Газета мартыновских краеведов КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ №
10 (17) Ноябрь 1994 года
Стояла, Юрьевская церковь
ПРЕДИСЛОВИЕ
Зеленая лужайка посередине села, на которой летом
помыкивают привязанные телята, расположилась «в ногах» у высокой старушки-ели с
редкой для этого дерева раздвоенной вершиной и окружена коренастыми ветвистыми
белыми тополями. Дерево-символ — единственное, пожалуй, напоминание о стоявшей
здесь бело-смежной, с возносящейся ввысь колокольней, церкви.
В селе старинном, на высоком месте,
Где Кадка делает изгиб крутой,
Воздвигли храм добротный и изящный,
Пленявший всех своею красотой.
Бесполезно теперь сожалеть и лить слезы по
поводу утерянной красоты. Но забыть ее невозможно. Да и не нужно.
Переливчатый звон с колокольни высокой Растекался
окрест и терялся вдали. Замирала душа в восхищенье глубоком Прихожан и гостей
нашей Кацкой земли.
Помнят юрьевцы и жители прихода церковь разную: в
блеске своего великолепия или поруганную, разграбленную, как на снимке. Помнят
служителя храма отца Иоанна Стратилатова и его семью. И это фото, эти
воспоминания очевидцев и наши архивные изыскания помогут читателю представить,
какой же она была, церковь в селе Юрьевском.
(Смотри 2-ю страницу].
ХОРОНЮ, ДА НЕ БОЛЬНО
— Хорошо!
— А что?
— Да то. Уж больно хорошо представляет
Кацкую землю ВИА. Только этой осенью ребята выступали в Рождествене,
Коптеве, Ордине, у себя дома.
В ансамбле пять человек: клавишник Сергей
Лебедев, бас-гитарист — Андрей Чесноков, соло — Андрей Дорофеев, ударник —
Евгений Котяшов. Петь могут все, но лучше это получается у С. Лебедева и Наташи
Карасевой.
— Хорошо!
— Хорошо, да не больно.
— А что же?
— Да все то же. Аппаратура, на которой играют
ребята, стара и давно уже просится в утиль. Перед каждым выступлением артистам
приходится не столько репетировать, сколько приводить в порядок допотопное
клубное оборудование. И мечтать, наивным, о новых: ударной установке, «усилках»,
бас-гитаре и о втором клавишном инструменте.
— Плохо!
— Плохо, да не больно.
— А что же?
— Да все то же. И в Москве считают, что
собирание частушек — дело не пустое. Столичный журнал "Сельский
механизатор" в № 9 за 1994 год поместил мартыновские частушки из «Кацкой
летописи». Ну разве не приятно!?
— Это хорошо!
— Хорошо, да не больно.
— А что же?
— Да все то же. Перегоняли с Чернева на
Мартыново телок, да семеро из стада и убежало. Так и шатались потом
вольными птицами вокруг деревни. Увидал одну из них охотник, вскинул
ружье к плечу — б-бах! Пришла телка в Мартыново с окровавленной головой...
— Это плохо!
— Плохо, да не больно.
— А что" же?
— Да все то же. Телку-то зарезали. С мясом
стали.
— Это хорошо!
— Хорошо, да не больно.
— А что же?
— Да все то же. Колхозную-то столовую
мышкинская санэпидемстанция закрыла. Причин хватает: плиты не работают, в
холодильниках плюсовая температура, раковины проржавели, разделочных досок и
ножей нет, электромясорубка не работает, а главное — нет проточной воды. Ребята
из старших классов обедают теперь дома, а ученики помладше приносят еду с
собой.
— Это плохо!
— Да вот и не знаем.
— А что же?
— Да все то же. В тот же день закрытия было в
Мартынове заседание, на котором порешили: подготовить столовую к вводу в
эксплуатацию. Но вот уже второй месяц на исходе, а ученики по-прежнему
питаются дома. Взятые на себя обязательства выполнил только механик
колхоза Е. А. Карасев — прочистил канализацию.
Мы очень надеемся, что к моменту выхода
газеты столовая заработает, и у нас появится возможность написать о
поварах.
С. ТЕМНЯТКИН.
Листая календарь
7 ОКТЯБРЯ. Колхоз «Верный путь» закончил
уборочную.
11 октября. Внимание мартыновской общественности
было приковано к зареву в апраксинской стороне. Там сгорели две груженные льном
телеги, принадлежащие рождественскому льнозаводу.
15 ОКТЯБРЯ. Традиционный Осенний бал в Дом*
культуры нынче вели Ольга Темняткина и Александра Дорофееве. Было приятно видеть
завсегдатых местной сцены Е. Великолепову и С. Розова, а также девчонок
из танцевального коллектива Мартыновской
школы.
20 ОКТЯБРЯ. Зима начиналась за Апраксиным.
Разве не удивительно, что снег выпал только в Перемошье, Нефине и
Дьяконовке, тогда как остальные деревни увидят его лишь только в
ноябре.
11 ОКТЯБРЯ. В компании ворон были замечены два
грача. Что, уговорили серые подруги на зиму остаться?
26 ОКТЯБРЯ. Три дня провела в Кацком стане Г. Л.
Дайн. Заинтриговало? Подробности в следующем номере.
28 ОКТЯБРЯ. Избранные колхозном
получали «Свидетельство на право собственности на землю».
В КОЛХОЗЕ «ВЕРНЫЙ ПУТЬ»
О земле
«В колхозе «Верный путь», — вывели мы заголовок
нашей рубрики и засомневались, а в колхозе ли?
— В колхозе, в колхозе, — уверили нас в конторе.
Хозяйство наше «Верный путь» так и носит гордое
имя колхоза (коллективного хозяйства). Только основано оно теперь не на
кооперативной собственности на землю, а на частной. То есть каждый член колхоза
имеет свой имущественный и земельный пай. В подтверждение этому колхозникам
выдали «Свидетельство
но основано оно теперь не на кооперативной
собственности на землю, а на частной. То есть каждый член колхоза имеет свой
имущественный и земельный пай. В подтверждение этому колхозникам выдали
«Свидетельство на право собственности на землю».
Каждый получивший документ отныне владеет 10,3 га
земли (больше нельзя). Из этих-то частных земельных наделов и складываются
теперь угодья колхоза.
Пайщиков у него 229 человек, значит, колхозный
земельный фонд составляет 2358,7 га. Вся остальная земля находится в ведении
района, но поскольку пока ему не нужна, ей пользуется колхоз. За плату,
конечно.
А что же с паевой землей? По закону владельцы пая
могут выйти из колхоза, забрав свою землю. Слава Богу, земельный пай не
продается (пока), а передается по наследству или по завещанию. В случае
отсутствия наследников, земельный пай переходит в ведение колхоза и делится
между оставшимися в живых пайщиками.
Новые члены колхоза землю в частную собственность
уже не получат.
О ХЛЕБЕ
А теперь об итогах третьей деревенской страды —
уборочной. Всего колхоз убрал 1132 тонны зерновых с площади 958 га. В том
числе:
Со 110 га озимой пшеницы получили 211 т.
Со 159 га яровой пшеницы получили 180 т.
С 81 га ячменя — 110 т.
С 608 га овса — 930 т.
Средняя урожайность зерновых — 15
центнеров с гектара.
Этой осенью убрали 97 га льна и получили с них 30
т. льноголовки (примерно 3,1 ц .с га) и 60 т льнотресты, которую свезли на
Рождественский льнозавод номером от 1,25 до 1,5. Ну а теперь рекламная пауза.
ПРИЯТНЫЕ НОВОСТИ ОТ КОНТОРЫ!!!
В неограниченном количестве продаются:
овес — 19000 руб. за ц. пшеница — 22800 руб. за ц.
ячмень — 18000 руб. за ц. ВАША КУРОЧКА КУПИЛА БЫ ПШЕНИЧКИ!
И о колбасе
Начнем издалека.
Наш «Верный путь» вместе с пятью соседскими
хозяйствами является учредителем ТОО МХМ «Рождествено». На русский язык сие
название переводится так: Товарищество с ограниченной ответственностью
мясо-хлеб-молоко «Рождествено». Это совершенно самостоятельная организация,
имеющая смет в банке и своего директора — Николая Алексеевича Киселева. Ее цель—
сбывать продукцию сельских хозяйств, в том числе и нашего колхоза. И эта фраза
имеет свой перевод на русский язык: по-
Это оно, ТОО МХМ «Рождествено», открывает
магазины, хлебозавод, а в Мартынове — мясокомбинат. Его привезли 11 октября в
трех вагончиках и установили около старой котельной, которую в свою очередь
надеются приспособить под холодильник. Так что если не разворуют, дождемся
колбасы мартыновского производства.
Информацией делится А. Ф. КУДРЯВЦЕВ.
СТОЯЛА В ЮРЬЕВСКОМ ЦЕРКОВЬ
АРХИВ НА ДОМУ
Вспоминают Земляки
«Историко-статистический обзор
Ростово-Ярославской епархии за 1861 год».
Церковь в селе Юрьевском основана в 1792 году
тщанием майора Афанасия Семеновича Давыдова и заключает в себе три престола:
1). Святого Великомученника Георгия;
2). Владимирской Божией Матери;
3). Святителя Тихона, Амафунскаго Чудотворца.
Земли церковной 77 десятин.
Приход составляет следующие девять селений:
Всего домов 153; душ мужского пола 663, женского
— 775.
От «КЛ». Заметили некоторые странности! Например,
река Пойга названа в документе «Пой-чей». Мартыново, как известно, расположено
не на Топорке, а на Чернавке.
Дьяконовка относилась к Николо-Топорскому
приходу, и теперь приходится только гадать: то ли была еще одна Дьяконовка, то
ли одна семья из существующей доныне Дьяконовки по какой-то причине ходила в
Юрьевскую церковь.
Нет уже деревни Богалино, а Блюдово
нарушилось так давно, что на его месте успел вырасти лес, который по сей день
сохранил название деревни.
Ну а мы продолжаем писать книгу.
Причт церкви села Юрьевское.
Священник Симеон Преображенский. Рукоположен в
1842 году из студентов семинарии.
Дьячок Александр Собботин. Обучался в низших
школах; на службе с 1861 года.
Пономарь Семен Семеновский. Из низших школ; на
службе с 1855 года.
ЧУРАКОВ А. Н. (Юрьевское).
Какова наша церковь-то была?
А вот войдешь — и уходить не хочется. Вверху были
ангелы, как живые: пастух пасет овец, наверное, святой какойнибудь. Две
изразцовые печи до самого верху, а по правой стороне на стене большие круглые
часы отсчитывали время. Была касса, место вроде прилавка, ею заведовал староста
церковный Петр Никифорович из Левцова с двумя помощниками (их так и звали —
«тройка»). Алтарь был золотом отделан, а на двух клиросах певчие располагались.
В праздники отец Иван облачался в митру; было у
него много всяких риз на праздники и будни. Помню, был он высокий, с седой
широкой бородой, серьезный — зря не улыбнется. Одевался по-простому,
по-крестьянски: белая рубашка да поясок с кисточками, черные брюки,
заправленные в кожаные сапоги— как Лев Толстой на фотографии.
Сидит, бывало, и удит рыбку на Школьном пруде. А
если возьмется что мастерить, то сделает аккуратно и с точностью до миллиметра.
Службу вел настоящую, строго по Уставу, Газеты выписывал, и «Правду» тоже.
Все постановления вырезал и складывал в папочку. Хоть в дела мирские не
вмешивался, от тюрьмы все равно не сохранился. Правда, вскоре разобрались и его
отпустили.
Винца иногда любил выпить, но по глоточку за
приседом. В лавке тогда у нас всякая всячина была. Иной раз придет в магазин,
купит две четвертные под сургучом и вкуснятины какой-нибудь. Положит все в
белую корзиночку, поставит ее в сторону, поговорит с мужиками. Потом подцепит
на локоть и неторопливо направится к дому.
А жил он с семьей сначала в казенном доме, на том
месте, где сейчас Обручниковых изба.
Потом попов дом перевезли в Рождествено, теперь в
нем размещена Рождественская администрация. А отец Иван купил в Юрьевском
другой дом, в нем мы сейчас живем.
В Пасху ходил отец Иван по своему приходу
христосоваться, подносили ему пиво (хорошо оно маме удавалось, крепкое, с
изюмом). Сзади его помощник с корзиною, в которую складывали крашенные яйца,
матушка потом солила их в шайке.
Было мне годов семь-восемь. Скажу:
— Мама, я пойду исповедаться! — и
понесу свои грехи батюшке. Пригну голову, он накроет подрясником и
спрашивает:
— Здороваешься с народом?
— Не грешен, батюшка, — отвечаю.
— Родителей слушаешься?
— Не грешен, батюшка!
— У церкви бегал?
— Грешен, батюшка.
(Церковь была обнесена забором, который
запирался. Ну а мы, ребятня, перебирались через него и на ровном местечке
играли «в орлянку». А иногда и бегали вокруг, сторож церковный Володя
Богородский нас гонял).
После отпущения грехов можно было причаститься.
Угощались с серебряной ложечки чем-то сладким, а потом закусывали нарезанным
кубиками хлебом.
А уж какие колокольные перезвоны разносились по
округе, особенно в Пасху! Всю неделю парни, девчонки, которые посмелее, дули в
большой колокол.
Колокольня так и качается от ударов. Забираешься
на колокольню, уж идешь-идешь на такую высоту. Оттуда люди муравьями кажутся.
Рассказывали, что когда колокол дал трещину,
новый тянули со станции всем приходом на санях, на канатах. А язык, весом 7
пудов 15 фунтов, один мужик-доброволец на колокольню на плече внес.
С колокольни же и началось разрушение нашей
церкви. Было это в 1938 году. К тому времени отец Иван помер, а отца Маргария
забрали, и никто его больше не видел. Хороший тоже был батюшка... Забрали ключи
у сторожа церковного. Приехал из Вологды мужик метра два ростом. Взял лом,
трос с руку толщиной, натаскал кругляшей покатни делать и полез на
колокольню. Вышиб клинья, спустил большой колокол на покатни и начал ломом
ворочать, а церковь вместе с ним шевелится. Дошел до кромочки и... бух! —
улетел колокол-то да наполовину в землю ушел. Потом маленькие колокола
сбросил. Слез, в руке кувалда пуда два, и давай лупить ею уже на земле.
Пригнали пятнадцать лошадей, погрузили осколки —
и на Маслово.
Заперли церковь. Но воровали из нее, украли и
часы, сохранился только Спаситель, сейчас он в Мышкинском музее.
Разорили и кладбище подле, где были похоронены
люди, на которых Россия держалась. А мне почему-то всегда думалось, что придет
время, и церкви будут воздвигаться вновь. ГРЕЧУХИН В. А. (Мышкин).
Помню, маленький, смотрю в окошко на
разукрашенную морозом церковь. Спрашиваю бабушку Евфросинью:
— Бабушка, а церковь старая?
— Старая,
— А старше тебя?
— Старше.
— А когда ее строили?
— Ой, милый, до меня. Мы только
колокольню надстраивали. Нарядил нас левцовский староста (я в Левцове
жила). Сказал, что все приходские деревни свое отработали, одна наша осталась.
А было лето, все оставили свои дела и отправились на лошадях за кирпичом. Возили
откуда-то из Апраксина, а точно место я не помню. А потом таскали кирпичи на
себе по лесам на колокольню.
РУМЯНЦЕВА Т. К. (Левцово].
Помню-помню отца Иоанна, по-моему, Петровича,
Стратилатова. Я венчалась у него, а дьячок хоробровский был. Был отец Иоанн
русый, ростом высокий, ну не самый высокий, а выше среднего.
Одна из его дочерей, Люба, жила в Нефедьеве,
вышла замуж за тамошнего священника, за Груздева Михаила.
ЧУРАКОВА А. В. (Юрьевское).
Отец Иоанн высокий, красивый, интересный был.
Жили они с матушкой Еленой в согласии, воспитывали детей: дочерей Веру, Соню,
Любу да двоих сыновей, одного звали Николаем. Жила у них еще в няньках ли, в
прислугах ли Татьяна, но была как своя в семье.
О судьбе его детей и внуков мало что известно.
Вера учительствовала, вышла замуж за моего дядюшку Чуракова Ивана, был у них
сын. Потом они разошлись, Вера уехала в Ленинград.
РУМЯНЦЕВ И. С. (Левцово).
Помню, как поп юрьевский приходил служить молебен
— просил дождя. Обносил вокруг деревни высоко поднятую украшенную икону. А чего
просить-то, в Тихонов день дождь и без попа идет!
А когда выгоняли весной первый раз скотину, отец
Иван кропил ее водой с веничка, от хворей и напастей остерегал.
БОГДАНОВА П. И. (Мартыново).
А ведь я помню отца-то Ивана Стратилатова.
Всей семьей ходили мы его хоронить. Летом это
было, колокола звонили. Пели на клиросе певчие, и сестра моя Мария тоже пела.
Пришли соседние священники из Хороброва и Рождествена. Две дочери его
провожали. Одна откинула холст, которым он был прикрыт, и упала. Говорят, по
церковным правилам нельзя было лицо священника открывать. Обнесли гроб вокруг
храма и зарыли в углу ограды при церкви. Бугорок и сейчас должен быть.
МЕХОВ М. А. (Нефино).
Видел я у родственников своих икону из Юрьевской
церкви. Не рисованная — мозаика из цветных камушков. Помнится, распятие
Христа. Взял Оксен Липатыч, держал его то в чулане, то на задворках. Неловко ему
было, не знал, куда пристроить. Свез верующей старушке, но та заругала его и не
приняла краденую из храма вещь. Нашел выход: расколол по частям и сжег в печке.
Послесловие
В один из летних дней конца 50-х все сельчане,
разве что кроме работавших в поле, высыпали на улицу. Их взгляды были
прикованы к церкви. Там вовсю старались строители (разрушители?): примерялись,
как бы ловчее повалить церковь?
И вот это случилось. Она медленно наклонилась и
упала, только тяжело охнула земля под тяжестью рассыпавшейся громады кирпичей.
Но этот прощальный стон мало потревожил души
людей. Только, может быть, у какой-нибудь старухи заныло сердце да покатилась
по щеке невольная слеза.
Так погибла в Юрьевском красота. Ненамного
пережила храм и бревенчатая шестиугольная часовня, построенная на месте
алтаря первой, еще деревянной церкви.
Этой публикацией мы хотели почтить память
Юрьевской церкви. Понимаем, что всего этого сейчас не вернуть. Но нам тоже
отчего-то кажется, что пройдут годы, и засияют над Кацкою землею золоченые
купола храмов.
Реклама :
«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 10 (1rmal" style="text-autospace: none">
Ноябрь 1994 года Выпуск готовили: ТЕМНЯТКИН С. Н.
ЧУРАКОВА Л. И.
152846,
д. Мартыново,
Мышкинский район,
Ярославская область.
Мышкинская типография.
Тираж 200 экз. 3—1171. 94 г.