перейти на номер: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; |
А вечера становятся всё длиннее — лежи себе да «КЛ» почитывай
Газета краеведов волости Кадка КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ № 17-18 (55-56) Октябрь 1996 года
Листая календарь1 сентября 39 учеников будет учиться нынче в Мартыновской школе: 20 в начальной и 19 в старшей. В первый класс пошли Настя Бутусова, Света Воронцова, Слава Ершов, Юра Кружков, Сережа Шалаев, Алеша Туркин — всего пять человек. Первой учительницей у них, Валентина Ивановна Топтыгина. 8 сентября Во Владимирскую, свой престольный праздник, село Юрьевское отметило юбилей — 475 лет. В одном из следующих номеров «КЛ» мы постараемся найти местечко для рассказа об этом событии, А пока от имени артистов попросим прощения за получасовую задержку и поблагодарим за радушный прием. 28 сентября Осенний бал в школе, подготовленный учителем Николаем Викторовичем Румянцевым, удался уже потому, что самое активное участие в нем принимали ученики. они, оказывается, хорошие артисты: Марина Смирнова, Света Мехова, Юля Преснова, Лена Ершова, Оля Белякова! Когда увидим ваши новые выступления?
Стихи прислал читательПРО ИВАНУШКУ-ДУРАЧКА
Слышал в детстве я сказку про Бабу-Ягу: Мол, за полем, за лесом, в избушке, Что по крышу почти утонула в снегу, Проживает седая старушка. У неё, говорят, костяная нога, И с печи ей спускаться — надсада. Но мила и приветлива Баба-Яга И случайному путнику рада. Я подумал: «А кто же наколет ей дров, Подлатает крыльцо и окошко? Кто накосит травы и подоит коров, Кто посадит весною картошку? Я подрос и справлялся с работой любой, Даже если работы — навалом. И пошел я на встречу с Бабусей-Ягой, Той, что с детства мне спать не давала. А в соседней деревне — Матрена — вдова, А в Иванове — Дарья — без печки. Да и в нашем селе надо бабкам дрова, И заборы чинить, и крылечки... Мне за сорок. Давно побелели виски, Но по-прежнему тянет в дорогу. Только в каждой деревне живут старики, Подожди меня, Бабка, немного. .
МАРИНА АРНОЛЬДОВНА ДОРОФЕЕВА г. Переславль-Залесский, 21 сентября 1996 года.
В КОЛХОЗЕ «ВЕРНЫЙ ПУТЬ»Хлеба по осени считают До чего у нас в колхозе урожайность хороша: 16,1 центнеров с гектара — это если взять в среднем по всем зерновым. Но на иных полях хлеба были просто отличными! Так овес, что уродился возле деревни Дьяконово Юрьевской бригады дал с каждого гектара по 25 центнеров; урожайность озимой пшеницы в поле Бухалово у Мартынова — 20 центнеров с гектара. Всего же в хозяйстве намолотили: озимой пшеницы — 501 г, яровой пшеницы — 324 т. овса — 1103 т. ИТОГО — 1928 тонн (а в прошлом году — 1189 тонн). * * * В «Верном пути» шесть «Нив» и один «Енисей» — всего семь комбайнов. Комбайнёры в основном люди бывалые; только Евгений Александрович Шалаев впервые сел за руль новой для себя машины и освоил ее, по словам правления колхоза, на отлично. Ну а трудностей и нынешнюю жатву хватало: и техника ломалась, и погода подводила — потому и намолот у всех разный: Овчинников А. А. — 457 т.; Замяткин А. П. — 393 т.; А Темняткин В. Н- — 314 т.; Петухов С. Н. — 225 т; Ершов В. С. — 195 т.; Шалаев Е. А. - 175 т.; Дорофеев Н. Ф. — 166 т. * * * Зерно само с полей не пойдет; в эту осень его возило одиннадцать возчиков: Галунов В. М. — 511 т.; Смирнов Н. В. — 227 т.; Громов А. В. — 303 т.; Громов С. О. — 213 т.; Дорофеев Н. Ф. — 174 т.; Бубнов Н. П. — 137 т.; Тарасов А. Ю. — 122 т.; Ершов Н. Н. — 122 т. Оставшееся перевезли М. А. Преснов, А. П. Замяткин и Н-Н. Боярсков, бывшие в этом деле "на подхвате». Много и хорошо работал выпускник Рождественской школы Александр Дорофеев, замещавший отца и на тракторе, и на ;комбайне. Смена растет! * * * И немного о работе сушилок, что зерно принимали: Мартынове — 1147 т: Юрьевское — 525 т.: Нефино — 220 т.; ВПТ в Мартынове — 40 т, В общем, досталось каждой..
У БАБЫ-МАНИДля вас, читатели, загадки За скрипучими калитками да за ситцевыми занавесками живет себе-поживает Баба-Маня — большая любительница загадывать загадки. - Баба-Маня, хоть бы ты для нашей газеты чего придумала! - Да чего, батюшко, придувывать-то? Загадки-то с отгадками вокруг нас живут, только примечать успевай! Вот, к примеру, что такое—ИХ НЕ СЕЮТ, НЕ САЖАЮТ ОНИ САМИ ВЫРАСТАЮТ? А вот вторая загадка потруднее будет: СТОИТ КРАСНЫЙ БЫЧИЩЕ, ПРОКЛЕВАНЫ БОЧИЩА! Что, батюшко, не знаешь? Да ведь этот бык в Мартынове стоит, позади усадеб... НУ. не буду больше подсказывать, поломай-ко, поломай сам головушку. Третья моя загадка еще сложнее, хоть на отгадку в Мартынове все, почитай, насмотрелись: ТЕЧЕТ-ТЕЧЕТ — НЕ ВЫТЕЧЕТ, БЕЖИТ-БЕЖИТ - НЕ ВЫБЕЖИТ. А последнюю мою загадку, батюшко, можно по-разному загадывать. Бывает, ВЕСЬ МИР ОБОШЕЛ — ДЕНЕГ НАШЕЛ. А бывает совсем плохо: ВЕСЬ МИР ОБОШЕЛ, А ДЕНЕГ НЕ НАШЕЛ. Кто таков? Ну что, дорогие читатели, отгадали загадки Бабы-Мани? А теперь проверьте себя — ответы на 4-ой странице.
ПОЧТОВЫЕ СТРАДАНИЯПомнится, всего два года назад «КЛ» горько вздыхала: — Районную газету «Волжские зори» выписало всего 102 человека! «Золотое кольцо» — 46, «Сельскую жизнь» — 22, «Аpгy-менты и факты» и «СПИДинфо» — по 20. Рано жаловалась. Высокие цены и несвоевременная выдача зарплат сделали сумки почтальонов совсем легкими. Подписчиков прибавилось только у «Золотого кольца» — во втором полугодии 96-го года газету разносят по 77 адресам. У остальных изданий читателей катастрофически убыло: 56 у «Волжских зорь», 2 — «Сельской 4 — «Аргументов и фактов». Даже «СПИД-ичфо» сумела соблазнить лишь 10 граждан Мартыновского почтового отделения, Одну «Кацкую летопись», что до сих пор умудряется приходить бесплатной, читают все — но это печальное лидерство. И Воробьевы, которые два года назад выписывали 16 наименований, на этот раз вытянули уже 9. И все-таки читатель находит любимые газеты и журналы! Спасает библиотека, которая и сама бедна, но самую популярную периодику старается выписывать. Маловато ее на наше население, и за такими, изданиями, как «Комсомольская правда», «Семья», «Огонек» выстраиваются длинные очереди.
УСТРОЯТ ЛИ ДЕРЕВНЕ „ТЕМНУЮ,,?Директор Дома культуры и библиотекарь вернулись из Мышкина, с районного совещания работников культуры, расстроенными. — Если вас не закроют до Нового года, — сказали им, — то будет очень хорошо! А после Нового года?... Настало время пожалеть о старинных уютных бревенчатых зданиях с веселым поблескиванием огоньков за дверцами печек. Когда-то — да и не столь уж давно, в восьмидесятых годах — все это объявили устаревшим и не соответствующим новому светлому будущему, которое вот-вот грядет. Так появились безразмерные коробки из кирпича и сте- кол, и электрическое отопление. Но оказалось, будущее надо постоянно освещать и отапливать. Так и нагорает в одном только Доме культуры в холодный период по два с половиной миллиона за каждый месяц. - Если бы это было все, — вздыхает глава администрации Н. К Монахова. — На три школьные здания каждый месяц отопительного сезона тратим больше трех миллионов рублей, на детский сад—три миллиона, на медпункт—2 млн. с лишним. Всего за девять месяцев текущего года за электроэнергию, что потребляют находящиеся в ее веденьи учреждения, администрация должна заплатить 50 062 000 рублей, а с учетом НДС — все 60 722 000 рублей. Но смогла оплатить только крохи, задолжав энергетикам свыше 52 миллионов рублей. А те не шутят. Еще весной грозились отключить свет во всех учреждениях, кроме детских. Правда, пока только отрезали провода у... самого здания сельской администрации. Хорошо, что там еще от «темного прошлого» чудом сохранились печи, и власть наша пребывает хоть и в потемках, но зато в тепле. А что делать с ДК, медпунктом, школами, детсадом, если и их лишат электричества? И ' в Доме культуры вместе с клубом располагаются библиотека, музей, АТС, школьный спортзал — что будет с ними? Закрыть все до весны — тогда прощай книги и остальной инвентарь: все отсыреет и придет в негодность. Сложить печи—сколько же их надо для обогрева таких больших помещений? Перевести на другое место — да где оно и куда впихнешь все ту же библиотеку? Вся надежда на район, на область. Но там, похоже, увлечены одним туризмом, и были бы пожалуй, рады, если б сельская округа девалась бы куда подальше. Сельчане и сами не против куда-нибудь пропасть, да куда денешься. А жить так хочется по-человечески. и мол медпункт, библиотеку, школу, детский сад, клуб — ну чем мы хуже городских!?
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Отгадайте, что общего у МИХАИЛА АЛЕКСЕЕВИЧА ВИНО ГРАДОВА, ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ, ВАСИЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ME-ХОВА и МИШИ ОСОКИНА? Все они живут в Мартынове? Вы угадали! Все они родились в ноябре? Вы угадали вдвойне! У них юбилей? Вы абсолютно правы!!! Ах, вы и четвертое сходство заметили! Действительно, в их именах либо в отчествах присутствует имя Михаил. «Равный Богу» — означает оно по-древнееврейски. Пусть же Бог дарует нашим юбилярам счастья, здоровья, благополучия и всего-всего, что они еще пожелают!
2 стр. «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 17-18 (55-56), октябрь 1996 года
АРХИВ НА ДОМУХоробровская церковь.
Из книги «Историко-статистический обзор РостовоЯрославской епархии за 1861 год», хранящейся в Угличском архиве. Страницы 229 и 398—399.
СТАРИННАЯ ПЕСНЯ
— Ещё в девках эту песню пели, — объяснила наша читательница из Дьяконовки АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА САМОЛЁТОВА. — да и забыли про неё. А тут я вспомнила, спела — все слушали и плакали...
Зверь — отец,1. Мать, отец и дочь жили весело, Но изменчива злая судьба Надсмеялася над сироткою — Мать в сырую могилу ушла.
2. А отец дочь любил после матери, Но недолго всё было тогда; Он нашёл себе жену новую: «Надя, Надя, вот будет нам мать!»
3. Неродная мать ненавидела, Малолетнюю крошку сперва – Но ничем она не обидела, Но вот мужу задачу дала:
4. «Всей душой люблю тебя, милой мой, Только жить мне с тобою невмочь. Говорить тебе только совестно, Жить с тобою мешает нам дочь.
5. Иль убей её, иль в приют отдай. Только сделай ты всё поскорей, А не сделаешь, я уйду тогда И одна буду жить веселей!»
6. Мысль звериная пала в голову, И не стал отец, дочку любить; В детский дом отдать было совестно, И решил зверь-отец дочку убить!
7. «Подойди ко мне, дочь любимая, Я хочу тебе слово сказать!» Подошла к нему — лицо бледное; Отец быстро схватил и стал жать.
8. Вот лежит она возле веточки — Знать, она для себя сорвала — Сердце девочки гибель чуяло, И венок для себя, знать, сплела.
9. Эх, отцы-отцы, вы жестокие, Как не жалко своих вам детей; Убиваете и сжигаете Из-за мачехи злостной своей!
1908 г. Из книги «Алфавитный указатель монастырей, церквей и сёл Ярославской епархии», хранящейся в Угличском архиве. Страницы ХОРОБРОВО.
Церковь каменная, Одигитри-евская, приходская, состоит из летней и зимней, прочна. В летнем храме один престол — Оди-гитрии Смоленской Божией матери. В зимнем два: во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы и Святаго Преподобнаго Серафима Саровскаго Чудотворца. Церковь построена в 1773 году тщанием прихожан. Церковной земли 39 1/ 2 десятин. Домов церковных два: один для жительства священника, другой — псаломщика, Церковнаго капитала в билетах 1 515 рублей. Прихожан в селе Хороброве 115 м., 146 ж.; в деревнях: Во ВЛАДЫШИНЕ 77 м., 101 ж., расстояние от церкви одна верста. В КИНДЯКОВЕ 48 м., 50 ж., от церкви одна верста. В ПАРФЁНОВЕ 66 м., 85 ж., от церкви одна верста. В ОВДЕЕВЕ 52 м., 86 ж., от церкви одна верста. В ДЬЯКОНОВКЕ 55 м., 63 ж., от церкви одна верста. В КЛЮКИНЕ 50 м., 67 ж., от церкви одна верста. В БОКОВЕ 97 м., 91 ж., расстояние от церкви шесть вёрст. Село расположено на несколько возвышенном месте, при реке Кадке. Почтовый адрес. Рождественская почтовая станция Ярославской губернии, Хороброво, Телеграфный: полустанок Маслово Рыбинско-Бологодской железной дороги. Церковно-приходская школа в селе. Штатный состав причта; священник и псаломщик. Причгова-го капитала в билетах 2 274 руб. 30 коп. ОТ «КЛ» Описание Юрьевской церкви из этих же источников мы публиковали в № 10 за ноябрь 1994 года, Николо-Топорской — в № 13—14 за август 1996 года.
Школьный уголокУже немногие, пожалуй, читатели помнят, что ещё в начале года, «КЛ» проводила конкурс сочинений о папах. Тем самым газета восстанавливала историческую справедливость — разве это дело, когда все вокруг пишут только о мамах? На очереди сочинения семиклассников. Правда, время идет, и они уже перешли в восьмой, но добрые слова об отцах останутся добрыми навсегда. Виноградов Федор: Мой папа родился в 1948 году в деревне Летикове. Он родился как раз после войны -время голодное. Есть было нечего: питались тошнотиками и в украдку ели заменитель на ферме. С малых лет папа со своею мамой ходил на ферму, помогал ей ухаживать коров. Вскоре, года через два, он стал пасти скотину со своим отцом. С лошадьми тогда было плохо, и пасли пешими, но потом дали и лошадь. Пас он до школы, и когда пошёл учиться, больше не помогал отцу. Семья была большая — семь человек надо было прокормить. Он подрабатывал в колхозе: в навозницу возил навоз, в сенокос — сено. Возил молоко, и за это давали им конфеты и пряники. Так что у папы было не очень хорошее детство. Он кончил семь классов и опять стал пасти скотину. После он работал на гусеничном тракторе. Потом он пошёл в армию. Папа служил в Бурятии, в городе Кяхта на границе с Монголией. Папа был и в Монголии— возил туда стройматериалы. В армии он научился водить машину. Когда папа отслужил и вернулся домой, получил водительские права. Ему дали первую машину — ГАЗ. А еще у него были МАЗ, ЗИЛ, ПАЗ — на машинах папа работал десять лет. Потом папа получил новый трактор МТЗ-82, который у него уже двенадцать лет. Зимой папа возит силос и сено, весной сеет, летом косит, а осенью возит зерно от комбайнов. Ещё папа водит ГАЗ-66 — колхозную пожарную машину. В 1975 году папа женился и уже двадцать один год как женат. У него двое детей: я и моя старшая сестра. Папа много времени проводит с нами и многому нас научил. Чесноков Владимир: Моего папу зовут Василий Иванович Чесноков, он родился 5 ноября 1950 года в деревне Мартынове. Детство папа провёл в родных краях. Семи лет пошёл в школу, а после её окончания поступил в Быковское СПТУ. Сдав экзамены, стал трактористом широкого профиля. В девятнадцать лет, когда он уже отработал год в колхозе, его забрали в армию. Папа служил в Чехословакии, в артиллерии связистом, а отслужив, вернулся в родную деревеньку. В нашем колхозе «Верный путь» ему дали трактор МТЗ-50. Двадцати двух лет женился на Екатерине Павловне Замяткиной. Им дали квартиру в двухэтажном доме. В этом доме родились три сына: Сергей, Андрей и Владимир. В конце семидесятых годов папе дали новый трактор, он тогда уже работал На стогометателе. На стогометателе папа складывает сено много лет. Каждый сенокос кладёт большие стога в полях. Зимой гру-зит рулоны сена на трактора. За хорошую укладку сена про папу не раз писали в газетах. В свободное время папа любит читать книги про войну, детективы, смотреть остросюжетные фильмы. Я люблю папу, потому что он всегда добрый. Бояршва Оксана: (Мы печатаем только отрывок из сочинения, так как о Н. Н. Боярскове уже рассказывали другие его дети). Мой папа работает в колхозе «Верный путь» механизатором. А вечерами занимается ремонтом телевизоров и радиоаппаратуры. Папа дома ухаживает за скотиной, а ещё очень любит готовить, особенно картофельное пюре, супы и салаты. Вот такой у меня папа! (Продолжение следует).
№ 17-18 (55-56), октябрь 1996 года «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» 3 стр.
Встречины с нечистою силою
ДОМОВОЙВ глубокой древности верили, что умерший человек никогда не покидает дома, где жил. Нет, тело его, конечно, сожжено на костре или сгнило в земле, но душа — невидимая и живая — будет вечным обитателем родных стен. Она и грозная, если не нравятся ей новые хозяева жилища: посылает бедность, несчастья, болезни, лишения. Она и добрая, если уметь с ней ладить: следит за домочадцами, хранит их здоровье, радеет о достатке. Страшновато с ней, но и спокойно под её покровительством. Перебираясь на новое место, приглашали с собой и душу умершего предка, разжигая очаг на старых углях. И обязательно делились с ней трапезой. Но уже не помнили, чья она? кто помер? давно ли? Так, объясняют учёные, возникла вера в домовых.
* * * Итак, домовой. Пожалуй, в Кадке это было самое доброе из всех сверхъестественных существ. Особенного зла этот божок не творил и (вот ведь, оказывается, доброта наказуема) оттого мало запомнился. — Жили домовые! — в один голос подтвердили в Хороброве, Дьяконовке, Парфенове, но подробнее высказались только однажды: «Домовой считался как хозяин дома и следил за хозяйством: как чего незадомит — так или заболеет кто, или ещё чего случится.» А в Юрьевском собеседница добавила: — Пришлют моей бабушке Матрёне из Ленинграда посылку, она два пряничка нам, внучатам, отдаст, а третий под печку бросит: «Это домовому!». Перед нами ни что иное, как принесение домовому жертвы. Кстати, обратили внимание, где он живёт? Возле печки, где пламя — далёкий отблеск языческих кострищ, на которых было принято сжигать покойников. Ничего более кацкие старожилы о домовом не вспомнили. Тем удивительнее тот факт, что молодое поколение кацкарей в домовых верит, да ещё как! Порасспросите молодёжь, и она охотно расскажет о проделках своих невидимых квартирантов, некоторые даже знают имя и возраст покровителя своего дома. По вечерам в Мартыновской школе, бывшем жилом здании, скрипят половицы, сами собой открываются и закрываются двери кто-то стучит и возится в подполье или на чердаке — считается, что это — школьный домовой.
* * * А как же выглядит домовой? Неужели так, как поведали в Мартынове? — Вот какую историю рассказывал нам тятя. «Это, — говорил, — всё у меня на глазах было, Я тогда и не маленький, порядошный был. Спал с матерью — раньше-то ведь как ночевали: сдвинут лавки и ложатся. Дак вот: лежу я, — говорил, — не сплю, а лежу — слышу, вроде как дверь под карженой открывается. А под карженой вход в подполье... Соскочил, гляжу, дверь ещё раз скрипнула и вылезает из подполья... свинья! Подошла к постели, понюхала. Я — шмыг под одеяло. Мать: - Иванко, да, чего ты? Я: — Завтра расскажу!» Итак домовой живёт в подполье — к земле поближе; опять прослеживается его связь с умершим человеком. И под печью: ведь карженка — деревянная лежанка вдоль печки. Но почему же он в образе свиньи?
* * * Чтобы уберечься от подобных неприятных видений, во всех кацких деревнях существовал обычай: на Крещенье или в Водосвятье «на окошках на косяках, и по печке, и на двери, и в сенях, и на гандарее» ставили углём чёрные крестики. Долго держался этот обычай; потом крестили избу уже через paз, и в настоящее время это дело забросили даже самые древние старухи. Иные считали, что кресты — хорошо да мало, и втыкали в опушину — дверную притолоку, ножик. Так и торчал этот нож, пока стоял дом, а хозяева думали, что теперь ни одна нечистая сила через порог не перешагнёт. Третьи с точно такими же целями втыкали в опушину сто иголок. Но сколько избу не обороняй — никакие кресты и ножи с иголками не помогут против худого слова. Особенно беззащитны перед ним дети. — Будут которые родители ругать да клясть ребёнка—вот и проклянут его. Как клянут клёном — плохо дело! — убеждены в Нефине. С ними согласны мартыновские: — Своих детей нельзя проклинать. Особенно матери, веда материно слово и с морского дна вытаскивает. А чёрт худыми словами обязательно воспользуется.
* * * Жила в Кобелёве молоденькая девушка. Жила — бедовала: родные к ней всё время придирались. И вот как-то в августе месяце накопала она картошки и пошла на колодец воды начерпать — картошку-то мыть надо. Только она ведро вниз опустила, как подошёл сзади какой-то парень и давай обхватывать. Она на соседа подумала: — Иванку, — кричит, — Иванку, отстань! А парень сильней обхватывает, а сам всё крест старается снять да в колодец девушку спехнуть. Сколько не бился -никак не получается. Потащил её во клев, под самый то застех закрутил. А домашним и ни к чему. Приехал брат, вот уж за стол сели. — А сестра-то где? Где Дуняшка? Схватились — искать кинулись. Услышали, кто-то стонет слабенько, сняли. Умерла после этого Дуняха, много не нажила, а не кляли бы её родители — ничего б не случилось.
* * * Немного удалось пока выяснить о кацкой домовом. Жил он когда-то в подполье под печью. В старых домах и по сей день там обитает, а вот жильцы новых построек селят его кто-куда: кто в шкаф, а кто и под диван. Особо внимателен домовой к слову — память о грозной силе былых заклинаний. Никуда не деваются сказанные нами речи, быстрее птицы улетают в неведомую космическую даль и возвращаются: плохие — с плохим, хорошие — с хорошим. Наши предки помнили об этом; жаль, что мы растеряли почтенное отношение к произнесённому слову! Любы домовому ножи, иглы, кресты — последние, кстати, не случайно. Ведь крест — это положенные друг на друга поленья в русской печи; не зря и рисовали-то их обязательно углем. Но почему ж покровитель дома появился в образе свиньи? Налицо явный упадок культа домового, как и культа отчего дома в целом, произошедший на рубеже XIX—XX столетий. Кацкари становятся подвижней переезжают с места на место, уходят на заработки в город — документы 1897 года зафиксировали 548 отходников из одной только Юрьевской волости и ещё 545 из Хоробровской. Там же значится, что промыслами занимались соответственно 890 и 849 жителей этих волостей. В деревне растут и крепнут капиталистические отношения, и старый патриархальный домо-вой больше не устраивает кацкарей, становясь всё более божеством женским. Появилось небрежение к нему, и народ уже не боится увидеть когда-то грозного властителя жилища в свином обличьи. А если что-то пропадало в доме, TO прямо кричали: — Чёртик, чёртик, поиграй, да и отдай! — не стесняясь назвать домового хоть самим чёртом. Широкое распространение получал культ другого божества, божка мужчин и рачительных хозяев — дворового. Но о нём наша следующая публикация. Сергей ТЕМНЯТКИН. ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫКУдарение падает на букву, выделенную жирным шрифтом. В номерах за март-апрель этого года мы опубликовали 64 слова на букву «Б». А сейчас небольшое дополнение к одному из них и еще пять новых словарных статей. ПО БАБОЧКЕ или ПОД БАБОЧКУ повязать платок, значит, сделать узелок не впереди, под подбородком, а сзади, у затылка — так написали мы в свое время и были правы. Но мы тогда не знали, что можно сказать и по-другому — повязалась ПО БАБКЕ, ПОД БАБКУ. БАЛУШКИ — собирательное название грибов, которые солят; то же, что СОЛОНЯКИ. Оба слова употребляются только во множественном числе. БОЖЬИ СЛЕЗКИ — трава. Вот как писала о первой встрече с этим названием известная исследовательница Г. Л. Дайн, побывавшая в Кацком стане в 1994 году: «На комоде, гардеропе, на окнах, телевизорах — всюду светятся букеты сухих «клопиков», знакомых с детства. Так просто и ласково называли у нас в Даниловском районе эту траву, несмотря на схожесть ее семян с кровожадной домашней нечистью. — А у нас — «божьи слёзки», — говорит Зоя Васильевна. Так вот почему их всегда собирают и ставят на зиму. Высохнут «клопики», засеребрятся, засверкают сотнями жемчужных капель — в самом деле «божьи слёзки». БОРА — складка: как на одежде, так и жировая: «Посмотри, какой у меня теленок — весь борам!» БОРАШЕК — вид запора: это когда в кольцо вставляют застежку, похожую на бараньи рога — отсюда и название. БРЯДИТЬ — тревожить больное место: «На прошлой неделе палец обрезала и вот, как начну чего делать, так бряжу, его, прямо беда». Совершенный вид: ОБРЯДИТЬ — толкование этого варианта смотри в номере за февраль 1995 года. Буква «В» подарила нам 56 слов (апрель-май 1996 года). Уточним одно и объясним еще восемь. ВЛАШКИ — маленькие двурогие вильца, для битья гряд, написали мы. Оказывается, не только для этого. Вилашками очень удобно копать картофель. Как выпашут борозду лошадью, картошка вся наверху на ветках окажется — знай только, выбирай вилашечками. Кстати, о вилах. Старожилы помнят и такие: «Вырвут жерздь полходячую с трём корням и все в разные строны — сделают удобные тройные вилы намётывать воза. А то еще двойные вилы были: сами деревянные, а наконечники железные — ими хорошо на воз сноп или копну подать». ВЗБУРДИТЬ — взмутить. Слово наверное происходит от «бурды» — так называют отходы при самогоноварении или всякое невкусно приготовленное питье. ВОЖЕНЬЕ — от глагола «возить» — возка, перевозка: «К во-женью-то успеем сено огрести?» ВОКРУГИ — вокруг: «Что ты все вокруги ходишь, а в дом не взойдешь?» ВПЛАВОК, можно посметанить картошку или полить масла в винегрет — как легко догадаться, это очень много. ВРАСКИДКУ ходить — ходить, далеко выкидывая ноги. ВРАСКОРЯКУ далеко не уйдешь. Это значит, тяжело неуклюже, еле переставляя больные ноги. ВЫДАТЬ — дать скотине сена или силоса: «Доярки уж выдали, с фермы идут». Несовершенный вид: ВЫДАВАТЬ: «Валькя, ты корове-то еще не выдавала?» ВЫДАВАНЬЕ — раздача корма скотине.
* * * В январском да майском номерах за 1996 год мы поместили 27 слов на букву «Г». И опять: одно уточнение и восемь слов новых. ГРЯЗНО ГНЕЗНО — пучок луку, выросший, из одной луковицы. Как нам сказали, то же самое называют еще словом ГНЕЗДО. ГЛУБИНКА — глубокое место в реке. ГОДИНЫ — один год со дня смерти: «У отца на кладбище был, у него сегодня годины». Слово употребляется только во множественном числе. ГОДОВИК — годовалое животное: «Ну и телёнко у тебя, большое какое — годовик, наверное». ГОДОВОЕ (ГОДОВОЕ) ДЕЛО — сезонное, то есть бывающее раз в году: копка гряд, сенокос, жатва, заготовка дров и т. д. ГОЛО. По голу можно прийти, приехать, сделать какую-нибудь работу. Каждому кацкарю ясно, что это осенью, когда подморозило, но снег еще не выпал. ГОЛОВЕШКИ, ГОЛОВЯШКИ — верхняя часть саней, с которой соединяются накладни. Об очень маленьком возе обязательно скажут «воз по головешки» (или «по головяшки»). ГОРБАН — небольшое возвышение, бугор: «А ближе к ручью, на горбане, отец сделал качели». В Левцове крутой брег Пойги, на котором раньше собиралась молодежь, звали схожим именем – ГОРБАНЬ. ГОРНО — горн, то есть печь для накаливания и переплавки металлов: «Там кузнипа стояла, горно развалилось, вот кирпичи до сих пор и выпахивают».
4 стр. «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 17-18 (55-56), октябрь 1996 года
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ...МАКАРОННИК — блюдо из макарон: толкают в них яйцо, заливают молоком и ставят в русскую печь. Но особенно вкусен макаронник, приготовленный по старинке: вместо макарон тогда стригли блины узкими полосками. Интересно: хоть из блинов, а звали все так же — макаронник. МАЛО НЕ МАЛЯ, МАЛО-МАЛЯ — понемножку, еле-еле: «Корова все время доила мало-не маля» или «Мало-маля дело двигается!» МАЛОХОЛЫЮЙ, МАЛОХОЛЬНЫЙ — в этом слове так и слышится «мало холили», мало заботились, то есть. Прилагательное означает: слабый, не такой как вес, не так хорошо развитый — плохой в общем. МАЛЕНЬКОЙ, МАНЕНЬКИЙ — как легко догадаться, маленький. МАНЕНЬКО — маленько, немножко. МАНТУРИТЬ — вкалывать, надрываться на работе. МАХ. Либо оборот: «Навоз на ферме весь вывезли, транспортер два маха сделал». Либо расстояние между двумя соседними точками: «Тын городил, уж такой большой мах между столбами делал». МЕЖАМБАРКА, МЕЖАМБАРЬЕ, МЕЖАМБАРЬЕ — постройка хитрая. Ее сооружали между соседними зданиями — вот тебе две супротивные стены! Третью делали сзади, а спереди ворота. Покрывали — пожалуйста, межамбарка готова! Использовали ее кто для чего: кто для сена, кто для картошки, а кто-то для иных нужд. МЕЖНИК — во-первых, невспаханная узкая полоса между холмами или невскопанная между грядами: «Рядом с домом огород у нас был, в нем гряды, а на межниках яблони и кусты». Во-вторых, межником называют такую же узкую полосу-границу между землевладениями. Косили межник по очереди, и, так как он не обрабатывался со временем становился чуть выше участка. МЕЖМОЛОКИ — время перед отёлом, когда корова не дает молока, по-другому, сухостойный период: «Корова не доит, в межмолоках ходит». Слово употребляется только во множественном числе. МЕЛЬЧИНКА — мелкое место в реке. МЕРЕЩИТЬ. «Мерещит в глазах, не вижу, не могу узнать, кто на фотографии!» Значит, мерещить — рябит, слепить, смутно видеться. МИГАЛУШКА. В словаре мы нашли такое слово: «Коптилка —простейшее осветительное приспособление, состоящее из банки с горючей жидкостью и фитилём, а также маленькая керосиновая лампа без стекла». Это и есть кацкая мигалушка! МОЖЖЮХА — можжевельник: «Отец Александр много не пожил. Болели ноги — гнили они у него отчего-то. Уж и ходить перестал. Матка Лизавета будет ему перевязку делать, принесет из лесу можжюхи и жжет в избе, чтобы запаха не было». МОЛОКОТИТА — вид ивы, похожей на бряд, но более «сви-ловатой», с корявой корой. Из молокотиты выходят очень прочные ручки для вил. О конкретном дереве скажут так: МОЛОКОТИТИНА. МОЛОСНИНА. — общее название продуктов из молока: творога, сметаны, простокваши и других. МОРКВА — морковь: «Она и с морквой хорошие пероги делает». МОРКОВПИЦА — блюдо из моркови: в натертую морковь тол кают и, заливая молоком, ставят в печь. МОСТОВИНА — бревно в мосту или «досточка в мостёнке»: «Не нашел за ЧеГО, дак за мостовину у зонного мосточка лошадь привязал» МОСТОЛЫГА — мосол, то ecть крупная кость, как животного, гак и человека: «Был он совсем безногой — одни мостолыги». МОХ — болото: «Поехали в мох за клюквой!» А если болотце небольшое, то МОШОК: «В Бухалове мошок был, клюкву брали». МСТИТЬСЯ — видеться. Чаще употребляется с приставкой: примститься. МТАХА, МТЕНЧИК., МТИЦА выговаривали старые люди — птаха, птенчик, птица. МУСОРНОЙ, МУСОРНЫЙ — о человеке неприглядной наружности. МУСОРНЯК — сорняк. МУШТУК — недоуздок, отличающийся от обрати (уздечки) тем, что без удил и с одним поводом: «Корова оторвалась, убежала — насилу муштук накинули». МЫК. Либо мычание: «Как телята в загоне волка почуют — один мык стоит». Либо заменяет глагол «мычать»: «Корова мык: спасибо, бык!» МЫКАТЬ МОЧКИ — льноводческий термин, «Мочка» — пучок льна. «Мыкать» — чесать лён о деревянный гребень. МЫШЕЕДИНА, МЫШИ — сено, поеденное мышами: «Не сено, а одна мышеедина!» или «И мышей-то всех корове скормили!». МЯКИЛЮШКА — что это за строение, видно из примера: «Мякину-то после молочения ни за что не выбрасывали, а засыпали по сусекам в мякилюшке. Зимой целую лохань принесут, запарят и скотине дадут». МЯСОВЕД — кацкое произношение слова «мясоед», время, когда церковь разрешает есть мясную пищу. МЯЧИТЬ — мяукать: «Впусти кошку, чу, — на сенях мячит»
* * * Словарь подготовили Н. И. и О. В. ЗНАМОВЫ
КАКОВА БЫ НИ БЫЛА УТРАТА,ОНА ДЛЯ МЕНЯ ВСЕ ТАК ЖЕ ТЯЖЕЛА...Джордж БЕРНАРДИ.ЛЭЙЛАОна лежала на мягкой подстилке в будке и смотрела, как подымается солнце и блестит свежий снег, валивший всю ночь. Повела ухом: где-то рядом, на дворе, заворочалась корова и заквохтали куры. Невдалеке на березу уселась стая галок и подняла гвалд. Хлопнула дверь дома, и по ступенькам крылечка гулко загрохотали шаги хозяина. Он подошел к будке, присел на кор. точки и погладил Лэйлу по голове, потом поставил перед ней миску с вкусно пахнущей едой и другую — с водой. Но она не хотела есть, и когда он ушел, попила немного воды. А после тяжело и устало положила красивую голову на пердние лапы. Сегодня все ее старческие кости невыносимо ныли и болели. Лэй-ла — опытная охотничья собака-выжловка прослужила своему хозяину добрых десять лет и прослужила их неплохо. А сколько зайцев добыли они с хозяином — не перечесть! Сколько сбитых уток, глухарей, чирков и всякой прочей живности подбирала и приносила ему. Хозяин за ее преданность относился к ней с лаской и добротой. Никогда не бил ее, не повышал голоса. Нет — было один раз. По молодости она задушила наглую курицу и он отхлестал ее прутом, посадил на цепь. Но Лэйла понимала, что она виновата, да и было это всего один раз. Имя Лейла, данное хозяином, ей нравилось. Она была трехкратным чемпионом на выставках, и человек ею гордился — три медали отливали золотом на обтянутой бархатом подставке. И до сих пор ходила на охоту, но годы брали свое, и она чувствовала, что скоро должна умереть. Уставившись взором в одну точку, вспоминала годы своей жизни, полной работы и приключений. О, как болит все ее тело! Снова послышались шаги по ступенькам и показался хозяин с ружьем на плече и патронташем вокруг пояса — собрался на охоту. Она с трудом поднялась на одеревеневших лапах и понуро побрела за ним. Остановилась возле него, вопросительно посмотрела ему в глаза и почувствовала поглаживание теплой человеческой руки — она с детства любила, когда ее гладят и ласкают. — Лэйлушка, не ходи со мной, не ходи, дорогая, — послышался добрый голос хозяина. «Но как, как он тогда будет охотиться на зайца?» — думала она. Это была ее и только ее работа, и она пошла. Человек попробовал еще раз отговорить, но она продолжала плестись за ним, хотя все тело свело судорогой и глаза закрывались под тяжестью век и усталости. Человек понимал, что жизнь его собаки прожита, но все же решил взять ее на последнюю совместную их охоту. Вот и лес. Вот ельник, и Лэйла взяла след зайца. С трудом поднимая ноги, собака бежала за обладателем длинных ушей. Тело ее отдавало болью, глаза застилал туман, и она бежала, собирая остатки последних сил. Человек пробирался через снежные завалы, ориентируясь на слабый, хрипкий редкий голос Лэйлы, А она гнала беляка, превозмогая всю боль и слабость, но силы оставляли ее. Споткнувшись в глубоком снегу, Лэйла упала. Лежа, лизнула снег и, пролежав с полминуты, снова поднялась. Медленно прошла, пошатываясь, небольшое расстояние и вновь упала, положив голову на снег. Не смогла она добыть своего послед, него зайца, старость опередила ее. — Лэ э-й-ла-а! — кричал хозяин, выбравшись из ельника. Она видела, как он, отбросив ружье в сторону, в сугроб, что было сил бежит к ней, крича ее имя. Подбежав, мужчина падает на колени, прямо в снег, подымает ее на руки, прижав к себе, зарывается лицом в серую густую шерсть собаки. Лейла видела, как из голубых грустных глаз хозяина по жесткой щетине на щеках скатываются слезы. Она, приподняв голову, лизнула сухим и горячим языком его в лицо, слизнув горьковато-соленые капельки. И в уголках ее глаз тоже заблестели маленькие росинки. Человек поднялся, бережно держа свою дюбймицу на руках, и осторожно понес ее домой, говоря ей что-то нежное, доброе, поглаживая ее блестящую шерсть — так она любила. Он забыл про ружье, про все и думал сейчас только о той, что делила с ним тяготы и радости стольких верных лет, и нашептывал ей слова успокоения, слова благодарности. А она, глядя ему в глаза, слушала его и, наверное, вспоминала те счастливые азартные минуты, что провели они вместе на охоте, в лесу. В ту ночь человек в простом, деревенском домике не спал. Он то и дело подходил к Лэйле, которую принес к себе в комнату и положил на груду мягких теплых одеял, снятых с кровати. Он вливал в ее раскрытую пасть теплое молоко, пытаясь вернуть собаку к жизни, спасти ее, но понимал, что это бесполезно — дни ее сочтены. На рассвете с трудом, приподнявшись на передних лапах и доверчиво глядя человеку в глаза, лизнула его сухую, теплую ладонь, а потом упала на одеяло, положив свою красивую голову в протянутые знакомые руки. И тогда над крышами домов, над зелеными макушками сосен пронесся крик: «Лэ-ей-ла-а!» Крик, полный боли, утраты, горечи и печали — так прощался человек с любимым и дорогим ему существом — с простой охотничьей собакой Лэйлой. Андрей ЛОБАЗОВ. д. Мартынове.
У БАБЫ-МАНИ ДЛЯ ВАС, ЧИТАТЕЛИ, ОТГАДКИНа первой странице, если вы еще не забыли, известная наша охотница до всего вокруг Баба-Маня загадала нам загадки. А теперь мы уговорили ее сказать и ответы. — Я же говорила, батюшко, что загадки мои из жизни все. Ответ на первую проще пареной репы: СОРНЯКИ НА КОЛХОЗНОМ ПОЛЕ. Их ведь не сеют, не сажают — и чего родятся? Красного быка с проклеванными боками тоже все видели — это же КОТЕЛЬНЯ за усадьбой Розовых. Уж не знаю, на кой ляд, а построили в Мартынове котельню. Не помню, работала ли она когда, нет ли — только что сейчас и печи разобрань, и окна выставлены, одни стены остались. А рядом колбасный цех закрыли. Так что погоди, батюшко, придет время, я тебе новую загадку загадаю: железный бычище. проржавевшие бочища. Третью мою загадку вперед всех колхозный агроном Валентина Бутусова отгадала — это ВОДОПРОВОДНАЯ ТРУБА у ее дома на Прогоне. Каждый год течет! И ремонтируют ее все время, а без толку. Хотя Валентина, наверное, довольна — вода чистая, прохладная, и пруд рыть не надо. Ну, а человека, которого я загадала, все узнали — СЕРГЕИ МИХАИЛОВИЧ ЕРШОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА «ВЕРНЫЙ ПУТЬ». Уж где только, кормилец, не бывает, чтобы колхоз на плаву удержать. Иной раз и зря проездит, но в последнее время, я слышала, за весенние месяцы колхозникам получку выдали, сейчас за летние выдают. — Спасибо, Баба Маня, придумаешь что-нибудь для следующего номера? — Ну, заходи-заходи, а там, батюшко, посмотрим...
«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»
Газета краеведов воло
№ 17-18 (55 56), октябрь 1996 года
Наш адрес:
152846, д. Мартынове, Мышкинский район
Ярославская область
Государственное предприятие «Мышкинская
типография»
г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 11.
Заказ—2060. Тираж—200 экз. ПЛД № 82-3.
|
Написать С. Темняткину в "КЛ" Гостевая книга на главной странице (С) «Кацкая летопись» Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/ |