Кацкая летопись 133 стр. 17

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

 

   Есть в книге стихов Павла Голосова и внутренний сюжет - история возвращения сына на отчий порог, сына отнюдь не блудного, но странствующего: «Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества -и сладок, и приятен...».
      Глазами матери дом смотрит на меня,
      Мой старый дом с берёзой у крылечка...

   Свой поэтический дар Павел Голосов несёт с тем скромным достоинством, с каким сельчанин несёт горделивость знания родной земли. Он знает цену и слову, и хлебу. Он и родился в летний день, напоенный запахом спелого хлеба, который принёс в своих ласковых руках ветер. Его сверстники - мальчишки с деревенских улиц - мчались в атаку «на лопухи с налётом белой пыли», с саблей-хворостиной или с деревянным наганом на ремне - они видели себя Будёнными и Чапаями. Так шло его послевоенное детство. Едва ли не половина стихотворений в книге Голосова наполнена памятью о войне, о дедах, воевавших за Родину.
   Герой его творчества - история России. Истории посвящены многие стихотворения, в том числе и «Колокола». Поэт сопрягает колокола Новгородского вече и поля Куликова, Хатыни и Хиросимы. В военных стихах он проводит смелые параллели от Великой Отечественной до нынешних локальных войн и горячих точек..
      Я поднимусь: ты рядом,
      Мой дед - в сорок втором
      Ты встал под Сталинградом,
      А я под Веденом.

   Размышляя об истории и живя в ней, Голосов постоянно находится во власти исторической памяти, сопротивляясь власти исторического забвения. Ученики завидуют жизни своего наставника, жизни, как им представляется, бурной, полной риска и опасностей, восхищаются им, хотят проникнуть в его закрытый пока для них опыт, а Павел Николаевич, в свою очередь, преодолевает времена и пространства, то уходя в походы и боевые схватки древнерусских князей, то всматриваясь в древние листы пергаментов и рукописей, начертанных летописцами. Поэт и историк, Голосов мыслит себя преемником древнего летописца, обнаруживая в прапрадеде близкий строй души, желание напрячь деятельные способности, испытать себя.
   Впрочем, иногда хочется поспорить с автором, читая, например, стихотворение «Ода топору». Избу ладить, лес валить мужицким топором - и впрямь, можно памятник топору ставить - верному и надежному другу в строительстве и (в древние времена) - в обороне. Порой без единого гвоздя одним лишь топором вытесаны, сотворены и храмы, и дома. Понимаешь мысль Голосова о защите Отечества, но призыв «Снова Русь зовите к топору» имеет совершенно иной определенный исторический контекст. Слова «К топору зовите Русь, к топору», по известной легенде, принадлежит Чернышевскому - это призыв к революционному мятежу... Тем более, что и народовольческий мотив рядом:
      Вечная мечта: земля и воля,
      И в руках помощник их искать...

   Искать волю с помощником-топором? Вряд ли Павел Николаевич помышлял об этом. Он думает и пишет о мирной земле и мирном небе. Его желанный идеал -это тепло и свет домашнего очага.
      Будем дом, смеяться будут дети,
      Зашумит рябина у окна,
      Пирогом душистым печь приветит,
      А в дверях - красавица жена.

   Человек создан так, что величайшее наслаждение из всех дарованных ему природой и Богом - творить добро... Писать стихи для Голосова - и значит созидать красоту, творить добро и свет.
 

 

 

Маргарита Георгиевна ВАНЯШОВА,

доктор филологических наук, профессор
г. Ярославль
 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; следующая.

 

* * *


Реки, речки - дальние дороги -
Уводили в тёмные леса;
Наши предки мужественны, строги -
До сих пор звучат их голоса.
 

Студенец, Поповка и Присеки,
И могилы на краю села...
Выбирали место и навеки
Трудно приживались у кола.
 

Поле все истоптано лаптями,
И надёжный друг - крестьянский конь.
Лето снова взято журавлями,
По оврагам вновь рябин огонь.
 

Скоро грянут зимние метели,
Холода и волки у реки.
Поскорее б птицы прилетели -
Как же трудно выжить, мужики!
 

Руки скрючены, рубахи серы,
Вечная борьба за колос ржи;
Здесь, по Кадке, вы когда-то сели,
Чтобы наша продолжалась жизнь.
 

* * *


Осень клёны рассердила -
В гневе краской налились,
Но ушла былая сила,
Потянулись листья вниз.
 

Приуныли листья, просят:
"Эх, ещё б чуть-чуть тепла!"
Но у жизни есть и осень;
Всё дала нам, что смогла.
 

По лугам, по перелескам,
По оврагам и лесам,
Паутинки в ярких блестках
Потянулись к небесам.
 

Было всё: туманный вечер
С угасающим лучом,
Приласкавший ветки ветер,
Им шептавший горячо.
 

Били яростные грозы,
Разрывая небосвод.
Были утренние росы,
Плеск волны у кромки вод.
 

Жухнут травы. Стылый ветер
Над полями пролетел.
Было жарко. Было лето.
У всего есть свой предел.
 

На крылечке дед...


Поле, лес и речка -
Дальняя дорога!
Вот её начало,
Прямо от порога.
 

 

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz