Кацкая летопись № 136 стр. 16

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

16                                                       «Кацкая летопись»                                                          Весна 2006года

Родное прошлое

Запасовская старина

Продолжение. Начало в № 1 (135), зима 2006 года

   Мы продолжаем публикацию записок, увы, уже покойного нашего земляка Михаила Ивановича Казакова о прошлом родной ему деревни Запасова, что в Нижней Кадке. А публикуя, поминаем его добрыми словами и за то, что не поленился он в своё время взяться за перо и бумагу, и за то, что не погнушался самыми маленькими чёрточками старинной деревенской жизни.
   Все диалектные слова и черты, употребляемые автором (мы их сознательно сохранили, выделив курсивом), читателям должны быть понятны. Кроме, пожалуй, четырёх: фуражка - ёмкость для фуража, зерна для лошадей или другой скотины; кулига - надел, участок сенокоса, пашни или леса, закреплённый за одной семьёй; загата - соломенная у кутка избы для тепла; каток - катание.
   Благодарим преподавателей Климатинской школы, а на особицу Татьяну Николаевну Голову, сохранивших и передавших «КЛ» эту старую рукопись.

* * *

   Некоторые из запасовских отходников, работавших в Санкт-Петербурге, ходили в вечерние и воскресные школы для взрослых. Так, К. Ип. Кубасов в 1905 году учился за Невской заставой у Надежды Константиновны Крупской. Вспоминал, что школа была
двухэтажная, деревянная.

* * *

   До 1890 года все постройки в Запасове были крыты соломой, но вот в 1890 году появились два новые дома, крытые дранкой. С этого времени дранка стала солому с крыши вытеснять.

* * *

   Запасовские женщины и в зимнее время были лишены отдыха: садились за пряху, пряли пряжу: лён, кудель-охлопок и отрёпки. Затем в марте садились за стан и ткали новины и холсты. Холсты весной носили продавать в Углич по 35-40 копеек за штуку.
Из мужиков в Запасове многие очень искусно плели из древесных корней воронки кухонные, корзины, меры, фуражки, солонки и даже табакерки. Плели так плотно, что держалась вода! Самоучка-умелец Дмитрий Туманов делал деревянные замки, сновальницы, мотальницы - причём если требовался учёт оборотов,
делал их и со счётчикам.

* * *

   В грибную пору всё население по утрам ходило за грибам, которые помогали пополнить финансовую сторону. Больше стремились заготовить белых грибов -их продавали в Угличе, в 1901 году за один фунт платили 80 копеек

* * *

   Пользование лесом было таково: на собрании решался вопрос где, кому и сколько взять леса — после раздела каждый был хозяин своей кулиги. Буквально все лес копили - кто не в силах копить был сам, нанимал за плату. Автору этих строк довелось копить по найму в 1911 году: 123
ёлки за 3 рубля.

* * *

   Власть в Запасове принадлежала сельскому старосте, который руководил двумя деревнями: самим Запасовом и Селеменевом.
   На местах были ещё полицейский десятской, общественной десятской и ночной сторож. Полицейской десятской унимал скандалистов. У общественного обязанностей было много: следить за исправностью дорог, мостов, наряжать на собрание, разводить нищих, которых было много, по ночлегам. Сторож был очередной; очередь вела дубина, которую отстороживший переносил к соседу и ставил у окна.

* * *

   Веселиться в Запасове в прошлом очень любили, песен знали много. Девицы с домашними рукодельями в зимнее время собирались все в один дом, соблюдая очерёдность, и исполняли самые разнообразные - весёлые, а подчас и тревожные - песни.
   До 1880 года молодёжь, уходя на гулянки в соседние деревни, обувала лапти, а сапоги коженые брала с собой, завёрнутые в платке. Придя к дому, где собрались девицы, лапти с ног снимали и прятали в загату, а сапоги обували.
   За отсутствием музыки иногда веселились под песни. При исполнении кадрилий девицы пели:

Руби сосну, руби ель -
Начинается кадрель!
Руби, тятинъка,
Древо под корень,
Гляди, маминъка,
Куда валится.
Вы отдайте миня
Куда хочется,
Вы отдайте миня
В торговое село,
В торговое село
-Село Климатино.
Чтобы я ли молода
Купчихою была,
Купчихою была
-С купцам гуляла!

   ... Особенно много исполнялось песен в зборище всего населения деревни в Прощальное воскресение вечером у костра на сжигании Масленицы. В Масленицу ездили на каток: в пятницу - в Ордино, в субботу - в Климатино. Но санок в деревне было мало, а почему многие ходили или ездили как зрители.

* * *

   В зиму 19Ю года привезли в Запасово больного нищего, решали на собрании как с ним поступить. Говорили, больному место в больнице! Ефим Щеглов сказал, что надо поступить по-христиански - поставить на черёд. Поставили, и по обычаю того времени нищий в каждом доме по суткам лежал. А он был болен тифом! Разразилась по деревне болезнь, от которой переболело много людей и умерли Пётр-старший Казаков, Степан, Федосия и Наталья Воробьёвы, Бойцова Дарья и Казакова Наталья.
   В испуге жители Запасова обратились к приходскому священнику отцу Александру. Для избавления от болезни он и посоветовал установить ежегодной празник,

 Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz