Кацкая летопись № 43-44

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

 А мы после этой долгой студеной зимы рады вас поздравить с весной!

 

Газета  мартыновских краеведов   КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ                                    № 5-6 (43-44)  Март 1996 года 

 

2 февраля

Полнолуние. Светло и тихо — в такую ночь только парой гулять!

 3 февраля

Пока не забыли, спешим выразить    нашу    великую     благодарность  родному  колхозу  «Верный путь»,    Мартыновской    сельской администрации,  районному отделу культуры и мышкинской Опочинкнской библиотеке за помощь и спонсорство в организации вторых  краеведческих  чтений «Кацкой летописи».

Ну и мы, редакция газеты, по старались сделать все, чтобы не разочаровать наших меценатов плохим мероприятием: звучали

исследования, посвященные Мартынову, Юрьевскому, Нефину, доклады о гаданиях, свадьбах, нечистой силе, рассказы-родословные — все это мы постараемся опубликовать на страницах «Кацкой летописи».

Мы довольны: чтения дали возможность высказаться краеведам земли Кацкой, все ощутили важность проводимой работы и вдохновились на новые дела. Большой делегации из города Мышкина тоже все понравилось.

Так что, уважаемые спонсоры, ваши денежки не пропали зря. Очень надеемся, что через год вы выручите нас опять. Ведь выручите, правда?

6 февраля

На Николо Топорском кладбище похороны...

Михаил Андреевич Мехов умер 4 февраля после тяжелой болезни. Каким он был? Да разным. Бывал крут, горяч, но кто из нас не без греха?

Прошел военными дорогами, сколько дел колхозных переделал и всю жизнь свою не терял интереса ко всему новому, к окружающему миру. О таких говорят: «И швец, и жнец, и на дуде игрец»

Ушел из жизни человек, но шумит в центре Нефина посаженная им березовая роща, топятся сложенные им печи, прочно стоят колодцы, срубленные им.

Много интересного держал в своей памяти, был интересным рассказчиком, добрым словом поддерживал нашу «КЛ».

Разделим печаль родных, соболезнуем, помним.

 -    9 февраля

Холодно. Минус 32 градуса. Все застыло, даже дым еле-еле клубится из труб. За всю зиму так и не видали ни одной оттепели.

13  февраля

На колбасном цехе отключили электроэнергию. За неуплату.

Без работы остались люди, в том числе и наши земляки Т. Н. Ершова, О. П. Виноградова, В. Н. Виноградова, В. Д. Давыдов. И без зарплаты, которую они не получали еще за ноябрь-месяц.

Не знаем, как будут развиваться события дальше. Но хочется надеяться, что все нормализуется; ведь до закрытия цех вы пускал от 300 до 500 килограммов высококачественной колбасы за смену, а при желании мог завалить продукцией весь район.

14 февраля

Поздравляем Андрея Лобазова с дебютом в районных «Волжских зорях»; там опубликовали его рассказ «Заброшенный рай». Поздравляем и гордимся — печататься  Андрей   начал   на  страницах нашей «КЛ».

 16 февраля.

На свой юбилей — десятилетие — детский садик пригласил всех, кто был причастен к его открытию, всех, кому довелось в нем поработать, и всех, от кого он теперь зависит (начальство то есть).

Торжество началось с веселой экскурсии. Игровая, спальня и даже... туалетная комната — куда только не заглянули любопытные гости вслед за автором сценария, воспитателем Еленой Алексеевной Великолеповой. Та в свою очередь благодарна своим верным помощникам: А. Дорофеевой, С. Розову, Н. Румянцеву и В. И. Топтыгиной.

Было много шуток, теплых слов, сюрпризов и подарков. Был вкусный-вкусный торт, и, задувая на нем свечи, Галина Владимировна Громова, заведующая садиком, загадала то, чего и все мы желаем — чтобы детский сад в Мартынове жил еще долгие годы.

Счастливой вам работы, друзья!

 18 февраля

На том же Николо-Топорском кладбище новая могила...

Мы больше не посидим с Екатериной Васильевной Великолеповой, не послушаем ее умный,

интересный рассказ о прошлом. Екатерина Васильевна умерла, но разговор с ней, красивый и живой, все еще в памяти:

— Перед войной вышла за вдовца с двумя ребятами. Стала на ферме работать. В 22 года пошла в доярки, а в 56 ушла из доярок. А делов-то сначала было, помню, 13 коров; ходили доить на Щербово, а потом на Дымово — там скотина стояла.

«Бежим ночью управляться, боимся, а сторож: «Полно, девчонки, полно, дурочки. Медведь то бы пришел, дак меня бы первого и съел!»

«А мы ночью туда идем с визгом и обратно с визгом; уж в Мартынове знали, что девчонки с дойки идут».

Екатерина Васильевна умерла, но «КЛ» осталась лучшей хранительницей памяти о ней. Навеки.

 23 февраля

День защитников Отечества. Учителя Анатолий Юрьевич и Римма Викторовна Смирновы устроили для своего 5 класса чаепитие и игру «Поле чудес». На игру же приглашала завклубом Александра Борисовна Дорофеева. Но главные страсти развернулись на следующий день — об этом читайте ниже.

 

ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ СТЫДНО

...во время прошедших выборов было за нас главе администрации Н. К. Монаховой. «С каждым разом, — сетовала она, — увеличивается число людей, не принимающих участия в голосовании. Обидно, что это в основном молодые, те, кому жить в будущем. Особенно стыдно за педагогов, работников культуры».

Чтоб хоть как-то успокоить Надежду Константиновну заметим, что из 324 человек списочного

состава избирателей голосовало 275, или 85 процентов. В районе эта цифра равняется 63 процентам — так что мы не самые бессознательные. Хотя глава администрации, безусловно, права: равнодушие людей ко всему происходящему вокруг подчас поражает.

Остроту нынешним выборам придало то, что на этот раз к мартыновскому избирательному округу были приписаны три деревни Богородского сельсовета: Исакове, Игнатове и Летиково. Они-то и решили исход Дела, когда выбирали депутата в Собрание представителей Мышкинского района. Если жители нашего сельсовета предпочли Елену Алексеевну Великолепову (голоса соотнеслись 74 к 70), то с учетом новых деревень верх одержал ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КАРАСЁВ (98 против 91).

Его то мы и поздравляем с победой, а читателям напоминаем, что впереди еще выборы — Президента России.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Юбиляров-то, юбиляров-то у нас в апреле! И только один из них живет в Хороброве — поздравляем с двадцатилетием ОЛЬГУ ВЛАДИМИРОВНУ КВАСНИКОВУ.

А остальные — мартыновские. Это АНАТОЛИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ГРОМОВ (заодно просим у него прощения, что часто неправильно называем его отчество) и ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КАРЕТНИКОВ. Им где-то 30-35, 35-30. А вот ГЕНЕ МЕХОВУ и НАТАШЕ ПРЕСНОВОИ — точно знаем — по 10 лет.

Будьте счастливы, любимы, везучи, здоровы и — читайте «КЛ».

 

И   еще   два, сообщения

С МИРУ ПО НИТКЕ

Многие читатели уже успели полистать настольные календари, принесенные Татьяной Владимировной Воробьевой, приготовить вкусные, а порой и экзотические блюда, по газете «Петровна», которую подарил Сергей Николаевич Розов. Походили по рукам и книги нашего давнего и щедрого дарителя Натальи Константиновны Гулиной. А мышкинцы Ершовы и Абрамовы снабжают время от времени свежей «Экспресс-газетой», а то и «Губернскими новостями». От читателя к читателю путешествуют книги и газеты «Яблоко», «Дочки-матери» и др., из личной библиотеки Светланы Валерьевны Давыдовой. Несколько номеров «Очарованного странника» подарила редактор Мышкинского радиовещания Надежда Леонидов на Кускова. А те, кто хочет почитать, что пишут о Мышкине журналы «Огонек» и «Мир женщины», пусть благодарят Галину Алексеевну Лебедеву — директора Опочининской библиотеки.

Большое вам спасибо!!!

Но есть дары не только литературные. Помните выставку «Мир увлечений наших читателей»? Ту самую, где Н. А. Дорофеева представила свое рукоделие прошлых лет? Ажурно связанное крючком белое покрывало, газетница с вышитыми на ней крестом розами и другие милые вещицы, которые Нина Александ-

ровна оставила в библиотеке (для музея «Кацкой летописи») на память и любование посетителей. И ей наша благодарность!

А впереди нас ждут новые встречи с другими нашими талантливыми мастерами, собира-телями и коллекционерами — людьми увлеченными.

 

БЫЛО  ИНТЕРЕСНО И ВЕСЕЛО

Нешуточное сражение развернулось в одну из февральских суббот у стен Дома культуры. Лёгкий снежок торопился остудить горячие головы соперников,  но ничего у него не получилось.

Командовал битвой Николай Викторович Румянцев. Это он заставлял участников соревнования лихо промчаться на одной лыже, попасть снарядом (снежком) в обруч, потужиться, поднимая гантели, перенести тяжесть (воду) в ложке. Была открыта стрельба по банкам, где папы (бывшие солдаты) показывали свое мастерство восхищенным детям, тоже захотевшим попробовать свои силы.

Капитаны команд Александр Павлович Замяткин и Сергей Олегович Громов умело распоряжались своими подразделениями (состав чисто мужской), показывая личный пример в трудных испытаниях. Неподкупное и строгое жюри во главе с Т. В. Воробьевой вело  подсчет победам и потерям.

В восторге были зрители. Их подбадривающие крики, заливистый смех, иногда переходящий в визг, слышались далеко окрест. Болели и за своих, и за чужих одинаково азартно.

Всему приходит конец, так и это соревнование завершилось победой команды С. О. Громова. Но на вкусный торт, испеченный Ольгой Николаевной Темняткиной, дружно навалились все участники

А придумал все эти конкурсы и испытания, посвященные Дню защитника Отечества, Анатолий Юрьевич Смирнов. Спасибо ему — всем было интересно и весело!

Н. ИВАНОВА.

 

2 стр.                                       «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ"                                               № 5-6 (43-44), март 1996 года

 

ЛЕТОПИСЬ  ЦЕРКВИ  СЕЛА  ЮРЬЕВСКОЕ

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО СМОТРИТЕ В ЯНВАРСКОМ И ФЕВРАЛЬСКОМ НОМЕРАХ ГАЗЕТЫ ЗА 1996 ГОД.

1894 год

Весна была ранняя и в начале сухая. Лето было замечательно дождливо, так что сенокос был очень труден, или как говорят часовой.

Осень также сырая: с августа до половины сентября был почти непрерывный дождь. Хлеб, особенно яровой, от сырости попортился.

Вообще, лето и осень были так неудобны для работы, что даже старики считают этот год выдающимся. Урожаи были очень хороши, но воспользоваться плодами трудов своих по случаю сырого времени, можно сказать, не удалось.

 

1895 год

В сем году особенных поделок в церкви не было, кроме того, что в приделе Владимирской Божей Матери переменены часть половых балок (от сырости сгнили от стены аршина на полтора) и полы — все это стоило рублей около пятидесяти.

 1896 год

В, сем году весна была ранняя и дружная. Но перед началом полевых работ начались дожди, которые своею продолжительностью оттянули работы на долгое время.

Погода установилась с Петрова дня, и сенокос был выдающийся из прошлых годов. С 29-го июня по 18 июля (с 12 по 31 июля) не было почти ни одного дождя, благодаря чему большая часть управилась с сенокосом на Ильин день.

Все лето вообще было замечательно сухое, а также и осень. Зима встала дружно. Первый снег выпал 22 октября (4 ноября) и через неделю уже открылся санный путь,

В сем 1896 году Юрьевская церковь обогатилась выдающейся новинкой — приобретением нового благовестного большого колокола.

С общего согласия прихожан и при «щедрой жертве Евпраксии Филипьевны и Василия Ники форовича Груздева — выдающихся благотворителей нашей церкви — решено было заменить большой благовестный колокол в 160 пудов (2 тонны 624 килограмма), который лет восемь или девять тому назад был разбит, новым с прибавкою 40 пудов в память совершившегося в этом году СВЯЩЕННОГО КОРОНОВАНИЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ.

Колокол заказан был в августе-месяце в Ярославле на заводе Оловянниковых 1 сентября (14 сентября) старый колокол в присутствии всего прихода после литургии был с колокольни сброшен и в следующие после этого дни разбит на куски. Затем эти, куски в октябре-месяце были отправлены в Ярославль.

В половине октября колокол новый был готов и вышел 199 пудов 15 фунтов (около 3-х тонн 270 килограммов). В это же время он был из Ярославля взят и  доставлен до полустанка Маслово Рыбинской железной дороги; откуда 29-го октября (10 ноября) народом был перевезен в Юрьевское. Перевозка вышла очень торжественная: в каждом селении были остановки и служились молебны.

В это же время у Оловянниковых был куплен еще колокол в 2 пуда 26 фунтов (43 килограмма) вместо разбитого такого же почти веса, а именно 2 пуда 30 фунтов, который, как старинный 1712 года, оставлен для хранения при церкви.

 Ноябрь, 20 (3 дек.)

Большой колокол был поднят на козла, на которых висел до 12 января 1897 года.

1897 год

12 (25) января

Большой благовестный колокол был поднят после литургии на колокольню ярославским мастером Власовым. Народу при поднятии было весьма много, несмотря на то, что погода в этот день очень была плоха. Литургия была совершена соборне местным отцом благочинным при участии священников Рождественского, Воскресенского, Хоробровского и местного.

 19 января (1 фее.)

Староста церковный Макар Чураков согласно прошению оставил свою должность церковного старосты — по причине болезни и семейным обстоятельствам. На его место выбран в старосты и утвержден Ярославской духовной консисторией крестьянин села Юрьевского Григорий Лавров Бойцов.

 26 ноября (9 дек.)

На добровольные пожертвования прихожанина к иконе святого великомученика Георгия в теплой церкви куплен подсвечник, стоящий 25 рублей.

В это же время крестьянином деревни Мартынова Игнатием Петровичем Галкиным пожертвован подсвечник к иконе Успения Божей Матери, стоящий 23 рубля.

Крестьянами деревни Богалина куплен подсвечник к иконе Смоленской Божей Матери, стоящий 15 рублей.

1898 год

Благотворительницей нашего храма, бывшей нашей прихожанкой Евпраксией Филип. Кузнецовой пожертвованы две иконы: 1) Казанской Божей Матери в среброзлащённой ризе и 2) святого великомученика Георгия в серебряной ризе. Обе иконы поставлены в холодной церкви: первая рядом с Живоначальной Троицей у левого клироса (жертва ее родителя), а вторая на правой стороне над иконою святого благоверного князя Александра   Невского     и   равноапостольной Марии Магдалины.

Крестьянами деревни Исакова пожертвован подсвечник к иконе Покрова Пресв. Богородицы в теплой церкви, стоящий 20 рублей,

 1899 год

Крестьянином села Юрьевского Конст. Парфирьевым Чураковым сделана аплековая риза на икону святого великом. Георгия, с которую ходят по приходу, стоящая 22 рубля.

В этом же году был сделан наружный ремонт всей церкви и колокольни, а именно крыша на трапезе была перебрана — худые листы железа заменены новыми — и затем выкрашена; колокольня и церковь исправлена в штукатурке и вся начисто выбелена.

Весь ремонт стоил 500 рублей, из которых 200 рублей разрешено указом Ярославской духовной консистории из церковных сумм (имеется в виду «израсходовать» — «КЛ»), а остальные 300 рублей получены частию от текущих доходов церкви, частию от добровольных жертв прихожан.

В это же время крест на трапезе был заменен новым, более правильным и красивым.

Вся вышеуказанная работа делана крестьянином с. Некоуза Иваном Васильевым Кургузовым; сделана добросовестно и чисто. Работа продолжалась целый месяц.

 1900   год

Марта 28 дня (10 апреля)

На Святую Пасху проживаю щей в Москве крестьянкой деревни Глинина Варварой Плато-новой Дурандиной пожертвовано в местную церковь с. Юрьевского одежды на Святой Престол и жертвенник, покров на Святой Престол и напрестольный серебряный вызолоченный крест — всего на сумму свыше 100 рублей.

 1901   год

В сем году дом для священника отремонтирован с основания и поставлен по другому плану, а дом для псаломщика выстроен новый. Средства на дома частию взяты с разрешения епархиального начальства из церковных сумм (475 рублей), а остальной расход покрыт местными прихожанами и проживающими на стороне.

 1902   год

Церковным старостой избран крестьянин села Юрьевского Ев-граф Яковлев Овчинников.

В деревне Мартынове школа грамоты, имеющая наемное помещение, переименована в церковно-приходскую, причем выстроено обществом при субсидии от братства святого Дмитрия в количестве 500 рублей собственное помещение. 

1903 год

Январь 27 дня (9 февраля)

Местный   псаломщик    Николай Михайлов Золотарев с благословения     ЕГО     ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ЕПИСКОПА УГЛИЧСКОГО СЕРГИЯ праздновал     юбилей   35-летнего

служения   в   должности   псаломщика.

Празднование началось Всенощным бдением при служении местного благочинного отца Николая Рыкунова и соседнего духовенства. Литургию совершали соборне отец благочинный Рыкунов с местным и соседними священниками, после которой, пред молебном о здравии юбиляра, от прихожан, проживающих в Петербурге, в знак признательности была преподнесена юбиляру икона святого Чудотворца Николая.

Торжество закончилось обычным многолетием с присоединением многолетия и юбиляру.

Апрель

Крестьянином села Юрьевское Иваном Парфирьевым Чураковым пожертвован подсвечник с фарфоровой свечкой к иконе Воскресения Христова, что в холодной церкви.

(Далее в  летописи автографы:

«Свидетельствовал Благочинный Священник Николай Рыкунов, Июня 3 дня, 1903".

«1903 г., Июня 15 дня Сергий Епископ Угличский»).

Июнь

15-го числа месяца июня (28 июня) около 6 часов вечера село Юрьевское посетил преосвященный Сергий, епископ Угличский. После обычной встречи местным причтом в присутствии местного благочинного Владыка последовал в главный холодный храм и, выслушав обычную экс-тению с многолетием, обратился к народу, собравшемуся в большом количестве, с речью, в которой:

1) высказав приятное чувство удовлетворения при виде многочисленного и трезвого собрания, развил в простых и удобопонятных словах мысль о пользе трезвости и трезвого поведения, особенно в праздничные дни. Сходивши в праздник в храм Божий, как бы так говорил Владыка, и приведя остальную часть дня в трезвом виде и полном упокоении тела, вы запасетесь телесными силами и на следующий день с большей энергией принимаетесь за труд, который особенно у вас — крестьян — в настоящее время весьма тяжел.

При этом, если случится подряд несколько праздников (следующий день в с. Юрьевском оказался престольный праздник), то не нарушайте святости праздника работой и не жалейте, что у вас уходит лишний рабочий день — этот день вы всегда воротите усиленным после отдыха трудом и потери у вас не будет, да и Бог вам будет за это особенно спаспешествовать в труде.

Во второй половине речи Владыка говорил о пользе и устройстве приходского попечительства, причем весьма понятно для слушателей развил его громадное значение в жизни крестьян и советовал попечительство устроить.

Народ весьма внимательно слушал слова Владыки и душевно благодарил его за преподанный им совет и назидания.

Затем Владыка, собрав около себя детей школьного возраста обоего пола — учащихся и учившихся — спрашивал их молитвы, заповеди и выдающиеся события из истории Ветхого и Нового Завета; ответы в общем были удовлетворительны, чем Владыка и остался доволен.

После этого Владыка попытался ввести общее хоровое пение и сам запел молитву Господню. Вышло очень удачно: пение оказалось не крикливое, но довольно складное и воодушевленное.

После молитвы Господней были пропеты еще с большим воодушевлением «Символ веры», «Спаси, Господи, люди твоя», «Достойно есть», «Тебе поем» и др., а в это время Владыка в алтаре свидетельствовал церковные документы, из которых на стоящую церковную летопись даже удостоил своим подписом. [На полях приписано: «Смотри выше»).

Нашедши документы, а равно и главный холодный храм в исправности, Владыка осмотрел приделы и в теплой церкви при пении Трапарей Владимирской Божией Матери и св. Тихону Амафунтскому Чудотворцу, в честь которых приделы устроены. Нашедши и здесь все в исправности, Владыка встал у западных дверей и начал благославлять народ — каждого отдельно, причем соблюдая замечательный порядок.

По окончании благословения народа Владыка посетил дом священника и, преподав всему семейству священника свое ар хипастырское благословение, отбыл в семь часов вечера при колокольном звоне в село Рождествено в Кадке; после чего в Юрьевском храме началось Всенощное бдение по случаю престольного праздника в честь св, Тихона Амафунтского Чудотворца (16—29 — июня).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

№« 5-6 (43-44), март 1996 года                                        «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ»                             3 стр.

 

Пишу свою  родословную

ОДИН   ВЕК   ИЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ

— Ребята, прежде чем рассказать вам свою родословную, я хочу вас спросить: как вы думаете, где я родилась!

Родилась я в Нефине, а потом жила в Угличе. А мои предки были мартыновскими. И вот видите, как будто услышав их зов, я тоже перебралась в Мартыново, — так начала свое выступление на II краеведческих чтениях газеты «Кацкая летопись», что состоялись в здании школы, директор Дома культуры Александра Борисовна Дорофеева. Ее рас сказ, добрый, трогательный, оказался очень интересным. Послушаем же его еще раз!

 Василий Буслаев

Василий Буслаев — вот этот мой прапрадедушка и жил в Мартынове. А его жена, Евдокия Арсеньевна, родилась в деревне Семёнкове, что около Мышкина. Вы спросите: «Как же, живя столь далеко друг от друга, они познакомились?» А они и не знакомились вовсе! Жил у Евдокии в Нефине родственник, вот он то ее и сосватал. А она своего жениха до самого венца в глаза не видела.

Ну что же, стали жить. Хозяйство бедное, безлошадное. Одно богатство — пять человек детей.

Когда родилась первая девочка, повезли крестить в Юрьевское, а священник лютый был, спрашивает: «Как назвать?» Крестная мать хочет Катериной, а священник и говорит: «Катериной то цариц называли, а тут Васьки Буслаева дочь! Назвать ее Акулиной!» Мать-то заплакала горькими слезами: Акулина считалось насмешливым именем.

Недолго жил Василий, умер 35 лет от чахотки. Осталась Евдокия одна. И посоветовал ей родственник переехать в Нефино, там-то родственники, сподручнее.

Аксюшка помогала матери растить Акульку. А Агашка с Сёмкой пошли собирать милостыню. Пройдут Нефино с Дьяконовкой— и себя накормят, и матери что-то останется.

Целый год так жили, а потом понемногу все устроилось. Одна сестра порядилась в няньки, другая в работницы. А Семён с семи до тринадцати лет пас овец.

Очень интересно выходила замуж одна из сестер — Акулина. У нее было два жениха: гармонист из Дьяконовки — красавец и из Мартынова Преснов Степан с бельмом на глазу. Кого выбирать? Сама то она выбрала гармониста. А мать сходила к гадалке Аксиньюшке, а та и сказала: «Хочет дочь булки белые есть, то пусть идет за того, кто не люб, а хочет за скотиной ходит — пусть идет за того, кто люб». Так и выдали за Степана. Но слова гадалки сбылись: жили они в Ленинграде очень хорошо.

Агафья вышла замуж здесь же в Нефине за инвалида. Он был первым учителем в Нефине.

 Семен Буслаев

А сейчас рассказ пойдет о сыне Василия Буслаева—Семёне. Как я уже говорила, до тринадцати лет он пас овец. А потом отправили его в Питер, как и многих в то время. Сначала мальчиком на побегушках, а потом что то вроде швейцара. Прошел три войны: русско-японскую, Первую мировую и гражданскую. После русско-японской войны остался жить в деревне.

В 24 года женился на Зайчиковой Анне из Дьяконовки. Мать отдала им свой дом, а сама переехала назад в Мартыново. Анну воспитывали дед с бабкой, так как она была внебрачной дочерью, ее мать работала прислугой в Питере.

Не люб был Семён Анне: некрасивый, лицо испорчено оспой. Но дед Роман сказал: «Выйдешь за Сёмку, с ним ты не пропадешь!» И как в руку положил— везде успевал Семён: он организатор колхоза, член правления, заведующий фермой.

Прекрасно поет. Местная молодежь устраивает в его доме спектакли (клуба не было), в которых он сам принимает активное участие. Не забывает и семью, где рождается пять чело век детей — что ж, нужно про-

должать  буслаевские  традиции!

Прадед Семён не боялся никакой работы. Когда однажды заболел пастух, он сам пас ферму и выяснил одну истину, что пастуху надо платить с надоя. С тех пор так и делали.

Очень любил землю. Эксперементировал и получал неплохие результаты. Первый в деревне посадил картошку квадратно гнездовым способом, и — отменный урожай! У него большой сад. Он вывел сорт сливы, которая хорошо плодоносит в наших условиях.

А жена Анна растит детей, двое из которых умирают под-ростками, а Алексей пропадает без вести в годы Великой Отечественной войны. Недавно пионеры нашли его могилу и прислали письмо, в котором сообщили, где он похоронен.

Александра Буслаева

Его дочь Александра, в честь которой меня назвали, — моя бабушка. Училась сначала в Нефине, а потом в Рождествене. В 1922 году поступила в Рыбинский педагогический техникум на второй курс. Ну а чтобы попасть в Рыбинск — до станции Маслово шли пешком...

Отучилась два года, и направили в школу Николо-Свечино Некоузского района, в начальные классы, где отработала 4 года А затем решила учиться дальше — поступила в Ленинградский пединститут имени Герцена на организационно  методический факультет. Окончив, получила  диплом  с   правом   быть   инспектором   и   преподавать   историю.

Работая в областном отделе образования инспектором по школам, встретилась с Михаилом, который работал секретарем парторганизации завода. Поженились. Родился сын Боря.

Мишу отправляют работать в Мурманск на траловый флот. Да ли квартиру, и Александра тоже переехала в Мурманск. Работала в школе учителем истории и завучем. Заболела гриппом — осложнение на сердце (вялость сердечного клапана с рождения) Как ни лечили, спасти не удалось. Умерла в Ленинграде.

А Миша вернулся на работу в Мурманск, там и погиб в годы Великой Отечественной войны. Борю, которому тогда исполнилось только четыре года, взял к себе мой прадедушка Семён.

Борис Михаилович Соколов  И следующий мой рассказ об отце, Борисе Михайловиче Соколове. Мой прадед Семён очень много дал своему внуку. Научил его любить землю: окончив школу, отец поступает на агронома.

Влюбляется в Клавдию Гречи ну — мою маму, которая из-за него убегает с часового завода, Создают семью, продолжают буслаевские традиции — у них тоже 5 человек детей.

В деревнях тогда только только появляется электричество. И отец кончает курсы электрика. Это он провел в Нефино первый свет, И так пришлась ему по душе эта работа, что он всю жизнь так и проработал электриком. Но с землей не раставался ни на один день: у его дома прекрасный сад, а в огороде много разных овощей. Даже арбузы выращивал!

Мама работала на ферме и растила детей Спустя некоторое время ей предложили работать завклубом в Нефине, и она согласилась. Ставили прекрасные концерты — сама мама прекрасно пела.

Когда дети выросли, семья уезжает в Углич. Мои брат и сестры обзаводятся семьями и разлетаются кто куда: Лёня и Оля в Киев, Наташа и Таня остаются в Угличе, а я, как видите, — в Мартынове. Проработав год на ферме, вот уже 10 лет работаю в клубе И ращу следующее поколение — это мои дети, Женя и Андрей.

Вот какой путь родословной Буслаевых вы сейчас прошли со мною вместе. Более 100 лет!

Но если вы будете в Нефине, то увидите, как стоит среди деревни домик с балконом. Наполовину ушедший в землю, он все еще стоит. Это и есть родовое гнездо Буслаевых, в котором выросло пять поколений.

Александра ДОРОФЕЕВА, д. Мартыново.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение  падает  на  букву,  выделенную жирным  шрифтом.

БАБКА — для старых людей это 10 снопов льна, или, как у нас еще называют, 10 горстушек: «Я околотила 5 бабок», — то есть 50 снопов. Впрочем, где как, и в Хороброве бабкою считают 12 горстушек.

Для молодого поколения бабка — то же, что и галка: поставленная для просушки в виде конуса льняная треста — она и вправду смахивает на женщину в длинноподолой юбке.

На бабке же, толстом таком железном гвоздище с квадратной шляпкой, бьют косы, чтобы острее были.

БАБОЧКА. Вот когда оденет женщина платок и узелок завяжет не впереди под подбородком, а сзади — вот тогда и скажут про нее: «Повязалась по бабочке!» (Или: «Под бабочку!»).

БАБУН — растение, имеющее научное название «бобы русские черные», а так же плод этого растения. Характерно, что слово «бобы» большинством кацкарей вообще не употребляется.

БАБУРА — большой, величиной с порядочную картофелину гриб сморчок.

БАКАТАН — кто-то, живущий в темных углах избы, например, в сенях. Возьмут родители пакли, повесят, скажем, на дверную ручку и постращают малышей: «На улицу не ходить, а то бакатан тебя утащит!» И можно не беспокоиться: ребенок ни за что к двери не подойдет, на улицу не выбежит, и с ним ничегошеньки не случится.

Одно только, обидно: бакатан — совсем не злой. Это все тот же дедушка домовой, только мерянский — финское племя меря давно уже не живет в наших краях, а вот слово осталось,

БАЛАБОЛИТЬ — говорить много и все пустое.

БАЛАБОЛКА —человек, который балаболит.

БАЛАБОНКА, БАЛАБОШКА — этим смешным словом зовут желтую кувшинку, которой изобилуют наши водоемы: «Балоболокто наловим много, целое голомено, и бус наделаем».

БАМБОШКА — круглая карамель. Пример мы записали из старины: «Фунт бамбошек купила!», но слово живо и по сей день. Интересно, что четырехугольные карамельки у нас называют ПОДУШЕЧКАМИ.

БАРАБА, БАРАБОШКА — не к одному и не к двум человекам прилипло это смешное прозвище Не надо его стесняться, ведь слово «бараба» одно из самых древних в нашем языке.

Родилось оно не позже тысяч этак двух лет назад — в то самое время, когда на Кадке жило племя меря. Словом бараба меряне называли всякого быстро делающего человека. Около тысячи лет назад Кадку начали заселять славяне, а спустя еще несколько веков меряне обрусели, только несколько слов осталось от их языка. Среди них и «бараба».

Как нам кажется, такое прозвище дается быстро, а то и «недело» говорящим людям. Ну ка, переберите всех «Бараб» и ответьте — так ли?

БАРАНДА  —   человек,   которого   не   стоит   слушать  —  трепло!

БАРАНДИТЬ — трепаться в разговоре.

БАХОРИЦА — очень разговорчивая женщина-бахвалка.

БЕЗГОДОВОЙ,   БЕЗГОДОВЫЙ  —  очень   старый:   «А  кошка-то  у нас безгодовая, какие уж ей мыши...» БЕЗ  ГОДУ  НЕДЕЛЯ —  о  небольшом сроке:   «Без  году  неделя как на работе, а уже чего-то строит из себя».

БЕЗДЁННОЙ, БЕЗДЁННЫЙ — так у нас часто произносят слово «бездонный»: «А ниже Авдеева глубоченный Бездённый омут».

БЕЗДОМНИК, БЕЗДОМНИЦА — это всё люди бездомныв, или, как их сейчас называют, бомжи. Старинные-то бомжи вели себя немножечко по-другому: «Во какоё длинное платье у меня. Я как Патюня. Кто такая Патюня? Была такая, с Ордина, бездомница, по деревням ходила, милостыню собирала. Звали Таней Патюней».

БЕЗДОРОЖЬ — бездорожье.

БЕЗОКОЛЕТОШНОЙ, БЕЗОКОЛЕТОШНЫЙ — бессмертный; это слово частенько употребляют дамы, ругая своих благоверных за то, что те пьют, пьют и хоть с ними сделалось что, с чертями безоколетошными.

А нам слово понравилось. И если украинцы переименовывают Кощея Бессмертного в «                                                    , то кацкари этого   сказочного   героя   могут   смело   назвать   «Одёр   Безоколетошной».

БЕЛО — это полунаречие-полусуществительное часто употребляется в выражениях типа: «Проспала до бела», или: «Уж бело на улице, а все спишь!»

Так что за бело? Утро, рассвет — время, когда только-только занимается белый день.

БЕЛЯК — вид карася с белыми боками.

БЕРЕЗНЯК — тот же березняк, но с ударением на втором слоге.

БЕРЕМЯ — ноша какая нибудь: вязанка дров или сена.

БЕРЕСЦА, БЕРЕСЦО. Кацкари еще не определились окончательно, какого же рода слово «береста», а потому и произносят его двояко: «Надеру бересцо и наживо растоплю», «С бересцой-то быстро разгорится».

И     еще:     возможны     другие   ударения:    БЕРЕСЦА,    БЕРЕСЦО.

 

4 стр.                                     «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ»                                             № 5-6 (43-44), март 1996 года

ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ.

II

БОГОМОЛЬЕ, БОГОМОЛЬЕ — свадебный, а точнее предсвадебный обряд: «После запиванья приезжал жених к невесте на богомолье — вместе Богу молиться».

БОЗНАМО — много: «Ой, а народу-то пенсию получать собралось бознамо что!» По-видимому, наречие образовалось путем сращения двух слов «Бог знает».

БОЛОНА, БОЛОНКА. В словарях эти слова объясняют так: «Болезненный нарост на дереве». В наших же кацких краях это еще и опухоль на теле человеческом: «У него болона выросла».

БОЛТУН — яйцо, из которого клуха (наседка) не смогла вывести цыплёнка.

БОЛЬНЁ, БОЛЬНО — очень: «Мне он тоже не больнё люб!» Это одно из тех характерных слов, по которому можно сразу распознать кацкаря.

БОЛЯТОК — гнойная ранка на теле; струп; болячка: «Боляток разболелся. Не заживает и не заживает!»

БОРА — борозда. «Делай бору ровнее,» — строжат при копке гряд. А как отвечают? Отвечают обыкновенно: «Да что нам из из боры-то, стрелять что ли!»

БОРОВИК —  как  мы  выяснили,  большинство  кацкарей  называет боровиком гриб подосиновик. БОЯЖНО — боязно.

РЫЛА —   губа  у  животного,  а  также   презрительное  название человеческих губ.

БРЫЛАСТОЙ, БРЫЛАСТЫЙ — толстогубый.                      

БРЮХАВИЦА, БРЮХАНКА — желудок животного.

БРЯД — всякая ива, кроме вербы.

БРЯДИНА — как одно отдельное дерево бряд, так и палка из бряда.

БРЯДОВОЙ, БРЯДОВЫЙ — сделанный из бряда. Вот и в частушке поётся:

«У кого какая баня — у меня брядовая, У кого какая милка — у меня бедовая».

БРЕДНЯК — заросли бряда.

БУБЕНО,  БУБЯНО —   полый  металлический  шарик  с  кусочками  металла   внутри,  позванивающими  при  встряхивании — то  есть то, что в литературном языке зовется «бубенец». Его  вешают  на   шею  скотине.   Бубено  можно  услышать   и  сейчас:   надо   только   встать   рано-рано,   когда   звук   по   росе   далеко идет, и послушать, как сельчане привязывают своих телят.

А по праздникам бубеном пользовались плясуньи: «Маня плясала — бубено к ноге привязывала. И так ловко, так-то ладно у неё получалось».

«Ну и бубено же ты!» — оговорят разболатвшегося человека — вот вам еще одно значение этого слова.

БУКАН — таинственный житель колодцев, которым пугают маленьких детей, чтобы они не совали туда свои носы — утонут еще, не приведи Господь. А букан, пожалуй, живет с той поры, когда звучала на Кадке мерянская речь. Может быть, он у них водяным числился?

БУКАХА, БУКАРАХА, БУКАШИНА — само-то по себе насекомое ма-а-ленькое, а слов, чтоб его обозвать, во-он сколько! И еще одно есть — СИКАРАХА.

БУЛЫЖИНА — камень-булыжник: «Раньше все в печи мылись. Поставят в печку таз с водой и, чтоб она не остыла, бросят в нее раскалённую булыжину».

БУРЕЯН — бурьян. А пример замечательный, хотя и грустный: «Один буреян ростёт — такое поле!

БУРКАЛО — играли ли вы в детстве в такую игру? Нет? Давайте посмотрим на рисунок и вспомним вместе!

Берешь нитку, берешь пуговицу — чем крупнее, тем лучше. Сквозь дырки в пуговице провдеваешъ нитку туда, обратно, связываешь концы — игрушка готова! Осталось только взяться обеими руками за концы нитки, раскрутить ее, натянуть и замереть от удовольствия: пуговица крутится сама по себе, а все сооружение приятно гудит.

Это и есть буркало. В Мышкине довелось услышать его другое название — ЖУЖЖАЛО.

Если  это  же  слово  поставить  во  множественное  число — 

БУРКАЛЫ — то получим презрительное название глаз.

БУСЕРИНКА — бусина.

БУХАНИТЬ, БУЧИТЬ, БУШИТЬ — издавать глухой звук, бухать. «Вон как бык возится. Чу! Бучит!» — это бычок на дворе бьёт рогами о загородку, а в избе слышно. А, впрочем, бычок ли: «Нет, это чай корова рогам буханит!»

Словарь рецензировали Н. И, и О. В. ЗНАМОВЫ.

Нам пишут...

Ничто так не помогает в издании газеты, как ваши письма, дорогие друзья. Спасибо вам за них!

МАРИНА АРНОЛЬДОВНА ДО-РОФЕЕВА из Переславского национального парка города Переславля Залесского пишет:

«Получили декабрьский номер «КЛ», который прочитали всем коллективом с большим удовольствием. С вашего позволения (надеюсь) решили воспользоваться опытом мартыновских школьников, но в более широком масштабе, и дали задание всем школам района составить описание деревьев их населенных пунктов. (Мы уже исследовали снег, регулярно проводим подсчет птиц).

В «КЛ» много интересного, но, главное, это очень добрая газета.

Мы работаем. На днях выйдет очередной номер нашей газеты «Родники». Ездили с братьями-славянами в зимние каникулы в Карелию, где вели кафедру «История Отечества» в эколог-краеведческом лагере. Сейчас готовим программу летнего загородного лагеря, в котором будет несколько направлений — экология, история, краеведение, эстетическое воспитание...»

А вот еще одно очень хорошее письмо. Его написала МАРГАРИТА ГЕОРГИЕВНА ВАНЯШОВА, сотрудница газеты «Золотое кольцо» города Ярославля:

«Огромное спасибо, что вы стали присылать «КЛ», которую выпускаете такими героическими усилиями!

Газету читать не только любопытно и интересно, но проникаешься особой любовью к этому краю и даже чувствуешь к нему, к этой земле и людям, собственную причастность. И гордость — будто и я тоже родилась в каком-то здешнем селе или деревеньке. По этой газете и местность у вас волшебная, и люди, которых вы знаете и любите. Желаю вам от всего сердца СЧАСТЬЯ. здоровья, энергии, сил и прежнего бодрого энтузиазма и оптимизма».

 

Творчество наших   читателей

МАРТ

 

Весна сгоняет зиму с земли.

На остатки ее ты вокруг  посмотри:

Снег свой блеск потерял

и примятый лежит,

И в овраге студеный ручей  уж бежит.

В тех местах, где бушевали  метели недавно,

На синий подснежник глядеть мне отрадно:

На первый отважный весенний росток,

На первый подснежник,  чудесный цветок.

Клёст тот цветочек клестихе  дарил.

Их первенец крылья над миром раскрыл.

 

Мария ТЕЛЕГИНА. г. Ярославль.

Выступление со II Кацких чтений

Рассказы о нечистой силе

Однажды,   а   это   было  в   1830 году,      Александру    Сергеевичу Пушкину    пришлось    ехать    тёмной-тёмной ночью, в метель, через пустынное поле. С вами такого   никогда   не   случалось?   Если   случалось,   то   вы,   наверное, от души  посочувствуете поэту:

 

Бесконечны, безобразны,

 

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их!

Куда их гонят!

Что так жалобно поют!

Домового ли хоронят,

Ведьму замуж выдают!

 

Ну, уж если Пушкин испугался, то что говорить о нас, простых смертных. Чаще всего в таких ситуациях людям чудятся таинственные огненные шары, катающиеся по земле.

—   Бабушка,   расскажи,   а   тебе не   приходилась    видеть   что-нибудь такое? — спросила я у бабушки,   Марии   Ивановны   Фатовой.

Она родилась 4 марта 1929 года в деревне Власове Красносельского сельсовета Некоузского района. В 1955 году вышла замуж и с тех пор живет в нашем Юрьевском.

—  Шла я как-то зимой с подругою в  клуб, — вспомнила бабушка. — И пошли мы  не дорогой, а лесом. А от реки — гора, взошли  мы  на  гору, вдруг оглянулись  и увидели    огни    в оглобле. Мы, конечно, испугались и побежали со всех ног. Добежали до деревни. Забежали в деревню и сказали: «Господи, ну вот и деревня!» Как только мы это сказали — все исчезло!

О встрече с огненными шарами рассказывают многие старожилы. Откуда же берутся эти шары? Считается, что они появляются не месте гибели человека.   Вот   и   бабушка     рассказала подходящую историю:

— Был такой случай, ехала женщина на лошади. А по дороге была большая гора, и с этой горы понесла ее лошадь; женщина никак не могла остановить ее и упала. А коса у нее была большая, и эту косу закрутило в колесо. Там и погибла женщина А с тех пор на том месте, на ёлке, в самую полночь зажигались огни и слышался голос женщины.

Не знаю где как, а у нас в Кацком стане считают, что в каждом доме живут домовой и дворовой. Они следят за порядком.

У нас в доме тоже есть домовой; Обитает он в шкафу с посудой и каждую ночь проверяет, как мы живем. Он у нас мужик добрый, но не любит пьяных. А иногда забудется и начнет выглядывать по утрам из своего шкафчика.

А вот дворовые смотрят за порядком на дворе. Если невзлюбят они какую скотину, та скотина делается плохой; вроде и привели хорошую, здоровую, крепкую, а вдруг заболела, и приходится менять.

Но самые удивительные предания, которые можно услышать у нас, в Кацкой земле, это рассказы о летающих змеях — ужах.

— Летали к тем, кто им нравился. У хозяек, которых не любили, ужи утаскивали молоко из кринок и несли их тем хозяйкам, которых любили. Встает утром одна хозяйка, а у ней молока-то в кринках нету. Молоко носили ужи в глотке, а в избу влетали через трубу.

Много историй можно услышать у нас о болезни «волос». Болезнь «волос» — это рубцы по всему телу, которые долго не заживают. Раньше, чтобы излечить эту болезнь, ходили к знахарке, и она выманивала волос.

«Волос» вылечивали с помощью березового веника. Зашпаривали этот веник в бочке с горячей водой. А потом прикладывали его к тому месту, где, находился рубец, и что-то говорили. И у человека все эти рубцы заживали.

Наталья ГРОМОВА,  9-й класс. 

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 5-6 (43-44) Солят картошку в банках рецепт консервированной картенное предприятие

«Мышкинская типография»

г.  Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д.  11 Тираж — 200 экз. Заказ — 736. ПЛД № 82-3

 

Написать С. Темняткину в "КЛ" Детальная информация купить кровлю у нас. sp;                                                       Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz