Кацкая летопись № 104-105

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

  г. Томск продается 1-комн.квартира 37м2 - 2 421 250р

Газета краеведов волости Кадки (Кацкого стана)  КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ

№ 1-2 (104-105), январь-февраль 2001 года

Спонсор выпуска-администрация Угличского района

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

Ну, наконец-то здравствуйте, дорогие наши читатели! Как же долго мы не виделись!

Причина задержки выхода и некоторое «похудание» этого номера банальны — тяжелое финансовое положение Клуба «КЛ». Ведь нам теперь приходится содержать не только газету (а средств от подписки хватило на выпуск только одного номера «КЛ»), но и музей. Цены же, как сами видите, растут и растут...

Тем не менее чудо в очередной раз свершилось, и перед вами новёхонький номер «КЛ». Читайте на здоровье!

А подписываться на «КЛ» пока не надо—все подписчики «КЛ» будут получать её всё первое полугодие 2001 года.

Что будет дальше—Бог весть. Сейчас только на одного него надежда...

«КЛ»  ждёт   помощи!

Наши  банковские реквизиты:

ИНН    7619002912 расчётный   счёт   40703810077150110020

в Угличском СБ РФ № 25321056 корр.   счёт  30101810500000000670

БИК  047888670

общественная некоммерческая организация КЛУБ    «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ».

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НОМЕРУ

 

тимохово — одно из святых  МЕСТ КАЦКОГО СТАНА                                                                        2 — 4 стр.

ЧИТАТЕЛЬ ПИШЕТ О КАДКЕ                                                                                                                                  4 стр.

ПРЕМЬЕРА «КЛ» -  УЧЕБНИК  ПО КАЦКОЙ ЭТНОГРАФИИ                                                                 5 — 8 стр.

ХОРОША ДЕРЕВНЯ ЯСКОВО!                                                                                                                         9 — 10 стр.

КАЦКИЙ СТАН  СЕГОДНЯШНИЙ                                                                                                                         11  стр.

И НАПОСЛЕДОК                                                                                                                                                      12 стр.

 

Выносим  на суд Божий УЧЕБНИК

Прими, читатель, новую нашу  затею—учебник по кацкой этнографии. Думаем, особенно полезен он будет ученикам и учителям — ведь кацковедение сейчас преподаётся и в Ордине, и в Мартынове, и в Рождествене А вот соответствующих учебников нигде нет!

В Мартынове курс кацковедения расчитан на три года: в 7 классе _ «географическое кацковеденье» (его странички печатались в «КЛ» в 1997 году); в 8 классе—«этнографическое кацковеденье» (его мы предлагаем сейчас); в 9 классе -«историческое кацковеденье».

Поскольку для мартыновских школьников это уже второй год обучения по данному предмету,'§ I тут же начинается с вопросов. Ответы таковы: а) волость Кадка, Кацкий стан; б) кацкари; г) на кацком диалекте северного наречия русского языка; д) заволосный; е) голомено; ё) битвы с монголо-татарами; ж) очень старый, древний.

А   теперь   на   страницы    5—8    -   учиться!

 

Узелки  на  память 

На XI Опочининских краеведческих чтениях, проходивших 25—26 ноября в г. Мышкине, аж четыре доклада посвящалось Кацкому стану: Т. Третьякова «Флаг-капитан Его Величества» (о дворянине Нилове), В. Гречухин «Кацкий Акполь» (о Николо-Топорском храме), С. Темняткин «Посидим-поикаем» ( о кацком диалекте), С. Замяткина «Во субботу день ненастный» (о названиях погодных явлений в речи кацкарей).

 *            *            *

Немало кацкого можно отыскать в вышедшей этим летом в Мышкине книжке «Святые места города Мышкина и его края». Здесь и большое исследование С. Темняткина «Церковь как символ сельской территории» (на примере Николо-Топора), и масса архивных документов о строительстве и украшательстве храмов кацких сел: Ордина, Юрьевского, Рождествена и Воскресенского.

 *            *            *

Темняткин расписался. В Мышкине в этом году вышли ещё два издания с его работами: «Учемский сборник», вып. 2 — «Мелёшкины и край Учемский» и «Опочининский вестник», выи 3—«Эти забавные кацкари».

 *            *            *

Но наибольшего краеведческого успеха добились ученик Ординской школы Олег Блохин и его наставник П. Н. Голосов. На областной краеведческой конференции «Отечество» в Ярославле они получили поощрительный диплом.

 

2   стр.                                   «КАЦКАЯ      ЛЕТОПИСЬ»                                           январь-февраль 2001 года

Забытые кацкари

Житие ПРЕПОДОБНОГО Михаила Зеленецкого 

КАЦКИЙ СТАН - ЗЕМЛЯ СТАРИННАЯ. В нём много славных мест. Но есть и забытые. А одно из них когда-то почиталось особо, и человек, прекрасно действовавший там, еще при жизни почитался святым, преподобным.

Кстати, и в документе 1919 года, бумаге Укома партии, приведшей его к смерти, он назван не как-либо, не просто «священником», не назван оскорбительно «попом», а назван именно «преподобным». Была ли в этом издевательская насмешка большевиков... Было ля в этом бездумное повторение того, что говорил народ, но то слово в документе навек, и даже оно отражает факт. Факт необыкновенности человека.

А ВОТ МЕСТО-ТО ДО ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ здесь было самым обыкновенным. Среди плосковатых полей северо-восточной части стана, мелких берёзовых перелесков и долгих пашен стояло крохотное село Тимохово с древней деревянной церковью ещё восемнадцатого века. С такой старой, что она уже наклонилась и пугала возможностью упасть.

Да и всё здесь было такое старое, что ярославские знатоки древностей, побывавшие в Тимохове, с удивлением упоминали в церкви доски древней резьбы, ещё много старше XVIII века. Уж от какой-то и совсем забытой здешней церкви. Отмечали удивившую их цепочку старинных прудов (целых пятнадцать!). И предполагали, что, наверно уж совсем Бог знает когда тут была какая-нибудь богатейшая усадьба.

Но все те времена и дела, откуда дошли до XIX века и церковь, и пруды, и резьба, были уже крепко забыты местной историей. А новая история началась с появлением в этом тишайшем и скромнейшем месте в самом конце прошлого века нового священника.

В первый раз он появился тут как бы на первое поглядение, ненадолго.

Его крупный,    наклонно     летящим слева   направо   почерк     объявился в метрических книгах малого неславного села на время около 1900 года

А потом по каким-то причинам он оставил крохотное село среди пустых полей и священствовал где то в иных местах.

Мы полагаем, что его грядущая слава тогда уже заявляла о себе, И нам непонятно, почему он поздней, во всей своей славе, вновь появился в месте столь незавидном. Ведь в Тимохове временами и совсем не было своего священника. А служил там батюшка то из Архангельского, то из Рождествена. Так же случилось потом и после него. Ведь это маленькое селение не шло ни в какое сравнение ни с издревле славным Хоробровом, ни с расцветшим Николо-Топором, ни с многолюдным Рождественом... Что его привело в едва теплящееся селишко с покривившейся церковью, мы пока не знаем.

А ВОТ СЛАВУ ЕГО ЗНАЕМ. Вот одна из её картин... В распахнутые двери церкви трое вводят, вламывают, втискивают мощно упирающегося мужика. Он страшно силён, и эта сила—безумна. Он ворочает, валит тех, кто его тащит, опрокидывает их на пол.

— Бесноватый! Бесноватый! — испуганно шепчут в жмущейся толпе. Из толпы подбегают дюжие мужики и, насилу сломив яростное сопротивление, безумца тащат-таки к амвону, на котором стоит священник с крестом и поднятой рукой. «Ближе... Ближе...» — говорит он.

И вот подволокли и, кричащего, хрипящего, корчащегося, поставили на колени. В глазах мужика бушует, полыхает болезнь, его руки тщатся вырваться, он весь крупно дрожит, его ломает.

Но крест и поднятая рука всё близятся, и слова священника всё непрерывно-ровным потоком падают и падают на больного. И человек утихает. И его уже не держат. Он тихо встает. Крестится. Слушает. Целует крест. И с трудом, но выговаривает: «Что, батюшка, болен я был?».

— Болен, Васильюшко... А теперь — здоров. И долго будешь здоров.

А ежели занеможешь,   ко  мне приходи. Помолись и ступай с Богом,

—   Исцелил!  Исцелил!  —   громко говорят    прихожане.

Душевные болезни священник исцелял часто. А бывало, что и иные. Вот еще картина. Женщина в деревне Ободаеве уж несколько недель маялась с зубами. Они частенько бывали у нее. На этот раз терпеть — сил не было. И пошла в церковь дальнего Тимохове. Всю службу прострадала, то выходила и плакала на улице, а то перемогалась в храме

После службы священник подозвал её и спросил строго: «Что же ты как себя довела?! Да разве можно! Грех-то какой! Запрещаю так слабнуть духом! И наказываю!»— и сплеча ударил по щеке.

Больная упала. И с испугом быстро поднялась. Священник, огромный, темноглазый, бородатый, пристально глядел ей в глаза и тихо спросил: «Не болит?»

—  Только щека, батюшка, как ты ударил!

— Это пройдет. А зубы-то? -   Не   болят!!!

—  И не будут. Иди с Богом!

Зубы и впрямь больше не болели И до глубокой старости не выпадали. Вот таким был священник.

А каким с его вторым приходом стало маленькое село? Сюда потянулись богомольцы из Рождествена, Мышкина, Углича. Село оживало. Благоустроилось кладбище, появились новые дома. Строится новая каменная церковь. И строится учреждение замечательное. В разных документах оно называется ц двухэтажным и трехэтажным домом. Дом огромный, с красивыми крыльцами, с изящным балконом, с высокой крышей. Для кого и для чего?

А всегда бывает немало людей, обделенных счастьем, не в полном разуме, убогих, отрешенных от мира, а склонных к церкви и молитве. Вот этот прекрасный дом на холмике среди села был для них. Сельский дом одиноких, престарелых, богомольных. И скоро он принял своих жителей. С разных кон-

 

январь-февраль   2001   года                                           «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                3   стр.

цов Кацкого стана и даже из Тверской губернии больше пятидесяти, одиноких и богомольных нашли приют под его крышей. Всю организацию их жизни, одежду, питание взяла на себя церковь. . '

И решено было построить второе такое же здание, построить школу, завести свое хозяйства. И школу построили. купили лошадей и коров, много инвентаря, запасли срубы, тес, железо, кирпич для продолжения строительства — вот так зажило это необыкновенное хозяйство, трудившееся на 36 десятинах церковной земли.

А вот глава всего дела был сельский священник, деливший свое время на труды и молитвы, творивший исцеления, успокоения, заботившийся о школе и убогих. В те годы уже много говорили и об его дape предсказания. А он предсказал и черные тяжелые годы для своего малого села и для своего Отечества. И даже безошибочно предсказал будущее для своей семьи, для трех дочерей.

ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО СЕЛА. ДЛЯ ОБЩИНЫ ВЕРУЮЩИХ горькое время началось с 1918 года. С зависти. С зависти отдельных крестьян деревни Кувшинова и отдельных жителей самого села вот к этим самым 36 церковным десятинам земли. А то, что с них кормились больше пятидесяти человек, было как бы забыто. И с завистью виделись только эти 36 десятин!

Самым первым возмутителем спокойствия     стал    живописец    Иван Михайлович  Ломов, живший в Тимохове,   родственник  крестьян     из деревни Голосова и старого псаломщика из Тимохова. Он и стал сеять недовольств.  Но  на   первых   порах люди его совсем   не поддерживали.

Как видно из архивных документов и из воспоминаний старых крестьян, которые я собирал еще в шестидесятые годы. Ломов был неблагостным. И не сумев овладеть землей церковной, он обманом овладел землей трех крестьянских хозяйств из деревни Аристова. И неожиданно создав в Тимохове трудовую артель он закрепил за ней арисювскую землю.

А в эту артель он уговорами, ложными надеждами и обманом заманил своих стареньких родственников и учителей, работавших в Ордине, Муханове. Ковезине. Конечно, никто из них не мог работать на этой земле Но поссорить их с аристовскнми крестьянами Ломов су-мел, и возникло трудное разбирательство, в ходе которого он изворачивался и хитрил. Вот отрывок из его письма обманутым аристовцам: «Вы можете езжать и косить на этой земле, я ничего не имею против и в ней не заинтересован, но в случае отхода земли в другом роде то она за мной».

Обманутых мужиков поддержали все: волостной комитет, Аристовскин совет, даже аристовский совет бедноты. И отнять у них землю Ломов не смог. Но оказывается, это и не было его единственной целью. Он теперь принялся говорить. что артель-то у него существует, люди очень желают работать на общественных началах, да вот земли-то нету! И кивал на церковные десятины, что вот мол она, земля-то! Мышкинская власть отозвалась и попыталась дать Ломову и его выдуманной артели хотя бы часть церковной земли. В Тимохово прибыл уездный землемер БеликовЧижов и стал землю намерять. Но совесть в людях еще была, и на общей встрече представителей Аристова, Кувшинова, Кучина было принято решение церковную землю не трогать. Но Ломов воду мутил не зря. И на этот раз в документах отмечено, что отдельные сомневающиеся люди (в частности, в Кучине) появились, пожелавшие церковной земли. А жители дома одиноких, богомольных и увечных пусть, мол. подаянием кормятся. К тому же Ломов использовал мечту священника открыть Со временем в Тимохове небольшой монастырь, женскую обитель. Шли слухи, что монастырь не только крепко удержит за собой землю, но как бы каким-то образом и мужицкой не прихватил.

Священник и его друзья поняли большую опасность, что земли можно лишиться, и сами в свою очередь создали свою трудовую артель -«Тимоховская трудовая артель номер 2».

Тем временем Ломов в своих поисках земли не унимался. Едва ли он собирался ее обрабатывать. Землю он вовсе не любил. Вот как про него писали его земляки, с его родины в деревне Голосове: что землю он вовсе не любит и никогда не обрабатывал в Голосове даже свою собственную родительскую. Она всегда пустует. И даже маленький огород копают поряженные люди, и поряженные люди даже его комнату убирают!»

Советская власть в то время очень хотела создать везде сельские коллективные хозяйства. И очень их поддерживала. Вот Ломов и манил ее созданием такой артели, но в решающий момент, когда наступал раздел земли, он либо не являлся, либо заявлял, что его артель больше не действует, что она самораспустилась.

Землемер Беликов-Чижов, видя эти хитрости, больше не приезжал, а звал тимоховцев в Мышкин для разбора дел. Но ни Ломов, ни другие желающие земли не ехали. А церковная трудовая артель и так имела землю и хорошо работала на ней

Гак хорошо, что в сё защиту не раз выступал уездный земельный отдел и его заведующий Бебенин. И им удавалось защищать Тимоховскую артель и в 18-ом, и большую часть 19-го года. До того времени, когда завистником и грабителем выступил уже не живописец Ломов, а военкомат Галицынской волости Он силой отобрал у артели лошадь, большую часть запасов кирпича, тёс, брёвна. И приезжал сюда каждый раз как за своим добром.

Уездный земельный отдел в последний раз попытался помочь настоящей трудовой артели. И сам Бебенин даже приехал из Мышкина в Тимохово и лично воспрепятствовал очередному грабежу. Кажется, он был человек неплохой и неробкий. Но большего сделать не мог и он. Потому что жалоба Гатицынского военкомата поступила в Уездный комитет партии (по-недавнему, в райком партии!).

Галицынский военком писал, что берет материалы на нужды революции, отнимая их у контрреволюционеров. Казалось, что после таких писем надежд не осталось никаких.

И УКОМ ПАРТИИ РАСПОРИДИЛСЯ РЕШИТЕЛЬНО, вот выдержка из протокола его заседания от 12 декабря 1919 года: «Предложить Губернской Чрезвычайной Комиссии изъять священника Зеленецкого из пределов Мышкинского уезда, как вредный элемент и препроводить на такового весь следственный материал».

Но был еще последний защитник у обреченного священника и его обреченного дела, с которым приходилось считаться даже коммунистам—его высочайший авторитет по всему Кацкому стану и много дальше

И скороспелое следствие не дало никаких обличающих материалов. Тогда Уком партии повторил, что несмотря на отсутствие таковых материалов, священник должен быть арестован.

 

4  стр.                                    «КАЦКАЯ      ЛЕТОПИСЬ»                            январь-февраль   2001   года

 

Неравное противостояни? продолжалось до 1920 года. Печальные письма тимоховского священника, написанные его крупным, легко и смело бегущим слева направо почерком, ищущие у властей справедливости, шли в Мышкин...

А потом... Коммунистическая власть в 1920 году ни в нашем уезде, ни в губернии уж не боялась ни крестьянских или иных восстаний, ни женских слез, ни укоров совести Отряд ЧК из Мышкина выступил в Тимохово. Целый отряд, будто шли на боевой фронт. Мне довелось беседовать с одним из руководителей отряда Иваном Ивановичем Ефремовым.

Он рассказал, как отряд в сухие морозные дни добрался до Тимохова. Как окружил маленькое село— всё обыскали и обшарили. Как не нашли ни оружия, ни враждебной литературы. Да и не могли найти. До них уже не раз грубо срывая замки, хотя ключи предлагались, бесчинствовали галицынские военкоматчики, И тоже ничего не находили.

А нашли лишь бочки с капустой, картофель, овощи, заготовленные для богадельни на всю зиму. Старательно искали хлеб. Некий доносчик  подсказал,   где   искать.

Оторвали доски уличной обшивки от стен богадельни, и на снег потек, посыпался, хлынул хлебушка зерно, собранное тимоховцами для своего пропитания. При их гробовом молчании весь его собрали и отправили в Мышкин. Доносчики могли успокоиться: жители богадельни теперь могли кормиться лишь подаяниями...

Но главная цель у отряда была другая. Где священник? Неужели бежал?! Им ответили, что молится в новой церкви. Ефремов вспоминал красивую небольшую каменную церковь среди кладбища и вспоминал священника, на коленях молившегося в пустом храме. Священник внешне спокойно указал солдатам, что знал об их приходе и поспешил обратиться к Богу, проститься со всем дорогим в своей земной жизни.

—Откуда ты знал? Кто тебе сказал?!

- Господь открыл. Позвольте мне окончить молитву, я сам к вам выйду. Бежать мне некуда и незачем. От судьбы не убежишь.

Ему дали закончить молитву. Арестовали. И под слёзы навсегда осиротевших люден увезли.

ТАК УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, одарённый священник, при жизни даже своими врагами поименованный преподобным — отец Михаил Зеленецкий.

И его артель, и его дело, и его село своего создателя пережили ненадолго. Всё там было разграблено с каким-то диким упоением. Тащили всё. даже примус был увезен в Мышкин в упродком. Словно растаяли среди пустых полей дом, церкви, огороды. И лишь нижний этаж огромного дома богадельни уже без крыши одиноко, как укор людям, стоит и сейчас. И это последняя память о больших делах, ненашедших людской благодарности.

Да и в прошлом году в Мышкинской районной газете «Волжские зори» в списке посмертно реабилитированных мелькнуло — священник Михаил Зеленецкий. Словно со дна забвения последней весточкой. И мне показалось, что эта весточка затем, чтобы кто-нибудь об этом человеке всерьёз и хорошо вспомнил. Вот для этого—мой рассказ, Владимир ГРЕЧУХИН, г Мышкин.

 

Читатель  о   сокровенном 

Мать говорила, что Кадка священна..

Здравствуйте, мои уважаемые земляки!

Пишет вам Юрий Михайлович Богданов, который родился в 1928 году, 13 августа, в деревне Муханове.

Мать моя Анна Автономовна родила меня на русской печке. Дом наш находился в метрах 200-х от реки Кадки, и свою первую ванну принял я в её водах. Потом, завернув в тряпку, передала меня мать моему брату Павлу, которому в то время было восемь Лет. Обо всем этом она рассказала мне позже— когда подрос.

Река Кадка.. О ней можно написать большую книгу! Все мое детство, возрастание прошли на берегу Кадки. Мать говорила, что река Кадка священна для проживающих на её берегах!

...О родном Муханове я знаю очень многое — я любил общаться со старожилами. Помню даже одно-то старика, который был крепостным! А его брат «мел избёнку, которая была без трубы—топилась по-чёрному. Дружил я и со своими одноклассниками, был любим мухановским населением, правда, не знаю за что.

Но вернемся на реку Кадку. Любил я читать книги и, как говорили, зачитывался. Очень интересно я читал — было моей читальной комнатой ...дно Кадки!

Нет, я не ошибся: именно дно Кадки, а конкретнее—дно омута! Это осенью воды в реке много, но зимой, в сильные морозы, вода частью замерзала, а остальное уходило в землю. Подо льдом было красиво, тихо и ...сухо! Я делал прорубь, натаскивал соломы; была у меня и керосиновая мигалушка — никто не знал о моем пребывании!

Однажды, дело было в войну, находился я в своей «читальне», как услышал пулемётные очереди и шум моторов. Когда я вылез на волю, увидел как наш ястребок гоняется за немецким самолетом и стреляет, но так и не сбил немца, а сам упал — кончилось горючее...

А река Кадка всегда была центром всех деревенских событий — сейчас я ее вижу во сне. В ней ловили рыбу сенной корзиной, весной и осенью забивали езки, ставили верши. Большим событием была водополица — всё это я не берусь описать, это нужно быть художником слова!

...С малолетства началась моя трудовая и учебная жизнь; не знаю.

чего было больше—учебы или работы. С 8-ми до 10-ти лет боронил землю под посевы, в 10-ть—уже пахал на лошади, возил навоз на поле, косил сено; лён был тоже нашей обработки. Вот так и росли—плохо питались, неважно одевались.

Дальнейшая судьба моя моя такова: был взят в армию, в войска МВС—тоже немалое событие! Был в охране Туполева, видел многих интересных людей, ученых — такое немногим приходится. После службы в армии был направлен на работу в уголовный розыск города Москвы. Вам. землякам с реки Кадки, скажу: работал честно!

Заканчивая письмо, хочу поблагодарить вас за вашу газету. «Кацкая летопись» меня так тронула, что просто не описать—вы понимаете, я окунулся в свое очень тяжёлое прошлое. Не чужое прошлое, а моё;!

Это   очень   нужное дело!

Юрий   Михайлович  БОГДАНОВ, г. Москва.

 

январь-февраль   2001   года                                           «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 5  стр.,

 

§ 1. Что в наших именах?..

ПЕРЕД   УРОКОМ:

Чуть-чуть повспоминаем из пройденного в прошлом году:

а)   Как называется местность, в которой мы живем?

б)   Как называются жители нашей  местности?

в)   А теперь аукцион: кто последним назовет кацкое селение?

г)    На   каком   языке   говорят   кацкари?

д)    Как   кацкари   называют   всex  неместных?

е)   И снова аукцион: кто последним назовет кацкую реку?

ё)   Как   по-кацки   будет   «очень   много»?

ж)   Что случилось на  Кацкой земле   16 марта    1238 года?

з)    По-кацки   «глумнный»,    а   по-русски?

 

  1. Введение в кацкую этнографию

Что ж, приступим! Впереди Бог, а мы за ним, как говорят кацкари.

Приступим к изучению нового предмета — этнографическое кацковеденье. Что такое «кацковеденье» догадаться легко, а вот слово «этнография» нам еще не встречалось.

Запомните его: этнография —  описание народов,

Что за народ мы будем описывать? Кацкарей, конечно же, — ведь мы же кацкари. Потому и ходить далеко не придется: присмотримся к себе, к родным, к соседям, однодеревенцам. Узнаем, наконец-то, кто мы такие и каковы наши особенности

В общем, работы впереди предостаточно Но нам ли её бояться, когда впереди—Бог?,!

 

  1. Имя—начало начал

«Здравствуй, как твое имя?»- обычно знакомятся люди друг с другом, Если разобраться. TO и вправду: имя—самый видимый и самый яркий признак, по которому человек выделяется из окружающего мира. Вот что сказал об имени русский ученый А. Ф Лосев:

«В любви мы повторяем любимое имя и изымаем к любимому через его имя. И молимся мы, и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут пароды, сдвигаются с места миллионы людей, продвигаются к жертве или победе народные массы. Имя победило мир».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 1

Знаете ли вы, что означает ваше имя? Сколько вариантов оно имеет? Чье имя богаче вариантами?

Оформите в альбоме страницу «Мое имя». Нарисуйте цветок: в середине запишите полную форму своего имени и его перевод на русский язык. На лепестках— различные формы вашего имени. (Например: Григорий —(греч.) «бодрый». Гриша, Гришка, Гришечка, Гришуля, Гришенька, Гриня, Грига, Григорка, Григорок

и   т.    д.)

*            *            *

Вас, наверное, немало позабавили все эти  Гришки, «Пашки», «Витьки» и т. п. (кто еще у вас  там и классе?). А представьте себе: было время, когда подобные имена с уменьшительными суффиксами употреблялись в официальных документах. В средневековой Руси так обычно записывали людей неродовитых, зависимых от знати. подчиненных ей, закрепощенных ею.

 

ЗАДАЧА № 1

Вот вам несколько кацкарей из «Угличских писцовых книг XVII века». Как бы записали их имена в современных документах?

Ивашка    Никитин   из    Хороброва:

Якушко  Перфильев   из    Балакирева;

Микитка   Кирсанов    из   Ордина;

Филка    Петров   из   Плишкина;

Офонка   Тимофеев    из   Глотова; ну а в Рождествене жила   просвирника  Дарьица.             

 ·                      *

Кстати, «Никитин», «Перфильев», «Кирсанов» и т д. - это не фамилия (их в те времена почти не было), а отчества! Суффикс «вич» встарь к своему отчеству могли приставить только знатные люди.

Любопытно, что эта старорусская особенность до сих пор распространена среди кацкарей. До сих пор в речи стариков вместо «вич» бытует «ов», а «евна» «ова» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

В альбомах, на другой странице, укажите свои имя, отчество и фамилию, записав отчество покацки.

 

  1. Рождение имени

Когда-то получение имени обставлялось с особенным торжеством. Вскоре после рождения ребёнка, обычно на третий день, родители несли его в церковь для совершения обряда крещения - приобщения нового человечка к христианскому миру, православию. При этом и происходило имянаречение.

Священник открывал специальные книги—святцы, по которым определял, каких святых славит в эти дни церковь; в честь одного из них и подбирал имя.

Скажем, если ребёнок родился 7 сентября, то его окрестили бы скорее всего 9-го, а имена бы подобрали такие: если это мальчик, то Тит, Варфоломей, Андрей или Пимен, а девочка Наталья или Анфиса.

Получалось, что родители к выборе имени для собственного ребенка и не участвовали—как скажет священник, так и будет. Неудивительно, что при этом повсюду в Кацком стане происходили истории, подобные той, что приключилась с молодой четой Василием и Евдокией Буслаевыми из Нефина:

«Когда родилась первая девочка, повезли крестить ч Юрьевское, а священник лютый был, спрашивает: «Как назвать?» Кока хочет Катериной, а священник и говорит: «Катеринами-то парии называли, а тут Васьки Буслаева дочь! Назвать её Акулиной!» Мать-то заплакала горькими слезами: Акулина считалось насмешливым именем.»

Однако, рождение имени могло быть и иным. Случалось, да и сейчас случается, что ребёнка называли в честь кого-либо из предков- отца или (чаще) деда. Особенно распространенным этот обычай был у помещиков. Так, Сухово-Кобылины, владельцы Воскресенского в Кадке, своих детей через поколение называли

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КАЦКОВЕДЕНИЕ — 1 СТР.

 

6 стр.                                     "КАЦКАЯ      ЛЕТОПИСЬ)                                             январь-февраль   2001   года

 

Александрами и  Василиями        все  из них либо Александры   Васильевичи,   либо   Василии   Александровичи.

Тютчевы, жившие в Знаменском, называли детей либо Николаями, либо Александрами. А вот Батурины, глумяные хозяева Апраксина, - исключительно Петрами. Представьте, в каждом поколении у них были Петры Петровичи!

Сейчас у кацкарей распространился иной обычай: называть детей как раз тем именем, какого в семье еще не было. Впрочем, и в честь предков продолжают называть — предпочтительно уже умерших. Существует запрет давать имя в честь живого человека, иначе который-нибудь из тёзок обязательно другого выживет (то есть один из них умрёт).

ЗАДАЧА №   2 

Александра Прокофьева из Хороброва рожала мною раз, не знала, как прокормить такое-то голомено детей!

И   когда   родился   последний—мальчик—она     запарок назвала его Николаем, потому что Николаем уже звали одного из её сыновей, умершего  во младенчестве. «Авось, и  этого  Бог приберет!» — рассуждала она. Почему   она   была   уверена   в   этом?

 *             *             *

В  параграфе  нам  встретились кацкие слова. Запомните   их:

кОкой    —    крёстный    отец; кОка   —   крёстная   мать; занарОк   —    специально,   нарочно.

 

ДОМА:

Напишите   сочинение-миниатюру   о том,  почему   вас так  назвали и кто придумал вам имя.

§ 2. Кацкие глумяные имена

ПЕРЕД УРОКОМ.

а)   Что учёный А. Ф. Лосев назвал победителем мира?    Почему   именно   так?

б)   Что и на каком языке обозначают ваши имена?

в)  Представьте, что вы крестьянин и живёте, скажем, в XVII веке. Как бы в официальных документах записали    ваши   имена?

г)   Как по-кацки будет  «очень старый, древний»?

д)   Назовите себя по имени-отчеству, причём отчество произнесите   по-кацки.

е)   Что за кацкое слово такое — «занарОк»? ё)   Перечислите три  пути  получения  имени.

ж)   Когда в семье Темняткиных из Хороброва родилась дочь, родители хотели её  назвать   Екатериной, а священник — Матрёной. Предположите, какое всё-таки имя   получила   девочка?

з)   Чем различаются кацкие слова «кОкой» и «кОка»?

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

На той же странице альбома, где вы записали свои имя, отчество и фамилию, поместите рассказ о том, кто и почему вас так назвал. Можно оформить его красиво—например, в свитке.

1. Типы глумяных имён

«Писцовые книги XVII века» сохранили множество глумяных кацких имен, не сохранившихся до сего дня. Рассмотрим их!

 

I. ИМЕНА-ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Это сейчас родители ломают головы, прежде чем назвать свое дитя. А вот раньше глумяные кацкари, похоже, особенно не раздумывали: родился первенец, и имя ему Первой. Крестьянин Первушка Трофимов и помещик Первой Кукарин, владевший селом Троицким на Пойге, наверняка, были старшими сыновьями в своих семьях.

 ЗАДАЧА   №3

Прочтите имена кацкарей, живших в первой половине XVII века, и объясните их происхождение. Почему некоторые из них записаны с уменьшительным суффиксом?

Губной  староста   Второй Демьянов;

дьяк   Третьяк   Корсаков;

крестьянин Четвертачко Иванов сын Ступенков из деревни Соломенна;

крестьянин   Пятунка   Самойлов из деревни Гридина; крестьянин  Шестачко Агафонов  из деревни Неронова;

бобыль Девятко  Фёдоров из села Хороброва.

 *             *             *

2.   ИМЕНА-ЛЮБОВАНИЯ.    Конечно,  не всех родителей  привлекало   подобное  цифирное    имятворчество. Иные подбирали словцо понежнее, позвучнее, стараясь выразить в нём всю свою беспредельную родительскую любовь.

Крестьянин Любимко Кузьмин из деревни Овдеева, наверняка, был самым любимым ребенком в семье. Уж как ждали родители появления на свет Жданки Григорьева в деревне Кологривцеве—и не высказать!

Однако самым популярным у кацкарей из этой группы имён было имя Богдан—Богом данный ребенок. Его носили и священники (поп Богдан Андреев из села Воскресенского на Нерге), и дворяне (помещик Богдан Муранов — владелец деревни Золотухина и ближайших пустошей), и крестьяне (Богдашка Русинов из деревни Клюквина).

 

3.  ИМЕНА-ОБЕРЕГИ. На первый взгляд, они  покажутся  странными.   Чем   руководствовались,   например, родители крестьянина Грязнушки Кондратьева из села Нефедьева,   когда    его   так   называли?

Или помещик Нелюб Замыцкий—его что, родители не любили? А другому помещику—Небогату Митрофанову

—  пророчили бедняцкую судьбу? А бобылю Неустройке Иванову  из   села   Балакирева—неустроенную?

Неужели родители Нежданки Трофимова из села Юрьевского или помещика Неждана Муранова не ждалине гадали появления на свет своих чад разлюбезных? Так же, как и отец-мать Нечайки Лукьянова из деревни Поповича Большие?..

Имена странёхоньки, но только на первый взгляд. Люди, как известно, верили и верят во всякую нечистую силу и считают, что она только для того и существует, чтобы навредить хорошим людям. Вот. чтобы попутать нечистую, уберечь свое чадо от всевозможных напастей, давали ему имя—оберегу. Ну что взять дьяволу с человека по имени Негода? Стоит ли завидовать счастливой жизни Нечая или Неждана, которых нечаяли, не ждали вовсе? «Чтоб нечистая не сглазила?»

—   говорили при   наречении своих   сыновей суеверные родители.

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КАЦКОВЕДЕНИЕ - 2 СТР.

 

январь-февраль   2001   года                                           «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 7   стр.

4.   ИМЕНА-ХАРАКТЕРИСТИКИ.    Интересная  получается   штука:  мы можем ни-чего-шень-ки  не знать о жившем сотни лет назад человеке, креме его имени, но нам и того достаточно, чтобы представить,  каков  был человек!

Вот помещик Замятия Митрофанов, по крайней мере, в детстве был ребенком неугомонным, шубутным, ерепенистым, А бобыль Посничко Михайлов из деревни Владышина или другой помещик, владелец села Алек-сеевского на Кадке, Посник Сатин—напротив, были людьми нрава примерного. Раньше если хотели похвалить человека, говаривали: «Он муж добрый и постник»,—то есть соблюдающий пост

 

ЗАДАЧА       №4

Попробуйте-ка и вы порассуждать о характерах глумяных кацкарей!

Крестьянин Добрынка Семенов из деревни Галицына;

церковный дьячок Дружинка Матвеев из села Воскресенского в Кадке;

помещик Молчан Голосов, владелец многих пустошей;

дьяк    Неунокои   Кошкин;

бобыль Безсонко   Григорьев  из  деревни  Онтеилева;

бобыль   Потешка   Семенов    из   Балакирева;

крестьянин  Поспелко Игнатьев из деревни  Левцова;

крестьянин Дейко   Терентьев из  села   Ордина.

 

5.  ИМЕНА-ПРИМЕТЫ сообщают миру об обстоятельствах    появления   их   владельца   на   свет.

Вот Томилко Фёдоров из Нефедьева—тяжело рожала его мать, вся, бедная, истомилась. Имя, кстати, было чрезвычайно распространенным среди кацкарей, и в этом же Нефедьеве жил еще один Томилко—Иванов.

Такого же происхождения имя помещика Истомы Щумихина.

Приказчик Пинайка Корнилов из деревни Трушнева, вероятно, показывал свои командирские замашки еще

будучи в утробе матери—пинал, видать, мамашу. А Будилка Володимиров из Соломенна и Будиха Дмитров из Гайтснова (Говитанова), родившись, никому спать не давали!

К этой же группе имён можно отнести и имя Подосенки Тимофеева из Юрьевского и всех его тёзок, родившихся под осень.

6. ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Когда-то на Руси младенца могли наречь любым понравившимся словом. Чаще всего это были названия животных (Волк, Воробей, Ерш, Баран и т. д.) или растений (Осока, Капуста и прочие).

К XVII веку, как видно, эта традиция пропадет, но несколько подобных имён среди кацкарей еще можно найти Ну. например, Коняшко Якимов из Муханова или Кононка Осипов Боговодя из Ордина.

2. Смена имён

Возникает закономерный вопрос: а куда подевались все эти глумяные кацкие имена? Почему они вдруг разонравились людям, отчего сейчас ими не называют? Это связано с принятием христианства, когда детей уже нарекал священник по святцам—естественно, кацких имен в них не было.

Но они не сразу сдали свои позиции: христианство-то распространилось на Руси в X-XI веках, а глумяные имена, как видим, встречались и шесть-семь столетий спустя — в XVII веке. Все это время люди, как Правило, носили два имени: крестильное (даденое в церкви) и мирское (глумянское кацкое), а в документах указывали то, которое больше приживалось.

 

ДОМА:

Запишите в тетрадях имена, отчества и фамилии ваших кОкого и кОки.

§ 3.   Наследственное имя семьи- фамилия

 

ПЕРЕД   УРОКОМ:

а)   Растолкуйте  кацкие слова: кОкой,  кОка, глумЯ-ный,   голоменО,   занарОк.

б)   Что и на каком языке означают ваши имена?

в)   Перечислите типы глумяных  кацких имён.

г)   Почему сейчас не называют глумяными именами?

д)  У многих народов при рождении человеку даётся сразу  два, три, а то и  более  имен.  Например, самую известную российскую    императрицу Екатерину II, которая была немкой, в   Германии  звали Софьей-ФредерикоЙ-Августой.

Было ли нечто подобное у кацкарей? Когда и в связи с чем?

е)   Представьтесь друг Другу, произнеся отчества по-кацки.

ё) Перед вами имена кацкарей, живших в XVII веке. Определите, кто из них были помещиками, а кто— крестьянами:

Воин Сунгуров Сын Губин; Галактионко да Ермачко Семеновы; Семава Данилова жена Греченина; Рыкач-ко Ширяев; Устиньица Обросимова жена.

ж)   Как вы думаете, что за смысл вкладывался средневековыми людьми при названии крестьян и всех неродовитых людей с уменьшительными суффиксами?

з)   Чем   руководствуются  кацкари   сейчас,   выбирая для   ребенка   имя?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Нарисуйте в альбомах (всё на той же странице) Диетики Календаря, а на них ваши именины. У кого больше?

 

  1. Возникновение фамилий

 

Появление фамилий у кацкарей связано с их выездами за пределы Кацкого стана. Внутри Кацкой земли они довольствовались именами, отчествами и...прозвищами (до сих пор, кстати, редко называют друг друга по фамилиям),

А вот вдали от родных мест одного имени-отчества для удостоверения личности явно недостаточно. Неудивительно, что первые фамилии появились у помещиков: служа в великокняжеском, а затем царском дворе, они были вынуждены часто посещать Москву.

Первая дворянская кацкая фамилия известна с 1521 года. Это братьи Иванец да Яковец Шишкины — их родовая деревня до сих пор называется Плишкином. Кстати, в названиях многих кацких селений слышатся фамилии их первых владельцев; сельцо Мураново —

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КАЦКОВЕДЕНИЕ _ 3 СТР.

 

8 стр.                                               «КАЦКАЯ      ЛЕТОПИСЬ»                  январь-февраль   2001   года

 

дворяне Мурановы, деревня Бибиково—помещик Бибиков..,.

Однако процесс появления фамилий не был лёгким и у дворян, даже к середине XVII столетия некоторые из них все еще оставались бесфамильными. Что же тогда говорить о крестьянах? Большинство из них за всю свою жизнь ни разу не покидали границ не то что Кацкого стана — родного прихода!

Тем не менее в начале XVII века появились первые фамилии и у кацкарей-крестьян. Правда, привычных фамильных суффиксов «ов»—«ев» да и самого слова «фамилия» тогда еще не было—пользовались словом «прозвище»;,

Так, в Глотове в то время жил Степанко сын Зайченок, в Гридине—Митка Алексеев прозвище Шемячко, в Толстикове — Ивашко Иванов сын прозвище Шекур, в Поповичах Больших—Рыкачко Ширяев прозвище Корова, в Онтеплеве — Дружинка Микитин Кривой, а в Ордине—Олешка Осипов Богово.

До самой середины XIX века фамилии у рядовых кацкарей появлялись ни шатко ни валко—в основном у тех, кто занимался отхожим промыслом, торговал или служил в армии.

После 1861 года — отмены крепостного права—всё переменилось. Очень многие кацкари уходили на заработки в города, поселялись там, обзаводились собственными предприятиями — уж тут без фамилии не обойдешься!

Последние бесфамильные кацкари получили оные в 1918 году, когда специальным постановлением правительства фамилии стали обязательными.

2. Типы фамилий

1.   ФАМИЛИИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ   ХРИСТИАНСКИХ ИМЁН ПРЕДКОВ. Появление их прозрачно: когда возникла  необходимость  заиметь фамилию, её образовывали   от  имени  отца,   деда,   прадеда—наиболее уважаемого своего предка. Если покопаться в родословной Григорьевых, скажем, или  Давыдовых, то наверняка   обнаружишь   их   прародителей—неких   Григория или   Давыда.

И верно! Предком Григорьевых из Мартынова является родившийся в 1803 году в деревне Владышине Григорий Сидоров. \ его однодеревенец Давыд Фомин, появившийся на свет в 1836 году, стал основателем фамилии Давыдовы.

Фамилии- не всегда образовывались от канонической, официальной формы имени—для этого годились и его разговорные варианты. Так, предком Мелёшкиных, безусловно, был некто Мелёшка, а это одна из форм церковного имени Мелантий (Мелатий).

2.    ФАМИЛИИ,   ОБРАЗОВАННЫЕ  ОТ   НЕЦЕРКОВНЫХ  ИМЕН   ПРЕДКОВ.  Их у кацкарей  подавляющее большинство. Это и Ершовы, Воробьёвы, Волковы, Осокины,   чьи  предки  носили   имена     Ерш,    Воробей, Волк.  Осока.  Это Годины,  Темняткины, Замяткины — когда-то в их  роду жили Года, Темнята, Замята.  Это Смирновы. Пресновы, родоначальниками которых были Смирной,    Пресной.

Смысл некоторых имён за далью лет затерялся, что означает Шалай,  например,  или   Балаш,    от которых пошли Шалаевы  и  Балашовы?  Вероятно, «шальной» и «долгожданный  ребёнок»   соответственно.

 ЗАДАЧА   №5

Когда 24 сентября 1882 года у владышинского крестьянина Венедикта Антонова на 31 году жизни умерла жена, он призадумался: смерть частенько жаловала его род. Eгo отец был женат дважды, и обе жены умирали. А дед, напротив, сам прожил 43 года, оставив жену одну с малыми ребятами... ,

И решил Венедикт прежде чем жениться второй раз взять себе фамилию   Негодин. Почему   именно эту?

*                   *                  *

3.   ФАМИЛИИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА, очень редки у кацкарей. Например, Орловы из Мартынова сохранили предание о том, что помещик Башмаков переселил их  из  Орловской    губернии —отсюда   и   фамилия

 

4.   ФАМИЛИИ,  ОБРАЗОВАННЫЕ    ОТ   ПРОФЕССИЙ, расскажут, какими ремёслами занимались кацкари встарь. Например, ясно, что предки Кузнецовых — кузнецы.

 

ЗАДАЧ   А    №6

Догадайтесь, какими (ремёслами занимались предки Каретниковых, Овчинниковых, Обручннковых, Слесарёвых,    Мельниковых,    Квасннковых,

*                   *                  *

5.   ИСКУССТВЕННЫЕ ФАМИЛИИ назначались свыше.   Как   так?   Да   просто!

Скажем, обязательно должны были иметь фамилии священнослужители, вот и раздавало их направо и налево духовное начальство. Иногда по церкви, где батюшка служит: храм Преображения Господня—и фамилия Преображенский! Или по селу: дьячки Алексей Топорский и Иван Нефедьевский оттого так и звались, что служили в Николо-Топоре и Нефедьеве. А бывало, просто подбирали имя позвучнее: Розов, Виноградов, Стратилатов, («полководец»), Зыков («обладающий хорошим голосом»)

А в Платунове был особый случай: одному из Волковых именным царским указом была присвоена фамилия Московский за проявленный героизм в русско-японской войне 1903-05 годов. Почему Московский? А служит в Московском полку!

3. Фамильные превращения

Однако окончательный ответ на вопрос, почему человек носит ту или иную фамилию, могут дать только семейные предания вкупе с метрическими книгами.

Дело в том, что среди предков Розовых могло и не быть церковнослужителей, а в роду Смирновых—никого с именем Смирной. Фамилию могли выбрать только оттого, что она очень понравилась.

Из документов видно, как тщательно порой подбирали наши предки себе фамилию, меняя их подчас не один раз. Те же вышеупомянутые Григорьевы звались первоначально Яриловыми, а Давыдовы—Румянцевыми,                                 

А вот и   рассказ старожила в   подтверждение:

— У нас в Кологривцеве вся деревня носила фамилию Голиковы. Не любо было это моему деду Никифору. И вот привёз он раз из Питера книгу. О князе Бегутове. Вся семья её читала, всем понравилось. Так и переменили себе фамилию с Голиковых на Бегутовых.

 

ДОМА:

Запишите от мамы (бабушки, прабабушки) колыбельные песни, которые, бывало, она певала вам или кому другому.

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КАЦКОВЕДЕНИЕ - 4  СТР,

 

январь-февраль   2001   года           "КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                 9  стр. 

 

МОЯ МАЛАЯ  РУСЬ   ЯСКОВО

Из рода кузнецов

Надежда Александровна Кузнецова — Кузнецова дважды:

— Отцовы-то предки приехали сюда, в Ясково, из города Шуи теперешней Ивановской области. Так и звались попервости — Шуйские. Но были в их роду все кузнецами отменными, и фамилия сама собой переменилася: стали Шуйские Кузнецовыми,

Случилось это очень давно, возможно, еще при прадеде Панфиле Кондратьеве — мужике нрава строгого и, вроде, даже жесткого. Но зато какого кузнеца!

А может, это сын его Пётр Панфилов со  своею супругою  Секлетеей   Сергеевной  и   семерым   малыем детушкам к нам в Кацкий стан перебралися?   Нет,   пожалуй..    Точно, нет —   Пётр-от же  в   Яскове женился!    Взял   невесту     из   деревни Житкова,  что   под   Угличем—в  тот год   ясковские  парни  привезли   оттуда  разом семерых  девушек!

Был дедушка Пётр в отца из кузнецов кузней и в отца же очень жестоким:

- Папа мне рассказывал, как, взрослый уже, приехал из Питера на побывку. Мать Секлетея на печке лежит — у гон рано ноги отказали: входит и Пётр—в руках кнут ли. ремень, и вроде как сразу бить её! Папа аж опешил: «Это что такое!?»—«А тебе какое дело?» «Не сметь мать трогать!»

Папа, Александр    Петрович  Кузнецов,  у меня хороший  был, да помер  рано—мне едва   18   лет  исполнилось.

И вот я, в девках Кузнецова, за Кузнецова же замуж и вышла! Мужнина семья из соседнего Костева, только хоть и Кузнецовы они, да не кузнецы..

А кузня наша на горе за Манкой стояла Дорабатывал в ней Иван Васильевич Смирнов, хороший человек — добрый, низкопоклонный: кого ни увидит, шапку долой и поклонится. Чего только не умел: в худое ведро деревянное днище вставит, самовар залудит; топор, пилу —всё ему несли! А плату старался не брать—только что сам оставишь.

До и после пожара

Деревня Ясково издалека приметна: стоит себе сапожком на взгорочке — там, где в речку Манку впадают два безымянных ручья. Вернее, то не ручьи, а конавы. выкопанные по залоинам ещё, помнится, Васей Бухаровым из Буйкова. Тот известным ковалем был: конавы все, межники в окрестностях—его рук, дело.

Избы в Яскове сплошь деревянные, но небогатые—видно, что в советские времена строились.

-- Дак ведь у нас в 1928 году вся деревня выгорела, как Гришка Павлов из Юрятина со своей ясковской золовкой повздорил! И ведь знали, что быть поджогу, караулили; один пожар потушили, да другой не уследили. Крыши-то, чего же, у всех соломенные!

Оттого и грустны они, послепожар-ные воспоминания, оттого и невесел рассказ другой ясковской старожилки — Зинаиды Николаевны Смирновой, а в девичестве Гусевой:

— Вся жизнь моя то за коровьим хвостом, то за лошадиным! Война началась, мне 12, Бывало, сидим в доме: всё трясётся, стекла дребезженят - это когда Торжок бомбили. А большаком всё шли и шли на восток солдаты, всё гнали и гнали от войны скотину. Загнали у Богомоловых в тын—коровы ревут. Мы

 

Я ещё не родилась в ту пору, но домашние рассказывали, как после строились: продали лошадь, продали кольцо обручальное, ещё койчего и купили в Дьяконовке старые струбы.

...Ой, пожар-пожар - пожарище, окаянная твоя душа! Ты ведь не только деревню погубил — случилось так, что сгинула в твоем огне сама деревенская душа. Душа старого Яскова. по крайней мере.

Допожарные-то воспоминания какие? Пусть и о трудной жизни, да радужные, светлые, что сказка!

- Мужики-то наши почти все занимались в Петербурге отхожим промыслом. Всяк своим: дед Иван, например, деньги чеканил—на Монетном дворе работал, отец служил кем-то вроде швейцара, да и все четыре брата его в Питере дело нашли. Даже мама моя, хоть и девка, да отходнической жизни хлебнула — поработала до замужества прислугой в столичном ресторане.

Приезжали мужики в деревню лишь на лето, а возвращались насовсем уже в зрелом, а то и преклонном возрасте. Вот и получалось, что всё домашнее хозяйство вели бабы в одиночку. И когда успевали?

А уж рожали-то, рожали! У нас в Яскове в каждом доме по 7—9 робят было У мамы моей девятеро, у соседки Варвары Семёновны Гусевой — девятеро, у Катерины Фёдоровны Соколовой — семеро... Дак ведь это только живых, а которые, едва народившись, умирали!..

Так было до пожара. А после него свалились на неокрепшее Ясково беды мирового масштаба: коллективизация, раскулачивание, укрупнение, опять же— война проклятая!

доить   да  солдат угощать!

А в 13 лет меня послали на лесозаготовки под Вологду: лес пилили я да Нюшка Соколова, да Зина Тузова. Хорошо, что потом дали работу полегче — сучья обрубать.

Вернулась — с отцом лошадей поила, потом телок-двухлеток ухаживала. В Яскове ферма была, четыре группы, и бригадир мне: «Зина, поухаживай коров!»—«Да боюсь я, Елена Ивановна. Коровы телиться начнут, мне и не справиться!»

А вот и справилась — всю жизнь дояркой...

Ясковские названия

Вот и солнышко, каконецто, пробилось сквозь пелену сентябрьских туч. Залило ясковские дали велико-лепным золотистым светом—на, мол, гляди, любуйся, добрый человек!

И мы любовались. Сначала речкой Майкой, которая хоть и невелика, да на бочажки богата. Вот КРУЧИНКА — крутой склон. Следом ОМУТ. А потом БЕЗДЁНКА, или БЕЗДЁННЫЙ БОЧАЖОК, однажды оказавшийся невольным виновником человеческой смерти. Когда-то давно утонула в нём десятилетняя Валя Соло-вьёва из БУЙКОВа: ребята, играючи, столкнули, а откачать не сумели.

Ещё выше по реке СИВКОВ бочаг — и в нём трагедия: Сивка, мерин, потоп! Затем КРУГЛОЙ, а уж совсем близко к Костеву ЛОШАДИНОЙ бочаг — в нём всегда лошадей купали.

Первый ручей за Манкой называется МОНАСТЫРСКОЙ. Говорили,

 

10   стр.                                 "КАЦКАЯ      ЛЕТОПИСЬ»                                            январь-февраль   2001   года

 

за ним начинается земля какого-то монастыря. Ниже по реке, сраму за дорогой на Тимофееве (там, где сейчас аренда В. Ф. Другова)—КАМЕНИСТОЙ ХОЛМ. Ещё старинным старикам старики рассказывали, что стояла на нем некогда бумажная фабрика. («Да я и сама там не раз боронила - попадаются камни — не камни, кирпичи — не кирпичи, только что не дикие..,»)

ГОРБАТОЙ холм сходит от Буйкова в реку, а вот ШАЛИМОВСКОЙ тянется до самого Костева.

Лесов возле Яскова мало. Есть ПОЛЬЦО в сторону Чернена, а в нём КОРЧОВКА, богатая малиной. Но в основном за дровами ездили в купленную пустошь ШЕЛКОВКУ, что километра четыре от Харчевень в сторону Углича.

Вдоль по Питерской 

А за речкой, за Манкой, вдоль неё в полуверсте, протянулось шоссе XVIII века—БОЛЬШАЯ ДОРОГА. Сооруженье, и впрямь, немаленькое: два больших, а между . ними два малых вала—форменная трёхколка!

Рассказывают, делали её ещё при Екатерине II; её любовники—фавориты то бишь—по ней из Питера в Углич наезживали. Оттого и зовут по-другому ПИТЕРСКАЯ ДОРОГА.

Знавала дорога и других путников: случалось, по ней по этапу проводили осужденных за провинения. («Вот и моего свёкра два раз в Юрятино приводили. В парнях еще — за карточную игру...»)

Останавливались в Харчевнях; тут проезжие тройки отдыхали: кони—на дворе, седоки — в питейном заведении.

Дорога и по сей день служит людям — по ней проложили современное асфальтовое шоссе. А вот берёз новых по её обочинам взамен вековых, спиленных по ветхости,  посадить не догадались. А жаль!

Аннушка Ясковская 

Большое   видится,  как   известно, * лишь на расстоянии. Точно так же, как и пророка и своём отечестве ни за   что    не   заметишь!

По всему Кацкому стану разлилась об Аннушке Ясковской слава как о прорицательнице (вот и «КЛ> в № 7—8 за 1999 год о том упоминала), а земляки-ясковцы только плечами пожимают:

— Ну жила у нас такая, ее дом аккурат на речку смотрел. Особого внимания к себе не привлекала. Может, у нее и был какой дар, но то дело   тайное! Однако,  слово, как  говорится,  за

СЛОВО;..

...Их было трое, сестёр Гусевых: Анна, Екатерина и Мария. Но звали их больше по отцу—девки Дмитревы.

Замуж они не выходили, в колхоз не вступали, электричество и радио не проводили—грех! Родились одна за другой на исходе XIX века; друг за дружкой и на тот свет убрались в 60-х годах уже нашего столетия. Похоронены у Николы.

Аннушка, старшая, меж ними выделялась: высокая. мужиковатая, в кости широкая, обхождением и голосом грубая. Страсть как за плугом ходить любила, сама крыши крыла, была дружна с топором.

Как-то, до революции, ещё когда отец Михаил Зеленецкий открыл в Тимохове богадельню, пришли к нему ясковские на покос в помощь. Аннушка в ряд со всеми встала. Но отвел ее священник в сторону, отобрал косу, взял за косье, за самый конец, и как махнет вокруг себя круг:

—  Вот  здесь коси!

Не с того ли момента переменилась её жизнь? Полюбила Аннушка святые книги, принялась толковать их, научилась предсказывать по Псалтыри!

Особенно часто ходили к ней девушки пытать судьбу перед замужеством, и всему верили, хоть Аннушка и не всегда верно предсказывала. Одной, например, из Соло-дихи так и сказала: «Это твоя судьба!» Но суженый оказался исчадием ада: алкоголиком, ни одной юбки не пропускал, в тюрьме не раз сидел! Разошлись...

Пришла и мать Зины Гусевой:

—  Сестрица,   чего   Зине-то?

Аннушка даже Псалтырь не открыла:

—  Сама себя раба бьёт, коль нечисто    жнёт!

Ничегошеньки тогда не поняли. Вспомнили пророчество когда осталась Зина 28-летней вдовой с тремя ребятишками...

Умерла Аннушка в 1962 году, похоронили её в гробу, который она себе ещё при жизни припасла. А деревня Ясково и дальше живёт. Хоти и без праведника...

Сергей  ТЕМНЯТКИН, д.   Ясково,   Никольщина.

 

Эх, частушка!

Меня милый провожал... 

Уважаемая редакция «Кацкой летописи»! Посылаю для вашего собрания ещё частушек. Авось пригодятся!

 

Давай,  милый,   расставаться,

Стало холодно гулять;

Расцветут  цветы  в   июне —

Повторим  любовь опять!

*            *            *

Меня милый провожал,

От калитки до ворот;

Думала, что поцелует -

Он стоит,   разинув рот.

*            *            *

Меня    милый   провожал,

Всю  дорогу воображал:

Если    будешь   воображать,

Не   ходи   и    провожать!

*            *            *

Полюбила я  его,

А   он,   девушки,   дурак:

У него насчёт любови

Не   работает   чердак!

*            *            *

Я   сегодня    в   радостях:

Была    у    милого   в    гостях.!

Безо   всякого   смеху   — -

Меня    считали   за    сноху!

*            *            *

Про    меня   чего   сказали   -

Не    умею   хлебы    печь;

А   диковина    какая    -

На лопату да  и в печь.

*            *            *

Ты не хвастай, милый,   домом,

Я  была у  вас в дому:

Я пришла,  а матка стряпает,

И    хлебы    на   полу!

*            *            *

У   залётки   дом    высокий,

На   фундаменте стоит:

Если он  меня  изменит.

Подожгу—пускай   горит!

 

Антонина Павловна РАЗУМОВСКАЯ.

д.   Киндяково, Средняя   Кадка.

 

 

январь-февраль 2001 года                                               «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 11   стр.

 

Кацкий стан сегодняшний

ПЕРЕКЛИЧКА „КЛ" Галицинo

ПРОЩАЙ, «8 МАРТА»! Умирающий колхоз, образованный, кстати говоря, 8 марта 1930 года, всё-таки прекратил своё существование окончательно. Его члены взяли паи коровами и ушли в подчинение некоузской организации — в МТС.

САМАЯ-САМАЯ. Самая плодородная земля в Некоузском районе находится как раз вдоль верхнего течения реки Кадки—это показали недавно исследования. Жаль, пустеют такие-то богатые края...

ЖИВЁМ! «Год завершили неплохо, — делится бывший председатель колхоза «8 Марта», а теперь начальник производства Т. П. Пушкина.— Засеяли и убрали 75 гектаров ячменя; сена и силоса заготовили достаточно — будет чем кормиться стаду, которое насчитывает около 100 коров.

Балакирево

«ИСКРА» ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ. И вновь в Мышкинском районе одни из лучших надои в «Искре» — 2397 килограммов молока получено здесь в минувшем году от каждой бурёнки. «Его производству мы уделяем самое пристальное внимание, — говорит главный зоотехник хозяйства И. В Кулакова. — В наступившем году увеличим поголовье коров, для этого У нас сейчас есть 42 нетели и 70 ремонтных тёлок.

Рождественно

ДРУЖБА ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ! «Что такое осень? Это...» — такова была тема КВНа, грохотившего между командами рождественской и мартыновской молодёжи. Весь вечер зал содрогался от хохота, ну а финал осчастливил прямо-таки всех:—ничья!

Мартыново

ДЕРЕВНЯ «ОФОНАРЕЛА» Ну, свершилось! Все мартыновские улицы, наконец-то, с ночным освещением, которое по заказу сельской администрации провели колхозные электрики Е Григорьев и А. Судаков. Мартынове, надо сказать, заметно прихорашивается. Осенью были расчищены два больших пруда—Алёнкин и Мелёшкин. Да и сами мартыновцы не дремлют: кто новой верандой обзавёлся, кто русской печью, кто дом расширил, а кто украсил его великолепными вырезами!

ЛЬНЯНОЕ ЦАРСТВО. Самые большие площади в области, занятые льном, в колхозе «Верный путь». В минувшем году этой культурой было занято 240 гектаров; хозяйство и впредь намерено заниматься льном очень серьёзно.

Ордино  На пороге XXI века

 

(ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ   ОРДИНСКОИ   ВОЛОСТИ О. М.   ПЕТУХОВОЙ)

—  Ольга Михайловна, для начала  давайте окинем вверенную Вам  волость как    бы с  высоты птичьего   полёта!

—  Пожалуйста. Орденская волость — это 16 населённых пунктов с 550-ю жителями. На её территории  расположены  три   сельскохозяйственных      кооператива: «Новая жизнь» (с центром в Платунове), «Ордино» и «Богданка».

Есть у нас основная общеобразовательная школа в Ордине и при ней детский сад и Платунов: скин комплекс «Школа-сад». В волости две библиотеки, два клуба, два фельдшерско--акушерских пункта, аптека, два почтовых отделения, четыре торговых точки, церковь и музей. Одним словом, инфраструктура развита очень хорошо.

К этому следует добавить, что все селения, кроме Дягилева, расположены на дорогах с твёрдым покрытием.

—  Какова структура волостного   правления?

—  Официальное наше название: «Муниципальное         учреждение «Администрация  Ординской    волости». Это позволяет нам иметь спецсчёт, самостоятельно     зарабатывая для него деньги и тратя их   по  своему  усмотрению.     То есть как бы  иметь собственный бюджет.

Ну а местное самоуправление представлено у нас старостатом, в нём 14 старост, из числа которых выбран Совет старост—5 человек.

Если иметь в виду чиновничий аппарат, то он таков: глава волости и специалист управления. В штате администрации также бухгалтер, водитель, ну и уборщица, естественно.

—   С какими  вопросами  чаще всего обращается    население    и какая из головных болей наиважшейшая у руководителей учреждений?

- Население чаще всего обращается по вопросам благоустройства: водообеспечения (ремонта колодцев), уличного освещения, обеспечения газом. Идут и с семейными проблемами, но тут мы помочь не можем—разве что выслушаем и посочувствуем.

Основная боль руководителей организаций — ремонты. Не секрет, что в течение многих лет из-за отсутствия финансирования ремонтов фактически не производилось. В последнее время ситуация, к счастью, меняется, и мы имеем возможность заниматься реконструкцией Ординской школы: в этом году, например, сделали пищеблок и помещение для детского садика. Идет капитальный ремонт здания администрации волости.

— Давайте остановимся поподробнее на работе старост!

- Каждый год администрация волости совместно со старостами принимает план их работы. На старостат, который стараемся собирать раз в квартал, выносится масса вопросов. Ну например, отчёт работы волостной администрации за год, проведение сельских сходов, о занятости и отдыхе подростков и молодёжи в летний период, работа с неблагополучным населением,- отчёты участкового, подготовка к учебному году учреждений образования, работа сельхозпредприятий и так далее.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить самых активных наших старост: Валентину Николаевну Иванову (от д. Крайнова) и Павла Николаевича Голосова (от с. Ордина), который к тому же очень достойно представляет нашу волость в Совете старост Угличского района.

(Окончание следует.)

 

12 стр.                                   «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                                              январь — февраль 2001 года.

 

Угличские писцовые книги XVI века

Новость, чрезвычайно приятная для всех нас, а для жителей, Плишкина Покровского в особенности: их деревня гораздо старше, чем нам всем думалось. Более того, у неё нынче юбилей! 480-летие!!!

А началась её история никак не позже 14 февраля 1521 года. Угличский князь Дмитрий Жилка, умирая, завещал, чтоб сельцо Юрьевское в Кадке непременно б оставалось за братовьями-помещиками Йванцем да Яковцем Плишкиными. Шли годы сельцо (помещичье поселение) разрослось до деревни, которую стали называть уже не Юрьевским, а Плишкином—по фамилии старинных владельцев. Писцовые книги, составленные около 1632 года, кстати, как раз зафиксировали такой момент.

Ну а местные жители со Временем сочинили легенду, согласно которой Плишкино получило свое название оттого, что расположено на голом, чистом месте—на «плешине». Что ж, молодцы!..

Ох, заболтались мы. а ведь нас давно зовет дорога. В первую половину XVII века, в поместье стряпчего Якова Петровича Загряского. в деревню Плишкино Покровское!

 

ПЛИШКИНО-ЮРЬЕВСКОЕ

За стряпчим за ЯКОВЫМ ПЕТРОВЫМ СЫНОМ ЗАГРЯСКИМ по государеве ввозной грамоте за приписью дьяка Гарасима Мартемьянова 1619 года отца его поместье ...деревня, что было сельцо, ЮРЬЕВСКОЕ, а ПЛИШКИНО тож.

А в ней: во дворе задворной человек Михалко Тихонов да сын его Микитка; во дворе задворной человек Богдашко Михайлов; во дворе задворной человек Завьялко Иванов.

Да" крестьяне: во дворе Гаврилко Васильев сын Сопычев да племянник его Селиверстко Петров; во дворе Самсонко Наумов да зять его Киршко Иванов; во дворе Юремко да Фролко Гавриловы. Двор пустой Филки да Дорофейки Петровых — сошли в государево дворцовое село Лысково в 1622 году.

Пашни паханой средней земли 15 четвертей да перелогов 20 четвертей, да лесом поросло 40 четвертей в поле, а в дву по тому ж.-Сена 30 копён. Леса непашеного 12 десятин.

 

СПРАВКА     «КЛ»

Юбилеи 2001 года

Нынешний год подарит Кацкому стану превеликое множество юбилейных дат. Всех нам. конечно же, так сразу и не вспомнить, а потому укажем лишь самые значительные из них.

540 ЛЕТ исполняется самой волости Кадке Вернее, первому упоминанию о ней в завещании московского князя Василия II, составленном 3 Мая 1461 года. (Подробнее смотрите в «КЛ» зa май-июнь 2000 года.)

480 ЛЕТ можно праздновать сёлам Рождествену в Кадке и Нефедьеву да деревне ПЛИШКИНУ Покровскому. Их отметил в своем завещании 14 февраля 1521 года угличский князь Дмитрий Жилка. (Подробнее—в том же номере «КЛ».)

405 ЛЕТ справят деревни Антеплево. Аристово, Балакиреве, Глотово, Говитаново, Кологривцево. Маурино, Муханово. Большое и Маое Поповичевы и Чирков». А всё потому, что в 1596 году их описал прибывший в Кацкие край князь Дмитрий Вельский «со товарищи». (Подробнее в «КЛ» за 1999 год.)

380 ЛЕТ своим селениям отметят и жители Ковезина да Щербинина. Самое раннее упоминание о них относится к 1621 году . 185 ЛЕТ назад большое несчастье случилось в Медлеве: 10 ноября 1816 года сгорела дотла и больше не восстанавливалась здешняя церковь-Медлево перестало быть селом (подробности—в «КЛ» за июль-август 1999 года). Чуть позже. 18 ноября совершилось бракосочетание апраксинского помещика Афанасия Башмакова с Варварой Костюриной!

155 ЛЕТ прошло, как в 1846 году помещик Александр Сухово-Кобылин отпустил на волю своих крестьян — жителей Воскресенского в Кадке, Глазова, Сопина. Кривцова. Павлова и Трушнева. За 15 лет до отмены крепостного права! (Подробнее в «КЛ» за ноябрь-декабрь 1999 года).

115 ЛЕТ со дня рождения замечательной учительницы П. А. Пятницкой будут отмечать в Мартынове - там её именем названа школа Жизненный путь Павлы Александровны начался 13 февраля 1886 года в Николо-Топоре и закончился там же 30 мая 1976 года.

95 ЛЕТ назад, в январе 1906 года было сдано в эксплуатацию здание Рождественской больницы, которое она занимает и сегодня. Его строительство было поистине всекацкой стройкой! (Подробности в «КЛ» за июль-август 2000 года.)

 

«КАЦКАЯ    ЛЕТОПИСЬ» газета краеведов волости  Кадки

№ 1—2 (104—105), январь — февраль 2001 года. Редактор — С. Н. ТЕМНЯТКИН. АДРЕС   РЕДАКЦИИ:   152846,   д. Мартынове

Мышкинского   района   Ярославской   области

ТЕЛЕФОНЫ  В МАРТЫНОВЕ: 3-27-20   (администрация)   и  3-27-31   (школа)

Газета отпечатана в муниципальном предприятии «Мышкинская   типография»   —  г.    Мышкин     Ярославской области,  ул. Ленина, д.  И,  Телефон  2-24-35. Тираж 450   экз.    Заказ  91.

(С) «Кацкая   летопись».

Перепечатка—обязательно   со   ссылкой   на   «КЛ».

С Новым годом, веком, тысячелетием! *

 

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz