  Е.  Ф. Скордули;

Поповичево  Малое —  Н.   Н.  Тютчева.

РОЖДЕСТВЕНО В КАДКЕ — С. В. Болотников, К. И. Извекова и Е. Ф. Скордули:

Сопино — свободные хлебопашцы;

ТРУХИНО — государственное.

ХОРОБРОВО — государственное.

ЧЕРНЕВО — Е. Н. Шипина;

Черноусово '— А. Кисловский;

Чижово — Е. П. Шепелев, Н. Я. Голосов и свободные хлебопашцы;

Чириково   — К. И. Извекова.

ЩЕРБИНИНО — М. А. Башмаков и Е. Ф. Скордули.

ЮРЬЕВСКОЕ — М. А. Башмаков.

ЯКСАЕВО—М.   Д.   Кошелева и  Е, П. Боговут.

 

4 стр.                                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                   сентябрь-октябрь 1999 года

 

Уж-Палучато, Змея и Лягушка

"В ТРЕТЕЙ и , -чотвёртой классы -я ходила в Юрьевскую школу. Осенью пустила меня на квартиру старушка Августа Михайловна. Помню, по вечерам она долго гуляла, а мне страшно без неё. . .

И вот иду я в Юрьевское, а бабка Надежда останавливает:

—  И ты не боишься?

—  А чего бояться-то?

—  Дак Августа-то с Ужам знается!

—  Да как!?..

—А ты погляди,  у неё на крыльце кринки стоят. Ей Ужи   в   кринки   молоко  приносят.   А вечером   она  их  в Подполье загоняет;  сделала  там  нашосток —  оне усадятся и сидят   что вороньё!

Пришла   я,  поглядела   на  крыльцо  —   впрямь  кринки   стоят!   А   в  подполье  побоялася   заглянуть.

С той поры я боялась бабушку Августу. Она меня и молоком, и преснушкой потчует — а я ни за что не угощаюсь,

—Да что ты, сладкая, наговорил тебе что ли кто на меня?

А потом я и вовсе с квартиры съехала, ходила пешком. И вот выхожу как-то из школы, а у её дома народ собрался.

—  Чего такое?

—  Августу убили! (Августа богатая была.)»

...Подобные истории можно услышать повсюду в Кацком Стане: в Мартынове, Хороброве, Юрьевском, Балакиреве Дьяконовке, Нефине... Рассказы об огненных Ужах, иначе их называют Палучатами, которые к тому же летают, да ещё и богатство в дом приносят, кажутся не только невероятными но и странными — взбредёт . же людям такая фантазия!

Однако   ни о чём    так просто не рассказывают...

ТЫСЯЧУ лет назад славяне не веровали во Христа. Но Бога чтили, и не одного, а нескольких богов. Думали, что живёт на небе могучий Перун — бог грозы: огня и молнии; бог сильных духом мужчин, покровитель воинов. И была у него жена: длиннорукая, с большой головой и распущенными волосами богиня по имени Мокошь, Она покровительствовала женским работам, особенно прядению; слала на землю дождь, дарила  плодородие. Там же, на небе — ил высоком престоле, покрытом шерстью — восседал крылатый змей Волос — бог подземелий, бог умерших бог скота и бог богатства.

Каждый славянин прекрасно знал миф о том, как змееподобный Волос соблазнил замужнюю Мокошь, у которой по такому случаю родилось то ли 7, то ли 12 детей. Разгневанный Перун поразил громовыми стрелами любовника-змея; досталось и Мокоши: её он превратил в божью коровку, а 12 внебрачных детишек - в змей лягушек, мух, комаров и проч. (только последний, двенадцатый, уцелел).

Теперь уже никто такое не расскажет. Уверовав в Христа, славяне отказались от прежних богов но до конца, видно, так и не позабыли.

ИТАК,   ЛЕТАЮЩИЙ   Уж-Палучато   и   есть   славянский бог Волос (не он сам, так его потомок). Свергнутый с неба, он теперь летает по волости Кадке. Не зря  же такое чудо , видели во всех наших деревнях. В Дьяконовке,   например,   занарок   следили:   «Летит   на небе огонёк, летит — и в дом». В Нефине народ поглазастее.

—   Да как Уж-от  летает? —  удивились вопросу.   Да как огонь летит, и как хвост сзади. Летит, летит к дому на Прогоне — и в трубу упадёт!

Поскольку стародавний Волос — бог богатства, то и Уж-Палучато не просто так летает — он приносит в дом достаток.

—  Жила у нас на Прогоне в маленькём   домике бабка  Саша, —  вспомнили дьяконовские. — Всё говорили,  к  ней  Уж летает.  У ней  для  него  и  кринки  росставлсны   —   он   в   них   молока   натаскает.   И   сундуки роскрыты — он туда рожь принесёт...

Собирая на крестьянских наделах зерно, Палучато срезает колоски почти под самый корень. Причём делает он всего две лодки: вдоль поля и поперёк.. Такие узкие полосы сжатого хлеба наводили на жнецов панический страх: «Я раз жала на холме к Ковезину. Вижу — крест-накрест пережато! Испугалась, как дунула бежать — до самого дома не останавливайся!»

Но чаще Уж-Палучато добывает молоко или молоснину — молочные продукты: масло, сметану... Добро переносит в собственной глотке, и при желании можно заняться рэкетом:

—   Сидели мы под окошком  — низенькёй такой дом стоял — дак вот,  сидели  мы:   я,   брат,   кто-то ещё.  А уже позно: вечер, нехорошо темнеет.

Глядим — вылетает! Вот что шляпа, и хвост огненной. А по хвосту как рубят — искры летят.                

Брат говорит:                                                                             

-  Кричите «Аминь!»',  он и  бросит чего  несёт.

Мы как закричим! Не помогло...

Видно, пустой летел... Кстати сказать, кацкари уверены, что некоторые люди оттого богато и живут, что с Ужом -знаются. Зажиточных крестьян, «кулаков» по-революционному, в Кадке так и звали — «ужи».

—   Говорили  что  к  родителям  Уж летает.  Мол, 'вот он   им   сколькё   натаскивает!   —   рассуждает   собеседница из Мартынова. — А ведь невдомёк   что родители-то всё своим   трудом   наживали.   Папа   мой  вот  какой хлебороб   был,   такую      семью   кормил   —   нас   у   него шесть детей  росло.   Он   и   ночи   не  усыпал,   осенью  и ночевал в риге!

НАРОД считает  Ужа-Палучата  нечистой  силой:   всё-то у него  не по-людски,  вот и в дом  он проникает не   через   дверь   или   хотя   бы   окно,     а  исключительно сквозь трубу.  Побольше всего его выдаёт боязнь  креста:

—  Был в нашей деревне портной   — вспомнили подходящий случай  нефинские старожилы.  — Жил в постояльцах.   И   вот  приметил  он,   что   как  вечер,   оберёт хозяйка  кринки   и утащит   в  летнюю  избу.   Подкрался раз   тихонечко,   глянул—на   полу   пустые   кринки  стоят. Любопытно ему: встал утром чуть свет — а кринки полные молока!

 

сентябрь-октябрь 1999 года            «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                                                5 стр.

Другой раз ночью взошёл он в летнюю избу да и перекрестил кринки. Утром догадался по хозяйке, что кринки пустые. Видать, Уж не прилетал и молока не приносил.

УЖИ ПРИЛЕТАЮТ исключительно к представительницам слабого поля — в этом тоже, отголосок древнего мифа. Но за всё нужно платить, а за такую преступную связь тем более. Как ни хорошо, ни сытно жилось, имея в помощниках Ужа-Палучата, смерть придёт ужасная (вспомните Августу)...

Впервые я задумался о ней .в том же Юрьевском. Ах как тогда замечательно разговорились мои собеседники — только успевай записывать.

- Про Кубариху говорили,. — вспомнил первый из них, — будто она с Ужом знается..

—   Про  Кубариху  не знаю,  —  возразил  второй,  — а   вот   толковали    бабушка   Наталья   имела    связь    с "Ужам. Оне для неё молоко таскали. У будто бы тайну свою перед смертью обязательно передать надо. А не  передашь,   будешь  померать,  тебя  скрючит-скрючит и в печку и закрючит! Она в печи и умерла, Так и говорили  о  ней:   «Ужи  запрятали, в  печку  бабку  Наталью!».

—   Да  нет,  — ,перебили  его,  — она  не совсем  так умерла.   Пришла   она   как-то   к маме  «Таня,   я  попариться хочу!» А парились тогда в печках и под   (печной  пол  то  есть)   соломой  выстилали.   Но   соломы  не оказалось —  не жали  ещё, мама ей сена дала.

Постлала старая сена, в печь залезла и устье заслонкой закрыла. Парилась, парилась, Да умалела, видать, — голову-то на жаратошник и положила. Вытащили её еле живую. А через неделю померла бабушка Наталья...

...Слушал я, слушал и думал: печь — это не Спроста. В Ней полыхает огонь—бог Перун вновь карает женщину за её преступную связь со змееподобным Волосом.

 Поверье это потому задержалось  в памяти, что истинно бывало, старики умирали в песках. Нет, не ради экзотики туда забирались - дела в том, что вплоть до  50-х годов ХХ - столетия кацкари  совсем не знали бань. Мылись в русских печах (вот почему в Кадке совершенно не развит культ 6айника, и баня считается  «истой от разных сверхъестественных сил постройкой).

Так вот что: конечно же, бывали случаи, когда старый человек, забравшись в протопленную печь помыться, там и умирал. Экак его  за знакомство о Ужом", — качали тогда головами в народе

СМЕРТЬ   может   быть   иной   (правда,   реже), но   не легче.

В деревне Мартынове, в самой центре ее, стояла изба Оксёна Липатова. Жила с ним бабка Офимия; в народе говорили, что она колдунья: нелюдима, ни с кем больнё-то не разговорится — маленькие дети ее особенно боялись.

Совсем одряхлела бабка Офимия. Пора бы помёреть, да никак не может — какая-то сила её постоянно с кровати скидывала. Подымут её, на постель уложат, обыгнут — (Глянь, а баба опять на полу.

Забрался Оксён на чердак и, как ему посоветовали, над тем местом, где старуха лежала, выбил потолочину. Тут же всё успокоилось.

Похоронили. Поминки. Вышел Оксён на двор — глазам не верит: стоит овца без шерсти! Одна кожа, гладкая такая, что колено. Так овцу и зарезали.

А по деревне шептались: оттого, мол, чудеса, что бабка Офимия не успела передать своё; с Ужом мол, она зналася!

Случилось бы то лет на шестьсот-семьсот раньше, знающие люди обязательно добавили бы: неспроста овца полысела, ее шерсть сам бог Волос забрал--не зря он сидит на троне из шерсти. (Кстати уж: чтобы корова домой ходила, кацкари выстригают между рогов шерсти и кидают на двор.)

... В Летикове Уж-Палучато к Лобановым прилетал, богатство таскал: всегда у них молока -  целёхоньки кринки хлеба — полные амбары. Но вот пришло время и старухе Лобановой помирать, а она не может. Не нашла, видать, преемницы, не отпускает её Палучато. Что делать?

Насыпали   родные на   ладонь   (так  кацкари называют  ток —  площадку для молотьбы)   лукошко  льняного семени. Пока Палучато по зёрнышку собирали- старушка и померла...

И ВСЕ-ТАКИ -- почему именно  УЖ? Может, не прав, но, кажется, здесь произошло объединение двух   религий:   культ змееподобного летучего   '• бога Волоса слился с почитанием обыкновенной   вполне земной Змеи-Ужа.

Произошло это,  видимо, так. Кацкари  (да будет вам известно) — потомки славянского племени кривичи и финно-угорского племени меря Славяне верили в Волоса, меряне поклонялись. Змее. Причём очень серьёзно поклонялись; не однажды я слышал:

- Нельзя убивать змею, заползшую в деревню! Иначе кто-нибудь умрет из деревенских. Налицо самая прямая ч связь Змеи  с человеческой жизнью: покуда; жива Змея жив и человек. По видимому меряне считали Змею своею прародительницею; иначе" говоря, думали, что произошли от  Змеи, То-то, а мы наладили — от обезьяны да от обезьяны!

Теперь понятно отчего так много змей, в наших наличниках. — Змея, покровительница человека, охраняет и его дом.                                                           Но время шло. Теперь кривичи и  меряне один народ, а Волос и Змея — одно божество. Поэтому, рассказывая о славянском огненном змее невольно сбиваются на мерянскую Змею  (на ужа, конечному нас ужи водятся):                       — В нашей деревне два /дома были, в которое Ужи летали, — это из Нефина рассказ. — На Прогоне мужик жил, дак всё смотрели:     лётит к  нему  Уж,   летит да упадёт.

Раз была в их доме биседа,  дак ведь Уж-от из-под лавки и вылез! А хозяйка,— успокаивать:."«Да ничего, ничего...»

А умерала — мучилась. У ней весь живот вздуло, хоронили — платком накрыли.

Дом этот другие хозяева купили. Стали вычинять, а из-под стены Змея и выползает!

У АКАДЕМИКА Б. А. Рыбакова есть очень интересное толкование сказки «Царевна-лягушка». Помните такую: искал Иван-Царевич свою золотую стрелу, искал да и нашел на болоте у лягушки. Как ни горько было, пришлось играть свадьбу с лягушенцией. И неплохо, представьте себе, жили-поживали, детишек наживали!

Так вот: Б. А. Рыбаков считает, что сказка эта — зашифрованный миф о событиях тысячелетней давности, а именно о том, как славяне и финно-угры слились в один народ — русские. Он пишет: «Сказочная встреча Ивана-Царевича с Лягушкой является фольк-

 

6 стр.                                                           «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                          сентябрь-октябрь 1999 года

лорным отражением соприкосновения русских дружинников или княжеских данников, вирников и емцов с местным мерянским населением. Вся страна, где скрывается Царевна-лягушка это болота, глухие леса с одинокими избушками... Братья Ивана-Царевича женились на русских, а стрела Ивана упала в болото, и вернула ему стрелку не русская девица, а заколдованная Царевна-лягушка, представительница мерянского населения».

Известно    что  у  мерян  лягушка   считалась   священным животным.  А  как у кацкарей?   Практически во всех кацких деревнях существует поверье: если убьёшь лягушку  — будет  дождь.  Иногда  примета звучит суровее: убьёшь лягушку — к несчастью.

Несомненно, перед нами отголосок древнего почитания Лягушки. Можно даже предположить, что Лягушка для мерян была всё равно что для славян Мокошь — богиней, славшей на землю дождь, дарующей людям потомство. Не зря Же до сих пор кацкари о беременной собаку кошке или другом животном, а то и женщине говорят: «Что лягушка зелёная!» Случайно ли такое сравнение? Случайны ли лягушачьи лапы на вырезах кацких Домов?

ОДНАКО же   речь о Лягушке    затеяли    мы, чтоб сказать,  что  связь  её  с  Ужом-Палучатом до   сих   пор не прекращается, как когда-то между Мокошью. и Волосом   —   древними   славянскими   богами.      Нечистая, страшная связь...

«Мы Тогда ещё в Комарове жили. Был в деревне мужик—уж до того богатой. И вот приходит он как-то к отцу и говорит!

— Пришла пора померать мне и надо передавать Палучато. Бери, богатой будешь! И надо-то тебе толькё в ригу идти в двенадцать часов ночи. Там увидишь Лягушку здоровенную, а во рту огонь горит. Ту так сквозь горловину и иди, ничего не бойся, Получато твоим будет!

Но отец наотрез отказался — не надо мне, мол и богатства.."

...Не за дальними далями,  не за лесами дремучими, а среди  родных до  боли  берёзовых  часничков  живёт в Кацком  стане  сказка:  бог   Волос,  богиня Макошь, Уж-Палучато,  Змея, Лягушка. А впрочем,  сказка ли? Сергей ТЕМНЯТКИН; село Хороброво.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ РЕДАКЦИИ:

Для мартыновских читателей прочитанное может показаться знакомым — в «КЛ» № 5-6 за март 1997 года уже были «Уж-Палучато, Змея и Лягушка». Однако, редакция сочла необходимым ещё раз напечатать этот материал: во-первых «Кацкая летопись» распространяется теперь по всему Кацкому стану от Ковезина до Знаменского и хотелось бы ввести в курс дела всех читателей, а во-вторых, в нынешней публикации немало изменений.

Жизнь, надо заметить, не стоит на месте и новые и новые факты, сведения буквально сыплются как манна небесная. Пока верстался номер, была записана ещё одна история:

— В Ковезине бабушка жила, ей всё Палучато таскал. Померзла, хотела передать да не сумела. И смерть пришла к ней тяжёлая: умирала всю печку разобрала, по кирпичику разметала!

То-то!

В Кацком стане всё примечательно, а особенно Разное убранство изб - выреза. Заходи в любую  деревню и экскурсию проводи!

Скромные ли, пышные, простоватые, затейливые — это неважно: все они повторяют  узоры, составленные тысячу лет назад. По ним, как по книгам, можно читать мысли наших предков.

А вот и Ужи-Получата тут!    Присмотритесь, во-он     они в верхней,  небесной, части вырезов  — летают по-прежнему над окошками, как в старь принеся в дом хозяевам удачу и достаток. Кацкие выреза.

Художник С. КУРОВ.

 

сентябрь-октябрь 1999 года                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                       7 стр.

 

Семейные предания      ПРО  МОИХ  ПРЕДКОВ  И            БАШМАКОВА-БАРИНА

Мой отец, Иван Андриянович Знамов, был замечательным тружеником. Хозяйство держал по старым временам крепкое: две лошади, две коровы, овцы, ульи...

Детей нас у него было десять человек. Правда, осталось только шесть — четверо умерли, причем и в порядочном возрасте умирали: один мой брат умер пяти лет, а другой — семи.

Ну, а его отец, мой дед, Аидриян мальчиком был отдан в Питер — дело в то время обычное, раньше, почитай, через дом да в каждом доме были мальчики, отдаваемые в услужение баревам. Андриян дослужился до приказчика. Хозяин, бывало, собственным сыновьям кассы ни за что не доверит (были они разгульные, выпивали), а у моего дедушки она всё время хранилась.

На лето дед Андриян обычно приезжал домой, а на зиму возвращался обратно в Питер. Хозяйство в Мартынове вели мой отец Иван и его дед (Андрияну отец) Григорий.

Моему     прадедушке     Григорию приглянулась  девица   в   Апраксине,  барском имении. И вот, как, верно,   было  с нею согласовано,   пришел он   к   помещику     Башмакову упал  в  ноги: — Отдай за   меня  Секлитею!

А Башмаков знал прадедушку как работника хорошего, а потому обходился с ним ласково. Стал отговаривать:

— Да ведь она при моей усадьбе выросла, в сельском хозяйстве делать ничего не умеет, полевых работ вообще не знает никаких. Зачем тебе такая?

- Да я сам всё буду за нее делать, только отдай за меня Секлитею!

А был он работником, в действительности, замечательным — сильным, ловким. Отец, живший с ним продолжительное время, рассказывал, как прадед Григорий косил: за Двенадцать махов косой прокос делал такой. что любой человек ложился с вытянутыми руками! А начнет молотить под ригой — кушаком подпояшется. Возьмет два мешки по пяти пудов каждый под мышки и от риги до

самого   дома   несет   —   это   метров сто   пятьдесят.   Вот   какая   была   у него   силища!

Не смог отказать ему барин -отдал за него дворовую Секлитею. Она и родила прадеду Андрияна, только не зажилась, рано умерла.

Отцом Григория был Евлий — о нем как-то подзабылось в нашей семье. А вот про отца Евлия -Парфентия —старики рассказывали, что был он очень сильный, вся вотчина боялась его!

Он из барского леса таскал на себе бревна: спилит дерево, взвалит на плечо и несет домой. Но вот доложили помещику Башмакову, что Парфентий, дескать, ворует строевой лес,

-   Он  что,   на   лошади  возит? — поинтересовался   барин.

-   Нет,   на  себе  таскает!

-   Ну   и   пусть таскает!

Работали как-то мартыновские крестьяне в барской вотчине Козлово — это к Угличу. Барщина тяжелая была — шесть дней в неделю. И вот скирдуют они сено, а на дворе праздник — Илья Пророк.

- Ты бы отпустил нас, — стали упрашивать,                ведь Илья Пророк...

А  барин:

- Ну, еще какого-то Ильюшку праздновать. Много их там. Работайте! Работайте!

А после работ поднялся ветер и всё развеял. ..

Вот еще одна характерная черта барина Башмакова.

На том месте в Мартынове, где сейчас Розовы живут, стояло в старину два дома Савёловых. А перед 1861 годом ходили по деревням разговоры, что вот, мол, скоро будет освобождение. Особенно много рассуждал о том какой-то из Савёловых — я уже и не помню сейчас, какой именно.

Донесли   барину.   И   по   его  приказу   Савёлова    так    на   конюшне напороли,     что  тот   на  другой     день умер.

После отмены крепостного права мартыновские мужики выкупили у Башмакова участок земли, называемый Топорка. И вот отправилась к барину делегация: оформили на землю купчую крепость, отдали деньги.

А  барин:

—  Ну-ка,   покажите  мне  купчую!

Те подали. А у барина печь топилась, так он все бумаги в огонь и бросил. Мужики: «Ай-ай, ай-ай!»

—  чего делать, не знают.  А  Башмаков:

—  Ну я пошутил! — и выправил им   новую   купчую   крепость.      Вся Топорка    перешла      мартыновским мужикам.

Я об одном жалею: слишком поздно мы хватились изучать историю нашего Кацкого стана. Начали бы пораньше — больше бы воспоминаний сохранили. Но и сейчас еще можно собрать по крупицам немало. Потому-то я и оставил для «Кацкой летописи» предания семьи Знаиовых.

Николай  ЗНАМОВ.  д.   Мартынове.

послесловие «кл»

Так уж получилось, что воспоминания Н. И. Знамова счастливо дополнили семейные предания Гречухиных (в. Гречухин «Про крепостного прадедушку», «КЛ» № 5-6 1999г.). И там, и тут старинный крестьянский уклад, и там и тут глумяные кацкари, и там и тут помещики Башмаковы, Пора пояснить кто они такие!

Усадьба Апраксине, что в километре от Мартынова, издревле принадлежала славному и шубутному роду Батуриных. Но вот со смертью В 1807  году последнего из них (Т. Третьякова «Смерть предводителя», «КЛ» № 3-4 1999 г) в .Апраксине   поселились   Башмаковы.

Афанасий Иванович БАШМАКОВ занял должность заседателя Мышкинского суда, в течение 10-ти лет был предводителем уездного дворянства. За многолетнюю службу награжден орденами Анны 3-й степени и Владимира 4-й. 6 Кацком стане именно он построил НиколоТопорскую церковь.

Его сын Михаил Афанасьевич БАШМАКОВ служил в Петербурге в министерстве внутренних дел.| Вернувшись на Родину, он 11 -ть лет был Мышкинским предводителем дворянства, а потом — почётным мировым судьёю.

 

8 стр.                                                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 сентябрь-октябрь 1999 года

ПРИХОДЫ     КАЦКОГО   СТАНА  В0СКРЕСЕНСКО-КАЦКИЙ ПРИХОД

Церковь в селе Воскресенском, что в Кадке, сооружена в 1838 году (1) тщанием поручика Александра Александровича Суховокобылина (2). Престолов в ней три: 1 — Обновления Храма; 2 — Святителя Дмитрия, Ростовского Чудотворца и 3 — Владимирския Божия Матери.

Земли  церковной   36 десятин.

В приходе 8 селений,  а  именно:

1861 г.

ПРИЧТ ЦЕРКВИ    СЕЛА  ВОСКРЕСЕНСКАГО,  ЧТО   В   КАДКЕ

 

Священник   АЛЕКСАНДР   ОРЛОВ,   рукоположен  в   1840   году  по  окончании  полнаго      семинарскаго  курса.

Дьячок    ВАСИЛИЙ    ПОРОЙКОВ.       Обучался  в   низших   школах;   на  службе   с   1843  года.

Пономарь ВАСИЛИЙ ЛЮБОМУДР О В, Обучался в низших школах; на службе с 1861 года.

 

 

Число

душ

Селение                                    Число

 

 

 

домов

муж.

жен.

Воскресенское  в   Кадке  (3)   при

 

р.   Негре  и прудах

13      36

46

Глазово   (4)   при   р.   Нерге   и  прудах

14      63

74

Павлове   (5)    при   прудах                ,  ...

12     48

40

Трушнево   (6)   при   прудах

9           28

38

Кривцово   (7)

9          27

30,

Сопино   (8)

12       53

Савино  (9)

6          25

27

Холеево (10)

8          37

44

Всего  домов  83;   душ  мужского   пола   317,  женскаго   —   325.

Церковь Обновления Храма Воскресения . Христова зданием каменная, приходская; летняя и зимняя; прочная (1). Престолов три: в настоящей холодной в память Обновления Храма Воскресения Христова; в трапезе тёплой на правой стороне —- во имя Святителя, и Чудотворца Дмитрия Ростовского; в той же тёплой на левой стороне — во имя Владимирский иконы Божией Матери. Построена церковь в 1838 году иждивением поручика и кавалера Александра Александровича Сухово-Кобылина (2).             

Особо  чтимыя   иконы:   икона  Владимирская   Божией  Матери  и икона

Святой   и   Праведной   Сарры    (11). Земли   при      церкви   36     десятин. Дом    для   жительства      священника (12).   Церковнаго   капитала   в   билетах   6708  рублей  

Прихожан  в  селе 68 м., 62 ж. В деревнях:  ГЛАЗОВЕ  (4) 100 м., 114  ж.,

ПАВЛОВЕ   (5) 66 м„  73 ж.,

ТРУШНЕВЕ   (6)   47 м., 57 ж.,

КРИВЦОВЕ   (7)   47 м; 50  ж.,

СОПИНЕ   (8)  66 м., 71   ж.;.

САВИНЕ   (9)  34 м„ 44  ж., *

ХАЛЯВЕ  (10)   72  м., 87  ж.

Расстояние      деревень- от   приходской   церкви:   Глазово,    Павлово   и Трушнево   в   одной; версте,  Кривцово и Сопино — в двух верстах, Савино  в  6    верстах,    Халява  —   в 8 верстах.

Село расположено на равнине, немного возвышенной, при речке Нерге, Почтовый,, адрес: Рождествено Мышкинского  уезда, а телеграфный. — полустанок Маслово по рыбинско-бологовской. железной дроге.

В   селе   земская  школа   (13).

Штатный   состав   причта:   священник  и  псаломщик.  Причтоваго капитала   в   билетах  4120   рублей.

ПРИМЕЧАНИЯ „КЛ"

(1) — служба в церкви села Воскресенского в Кадке, как и в большинстве кацких храмов, прекратилась во второй половине 30-х годов нашего столетия. В 50-е годы храм снесли с лица земли. . (2) — Воскресенская вотчина — исконное владение рода Сухово-Кобылиных, близких родственников известного писателя-драматурга А. В. Сухово-Кобылина.

(3)    —   «Воскресенское   в   Кадке»   -   таковым   было  официальное название   села.   Это   для   того,  чтобы отличить   от   других    Воскресенских.    Нетрудно   догадаться,   что   под   «Кадкой»   здесь   подразумевается   не река   Кадка,   а   местность   Кадка   —   волость      Кадка, Кацкий   стан.   От   местных жителей до сих   пор   можно   услышать   такое   название:   «Воскресенское-Кадка».

Сейчас село относится к Рождественской сельской территории Мышкинского района, в нём 4 избы и 7 жителей.

(4)    —   Глазово   ныне  в  Рождественской      сельской территории, его население — 14 человек.  Изб  —  5.

(5)    —   Павлово   исчезло   в   послевоенные   советские годы.    Тоже   Рождественского   сельсовета.

(6)   — Трушнево  повторило судьбу   Павлова.

(7)   —   в  документе   1861   года названо «Кравдово», но   это   явная   описка.   Сейчас     Относится   к   Рождественской   территории   —   14   жителей, ' 6 домов.

(8)   — в документе  1861  года  названо «Сонино»   — по-видимому,   тоже   ошибка.   Сейчас  в   Рождественской сельской   территории.   Остался   в   Сопине   один   только жилой  дом,   а   в   нём   3  человека.

(9)    —   Савино  исчезло  с  лица   земли.      Относилось к  Рождественской сельской  территории.

(10)    --   Холеево,   Халява  —  два  равноценные   названия   деревни,    но в настоящее      время узаконено «Халява».   Впрочем, самой деревни уж нет.  Место, где она была,  теперь в  Некоузском  районе.

(11)   —   судьба  икон   неизвестна.

(12)   — дом до наших дней не сохранился.

(13)    —   Воскресенско-Кацкая   земская   школа   была основана в  1886 году, до наших дней не сохранилась.

 

сентябрь-октябрь 1999 года                            «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 9 стр. 

 

Николай Константинович ЛЯЛИН  

родился в 1918 году в деревне Ельцыне Хоробровской волости в крестьянской семье. Учился в Нефедьевской начальной школе, затем продолжил образование в Угличе. Работал счетоводом в колхозе.

В 1939 году бы призван в Красную Армию. Служил на западной границе и в 1941 году одним из первых принял фашистский удар. Погиб в самом начале войны при сражении танкового прорыва на Волыни.

Было ему только 23...

Ветру 

 

Уймися, ветер непокорный!

Чего ты, бурный, захотел?

Тебя ль вопрос волнует спорный?

В края ль чужие полетел?

Нам не понять свои напевы,     

Чужды стремления твои;

Мы беспокойны и пугливы,

Нас твой напев не веселит.

Лети туда, где гладь морская

Могучей силою полна,

Где звонко в берег ударяет

Всегда кипучая волна.

Там разгуляешься на славу,

И, верно, там тебя поймут,

И волны бурную октаву

Тяжёлым рокотом споют. 

 

Подруге

Нельзя не думать, не грустить

О Вашем взоре и движеньях,

Хоть это, право, может быть

Пустое только заблужденье.

И может быть, в тени ночей

Другому дарите послушно

Любовь и нежный взгляд очей,

Меня отвергнув равнодушно.

О, если так, то не томи

Меня сомнительным незнаньем

И  дар любви назад возьми,

Но подари, молю, свиданье.

Я в нём найду последний раз

Мои мечты, мои стремленья,

Чтоб потерять навеки Вас —

Глаза и голос, и движенья. 

 

Друзъям

Друзья мои!

Налейте чашу,

Налейте до краёв, полней:

Проводим дружно юность нашу

И справим светлый юбилей.

Среди цветов, среди полей,

Среди свободы и веселья,

И этот лёгкий пыл похмелья

Не отравит души моей.

 

ПУБЛИКАЦИЮ СТИХОВ Н. К. ЛЯЛИНА ПОДГОТОВИЛ   ПАВЕЛ   ГОЛОСОВ   (с.   ОРДИНО).

ЕЙ

 

Отчего луна, блистая,

Чудно светит над землёй?

Отчего же тень ночная

Мне приносит образ  твой?

Отчего же сердце бьётся

И огнём горят глаза?

Отчего же чудно вьётся

Светло-русая   коса? 

 

Приятелям

Где вы, наперсники ученья,

Свободы  резвые  друзья?

Укором лёгкого почтенья

Вам о себе напомню я.

 

Оставив жизни увлеченья

Без сожаления другим,

Я в лете праздного забвенья

Одним лишь помыслом томим.

 

По вас я, милые, тоскую,

На вас хочу ещё взглянуть,

Наполнить чарку круговую,

Душой за спором отдохнуть.

 

Узнать, как вы доселе живы,

Кого   меж   нами   недочёт?

Кого на сколько осудили?

Кто добровольно взял расчёт?

 

Кто увлекается работой?

Кто философствует тайком?

Кто тяжкой угнетён заботой?

Кто не горюет ни о чём?

 

Или, услышав нежный лепет,     

Уже какой-нибудь из вас

Несёт в груди желаний трепет,

В воображеньи — чары глаз?

 

Другой, быть может, кровь шальную

Неосторожно остудил,

Любовь и юность золотую

Жестоким словом укорил.

 

Я так же пережил волненья,

Тревоги жизни и любовь,

Серьёзней стали рассужденья,

И холоднее  стала кровь.

 

 

Я знаю: в мире всё не вечно,

Признаньям, верить перестал,

Амура пылкого беспечно

На мудрость Вакха променял.

 

Свободно нежусь на просторе

Родимой отческой глуши.

Читать умею в чистом взоре

Я тени мутные души.

 

Люблю политикой заняться,

 Могу кой-что предугадать,

Умею жизнью утешаться,

При   скуке   смертной   не   скучать.

 

И часто, часто вспоминая

Вас,   горы,   Волгу,   милый  плёс,

Я только прошлым заглушаю

Волной нахлынувший вопрос.

 

10 стр.                                                   «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ.                                  сентябрь-октябрь 1999 года

 

Моя малая Русь 

 

ДЯГИЛЕВО

ну, здравствуйте

 

Есть в Нижней Кадке холмы высокие с пологими, в полверсты, склонами. Хорошо бежать с такого сломя голову, еле-еле поспевая за собственными ноженьками!

Хорошо, да не стоит. Ведь эдак можно совсем не приметить крохотного Дягилева — деревеньки, расположенной на споре Кадки и Шумаранки аккурат на склоне такого вот холма!

Уж очень большим Дягилеве не было никогда — сто лет назад, например, в 1897 году, в нём стояло 23 избы (20 из которых крыты соломой и 3 — деревом), 15 дворов, 13 амбаров, один сарай, 7 овинов и риг да 12 житниц. Жило в Дягилеве в ту пору 106 человек.

А теперь в нём и вовсе четыре избы, из них три — дачников. Постоянного населения же — две души. К ним-то и привела нас сегодняшняя дорога, чтобы посидеть рядком под сенью старинных дерев да поговорить ладком.

Долгая дорога на Родину

—   Отца   моего      звали     Негодин Владимир   Сергеевич,      а     деда   — Сергеи    Тихонович.   Уж   так      хотелось   деду,   чтобы   сын   его,   а     мой отец,   из   деревни   в   город      уехал. Но  отец  ни  в  какую!   Вот   и   построили  для   него   дом,   в  котором   теперь   я  доживаю.   Так  что   мой   дом 1921   года     рождения,   —   таковыми словами   начал   рассказ   о   своей   деревне   последний   её   хозяин,   73-летний   Александр    Владимирович.

А вот сам он отчий дом по молодости покинул. Отслужив в армии, поступил на агронома в Загорский институт сельхозтехники. А потом — женитьба на москвичке и долгие годы работы на туношенском заводе «Красный октябрь». Был слесарем, наладчиком, сборщиком, а спал — и каждую ночь родное Дягилево видел!

И вот приехал как-то к родным в отпуск, а его в колхоз «сватают»:

—   Ну чего  же ты   —   ведь   наш, местный   житель.   Не     пьёшь.      Давай  к  нам   в   председатели!

Какое любящее свой край сердце против уговоров устоит? Вот и состоялось возвращение на Родину.

Работал Александр Владимирович Негодин заместителем председателя ординского колхоза «Победа», председателем колхоза, агрономом. А потом опять в столицу подался — для стажа надо было на производстве доработать. И вот пенсия, и новое возвращение в родное Дягилеве!

 

Дягилевцы

Ещё в прошлом году держала чета Негодиных коровушку, а нынче оставили только петушка да курочек. Сидят целыми днями у тихого дома да былое многолюдие вспоминают

—   Отец   мой   на   балалайке   играл хорошо.   А   Иванов   Сергей    (Фёдорович   по   батюшке)   —   на   гитаре. Помню,   как   праздник,   выпьют   для порядку   и   заиграют.   Хорошо!

Интересных      людей      в   Дягилеве хватало

—   Жила   у   нас   семья     Кургузовых   —   три     брата,  и  у     каждого своё   ремесло:   Иван   Антонович   сапожник,    Дмитрий   Антонович—кузнец     прославленный,   каких     мало, Александр      Антонович     колесником был,   колёса   делал...

Впрочем, и отец Александра Владимировича разве не примечателен — первый председатель маленького колхоза «Красный маяк», в который и входили-то только Козловка с 7-ю домами и Дягилево с 29-ю В Дягилеве конюшня стояла, коровник на 50 голов и овчарня на 100 овцематок.

А Козловка — что за деревня такая?

—   А  это      барская      усадьба   — где-то   в   километре   ниже   по   Кадке  на   горе.   Там   барева   жили.   Бабушка    вспоминала,    как       деревенские   ходили   туда   на   работы-    жали,   лён   теребили.      «Придём,   а   барыня   пока   чаем   не   напоит,   в   поле не   отпустит   —   уж   такая   добрая!» И   барин,   рассказывали,       хороший был.

—    Александр   Владимирович,      а ещё   чего-нибудь   из   старины,!...

—   Из   старины?   Сам   не    помню,

а старики говорили, что на Кадке водяные мельницы были. Особенно большая у Мякишева, под Пальцовом стояла Как-то весной сильная вода случилась, и мельницу ту" целиком унесло...

Александр       Владимирович,   а еще   глумянее?

- Ну коли так, расскажу отчего наша деревня пошла! Был такой артист Дягилев, Сергей что ли

он и в балете танцевал, и картины писал. В последние годы жил во Франции, там и помер. Так вот  в честь Дягилева и деревню Дягилевом прозвали. Вернее, не по самому артисту, а по какому) го предку его. Говорят, родные-то его не больно признавали,  как  всегда      необычных     людей не   признают...

Начало начал

Аи да Александр Владимирович, браво! Настоящий кацкарь! Ну где ещё родиться артисту Дягилеву, как не у нас в Кацком стане? Хотя, что смеяться-то — во многом прав дягилевский старожил.

Во-первых, действительно, жил в 1872—1929 годах известный театральный и художественный детель Сергей Павлович Дягилев. % России он издавал журнал «Мир искусства», а во Франции создал балетную труппу «Русский балет С П. Дягилева».

Во-вторых, деревня Дягилеве, несомненно, должна была названа в честь человека по прозванью Дягилев Скорее всего, на вид был он сильным, здоровым, стройным — иначе б ему не дали распространённое в старину имя Дяглый.

Предположим, что этот самый Дяглый жил не позднее XVI века в Ордине, именно он расчистил от леса и распахал приглянувшийся склон холма при речках Кадке и Шумаранке. По крайней мере, пустошь Дягилеве упоминается уже в документах 1632 года, а населённая деревня Дягилеве — не ранее 30-х годов прошлого столетия.

Однако есть ли связь между деревней Дягилевом и артистом Дягилевым — пока загадка.

 

сентябрь-октябрь 1999 года            «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ>                                                                                11 стр.

 

Не потекла  Кадка к Щиробокову

Её, конечно, можно назвать дачница. Но лучше — хранительница: ведь это благодаря её заботам ещё жив в Дягилеве дом, увидев который однажды, запоминаешь на всю жизнь. Огромный под четырёхскатной крышей, с тремя фасадами. Да-да, жилые светёлки на три стороны!

Валентина Васильевна Волкова, несмотря на годы, приезжает сюда каждое лето из Оленегорска Мурманской области. На Родину приезжает — в Дягилеве родилась!

Вот в этом самом доме и появилась на свет! — вступает в разговор Валентина Васильевна. -Кроме дома были у нас двор, рига, три сарая (под сено, под дрова и под тарантас с санями), житница, мякилышца. Были две лошади и корова. А колхоз начался -всё нарушилось...

Вспоминать о том времени тяжело, да надобно:

- Было нас у отца-матери восемь детей: четыре брата и четыре сестрицы. Я самая последняя.

Семья   большая,   работников      голомено   --   всё      успевали.        Сеяли много,   особенно   льна.   Целую   осень вся   семья      пропадала   на     риге  — лён  трепала.      Да   и  я,  хоть     мала была,   помогала.   Другой   раз,   бывало,  и  в   школу   надо   идти,   а  мама, царство   ей   небесное;      «Валя,      ты не  ходи   сегодня,      хоть      снопы поподаёшь!..»

А сама так наработается, что ляжет спать, на себя одеяло зубами натягивает — руки до того в щелях, что обыгнуться больно!

Отрёпанный лён возили продавать на базары в Рождествено, а то и в Климатино. И всё без отца: он у нас рано умер, мне и шести месяцев не исполнилось, так что я его только по фотографии знаю -красивый!

Ну так вот как начался колхоз, у нас всё отобрали, только что из дома не выселили -- бабушка отстояла. Она у нас была толковая, грамотная, к ней вся деревня за советом ходила: «Евдокия Николаевна, миленькая, уж посоветуйте...»

А как нас раскулачивать — собрали собрание. Шумит народ: «Мы вас выселим!» А бабушка:

«Вы тогда нас выселите, когда река потечёт к Широбокову!» (Вспять то есть, ведь Кадка от Широбокова течёт.) Вот какая у нас бабушка была!

Везде выходила: и по начальству, и по знахаркам. Знахарки отвечали: «Нет-нет -- живите спокойно, не выселят вас!» А уж начальству куда поперёк знахарок?...

И Кадка не потекла к Широбокову — осталась семья Соколовых (так Валентине Васильевне девичья фамилия) в Дягилеве. Только волны на реке сильно волновалися — началась война с её страхами и бедами.

Трое братовей не вернулись домой, четвёртый пришёл без руки. Ну а Валю всё по лесозаготовкам гоняли, пока в 44-ом не посчастливилось ей устроиться на Климатинский льнозавод. То-то было радости: и к дому поближе, и по 0,5 кг хлеба (а у Валентины мать считалась иждивенкой, так ей целый килограмм) давали. А то ситцу выделят на кофту или платье.

Вышла замуж за хорошего человека, и с мужем по вербовке в далёкий мурманский Оленегорск уехала. Там теперь квартира, там взрослые дочери свои судьбы нашли, а сердце до сих пор краше Родины места не нашло.

—   Я   и   дом  ради   внучат   держу, улыбается    Валентина   Васильевна,  —   их   у   меня      девять.   И   всем уж   очень   наша   деревня   нравится!

Места у нас красивые

Вижу, что красивые. Особенно тот соснячок, что на взгорке напротив.

Раньше там гулянья устраивали, изо всех деревён съезжалися! — вспомнила Валентина Васильевна; Александр Владимирович добавил:

-    А  грибов,   ягод   сколько   родилося:     час-полтора   --    и    битончик земляники   целёхонек!    В   лесах   скотина паслась,  и потому были они такими   чистыми,   что       иголку      найдёшь,

Однако, как же называлось это чудесное место? Жаль, позабылось... Зато множество других названий вспомнилось:

-   Реки   у   нас     КАДКА   и   ШУМАРАНКА.   В   Шумаранке   купаться   негде,   зато   в   Кадке два     прекрасных   омута:    при   начале   деревни ПАРАСКОВЬИН  омут   («А   я   и  са-

му Парасковью, что рядом жила, помню...») и в конце деревни — ИСАЕВ КАМЕНЬ.

Поле   за   Кадкой   к   Знаменскому

- ТАШЛЫКОВСКОЕ, оно хранит память о старой деревне Ташлыки. А за Шумаранкой в гору — КРУТОВО. А то есть ещё поле ПАДЕРНИКОВОЙ ЛУГ, а на нём паделище (скотомогильник) по дороге к Голыханову.

Земли к Широбокову -- ГОРЕЛОЕ БОЛОТО, к Пальцеву -ЛИСИЦЫНО БОЛОТО.

Эво, как! Всё-таки два старика лучше чем один — больше вспомнят. Вот и праздники деревенские не забылись:

- Престольные-то у нас Троица да Покров (14 октября), а обещанный — Тихвинская (9 июля).

Жаль только, отмечать-то их почти некому. Как почти некому становится любоваться великолепными здешними пейзажами. Ой, о чём это я? Нет, ни за что не поверю, что настанет такое время, и некому будет промчаться стремглав по склону дягилевского холма, некому будет, провожая за золотистый сосняк вечернее солнце, крикнуть на весь мир:

- Господи! До чего же красивы у нас места!

Сергей   ТЕМНЯТКИН. д.    Дягилево. Нижняя   Кадка,   Ординской   приход.

 

ПОГОВОРИМ ПО-КАЦКИ

А мы продолжаем наблюдать за речью кацкарей. То есть за нашей с вами, дорогие читатели. Ударение обозначено большими буквами.

мне   и   пол-от   подтереть      дЕливо — большое   дело,    значит;   поди-ка, понаклоняйся,       старый       человек! Или   ещё   пример:   «Больной,   дак   и встать  дЕливо   стоит!»

она не проспала обЕнню, за хорошего человека вышла — говорят об удачно вышедших замуж.

тОлькё и глядит куда бы смЫгнуть -- удрать, убежать.

да он что курнЫш, и не бывало таких курнышЕй - - очень-очень жадные люди в деревнях, действительно, пока попадаются очень редко.

осенчУк — слово очень красивое, не правда ли? А означает сено, скошенное осенью.

рыба — рЫкать сниться. К чёму-к чему? Ах, к слезам! Плакать, значит. Ну что ж—поплачем, коли приснилась. . .

 

12 стр.                   «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 сентябрь-октябрь 1999 года

У БАБЫ-МАНИ

№ 1

-    Здравствуйте,   соколики,   здравствуйте!   Соскучились,   поди? Тогда   вот «.вам   первое   задание   —   на   знание   Кацкого   стана.

1.    Село   Рождествено      расположено   на    реке...

а)     Кадке,

б)    Нерге,

в)    Пойге.

2.    «ЗаволОсной»   —   по-кацки это...

а)    чужой,

б)    красивый,

в)     неопрятный.

3.    Ольга    Михайловна    Петухова   —   это...

а)     директор       Мартыновской школы,

б)     председатель    сельхозкооъператива   «Оборона»,

в)    глава    администрации    Ординской    волости.

4.    В   1816   году     в     Медлеве сгорело...

а)  церковь,

б)   восемь изб, г) кузница.

5.  Оконное стекло  кацкари называют...

а)    голубика,

б)     подоконок,    :

в)    опушина,

6.   В   1861   году   Кацкий    стан был      поделён      на      волости. Сколько   кацких   волостей   получилось?

а)    три,

б)    четыре,

в)    пять.

7.    Крестьянский   поэт       Николай   Лялин   родился    в...

а)    Таралыкове,

б)    Соломеине,

в)     Ельцыне.

№ 2

А вот хоробровская жительница Надежда Алексеевна Парахина, товарка моя, так рассказывала о своём детстве:

«Гуляем мы с братом Николаем, гуляем и вдруг — а нечистая-то сила на двух колёсах катится! Испугались мы, в избу понеслись, забрались под кровать, на которой больной отец лежал, и ревём.

Отец;

-   Чего   вы?

—    Нечи-истая    сй-и-ила!

—   Да   что   за    нечистая   сила?

—   Во-он,  —   ревём   мы,  —   на   двух     колёсах катится...

—   Глупые   вы,   это  же...»

Чего так напугались маленькие Надёнка с Николаем? Отгадайте, читатели!

№ 3

Теперь в последний раз по кацким рекам поплаваем. В квадрате букв три названия рек, которые нам не встречались, и три—из предыдущих квадратов. Читать слова можно только по вертикали или горизонтали

 

Ч

Ё

И

О

р ш

А

Е

Р Е П И 0

н

р н

Ё

щ с

ф т

н

Е Ф Ё

Д К

А

А В У

к

У

о т

в

д

П

о

Й г

А

К А К В Щ У р

А Д У К

и ш к

щ к в

А

н

Ё

А

список источников,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   ПРИ ПОДГОТОВКЕ   ЭТОГО ВЫПУСКА «КЛ»

1.   Н.   С.   Воловник   «У   истоков   русского   фольклора»,   Москва, РИО   Мособлупролиграфиздат,   1994   г. 2.  Б.   А.   Рыбаков   «Язычество   Древней   Руси»,   Москва,   1987  г

3.   М.   А.   Липинский   «Угличский   писцовыя   книги»,   Ярославль 1867   —   1888  гг.

4.   «Дело   о  роде Башмаковых.   1814   —   1863  гг.»   —   Ярославский   государственный   архив,   ф.   213,  оп.   1,  ед.   хр.    1045.

5.   «Духовные   росписи   церкви   села      Никольскаго   на   Топоре. 1850—1876    гг.»    --   Угличский   филиал   государственного   архива Ярославской   области,   ф.   90,   оп.   1,  ед.   хр.   450.

6.   «Духовные   росписи   церкви села   Ордина.   1821 —1841   гг.» — Угличский филиал  ГАЯО, ф. 90, оп.   1,  ед. хр. 452.

7.    «Историко-статистический       обзор      Ростовски-Ярославской епархии  за   1861   год»,   Ярославль,   1861   г.

8.    «Статистическое   описание   Ярославской   губернии.      Том    1. Мышкинский    уезд»,   типолитография   Губ.   Зем.    Управы,,   Ярославль,   1900   г.

9.    «Алфавитный   указатель   монастырей,   церквей   и   сёл   Ярославской  епархии»,   Ярославль,   1908   год.

10.      И.   Н.   Ельчанов   «Материалы  для   генеалогии   Ярославского  дворянства»,   т.   П. Ярославль,   1913  г.

11.    Е.   А.      Грушко,   Ю.  М.   Медведев      «Фамилии,..»,     Айрис-пресс   Рольф,   Москва,    1998  г.

«КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»      газета   краеведов   волости  Кадки

№  9-10   (92-93), сентябрь-октябрь 1999  года

|      Редактор — С.   Н. ТЕМНЯТКИН.     

  АДРЕС   РЕДАКЦИИ:    152846,    д.    Мартынове   |    Мышкинского   района    Ярославской   области.   

ТЕЛЕФОНЫ   В    МАРТЫНОВЕ: 3-27-31    (школа)   и   3-27-12    (библиотека)

Газета    отпечатана   в   муниципальном

предприятии   «Мышкинская    типография»

г.   Мышкин   Ярославской   области,

ул.   Ленина,   11,   телефон;   2-24-35.

Тираж  —  400  экз.   Заказ — 1906.       

        'С;             «Кацкая   летопись»

 Перепечатка  —  обязательно со ссылкой

 на   «КЛ».

До скорого свидания!

 

ОТВЕТЫ

ОТГАДКА   №   1. 1—б,  2—а, 3—в,   4—а,  5—а,  6—б, 7—в.

ОТГАДКА №   2, Отец  сказал:  «Глупые вы.  Это  же Сашка Соколов   на   велосипеде  едет!»   Так,  по   воспоминаниям  сторожилов,   появился   в   Хороброве   первый   велосипед.

ОТГАДКА № 3. По вертикали: река Чернавка (на ней Марты ново стоит), Щёковка (у Медлева течёт) и Татарка (возле Мякишева). По вертикали: Норша (на ней, скажем, Аристове) Нефёдка (у Нефина) и Пойга (течёт у Балакирева и Левцова).

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz