Кацкая летопись № 137 стр. 17

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Реклама:

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28;  следующая.

Лето 2006 года                                                      «Кацкая летопись»                                       17

   Кстати, о чуланах. Слово, их называющее, нерусское, заимствованное ещё в эпоху Киевской Руси у тюрских народов: у татар до сих пор «чолан» - кладовая. Сначала оно бытовало только в городах; сельчане долгое время пользовались славянскими синонимами «клеть» и «сельник». Клеть-сельник-чулан-горенка этнографической избы Музея кацкарей обустроена как раз в колхозную пору и такая, какая в большинстве современных Кацких изб.
   Когда в 1970-х годах мартыновский мужик Михаил Григорьев перестраивал унаследованный от отца старинный дом, мода на горницы-летние половины уже прошла. Как и все оннодерёвенцы, к задней стене избы он пристроил сени и отгородил в них тесовой перегородкой небольшую комнату 3,73 на 2,37 метра - вот вам и чулан.
   Освещен он, как и положено, одним-единственным окном, по размерам заметно меньшим, нежели окна жилой части избы — 47 на 73 см. Оно, и это тоже очень характерно для кацких чуланов, зарешечено железными пластинами с излюбленным кацкарями рисунком, который сами они называют решотка с листочкям. Кстати, эту особенность всегда замечают туристы и обыкновенно спрашивают: «А почему во всём доме решётки только на чуланном окне?» Не знаем; скорее всего, от воров - зимней ночью, когда все онножилянцы почивают в тёплой избе, проникнуть в дом, видимо, сподручнее всего именно через окно в чулане. Но не уверены в том -сами-то не воровали!
   Здесь же, в чулане, Михаил Григорьев установил лестницу на чердак — а вот это уже отступление от традиции: обыкновенно таковая лестница у кацкарей на сенях.
   Что ещё рассказать про горенку-чулан? Осталось, пожалуй, только то, что строя музейную экспозицию, мы, естественно, и оттолкнулись от двойной функции этого помещения, устроив в горенке-чулане этнографической избы и спальню, и кладовую (а чтобы у посетителей глаза не разбегались, сделали в чулане кладовую рыбака). Милости просим!

Кровать

   По-путному-то, по-глумяному, кровать ставят обязательнё поперёк стлани. Стелят постельник домотканой, полной прямлёною соломою, а на постельник - из срезков одеяльцо. В подушку хмельнёго руна напехают - от неспихи. Ну и подзоры со спинкам - красы ради.


  
Горенка - одно из самых красивых и уютных мест Музея кацкарей и, взоходя в неё, туристы обычно охают да ахают. А тут ещё экскурсоводы своими загадками страсти разогревают:
   - Как вы думаете, какой из представленных здесь предметов сто лет назад считался самым дорогим в крестьянской избе?  
   Вариантов всегда предлагается множество, требуется подсказка, но она ещё больше запутывает светлые головушки посетителей:
   - В американском штате Огайо этому предмету поставлен памятник!
   То-то бывает удивлений, когда в конце-концов обнаруживается, что загадываемый предмет - привычная с малолетства... кровать! А между тем ещё недавно в Кацком стане можно было услышать рассказы, что кровати-де покупали только самые богатые кацкари и не спанья ради, а для хвастовства - занарок (специально) для того, чтобы соседи приходили и руками всплескивали: «Вы такие богатые, у вас даже ести кровать!» Только и разрешалось, рассказывали, на кровати поваляться молодожёнам и то лишь в первую брачную ночь, а дальше прогоняли - как бы ненароком такую-то дорогую мебелищу не испортили...
   Энциклопедии, между прочим, с воспоминаниями старожилов-кацкарей совершенно солидарны: деревянные кровати стали появляться в традиционном народном жилище лишь со второй половины ХIХ века, железные - в 1930-х годах; и те, и другие «являлись предметом гордости их владельцев».
   (Впрочем, в дворянской среде кровати появились много раньше. Угличская исследовательница Татьяна Анатольевна Третьякова, опираясь на документ 1808 года, в апраксинском доме Кацкого помещика Петра Петровича Батурина находит «...деревянную крашеную односпальную кровать, убранную перяным тюфяком и одеялом на заячьем меху, крытым зелёной байкой; поверх - ещё одно холодное стёганое одеяло и три перяные подушки»).
   Но то кацкари-дворяне, а на чём же спал простой люд? Коренная кацкарка Антонина Ивановна Розова из деревни Нефина, помнится, и сама удивлялась, отвечая на этот вопрос:
   - И как раньше столькё рожать умудрялись?! Бывало, придёшь утром рано к кому, особенно в праздник - народу до дуры, толькё пар валит. Робят на полати под тоненькё одеяло загоняли, старой чоловек — тот на печке или на карженке. А уж остальные хто где: хто на лавках, а хто и на полу вповалячкю!
   Так что молодожёнам, устроившимся на удобной кровати, впору позавидовать. А впрочем, нет - скорее посочувствовать: несмотря на то, что большинство кацких свадеб игралось в январе-феврале, первую брачную ночь новоиспечённые муж и жена должны были провести в неотапливаемой горенке...
Но мы о кроватях. Есть в собрании Музея кацкарей железные, кованые, складные, но мы поставили в горенку ту, что досталась нам от прежних хозяев дома. Сделана она из полых металлических труб -подобную впервые смастерил в английском городе Бирмингеме некто Роберт Вайнфилд ещё в 1831 году. С 1831-го да по 1930-е годы - долгим же был её путь до Кацкого стана!
   Собирается такая кровать просто: две железные спинки с двумя ножками каждая - изголовье повыше и изножье пониже - соединены деревянным переплётом, и всё!
   На переплёт кладётся домотканый постельник -род тюфяка, набитый ржаной соломой, которую у кацкарей было принято менять дважды в году: на Паску и Успеньё (28 августа). Если соломы не было, набивали... нет, не сеном - в сене заводятся мыши -осокой! Или птичим пухом - ну это когда постельник являлся частью приданого, причём очень богатой кацкарочки. Рассказывают, случалось, пуха не доставало — девушки хитрили, мешали его с шишками, а посему опытные свекрови пёрьвыем долгом проверяли именно постельник: таков ли?
   Простыней кацкари долго не знали, спали на голом постельнике, обыгнувшись (укрывшись) лоскутным одеялом. На счастье, лоскутное одеяло в Музее кацкарей - подлинный этнографический образец: сшито Марией Ивановной Темняткиной из села Хороброва вскоре после замужества в 1947 году и использовалось исключительно по назначению. Поветшало, конечно же, со временем, но опытная мастерица Лидия Александровна Дорофеева из Мартынова аккуратно его подреставрировала.

(примечание вебмастера: синим цветом выделены буквы, на которые падает ударение)
 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28;  следующая.

Реклама:

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz