Кацкая летопись № 137 стр. 21

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Реклама:

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28  следующая.

Лето 2006 года                                          «Кацкая летопись»                                            21

   Но на этом особенности зеркала в металлической оправе не закончились: оно и настенное (есть железная петля), и настольное (металлический упор тоже имеется) одновременно. В общем, явно не крестьянское и, скорее всего, не XIX столетия! Откуда только взялось у Смирновых?
   Тут самое время вспомнить историю зеркал. Они не сразу стали такими, к каким мы привыкли теперь. Люди смотрелись и в водную гладь, и в отполированный до блеска камень, и в пластины из серебра, бронзы или сплава олова с медью - всё это называлось привычным нам словом - «зеркало» (от «зрети» - смотреть), но ни в какое сравнение с современными зеркалами не шло.
   И только в XVI столетии венецианские мастера изобрели зеркало, которым мы пользуемся и сейчас и которое великий В.И. Даль описал так «Весьма гладкая металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы. Стеклянные зеркала чернятся исподу или покрываются оловянным листом, нартучиваются». Как ни таили венецианцы своё ремесло, в следующем, XVII, веке секрет производства зеркал узнала вся Европа. Узнала-то вся, да не вся приняла!
   В России зеркала приживались с трудом. Знаток старинной русской жизни М. Забылин так писал в своей книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» в 1880 году: «Стенных зеркал у русских вообще не было. Церковь не одобряла их употребления. Особенно духовным лицам собор 1666 года положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета».
   У кацкарей зеркалами прельстились тоже сначала женщины-дворянки. Анна Андреевна Батурина, урожденная Тютчева, например, перебираясь в 1758 году по случаю замужества из Знаменского в Апраксине, взяла с собой в качестве приданого аж три зеркала: два стенных и одно уборное. (Кстати, три зеркала, да в XVIII-то веке, да в провинциальном Кацком стане - неслыханная роскошь!) А её сын Пётр Петрович Батурин, между прочим, надворный советник, подполковник, уездный предводитель Мышкинского дворянства, и полвека спустя обходился одним-единственным зеркалом - в раме красного дерева. Любопытно, что висело то зеркало в задней гостиной - лучшего места в большом апраксинском доме, видать, не нашлось...
   А зеркала Анны Андреевны тем временем, поостарев да повыйдя из моды, перекочевали из барских сундуков в крестьянские: то ли подарены были, то ли проданы (а и дворяне счёт деньге знали!), то ли просто взяты в опустевшем на исходе 1862 года помещичьем доме усадьбы Апраксина. Так ли оказалось на Владышине такое чудное и явно не крестьянское зеркало - иначе, рассказали бы сами Смирновы, так ведь не воскресишь никого из них, не расспросишь...

Часы-ходики

   «Тик-так!» - ходики маскалят, времё кажут. Хоть бы какоё, да толькё б не «мёртвой час». В «мёртвой час» (с полдвенадцатого до полперьвого) кацкари некакиех новыех дел не починают и даже из дому не выходят - ладихи не будёт.

   При слове ходики вспоминается почему-то село Хороброво, престольный праздник Смоленская, вечер. У дома Обручниковых горит фонарь; весёлый, в меру хмельной народ толпится возле гармониста, и вот первой выходит в круг сама хозяйка Валентина Ивановна, озорно запевая свою любимую:

Стары часики не ходят,
Новые не тикают;
Интересно поглядеть,
Как мальчишки сикают!

   ... Часы-ходики, висящие в музейной горенке (дар мартыновского жителя Михаила Васильевича Щеникова), и вправду, «не ходят-не тикают». Впрочем, они вполне исправны - просто мы ленимся каждодневно их заводить. Висят часы, наобумноё (какое придётся) время показывают, а мы следим: лишь бы не мёртвой час! Старые кацкари ещё помнят ту пору, когда время с полдвенадцатого до полпервого называли «мёртвым часом» и никаких дел в его продолжение не начинали. Удачи не будет!
   Народ называет часы «ходиками», хотя ходить они научились не сразу. В старину часы и текли (водяные; не зря же до сих пор говорим «время течёт»), и горели (огненные), и сыпались (песочные). Но самые древние часы - солнечные. На Востоке они известны с незапамятных времён, в Греции - с V века до нашей эры, в Риме — с III столетия и тоже до нашей эры. Бог весть, когда с солнечными часами познакомились кацкари, но в 1808 году в апраксинском поместье Петра Петровича Батурина таковые имелись. «На лужайке перед его домом находились солнечные часы - белокаменный «циферблат» с деревянным столбом, выкрашенным зелёною краской», - так описывает их в одной из своих работ угличская исследовательница Татьяна Анатольевна Третьякова.
   Постепенно мода на подобные часы распространилась и среди кацкарей-крестьян, дожив до самых 1940-х годов. Пётр Сергеевич Кукличев, например, вспоминал, что в его родной деревне Мякишеве Нижней Кадки «возле дома дедушки Григория Фомичева на пне липы были солнечные часы. Когда солнышко, можно было узнать время!» Часы, устроенные жителем села Юрьевское Средней Кадки Аксентием Григорьевым Бойцовым, походили на помещичьи более. «Уложил перед домом круглый, что жёрнов, камень, а посередине воткнул штырь, - рассказала его внучка Мария Фёдоровна Телегина. - На камне цифры и деления высек.. Идёт, бывало, кто мимо его дома и, если солнце, обязательно заглянет - который час?»
   Впрочем, нам бы солнечные часы вряд ли понравились: чтобы ими пользоваться, необходимо иметь привычку — тень от штыря выполняла роль часовой стрелки, а минутной... не было!
   До второй половины XVII века минутной стрелки не знали и механические часы, хотя изобрели их ещё на рубеже ХII-ХIII веков. А XVII-й век был для них судьбоносным: тогда не только минутная стрелка появилась - нидерландский учёный X. Гюйгенс в качестве регулятора часов применил маятник, и они, уменьшившись в размерах, перекочевали с городских башен на стены квартир. Ходики (по словарю Ожегова, «небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями») впервые смастерил в том же XVII столетии, в 1680 году, англичанин У. Клемент, изобретя крючковый спуск, приводимый в действие гирей.
   Кстати, в Российской империи часовая промышленность именно с производства ходиков и началась: первый завод по их изготовлению был построен ещё в 1784 году в белорусском местечке Дубровне.
  


  (примечание вебмастера: синим цветом выделены буквы, на которые падает ударение)
 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28  следующая.

Реклама:

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz