Кацкая летопись № 132 стр. 19

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24 следующая.

(примечание вебмастера: синим цветом выделены буквы, на которые падает ударение)
 

гладкий, а верх изобилует вырезами (узорами). Здесь и столь любимые кацкарями полусолнца - Белые Коровы, и вспаханное поле, и проросшие семена. Цвет, естественно, красный - все проникнуто символами плодородия. Мартыновская жительница Анна Васильевна Щеникова, Царствие ей Небесное, передавала сей валек-колотушку в музей с особым трепетом:
   - Это мамы моей память, - пояснила она, - Матрены Кринкиной из деревни Кузьмадемьянки. А уж откуда у ней валёк-от взялся, не знаю-не ведаю...

Валёк с каталом

   Льняноё-то полотно грубоё, дак ёго подашливее всёго не утюгом отглаживать, а гладильныем валькём. Надобно толькё чуть волглоё ишшо намомать на катало и валять по столу - три дела приделаёшь: и досушишь, и розмяхчишь, и выгладишь!

   Бывает же так живет себе человек, детей растит, трудится, то радуясь, то печалясь, и знать не ведает, что остаться ему в памяти не по делам своим, а из-за какойнибудь совершенно никчемной на первый взгляд вещицы. Вещицы, которой он при жизни и значенья-то не придавал!
   Думалось ли Екатерине Серебряковой из деревни Мартынова в том далеком уже XIX веке, что спустя сто с лишним лет ее будут поминать несколько раз на дню исключительно из-за принадлежавшего ей когда-то... гладильного валька?!
   А случилось так в середине 1990-х годов деревенский парнек (теперь уже юноша) Дима Преснов возьми да и предложи: «Не надо ли вам валька? У нас на чердаке валяется, правда, не очень приглядный». Мы тогда еще все подряд собирали - конечно же, надо! Валёк, действительно, оказался не лучшей сохранности и рисунок на его лицевой стороне почти не прогладывался, зато вырезанная ножом надпись читалась почти вся:«1882 года февраля 15 дня сей валекъ сделалъ на ...ать Катерине Серебряковой Иванъ...»
   Не иначе, жених невесте в подарок, сразу решили мы - как сейчас утюги, так раньше вальки в качестве свадебного подарка были широко распространены. В Музее кацкарей подобных подарочных вальков несколько - чудо, как хороши! Причем орнамент всех их абсолютно одинаков (то ли мастер один делал, то ли традиция была крепка): «белые коровы» (солнечные розетки), дарующие достаток и счастье, и «вспаханное поле» (комбинация треугольничков, составляющих ромбы и квадраты), несущее плодородие и обеспечивающее рождение детей. Символика для молодоженов, согласитесь, самая актуальная!
   Кстати, гладильный валёк не следует путать с вальком-колотушкой; хоть внешне они и похожи, но последний служит для стирки, а первый - исключительно для глажения. Для этого на длинную круглую в сечении палку (по-кацки катало, на литературном языке «скалка») плотно наматывали слегка влажную ткань, накладывали сверху валёк и начинали валять - двигать его правой рукой взад-вперед, левой прижимая к каталу. Наиболее удобными считались, говоря по-кацки, вальки с передком - набалдашиной, за которую левой рукой и держались.
   (И вот вам наблюдение: лен лучше всего отглаживается как раз не современными электрическими утюгами, а вальками с каталом. Дело в том, что льняная ткань грубовата, а валек и размягчит, и выгладит, и досушит). Размерами гладильные вальки всегда много крупнее валька-колотушки: представленные в Этнографическом музее кацкарей образцы имеют длину от 60 до 64 см (в том числе рабочей части от 46 до 53,5 см), ширину - от 10 до 12 см, вышину (толщину то бишь) - от 2,5 см до 4-х.
   Низ рабочей части тоже разный: у колотушки он гладкий, у гладильного валька - с поперечными рубцами числом от 22-х до 38-ми. Рубцы, надо сказать, - важнейшая часть этого инструмента: благодаря им катало катается много легче. Не случайно в русском литературном языке этот предмет по рубцам и назван - «рубель», однако кацкари его так никогда не называют и даже слова такого не знают. Для них он только валёк - по действию валять, то есть катать, белье.
   Вообще-то вальков-рубелей в собрании Музея кацкарей голомёно (много), но из головы не шел подаренный Димой Пресновым - тот самый, свадебный, Екатерины... Ведь и дата, и место известны, да и род Серебряковых, правда, по женской линии, в Мартынове еще не пресекся. Неужели не отыщем хозяйку в документах Угличского архива?

Вот так, как показывает сотрудница Музея кацкарей Ольга Розова, когда-то и гладили.
Фото С. Темняткина

   Нашли! Екатерина Сергеевна Серебрякова (если не было еще какой другой) родилась 14 ноября по старому стилю 1855 года в семье мартыновских крестьян Сергея

(продолжение следует)


 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24 следующая.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz