Кацкая летопись № 61-62

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Вот какие мы  робята, мы—нигде не пропадем!

 

Газета   краеведов  волости Кадка   КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ  № 1-2 (61-62)  Январь 1997 года

6 декабря.

Провожали в Армию двух Андреев — Чеснокова и Лобазова, наказывали им писать домой часто-часто. И они уже написали, что служат в Карелии, в Реболах, в погранвойсках.

7  декабря

В  школе  —  День  ученика.

7 декабря

Чего только не взбредёт в шальные головы артистов Мартыновского ДК! Собираясь на гастроли в Ордино, решили заскочить по пути и в Платуново — так за один вечер дали сразу два концерта. Публика принимала мартыновцев замечательно и сейчас наказывает с нарочными, чтобы ещё приезжали.

Приедут — куда денутся, покажут новые песни, танцы, сценки. А зовут артистов (отчества за дефицитом места опускаем] Николай Петухов. Вера Преснова, Галина Громова, Татьяна Ершова, Валентина Бутусова, Николай и Анастасия Румянцевы, Сергей Розов, Елена Великолепова, Сергей Лебедев и, конечно же, сама завклубом Александра Борисовна Дорофеева.

И ещё — кстати — заработанные на концертах деньги артисты единодушно решили отдать родному Дому культуры.

 14 декабря

Узнали, что в селе Юрьевском на 68-ом году жизни скончался Михаил Павлович Воронов — нас стало меньше ещё на одного человека. И пусть памятью о нём останется вот эта коротенькая запись в нашей газете: всю жизнь свою он трудился в колхозе, вырастил троих детей, очень любил родное Перемошье и нашёл приют на тихом сельском кладбище—мир праху нашего земляка!

 16 декабря.

Первая половина декабря выдалась отвратительной: сыро, грязно, через день да каждый день дожди. Но вот неожиданно навалило сугробы, а следом ударили сильные морозы, простоявшие до самого Нового года. Иной раз ртутный столбик спускался ниже 30 градусов, а РОТ снега в декабре больше почти не было.

 30 декабря

Пришёл черед службы и третьего Андрея — Андрея Дорофеева. Новый год он встретил в железнодорожных войсках военной части города Ярославля — что ж, такова доля солдатская.

 31. декабря

В самый канун Нового, 1947, года поженились Николай Григорьевич и Альма Александровна Антошины — вот и подсчитайте-ка, сколько годков вместе живут! Золотая свадьба — великое дело; с юбилеем вас, дорогие наши старички, здоровья вам, бодрости, любви родных и близких.

 27—31 декабря

Новогодние праздники в детском саду, начальной школе, старшей школе и Доме культуры.

 

Любителям цифр   сколько  НАС?

Семьи бывают большими и маленькими, а сможете ли вы, дорогие читатели, угадать, сколько человек приходится в среднем на каждую кацкую семью? Ни за что не угадаете

—  всего ... 2 человека.

Коли не верите, подсчитайте сами: всего в Мартыновской сельской территории зафиксировано жителей 338, а хозяйств

—   143.   Поделите   одно      число на другое —  и  что  получили? А вышло      как   в      стихотворении Маршака — 2,4

С каждым годом все пустынней и безлюднее наши края и нет надежды на их оживление; в течение 1996 года местная администрация зафиксировала 2 новорожденных, 6 скончавшихся и ни одного бракосочетания...

На этой невесёлой ноте мы и предлагаем читателям нашу традиционную таблицу:

Хозяйств 1 Жителей Селение      -------------- ' -------------- на 1.01.  1997 г.

Владышино                    6                  11 Дьяконовка                13                 23 Киндяково                     3                    5 Левцово                        3                   4 Мартынове                 68               190 Нефино                       16                 23 Парфёнове                  2                   4

Перемошье                  4                   4

Хороброво                   4

Чернево                          3                    7 Юрьевское              21                   60 ИТОГО                      143              338

В таблице учтено только постоянное население Мартыновской округи. Сверх того в разных селениях мы насчитали 9 дачных хозяйств и хозяйств, имеющих временную прописку.

На личных подворьях зарегистрировано 278 голов крупного рогатого скота (в том числе 154 коровы), 72 свиньи, 343 овцы, 6 лошадей, 81 кролик, 1491 курица с петухом, 94 пчелосемьи и 1 коза. В сравнении с прошлым годом значительно возросло количество коров, свиней и кур; и столь же значительно поубавилось кроликов и пчёл.

Информацией делилась Н.   Н.   ЗАМЯТКИНА,      секретарь Мартыновской   сельской      администрации •

  

„Отец мой реабилитирован..." 

Нет ничего лучше хороших новостей; одна такая пришла из города Ярославля от нашего давнего друга М. Ф. Телегиной. «Из Мышкинского народного суда прислали мне документы, — пишет сна. — Отец мой реабилитирован. Всем, кто принимал в этом участие, большое спасибо, а особенно Ивану Николаевичу Чуракову и Александру Фёдоровичу Овчинникову.»

Светлое имя крестьянина села Юрьевского Фёдора Михайловича Карасёва, безвинно репрессированного в 30-е годы, восстановлено. Правда воссияла. Но самого человека не вернуть и той чудовищной несправедливости не исправить. Даже цветов на могилу не принесёшь — след осуждённого затерялся вскоре где-то на Беломорканале...

Это судьба многих. Вечная им память!

  

ПОЗДРАВЛЯЕМ! 

 А господа февральские юбиляры разделились на две партии: одни родились в самом начале месяца, другие — в самом-Самом его конце. К первой партии относятся МАРИЯ ИВАНОВНА ТЕМНЯТКИНА из Хороброва и ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ СМИРНОВ с СЕРГЕЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ТЕМНЯТКИНЫМ из Мартынова. Представители оппозиции сплошь мартыновские: ОЛЬГА ПАВЛОВНА ВИНОГРАДОВА, НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА КАРАСЁВА и ДЕНИС ЗАМЯТКИН.

С юбилеями вас, вышеуказанные дамы и господа! С днями рождения все остальные, появившиеся на свет в феврале! Будь-то бодрыми, жизнерадостными, не болейте, получайте почаще ваши зарплаты (или пенсии)!

ВАША «КЛ».

 

А в библиотеке—платный абонемент

Оскудели книжные поступлений в библиотеку. В 1996 году новых книжек для детей и взрослых выделили нам 93 экземпляра...

А почитать что-то новенькое хочется и про захватывающие криминальные истории, и про заграничную пылкую любовь. Что придумать? Идею подсказали сами читатели: «Вот в Мышкинской библиотеке есть платный абонемент, может, и у нас сделать такой?»

Сказано — сделано. И вот в который уже раз пришли на выручку читатели, принесли свои книги — подарили или дали почитать на время, С. В. Давыдова, В. И. Абрамова, А. А. Куликов, Н. Ф. Чадина, Оля Белякова, Е. А. Громова, В. В. Преснова, Н. А. Чеснокова, А. Б. Дорофеева — вот те, кто, по. рывшись на своих книжных полках, поделились с библиотекой любимыми изданиями.

Набралось   32   экземпляра,   которые и составили платный абонемент — сто рублей в день стоит такую книгу почитать. На вырученные деньги уже приобретено 7 новых книг.

Услугами платного абонемента сейчас пользуются 25 человек; вот уже и юбилейная книговыдача была. Л. В. Смирнова оказалась читателем, взявшим сотую книгу, за что и получила шоколадку. Кому-то повезёт в следующую, 150 ю книговыдачу...

Для тех, кто ещё не открыл для себя эту книжную полку, назову несколько изданий, представленных на ней: Безуглов «Мафия», Дюморье «Ребекка», Жаколио «Грабители морей», серия «Счастливая любовь», «Богатые тоже плачут», «Эдера», А. Кристи, самый читаемый в мире роман Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» и другие...

Л    И.  ЧУРАКОВА, библиотекарь.

 

ДЕВЯНОСТО ПЕСЕН ЗНАЮ

А мы Юрьевски девчата (робята)...

Сто двадцать три — это много или мало?

Если иметь в виду то, что за всё время существования «КЛ» в ней было опубликовано всего 123 частушки — это даже не мало, это капля в море.

А кацкари тем не менее в частушке просто души не чают, уважительно называют ее песнею. Так и поют:

 

«Девяносто песен знаю...»

 

— вот и родилось новое название для старой нашей рубрики.

И   первый   подбор   песен частушек   из   Юрьевского.   Помнится,  там,   на   юбилее  села,      мы предложили   юрьевчанам      продолжить строчки: —   А   мы   юрьевски   девчата

(робята]. Мы нигде не пропадем...

У   кого   интереснее?   У   молодёжи  свои   представления  о  весёлой жизни:

 

—   Мы  гуляем,  пьём,  дерёмся.

Очень круто мы живём!

 

А вот  юрьевские мужики всех рассмешили:

 

—   Сине  море  по  колено

На трусах переплывём!

 

М. Ф. Карасёва представила на суд сельчан сразу три продолжения:

 

—   Кто  на   помощь   позовёт.

Всегда   выручим,   придём!

—   Сами   рюмочку   пропустим 

И тебе, дружок, нальём!

—   Как   понравится   мальчишка.

За собою уведём!

 

Гостья праздника 3. И. Михайлова (специально для редактора «КЛ») вспомнила:

 

—  В Хороброве будет праздник,

И туда гулять пойдём!

 

Ну а победила в конкурсе А. В. Овчинникова, чей вариант был единодушно признан лучшим из лучших!

 

—   А  мы   юрьевски  девчата,

Мы нигде не пропадём:

Подоим  коров   на  ферме,

А потом теребим лён!

 

 

2 стр.                      «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                 № 1—2 (61—62),                               январь 1997 года

 

Архив на дому

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА  СМОЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ  СЕЛА ХОРОБРОВА

А мы для вас новый документ нашли, дорогие читатели. Полный адрес его таков: УФ ГАЯО, Ф. Р — 778, оп. 1, ед. хр. 28 «Книга по учёту имущества церкви села Хороброва Рождественской волости Рыбинского уезда. 1926 год.»

К  сожалению,  несколько  слов утрачено, и  вместо них мы  поставили   многоточия   (...).   Впрочем, ущерб    невелик,    гораздо полезнее знать, что: АЛТАРЬ   —   восточная   отделённая   иконостасом   часть   церкви, где находится престол; АРШИН — 0,71 м; ВЕРШОК — 4,4 см; ГОРНЕЕ   МЕСТО   —   за   престолом;

ЖЕРТВЕННИК — стол в алтаре; ИКОНОСТАС — лёгкая стена со вставленными иконами, отделяющая алтарь;

КЛИРОС  —  место  для  певчих; ОБРАЗ — икона;

ПАНИКАДИЛО — большая люстра;

ПАПЕРТЬ   —   крытая      площадка перед   входом   в   церковь; ПРЕСТОЛ стол в алтаре; ПРИДЕЛ   —   специально      выделенная часть  церкви с дополнительным алтарём для     отдельных богослужений; ПУД — 16,38 кг; РИЗА — оклад иконы; САЖЕНЬ — 2,134 м; ФУНТ — 409,5 г;

ХОРУГВЬ  —  полотнище  с  изображением Христа; ШАНДАЛ   —   подсвечник.

Опись церкви

Стоящая в селе Хороброве церковь каменная, строена тщанием прихожан в 1773 году, . . . этажная, покрыта железом с осьмигранным куполом, на нём одна глава с железным крестом. Высота церкви от фундамента до креста 8 сажен и 1 аршин Длина всей церкви

. . сажен и 2 аршина. Ширина летней церкви 3 сажени и . . ., зимней 5 сажен. Пол в летней церкви кирпичный, в зимней — деревянный.

При входе в церковь имеется деревянная паперть.

В нижнем ярусе церкви находится 15 окон с железными решетками, в куполе 10 окон тоже с железными решётками.

Церковь застрахована в Госстрахе по оценке ... 50 рублей, страховой премии внесено 24 рубля 54 копейки.

Колокольня

В нераздельной связи с церковью находится колокольня, тоже каменная, о трёх ярусах; на ней шпиц, деревянный, покрыт железом, вверху железный крест. Высота колокольни  от  фундамента   до      креста  64

аршина.

На   колокольне      находятся   колокола:

1)   весом   125   пудов   30  фунтов,

2)  61  пуд 36 фунтов,

3)  10 пудов 11 фунтов,

4)  5 пудов,

5)  2 пуда,

6)  1  1 \ 2 пуда,

7)  1 пуд,

8)  20 фунтов.

 

Сторожка

Сторожка деревянная, покрыта дранкою. Размером: длина с корид. 15 аршин 6 вершков, ширина 8 1|2 аршин. При ней двор, покрыт тоже дранкою; размером: длина 15 аршин 6 вершков, ширина 6 аршин 12 вершков.

Построена в 1892 году на средства прихожан. Застрахована была в Госстрахе до 1925 года, в 1925 году была взята в ведение ячейки (вероятно, религиозной общины—«КЛ»). В 1926 году застрахована в Госстрахе по обязательному страхованию в 300 рублей, внесено страховой премии по квит. № 277 293 и 278 294 три рубля 80 копеек.                                             <

 

Алтарь

Смоленского храма (летнего)

1.   В  нём   престол  деревянный (вышиною   1   арш.   и  7   вершков, шириною  1   арш.  5 верш.,    длиною 1 арш. 8 вер.

2.   На   нём   срачица   новинная.

3.   Постоянная  одежда  жёлтой парчи.

4.    Жертвенник    деревянный— вышиною   1   арш.   5  вер.,   шириною   15-ть  вершк ,      длиною     1 арш.. 3 вершк.

5.   На   нём   срачица   новинная.

6.   Верхняя     одежда     жёлтой парчи.

7.       Завеса   у   царских      врат шелковая.

8.   По   правую   сторону   горняго   места . . . крест     деревянный с   рукояткой ... с   изображением Воскресения Христова.

9.   По  левую  сторону     образ Знамения     Божией     Матери     с венцом   непробного      серебра...

10.   По   правую   сторону   горняго   места   образ   Киевопечерския ... в   вышитой   тремя   камнями ризе.

11.   За   престолом     семисвечик . . . медный,   высеребренный, весом 2 пуда.

12.   Алтарь       отделяется       от средняго      храма      иконостасом деревянным   с   резьбою,   вызолоченною   на   полимент,  о   двух ярусах.

13.    В   середине       иконостаса Царские  врата     деревянные     с резьбою,   вызолоченною   на   полимент,   на     коих     внизу     4-ре-Евангелиста,   вверху   Благовещение Богоматери.

14.   Над     Царскими     вратами образ   Спасителя,   на   нём   риза и   венец   медные,       вызолоченные, весом в 7 1|2 ф.

15.   По   правую   сторону   Царских   врат   образ   Спасителя,   на нём риза медная, весом в 7 ф.

16.    Под   ним   находится   изображение   Евангельской    притчи о   Блудном   Сыне   в   ризе   тоже медной,    вызолоченной 1   1|2 ф.

17.    Южная   дверь   с   изображением    праотца     Мелхиседска деревянная,

18.   Над  нею  образ  трех  Святителей   в   медной   высеребрен-

ной   ризе  в   5   1|2   ф.   веса.

19.   Рядом   с   сим   образом  — образ       Леонтия       Ростовского Чудотворца,   на   нём   риза   медная,   высеребренная  в  6   1 2  ф.

20.   Венец,   на  нём   непробного   серебра   25   золотников.

21.   На   завороте   по      южной стене   образ   Мученицы   Параскевы,   на   нём   риза  медная,  высеребренная, весом 8 ф.

22.   На нём венец    непробного серебра в 24 золотн,

23.   По   левую   сторону     Царских   врат   образ       Смоленския Божия  Матери,  на  нём     риза  и венец   непробного   серебра   весом  6   ф.   41   золотник   вызолоченные,

24.   Под  сим образом  изображения   явления   и   чудеса   Богоматери   в   медной   вызолоченной ризе весом 3 1  2 ф.

25.    Северная   дверь   с   изображением   праотца   Аарона     деревянная.

26.    Над   нею   образ   Ярославских  Чудотворцев,   на  нём  ризы и  венцы   медные,    высеребренные, весом в 5 1 |2 ф.

27.   Рядом   с   сим   образом  — образ   Апостолов   Петра   и   Павла,   на   нём   риза   медная,   высеребренная, весом в 7 1  2 ф.

28.   На   завороте   по   северной стороне   образ   Николая     Чудотворца  на  нём     риза      медная, высеребренная, весом в 6 ф.

29 За правым клиросом иконостас, в ... образ Божей Матери Смоленския, на нём... и венцы медные, высеребренные .,. . в 7 1|2 ф.

30.   Рядом с сим    образом — икона   Св.   Муч. ... и   Улиты,   на нём   ризы   и .. медные,      высеребренные, ... в 6 ф.

31.   ... иконостас, а в нём образ . .. Михаила,   на   нём  ризы   и венцы   медные,   высеребренные

.. .в 12 ф.

32.    . . . сих       икон   в   главном иконостасе  и     иконостасах      по южной   и   северной  стене   Смоленского   храма     разного     размера   (больших   и   малых)     деревянных   без   риз   62   иконы

33.    . . . имеются   в   сем   храме 4-ре   металлических   хоругви   на деревянных .. . весом   в   2   пуда.

34.   Под   куполом   висит   медное,   высеребренное   паникадило,   весом   около   4   пудов   с ... шандалами.

Придельный алтарь Св, Муч, Параскевы

35.   В  алтаре  находится     престол   деревянный,   вышиною      1 ар. 6.  вер.,  длиною  и  шириною 1 ар. 3 в.

36.   На   нём  вместо     верхней одежды  —  мраморная   одежда.

37.    Жертвенник   —   деревянный,     вышиною     1   арш. 6 вер., длиною   и  шириною   1   ар.

38.    На   нём   верхняя   одежда мраморная.

39.   На  горнем  месте в  тумбе крест деревянный.

40.   По  левую  сторону   Запрестольная   икона   Божей   Матери — деревянная.

41.   В   сем   приделе   иконостас деревянный   с       резьбою   и   колоннами   вызолоченными.

42.   Царские      врата  —  деревянные   с   вызолоченною   резьбою,  в  середине   их  образ  Бомжей   Матери       «Благовещение», по   бокам   изображения   Святых Евангелистов без риз.

43.   По   правую  сторону  образ Преображения     Господня,     деревянный  с  медною вызолочен ною   ризою,   размером  в   1   ар. 5 в., шир. 1 ар., весом риза 8 ф.

44.   На  завороте  образ  Святой Мученицы      Параскевы,   на   нём риза   и   венец   серебряные   весом 5 ф.

45.   Далее образ Святой Троицы  —  деревянный      без     ризы (риза изъята).

46.   Рядом       образ      Святого Илии Пророка Господня, на  нём риза медная в 6 ф.

47.   Далее  образ   Святого   Леонтия   Ростовского    Чудотворца, на нём р иза медная весом 6 ф.

48.   Далее   образ   Св.   Архистратига      Михаила,      деревянный, на нём риза медная  весом 6 ф.

49.   По   левую   сторону     Царских   врат   образ   Божей   Матери Скорбящей,      деревянный,       на нём  риза  медная  весом 6  ф.

30. На северных дверях — образ Св. Арх. Гавриила, деревянный без ризы.

51.    Над   Царскими       вратами образ   Тайныя   вечери,       деревянный без ризы.

52.   За   левым   клиросом   сего храма   образ   Успения      Божией Матери,  деревянный  без     ризы.

53.   Рядом  с  сим  образом   по северной   стене   образ   Усековения главы Святого Иоанна Предтечи,  деревянный,   на   нём  риза медная весом 3 1/2 ф

54.   Далее  образ   Божией  Матери     Казанская     в   вызолоченном   иконостасе   —   деревянный без ризы.

55.   В   сем      приделе  в   честь Святой       Мученицы    Параскевы находится   за   престолом     семисвечник   медный      весом   около 1  пуда.

56.   У   придела   при      входе  в летний       храм   стоит   иконостас деревянный  с  резьбою  вызолоченною,   а   в   нём   образ   «Святцы»,   деревянный   без   ризы.

57.   У  клиросов     стоят      двои хоругви      металлические,      одни малого   размера,   весом   в   обоих 25 ф. Придельный алтарь Св. Прел. Серафима Саровского Чудотвор,

58. В алтаре находится престол деревянный, вышиною 1 ар, 6 вер., длиною 1 ар. 3 в., шириною 1 ар. 2 вер.

51. На нём вместо верхней одежды — мраморная одежда такого же размера.

60.      Жертвенник   —   деревянный,  вышиной   1   ар.  4  в.,  длиною и шириною 1 ар.

61.   На   нём   верхняя   одежда — мраморная.

62.    За   престолом   семисвечник —  медный,   весом  1   пуд.

63.   За   престолом   по   правую сторону — Запрестольный крест металлический   весом   1    п.

64.   По   левую   сторону   образ Богоматери   металлический,   весом 1 пуд.

65.   В   сем   приделе   иконостас деревянный   с      резьбою   и   колоннами   вызолоченными.

66.      Царские   врата  —   деревянные   с   вызолоченною   резьбою,   в   середине   их   образ   Божей   Матери       «Благовещение», по   сторонам   изображения   Св. Евангелистов, без ризы.

67.   В   сем  иконостасе  8  икон деревянных без риз. (Далее в документе сразу № 69 — «КЛ»)

69.   За   правым   клиросом   образ   Божей   Матери   Казанския   в вышитой       простыми       камнями ризе.

70.   Рядом   с   ним       находится образ   Божей   Матери   Боголюбския   деревянный,   на   нём   риза медная весом 3 ф.

71.   При  входе в  сей     тёплый храм   по   стенам   находятся   иконы:       Николая       Чудотворца   и Преподобных   Зосимы   и   Сееватия,   деревянная,      на   ней   риза медная,   посеребрённая,   весом 4 ф.

72.  Против сего образа — образ   Покрова   Божей       Матери, деревянный,   в     медной     высеребренной ризе весом 5 ф.

73.   У   старостинского      ящика два образа Божей Матери Скорбящей, деревянные, на них медные   высеребренные   ризы      весом по 5 ф.

74.   Кроме ,сих       икон   в   сем тёплом   храме   находятся   деревянных   икон  без   риз  —  две,

75.  Образ  Божей Матери Владимирский —  деревянный в  полуризе медной в  1   1/ 2 ф.

76.   Крест      деревянный      без ризы.

77.   У   правого   клироса   стоят двои   хоругви      (одни       малого размера)  весом  в  обоих 25  ф.

78.   В   сем   тёплом   храме   находятся   два   паникадила:   одно большого   размера   с   21   шандалами   с   подвесками,       медное, вызолоченное,   весом   4   пуда.

79,. Другое малого размера с 9-ю шандалами, медное, высеребренное, весом в 20 фун.

80. Плащаница деревянная, размером: вышина 1 арш. 2 в., ширина 1 ар... ., длина 2 арш. На ней изображение Спасителя во гробе, бархатное.

ОКОНЧАНИЕ В   СЛЕДУЮЩЕМ   НОМЕРЕ 

 

№   1—2 (61—62],               январь 1997 года                «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                               3 стр.

 

Нам пишут

С ЛЮБОВЬЮ К ВАМ  ВАША ЗЕМЛЯЧКА...

Благодаря газете «Золотое кольцо», которая перепечатала статью «10 лет за музыку души» из мартыновской деревенской газеты «Кацкая летопись», я нашла родню в Рыбинске, Мышкине, Кирьянове, списалась с селом Юрьевским — жителями моей Родины. Получила приглашение, и вот второй год подряд приезжаю на свою Родину, где радушный приём моих дорогих селян описать невозможно. Какие добрые сердца! Какие открытые люди! Благодарю Бога за встречу с ними и за ,то, что есть «Золотое кольцо» и «Кацкая летопись»!

Останавливалась я оба раза у Чураковых Ивана Николаевича, Нины Ильиничны, Лидии Ивановны Ходила в гости к Овчинниковым Александру Фёдоровичу и Анне Васильевне, Первовым Александре Николаевне и Михаилу Павловичу, Чураковым Анне Васильевне и Алексею Николаевичу, когда он был ещё жив, Царствие ему небесное, в первый мой приезд в село. Эти дорогие мне люди, моих лет, и мы много вспоминали о прошлом села Юрьевского.

На Родине я не была 50 лет. И когда впервые пошла по селу, я его не узнавала. Это было в 1995 году. Был престольный праздник Владимирской Божьей Матери. Лил дождь тёплым ливнем, но я усидеть не могла, хотя только с дороги. Взяла зонтик, обула резиновые сапоги и пошла...

Нина Ильинична, добрая женщина, меня поняла, отговаривать не стала. Конечно, я вся промокла, и даже зонтик промок, но село всё прошла. Удручило меня очень, до боли, что нет церкви-красавицы, сада Кондыревского, двухэтажного здания школы. Школьный пруд зарос, мост развалился...

Хорошо   порадовала   асфальтовая   дорога.   Приезжает  лавка,  да и в район съездить запрос-то. А раньше это была проблема. Но очень жаль, что другой конец села остался без дороги и много грязи лезет со скотных дворов и с полей от Хороброва. Вокруг скотных дворов надо бы тоже асфальт уложить и дорогу.

И очень жаль Кадку; она стала как ручеёк, только берега остались от реки.

На другой день ходила в Мартынове; там на лугу паслись лошадки, это меня очень порадовало. Была в музее — это тоже для меня новость приятная. Хорошая и библиотека, и Дом культуры для моих дорогих земляков построены.

Потом ходила в лес на Сусловку за грибами. Но это не лес, там невозможно пройти — одни завалы и бурьян выше пояса! Конечно, раньше всё выкашивали, каждый клочок травы шёл в дело и каждый

сучок  подбирался   —   лес     был чистый, ухоженный.

Порадовало меня, что в селе у каждого хозяина своя баня — кто замечательно!- И не было раньше ульев так много на селе Баня и ульи были только в поповском доме, где сейчас живёт Анна Васильевна Чуракова. И при моём детстве она там жила, после смерти Виноградова Александра.

Мылись все в печках — парились. Воду поставят греть после того, как протопится печь. А уж к концу Дня —- в печи ещё довольно жарко — стелют солому и по очереди лезут и моются из тазика А окачивались в сенях, во дворе, но детей, конечно, дома: ставили в корыто возле печки и поливали тёплой водой.

Помню, как только Саня Чистякова затевает баню, меня всегда предупредит, чтобы я бельишко подготовила, и позовёт нас всех попариться. Мылись у неё и Василиса Абрамовна с дочерью, и Марфа Абрамовна, конечно, и маленькая Валя — дочка Сани. А потом уже наша очередь, Я парилась вместе с сестричкой Верой — она одна в печь боялась лезть Саша мылся сам, только Марфе Абрамовче разрешал подавать воду и потом ополоснуть его.. Воды не хватало, подогревали самоваром.

После бани все садились пить чай: заваривали сушёной травкой, в основном морковными листьями, а сладости к чаю была вяленая свёкла; и очень это было вкусно, и дорого для нас.

В этот вечер нас домой не отпускали. Если это была зима, оставляли ночевать! не простудились бы после бани — ведь одежонка у нас была ветхая и обувь плохая, да и дома у нас не тепло было. Мы с Верой спали всегда на печке, а Саша на скамейках,

А после чая все дети уже уснут, кроме меня. Я же сидела и осмотрела, как старшие — намытые, румяные — играли в карты. Играли в основном в козла. И кто оставался козлом, тех потчевали капустой, а если её не бывало (по времени года), то и кричали по-козлиному.

Поиграют,   поостынут       после пара — и уходят Василиса с дочерью. Укладываемся и мы все.

Дружно жили — по-доброму, и я всегда любовалась нашими людьми. И мы все трое благодарны нашим сельчанам: ведь не отдали нас в приют-детдом. Самим худо, бедно, но помогали и подняли нас. Иначе бы я и не узнала душевную красоту Юрьевских жителей. Да и в любой другой деревне люди у нас замечательные, что на Кадке на реке, на нашей Кацкой стороне.

Спасибо, родные, спасибо, дорогие; ведь не думали и вы в тот 1936 год, когда умерла моя мать, что будет война. Не знали не ведали, что всем придётся много пережить горя и трудно будет всем. Но слаженный труд помог выжить, и доброе отношение к работе. Умели трудиться и нас, малолеток, приучали к любой работе относиться по-деловому, чтобы был от работы толк.

И село своё любили, много росло и цвело в селе сирени белой и сиреневой, черёмухи, калины, у поповского дома много кустов жасмина. Но таких прекрасных георгинов, как  сейчас, не было. Были, конечно, цветы, но в основном это синие башмачки, осока с оранжевыми крупными грамофончиками, жёлтые георгины, царёвы кудри с крупными розовыми цветами, гвоздика бледно-сиреневая — и все многолетние.

Да, изменилось Юрьевское: с детства запомнилось одно, а увидела другое. И это другое долго не укладывалось в голове, даже когда вернулась в Ярославль. Не знала — как написать, что написать? Многих односельчан нет в живых, многие поразъехались. Ругаю себя, что на свою Родину не смогла приезжать почаще, и непростительно мне, что не навещала могилку матери и родных. Думала, что стесню, что незванная приеду — и к кому?

А люди в Юрьевском живут и трудятся как в прежние года. Только культурней стало на селе: и в домах обстановка хорошая, и есть газ на селе.

Бани, музей, библиотека, магазин, Дом культуры — а раньше изба-читальня. Тут всё: и клуб, и библиотека — и не до роскоши.

Спасибо, село, что ты живо, и живо ты потому, что живут, учатся, трудятся, любят и рождаются в тебе прекрасные люди...

...На другой год я опять ехала на Родину; уже знала, что увижу. Радовала встреча с земляками, но на сердце была боль: нет церкви, школы, сада; пруд, река, лес в запустении.

И вот опять я в Юрьевском; Встреча, как я и предполагала, была тёплой и даже нужной. Я поняла, что не смогу без этих встреч с земляками: Чураковыми, Овчинниковыми, Первовыми да и со всеми кацкарями, старыми и молодыми — одним словом, Родина притягивает всегда.

Да и на праздник — День села — я успела. И опять во Владимирскую. И было чудо! Вот это молодцы! Доморощенные артисты с огоньком! А пришлось-то им несладко, по мокрой нескошенной отаве у дома Фатовой Марии отплясывали и пели, да и прохладно было очень. Городские артисты отменили бы концерт. Но сельские?! Только веселей и задорней кружились и играли, да и зрителям не давали замёрзнуть. Приглашали на круг, устраивали занимательные розыгрыши среди механизаторов, доярок и других жителей села. Одаривали сувенирами,

А я всё ловила себя на мысли: почему не отменили концерт? Ведь совсем на неподготовленной сцене, но с заманчивым подъёмом и юмором артисты ведут задуманную программу. Приехали на мотоцикле с прицепом, сами и всю бутафорию и костюмы привезли для спектакля. И баянист сидит аккомпанирует на мотоцикле на ветру. А артисты на крыльцо

заходили только затем, чтобы сменить костюм и наложить грим, подновить макияж.

А потом поняла. Здесь умеют уважать людей. Уж если назначили, и зрители пришли — они не смеют отменить концерт! Да это подвигу подобно! Молодцы, не подвели ни себя, ни зрителей. Конечно, зрители

поддерживали артистов, аплодировали и хором кричали спасибо! День села отметили все, кому это дорого.

Спасибо за приглашение на День села, где я увидела современных жителей Кацкого стана. Мне все очень понравилось: и концерт, и артисты, и зрители. Здоровья вам всем, счастья, любви и уважения. И пошли вам Бог достигать своей цели и жить так же интересно С любовью к вам ваша землячка Мария Фёдоровна...

Весною аисты гнездятся в Юрьевском на Кадке. И вновь пасутся на лугу в Мартынове лошадки. Я желаю кацкарям сохранить свою реку, Посадить кусты, деревья по всей реке на берегу. И завалы разобрать от хвороста в лесах — И чисто станет на земле, как на небесах!!!

М.  ф.  КАРАСЕВА-ТЕЛЕГИНА, г. Ярославль.

Школьный уголок

СОЧИНЕНИЯ  О   ПАПАХ

Дорофеева Марина

Моего папу зовут Николай Фёдорович Дорофеев Он среднего роста, волосы немного вьются, глаза голубые.

Родился папа 16 июля 1955 года в деревне Парфёнове. В его семье было ещё четверо детей: две сестры и брат.

Четыре класса он отучился в Николо - Топорской школе, а потом учился до восьмого класса в Мартынове. В школу ходили пешком, зимой ездили на лыжах. Весенние каникулы на ступали тогда, когда начиналась водополица и разливалась река. Как-то раз в водополицу поехал он на конюшню, а конюшня стояла через реку, в Киндякове. Лошадь разбежалась и понеслась прямо в реку, и ему нечего было делать, как прыгать с неё Прыгнул прямо в лужу, в грязь, а лошадь убежала.

После окончания школы папа уехал в Санкт-Петербург и поступил в ПТУ на столяра. Когда отучился, работал в Петербурге столяром. В восемнадцать лет ушёл служить в армию, служил матросом на флоте. После армии работал с Полгода в С-Петербурге. но потом вернулся домой в Парфёнове.

Осенью уехал в Быково учиться на шофёра. Окончив Быковское ПТУ, стал работать трактористом в родном колхозе. Встретил мою маму, Лидию Александровну, и они поженились.

Сейчас папа работает на «Беларусе». Зимой подвозит к фермам корма и отвозит навоз, а летом прессует сено Весной культивирует и боронует землю, а осенью жнёт на комбайне Его неоднократно награждали почётными грамотами и премиями. А когда выпадает свободное время, что-нибудь мастерит из дерева.

 

Замяткина Наталья

Моего папу зовут Александр Павлович Замяткин. Он родился 6 июля 1956 года в деревне Кузьма-Демьян. Потом папина семья переехала в Черноусово, затем в Дьяконовку, а уже папа со своей семьёй поселился в Мартынове.

У папиных родителей в семье было шесть детей. Отец его работал трактористом, а мать дояркой. Папа им помогал — с тех пор он умеет доить коров.

Учился папа сначала в Нефинской начальной школе, потом окончил Мартыновскую неполную среднюю и поступил в Быковское СПТУ. В школе он учился неплохо Ему нравилось рисование; он и до сих пор любит рисовать, любит конструировать.

Папа служил в городе Новомосковске в стройбате и там получил профессию каменщика. Дома он сам кладёт печи. Ещё он хорошо разбирается в технике, так как когда был совсем маленьким, помогал комбайнёрам и своему двоюродному брату.

Папа работает механизатором в колхозе «Верный путь» на тракторе «Беларусь» МТЗ-82 и на комбайне. Летом он прессует сено, зимой раздаёт силос, весной сеет хлеб, а осенью убирает с полей на комбайне пшеницу, овёс. У папы это уже третий трактор. На первом он работал ещё до армии — это был трактор Т-40, а после армии на МТЗ 510.

В свободное время папа увлекается книгами, особенно охотно читает детективы. А из еды ему больше всего нравятся котлеты, пельмени, салаты.

Я очень люблю своего папу и помогаю ему, чем могу.

4 стр.                                     «КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ»              № 1—2 (61—62),                январь 1997 года

 

ВЕЛИКИЙ, могучий  КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение  падает  на  букву, выделенную жирным  шрифтом

ИЗМУТОСИТЬ —  избить. «Колом измутосила.» — эво, как!

ИЗГОНЯТЬ  —  загнать,   измучить  быстрой  продолжительной  ездой или гоньбой: «Всю лошадь изгоняли!»

ИСКИРЁК, ИСКОРОК — маленький кусочек, частичка чего-либо: «За грибам ходил, да все червятошные (червивые), одни искирьки хорошие.»

ИСКРОВЕНИТЬ — испачкать кровью: «Всю рубашку искрове-нил!»

ИСПЕКЧИ, а не испечь, говорят кацкари.

ИСТОПЕНЬ — количество дров, необходимое, чтобы истопить печь один раз: «Сколько дров принёс, не на один истопень!»

ИЩЕЙ —  тот,  кто  что-то  ищет; сыщик:   «Куда  только  конфеты не уберу, везде найдет — такой ищей!»

 

*            * .         *

УБОРИЩЕ, УБОРИЩО — емкость, вместимость: «В моём-от дому уборища много!»

УВАЛ — пологий берег, склон в отличии от кручи — берега высокого и крутого: «А ты иди по увалу...ну, по реке, и найдешь родник — с берега, с увала так и течёт вода.»

УДЕЛАТЬСЯ — наработаться, сильно устать от дел.

УДЕЛАННОЙ — сильно уставший на работе.

УДИТЬ — бить колотить: «Уходи, а то буду удить по рукам палкой!»

УЛИТА—улитка, конечно же, а ещё медлительный человек. О таких и поговорку сложили: «Улита едет, кто то будет!»

УМАЛЕТЬ — упреть («картофель умалел») или сомлеть («умалели все»).

УПЕТАТЬСЯ — устать: «Уж так упеталась сегодня!»!

УПРАВКА — вид каждодневной крестьянской работы для поддержания домашнего хозяйства. Управка бывает утрешней, обедешкой, вечерней и включает: печку истопить, воды—дров наносить, корову подоить, скотину напоить-накормить,

В колхозе под управкой подразумевают работу животноводов: «Чего-то доярки с вечерней управки никак не вернутся!?»

УПРАВЛЯТЬСЯ — совершать ту самую каждодневную работу по поддержанию хозяйства. Примеров сколько угодно: «Ты во сколько управляешься?», «Как управлюсь, буду бельё полоскать», «Коровы запустились, дак мы теперь два раз управляемся и т. д. и т. п. Совершенный вид:

УПРАВЛЯТЬСЯ — совершать ту самую каждодневную работу по поддержанию хозяйства. Примеров сколько угодно: «Ты во сколько управляешься?», «Как управлюсь, буду бельё полоскать», «Коровы запустились, дак мы теперь два раз управляемся и т. д. и т. п. Совершенный вид: УПРАВИТЬСЯ.

УРКАТЬ — жадно пить, делая большие глотки, издавая при этом неприятные звуки. Употребляется и с приставкой — ЗАУРКАТЬ

УРОБОТАННОЙ — в своё время много- физически работавший и с того теперь лядящий (болеющий): «Чего ей не жить, всё время дома сидела — неуроботанная.»

УРОН — то же, что и ОБРОН — нижние листья кочана капусты (см. «КЛ» за январь 1996 года),

УСПЕНЬЕ — кацкое название церковного праздника Успенья, бывающего 28 августа.

УТИРКА — полотенце: «Мама, давай соберём утирки — стирать будем!» Приехала как-то баба Шура в Москву (это когда ещё туда за колбасой ездили) и вот к продавцам пристала!

—  Продайте мне того материала на три утирки!

Те чуть не плачут, никак не догадаются, что с них требуют, а бабка знай за своё.

—  Продайте на три утирочки...

Такая ВОТ история — не знают москвичи нашего кацкого языка!

УТРЕШНИЙ, УТРЕШНЕЙ — утренний: утрешний автобус, утрешнее молоко...

УТРЕШНИК Догадаетесь ли вы, что за «утрешник налила»? Значит, молока утреннего удоя.

УХАЙДАКАТЬ — угробить.

УХЛЕСТАННОЙ, УХЛЁСТАННОЙ. В летний вечер вся деревня высыпает на улицу встречать возвращающееся домой стадо. Тут то и услышишь частенько.

—   Ты   погляди,  коровы-то все какие ухлестанные идут! И тут же объясняют нездешнему:

—   Грязные  значит.   Сами  себя  нахлестают  грязными  хвостами, вот и ухлестанные!

УХОРКАТЬ — справиться с чем-либо: «Я сегодня две гряды ухоркал!»

ХАЗИТЬ —  орать:   «Целой  день  скотина     хазит —  неуправ лена!;.- —  к  сожалению,  и такое бывает...  А  сам  глагол    употребляется  с  такими   приставками:   ЗАХАЗИТЬ   («ну,  захазил»), ПЕРЕХАЗИТЬ  («тебя   не  перехазишь»),  ПОХАЗИТЬ  («похазит, да  и кончит»),

ХАЗИЛО — тот, кто много хазит,. «И что же ты такое хазило!»

ХАМОК — кусок: «Иди, съешь хамок колбаски.»

ХЛЕБАЛО, а ещё ПАЗИЛО — грубо о рте.

ХОЛМ. Конечно, кацкари понимают общерусское значение этого слова — небольшая возвышенность. Но сами употребляют его в значении «пахота, участок пашни», даже если тот в низине.

Несколько холмов в севообороте образуют поле,

 

*            *            *

Словарь проверили О. В. и Н. И. ЗНАМОВЫ.

 

ПОСИДИМ РЯДКОМ,   ПОГОВОРИМ  ЛАДКОМ

О себе и о старом Мартынове

«Давно надо было к нему сходить: он много знает, да и жизнь прожил такую!» — сказала соседка. Но это было уже вечером, а пока за окнами светло, и видно, как нехотя падают ленивые хлопья мокрого снега. Крещенье, и разговор с Михаилом Алексеевичем Виноградовым — мартыновским старожилом — начался с этого праздника.

— На Крещенье мы, бывало, пацанятами бегали в Юрьевское. Там пруд был — большой, чистый, а в нём прорубь. Окунутся мужики да скорей в тулупы завернутся; винца выпьют.

Я с 21-го года рождения, но церковь тамошнюю ещё застал. Всё по Пескам туда ходили; старший Иван паску святить понесёт, а я за ним увяжуся. Очень культурно было. Ну ко, войди в церковь да не сними шапку! Ещё на улице снимешь, а вбежит который шалун — возьмут за ухо и выведут.

Помню, как колокола снимали. Я как раз в Юрьевской школе, в четвёртом классе учился

—   значит, было в году в 33 ем. Прихожан  нашло — изо    всех деревён; старики, женщины — те плакали. Для порядку два милиционера стояли, а Пылинкин (был у нас такой председатель сельсовета) на коне гарцевал: «Давайте, расходитесь, расходитесь!»

Как упало большое колоколо — из боков два клина вылело, а мужик здоровенный (я не знаю его) кувалдой добил.

—   Значит,    Вы в    Юрьевском учились!

—   Начинал  я в Мартынове    у Павлы    Александровны    Пятницкой;  она одна  все  четыре класса  вела.  А  тут,   верно,  невмоготу ей  стало  (учеников  50 у  неё было),  и  в 4-й  класс  нас отправили   в   Юрьевское.   Там   школа хорошая,      двухэтажная      была; учительницу    звали       Антонина Ивановна,   фамилии   её   уже   не помню.

Потом в Рождествено пошёл, только долго там не учился — дома семья...

—Расскажите о Вашей семье поподробнее.

—   Отец мой — Алексей    Васильевич   Виноградов,   1873     года   рождения   —   работал   в   Петербурге.   Начинал   с   мальчиков, потом   продавцом;   так   и   попал к   царю   к   Николаю   в   экспедиторы —  закупал  мясо для  царских  столовых.     Ну  а   когда     в 17-ом  все  городские  в  деревне заявилися, и он приехал.

Овдовел рано, остался с малолетним Ильёй. Второй раз женился на Матрёне Васильевне Молчановой из Нефина. Пятеро нас у неё родилось: Егор, Татьяна, Александра, Иван и я последним У каждого своя судьба: Егор в гражданскую от сыпного тифа умер, Александра в блокадном Ленинграде с маленьким ребёнком пропала,..

А отец умер в 39-ом. Вёз молоко в Исакове, застудился в ручье Хоробровском да так, что парализовало его — и умер,

Я тогда уже пятый год разносил почту. Дело было так: наше-то Мартыновское почтовое отделение ликвидировали (а заведовала им, помню, Дуся Смирнова из Овдеева) и перевели в Рождествено. Вот тут председатель сельсовета и предложил: «Мишка, есть для тебя работа — почтальоном!» Я сперва сомневался — чего мне, лет 14 было — а потом и согласился Да и проработал до 40-го года.

—    И   как   же   работалось  тогдашним почтальонам?

—   Всё   пешком  —   вот      как; только  в   последний  год лошадь и дали.

Каждый день, кроме, конечно, воскресенья, забирал почту в Рождествене и разносил в Юрьевском, Щербове и Мартынове. А у меня брали ещё два почтальона: Толя Брюшков — сидоровский и Николай Разумовский из Киндякова — и разносили по своим деревням.

Зимой, помню, возьму две доски да приделаю к ним носы из обечки от решета или порочки — вот тебе и лыжи. Работал за трудодни.

Порядки были строгими: чтобы районная газета «Трактор» в каждом доме была! А денег ни у кого не водилось — вот и выписываешь за свой счёт.

Потом снова открыли почтовое отделение у нас в Мартынове. Расположилось оно в здании сельсовета, а начальником почты стал Василий Дмитриевич Серебряков. Сперва хотели сделать начальником почты меня, да уломали избу-читальню принять.

—   Тогда   придётся     Вам  и   о работе   в   избе-читальне   рассказать.

—   Первая в  Мартынове изба-читальня  открылась  в  году  эдак в   1932-ом в  доме    раскулаченных   Галкиных  —   на  том  месте, где сейчас  Анна  Алексеева  живёт    Первым   избачом   стал   Махаев;      Михаил       Андреевич   — вроде так  его  звали.  После  него  многие  перебывали:   поработают   год-полтора   и   отступятся. Помню,   Вера   Голикова   из   Кологривцева   ходила,   её   сменила Шура   Ершова   из   Онтеплева,   а перед      войной     и  я     избачом стал.

Молодёжи тогда много было и все стреми лися, так что организовать её легко было. Ставили спектакли, готовили концерты.

Приходили в избу-читальню газеты: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», районная. И журналы: «Огонёк» с «Крестьянкой» да ещё какие-то политические. Все они сшивались; заходили, кто интересуется, читали. Я когда и днём открывал,  а  вечерами  —   каждый     день.

Потом дом Галкиных по ветхости сломали, а на месте нынешнего медпункта построили новый дом: половину его заняла колхозная контора, а другую половину отдали под избу-читальню.

—Довоенное Мартынове, довоенные мартыновцы — какие они!

—На моей памяти в Мартынове было 94 или 95 домов — так и стояли в два посада вдоль одной улицы. Правда, многие дома на задворках. Ведь раньше как: отделяется сын от отца, а строиться ему только позади родительской избы — больше негде. Так что, можно сказать, в Мартынове четыре посада было.

Народ жил серьёзный, работящий. Деревня и все деревенские угодья были обихожены— каждое то поле огорожено и у каждого хозяина свой участок огороды и своя мета, чтобы не спутать. Общество строго следило,   чтобы   изгородь      всегда      была в порядке.

Жил у нас такой, Дмитрий Глебыч. И сколько раз ему говорили: «Дмитрий Глебыч, у тебя гороженье неважное!» А он только отмахивался! «Да сделаю..»—а сам так и не сделал. Прорвали лошади его огороду на Бухалове, убежали с выгона и большую потраву сделали.

И отпороли его. Постановили на сходе и напороли розгами— уж вот как он верезжал!

—   А   где   собирался   сход!

—   А  как раз у Глебова у дому,  где  сейчас  медпункт.  У   них такая   хорошая   площадка   была, скамейки  вокруг — там и собирались.

На сходе жребий тянули, землю делили: пашню по едокам, а кулиги каждый год перемеривали Выбирали на такое дело самых уважаемых людей, чтобы без обману. А последнего мартыновского старосту я очень хорошо помню — Павел Андрианов Великолепов,

—   А ещё кого  из старинных мартыновцев   помните!

—   Федю-пастуха.   Пас   у   нас старичок;   жил   по   домам,  а  всё больше   у   Галкиных.   Зимой   им по   хозяйству   помогал,   а   летом пас деревенское стадо.

И вот как приучил скотину: как задудит в рожок — всё стадо на полдни у его шалаша соберётся! Задудит вечером — скотина домой идёт. А в деревне уже слушают: с какого конца Федя задудит — там и стадо встречать.

...Зимний вечер скор; глянь— за окном уже стемнело. Михаил Алексеевич согласился на новую встречу, а пока пора прощаться. Спасибо, до свидания!

ЗАПИСАЛ   С.   ТЕМНЯТКИН, д.   Мартынове.

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ», газета краеведов волости Кадка №  1—2 (61—62), январь  1997  года

Редактор — С.  Н.  ТЕМНЯТКИН Наш адрес:  152846, д. Мартынове Мышкинского района

Ярославской  области

Государственное   предприятие   «Мышкинская   типография» г.  Мышкин, ул. Ленина, д_  11. Тел.: 2-24-35 Заказ — 309 Тираж — 200 экз. ПЛД № 823

 

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz