Кацкая летопись № 8

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

Газета краеведов Мартыновского сельсовета КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ № 1(8)   Январь 1994 года

 ДЕКАБРЬ 

 ЛИСТАЯ   КАЛЕНДАРЬ

 

4 ДЕКАБРЯ. День Ученика в школе. Учителя и родители с удовольствием вспомнили свою боевую молодость и сели за парты, а ученики, мечтающие поскорее стать взрослыми, объявили себя педагогами. Долго, наверное, будут сниться ребятам и первые уроки, самостоятельно подготовленные и проведенные, и лихие перемены, которыми осчастливили детей новоиспеченные великовозрастные «ученики».

12   ДЕКАБРЯ.   Состоялись  очередные выборы очередных депутатов в очередной орган, на сей раз в Федеральное Собрание.

23 ДЕКАБРЯ. В возрасте 86 лет скончалась жительница Дьяконовки Екатерина Ивановна Барулина. Мир праху этой женщины, всего повидавшей на своем веку: и работы тяжелой, и дней светлых.

28—31 ДЕКАБРЯ. Новогодние елки, которых в этом году было четыре: в начальных классах,

у старшеклассников, в детском саду, праздничная программа для взрослых. Их ожидали веселые конкурсы, широкая лотерея, выступление ВИА и традиционный новогодний спектакль со злободневным названием «Жуйте «Орбит» без сахара». А играли в нем: А. Дорофеева (Баба-Яга), О. Виноградова (Племянница Яги (, О. Великолепова (Снегурочка], Н. Румянцев (Мороз), С. Розов (Фриц Недобитый), Е. Великолепова (Обморок).

 

ТОЛЬКО   ЦИФРЫ

 

Год 1993 отчитывается

Ну что ж, 1993 год свое откукарекал. А это значит, что прежде чем закружиться в вихре дней года 1994-го, надо бы оседлать свой нос очками да старыми бумагами пошуршать, ошеломляя стороннего человека цифрами, цифрами, цифрами... Если кого-нибудь из нас они утомят, отложите газету в сторонку; отдохните, а затем, с притоком новых сил, ошеломляйтесь себе на здоровье дальше.

СЕЛЬСОВЕТ. Как всегда внимательная Надежда Николаевна Замяткина, а она у нас заместитель главы администрации, окружив себя нескончаемыми документами, приготовилась отвечать на вопросы.

      А вы бы сравнили мои цифры с дореволюционными! — посоветовала она. Что ж, сравним:

 

Населенный пункт

    Хозяйств        на 1.01.94      

Жителей на 1.01.94

I       Жителей [     в 1910 году

Владышино

7

10

178

Дьяконовка

14

24

362

Киндяково

3

5

98

Левцово

4

7

243

Мартыново

65

188

490

Нефино

15

24

237

Парфеново     

2

4

151

Перемошье

4

4

148

Чернево

2

8

147

Хороброво

4

7

261

Юрьевское

24

61

175

ИТОГО:

144

342

2690

 

 

 

 

Поубавилось немножко в сравнении с 1910 годом. Да что там, 1910-й, население уменьшилось даже: - в сравнении с предыдущим годом. Двух своих жителей лишились Нефино и Дьяконовка, по одному — Левцово, Чернево, Юрьевское; всего за истекший год умерло 7 человек. Родилось же только четверо: три мальчика и одна девочка. Из Мартынова, уехала семья из шести человек  значит, население сельсовета уменьшилось на 9 человек. А это отнюдь не мало: сегодня девять, завтра девять...

Правда, многие населенные пункты обзавелись дачниками. По два данных хозяйства расположены в Черневе, Левцове, Мартынове, по одному — во Владышине, Киндякове, Перемошье и Юрьевском. Всего в сельсовете зарегистрировано 10 хозяйств дачников.

На личных подворьях кацкарей в ночь на 1 января мычало 246 голов крупного рогатого скота, хрюкало 28 свиней, блеяло 405 овец и 1 коза, ржало 3 лошади, кудахтала 1121 курица и неизвестно как кричали 128 кроликов.

ДОМ КУЛЬТУРЫ. Его директору Александре Борисовне Дорофеевой как всегда некогда, и потому она молча вручила годовые показатели, а сама углубилась в разработку очередной своей задумки».

Из этих показателей видно, что за год клуб провел 71 мероприятие, среди них — 16 концертов, причем не только на мартыновской сцене; было депо, на гастроли ездили. Трудно учесть число посетителей до человека, но уж не менее. 2665, это точно.

СОВМЕСТНО   СО   ЩКОЛОЙ ДОМ,  культуры осиливает 6 кружков     и  9 любительских объединений.

А  вообще  ДК живет в  напряженном ритме, и за внешней пышностью мероприятий скрывается кропотливая каждодневная работа.

МЕДПУНКТ.  И  для  ее  хозяйки Натальи Сергеевны    Михайловой минувший год оказался хлопотным. Шутка ли, 1235 посещений больными (в том числе 960 — взрослыми) и 270 вызовов на дом (в том числе 63 — к детям), Под внимательным присмотром фельдшера находились и новорожденные: к ним она зашла 39 раз.

Вообще, в талмудах Натальи Сергеевны можно обнаружить много интересных цифр. Например, на учете состоит 170 женщин, из них детородного возраста — 51. А наберется ли в сельсовете столько детей?

Побывав у врача, просто невозможно не поговорить о болезнях. На этот раз разговор зашел о грозе прошлого года --- дифтерии. Начинается она как ангина, и ее главные признаки: боль в горле, отечность миндалин и грязно-белые налеты на них, недомогание, снижение аппетита, высокая температура. Потом как-то вдруг появляются сиплость голоса, кашель, вызывающий удушье. Заболевание отрицательно воздействует на сердечно-сосудистую систему, провоцирует функцию почек. А закончиться оно может трагично: легким параличом или даже смертью больного.

Так что давайте, дорогие мартыновцы, мы все дружно сделаем прививки. В прошлом году уже были привиты все дети и 78 отважных взрослых. Как быть остальным? Мужайтесь! (В том числе и восемь отказников). 1994 году запланировано привить от дифтерии всех, начиная с 26-лет-него возраста.

 

Я БЫ В СТАРОСТЫ ПОШЕЛ...

СЛОВО-ТО   КАКОЕ

 

—   Помещика  идем себе    выбирать,  —  пошутил    кто-то     из мартыновцев,    бодро    вышагивая в  Дом  культуры.  Попутчики  согласно   заулыбались:   похоже,   что к  выборам старост люди  отнеслись как к очередному чудачеству власть держащих. Даже само слово  «староста», полубылинное, еще дедами позабытое, казалось теперь забавным. Мало понравилось оно мартыновцам: на выборы  явилось всего 35 человек из 126 возможных. Правда, как водится, были и опоздавшие, но и без   них   кворум,   25   процентов, состоялся,  и собрание началось.

Открыла его Н. К. Монахова Пройдясь коротенечко по ситуации в стране, она напомнила известный указ Ельцина, сообщила о соответствующем постановлении Замятина и предложила народу высказываться. Народ начал высказываться.

-~ Чем будут заниматься старосты?

      А  что будет делать  сельсовет-то?

—  Вон до революции старосты были,  так  сельсоветов   не было!

Стоп! Поскольку никто из нас живьем того времени не помнит, заслушаем историческую справку.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ   СПРАВКА

 

Да, сельсоветов не было, были волости. У нас они окончательно сформировались к 1861 году, подменив еще более древнее территориальное образование — Кацкий стан. Современный Мартыновский сельсовет расположен на осколках двух волостей- Юрьевской и Хоробровской. Юрьевская объединяла 27 селений с общим числом жителей 4657 человек и занимала 6370,3 десятин земли. В Хоробровской — тоже 27 селений, но 3734 жителя и 7505,6 десятин земли.

Возглавляло волость волостное правление, состоявшее из волостного старшины, писаря и сельских старост. Документы показывают, что основными заботами этого органа являлись сбор налогов, поддержание порядка, здравоохранение, просвещение, крупное строительство. Для решения важных вопросов созывался волостной сход — собрание всех домохозяев волости.

Все текущие мирские дела: когда скотину согнать, сев начинать, урожай собирать, дорогу чинить, мост подновить — решал староста или, в особых случаях, сельский сход.

Кстати, староста выбирался не деревней — сельским обществом, которое могло состоять как из одного, так и из десяти селений (это складывалось исторически). В Хоробровской волости, например, было четыре сельских обществе, то есть четыре старосты. Так, Хороброво, Клюкино, Дьяконово, Авдеево, Парфеново. Киндяково, Владышинс составляли одно сельское общество, а значит, имели одного общего старосту.

Деление Юрьевской волости получилось несколько иным: 11 сельских обществ — 11 старост. Как группировались наши деревни? Юрьевское, Леацово, Исаково входили в одно Юрьевское общество; Нефино и Сидоровка —в Нефинское; Чернево относилось к заграничному теперь Гридинскому обществу. Пере-мошинское сельское общество состояло из одного Перемошья, Мартыновское — из Мартынова Дьяконовки и Щербова. Сохранились бумаги, подписанные дореволюционным мартыновским старостой — Иваном Пресновым.

Остается добавить, что регистрацией новорожденных, вступающих в брак, умерших занимались церкви. Их на территории нашего сельсовета было три с общим штатом из девяти священнослужителей.

 

О   БАРАНАХ   ЗАМОЛВИТЕ

— Старосты будут заниматься различными вопросами деревни, — объясняла Монахова. — Да вот баранами, например.

Вообще-то Надежда Константиновна сослалась на уже упомянутое «Положение о самоуправлении...» Однако общие положения в этом документе несколько общи, и присутствующие твердо осознали только то, что старост они изберут на два года, и денег получать те не будут.

А вот с баранами каждый в своей жизни сталкивался, и потому разговор пошел живее. С ходу предложили приобрести племенного производителя,  да раздумали — держать негде. А потом одного на такое стадо все равно меловато. Говорили о баранах долго. Назначили, кто же их держать будет нынче. Решили, что если у хозяина баран пропадет, общество вернет стоимость животного.

А главное — поняли, чем же должен заниматься староста. Да той же пастушней. И статус этой новой должности все же разработать надо, ибо четко не определены права и обязанности, источники финансирования, староста — всего лишь почетное звание - не более.

Сергей ТЕМНЯТКИН.

 

Как, бывало, в Мартынове пели...

 ПОЛЮБИЛ   НАРОД ТЕБЯ, ЧАСТУШКА ГОЛОСИСТАЯ...

 

В словаре русского языка так написано об этом виде народного творчества: «произведение устной народной поэзии — четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое исполняемое на определенный напев». Конечно, вы уже догадались, что речь идет о частушке.

В укромном уголке памяти каждого человека хранятся до поры, до времени эти крупицы поэзии талантливого русского народа. Прежде в наших краях частушке отводилось не последнее место и на гулянье, и в работе. Когда-то и в Мартынове пели часто и повсюду.

Тихим летним вечером шла неспешно вдоль Мартынова ко Владышину группа девчат. Доходили до Коноплянников, ступая по мягкой теплой пыли проселочной дороги, проторенной среди высокой белеющей в сумерках ржи. А от Хороброва в это время заливается гармонь Мишки Осипова: это, значит, идут парни из Якучева, Владышина.

Иногда для вечерних прогулок с песнями выбирали другой путь — в сторону Юрьевского, до Котиного моста. И слышалось окрест задушевное:

 

Ой, залётка дорогой.

Отгуляли мы с тобой,

Откачалася черёмуха

Над нашей головой.

 

А  на   вечерние  посиделки   собирались  молодежь  в  двухэтажном   доме   Сумароковых,     где  в разное время были школа,  ясли, клуб.   И   вот   из   открытых     окон второго этажа вольно неслась  по вечернему звонкому воздуху то частушка озорная:

 

У меня залётка был,

Звали его Сашею.

Только жалко сероглазого:

Объелся кашею.

 

А   то   песня   грустная  о  любви неразделенной:

 

Ой, залётка дорогой,

Приди на вечёрочку,

Проводи по старой памяти

Меня, девчоночку.

 

А  услаждал   слух  мартыновцев своей   игрой   на   гармошке   Виктор Мелёшкин.

Пели при разной колхозной работе. Бот по дороге приближаются лошади, груженные сеном, возниц не узнать — далеко ведь. Но голоса выдают их— это звонко напевают Вера Галунова да Зоя Бутусова,

Четыре часа утра. Не успеет еще разогреться ясный весенний денек, солнце отдыхает, но уже, поеживаясь от утренней прохлады, спешат на работу Валя Тарасова и Валя Ершова. До темной ночи будут ворочать они тяжелыми мешками с зерном, затаривать сеялку, глотать пыль из-под колес трактора. Конечно, молодость брала свое, и еще скрашивали этот длинный утомительный день песни, когда «голос из головы не выходил».

Мартыновским девушкам нравилось, когда приходили глядеть на гулянье бабы. Тетя Настя Крюкова высиживала до самого конца — любила посматривать на своих дочерей.

Но приходил конец вечернему гулянью, замирали песни, обрывались частушки. Вот-вот бабка Фекла Чиркова (сторож деревни) даст звонок косить, а было это в час-два ночи, скоро и утро займется. Уж как молились девчата, чтобы проспала сторожиха и звонок не давала: ведь и не ложились еще.

А на другой вечер опять Боря Чураков своей гармошкой зазывает. Вот ему частушки и сочинили:

 

Мы с подружкою ходили

Слушать Борю на заре.

Хорошо играет Боря

За рекою, на горе.

 

То  есть  в  Юрьевском.  Или:

 

Боря весело играет,

Я невесело пою.

Борина весёлая

Расправила грудь мою.

 

Гармонистам-то      да    и    самой гармошке   много   всего   напевали во время гулянья:

 

 Гармонист, гармонист,

Не отпускай ты глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.

 

Гармонист, гармонист,

В чёрной рубашонке.

Растворила мать блины —

Утонул в квашонке.

 

                                Сыграй, Ваня, весело,

Тебя любит всё село,

За весёлую игру

Ещё я тебя люблю.

 

Вот она и заиграла,

Двадцать пять на двадцать пять.

Вот она и загуляла,

Наше молодость, опять.

 

Нашли в частушке место и любовные переживания, измена. Сколько в них тепла, тоски сердечной,  маяты    от    разлуки  и...

надежда.

 

Мы с миленочком сидели

На крылечке вечерком.

Наши тайные словечки

Относило ветерком.

 

А потом:

 

Я иду — они стоят.

Я отвернула в сторону.

Залетка  с  новой  ухажёрочкой

Повесил голову.

 

И еще:

 

У колодца сыро-сыро,

Я подкину ёлочку.

Привыкай, моё сердечко,

К новому милёночку.

 

Но:

 

Чай пила, стакан покрыла

Листиком брядовыем.

Погляди, залётка мой,

Как гуляю с новыем.

 

Доставалось в частушках и соперницам.   Хорошо,   что   не   все угрозы в адрес лиходеек выполнялись.   Например,   вот  такая:

 

Кто соперницу ругает,

Я не буду нипочём.

Подойду и потихонечку

Ударю кирпичом.

 

А   мать   залетки   могла     услышать и такое:

 

У милёнка матка — бес,

Никогда не моется;

А такая-то неряха

Всё в невестах роется.

 

Или такое:

 

Милой мой, твоя-то мать

Попусту растроилась.

Не была снохой, не буду —

Пусть бы успокоилась.

 

А   кадриль   (у   нас   все   «соло-мушку»   играли)   вяжет   и   вяжет свой узор,  и звучат и звучат запевочки  голосистых девчат:

 

Мы, мартыновски девчонки,

Славимся и славимся.

Отбивали, отобьём,

Лишь бы только нравились.

 

Мы, мартыновски девчонки,

Нигде не пропадём:

Где картошки накопаем.

Где сметаны украдём.

 

Самовары, самовары,

Самовары белые.

Мы, мартыновски девчонки,

Атаманы смелые.

 

А  вот  эта   частушка  пошла  от тогдашней   моды   загибать   голенища валенок:

 

Самовары, самовары,

Самовары дутые.

Мы, мартыновски девчонки.

Сапоги загнутые.

 

Рассказав  о  себе,   кто  они  такие, девушки дают характеристику   парням-односельчанам.   Подзадоривают их, подкалывают, вызывают на ответные частушки:

 

Не ходите, девки, замуж

За мартыновских ребят;

У них хлеба очень мало —

На мякине уморят.

 

Это что за ухажёры

И на девок не глядят.

Им  бы  вдовушку  с  коровушкой

Да парочку ягнят.

 

Дорога подруга Валя,

Твой залёточка пришёл.

А моё-то путо чёртово

Дороги, не нашёл!

 

Гармонисту за игру

Двести грамм зелёного,

А ребятам за измену

Яду разведёного!

 

А парни тоже в долгу не оставались,   свои  частушки  сочинили:

 

Милые девчоночки,

Отбили все печёночки.

Хожу я без печёночек,

А все люблю девчоночек.

 

Моя милка на свиданье

Сильно торопилася;

Подвязалася платком —

Насмерть удавилася.

 

Неужели ты завянешь.

На горе зелёный сад.

Неужели, милка, бросишь.

Не дождёшься из солдат.

 

В  памяти  женщин,  юность  которых  пришлась  на  годы войны, сохранились эти частушки:

 

Что наделала она...

Девушки, война, война!

Все ребята на войне,

Гуляйте, девушки, одне.

 

Дорогие девушки,

Не будьте гордоватые;

Любите раненых ребят,

Они не виноватые.

 

Приезжают   в   Мартыново   новые люди,   а    значит,   и   появляются новые частушки:

 

У меня на сарафане

Всё боры да борики.

Меня в старом сарафане

Любят зимогорики.

 

Родилась она, по-видимому, на Волге, там, где работали «зимогоры», грузчики. Непосильная работа летом и подлинное горе зимой — таким был их удел, потому и прозвали так: «зимогоры».

А в  этих частушках очень тонко подмечены  наклонности людские,   их   привычки   и   повадки:

 

Затопилась банечка,

В баню ходит Санечка.

Но не баня манит Саню —

Четвертинка после бани.

 

Мой милёнок — лётчик,

А я — его невеста.

Как я сяду в самолёт —

Самолёт ни с места.

 

...Постепенно замолкает в деревне звонкая гармошка. Только изредка сейчас зазвучит вдруг частушка по великим праздникам, по свадьбам, да на вечерах ветеранов. И нет пока надежды, что запоет она как прежде и возвратит девчат в круг.

О том, что пели и поют в Мартынове рассказали: Зоя Николаевна Бутусова (вспомнила рекордное количество частушек — более 70), Валентина Федоровна Тарасова, Валентина Александровна Ершова. Вера Васильевна Преснова и Галина Михайловна Григорьева. Спасибо им за это!

  Собирала Н. ИВАНОВА.

 

К супружескому сожитию препятствий не имею

 

АРХИВ   НА   ДОМУ

1821-го года мая 17 дня мы, нижеподписавшиеся Мышкинского уезда села Хороброва священнику Иоанну Григорьеву с причетника от желающих вступить в законный брак ЖЕНИХА, прихожанина церкви Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленской казенной вотчины села Хороброва, поступившего в военную службу Парфенья Савельева сына, прижитого в крестьянстве отрока Никиты; и НЕВЕСТЫ, прихожанки того ж села Хороброва, деревни Овдеева крестьянина Парамона Ивана дочери, девки Параскевы, по чину свидетельскому под клятву Суда Божия и присяги, показали:

1-е, что оныя жених и невеста не беглецы и не пришельцы, а означенных родителей дети, живут в настоящем своем состоянии;

2-е, что они как в телесных своих членах, так и в разуме повреждения к супружескому

сожитию препятствующего не имеют;

3-е, что из них жених есть отрок, а невеста девка;

4-е, что они состоят в правильных от своего рождения летах, а именно: жених есть 16, а невеста 16 лет;

5-е, что они вступают в брак не по принуждению своих родителей или сродников, а с их воли по благому своему произволению и взаимному согласию;

6-е, что прежду ними родства духовного по кумовству и крестному братству, тем же родства и сватовства плотского правилам церковным противного нет;

7-е, что очи суть чада Православной Греко-российской Церкви, в законе христианском настав-

ленные, и чуждые всякого раскола и противности Святой Церкви.

Ежели в сем нашем показании окажется что ложное, за это мы подвергнемся суду церковных и государственных изаконений, в чем и подписуемся.

К сему указанному обыску вместо тысяцкого села Хороброва Парфенья Савельева, дружка деревни Овдеева Семена Галактионова да дружка деревни Владышина Егора Онтропова за неумением грамоте по их личному прошению деревни Овдеева крестьянин Тимофей Осипов руку приложил,

Взято из Брачных книг церкви села Хороброва за 1815 — 1823 годы.

 

Давайте писать историю вместе

 

В предыдущем номере «Кацкой летописи» был опубликован исторический спектакль «Сказ о том...». В нем по нашей вине допущено двоякое прочтение имени священника Юрьевской церкви. На самом деле преподавателя Закона Божьего в Мартыновской и Юрьевской школах звали Иоанн Петрович Стратилатов.

Сведения о нем весьма скудны. Родился он в 1866 году, а свою учительскую деятельность начал в 1893-м. Похоже, что педагогом он был прекрасным да и человеком уважаемым на селе; об этом свидетельствует любопытный документ, ознакомиться с которым можно в Угличском архиве. После революции, когда церковь от государства отделили, а из школьных программ вычеркнули Священное Писание, юрьевские крестьяне решают: «В МЫШКИНСКУЮ КОЛЛЕГИЮ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Родительский комитет Юрьевской земской школы на собрании 1918 года 16 сентября (старый стиль] постановили заниматься Законом Божьим в свободное время в здании школы. На то постановление Родительский комитет просит разрешения у Коллегии народного образования; о последующем просит немедленно ответить.

Председатель     Родительского Комитета ИВАН   ИЛЛАРИОНОВИЧ Лемихов Секретарь ФЕДОР ЕГОРОВИЧ ДУРАНДИН."

Очень хотелось бы знать, как на это прошение отреагировало Мышкинское начальство!

Другой документ, 1916 года, говорит о том, что по стопам отца пошла дочь:

«В МЫШКИНСКУЮ УЕЗДНУЮ ЗЕМСКУЮ УПРАВУ Честь имею сообщить управе, что я. Вера Стратилатова, прибыла на место службы в Юрьевскую земскую школу сентября 22-го дня.»

Что стало с ней дальше! Из-вестно только, что в списках учителей следующего 1917 года она уже не значится

И самый последний факт. В незабвенные сталинские времена, а именно в 1930 году 64-лет-ний священник Юрьевской церкви Иоанн Стратилатов был репрессирован.

Вот и все, что мы знаем об этом человеке, о его семье. Мы очень недеемся  на вашу помощь, уважаемые читатели. Может, кто-то помнит этих людей или что-нибудь слышал о них.

Давайте писать историю вместе! Обращайтесь к тем, кто этот выпуск готовил:

  А. Б. Дорофеевой (клуб); С.Н. Темняткину (школа); Л. И. Чураковой (библиотека!. 

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 1 (8)

 Январь 1994 года="text-autospace: none"> 152846

д. "Мартыново, Мышкинский район, Ярославская область.

 

 

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz