Кацкая летопись № 138 стр. 39

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

Спонсор странички :

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647;   следующая.

Летопись церкви села Никольского, что на Топоре...                                                            39


   Из истории известно, что весь Угличский уезд, бывшее Угличское княжество, вместе со своей метрополией - городом Угличем - в виде лакомового подарка от Великокняжеского престола, переходил из рук в руки разным лицам, кроме земель монастырских (до времён Екатерины II) и церковных, кои остались неприкосновенными до наших дней. Эта неприкосновенность церковной земли во время принадлежности её первым Государям Русским, позволяет нам относить время основания церкви и прихода, следовательно, ко времени, предшествующему 1491 году, так как с этого года именно кончается самостоятельность княжества Угличского: князь Андрей Васильевич Горяй - современник преподобным Паисию и Макарию — без всякой с его стороны вины был заточён в неволю, а его области отобраны под руку Московского великого князя Иоанна III, собирателя воедино земли Русской. (История Карамзина, том IV, стр. 132)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОСТИ

   Писцовые книги показывают далее, что местность как под погостом и приходом, так и окружающая, была не раз ареной кровавых столкновений враждующих лагерей. Усматривается это из того, что в них упоминается множество сёл и деревень, которых к тому времени не было следа: пустоши, что были деревнями, Парфёново, Нероново, Церковная, Чулкова, Чернышева, Марьина, Андреева, село Левино, село Троицкое с храмами Живоначальныя Троицы и Николая Чудотворца и много других, по географическому положению вблизи находящихся.
   В самом деле, ещё в счастливые для врагов времена удельной распри между князьями татары, литва, шведы доходили до богатого земледельческой культурой Кацкого стана. Об этом свидетельствуют татарские названия некоторых селений: Ордино, бывшее село Троицкое на Кадке (автор летописи совершил описку: па самом деле Ордино по-другому называлось Ильинским; Троицкое располагалось на реке Пойге выше Балакирева - «КЛ»), как говорит предание, от расположения здесь татарской орды, Ташлыки, Баскачево и прочие. Во время междуцарствия и после окончательного освобождения Москвы и утверждения новой царствующей династии, пользуясь слабыми средствами самозащиты юного государства, вольные партии поляков и изменнических шаек казачьих неоднократно заходили на Углич, а также, вероятно, и за Волгу, в Кацкой стан. Нет ничего удивительного, что цветущие плодородием равнины нынешнего Мышкинского уезда с плотным населением всегда привлекали на себя алчные взоры врагов и были опустошаемы много раз огнём и мечом. Местность погоста Никольского на речке Топорке не могла быть, конечно, счастливым исключением, так как совершенно смежные деревни (в расстоянии около 100 сажен) Киндякова, Парфеньева, Чулкова в писцовых книгах уже называются «пустошами, что были деревни», из коих некоторые восстановлены (Парфеньево, Киндяково), другие исчезли навсегда (Чулково, Марьино), оставив своё название месту под ними, сохранившееся доселе.
   Разделяя общую участь, церковь погоста Никольского восстановлялась всякий раз, может быть, средствами государственными, почему и не исчезла бесследно, как исчезли от того времени церкви сёл Левина, Троицкого, Медлева, Козмодемьянского, Балакирева, Тишаева и других, которые не имели счастья стоять на земле «Государя всея Русии и Великаго Князя Московскаго».

СОСТАВ ПРИХОДА В XVI И XVII ВЕКАХ

   Попытаемся обозреть состав прихода в XVI и XVII веках. Точный состав прихода будет указан ниже, теперь же будем говорить о всех селениях, составляющих приход настоящего времени. В конце XVI века и начале XVII века мы застаём в приходе нашем владельцами преимущественно иноземцев.
    1. Наиболее крупный владелец - Шимархальский Царевич Шихимов (татарин). Ему принадлежали следующие вотчины: село Тишаево с деревнями Стулыбьевом (Кузнецово тож), Пашковом, Лютиковом и некоторыми другими; деревня Щербово, пустошь Рубцово (Опраксино тож) и чёрных деревень пустоши Кочорово, Труфаново и другие. Все означенные селения в документах 1614 года называются, как и по писцовым книгам, «пустошами» и переходят в другие руки.
   2. Станислав Олжинский (литвин). За ним были деревни Нефино, Демидове», Филино, Кобелёво, Резанцово, Черницы-но, У деревни Токаревы, деревни Ескино и Мартыновка. Из числа этих деревень по писцовым книгам только одно Кобелёво называется деревней, остальные - «пустоши, что были деревни».
   3. Паша Муза Дербишеев. Ему принадлежали: 1/2 пустоши Дьяконова, часть (из 3/4) деревни Токаревы, деревня Костево Меншое, деревня Платонцово.
   4. Литвин Миколаевский помещик Остромельский. Ему принадлежали деревни Гридино, Скурятино (Юрятино тож), пустошь Костеново.
   5. Татарин Ишеевский помещик Бичурин. Ему принадлежала деревня Чернево.
   6. Иноземец Михаил Рогульский. Ему принадлежали сельцо Гридино, пустошь Рыкачево и другие. (Составитель дополнения опускал в перечислении вотчин все селения, не входящие в состав Николо-Топорского прихода настоящего времени, если нет указаний по названиям урочищ и полей на принадлежность к этому приходских селений - примечание автора дополнения - «КЛ»).

   План сельца Гридина, составленный в 1772 году.
   Филиал ГАЯО в Угличе, ф. Р-850, оп. 1, ед. хр. 596
 

ПРЕОБЛАДАНИЕ ИНОЗЕМЦЕВ ВО ВЛАДЕНИИ ВОТЧИНАМИ

   Есть основание предполагать, что распределение вотчинных земель прихода между иноземцами произошло при Василии Иоанновичс или сыне его Иоанне Грозном, так как это было совершено в духе политики этих царей. Главной помехой в устройстве самодержавной власти Государства - такую именно цель наиболее преследовали - были, конечно, враги внешние, мешавшие заняться внутренним устройством государства. Щедрыми дарами, при том вдали от окраин Отечества, эти первые Цари Русские располагали в свою пользу наиболее важных, в то же время наиболее опасных иноземцев (Шемархальский Царевич, Паша Мурза Дербишев, Станислав Олжинский и другие), которых в распоряжение их доставляли или удачный поход в качестве пленников, или обычный по тому времени подкуп в качестве дезертиров. Во времена междуцарствия, когда произвол с особым успехом брал верх над законным правом, большая часть этих вотчин, по исконной русской ненависти к татарину и немцу (литвину тож), была самовольно разграблена или различными происками отбита, так как иноземцы уже перестали пользоваться покровительством от Престола.
   Такому именно отношению верховной власти к иноземцам имеется подтверждение в двух государственных актах. Это «Боярская грамота 1612 года сентября 9 Угличскому воеводе Андрею Палицину и дьяку Кузьме Миткову о справе за Шимаханским Царевичем Щихимом бывшаго его поместья села Тишаева с деревнями» и другая ему же от 31 октября того же года «о разделе села Тишаева между Щихимом и Фёдором Дурневым с товарищи». По первой грамоте село Тишаево с деревнями, отбитое у Шихимова и отданное Де-ментью Погожеву, Фёдору Дурневу и прочим, возвращено ему, Шихимову, отказной грамотой в 1611 году: «а дети боярские Дементий Погожий с товарищами тое грамоте не послушали и поместья ему отказывать не дали» - потому отказывается снова законному владельцу Шимаханскому Царевичу Шихиму Азметовичу. По второй с небольшим через месяц туже его вотчину, село Тишаево с деревнями, приказывается разделить между Шихимом и Фёдором Дурневым с товарищами за ту вину якобы: «Шихим де и земския служдбы не служил, а бы де и он всё в литовских полках со своими татарами, а ныне они де (Фёдор Дурнев и К0) и с жёнами и детьми меж двор волочатся».
 

Перейти на стр. предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 3637; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 4647;   следующая.

Реклама :

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz