Кацкая летопись № 138 стр. 3

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647  следующая.

 

Летопись церкви села Никольского, что на Топоре...                                                                            3

Слово архивисту

...Бог расположил

 

Титульный лист рукописи Николо-Топорской летописи.
Филиал Государственного архива
Ярославской области (далее - ГАЯО)
в Угличе, ф. 90, оп. 1, ед. хр. 34, л. 1


   Многие народные пословицы и поговорки, присказки и присловия сопряжены с нашей повседневностью. Среди этого многого бытует народная мудрость о том, что человек предполагает, а Бог располагает. Так случилось и с летописью Николо-Топорской церкви: люди предполагали, а Бог расположил.
   Долгие годы жители Кацкого стана, бывшие прихожане Николо-Топорского храма и их потомки, были уверены, что церковная летопись утрачена. Якобы в годы богоборчества передал её бывший священник А.А. Пятницкий для сохранности своим московским родственникам, а у них в перипетиях семейных отношений и жизненных треволнений она затерялась и исчезла...
   В 2005 году журнал «Кацкая летопись» и филиал Государственного архива Ярославской области в г. Угличе начали подготовку публикации эссе по истории храмов Кацкого стана. Среди документов, необходимых для работы, были и бумаги церковного делопроизводства Николо-Топорского храма, некогда поступившие в архив на государственное хранение - различные указы, метрические и исповедные книги, клировые ведомости, коих изучить следовало не один том. И вот очередной том клировых ведомостей должен был рассказать о Николо-Топорском приходе 2-й половины XIX века. Но... взору автора этих строк предстал совсем иной документ.
   Под архивной обложкой дела сохранился старый переплёт документа с чётким названием «Летопись церкви села Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда». После проверки содержания документа и соответствия его названию на старом переплёте сомнений не оставалось - это подлинная летопись Николо-Топорской церкви, считавшаяся безвозвратно утерянной!
   Прежде чем что-то рассказать о «Летописи...», следует в целом упомянуть о том, что же представлял собой этот документ в общем церковном делопроизводстве.
   Церковные летописи, иначе Книги достопамятностей (достопамятностей исторических), были введены как обязательный документ делопроизводства в конце XVIII века. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 29 марта 1792 года священно-церковнослужителям всех приходских храмов, протоиреям городских соборов и настоятелям монастырей неукоснительно рекомендовалось заведение «особых тетрадей» для записи местных памятных событий, служащих «к продолжению российской истории». Эти «особые тетради» (летописи, книги достопамятностей) обязывалось хранить в церковных ризницах.
   Указ Святейшего Правительствующего Синода неоднократно повторялся резолюциями местных иерархов, в частности и архиепископами Ярославскими, на протяжении многих лет.
   Летописи (Книги достопамятностей) следует рассматривать как некоторые церковные записки, содержащие ретроспективную и текущую (на момент записи) информацию, как дневники приходской жизни, отражающие местную бытоисторию.
   Николо-Топорская летопись представляет собой объёмную крупноформатную тетрадь в плотном бумажном переплёте. Бумага 2-й половины XIX века промышленного производства, нелинованная, желтоватого цвета. Объём «Летописи...» - 67 листов. Текст записей расположен с обеих сторон листов (постранично) с минимальными полями у переплёта и внешнего обреза листов. Текстовое поле плотное. Текст относительно чистый, с небольшим количеством помарок и исправлений в виде поправок букв, цифр и надстрочных дополнений, касающихся сюжета повествования. Записи выполнены чернилами чёрного цвета.
   По графике письма определяются несколько индивидуальных почерков, которые, условно, можно разделить на три группы: авторские почерка, почерка проверяющих цензоров (к ним следует относить
замечания благочинных при чтении «Летописи...») и росписи членов Николо-Топорского причта.
   Наличие многих почерков на страницах документа не удивительно, ведь «Летопись...» велась на протяжении более 35-ти лет. Поскольку менялись времена - менялись люди, менялись их судьбы, но часть их души осталась в летописных записях, охватывающих события с 1878 года по 1915 год, к которому относится запись дополнительной части летописи, отражающей состояние средневекового Николо-Топорского прихода. Дополнительная часть «Летописи...» как взгляд в прошлое современных написанию хронографов.
   Последняя запись в «Летописи...» датируется 11-м июля 1915 года; запись, подразумевающая не конец, а продолжение николо-топорского летописания. Но... продолжения не случилось.
   Авторство записей установлено доподлинно. «Летопись...» начал в 1878 году и многие годы вёл священник Николо-Топорской церкви о. Павел (Павел Автономович Вишневский). Он закончил запись 11 июня 1891 года в связи со своим плохим самочувствием и после того вскорости скончался. Его дело продолжил диакон Николо-Топорской церкви Евгений Платонович Борисоглебский, занося записи с 16 июня 1891 года по 11 июля 1896 года и написав «Дополнение к местной летописи церковной». Он прекратил записи в связи с получением места священника в общежительном женском монастыре (женской общине) при заштатном Преображенско-Севастьяновском монастыре Пошехонского уезда Ярославской губернии. А работу над «Летописью...» до 1915 года продолжил николо-топорский священник о. Александр (Александр Александрович Пятницкий). О каждом из них в «Летописи...» есть доброе слово.
   Итак, документ-летопись, отражая местную бытоисторию в аспекте приходской жизни и православного верования, представляет собой не только региональный интерес волости Кадки, но он интересен и для тех, кто занимается вопросами социо-культурного развития провинциальных территорий, историей повседневности. ,
 

Татьяна Анатольевна Третьякова,
директор филиала
Государственного архива
Ярославской области
в городе Угличе

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647  следующая.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz