Кацкая летопись № 11

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Газета мартыновских краеведов  КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ  № 4 (11)  Апрель-май   1994 года

д. Дьяконовка НИНЕ ИВАНОВНЕ БЛОХИНОЙ

Поздравляем  с  юбилеем!   Желаем  здоровья,  благополучия,  семейного счастья.

Родственники, подруги, односельчане.

 

ЛИСТАЯ      КАЛЕНДАРЬ

 

    10 МАРТА. Целый день шел ливень — первый ливень в этом году. Однако весны не случилось: снова вернулись морозы, задули сильные ветры.

    15 МАРТА. Школа принимала делегацию из Карелии — учителей начальных классов. Удар приняли на себя Галина Николаевна Смирнова и Валентина Ивановна Топтыгина: провели для гостей открытые уроки, показали мероприятие — фольклорный праздник.

Похоже, карельцам у нас понравилось. Так давайте же порадуемся за наших учителей, столь удачно заявивших о себе на республиканском уровне!

    21 МАРТА. В Нефино приехала интернациональная семья из 4-х человек с такими вот интересными фамилиями: Поличкины и Гутшмидт.

К слову сказать, на родину в Мартыново возвращаются из Крыма Рубанозы, и населения в деревне прибудет еще на два жителя.

    26 МАРТА. Уж если где и гореть, так только в Румыновке. Ибо лишь тамошний народ, молодой да дружный, способен за считанные минуть! потушить любой пожар, как, например, загоревшуюся было баню Судаковых.

26 МАРТА. А в школе тем временем закончилась неделя физики и математики, программа которой была весьма и весьма внушительной.

В понедельник ребята пробовали голоса — выступали с лекциями.

Во вторник эстафету подхватил восьмиклассник Миша Галунов. Он провел для начальных классов урок веселой физики. Малыши с интересом наблюдали, как он запускал реактивную тележку, делал Геронов фонтан, или, прости Господи, туман в бутылке, и наверняка решили стать все физиками.

    Среда вышла солидно-пресолидной: учащиеся выступали с докладами на тему: «Физика и нравственность».

    В четверг школа опять помолодела: в гостях у старшеклассников побывали ребята и начальных классов. Их ожидали уроки веселой математики.

    Пятница наградила учеников игрой «Поле чудес», а суббота — физико-математическим вечером, А в воскресенье (но, может, и в другой день) директор школы издала приказ об объявлении благодарности инициатору и ответственной за такое вот замечательное мероприятие — Татьяне Владимировне Воробьевой.                   

    27 МАРТА. Шел снег. Последний в этом году.

    2   АПРЕЛЯ.   Наконец-то  выглянуло   солнышко,   запела капель — Большая весна началась.

    6 АПРЕЛЯ. А. Б. Дорофеева, всегда чуткая на разные телевизионные новшества, играла с малышами в «Зов Джунглей».

    8 АПРЕЛЯ.. Дом культуры принимал гостей, А гости те были из районной столицы — Мышкинские. Домашний театр Опочининской библиотеки представил мартыновцам пьесу Н. Островского «Праздничный сон до обеда». Судя по дружным аплодисментам и оживленным обсуждениям, спектакль зрителям пришелся по душе.                                                                                                         

    9 АПРЕЛЯ. Буквально на следующий день еще не остывшая мартыновская сцена принимала новых гостей — здесь проходил концерт художественной самодеятельности школ района. Мероприятие подобного масштаба проводилось у нас впервые. Свои маленькие шедевры представили 11 коллективов: 9 школ района, музыкальная школа и танцевальный ансамбль Клуба юных друзей. В течение двух с половиной часов выступило 154 человека Как никогда был полон зал: артистам рукоплескало не менее 170 зрителей.

    Все эти цифры явно намекают на то, как жарко пришлось устроителям концерта, особенно не имеющим достаточного опыта мартыновским работникам культуры. Тем не менее концерт состоялся и был признан работниками районо самым удачным за последние годы.

 

 

ЖИВЕМ КАК В ПЕСНЕ

    «ХОТЬ НЕМНОГО ТЕПЛА ПРИНЕСИТЕ С СОБОЙ» — вертелось в голове Л. А. Дорофеевой всякий раз, когда она поворачивала ключ в замке, открывала дверь и, зажмурив глаза, бросалась в ледяной холод комплексного приемного пункта. Из-за дороговизны энергии помещение не отапливалось всю зиму, но функционировало исправно и охотно посещалось нашими клиентами, которые хотя и не богаты, но на зависть морозоустойчивы. Мы же не стали рисковать здоровьем; дождались тепла, чтобы расспросить Лидию Александровну о ее житье-бытье.

    Заведует КПП ока с 1975 года и помнит лучшие времена своего учреждения. Был у нас, оказывается, даже свой парикмахер —   Надя   Боярскова.  Частенько приезжали телемастера,  закройщики     ателье  —  специалисты, в чьих  услугах  до  сих так   нуждаются сельские жители.

    Однако прошлым Лидия Александровна особо не увлекается —  уверенно живет в настоящем. Цели   нужно,   товар   сама   привезет  на  рейсовом  автобусе.   Еще интересная  деталь:  зарплату она получает   с  выработки,   а   не  по ставке.

Сейчас Мартыновский КПП — составная часть товарищества с ограниченной ответственностью "Сервис», куда входят парикмахерская, валяно-катальный цех, массовый цех, часовая мастерская и фотография. Так что выбор услуг достаточно широк. Это и рубашки со штанами местного производства. Это и валенки, которые можно получить либо в обмен на шерсть, либо за деньги — по вашему усмотрению. Это ремонт обуви и часов. Обещают нас навещать даже Мышкинские парикмахеры, ждут только когда потеплеет. А можно пригласить и фотографа.

    Вообще-то, КПП в рекламе не нуждается, но все равно заходите, приносите с собой кусочки тепла и летом.

 

    «ТЕПЛО НА СЕРДЦЕ ОТ ПЕСНИ ВЕСЕЛОЙ» — певала, наверное, не раз заведующая почтой Галина Михайловна Богородская, помешивая кочергой пылающие поленья. К счастью, здесь не успели в свое время заменить печное отопление на электрическое, и потому нынешний развал экономики никак не сказался на температуре воздуха.

    Ну а что еще согревает печка, кроме   воздуха,   Галины   Михайловны и ее посетителей? Во-первых, сберкассу, в которой более шестисот,     а  если   точно  —  618  вкладов.

    Во-вторых, письма и телеграммы. Конверт, к слову сказать, стоит теперь 75 рублей. И проверьте, пожалуйста, марок на нем должно быть на сумму 50 рублей. В телеграммах, видимо, скоро будут писать только точки, тире да запятые; цена слова 35 рублей    в обычной    и    105 — в срочной телеграмме.

    В-третьих, разве можно представить себе почту без... почты? Самая «пухлая» она у Воробьевых — 16 экземпляров. Чуть поменьше периодики получают Кудрявцевы и Розовы — по 10 наименований. В Юрьевском самые читающие Боярсковы-8 экземпляров.

Что читают? Разумеется, лидер — районная газета «Волжские зори» — 102 подписчика против 109 в том полугодии. Затем идут: «Золотое кольцо» — 46 подписчиков (против 28). «Сельская жизнь» — 22 против 22-х, «Аргументы и факты» — 20 на 20 (о времена, о нравы!) «СПИД-инфо», у которой 20 подписчиков против 15-ти в том полугодии.

К середине июня закончится подписная кампания на следующее полугодие. Цены на газеты и журналы выросли, значит, их выпишут еще меньше. Но похоже, пока это волнует одних учителей.

— И зачем мы учим детей читать? — недоумевают они.

    Мы увлеклись и чуть не забыли, что в-четвертых, на почту регулярно поступают товары. Причем и такие солидные, как конфеты, трикотаж, сигареты, мыло, шампунь...

Так что заходите, заходите на почту!

 

ДЕЛА   КОЛХОЗНЫЕ

 ГОД     1993-Й    ОТЧИТЫВАЕТСЯ.

 

    Вместе с главным бухгалтером колхоза «Верный путь» А. Ф. Кудрявцевым мы продолжаем ворошить прошлое. Тема нашего сегодняшнего рассказа отрадная — животноводство. Почему «отрадная»? А здесь и объяснять не надо: (в скобках) мы поместили данные предшествующего 1992 года. Читайте, Сравнивайте. Делайте выводы.

ПОГОЛОВЬЕ. Всего крупного рогатого скота — 995 голов (987 голов)., В том. числе коров —

376  голов  (375  голов). Лошадей — 30 голов (33 головы).

НАДОИ. Всего надоено молока — 961 тонна (773 тонны).

В среднем на корову приходится 2563 кг (2077 кг).

Кстати, в талмудах колхозного зоотехника Геннадия Федоровича Дудочкина самым удойным годом оказался 19,75-й — 2828 кг от коровы.

*            *            *

ПРИВЕС. Теперь — о мясе.

Получено привеса крупного рогатого скота -- 72л (65 т) .Среднесуточный привес — 305 граммов (300 граммов).

РЕАЛИЗОВАНО, т.  е.  продано: молока — 837 тонн      (656 т); мяса — 81 тонна (73 т).

Суммарный денежный доход хозяйства за 1993 год составил 64 миллиона 440 тысяч рублей. Из них 3 миллионе 186 тысяч принесло растениеводство, все остальное — за животноводами.

 

ВЕРНУВШИСЬ    В    ГОД  1994-й,

    Напишем о доярках. О надое от коровы за три минувших месяца. Впереди по-прежнему Е. Н. Розова (614 кг), затем Т. Н. Якунчикова (609 кг), третье место у А. А. Петуховой (593 кг).

 

 Колодец  времени

     А не желаешь ли ты, читатель, воспользоваться нашей новой рубрикой — узнать: чем славен май-месяц для земли Кацкой? Изволь! (В скобках даты по старому стилю). Наконец-то, вскрылась ото льда река Кадка. Так что нынешняя весна не самая поздняя.

    -  4—6 мая (21-23)  апреля конца XIX — начала XX века. Трехдневная ярмарка в селе Юрьевском.  Как знать — не было бы революции, может, и сейчас шумела, 14 мая (1 мая) 1798 года. Сын и наследник апраксинского помещика Ивана Башмакова, будущий строитель Николо-Топорскрй церкви, 17-летний дворянин Афанасий Башмаков произведен в мичманы Балтийского гребного флота.

    16 мая (3 мая) 1461 года. Великий  князь Василий II Темный начал составлять духовную грамоту-завещание. «А из удела сына своего Андрея Большого, — писал  он — даю своей княгине Кадку».  Княгиню, жену  Василия, звали Мария Ярославна. 21 мая (8 мая) конца XVI века.

    В Новодевичьем монастыре на Москве скончалась последняя хоробровская княгиня Ульяна Александровна. Ульяна была женой угличского князя Юрия, родного брата Ивана IV Грозного. Ее феодальным владением являлась волость Кадка, а непосредственной вотчиной — село Хороброво.    По смерти   мужа,    в 1575 году,    Ульяна   постриглась в монахини, приняла новое имя — Александра и отдала монастырю Хороброво «три деревни».

  

Я   плен   веков  разорвал 

ПОПЫТКА № 2

 Откуда есть пошла Кацкая земля

 

    Люди, жившие по Кадке полторы тысячи лет назад, не умели говорить по-русски. Молчать они тоже не могли, и поэтому общались на чистейшем мерянском языке. А как же иначе: не позднее VI века нашей эры на землях современных Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской областей сложилась родственная финнам народность меря. Ее центром принято считать Ростов; выходит, и в те времена наша местность была глухою провинцией. Государства у мери никакого не случилось, И каждая территория, то бишь племя, жившее на этой территории, чувствовало себя вполне «самостийно».

    Но не стоит связываться с политикой; оставим ее поскорее и изумимся тому, что мерянское племя, обитавшее в наших краях, называло себя вот так — кадка. А может, чуть-чуть и по-другому, Вслушайтесь, как звучали имена финских народностей: весь, емь, чудь, водь, вядь... Последняя, кстати, дала прозванье реке Вятке, которое сначала так и писалось; «Вядка». Порассуждаем аналогично и дойдем, до того, что название реке Кадке дало племя кадь. В пользу наших предположений еще одно наблюдение: вплоть до конца 16 столетия под словом «Кадка» прежде всего подразумевали не саму реку, а земли, расположенные по берегам ее.

Кадь, кадке, кацкари — как бы ни величали себя наши далекие земляки, познакомимся с ними поближе!

    Во-он там, в приподнятом месте, обязательно на берегу реки, видите: поселение, укрепленное валом и рвом, обнесенное бревенчатой стеной? Это городище — место пребывания вождя племени и его дружины. Невелик городок: не больше 12 домов, из них лишь половина жилых. Избы меря рубили с углубленным земляным полом, каменным очагом И двускатной крышей. В левой части такого жилья обитали мужнины, а в правой... угадали, женщины. Из нежилых построек обязательно ставились громадный с нарами вдоль стен «общинный» дом, дом для женских работ, житница для хранения зерна, кузница известно для чего и «домик для мертвых». Вот и весь город.

Гораздо больше было селищ, которые отличались от городищ только тем, что не имели укреплений.

    Кроме описанных поселков находят ещё мерянские погребения. Покойника либо, как мы, закапывали в землю, только головою на север да руки вытягивали вдоль туловища. Либо сжигали   его,   а   обгоревшие     кости несли в  тот самый    домик    для мертвых. Раскапывают  захоронения не зря: оказывается, могилы не немы; намолчавшись за тысячелетия, они спешат высказаться. Рассказать о... верованиях. В мужских погребениях часто находят глиняные бобровые лапы — меря поклонялись бобрам. Женские изобилуют ожерельями, перстнями, браслетами в форме змеи — значит, змея тоже почиталась. Чтили меря и коня: сначала убивали его и хоронили вместе с покойником, потом догадались класть в могилу железные лошадиные фигурки.

    По останкам можно восстановить костюм прекрасных мерянок: головной ремешок, длинная рубаха, онучи на ногах и много-много украшений — бус, монет, подвесок. А вот мужская одежда мери по археологическим данным не восстанавливается. Известно только, что у пояса мужчины носили нож, огниво, трубочку для трута, кремень, иногда железную иглу с кольцом и кошелек.

    Чувствую, что стал надоедать со своими мери. Потерпите еще немного, ведь они все-таки не кто иные, как коренные обитатели здешних мест. Ответим  на последний вопрос: а чем, собственно говоря, они занимались? Да в основном скотоводством: разводили свиней, лошадей, крупный рогатый скот. Хорошим подспорьем служили охота да рыболовство. Земледелие было крайне примитивным, но было. А кузнечное дело у мери знали в основном женщины...

*           *            *

Еще раз перечитываю Андрея Никитине и понимаю: полнее и короче писателя все равно не скажешь. Вот они какими были, те полубылинные люди-кацкари: «...жизнь их была простой и мирной, такой незамысловатой на первый взгляд... Они распахивали свои маленькие, усыпанные валунами поля, охотились в окрестных лесах, ловили рыбу в озерах и реках, выпасали по весне на сочных поемных лугах небольшие стада; они понемногу обживали скудную лесную землю, расчищали ее, протаптывали дороги, рубили меленькие поселки и укрепленные городки, торговали пушниной и медом с заезжими купцами, редко-редко собирались в набег на соседей, если уж те начинают особенно докучать»:

*            *            *

    Чувствую, мне начинают не доверять: «Да что ты все о мери толкуешь!» Вижу как крестят лбы неистово, вздыхают с облегчением: «Мы, слава те Господи, русские!»   Что    ж,    разберемся, какие мы русские...

К западу и югу от мерян жили восточные славяне Они тоже не были едины и также делились на десятки   племен. Мы   запомнили два:  кривичи с  центром   Смоленске и словене вокруг Новгорода.   Запомнили?  Ну  и  хорошо, это и есть наши предки.

Первыми, от кого услышали кацкари русскую речь, были купцы. Снуя на своих лодьях по великим и малым рекам, они торговали, конечно же, а потом манили соплеменников рассказами о щедрых на лесные богатства краях с редким и вполне миролюбивым населением.

...И вот уже тронулись в путь новгородские словене Добравшись по Мологе да Шексне до Волги, они обосновались на берегах ее, не забыли о притоках, но — удивительное дело — Кадка им не понравилась!

Особой загадки в той нелюбви не было. Просто считается, что у нас тут исконны лесостепи. Да, да, обширные природные поляны перемежевывали широколиственные леса. «Некоторые пространства, например по реке Кадке, совершенно безлесны, — сокрушается энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — В старое время здесь существовали прекрасные дубовые леса; остатки их находят в руслах рек».

Новгородским словенам, выросшим в труднопроходимой хвойной тайге, такая местность пришлась не по вкусу. Заселив Мышкинскую и угличскую стороны, на Кадку они, непутевые так и не сунулись.

Однако свято место отчего-то пусто не бывает. Сонную гладь кацкой воды расплескали весла других славян—смоленских кривичей. Поднявшись по Волге до Корожечны, они попали на Кадку и обнаружили местность, своими лиственными лесами и безлесными пространствами похожую на их родные дубровы и лесостепи. А может, переселенцы не случайно сюда попали: у тех же купцов вызнали, что есть де на Верхней Волге подходящие слабозаселенные места.

Произошло это где-то в IX веке нашей эры. Именно тогда началось складываться современное население, то есть мы. Иными словами, мы потомки коренного финского племени кадка и пришлого славянского племени кривичи. Естественно, позднее к Нам добавилась кровь соседних новгородских словен и совсем даже не соседних киевлян. Однако как это там у них вышло — тема для следующей попытки.

СЕРГЕЙ ТЕМНЯТКИН.

 

Попытку № 1 «Расскажи мне сказку» читайте во втором, февральском номере газеты.

  

АРХИВ НА ДОМУ

 И выразить жертвователю благодарность

 Протокол

 

заседания Мышкинского уездного земского собрания от 30 сентября 1903 года.

Доклад № 38

Санкт-Петербургский 2-й гильдии купец Александр Иванович Шалимов обратился в Управу с

заявлением  следующего    содержания:

    «В виду данного мне совета господином Мышкинским уездным предводителем дворянства Александром Алексеевичем Тютчевым, я между селениями Кобелевым и Черницыно, Юрьевской волости, на земле отведенной крестьянами по законносоставленному приговору, устроил здание для земской школы. Здание это деревянное, на каменных столбах, по длине и ширине 16 аршин, кроме пристройки, под железной крышей. Жертвую означенное здание в собственность Мышкинского земства для открытия в ней земской школы, с тем, чтобы эта школа была открыта и наименована: «Черницынская земская школа в память Императора Александра II», О чем имею честь заявить Мышкинской уездной земской Управе для соответствующих с ее стороны распоряжений».

    Представляя об этом земскому собранию, земская Управа, имея в виду, что в означенной местности встречается необходимость в открытии школы, так как по нормальной школьной сети училищ по Мышкинскому уезду в этой местности, отнесенной к сороковому школьному району, находится 7 селений, а именно: Кобелево, Черницыно, Толстико-во, Токареве, Ескино, Мартыново Юрьевской волости и Козлово Егорьевской волости (последнее будет находиться от предложенной к открытию школы в 3-х верстах, остальныя селения от школы в 1—2,5 верстах; число детей школьного возраста в поименованных селениях — 76 мальчиков и 6 девочек; существующия земское училище и церковно-приходская школа от чер-ницынской школы находятся % 4—5 верстах); — просит собрание:

    1   принять жертвующий дом;

    2  открыть в нем училище, назвав его: «Черницынское земское училище    в   память   Императора Александра II»;

    3   выразить  от земства благодарность жертвователю;

    4  избрать его попечителем открываемой школы и,

    5   ассигновать    на    жалование учителю   и   законоучителю    230 рублей,   а  также   разрешить   Управе выдачу в жалование учителю до 1-го января 1904 года нужной  суммы  из  запасных средств земства.

    К означенному Управа добавляет, что она возбудила ходатайство перед участковым инспектором народных училищ о выдаче разрешения на открытие черницынскаго земского училища и о допущении к должности учителя и законоучителя в этом училище окончившаго курс ярославской духовной семинарии Леонида Соколова.

    Мышкинское уездное земское собрание, по докладу Управы № 38 об открытии земской школы в память Императора Александра II, при дер. Черницыно Юрьевской волости постановило согласиться с докладом Управы и выразить жертвователю благодарность. Собрание закрытою подачею голосов единогласно избрало попечителем этой школы с-петербургского 2-й гильдии купца А. И. Шалимова».

Взято из «Журналов чрезвычайного уездного земского собрания от 31. 05. 1903. «Библиотека Угличского архива. Инвентарный № 726.

  

И  НАПОСЛЕДОК

  &nbsfont-size:10.0pt">В номере 3-м сего года мы опубликовали очерк «Песни нефинской сторонки». В одно время там была популярна «Или в Калуге, или в Рязани», привезенная из Крыма Верой Андреевной Тихоновой.

Первые три куплета вспомнила Антонина Павловна Разумовская, а вот продолжение этой песни мы не знали и обратились за помощью к читателям.

И оно нашлось — в Юрьевском. Вспомнила песню Анна Васильевна Овчинникова. В 1945 ГОДУ работала она под Ленинградом на заготовке дров для города. Был в их бригаде большой любитель пения. Скажет, бывало, в минуты отдыха: «Тамара, давай спой «Варюжки»».

Анна Васильевна слушала песню, сама подпевала, и запали в ее душу и сердце эти простые трогательные слова. Да так крепко, что остались в памяти на всю жизнь.

Может, в Колпине   или в Рязани Не ложилися не я девушки спать. Много варежек теплых связали,

Чтоб на фронт их бойцам отослать.

Заливалися песней веселой, Быстро спорился девичий труд. А порою ночною гадали: Кому варежки   их попадут! Может, летчику, может, саперу— Много есть у Отчизны сынов! Иль чумазому парню шоферу, Иль кому из отважных бойцов! И Тамара, а может быть, Валя

    Написана такие слова: «Милый воин, тебя я не знаю, Но любовь в моем сердце жива!» Получил командир батареи Эти варежки-пуховики. Они нежно и ласково грели, Как пожатие женской руки. «Вот покончим с фашистской ордою, Поезд тронется в светлую даль. И тогда непременно приеду, Может, в Колпино, может, в Рязань» Не стоит удивляться тому, что крымский и ленинградский варианты разные: песня народная, передавалась из уст в уста — в каждой местности переиначивали

ее на свой вкус.

  

horizontal rule

Реклама :

horizontal rule

«КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ» )

Апрель-май 1994 года. Выпуск готовили все те же товарищи     По вопросам,    «связанным с газетой, обращайтесь • школу, библиотеку или Дом культуры.

 

152846, д. Мартыново,

Мышкинский район.

Ярославская область

Мышкинская типография

Тираж 200 экз. Заказ № 556

 

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz