Кацкая летопись № 65-66

Главная                                                                                                                                                                   Как доехать?

Спонсор странички :

Новость, приятная во всех отношениях—человек родился!

Газета  краеведов  волости Кадка  КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ  № 5-6 (65-66)  Март 1997 года

ЛИСТАЯ   КАЛЕНДАРЬ

  17 февраля

Олеся — в этом имени песнь журавлей, шум весеннего леса, плеск ласковой теплой волны в полнолунную ночь... Удивительное имя выбрали

для своей второй дочери молодые супруги Анатолий Юрьевич и Римма Викторовна Смирновы — для кацкарей до сих пор небывалое.

Когда-нибудь его точно воспоют в стихах, а пока — счастья тебе, маленькая Олеся!

 18  февраля

Все рядом в этом мире — в Дьяконовке после продолжительной болезни на -ом году жизни скончалась Мария Ивановна Блохина. В старом,

десятилетней давности клубном сценарии мы отыскали такие слова о ней:

«Мария Ивановна Блохина родилась и выросла здесь, на кацкой земле и сколько себя помнит, всегда была связана с деревней, с сельским

трудом. Унаследовав от родителей-крестьян любовь к родной земле, к родному краю, огромное трудолюбие, Мария Ивановна 24 года

проработала в колхозе дояркой. И уже 10 лет как на заслуженном отдыхе, а добрым словом вспоминают здесь эту трудолюбивую безотказную

женщину А судьба у нее складывалась не гладко. 20 лет исполнилось девушке, когда в дом родителей нагрянули сваты. Веселая, раздольная

была свадьба, красивые жених и невеста не могли наглядеться друг на друга. Но недолгим было счастье молодых. Тревожным набатом

прозвучало в июне 1941-го краткое слово «война», и Василий Ильич Блохин наряду со всеми встал в ряды защитников нашей Родины.

А потом... Потом были долгие казавшиеся    вечностью     месяцы ожидания вестей с фронта, а еще рождение   сына,   назвали   которого

как и отца Василием. Каждый день с тревогой Мария Ивановна   ждала  прихода  деревенского почтальона, а писем все не было...

И вот однажды встретилась с ним на улице, заметила какой-то особый блеск в его глазах. «Тебе письмо, Мария Ивановна!» Радости не

было предела — Вася, ее Вася жив, здоров, отчаянно бьет немецких гадов. А вскоре и еще одно письмо. Последнее...

Горе раздирало душу, слезы застилали глаза, казалось, что все уже кончено — но жизнь провожалась, надо было работать, работать, чтобы

выжить, выстоять, вырастить сына... И она трудилась. Трудилась не покладая рук и шла всегда туда, где трудно, сознавая, что своим трудом

приближает она день Победы...».

Сын, внуки, правнуки проводили Марию Ивановну Блохину в последний путь до Николо-Топорского кладбища. Вечная Вам память, дорогая

наша землячка, — мы знаем, на таких как Вы женщинах и держится Россия.

 27 февраля

Февраль простоял не тепл, не холоден, а к концу месяца уже вовсю припекало обманчивое солнышко. В Мартынове заметили грача. Словно

курица, рылся в талом снегу — чудак, зачем же ты так рано объявился! Будут еще крепкие морозы, сильные бури — разве ты не знаешь)!

 

ПО МАРТЫНОВУ ПРОЙТИ...

В МАРТЫНОВСКУЮ ШКОЛУ пришло сразу два диплома да не  откуда-нибудь, а из самого Ярославля, от Департамента образования

Правительства Ярославской области. Один — всей школе «за высокие показатели в областном смотре учебно-опытных участков среди

основных общеобразовательных школ», другой — лично заведующей пришкольным участком Римме Викторовне Смирновой. Так держать!

УЖ СКОЛЬКО НАС пугали гриппом; право, хоть на улицу не выходи было. Фельдшер Мартыновского медпункта Наталья Сергеевна Тарасова

подтвердила, что грипп в этом году был особенно тяжел — с осложнениями: атитом, бронхитом, воспаленном легких. И пусть до Мартынова

эпидемия докатилась только к февралю, поболели земляки от души: 22 случая ОРЗ (простуды) и 5 __ ангины. А грипп? Гриппом переболело

24 человека (прошлой зимой только 6).

НОВОСТЕЙ В МАРТЫНОВЕ всегда предостаточно, и вот последняя: Фенечка и Дружочек подружились с Джеком, Булькой и Мухтаром.

Ага — не поняли! Значит, давно не заглядывали в нашу библиотеку. По четвергам там собираются девочки; Оля Белякова, Оксана Боярскова,

Юля Преснова, Света Мехова. Вместе с библиотекарем Лидией Ивановной Чураковой они шьют замечательные игрушки и свою первую

выставку решили посвятить мамам. А мамы только ахали: такие симпатичные зайчата получились, а еще ослята, лисята, домовята, жирафы,

бегемоты и, конечно же, собачки — Феня, Дружок Булька...БЫЛО ВРЕМЯ, мартыновцы ездили в Москву. За колбасой. А теперь наоборот —

москвичи повадились в Мартынове. За творогом. И до чего изголодались столичные жители: приезжают каждую субботу и среду да еще

конкурируют между собой. Впрочем, в накладке не остаются — закупая творог по 6—7 тысяч рублей за килограмм, продают, говорят, по

цене никак не меньше 20-ти тысяч.

ПРИЗ  УШЁЛ   В   МЫШКИН  —   200-м   посетителем   музея   газеты «Кацкая  летопись»  оказался   директор  Опочининской  библиотеки 

Галина  Алексеевна  Лебедева.   Приз  за  300-е  посещение получили  ребята   из  детского  садика  «Капелька».     Каждую  неделю они

спешат вместе с воспитателем Еленой Алексеевной Великолеповой  на музейные уроки — есть, оказывается,  и  такие!  Знаете, как   интересно:  

слушать   сказки,   а   потом   искать   среди   экспонатов сказочные предметы — коромысло, веретено, лукошко... А кто же 400-й  посетитель? 

Его мы еще ждем.  Может вас?

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ    КРАЕВЕДЕНИЕ     1   СТР.   

§ 1. Откуда  пошла  Кацкая земля

/. Географическое положение волости Кадки

Помнишь ли ты свой адрес: Ярославская область, Мышкинский район... Да, государство, в котором мы живем (а как оно называется?) состоит

из множества областей, а области в свою очередь разделены на районы. А когда-то все было не так. Примерно с XII века Русь раздробилась

на княжества, а в княжествах были еще и волости. И поэтому, живи мы несколько столетий назад, имели б такой адрес: Угличское княжество,

волость Кадка... Стоп, а что мы привыкли называть Кадкою?

Мы живем на реке Кадке. Давайте найдем ее на современной карте Ярославской области. Для этого вспомним, где на карте север, юг, запад,

восток?

Нас интересует запад Ярославской области. Какая большая-большая река там протекает? Слева в Волгу впадает Корожечна — найдите ее.

А самый крупный приток Корожечны и есть наша родная речка Кадка. Одна беда: на современных картах ее имя пишут неправильно —

через «т», никогда не делайте такой ошибки!

Местность, расположенная вдоль течения реки Кадки так и называется — Кадка, люди, живущие в Кадке — кацкари. Предположительно, они

поселились в наших краях около 12 тысяч лет назад и, представьте себе, совсем не умели говорить по-русски. Первые жители Кадки были

ближайшими родственниками современных финнов; сами себя они называли меряне. А первые славяне появились у нас недавно —

всего-навсего около тысячи лет назад. Это были кривичи, переселившиеся с верховьев Днепра. И кривичи, и меряне жили дружно: сообща

защищались от врагов, вместе трудились, роднились между собой и постепенно слились в один народ — кацкари. Это и есть мы.

У кацкарей свой язык. Только не пугайтесь: они, конечно же, общаются на русском языке, но подчас употребляют такие слова, которые понятны

только им. Поэтому считается, что кацкари говорят на кацком диалекте русского языка.

 

ЗАПОМНИТЕ   СЛОВА:

волость — в Древней Руси: местность, подчиненная одной власти;

диалект — местная разновидность языка.

 

УЧИМ  КАЦКИЙ   ЯЗЫК:

Запишите в тетради кацкое слово, а заодно подумайте, как оно могло возникнуть (для этого выделите корень):

заволосной — чужой, незнакомый, пришлый, нездешний.

2.   Карта волости  Кадки

Что ж, настало время рассмотреть подробную карту волости Кадки. Покажите главную реку нашего края. У какой деревни она начинается?

У какой впадает в Корожечну?

Отыщите и покажите другие речки — притоки Кадки.

Кацкари живут в селах и деревнях.

 

ЗАПОМНИТЕ   СЛОВА:

Чем отличается село от деревни?

деревня — крестьянское поселение;

село —  селение с  церковью  и  кладбищем.

Найдите на карте несколько кацких сёл: Ордино, Нефедьево, Хороброво, Юрьевское, Рождествено, Воскресенское. А теперь отыщите самые

известные кацкие деревни: Медлево, Платуново, Мартыново, Балакирево, Глотово.

Покажите селение, в котором живете; что это — село или деревня? Какая река самая близкая к вам? Найдите ее на карте.

3.    Память   земли Кацкой.

Давным давно это было. Так давно, что никто уже ни числа, ни года не вспомнит. Горе лютое прокатилось по Руси Киевской — пришли на Русь

монголо-татары: убивали, сжигали, грабили...

 

А  ЗА    ОДВОРИЦЕЙ  ГОСТЬЯ ИЗ-ЗА ПОЛЯРНОГО КРУГА

В едва наступающие легкие зимние сумерки многим посчастливилось встретиться с необыкновенно красивой птицей в белоснежном оперении и

темными, внушительных размеров, глазами. Есть подозрение, что навестила наши края полярная сова.

Вот какие сведения о ней даются в энциклопедии: «Белая, или полярная, сова — крупна» птица: общая длина 56-69 см, размах крыльев

150-160 см, длина крыла 38,5 45 см, масса 1350-2500 граммов».

С севера, из тундры, где белая сова — обыкновенная птица, откочевала пернатая путешественница   к   нам.   Может,   побудила   ее   на  

такой   далекий   перелет   скудность   кормов   (в  основном   —   лемминги).   А   у   нас нынче  «урожай»   на  всяких  грызунов.  

Не  обойдут     ее    зоркий глаз и острые когти зазевавшегося   зайца,   пищуху,   горностая...

Но гнездиться она обязательно улетит домой, в родные холодные края. А у видавших ее надолго останется в памяти ее плавный

скользящий, совсем бесшумный полет; темный силуэт в ночном небе или яркий, белый на фоне чернеющего леса при вечернем закате...

Красиво!

Н. ИВАНОВА.

Поздравляем!

Ау,  апрельские   юбиляры   —  с  днями   рождения   вас!   Ой —  да вы все мартыновские: НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА МОНАХОВА,

ЛИДИЯ  ВЛАДИМИРОВНА  СМИРНОВА, ОЛЯ  БЕЛЯКОВА.  На  Камчатке служит АЛЁША ЕРШОВ, но, мы верим, и до туда доберется

наше поздравление с 20-летием.

Всего наилучшего вам!

 

2 стр.                                                                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                 № 5-6 (65-66), март 1997 года

 

Встречины с нечистой силой

«УЖ-ПАЛУЧОНОК,  ЗМЕЯ И ЛЯГУШКА.

 

—  В третий и четвертый классы я ходила в Юрьевскую школу.   Осенью   пустила     меня     на квартиру   старушка   Августа  

Михайловна.   Помню,     по   вечерам она долго гуляла, а мне страшно без нее...

И   вот  иду   я  в   Юрьевское,  а бабка  Надежда  останавливает:

—  И ты не боишься?

—  А чего бояться-то?

—  Дак Августа-то с Ужам знается!

—  Да как!?..

—   А   ты   погляди,   у   нее     на крыльце кринки стоят. Ей Ужи в кринки молоко  приносят.  А вечером она  их в  подполье  загоняет;  

сделала   там   нашёсток  — оне усадятся  и  сидят что  вороньё!

, Пришла я, поглядела на крыльцо — и впрямь кринки стоят! А в подполье побоялась заглянуть.

С той поры я боялась бабушку Августу. Она меня и молоком, и преснушкой потчует __ а

я ни за что не угощаюсь.

—  Да что ты, сладкая, наговорил   тебе   что   ли   кто   на   меня?

А потом я и вовсе с квартиры съехала, ходила пешком. И вот выхожу как-то из школы, а у ее дома народ собрался.

—  Чего такое?

—  Августу убили! (Августа богатая была). ...Подобные     истории     можно

услышать повсюду в Кацком стане: в Мартынове, Хороброве, Юрьевском, Балакиреве, Дьяконовке, Нефине... Рассказы об огненных

УЖАХ (их порой называют ПАЛУЧАТАМИ), которые к тому же летают, да еще и богатство в дом приносят, кажутся не только невероятными,

но и странными — взбредет же людям такая фантазия! Однако, ни о чем так просто не рассказывают...

 

*            *            *

Тысячу лет назад славяне не веровали в Христа. Но Бога чтили, и не одного, а несколько богов. Думали, что живет на небе могучий Перун —

бог грозы: огня и молнии; бог сильных духом мужчин, покровитель воинов. И была у него жена: длиннорукая, с большой головой и

распущенными волосами богиня по имени Мокошь. Она покровительствовала женским работам, особенно прядению; слала на землю

дождь, дарила плодородие. Там же, на небе — на высоком престоле, покрытом шерстью — восседал крылатый змей Волос, бог подземелий,

бог умерших, бог скота и бог богатства.

Каждый славянин прекрасно знал миф о том, как змееподобный Волос соблазнил замужнюю Мокошь, у которой по такому случаю родилось

толи 7, толи 12 детей. Разгневанный супруг Перун поразил громовыми стрелами любовника змея; досталось и Мокоши: ее он превратил в

божью коровку, а 12 внебрачных детишек — в змей, лягушек, мух, комаров и проч. (только последний, двенадцатый, уцелел).

Теперь уже никто такое не расскажет. Уверовав в Христа, славяне отказались от прежних богов, но до конца, видно, так и не позабыли.

*           *           *

 

Итак, летающий Уж-Палучонок и есть славянский бог Волос (не он сам, так его потомок). Свергнутый с неба, он теперь летает по волости

Кадка. Не зря же такое чудо видели во всех кацких деревнях. В Дьяконовке, например, нарочно следили: «летит на небе огонёк, летит —

и в дом».

В   Нефине   народ   поглазастее:

—   Да   как   Уж-то     летает?  — удивились моему вопросу. — Да как   огонь   летит,     и   как     хвост сзади.   Летит,   летит   к   дому  

на Прогоне  —   и в   трубу   упадет!

Поскольку   стародавний   Волос

—  бог богатства, то и Уж-Палучонок   не   просто   так   летает   — он приносит в дом достаток.

—   Жила  у   нас   на   Прогоне  в маленькём  домике  бабка   Саша,

—   вспомнили   дьяконовские.  

—Все говорили, к ней Уж летает. У ней для него и кринки расставлены — он в них молока натаскает. И сундуки раскрыты — туда он рожь

принесёт...

Чаще всего Уж-Палучонок добывает молоко или молоснину — молочные продукты: масло, сметану... Добро переносит в собственной

глотке, и при желании можно заняться рэкетом:

—  Сидели мы под окошком — низенькой   такой   дом   стоял   — дак вот, сидели мы: я, брат, кто-то   еще.   А  уже   поздно:   вечер,

нехорошо темнеет.

Глядим — вылетает! Вот что шляпа, и хвост огненный. А по хвосту как рубят — искры летят.

Брат говорит:

—  Кричите «Аминь!», он и бросит, чего несет.

Мы как закричим! Не помогло...

Видать, пустой летел... Кстати сказать, кацкари уверены, что некоторые люди оттого богато живут, что с Ужом знаются. Зажиточных

крестьян, «кулаков» по-революционному, в Кадке так и звали — «ужи».

—   Говорили,   что  к  родителям Уж летает.    Мол,    вот    он    им сколькё натаскает! — рассуждает собеседница из Мартынова.— А ведь

невдомек, что родители-то   все   своим  трудом  наживали. Папа  мой,  вот  какой    хлебороб был, такую семью кормил — нас у   него  

шесть   детей   росло.   Он и ночи не усыпал, осенью и ночевал в риге!

 

*           *           *

Народ считал Ужа-Палучонка нечистой силой: все-то у него не-полюдски, вот и в дом он проникает не через дверь или хотя бы через окно,

а исключительно сквозь трубу. Но больше всего его выдает боязнь креста:

— Был в нашей деревне портной, — вспомнили подходящий случай нефинские старожилы. — Жил в постяльцах. И вот приметил он, что,

как вечер, оберёт хозяйка кринки и утащит в летнюю избу. Подкрался раз тихонечко, глянул — на полу пустые кринки стоят. Любопытно ему;

встал утром чуть свет — а кринки полные молока!

Другой раз ночью взошел он в летнюю избу да и перекрестил кринки. Утром догадался по хозяйке, что кринки пустые. Знать, Уж не прилетел

и молока не принес.

 

*           *           *

Вы   обратили     внимание,     что Ужи прилетают исключительно к представительницам слабого пола — в этом тоже отголосок древнего мифа.

Но за все нужно платить, а за такую преступную связь тем более. Как ни хорошо, ни сытно жилось, имея в помощниках Ужа-Палучонка, смерть

придет ужасная (вспом-ните Августу)...

Впервые я задумался о ней в том же Юрьевском. Ах, как тогда замечательно разговорились мои собеседники — только успевай записывать.

—   Про  Кубариху говорили, — вспомнил  первый  из  них,—будто она с Ужом знается.

—   Про  Кубариху  не  знаю, — возразил   второй,  —  а  вот толковали,   бабушка   Наталья   имела

связь с Ужам. Они для нее молоко таскали. И будто бы тайну свою перед смертью обязательно передать надо. А не передашь, будешь

умирать, тебя скрючит-скрючит — в печку и закрючит! Она в печи и умерла. Так и говорили о ней: «Ужи запрятали в печку бабку Наталью!»

— Да нет, — перебили его,— она не совсем так умерла. Пришла она как-то к маме: «Таня, я попариться хочу!». А парились тогда в печке и

под (т. е. печной пол) соломой выстилали. Но соломы не оказалось — не жали еще; мама ей сена дала.

Постлала старая сена, в печь залезла и устье заслонкой закрыла. Парилась, парилась, да умалела, видать — голову-то на жаратошник и

положила. Вытащили ее еле живую. А через неделю померла бабушка Наталья...

...Слушал я, слушал и думал: печь — это не спроста. В ней полыхает огонь — бог Перун вновь карает женщину за ее преступную связь с

змееподобным Волосом.

Поверье это потому задержалось в памяти что истинно бывало, старики умирали в печках. Нет, не ради экзотики туда забирались — дело в

том, что вплоть до 50-х годов XX столетия кацкари не знали бань. Мылись в печках (вот почему в Кадке совершенно не развит  вплоть до 50-х

годов XX столетия кацкари не знали бань. Мылись в печках (вот почему в Кадке совершенно не развит культ банника и баня считается чистой

от разных черных сил постройкой).

Так   вот:   конечно   же,   бывали случаи,   когда   старый     человек,  забравшись в протопленную печь помыться, там и умирал. «Экакего за

знакомство с Ужом», — качали головами тогда в народе.

 

*           *          *

Смерть может быть другой (правда, реже), но не легче.

В деревне Мартынове, в самом ее центре, на месте теперешнего дома В. А. и М. И. Виноградовых, стояла изба Оксёна Липатова окнами на

Прогон. Жила с ним бабка Офимкя; в народе говорили, что она колдунья: нелюдима, ни С кем больно то не разоговорится — маленькие дети

ее особенно болялись.

Совсем одряхлела бабка Офимия. Пора бы помереть, да никак не может — какая-то сила ее постоянно с кровати скидывала. Подымут ее, на

постель

уложат, обыгнут — глянь, а бабка опять на полу...

Забрался Оксён на чердак и, как ему посоветовали, над тем местом, где старуха лежала, выбил потолочину. Тут же все успокоилось.

Похоронили. Поминки. Вышел Оксён на двор — глазам не верит: стоит овца без... шерсти! Одна кожа, гладкая такая, как коленко. Так овцу и

зарезали.

А по деревне шептались: оттого, мол, чудеса, что бабка Офимия не успела передать свое; с Ужам, мол, она зналася!

Случилось бы то лет на шестьсот семьсот пораньше, знающие люди обязательно бы добавили: неспроста овца полысела, шерсть ее сам бог

Волос забрал — не зря сидит он на троне из шерсти. (Вспомните, кстати: чтобы корова домой ходила, выстригают между рогов шерсти и кидают

на двор).

 

УЖ-ПЯЛУЧОНОК, ЗМЕЯ И ЛЯГУШКА

 

(Окончание Начало на 2-й стр.]

*       *       *

И все-таки — почему УЖ?

Может, я не прав, но, кажется, здесь произошло объединение двух религий; культ змееподобного летучего бога Волоса слился с почитанием

обыкновенной, вполне земной Змеи.

Произошло это так. Кацкари (да будет вам известно) — потомки славянского племени кривичей и финно-угорского племени меря. Славяне

верили в Волоса, меряне поклонялись Змее. Причем, очень  серьезно поклонялись; не однажды я слышал:

— Нельзя убивать змею, заползшую в деревню! Иначе кто-нибудь умрёт из деревенских.

Налицо самая прямая связь Змеи с человеческой жизнью: покуда жива Змея, жив и человек.

По-видимому, меряне считали Змею своею прародительницей; иначе говоря, думали что произошли от Змеи. То-то, а мы наладили — от

обезьяны да от обезьяны!

Теперь становится понятно, отчего так много змей в наших наличниках — Змея, покровительница человека, охраняет и его дом.

Но время шло. Теперь кривичи и меряне один народ, а Волос и Змея одно божество. По-этому, рассказывая о славянском огненном змее,

невольно сбиваются на мерянскую Змею (на ужа, конечно, у нас ужи водятся):

— В нашой деревне два дома были, в которые ужи летали, — это в Нефине рассказали. — На прогоне мужик жил дак все смотрели: летит к

нему Уж, летит да упадёт.

Раз была в их доме биседа, дак ведь Уж-то из-под лавки и вылез! А хозяйка — успокаивать: «Да ничего, ничего...».

А умирала — мучилась. У ней весь живот вздуло, хоронили — платком накрыли.

 

ВСТРЕЧИНЫ С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ

 

Дом этот другие хозяева купили.  Стали вычинять, а из-под стены Змея и выползает!

 

*        *        *

У академика Б. А. Рыбакова есть очень интересное толкование сказки «Царевна-лягушка». Помните такую: искал Иван-Царевич свою золотую

стрелу, искал да и нашел на болоте у лягушки. Как ни горько было, пришлось играть свадьбу с лягушенцией. И неплохо, представьте себе,

жили-поживали, детишек наживали!

Так вот: Б. А. Рыбаков считает, что сказка эта — зашифрованный миф о реальных событиях тысячелетней давности, а именно о том, как

славяне и финно- угры слились в один народ — русские. Он пишет: «Сказочная встреча Ивана Царевича с Лягушкой является фольклорным

отражением соприкосновения русских дружинников или княжеских данников, вирников и емцов с местным мерянским населением. Вся страна,

где скрывается Царевна-лягушка, это — болота, глухие леса с одинокими избушками... Братья Ивана-Царевича женились на русских, а стрела

Ивана упала в болото, и вернула ему стрелу не русская девица, а заколдованная Царевна-лягушка,    представительница мерянского населения».

Известно, что у мерян лягушка считалась священным животным. А как у кацкарей? Практически во всех кацких деревнях существует поверье:

если убьёшь лягушку — будет дождь. Иногда примета звучит суровее: убьёшь лягушку — к несчастью.

Несоменно, перед нами отголосок древнего почитания Лягушки. Можно даже предположить, что Лягушка для мерян была как для славян

богиня Мокошь, но ни доказать, ни опровергнуть эту версию, к сожалению, пока невозможно — больше никаких следов поклонения Лягушке

в Кадке не обнаружено. Только разве, если приглядишься, в иных наличниках можно рассмотреть лягушачьи лапы...

Сергей ТЕМНЯТКИН.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ   КРАЕВЕДЕНИЕ   2 СТР.

 

И вот они уж на Кадке. На высоком холме встала орда. А защищать землю Кацкую вышли три князя с малыми дружинами: Нефедий, Хоробрый и

Юрий.

Жестокие были битвы, но короткие: монголотатар много было, а русских мало, и бился каждый  князь сам за себя. Одолели татары Нефедия,

разбили Хороброго, справились и с Юрием. На том месте, где их войско — орда — стояло, возникло село Ордино; где князь Нефедий сраался —

Нефедьево, Хоробрый — Хороброво, а Юрий — Юрьевское.

Монголо-татары победили, но одно сражение выиграли и русские: заманили врага в лес близ Нефедьева и там уничтожили — лес с тех пор

Зманихой зовется. Говорят, если там копнуть, на штык лопаты попадаются кости человеческие. А монголо-татары дальше зорить Кацкую землю

двинулись; правда, медленно, осторожно — боялись новой засады. Вот и деревня называется Медлево (раньше это было село).

В лесу, в стороне от людского жилья, между Хоробровом и Нефедьевом, стояла небольшая деревянная церковь. Подошли и к ней монголо-татары,

но не пожелала она достаться басурманам и сквозь землю провалилась. Теперь там Государево, а по-другому Горелое, болото, и место, где

церковь стояла, до сих пор канавками обозначено.

Пленных русских воинов и пойманных мирных жителей монголо-татары отвели на высокий берег небольшой речушки вырыли там обширную яму,

поотрубали всем топорами головы и в той ямине закопали. С тех пор и имя реке — То-порка. Позднее в память казненных поставили там церковь

в честь Николы-Чудотворца __ покровителя Руси; она так и называется — Николо-Топор.

А март был уже на исходе. Вовсю припекало щедрое весеннее солнышко, но некому было убирать трупы погибших. Так и лежали они без

погребения, и уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напитались смертельным трупным ядом. Немногое уцелевшее население

страдало от жажды.

Всех выручил как0й-то сообразительный мужик. В русле реки он нашел родничок — студеная водица била со дна, но тут же мешалась с

ядовитой речной водой. Тогда взял он кадку — кадушку — выбил днище и посадил на родник. Старую воду вычерпал, и вскоре наполнилась

кадушка чистой ключевою водой. Все туда ходили, говоря:

— Пошли на кадку! — так и имя у реки появилось.

 

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТОЙ:

Запишите в тетради:

16 марта 1238 года — Кацкие битвы с монголо-татарами.

Какой  это  век?  Сколько  лет  назад это  было?

 

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

Монголе татарского хана звали Батый; не слышится ли его имя в следующих кацких словах?

батыль — высокие травы: полынь, лебеда, крапива, репей, различные виды зонтичных.

батылинник — заросли батыля.

 

НАРИСУЙТЕ:

в тетради карту и отметьте все географические объекты, связанные с монголо-татарским нашествием.

ДОМА:

1.     Чем отличается село от деревни?

2.    Как   называется   местность,   в   которой   мы живем? Жители этой местности?

3.    Как  по-кацки  будет  «чужой,  незнакомый»? Как   кацкари   называют   высокие   сорные  травы? Заросли   таких   трав?   Составьте  

предложения   с этими словами.

4.    Опираясь на нарисованную в тетради карту,  расскажите старинное  предание о монголо-татарском

нашествии  

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ               ______3стр.

 

§ 2. Волость Кадка  и  Кацкий стан

ПЕРЕД УРОКОМ:

1.                                           Найдите волость Кадку на карте Ярославской области.

2.                                          Покажите на карте реки, наиболее известные сёла и деревни волости Кадки.

3.                                            В состав какого княжества входила волость Кадка?

/. Волость Кадка

Волость Кадка подчинялась Угличскому княжеству, но управлялась своими князьями, а значит и сама была как бы крохотным государством.

Об этом можно догадаться, например, по духовой грамоте Великого князя Московского Василия II Тёмного. «Даю своей княгине Кадку», —

писал он. Княгиню, его жену, звали Мария Ярославна — это и есть первая известная нам кацкая правительница. Жила она, конечно же, с

мужем в Москве. А вот была ли в наших краях? Вполне возможно.

Жизнь Василия II и Марии не была безоблачной: не раз их лишали престола родной дядя и двоюродные братовья. Пленив князя, ослепили

его (вот почему Василия прозвали Тёмным) и отправили от Москвы подальше в Углич. Почти год провела великокняжеская семья в угличской

ссылке — почему бы за это время княгине и не навестить свои владения?

Из грамоты Ивана IV Грозного, составленной столетие спустя, можно узнать новые подробности. Оказывается, столицей Кадки было село

Хороброво. Кацкие князья (а точнее — княгини), действительно, имели большую власть в своих землях. Это неудивительно: так сложилось,

что Кадкой владели супруги Угличских и Московских князей, а уж любимым жёнам можно разрешить и посвоевольничать.

 

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТАМИ:

16 мая 1461 года — первое письменное упоминание о волости Кадке в завещании Василия II.

Какой это век? Сколько лет прошло с той поры?

Июнь-август 1572 года — Иван IV завещает волость Кадку княгине Ульяне.

2. Кацкие герб и флаг

Герб волости Кадки — это солнечный круг, а солнце во все времена и у всех народов считалось символом жизни. И как же иначе: оно всегда

с нами, оно дарит свою ласку всем и без его тепла мы безусловно, погибли бы.

Солнечные лучи слегка изогнуты против часовой стрелки — солнце бежит, солнце движется по небосклону — так было и так будет всегда.

Значит, жизнь никогда не кончается, и, что бы ни случилось, жизнь всегда остается жизнью — вот что означает бегущее солнце.

На солнечном диске православный крест — память о всех церквах, которыми когда-то так славилась Кацкая земля. Два топора крест-накрест:

боевой и плотницкий — показывают трудолюбие кацкарей и готовность постоять за себя, если нужно.

Кацкий флаг — двуцветное полотнище: вверху жёлтая полоса, внизу — красная. Как вы думаете, случайны ли эти цвета?

 

НАРИСУЙТЕ:

в тетради герб и флаг волости Кадки.

3. Последняя Кацкая княгиня

Русского царя Ивана Васильевича Грозного, иначе Ивана IV, знают все — личность чрезвычайно известная. Его младший брат Юрий не так

знаменит, но мы должны помнить и О нем, потому что княжил тот Юрий не где-нибудь, а в Угличе. Вспомните, какое это имеет отношение к

волости Кадке?

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ                                                                                 4 СТР.

Летописи отмечают, что Юрий очень любил свой Углич, часто его посещал, гостил подолгу, хотя больше жил в Москве, при старшем брате.

Бывал ли он у нас? Может, и заглядывал, объезжая владения.

Женился он шестнадцати лет от роду. Выбор невесты для царского брата — дело нелёгкое, и в Москве устроили смотрины девушек: бояре

и князья приводили в великокняжеские палаты своих дочерей на выданье, а жених должен был выбрать одну — единственную. Говорят, Юрий

сразу влюбился в Ульяну — дочь князя Палицкого.

Свадьбу сыграли той же осенью; стал теперь Юрий приезжать в Углич не один, а с молодой супругою. В качестве свадебного подарка дал он

ей «на прожиток» волость Кадку — так появилась у кацкарей новая, последняя, правительница.

Их семейная жизнь длилась недолго, всего пятнадцать лет. Юрий скончался, его единственный сын умер во младенчестве — осталась Ульяна

одна-одинёшенька. Овдовевшая Кацкая кня-гиня больше всего боялась собственного деверя: Иван Грозный был крут с людьми, всюду видел

измены и казнил "без жалости. Но к невестке Ульяне относился с симпатией — какой же она соперник: наследников у нее нет, умрет, все ему

достанется. В 1572 году он пишет грамоту, в которой безоговорочно подтверждает права Ульяны на Кадку и на «все доходы с той волости».

Спустя три года Ульяна постригается в Московский Новодевичий монастырь — может, по обычаю того времени, а может, боялась чего-то,

искала для себя безопасности. Став монахиней, она меняет имя и отныне зовется инокиней Александрою.

Свое любимое Хороброво с тринадцатью окрестными деревнями она подарила монастырю, вся остальная волость Кадка досталась Ивану

Грозному. Царь тут-же преобразовал ее в подвластный Кацкий стан, разделив на множество (около 114) поместий и раздав их своим служилым

людям. Волость Кадка никогда больше не восстанавливалась; Кацкий стан просуществовал примерно до 1861 года, а потом был разделен на

четыре волости: Галицкую, Рождественскую, Юрьевскую и Хоробровскую. Однако, значение понятия «волость» к тому времени изменилось.

 

ЗАПОМНИТЕ СЛОВА:

стан — административное подразделение уезда в Старой Руси.

волость — в России до 1929 года: административно-территориальная единица в составе уезда.

 

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТАМИ:

1548-1575 годы — княжила Ульяна-Александра. Сосчитайте, сколько лет Кадка    принадлежала ей?

1575 год — волость Кадка преобразована в Кацкий стан.

В каком веке?

Вы спросите, что же стало с монахиней Александрой? Конец ее жизни овеян тайнами. В конце концов она почему-то оставляет Москву и

поселяется в другом монастыре — возле города Мологи. Знаете, где он?

А весной в реке Шексне обнаружили безжизненное тело монахини; труп опознали — это была последняя кацкая княгиня Ульяна...

ДОМА:

1.                                            Как звали первую известную нам кацкую княгиню?

2.                                           Территория волости Кадки и Кацкого стана совпадают. В чем же между ними разница?

3.                                            Назовите столицу волости Кадки.

4.                                           Опираясь на рисунок в тетради, опишите Кацкие герб и флаг.

5.                                            Почему  последнюю кацкую княгиню  называют то Ульяной, то Александрой? Что вы еще

знаете об этом человеке?

 

Географическое краеведение

 

А Кацкая летопись» между тем затеяла новое дело — печатать учебник по краеведению. Краеведение, а точнее родиновёдение, преподается

в Мартыновской школе давно, и все эти годы проблема остается проблемой: нет учебника, а без него усвояемость материала недостаточна —

много ли запомнишь на слух!

Конечно, было бы заманчиво выпустить учебник отдельной книжкой, да где денег взять! Остается в очередной раз обмануть свою бедность и

публиковать учебные материалы на страницах «КЛ»

Текст мы расположили так, чтобы его можно легко выстричь, а потом сшить страницы и переплести. Так что просьба родителям, чьи дети на

будущий год пойдут в шестой класс: перед тем, как использовать прочитанную газету для хозяйственных нужд, вырежьте, пожалуйста, и

сохраните наши странички.

Думаем, что учебник покажется интересным и для остальных читателей. К тому же мы, как всегда надеемся на вашу помощь: если встретите

ошибки, знаем, непременно поправите — так было не раз. Жаль, что полиграфические сложности не позволяют давать иллюстрации, но

заверяем — при музее имеются все необходимые карты, фотографии и прочие наглядности, на которые есть ссылки в параграфах.

Надо учесть, что данный курс преподается в 6 классе и является вводным. Поэтому мы отказались от излишних подробностей и докучливых

усложнений. Так, например, дата, Кацких битв с монголо-татарами — 16 марта — сообщена как непреложная. На самом деле никто не знает

числа, оно указано приблизительно — из учета того, что на Сити Некоузского района- монголо-татары были 18-го. Если же дети захотят

порассуждать, поспорить — пожалуйста, к их услугам и сам учитель, и масса дополнительных источников (в том числе и публикации в «КЛ»).

Краеведение в 6-м классе, как вы успели заметить, называется географическим (условно, конечно же). К концу года ребята должны

ориентироваться в наших краях, уметь работать с картой и датами, иметь представления об основных событиях из истории отчего края, знать

земляков и немного окунуться в удивительный и прекрасный мир родного языка.

В дальнейшем знания углубятся: в 7 классе преподается этнографическое   краеведение,   в 8-м — литературное и в 9-м — историческое

краеведение.

Эпоха повального увлечения краеведением (мы имеем в виду вышестоящие инстанции), похоже, подходит к концу — сейчас много спорят

о целесообразности этого предмета. Спорить можно до хрипоты, но где, когда еще так научить детей видеть необыкновенное в обыденном,

наблюдать за жизнью, гордиться своей малой Родиной, земляками, семьею и, наконец, самим собой!

 

     № 5-6 (65-66), март 1997 года

«КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                                                                                                                                            3 стр.     

СТАРИННАЯ ПЕСНЯ

ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ ПЕСНИ „ЗВЕРЬ-ОТЕЦ"

 

Во-первых, спасибо, дорогие читатели, что так Живо Откликаетесь на каждое появление рубрики «Старинная песня». Так в номере за октябрь

1996 года мы напечатали слова песни «Зверь-отец»,  когда-то  часто  исполнявшуюся  в  наших краях. И вот Зоя Васильевна ЧИСТЯКОВА

вспомнила, что между куплетами седьмым и восьмым должен быть еще один (мы назвали его 7а): 7а.   Засверкал тут нож палача-отца,

И послышался слабый тут крик...

Кровь тут алая по земле текла,

А над трупом убийца стоит.

А юрьевчанин Иван Николаевич ЧУРАКОВ вспомнил песню со схожим сюжетом, которую пел под гармонь еще до войны. Мы назвали ее по

первой строчке:

 

В одном городе, близь Саратова...

 

1.   В одном городе, близь Саратова,

Называется город Петровск;

Там жила семья небогатая —

Мама бледна была, точно воск.

2.   Долго мучилась она, страдалица,

И покинула свой белый свет.

Только двух детей лишь оставила

И дала им последний завет:

3.   «Милы деточки, покидаю вас,

Трудно будет без мамы вам жить —

Не умоют вас, не оденут вас

И придётся раздетым ходить».

4. Схоронили её, одинокую,

И отец для детей стал чужой;

Он нашёл себе жёнку новую

С злобным сердцем, коварной душой.

5. И не раз, и не два говорила она,

Что давай уничтожим детей,

Печку вытопим и сожжём мы их

И вдвоём будем жить веселей!

6.   Так и сделал он по словам её,

Мигом печку он тут затопил;

Завязал глаза сыну младшему

И так в печку его посадил.

7. «Милый папочка, — сказала девочка ,—

Завяжи мне от страха глаза,

Чтоб не видеть мне света белого

И проститься с тобой навсегда!»

8.Завязал глаза малой девочке                                                                                                                                                                                                                                                  И хотел её в печку бросать,

Но увидела бабка родная

И на помощь людей стала звать.

9.Ворвался народ и спас девочку,

Ну, а мальчик уж мёртвый лежал —

Всё лицо его обгорелое

Факт кошмарный людям предавал.

10.Арестовали их с женой-красавицей

И в петровский домисправ привели,

Дали комнату им уютную,

Где дождутся судебной поры.

11.Ах отцы, отцы, вы жестокие,

Как не жалко своих вам детей;

Убиваете и сжигаете

Из-за мачехи скверной своей.

 

Запись Валентины АБРАМОВОЙ.

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ  КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение падает на букву, выделенную жирным шрифтом.

ПАДЕЛИЩО — скотомогильник, кладбище для скота: «Очнулся дед — никого нет; присмотрелся — дак ведь он у Тишаева на паделище,

на могиле у кобылы любимой трёхлетки...»

ПАДИНА —  полуразложившийся труп,  падаль:  «Падиной  несёт!». Слово употребляется и как бранное.

ПАЛАГРУЗДЬ — гриб, весьма похожий на груздь; только груздь

—                       бельм (вот и выражение есть «белой как груздь»), а палвгруздь

—                          желтоватый.

ПАЛЬМО — пламя. Красиво звучит, правда? Ах, вам пример — пожалуйста: «Осенью, ночью, на второй день Покрова, пошли в ригу лён

мять; видим — катится, катится, а за ним пальмо».

ПАЛЮШКА. Это для русских всё костёр да костёр. А кацкари различают

ТЕПЛИНУ — большой костёр («Теплина, тресту жгут»),

ГРУДОК — обыкновенный костёр («Пойдем грудок жечь, картошку печь будем») и

ПАЛЮШКУ — не костёр даже, а костерок: «Развели палюшечку».

ПАНОЖИТЬСЯ — есть, или даже лакомиться: «Сидит и паножит-ся с колбасой-то!».

ПАПУК — пупок: «Папук от смеха лопнет!».

ПАПУТКИ. Вообще, кацкари горазды посмеяться, и в Кадке не раз услышишь другое: «Досмеёмся, папутки лопнут!». Что за «папутки» никто

не объяснил; видимо, это тоже пупок.

ПАТРОШИТЬ — потрошить. Перенос ударения на первый слог слова, как уже было отмечено — одна из характерных черт языка кацкарей.

ПАТРОШЕННЁ — потроха: «Пришли, а он свинью уж зарезал и патрошеннё выкинул».

ПАТЮНЯ — плохо — некрасиво и несуразно — одетая женщина.

ПАХТАНЬЕ — пахта: жидкость, остающаяся при сбивании масла. О человеке, который что-то о себе возомнил, скажут: «Подумаешь, какое

пахтанье!».

ПАЧЕСНУТЬ. «А он как пачеснёт!» — значит, как бросит со злобой. Другой пример дает несколько иное толкование глагола: «Незнамо и куда

пачеснула, теперь хожу, ищу!» — то есть убрала что-то, положила второпях между делами да и позабыла теперь, куда.

ПАЧЕСОВАТЬ — вычёстывать щёткой льняное повесьмо после чесалки.

ПАЧЕСИ — отходы льна при пачесованьи, которые тоже годились в дело — и из них ткали холсты.

ПЕПЕЛИТЬСЯ. Как бы объяснить это слово... Ну вот свиньи в грязи валяются, а куры в пыли пепелятся: крылья распушат, перья растопорщат,

себя пылью поливают — от своих, курин-ных паразитов спасаются.

ПЕПЕЛИНА — лунка, в которой пепелятся куры: «Вон сколькё курицы пепелин наделали!».

ПЕРВОТЁЛОК — корова, отелившаяся в первый раз.

ПЕРЕБАННИК — предбанник, холодное помещение при бане, в котором раздеваются и одеваются при мытье.

ПЕРЕБЫТЬ — переждать: «Перебудь дожжик-то у меня».

ПЕРЕВОЗ — больше, чем воз: «Как сена-то сколькё — перевоз, придётся второй раз приежжать».

Слово часто употребляется в переносном значении — «очень много»: «Блинов-то целой перевоз напекла!», «Оладий напекла два перевоза!»

(то есть две большие тарелки).

ПЕРЁД — лучшая команата в деревенской избе. Или нет. Поскольку слово употребляется только с предлогом «под», то по всей видимости,

«перёд» — красный угол (тот, что с иконами): «Иди под перёд, чего ты в дверях стоишь!» Или: «Валькя, ну как, хорошо у них под передом-то?»

ПЕРЕДОМ — впереди: «Иди передом».

ПЕРЕДАТЬ — подарок, гостинец: «А жених к невесте с передатью приедет: с зеркалом ли с гребешком, сундучком или еще с чем-нибудь»,

ПЕРЕЗЫКАТЬ — переносить, перетаскать: «Воды-то в баню скОко перезыкал».

ПЕРЕЛЁГА — лён, который перележал на стлище, слегка подопрел и рвётся.

ПЕРЕМАШКУ УПАСТЬ — упасть от души что ли,   от   чистого сердца;  «наотмашь», распластавшись  на земле, в полный рост.

ПЕРЕМЕЖИТЬСЯ — прекратиться на какое-то время: «Вон какой дожь пошёл. А дайчи вроде перемежился».

ПЕРЕНОЧИТЬ — переночевать.

ПЕРЕТЫКИ — колья для... а, впрочем, все объяснит пример: «Долго шутили, толкались, менялись местами, пока не уселись наконец-то вдоль

тына, да какого —

сеЯчас так не городят: в землю вбиты перетЫки, а к ним прутиками привиты жерд^».

ПЕРИТЬ КАРТОШКУ — делать колом (или пестом) лунки в гряде, чтобы потом посадить в них картошку.

ПЕРЛОВИЦА — двустворчатая ракушка (ее еще много в реке Кадке), в учебнике зооетогии названная беззубкой.

ПЕРОГ — пирог; кацкари чётко выговаривают первую «е».

ПЁХОМ — пешком.

Словарь проверили Н. И. и О. В. ЗНАМОВЫ

4 стр.                                                     «КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ»                                № 5-6 (65-66), март 1997 года

 

ШКОЛЬНЫЙ УГОЛОК

Карасёв Сергей

Евгений Александрович Карасём — это АЛОЙ отец. Он родился в деревне Глинине 9 сентября 1953 года. Кроме него в семье было две сестры

и два брата — он появился на свет пятым.

В семь лет пошел учиться в Рождественскую школу. Ребят тогда училось много: у них было два параллельных класса — «А» и «Б» — и в

каждом классе по тридцать человек. Ходили в школу пешком — по грязи, по бездорожью.

До армии папа работал в Балакиревском клубе художественным руководителем — играть на баяне он научился сам. Ставили концерты и с

ними ездили по фермам и другим клубам, а на каждый праздник организовывали вечера — огоньки.

Служил два года в танковых войсках в городе Тамбове: получил звание сержанта, имел много значков, дважды приходило домой

благодарственное письмо за хорошую службу.

После армии папа решил учиться дальше и поступил в Ростовским техникум на инженера-механика. Женился и теперь у него четверо детей.

После двух лет учебы отец стал работать механиком в колхозе «Знамя Ленина». Работать было сложно: трактористов не хватало, дорог

вообще не было и за запчастями добирались по бездорожью. Но жизнь тогда была лучше, чем сейчас — так считает папа.

Уже больше десяти лет, как мы переехали в колхоз «Верный путь». Папа и здесь механик — он двадцать лет на этой должности. Сейчас ему

сорок четыре года. Я горжусь своим отцом!

horizontal rule

Реклама :

horizontal rule

 «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Газета краеведов волости Кадка

№ 5-6 (65-66), март 1997 года

Редактор — С. Н. ТЕМНЯТКИН

НАШ АДРЕС:

 

152846, д. Мартынове, Мышкинский район, Ярославская область

Государственное предприятие «Мышкинская типография»

г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 11

Заказ—809. Тираж — 200 экз. ПЛД № 82-3.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                       Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                          Переход на любой номер газеты с главной страницы

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru