Кацкая летопись № 136 стр. 6

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

6                                                   «Кацкая летопись»         Весна 2006 года

Откуда есть пошла Кацкая земля?

Волость Кадка в данной грамоте
Андрея Большого

(мысли по поводу 530-летия документа)

   1476 год. Удельный угличский князь Андрей Большой Горяй пишет свою знаменитую данную грамоту угличскому же Покровскому монастырю, которую с тех пор без устали цитируют все без исключения исследователи средневекового прошлого Угличского края. Правда, все в разном объёме и с незначительными расхождениями в деталях; для большой истории это, конечно, мелочи, да вот нам-то, кацкарям, обидно: грамота содержит довольно пространное для XV века упоминание о нашей Кацкой земле.
   А, впрочем, обижаться нечего: исследователи, как кажется со стороны, цитируют не документ, а... друг друга! Последним из бытописателей, кто действительно держал его в руках, был, похоже, архимандрит Антоний, ещё в 1870 году в своей книге «Угличский Покровский монастырь» жаловавшийся на плохое состояние раритета: «Далее за ветхостию грамоты разобрать невозможно». 1) В его же книге содержится и самая полная выдержка, касающаяся волости Кадки. Вот она в авторском пересказе:
   «Затем благочестивый князь променялся несколькими деревнями с монастырём, уступив ближайшие к нему, а себе взявши дальния. Вымененныя монастырём селения были следующия: в Кадке сельцо Ильинское, на пятинке Великий Дмитрий, Трухино, Воронцово, Широбоково, Яичницыно, Овсяниково, Рогово, Курцово, Степаново, Дягильцево, Берзу-нино, Микешево, Реброво, Рогово (другое), Андреяново, При-секино, Панино, Коробанцево, деревня села Юрьевскаго По-горелово, с пустошами, с лесами и с пожнями, куда только ходил плуг и соха и топор и со всем тем, что к тем землям из старины потягло. Променянными же обителию селениями и землями были: сельцо Ковезинское в Кадке, пустошь Пан-телеево, сельцо Токарево, Семенцово, деревни: Якинское, Кузнецово, Семенцово, Трубеньевская, сельцо Киндяково, Согобеткино и Синдяково, с подобными же, как и у выменянных, угодьями».2)
   Нынче, в год 530-летия данной грамоты Андрея Большого, было бы полезным перечитать её сызнова с пристрастием - с тем, чтобы высветить новые нюансы средневековой истории волости Кадки.

А ПОЧЕМУ АНДРЕЙ?

   У каждой земли, если она не мертва, есть две истории: изустная и письменная. Первая, что цыганка, легко вскружит голову каждому легковерному пышными одеждами из сказок, преданий, легенд, мнений, домыслов и предположений. Вторая - строга, немногословна и... крайне бедна, едва перебивается, прикрыв свою наготу скудным платьицем из редких исторических документов.
   Устная история Ордина -стольного села Нижней Кадки -начинается в печально известном XIII веке, когда «светло светлая и украсно украшенная Земля Руськая» подверглась поработительному нашествию монголотатар.
   Пятьдесят лет, согласно кацким преданиям, на высокой круче в низовьях реки стояла орда (надо думать, монголо-татарская администрация), пятьдесят лет с окрестных селений дань собирала; оттого и назвали люди село - Ордино.
   Письменная история Ордина, на первый взгляд, не подтверждает (но и не опровергает) старинную легенду, уводя нас уже в самый-самый конец монголо-татарского ига: в 1476 год. И было тогда Ордино не селом вовсе, а сельцом, да и называлось совсем по-другому - Ильинским; им владел и единолично распоряжался удельный угличский князь Андрей Большой Горяй.
   Стоп! А почему Андрей-то!? Кажется, в те времена Ордино, как и вся Кадка, должно было принадлежать его матери - Марии Ярославне...

   ВОЗМОЖНО, ДЕЛО БЫЛО ТАК

   Действительно, тогдашней владетельницей Кадки письменный источник однозначно называет Марию Ярославну - овдовевшую супругу великого князя Московского Василия II Тёмного. Это её имел он в виду, когда в 1461 году начал составлять своё завещание: «А у сына своего у Андрея у Большого из удела даю своей княгине... Кадку».3)
   Сколь великой и населённой в том далёком XV веке была эта северо-западная окраина Угличского княжества, остаётся только гадать, но стоит заметить, что худых земель своим жёнам любящие мужья, наверное, не дарят. А само определение слова «волость» (из более поздних документов видно, что Кадка была волостью4)), подразумевает, что, во-первых, Кацкие земли в ту пору были государственными («чёрными» по тогдашней терминологии) и, во-вторых, достаточно населёнными: не село ведь «з деревнями» дарит, а целую волость - некую сельскую «страну», образующую отдельную самоуправляющуюся общину.
   Крепостное право в то время окончательно ещё не оформилось, и для любого владетеля Кадка была привлекательна прежде всего собираемыми в ней налогами - «ямскими и приметными денгами и всякими доходы тоя волости», как говорится ещё в одном, опять-таки более позднем документе.5)
 

 Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

Написать С. Темняткину в &qnt size="2">                                                                                                  Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz