Кацкая летопись № 39-40

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Не думали мы. что когда-то велась еще одна летопись на Кадке

 

Газета  мартыновских краеведов   КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ                                      № 1-2 (39-40)  Январь  1996 года 

В 1996 году селу Юрьевскому исполняется 475 лет. Мы очень рады, что такое событие оказалось значимым не только для редакции «КЛ», но и для наших читателей. И мы уже получили первое письмо в связи с этим событием, его написала наша землячка. Ба, да это стихи!

 

Родина, село Юрьевское

 

Тебе уже 475 лет —

С  юбилеем тебя, дорогое село,

От девчонки-пастушки,

Теперь уж старушки,

Прими  благодарный   привет!

 

Я бегала девчонкой

В выцветшей юбчонке

По травам росным босиком

Наперегонки с ветерком.

Щавель я ела сочный,

Тростник рвала молочный,

Цветки срывала на венок —

Сейчас бы хоть вернуть денек

В то детство озорное,

Невинное такое.

 

Конечно, этому не быть,

Но пору ту мне не забыть.

Уж много лет прошло  с тех дней

Села родного нет милей.

 

И я уж в городе давно,

Но не забыла ничего:

Лес и перелески,

хутор Дымовской,

Поповка, Сусловка — милый край родной,

И в нашей речке перекат,

И всех девчонок и ребят,

И всех людей красивых, добрых,

И их хозяйственный уют,

Где был мой дом,

где был приют.

 

Мария ТЕЛЕГИНА. г. Ярославль.

 

Листая календарь

2 декабря

Так уж повелось, что Мартыновская школа ежегодно участвует в районных шахматно-шашечных соревнованиях и никогда не остается без призового места. Вот и на сей раз оказалась третьей — для самой маленькой школы района это очень хороший результат.

6 декабря

Друзья и подруги провожали в армию Евгения Розова, он теперь за тридевять земель — в городе Ишиме Тюменской области несет нелегкую службу десантника.

А его товарищ Алексей Ершов, который ушел на полгода раньше, сейчас вообще на краю света — он теперь на Камчатке, шофер в ракетных войсках.

9 декабря

В школе традиционный День ученика — праздник, на котором учителя и ученики меняются местами. Что из этого получается? Приходите в школу, посмотрите сами!

18 декабря

Поздравляем Ольгу Алексеевну Виноградову из Юрьевского с рождением дочки Ксюши! Ну что может подарить молодой маме газета? Наверное, колыбельную!

 

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки;

Стали гули ворковать,

Стала Ксюша засыпать!

 

22 декабря

Ох, и студеная нынче зима! Весь декабрь стоят сильные морозы и бывает, как сегодня ночью, ртутный столбик термометра опускается ниже 30 градусов.

23 декабря

Увел рождественский парень Александр Журавлев нашу красную девицу Ольгу Монахову — только и видели ее на свадьбе, что была в Мартынове. А подробнее об этом событии напишем только в том случае, если молодожены подарят «КЛ» свою фотографию.

26 декабря

Хоронили Антонину Игнатьевну Лихачеву. Родилась она в Юрьевском, работала дояркой, а как вышла на пенсию — уехала. Но свой последний приют нашла в родных краях, на Юрьевском кладбище.

29—31   декабря

Мартыново встречало Новый год четырежды: елка для учеников начальных классов, елка в детском садике, елка у старшеклассников и «взрослая» елка в Доме культуры. Не знаем, как для читателей, но «КЛ» больше всего понравился спектакль, подготовленный нашими бабушками Павлой Васильевной Годиной и Анной Ивановной Алексеевой вместе с молодыми партнерами Михаилом Годиным и Леонидом Дорофеевым! Молодцы, так держать!

 

„Мы на выборы ходили!"—

с гордостью могут заявить многие жители Кацкого стана. Похвастаться, действительно, есть чем: из имеющих избирательные права 268 жителей Мартыновского сельсовета проголосовало 209 человек, или 78 процентов — показатель высокий в сравнении с остальной Россией. Но все же с огорчением приходится заметить, что подавляющее число из 59 отказников — к сожалению, представители молодого поколения кацкарей.

 

Как работала избирательная комиссия?

Очень толково, внимательно и корректно. Ее работу возглавили Лидия Александровна Дорофеева с заместителем Александром Павловичем Замяткиным и секретарем Галиной Владимировной Громовой. Остальные, Галина Михайловна Григорьева, Николай Николаевич Ершов, Ольга Николаевна и Владимир Николаевич Темняткины, именовались скромнее — просто «члены избирательной комиссии».

Забот этим товарищам ей-Богу хватало! Шутка ли, без отрыва от основной работы еще накануне составили список избирателей и разослали приглашения, оформили бюллетени, установили график дежурств и «прочия, прочия, прочия» бумажные хлопоты. Наконец, все готово — на глазах первого избирателя, а им оказалась Лидия Михайловна Тарасова, опечатали урну, и выборы начались.

Почти все члены комиссии разъехались по деревням: больше половины избирателей, 114, голосовало на дому.

Урну вскрыли, как тому и положено, ровно в десять часов вечера — извлекли бюллетени и подсчитывали голоса, составляя протоколы. Работенка эта, надо сказать, весьма нудная, и с ней справились только к часу

ночи. Но и тогда по домам не разошлись — всю документацию отвезли в Мышкин, откуда их отпустили только в три часа ночи, только после того, как все тщательно проверили.

Вот так, уважаемые читатели, проходят выборы в сельской местности!

 

За кого голосовали кацкари?

Выбирая губернатора Ярославской области, 128 избирателей предпочло А. И. Лисицына, 74 человека проголосовало за коммуниста В. И. Корнилова, 7 — против них обоих.

Среди кандидатов в депутаты в Государственную Думу Российской Федерации по одномандатному Рыбинскому округу полный триумф одержал А. Н. Грешневиков — за него проголосовали 169 кацкарей. Если к этой цифре прибавить 17 «против всех», то на долю остальных пяти кандидатур придется вместе 23 голоса.

Третий бюллетень поражал своим объемом. Помните, это тот, на котором было указано

более сорока партий, а несчастным избирателям нужно было выбрать одну, самую заветную. На Кадке победила «Аграрная партия России» — 78 голосов Среди других лидеров «Власть народу!» (Н. И. Рыжков) — 39 голосов; ЛДПР (В. В. Жириновский) — 21 голос; «Коммунистическая партия Российской Федерации» (Г. А. Зюганов) — 17 голосов. Правительственный блок «Наш дом — Россия» у нас заработал 12 голосов. Остальные 48 голосов разбрелись по другим четырнадцати партиям.

Удивительно мало, всего 3 человека, проголосовало против всех партий. И только один бюллетень был признан недействительным: в нем было поставлено сразу несколько галочек — этого делать ни в коем случае нельзя.

Вот так, друзья, прошли выборы 17 декабря на Кадке. А впереди — еще одни. 25 февраля будем выбирать Губернскую Думу и районного главу администрации.

За предоставленную информацию благодарим председателя избирательной комиссии Л. А. ДОРОФЕЕВУ.

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ! 

Февральских юбиляров нынче всего трое: ЗОЯ ИВАНОВНА МИХАЙЛОВА из Нефина, ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МОРОШКИН из Чернева и ЖЕНЯ ЛЕБЕДЕВ из Мартынова — и потому все наши поздравления, пожелания счастья, добра и благополучия достанутся только им троим.

I Есть, правда, в феврале еще один юбилей: 1 февраля 1986 года (а не 1985-го, как мы написали ошибочно в ноябрьском номере) открылся мартыновский детский садик «Капелька». Как обычно говорят дети, позд-рав-ля-ем!!!

 

ТВОРЧЕСТВО      НАШИХ     ЧИТАТЕЛЕЙ 

      И все-таки хороший был денек 

Утро. Мороз на дворе. Зимний, декабрьский морозец. На столе будильник с неистовым рвением стал выбивать бешеную чечетку, аккомпанируя себе каким-то хриплым звоном. Продираю слипшиеся ото сна глаза и некоторое время наблюдаю, как будильник скачет по столу; а когда он прекратил свой танец, то мне удалось разглядеть время. За окном темно, полвосьмого; на стеклах проказник-мороз нарисовал свои узоры.

В доме тихо. Нехотя поднимаюсь с кровати, медленно одеваюсь, шлепаю в тапках на кухню и, не разогревая — лень, быстро проглатываю завтрак.

Куртку, шапку и ботинки одел чуть ли не на бегу. Вытаскиваю с сеней лыжи и вперед — в лес!

Да уж, мороз невелик, но и стоять не велит — уши еще немного, и к шапке примерзнут. А остальное тело просто горит огнем — вспотел от быстрой езды. Но, чу... Вот он, лес! Стоит этакая монолитная серая громада и ни шороха, ни звука. И вдруг среди этой торжественной тишины, как выстрел, звучит треск промерзающего дерева.

А красотища-то какая! Белый снег, белые стволы берез, зеленые стволы осин, красные пятна ольхи, черные сучья и кусты — ну прямо, как огни салюта, все цвета. А еще некоторые говорят: «Лес зимой беден красками!» Ну и чудаки!

На краю поляны — лосиха! Но не она привлекла мое внимание, а лосенок невдалеке от меня. Небольшой такой, неуклюжий лосенок стоит и с увлечением ест веточки с кустов, меня не замечая.

Снег мягкий, лыжи  по нему не скрипят, и стал я, значит, потихоньку подкрадываться к лосенку, думаю — ух, напугаю сохатого! Подкрался почти вплотную, хоть ухо ему, проказнику, крути, а ему хоть бы что. Остановился я, чиркнул спичкой, закурил, но лосенок повернул голову в другую сторону. Постоял я, покурил и сказал громко: «Ты чего тут делаешь?» Лосенок повернулся прыжком ко мне и застыл, выпучив глаза. Полминуты стоял в оцепенении, а потом так же прыжком развернулся и помчался к матери. Только белые штанишки мелькали. Посмеялся я и пошел дальше.

Иду через болотце, покрытое льдом, раздвигаю тростник. Неожиданно он кончился, а передо мной кабан-секач. Вот теперь я оцепенел, наверное, с минуту стоял, застыв. А потом резко повернулся и кинулся прочь, только лыжи мелькали. Не знаю, смеялся кабан или нет, не знаю, но мне было не по себе.

Темнело. Наступал вечер. Лес давно остался позади. И все-таки хороший был денек — полный приключений!

 

Андрей ЛОБАЗОВ.

д. Мартыново.

2 стр.  «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ»                                                                 № 1-2 (39-40), январь 1996 года   

 

ЛЕТОПИСЬ  ЦЕРКВИ СЕЛА ЮРЬЕВСКОЕ 

Вот уж не думали мы, не гадали, что была на Кадке еще одна летопись. И велась она очень давно, в 1840-1914 годах. Теперь хранится в Угличе, в филиале государственного архива Ярославской области. Так что можете съездить туда, полистать — спрашивайте фонд 90, опись 1, единица хранения 47: «Церковноприходская летопись церкви святого великомученника Георгия Победоносца в селе Юрьевском».

А для тех, тех кто не имеет такой возможности, мы решили опубликовать Юрьевскую летопись на страницах «КЛ». Чтобы облегчить чтение, мы печатаем текст в соответствии с нормами современной орфографии, разбив его на абзатцы по-своему. Вслед за встречающимися датами, в скобках, указали их по новому стилю. В некоторых местах на полях летописи есть пометки, мы печатаем и их, но с оговоркой: «На полях приписано...».

Но все, довольно слов — читаем Юрьевскую летопись!

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Общее описание храма 1

Существующий в настоящее время в селе Юрьевском каменный с таковою же оградою и колокольнею храм во имя святого великомученника Георгия устроен в 1792 году с благословения бывшего архиепископа Ярославского Арсения тщанием и иждивением покойного майора Афанасия Семеновича Давыдова.

(На полях приписано: «Храмозданная грамота архиепископа Арсения. Клеймо на иконе святого Афанасия Александрийского против любого клироса»)

До этого времени здесь был храм деревянный во имя святого пророка Илии с двумя при делами: 1) святителя и чудотворца Николая; 2) святых мученников Флора и Лавра. Он был построен в 1760 году тщанием прихожан и существовал до 1848 года.

(На полях приписано: «Ведомость о церкви за 1853 год»).

В этом, 1848 году по указу Ярославской духовной консистории за № 5529, означенный храм был нарушен бывшим отцом благочинным, священником села Шипилова Василием Ушаковым и тогда же сломан. На месте его устроена деревянная часовня.

Престолов в существующей каменной церкви три: в настоящей холодной — святого великомученника Георгия: в приделах теплых: в 1-ом во имя Владимирской Божией Матери, во 2-ом во имя святителя Тихона Амафунтского чудотворца.

Все они устроены при создании церкви в 1792 году тщанием вышеупомянутого майора Давыдова и освящены в сентябре того же года протоиереем Угличского собора Николаем Федоровым.

(На полях приписано: «Надпись на храмозданных крестах»).

К первому листу летописи подклеен еще один документ. Вот

он: «Ведомость о церквах Ростовской епархии, представленная епископом Георгием 13 марта 1723 года в святейшем Синоде. Углицкого уезда село Юрьевское; церковь деревянная, великомученника Георгия; в селе 8 дворов, при церкви поп, дьякон и дьячок. Церковь строена до патриарха Адриана (был патриархом в 1690-1700 гг.».

2 Кладбище

 

На западной стороне означенной церкви на расстоянии 200 сажен, находится приходское кладбище. Оно занимает место в десятину и с трех сторон обнесено канавою и валом, а с четвертой северной — изгородью.

Первоначально кладбище находилось при деревянной Ильинской церкви, чему памятниками служат виднеющиеся камни и насыпи, но потом перенесено на вышеуказанное место.

 

3 Притч

Причт первоначально здесь был двухкомплектный и состоял из двух священников, диакона и четырех причетников, а с 1827-го года за отчислением деревни Игнатова в соседний Богородский приход, состоял из священника, диакона и двух причетников. В настоящее время, по отчислении деревень Труфанова и Дьяконовки, положено быть священнику и псаломщику. Жалования на содержание причта ниоткуда не получалось и не получается.

Для жительства как священника так и псаломщика имеются церковные дома. Дом для священника построен в 1878 году на церковную и приходскую суммы, а для псаломщика дом построен в 1875 году на пожертвования прихожан.

(На полях приписано: «Дом для священника в 1901 г. отремонтирован с основания и поставлен по другому плану, а дом псаломщика построен новый»).

 

4 Прихожане

Все прихожане означенной церкви принадлежат к чисто русскому племени. Они расселены были прежде в следующих местах: в селе Юрьевском, в деревнях: Мартынове, Глинине, Исакове, Богалине, Левцове, Труфанове, Игнатове и Дьяконовке. Из этих селений и состоял первоначально приход села Юрьевского.

Теперь же в состав прихода входят только первые шесть селений, а остальные три в разное время отошли к другим приходам.

В селе Юрьевском находилось (а ныне в деревне Мартынове) волостное правление, заведующее двадцать одним сельским обществом с 30-ю деревнями.

С 1875 года и по настоящее время в селе Юрьевском находится народное земское волостное училище, устроенное на суммы общества и доброхотодателей. (Здесь летописец ошибается: на самом деле училище в Юрьевском основано в 1869 году. По-видимому, в 1875 году для него было выстроено новое здание — «КЛ»).

Кроме этого училища в 1892 году в память столетия местного храма в деревне Мартынове устроена школа грамоты.

(На полях приписано: «В 1902 году преобразована в церковно-приходскую школу, для чего выстроено на средства общества, благотворителей и пособия от братства Святого Дмитрия особое здание»).

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Повременная церковно-приходская

Летопись  Георгиевской церкви  села Юрьевского   1840 год   О храме

С основания храма до 1840 года никаких построек в церкви не производилось, по крайней мере нет указывающих документов на оныя. В упомянутом 1840 году указом Ярославской духовной консистории за № 1861 разрешено употребить 700 рублей ассигнациями на настилку нового пола, каковая, вероятно, в то время и была произведена.

 

1877 год

Наличных членов причта в настоящее время два: священник и псаломщик.

Священник Александр Павлов Делицын, уроженец Ярославской губернии, сын священника, 26 лет, обучался в Ярославской духовной семинарии с 1868 по 1874   год. По окончании в семинарии курса с аттестатом  I  разряда  проходил  должность  сельского учителя: а) в Всехсвятском народном  училище    Мологского уезда с  1874 года 10 октября по

1875  год 15 августа и б) в Большесельском народном    училище Угличского  уезда     с   15   августа

1875 года по 4 августа 1877 года. В этом же месяце и году преосвященнейшим Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским рукоположен во священник к означенной Георгиевской церкви.

Псаломщик Константин Арсентьевич Торопов, сын понамаря, 28 лет, обучался в Ярославской духовной семинарии и по окончании оной проходил должность учителя в училищах: Васильевском и Юрьевском. В 1877 году определен псаломщиком к церкви села Юрьевского.

 

1878 год

Указом Ярославской духовной консистории от 11 мая за № 2808 дозволено устроить новый для жительства священника дом, каковый в течение настоящего лета и окончен.

На устройство его пожертвовано бревен на 200 рублей церковным старостою дер. Глинина крестьянином Поликарпом Егоровым Краснобаевым и 300 рублей на основании вышеупомянутого указа израсходовано из церковно-кошельковой суммы. Означенный дом имеет в себе 8 комнат и отдельную кухню.

 

1879 год

В настоящем году произведены штукатурные работы и вместе окраска наружных стен церкви. На сей предмет израсходовано 35 рублей, собранных с прихожан, и 125 рублей на основании указа Ярославской духовной консистории от 8 мая 1879 года за № 3000 израсходовано из церковно кошельковых сумм. Работы начаты и окончены в июне месяце.

Указом Ярославской духовной консистории деревня Труфаново переведена из Юрьевского прихода в состав прихода села Нефедьева.

 

Мая  22 дня  (4 июня) 1879 года

Сего 22 мая в 5 часов вечера посетил наше село преосвященнейший Ионафан, епископ Ярославский и Ростовский. Прибывши в храм, его преосвященство служил Всенощное Бдение (святителю Леонтию Ростовскому), по окончании коего изволил посетить Юрьевское народное училище, где спрашивал учеников по Закону Божию и по русскому чтению.

По прибытии в дом местного священника, где приготовлен был и ночлег, преосвященный принимал духовенство Воскресенско-Нелединщинского благочиния. При сем особенно отрадно было видеть его милостливое внимание и ласковое обращение со всеми.

На другой день 23 числа в 5 часов утра, собравши бывшее духовенство и еще раз благословив всех, Его преосвященство изволил отбыть для служения через село Рождествено в с. Шипилово того же уезда.

 

1880   год

В апреле-месяце сего года местный псаломщик К. Семеновский определен во священника в село Богословское, Назарово, Любимского уезда, а на его место переведен причетник Рождествена в Кадке Николай Мих. Золотарев исправляющим должность псаломщика.

 

1881      год

Ветхость существующей колокольни и сильная теснота зимнего храма заставили как причт, так и прихожан ходатайствовать пред епархиальным начальством о дозволении расширить храм и устроить новую колокольню согласно утвержденному строительным комитетом проекту. Указом Ярославской духовной консистории от 28 сентября 1881 года производство означенных работ разрешено, причем из имеющих.

Ярославской духовной консистории от 28 сентября 1881 года производство означенных работ разрешено, причем из имеющихся в церкви 1232 руб. 25 коп. дозволено израсходовать 1000 рублей.

31 декабря         (13 января) Сего   числа   помер   церковный староста   дер.   Глинина   крестьянин   Поликарп   Краснобаев,   служивший церкви 8 лет.

 

1882 год  февраля 2 дня (15 февраля)

 

Указом Ярославской духовной консистории от 2 февраля 1882 года за № 741 председателем строительной комиссии к имеющимся производиться церковным постройкам утвержден крестьянин села Юрьевского Мих. Федоров Чистяков.

Июль

С 1-го числа сего месяца приступлено было к работам по устройству церкви и по постройке новой колокольни.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.

А   пока   спешим   поблагодарить   сотрудника   Мышкинского   музея О. Б.  Корсакова, который нашел для нас эту замечательную летопись,  сотрудницу  Угличского архива Т.  А. Третьякову,  помогавшую в  чтении документа, и всех работников этого архива  за доброе отношение к «Кацкой летописи».

 

№ 1-2 (39-40), январь 1996 года                      «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ».                                            3 стр.

 

СИДИМ, ПЬЕМ ЧАЙ, ПРАЗДНУЕМ СЕРАФИМОВ   ДЕНЬ

ПОЛЮБИЛ НАРОД ТЕБЯ, ЧАСТУШКА ГОЛОСИСТАЯ

За окном темно. Там идет снег, но его совсем не видно. И не слышно.

Порхают по воле осторожные хлопья сырого снега; ветра нет, а они отчего-то кружатся, словно гадают — уж падать ли им сегодня? Но вот решаются и, сделав последний виток, прикрывают несмело всякий свежий след.

Все это там — на улице. А в окне ничего не видать: взглянешь в него и только сам отразишься в чернеющих стеклах Численник показывает «15 января», мы сидим за столом и празднуем Серафимов день: пьем чай с «елычом» — вареньем из терна и ведем интересные разговоры.

— Раньше Серафима-то два дня праздновали, три биседы собиралось. Мотя наша не только пела, но и плясала хорошо. Бывало, как заиграют «соломушку»,   ее   сразу   в   круг   вызовут. Она   выйдет  —   и     про    жениха своего,  Ивана-сапожника  запоет:

 

У кого какой милой,

У меня мастеровой;

На окошке ножички —

Шьет полусапожечки.

 

А Иван ей отвечал:

 

У кого какая баня,

У меня брядовая;

У кого какая милка,

У меня бедовая!

 

Это ничего, что на улице пусто да и нас всего трое — уж если за частушки принялись, значит, праздник разгорается. Эх, частушечки! —озорные,   задорные,  способные  скрасить  любое настроение. Ну как не засмеяться,   как   пропоют   парням  девки:

 

Прихожу я на гулянье —

Все ребята заняты;

И мое-то тинято

Сидит тоже занято!

 

*                *                *

 

Сидит милый у ворот,

Широко разиня рот.

Идет народ и не поймет:

Где ворота, а где рот?

 

 

 

Что ты, милый, зазнаешься,

Или харя велика!

Я такую харю видела

На ферме у быка!

 

Говорят, что некрасива —

Я и не красуюся.

Я красивым ухажерам

И не интересуются!

 

Впрочем, что это мы все девичьи частушки да девичьи? Парни за ответом в карман не лезли:

 

Ух-ух, я петух,

С курами я дрался;

Меня куры рассмешили —

Я расхохотался!

 

Меня милка изменила —

Бабы видели в кути —

Неужели мне такого

Коромысла не найти!

 

Меня милка изменила —

Хуже острого ножа.

Попадется на дороге,

Посажу в штаны ежа...

 

Ну,   кому   всех  больше  доставалось, так это, пожалуй, гармонисту. Как придется  не  понраву, вся  беседа  на  бедолагу  наедет:

 

Гармонист, гармонист —

Тоненькая ножка,

Если девки не дают,

Попроси у кошки.

 

*            *            *

 

Гармонисту етому —

Кошку околетую,

Собаку ободратую

И козу лохматую!

 

Частушка,   что   маленький   роман,   расскажет   о   любви   яснее всяких   слов.   Свидания,   измена, разлука   и  печаль —  какая  разная в частушке есть любовь! Как в жизни.

 

Полюбила я его,

Он мальчишка ничего.

Ну, конечно, не навечно:

На два вечера всего!

 

Полюбила я его,

Он мальчишка ничего.

Он мальчишка-трепачишка —

Сорок девок у него.

 

 

У моего-то милого

Рубаха голубеется —

У него, как у татарина,

По семь имеется!

 

*            *            *

 

Мой милёнок как телёнок,

Аккуратненький носок:

Восемь курочек усядется —

Девятый петушок!

 

*       *       *

 

                                                               У залётки моего

Поговорочка на «О»,

Ну и пусть оно на «О» —

Всё равно люблю его!

 

Милый мой, через тебя

Не снятся ночки тёмные.

Сплю и вижу я во сне

Твои глазёнки чёрные.

 

*            *            *

 

Полюбила я его,

Такого интересного —

Но и было за него,

Царица-мать небесная!

 

*            *            *

 

Ко мне милый редко ходит,

На неделе восемь раз.

Ты ходить ко мне устанешь,

Приходи, живи у нас!

 

Милый мой, твоя-то мать

Чего позволила сказать!

«Бело платьице не гладь,

Тебе за сыном не бывать!»

 

*            *            *

 

Милый мой, твоя-то мать

Какая любопытная!

Всё и спрашивает людей,

Своё ли платьице на ней!

 

*            *            *

 

Я любила — не грубила,

Он любить меня не стал.

Я другого полюбила,

Он опять гоняться стал...

 

Вот таким получился у нас нынче Серафимов день. Как ночь, неслышно роняющая за окном белый снег, так и частушка — без голоса и гармони — негромко царила за нашим столом в избе. И — праздник получился.

Частушки вспоминали Мария Ивановна Темняткина и Надежда Алексеевна Парахина. Записал Сергей ТЕМНЯТКИН.

Село Хороброво, 15 января 1996 года.

Хоть книгу пиши.

Над высокою кацкою кручею, что зовется в народе горою Слабутиною, уж так медленно, словно нехотя подымалося красное солнышко. Солнце как солнце: круглое, жаркое — только, пожалуй, чересчур багряное; да и всходит не больно ко времени — как ни как 12-й час ночи... А кругом туман да туман: не видать ни села Хороброва на крутом холме, ни косцов в окрестных подкручьях, а вытянешь руку — и ладони не видно.

Поднялося солнышко над Слабутиной, подзадержалося На туманы взглянуло, вздрогнуло и поспешно обратно за гору закатилося.

А в селе Хороброве никто не удивился. Знали: на Слабутинегоре водится нечистая сила. А потому поздно туда не ходили и по рядом лежащей Городной дороге вечерами не ездили.

Как случалось, бывало, старику Калине Демьянову отемнять в пути, ни за что мимо Слабутины домой не вернется — круг через Николу сделает.

— Да как же я напрямик поеду, — оправдывался он перед молодежью, — там ведь нечистая сила...

А молодежь и сама на гору с опаской поглядывала: время от времени там катались огненные шары. Иногда их становилось так много, что издали они

походили на огни многоэтажного дома, а то и не одного. И вдруг отчетливо слышалась музыка... «Смотри, смотри, опять трактир показался!..» — трясли в таких случаях друг друга за рукава хоробровские.

Одна только тетка Анна Федотьевна вздыхала горестно и нисколечко не боялася:

— Да теперь и чертей-то нету... И черти-то все, и нечистая сила народу боятся — от людей убежали! Народ-то ведь стал хуже чертей!

Родилась Анна Федотьевна в 1872 году, в самый расцвет деревенского православия, когда все чтили Христа, но и дьявола опасались. Из уст в уста передавались истории о домовых, водяных, леших. Им верили и не верили, боялись и не боялись, но слушать — слушали.

Давно   умерла   Анна   Федотьевна и другие старинные хранители народных верований, но их рассказы еще теплятся потихоньку в памяти современных кацкарей.

—  Бывало, начнут нам про нечистую силу  рассказывать —  ни разу не улыбнутся. До того нас застращают,   что   в   голос   заревем.

—   Да о  чем рассказывали-то?

...О чем! Ваших рассказов, дорогие читатели, набралось на целую книгу — сейчас вы прочитали только вступление к ней. Ну как, интересно? Тогда может стоит рискнуть? Давайте напишем книгу вместе!

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение падает на букву, выделенную жирным шрифтом.

ГАЛКА — это не только птица семейства вороновых, хотя и ее на Кадке тоже так называют. Галка — это еще и поднятая со стлища и поставленная в форме конуса льняная треста.

АНДАРЕЯ, ГАНДАРЕЙКА — то же, что КАЛИТКА, ЧЕРНЫЕ СЕНИ, СЕНЦЫ, ЗАДНИЙ МОСТ или просто МОСТ; помещение, соединяющее сени и двор в жилищах кацкарей.

ГЛЕМЯК, ГРЕМЯК — ссохшийся или замерзший ком грязи: «Сейчас договоришься у меня, запулю глемяком!».

ГЛОБА — дорога. «Целую глобу на усадьбе проторили» — и в самом деле, разве можно по усадьбам на тракторах ездить?

ГЛОНУТЬ — немного попить: «Я скоро, только чаю глону и все».

ГЛУМЯННОЙ, ГЛУМЯННЫЙ — древний, старинный: «Это ведь я для тебя всё самоё глумянноё вспомнила!».

ГНЕЗНО, ГРЯЗНО — пучок луку, выросший из одной луковицы.

ГНЕСТИ — много, с аппетитом есть: «Это хорошо, что корова солощая, все подряд гнетёт».

ГОВЁННОЙ,  ГОВЁННЫЙ —  «Да  чего  оно:  маленькое да  говённоё!»  —   вот  так  отозвались   на  днях  об  одной   из  женщин Что  же значит говённый?  Хилый, слабый,  нездоровый.  Прилагательное,   по-видимому,   произошло   от   глагола   «говеть»   — поститься. Выходит,  говённый —  тот,  кто  мало  ел,  а оттого-то  и вырос малосильным.

ГОЛОВЕХА — головня, то есть тлеющее или уже обгоревшее полено. С головехой сравнивают что-то крупное: «Картошка что головехи».

ГОЛОВИЦА — мякина, оставшаяся после обмолота льна. Голо-вицу запаривают горячей водой, ждут, пока она разбухнет, и дают скоту.

ГОЛОМЕНО — что-то или кто-то в большом количестве: «Детей-то у них целое голомено!», «А собак-то на улице, голомено да и только!» или «Снегу навалило голомено».

ГОЛУБИНА — оконное стекло. Бабушка Парасковья, что жила в Левцове, бывало, все говорила: «Тише руками-то рахайте, разобьёте голубину!»

Может, оттого название пошло, что над окнами раньше, за наличниками, часто голуби селились, все время ворковали?

ГОЛУХА — меленький-премеленький весенний или осенний град. Если голуха осенью пойдет, впереди две недели теплой погоды. Весенняя голуха — к двум неделям стужи.

ГОМЗУЛЯ,   ГОМЗУЛИНА  —  большой   кусок   хлеба   или   пирога.

ГОНОБОБЕЛЬ — на Кадке не знают ягоду-голубику, только гонобобель.

ГОРА — крутой высокий берег реки. Сколько же их, гор, раскидано по течению Кадки, и у каждой свое имя, своя история, своя судьбинушка: Зыковская гора, Ленивая, горы Круча, Кокуйка, Слабутина, Стрижовы горы, Вшивая горка, Крутая гора. Из других наших речек высокими берегами обзавелась Пойга: Горыньгора, Красная горка.

ГОРНИЦА. И все-таки язык каждой деревни имеет свои особенности. В Хороброве горницей называли чулан.

ГОРСТУШКА — сноп.

ГРАЧ, ГРАЧЕВНИК — булка (иногда в виде птицы), которую пекли на 17 марта, на Герасима Грачевника: «Грачи пекли, а потом сядем — чай пьем с грачевникам».

РОХОТ — большое редкое  решето. Подвешивали его обычно на трех жердях — так, как мы  попытались  изобразить на схеме. Сыпали  в   него,  к  примеру,  льняные  коробочки   после  обмолота колотушками   и   трясли  —   «сеяли  головицу  ото   льну».  Все   просто:  семя  валилось  на пол,  а головица оставалась в грохоте,

ГРУДОК — красивое слово, не правда ли? Означает оно костер.

ГРУЗНЕЕ — тяжелее.

ГРЯДА, ГРЯДКА, ГРЯДОЧКА — полка. Когда-то была мода устраивать длиннющие грядочки на кухнях под самым потолком вдоль всей стены.

ГУСТОЙ, ГУСТЫЙ — кацкари любят иногда переносить ударение на первый слог слова: вот и густой они переиначили на густый.

4 стр.                                     <КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                № 1-2 (39-40), январь 1996 года

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ...

Буква «О» — лидер нашего словаря: в № 2-3 и № 6-7 за 1995 год мы опубликовали не много-не мало 142 слова! Но, оказывается, не все — вот еще 19.

ОБЕЧКА. Как мы все-таки плохо знаем русский язык! Ведь многие из нас работали решетом, еще больше человек держали его в руках, а уж видели — точно все. Но мало кто знает, что круглые стенки решета зовутся обечкой. И вообще, обечка — круглые стенки любого премета цилиндрической формы.

ОБРАТНО — снова, опять: «Все время этот баран бегает. Вот и обратно он убежал».

ОБРОН, УРОН — нижние, непригодные в пищу капустные листья. Их нарубят, бывало, в шайку, посолят, а потом зиму скотине подбалтывают. В некоторых деревнях, например, в Нефине, то же самое делали со свекольной ботвой и называли ее также — оброн.

ОБЫДЁННОЙ, ОБЫДЁННЫЙ — сегодняшний. В хорошую летнюю погоду можно услышать, как один кацкарь хвастает другому: «А вот мы обыдённоё-то сено поворочали да убрали!» Ай-да молодцы: утром встали пораньше да накосили, с обеда сено поворошили, а к вечеру и под крышу убрали — «об один день» управились!

ОГЛОЕД — ясно,  что слово бранное,  но вот что оно означает, никто не знает.

ОДИНШИК — род  ниченок, детали ткацкого стана, который  использовали для приготовления самого тонкого полотна.

ОПЕЛЕДИТЬ      (несовершенный    вид   ОПЕЛЕЖИВАТЬ)   —   слово многозначное.

Самое древнее его значение — подвалить дом, делая завалину. Опележивали соломой от земли до окон, а иногда до самого свеса (карниза), оставляя лишь только проемы для окон. В опележенной таким образом избе не страшны даже самые студеные зимы.

А еще опеледить — загородить: «Опеледить загон для телят» Опележивают хмель, опележивают горох (в Юрьевском его ПЕРЯТ), втыкая в гряду частокол и опележивают огурцы, ставя поперек гряд брядовые прутья. Это для того, чтобы растения вились. А само слово, ой чует сердце, мерянского происхождения.

На рисунке: примерно так опележивают кацкари горох и огурцы.

ОПЕЛЕЖЕННОЙ, ОПЕЛЕЖЕННЫЙ — прилагательное к глаголу опеледить.

ОПУШИНА — дверные или оконные косяки, включая притолоку: «От нечистой-то силы втыкали в опушину ножик или сто иголок».

ОПОЛОВНЯ — поварёшка.

ОТОПКИ —  пусть  и  отходы  после топления масла,  но  и  их не выбрасывали — в отопках жарили, например, картошку.

ОТОРВА — боевой, отчаянный человек.

ТОЧКА — распутывая кишки, рачительный хозяин снимает оточку — непрерывную ленту сала с кишок.

Наверное, в насмешку жирное место после убитого насекомого называют оточка, оточечка или тораканья оточка.

ОТРАДНОЙ, ОТРАДНЫЙ — так называют самую лучшую, праздничную одежду в гардеробе: «Отрадную рубашку одел».

ОШКВАРКИ, ВЫЖАРКИ — шкварки, то есть поджаристые твердые кусочки сала, получившиеся после его вытапливания.

ОБУВИСТОЙ, ОБУВИСТЫЙ. Каждый кацкарь мечтает иметь сапоги обувистые. Какие это? Да такие, что хорошо смотрятся, хорошо сидят на ноге.

ОТВОРОТ — отказ: «А жениху, коли он не люб невесте или насчет приданного не сойдутся, могли и отворот дасть».

ОТИМАЛОШНИК. Что такое отималка (тряпка, которой прихватывают чугунки или другую посуду, готовя в русской печи), мы уже объясняли. А отималошник — человек, одетый «что отималка». Думаем, все догадались как!

ОТКОЛЯ — откуда: «Отколя идёшь?»

 

      Архив  на  дому

Школы росли как грибы...

 1869 год, с. Юрьевское

Основана первая на Кадке школа — земская. Двухэтажное здание для нее выстроено в 1875 году на средства Юрьевской волости.

Попечитель: с 1892 года крестьянин Евграф Яковлевич ОВЧИННИКОВ.

Преподаватели:

с 7 октября 1885 года заведующий и учитель Владимир Михайлович ЧИСТЯКОВ, прошедший курс Ярославской классической гимназии;

законоучитель священник Иоанн Петрович СТРАТИЛАТОВ;

с 1 января 1908 года учительницы Александра Леонидовна САВИНА и Александра Петровна ЖУКОВА, окончившие курсы Угличской прогимназии;

с 1 сентября 1913 года учительницы Александра ЛЕБЕДЕВА и Вера СТРАТИЛАТОВА.

Примечание: все даты даны по старому стилю.

 

1880 год, С.Хороброво

Основана церковно-приходская школа, здание собственное, удобное.

Попечитель: с 1898 года крестьянин Михаил Захарович КИСЕЛЕВ.

Преподаватели:

с 1887 года заведующий и законоучитель священник Александр Андреевич ДМИТРИЕВ, окончивший духовную семинарию;

с 1900 года учительница Зоя АРИСТОВА, окончившая курсы  Епархиального училища, позднее Мария   Васильевна   ЦАРЁВСКАЯ.

 

1886 год, с. Николо-Топор

Основана церковно-приходская школа, здание церковное, удобное.

Попечитель: с 1892 года санкт-петербургский купец Александр Иванович ШАЛИМОВ.

Преподаватели:

с 1891 года заведующий и законоучитель священик Александр Александрович ПЯТНИЦКИЙ, окончивший духовную семинарию;

с 1889 года учительница Людмила Михайловна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, окончившая курс Епархиального женского училища; с 1897 года учитель пения диакон Николай Петрович ПОРОЙКОВ, окончивший учительскую семинарию.

 

1888 год, д. Сидоровка

Основана школа грамоты, помещение частное, удобное.

Попечителя нет.

Преподаватели:

с 1891 года заведующий священник А. А. ПЯТНИЦКИЙ.

с 1891 года учитель крестьянин Дмитрий Александрович КОРШУНОВ, окончивший начальное училище.

 

1892 год, д. Нефино

Основана школа грамоты, помещение принадлежало частному лицу, неудобное.

Попечителя нет. Преподаватели:

с 1892 года заведующий священник А. А. ПЯТНИЦКИЙ;

с 1892 года учитель крестьянин Иван Тимофеевич КОРЗАКОВ, образование домашнее.

 

1892 год, д. Мартыново

Основана школа грамоты, помещение принадлежало частному лицу, удобное. Современное здание построено в 1911 году санкт-петербургским купцом Николаем Ивановичем ВЕРЕЩАГИНЫМ.

Попечителя нет.

Преподаватели:

с 1892 года заведующий священник И. П. СТРАТИЛАТОВ;

с 1899 года учительница дочь псаломщика Марья Павловна ГРУЗИНЦЕВА, окончившая курс Епархиального женского училища. Позднее преподавала Павла Александровна ПЯТНИЦКАЯ.

 

1902   ГОД,

д. Дьяконовка      

Имеется единичное упоминание в книге «Нормальная сеть училищ в Ярославской губернии», выпущенной в 1902 году в Ярославле о том, что в селении существует школа грамоты. Однако, других свидетельств не обнаружено и остается только гадать: либо школа существовала совсем недолго, или авторы книги ошиблись.

От «КЛ». Подробнее о школах на территории нашего сельсовета читайте в «Кацкой летописи» № 5 за декабрь 1993 года.

 

Старинная песня

В деревне Парфёнове пели все: пусть даже не страсть как хорошо, да и не плохо — пели себе и пели в свое удовольствие.

Особенно любили деревенские слушать ребят Терёхиных. Вообще-то их настоящая фамилия другой была, но звали их все Терёхины да Терёхины — так и запомнились.

Их родители жили в Ленинграде, и дети в парфёновской избе домовничали самостоятельно. Сядут — два парня и три девки — на окошко и поют. А голоса такие чистые!

Соберутся бабы за деревню на полдни коров доить и обязательно с собой хоть какой съестной кусок да захватят. Пойдут мимо Терёхиных (а те уже на окошке, сидят, поют) и подадут — чего же, ребята одни жили, голодные.

Перед войной их дом сгорел и все уехали в Ленинград. Возвращались только однажды, в годы войны, но жили уже в соседнем Киндякове. Трое, оба брата Костя с Лёнькой и сестра Нюрка, погибли в войну.

Ну, а чаще других парфёновские певали, пожалуй, «Приведите ко мне музыканта». Эту

песню  и  вспомнила    для    «КЛ» Зинаида Дмитриевна Тихомирова.

 

      Приведите

ко мне музыканта

 

1.         Приведите ко мне музыканта,

Он сыграет разлучный мне  вальс —

Я поссорилась с милым  навеки.

И  никто не помирит уж нас.

2.     Помириться мне с милым  нетрудно,

Только злоба на сердце  кипит,

Дайте, дайте наплакаться  вволю

И   последние  дни   пережить!

3.     Поглядите, что стало  со мною!

Куда делась моя красота!

Куда делся мой прежний  румянец

И   волнистых   волос   густота?

4.     Для меня больше солнце  не светит:

Всё осенняя тёмная ночь —

Жди — не жди, не дождаться  рассвета,

Плачь — не плачь, а любовь не вернешь.

5.         Приведите ко мне музыканта,

Пусть сыграет разлучный мне  вальс —

Я поссорилась с милым  навеки,

И никто не помирит уж нас!

 

horizontal rule

horizontal rule

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 1-2 (39-40]

ЯНВАРЬ 1996 ГОДА Выпуск готовили Л. И. ЧУРАКОВА и С. Н. ТЕМНЯТКИН

Газета  издается  на  не  пойми  какие средства  и  вообще удивительно, как она до сих пор издается?

Наш адрес:

152846, д. Мартыново, Мышкинский район, Ярославская область

Государственное предприятие

«Мышкинская типография» г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 11

Тираж — 200 экз. Заказ — 166.   ПЛД № 82-3   

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz