Кацекая летопись № 67-68

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

Это так здорово: в Юрьевское опять прилетели аисты!

 

Газета  краеведов  волости Кадка                 КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ                    № 7-8 (67-68)  Апрель 1997 года

 

Как вам служится, ребята?

 

Всякий, кто заходит в библиотеку, сразу обращает внимание на этот стенд. На нем ребята — крепкие, улыбчивые, в военных формах. А

главное — наши ребята. «Как же вам служится, земляки?» — задалась вопросом библиотекарь Лидия Ивановна Чуракова и устроила выставку

солдатских фотографий и писем, которыми с ней поделились родные.

«Да, вы можете успокоиться, — пишет домой младший сержант, командир орудия, Евгений Розов. А рядом его фотография с коротенькой

подписью «Чечня. Лето 1996 года»:. — Служу я теперь в Поливно (Ульяновская область — «КЛ»). Из Чечни наши войска вывели.

Наш эшелон тронулся 21 октября, и 25 октября я был уже в полку. Когда ехали из Чечни  в Ульяновск, было интересно наблюдать за населением.

Как поезд проезжал какую-нибудь деревню или город, местное население высыпало к дороге, а когда останавливались, собиралась куча народу

и с интересом наблюдала за военным эшелоном. Женщины даже почему-то плакали.

В Ульяновске нас встречали с оркестром».

С нетерпением ждут родные возвращения Алексея Ершова. А пока идут письма домой — издалека письма: Алёша служит на Камчатке:

«Служба идет у меня нормально. Находимся мы примерно около вулкана Шиверлуг, ближайший населенный пункт — город Ключи, до него 80 км.

Казарма у нас хорошая, в ней все хорошо сделано, красиво, чисто».

«Служу сейчас в Елизово на перевалочной базе. Служить нетяжело, работаю, хожу в наряды. Кормят нас хорошо, питание как дома...

Если нашкодишь, Тихолаз (командир — «КЛ») поколотит или погоняет для виду и все».

«Ездили в воскресенье в Паратунку купаться в горячих источниках, хорошо отдохнули. Вообще, на Камчатке красиво, я не жалею, что сюда

попал служить, но все равно дома лучше». «Вот ведь как бывает, в военкомате приписали в ВМФ, а попал в ракетные войска. Зато, как говорят,

Ракетные Войска Стратегического Назначения — щит нашей Родины, а остальные рода войск — заклёпки на этом щите...»

Следующая фотография со стенда называется «Исправно выглядит солдат». Это Евгений Котяшов; служит он в Наро-Фоминске Московской

области, водит автомашину.

Служат в армии еще три наших земляка, и все три Андрея. Двое из них — Чесноков и Лобазов — волею судеб оказались в Карелии, в

погранвойсках. Отслужив четыре месяца, Андрей Лобазов вернулся домой по состоянию здоровья — надеемся, мы еще не раз прочтем его

рассказы на страницах нашей газеты. А Дорофеев Андрей совсем близко — в Ярославле, в железнодорожных войсках.

Интересная получилась выставка — как будто с земляками повидались. На бескрайних просторах Родины несут службу наши солдаты, а мы

скучаем, ждем и надеемся. Надеемся, что все у них будет хорошо. Удачи вам, ребята!

Листая календарь

3 МАРТА. Немногочисленные жители Хороброва проводили в последний путь Нину Владимировну Квасникову — на 63-м году оборвалась ее

жизнь. Нас стало еще меньше...

8 МАРТА. Огромное спасибо Сергею Лебедеву и его друзьям за доставленную радость — вечером вновь играл (после почти годового

перерыва) вокально-инструментальный ансамбль.

15 МАРТА. С телятника в Мартынове украли... теленка — чего ж еще там воровать! Это уже вторая кража в текущем году.

20 МАРТА. Отчетно-выборное собрание колхозников «Верного пути» одобрило политику своего председателя и переизбрало Сергея Михайловича

Ершова на новый срок.

27 МАРТА. Утром   минус   24 градуса!

28 МАРТА. Мартыновская библиотека принимала гостей со всего района. Там—семинар «Краеведческая работа сельских библиотек».

Поздравляем!

Рассеянная «КЛ» пропустила одного из своих читателей. В декабре отмечал юбилей НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ КИСЕЛЁВ из Дьяконовки — наши

ему извинения и наилучшие пожелания.

А теперь поздравляем майских юбиляров — все они из Мартынова: ВАЛЕРИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА ЛОБАЗОВА, ЛЕОНИДА ВИКТОРОВИЧА

ДОРОФЕЕВА и ВОВУ ЧЕСНОКОВА.

Вести из Хороброва,

Водополицу пережили

Бывало, когда начинался ледоход, все население Хороброва высыпало на берег смотреть, как трещит лёд. Мост разбирали накануне, чтобы не

унесло, и во время водополицы пользовались плотами. Да, славное было времечко!

Теперешние шесть жителей в оставшихся четырех изоах весны побаиваются: ни моста, ни плота, ни даже плохоньких лав им сделать уже не

под силу. Вся надежда на мост у Владышина — только б его не унесло!

 

Не унесло...

Разливица нынче выдалась не самой большой, зато очень долгой: Владышинский мост скрывался под водой больше месяца. Иногда по нему

удавалось проехать верхом на лошади, а то так и сидели, отрезанные от всего мира. Риск, конечно, был — а вдруг как кто заболеет, например?

Но, слава Богу, все обошлось. До следующей водополицы...

 

«Санта—Барбару» смотрят

К слову сказать, во время весеннего бездорожья любая проблема переживается острее. Вот пропало электричество — почему? надолго? кто

поможет? Трое суток просидели в Хороброве без света, но все-таки сумели вызвать через Юрьевское электриков. Те приехали сразу. Поломка

устранена, и теперь одинокое житьё обитателей дальнего селения снова скрашивают обожаемые ими «Санта-Барбара» и «Девушка по имени

Судьба».

 

Сожгли кладбище

И откуда у людей эта странная уверенность в том, что выжигать весной траву очень полезно для природы? Неужели не видят, как огонь губит ее?..

Нет, не видят — снова и снова бросают спичку. Берега Кадки выжжены на километры; удивительно, как до сих пор пожар не пришел в Хороброво?!

Но нынче все-таки доигрались,. Сожгли кладбище. Целиком. Погибли деревянные кресты, пострадали деревья (иные ветлы обуглились даже

изнутри!). Столбики, на которых держалась ограда, перегорели у основания и почти все упали. Местами ограда уничтожена полностью (например,

у ворот). Трава выгорела на всей территории кладбища; жутко теперь смотреть на обнаженную землю — кругом холмики, холмики, холмики... Их,

оказывается, так много!

Сожженное кладбище открыло сокровища: теперь издалека заметны старинные известняковые надгробия. Сколько их? Один, два... 43! Иные

превращены в обломки, но некоторые сохранились великолепно. Красивые — с крестами, солнышками, стрелами и прочим рельефом.

Памятники уверенно датируются XVIII веком, но, кажется, есть и из более раннего времени.

Хоробровское кладбище — древнейшее в округе, это наше достояние; хорошо ли мы бережем его? И надо назвать вещи своими именами:

поджог кладбища — это кощунство и, наверное, уголовно наказуемо. Хотя, виновных вряд ли найти: мало ли охотников да рыбаков шатается

весной по Кадке?

С. ТЕМНЯТКИН.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ       5 СТР.

 

§ 3. Карта Хоробровского прихода

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       ПЕРЕД УРОКОМ

1.                          Кто же такие кацкари? Откуда они взялись?

2.                     Какие три кацких слова вы уже знаете?

3.                          В чем принципиальное отличие села от деревни?

1. Знакомство с приходом.

Нет большего горя, чем смерть человека. Трудно осознать, что тот, кого ты любил и кем дорожил, ушел навсегда. Но есть кладбища —

места людской скорби, и есть могилы, которые должны посещать и обихаживать родственники. А знаете ли вы, на каких кладбищах

похоронены ваши предки? Сумете объяснить, почему одних жителей Мартынова погребают на Юрьевском кладбище, других —

Николо-Топорском, а третьих — на Хоробровском?

В Юрьевском, Николо-Топоре, Хороброве исстари стояли церкви. Так сложилось, что жители той или иной местности посещали свою церковь.

Кстати, зачем?

 

ЗАПОМНИТЕ СЛОВО:

приход — группа селений, жители которых посещают одну церковь.

Хоробровский приход — древнейший в Кадке и, пожалуй, единственный, который сотни лет не менял своих границ. Расположен он в самом

сердце Кацкой земли — там, где река Кадка принимает главные свои притоки: Пойгу и Топорку с Чернавкою и с Дубёнкой. Покажите на карте

эти реки. Названия каких рек вы можете объяснить?

Пойга — имя нерусское; оно сохранилось с тех пор, когда в наших краях жили меряне. Вполне возможно, оно связано со словом «поньга» —

гриб, и тогда Пойга — «грибная река». А Чернавка — название русское; любопытно, что в средние века эту речку звали Грязда — как вы думаете,

почему? Дубёнка же раскрывает свое имя сразу — в древности по ее течению располагались великолепные дубовые рощи.

Реки создали особенный, легко узнаваемый пейзаж Хоробровского прихода: куда ни пойдешь — всюду вода, кручи да подкручья, округа да

солоди...

 

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

Запишите в тетради:

круча — высокий и крутой берег реки;

подкручьё — равнина под кручью;

округ (ударение на «у») — остров;

солодь — озеро в пойме реки.

Происхождение большинства слов легко узнать, если взять карандаш и разобрать их по составу. Займитесь этим.

 

2, Населенные пункты.

Центр Хоробровского прихода — село Хороброво. Что значит «село»? Найдите Хороброво на карте. Вспомните, как народное предание объясняет

его название.

Имена первых жителей носят деревни: Овдеево (Овдей), Якучево (Яков), Парфёнове) (Парфентий) — найдите их на карте. На каких реках они

стоят?

Название деревни Киндяково (нашли, где она?) кажется смешным и непонятным, но только на первый взгляд. «Киндяк» — это популярная в

Старой Руси заграничная ткань с рисунком. Возможно, первый поселенец Киндякова частенько щеголял в кафтане из такой материи.

Осталось найти деревни Дьяконово, Клюкино и Владышино. Попытайтесь — может, у вас получится растолковать их имена!

 

НАРИСУЙТЕ:

в тетради карту Хоробровского прихода. Не пугайтесь и не торопитесь — сначала проведите реки, но пока не подписывайте их. Отметьте

кружочками и подпишите населенные пункты; столицу Хоробровского прихода выделите кацким флажком. Сделали? Теперь можно подписать

реки. Нарисуйте Породную дорогу, которая соединяла Хороброво с Угличем.

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ    6 СТР.

 

3. Угодья Хоробровского прихода

Поразмыслите, страдает ли Хоробровский приход от недостатка воды или нет? Интересная деталь: изо всех Хоробровских селений пруды есть

только в Хороброве и на Владышине. Почему?

Действительно, водоемов здесь предостаточно: и реки есть, и ручьи, и солоди, и болотца. Докажите это, глядя на карту.

А вот лесом Хоробровский приход необыкновенно беден (как вы думаете, почему?). Это раньше, рассказывают, росли тут дубы, сосны и ели, да

такие, что из одной деревни другую не видать было. Но на наш век достались лишь небольшие часнички по окраинам прихода — найдите их на

карте: Поповка, Чулково, Чёрнышево, Кочурово.

 

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

Запишите в тетради:

часник — небольшой лесок, рощица;

поречина — луг по берегу реки;

порешной — относящийся к поречине.

Как всегда, выделите в словах корень, и тогда вы догадаетесь, как они возникли.

О поречинах мы заговорили не зря — ведь это настоящие царства трав! Обильные речные туманы да ил, остающийся при разливе рек, сделали

Хоробровские сенокосы очень богатыми.

Полей в Хоробровском приходе много. В былые времена он был почти полностью распахан, но земли все равно не хватало — как вы объясните

это странное несоответствие?

Для примера возьмем само Хороброво. Всех угодий в нем было 408 десятин — для селения с 261-им жителем все таки маловато. Сельчане

возделывали каждую крупицу удобной земли: 271 десятину занимала пашня, 80 десятин — сенокосы и 21 десятину — усадьбы. Остальная

земля просто не годилась для обработки: это 20 десятин болот, 8 десятин рек и солодей и 7 десятин — дорог. Вы обратили внимание, сколько

было при селе леса? Его не было вообще! ДОМА:

1.                                    Приготовьтесь  показать  на  карте   каждую кацкую деревню и коротко охарактеризуйте ее географическое положение.

Например: «Хороброво — село, расположенное на правом берегу реки Кадки».

2.                            Вы теперь знаете много кацких слов. Растолкуйте фразы:

—                     Что я, заволосной какой что ли?

—                      Чулково — это часнички, и первый   часник назывался Палошник.

—                       Хорошее сено, порешноё!

—                       А ты взойди на кручу да погляди,   не видать ли его в поречинах?

—                       Осторожней там: разлилось все — не заблудись в округах да солодях!

—                       Батыль там онна — уж такой батылинник!

—                  Он подкручьём прошёл.

3.                                  На чистый тетрадный разворот перечерти таблицу. (Заполнять ее будем   на    следующих уроках).

 

Селения Хоробровского прихода

Селение и

Год первого упоми-

Число жителей

Учреждения, торговые и промышленные предприятия, возникшие

водоём

нания в документах

в 1908 г.        1997 г.

до революции        при советской 1917 года                власти

с. Хороброво

на Кадке

1572 г.

261 чел.

 

 

 

 

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ                           7 СТР.

§ 4. Село Хороброво

ПЕРЕД УРОКОМ:

Нарисуйте линию времени. Имеет ли время начало? Конец? Обозначьте стрелочкой, куда движется время?

Отметьте: О год (что это за дата?) и год, в котором вы живете.

Ометьте года: 1572, 1461, 1238, 1575. Чем они памятны для земли Кацкой?

Могла ли княгиня Мария написать письмо княгине Ульяне. А князь Хоробрый мог ли сказать: «Я сражался за Ульяну!» Обоснуйте ответ.

Могла ли княгиня Ульяна хоть что нибудь знать о Кацких битвах с монголо-татарами? Почему вы так считаете?

Сосчитайте, сколько лет прошло от первого упоминания о волости Кадке в письменных источниках до ее преобразования в Кацкий стан.

С каким населенным пунктом связаны все эти имена и даты?

/. План Хороброва

Старинное село легко распознать, едва взглянув на его план. Посмотрим и мы. На звезду похоже — не правда ли? Словно лучики расходятся

сельские улицы от центра — от площади, которая в Хороброве зовется Крест.

 

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

Запишите в тетради:

крест — перекресток.

Хоробровский Крест и впрямь перекресток, да еще какой: здесь сходятся главные дороги волости Кадки. Расскажите о них по карте.

Впечатляют размеры площади: 0,52 десятины (больше полгектара) — совсем неплохо даже для города. Впрочем, места требовалось много:

здесь собирались крестьянские сходы, а по праздникам устраивались народные гулянья. Три раза в год на Кресте шумели ярмарки: 5 июня,

а также в 9 и 10-ю пятницу после Паски—а почему, кстати, нельзя назвать точного числа?

На площади Крест располагались основные сельские учреждения: церковь с кладбищем, сторожка, в которой можно было переночевать,

церковно-приходская школа и мелочная лавка крестьянки Евдокии Моисеевны Крюковой.

 

ЗАПОМНИТЕ СЛОВО:

мелочная лавка — магазинчик, где торгуют товарами широкого спроса.

А теперь прогуляемся по Хоробровским посадам: Гробиловке, Кокуйке и Поповке, в которой было до четырех порядков домов — найдите их на

карте.

 

УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК:

посад — деревенская улица;

порядок — ряд домов на одной стороне посада.

Сколько обычно порядков в посаде? Сколько порядков было в Поповке?

Названия посадов расскажут свои истории. В Поповке,, например, и в самом деле жил поп — его дом стоял в окружении вишневого сада

«Коккуй» -- у мерян священный огонь, через который они прыгали, очищаясь от всего недоброго. Про Гробиловку думайте что хотите —

история этого названия затерялась в веках; зато точно известно, что некогда там стоял самый настоящий ветряной маслобойный завод —

делали льняное масло. Рядом жил и хозяин — Василий Андреевич Решунов. Была еще в Хороброве мастерская по выделке овчин, но где

она располагалась, уже никто не помнит.

 

2. Хоробровские церкви

Для начала задача: на 1 января 1997 года в Хороброве зарегистрировано 7 жителей, а в Мартынове — 190. Объясните, почему же тогда

Хороброво — такое маленькое, а село; Мартынове — большое, но деревня?

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ                8 СТР..

Хороброво всегда славилось своими церквами. «А в селе, — сообщает старинное описание, — храм Леонтия Ростовского Чудотворца, да другой 

храм Мученицы  Христовы Параскевы ветх, древян, клецки» А у Леонтия Чудотворца в церкве образы    и книги, и ризы, и колокола..» Понятен ли

вам этот документ: сколько   церквей стояло в Хороброве?    из какого материала они были построены? чем отличалась одна от другой?

Позже прихожане выстроили на собственные средства великолепную каменную церковь в честь иконы Одигитрии Смоленской Божей Матери —

пожалуй, самое первое в Кацком стане здание из кирпича.

Хоробровская церковь была богатейшей в округе, но больше всего запомнилась старожилам своим хором, который организовал псаломщик Иван

Васильевич Матвеев. Девушки и юноши пели так замечательно, что их зазывали в другие церкви. «В Богородском так много народу собралось, —

рассказывают бывшие участники хора, — что не все в церкви уместились, стояли на улице. И все спрашивали:

—                  Откуда же вы такие хорошие?

—                     Из Хороброва! — отвечали мы».

 

ПОРАБОТАЙТЕ С ДАТОЙ:

Запишите в тетради:

1773 год — строительство в Хороброве каменной церкви Одигитрии Божей Матери.

Сколько лет назад? В каком веке? Половине века?

3. Но Хороброво—село!

Но село—это не только наличие церкви с кладбищем. Это особый уклад жизни, особая куль-тура, или даже, как   сейчас   говорят,    особая

«аура». Звание «села» освящено веками, и право носить его надо еще заслужить.

Директор Мышкинских музеев В. А. Гречухин однажды рассказал, как он с ребятами отправился на байдарках в поход по реке Кадке.

Проплывали мимо незнакомого селения и решили разузнать о нем. Видят, на самом берегу стоит высоченная старуха.

—                          Бабушка, — кричат ей, — что это за   деревня?

—                          Это вам не деревня, — громкогласно отвечала   старуха,  —   это  —   село!   Хороброво.

Хороброво .. Народное предание уносит его начало еще в домонгольские времена, а документы впервые упоминают о нем под 1572 годом, как

о столице волости Кадки, дворцовом селе княгини Ульяны. С 1575 года Хороброво — центр Кацкого стана, а с XIX века — обширной Хоробровской

волости, куда входило 26 селений с 3928 жителями. Около двухсот лет селом владел богатейший и знатнейший в России Московский

Новодевичий монастырь.

Хоробровцы любят своё село и гордятся им. Из поколения в поколение они передают историю отчего края,. Хороброво заслужило почет и

уважение.

И вот когда мартыновцы будут говорить о своей деревне с такой же гордостью, как та Хоробровская старуха — Мартынове тоже можно будет

считать селом. Даже если в нем не появятся церковь и кладбище...

ДОМА:

Среди ответов на каждый вопрос один лишний — неправильный. Найдите его.

а)Хороброво — древняя столица...    Хоробровской волости, волости Кадки, Хоробровского сельсовета, Кацкого стана.

б)В документах Хороброво впервые упоминается... в 1572 году, 1575 году.

в)В  Хороброве  правили...   князь  Хоробрый, княгиня    Мария,    княгиня    Ульяна-Александра, князь Юрий,

г)Затем Хоробровом     владел...     Угличский Покровский монастырь, Московский Новодевичий монастырь

д)В Хороброве есть такие посады,... Петушки, Кокуйка, Крест. Поповка, Гробиловка.

е)Издревле в Хороброве стояли деревянные церкви.,. Ростовского Чудотворца Леонтия, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца.

ё) Затем выстроили новую, каменную.,.. Одигитрии Божей Матери, Николы Чудотворца.

ж)В Хороброве располагались... овчинная мастерская, маслобойный завод, кузница, мелочная лавка, школа.

 

 

2 стр.                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                                № 7-8 (67-68), апрель 1997 года

 

Нам пишут

СКЛАДЧИНА В ВОЕННОМ СЕЛЕ

О ЖИТЕЛЯХ СЕЛА РОДНОГО Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПИШУ

Трудно было жить в войну. Об этом все знают. Но и шутили иногда...

Вспоминается веселая пора — навозница. Все ворота у хлевов-дворов отворяли настежь и грузили навоз вилами на телегу. Такие телеги только

для этого и были предназначены (в основном в ходу летом были дроги) — навоз вывезут, телеги вымоют и в сарай до будущей весны.

А погода в навозницу всегда была теплой уже, и все, кто только мог, обливали друг друга водой — так было заведено исстари. Вот была потеха,

да чтобы невзначай! Человек и не ожидает, а его враз и окатят прямо из ведра — сколько было визгу, смеху! А обижаться никто и не думал, и

весело смеялись вместе с застигнутым врасплох, и долго вспоминали потом, кому больше удалось опрокинуть ведер.

И всякая другая работа уже наступала: посевная, боронование, прополка льна, картошки, сенокос; хлеба жали жнейками на лошади, лён

драли вручную, околачивали тоже и расстилали по

скошенным лугам тоже вручную. За день уставали, конечно; ведь мы, дети и подростки, трудились вместе со взрослыми целый день!

Но вечером все равно, как управимся с делами по дому и со скотинкой, которую держали, выходили гулять. Хоть под балалайку, да попоём,

потопаем.

А вот и обмолот хлебов прошел. И решили колхозники сделать праздник в складчину — отпраздновать уборочную. Хлеба уродились хорошие,

все убрали с полей вовремя. И картошки много наросло, и на своих огородах много всего уродилось.

Шёл 1943 или 44 год. Уже все понимали, что войне конец скоро. Слез и горя много было, но все-таки решили отметить свою работу односельчане.

Делали складчину в первом доме от реки Кадки. Там жила в то время Клавдия Бойцова со своими детьми — но она занимала не весь дом,

большой зал был закрыт.

Взрослые девушки: Ольга Бойцов, Нина Орлова, Таисья и Валя Лебедевы — мыли окна и полы. А мне, Саше Кочневой, Шуре Матвеевой

достались самовары. Принесли три самовара ведерные, но ими не пользовались давно, и надо было их почистить. Я попросила брата Сашу

найти красных кирпичей, и они с Васей Чураковым их накололи и терли песочек, а мы драили втроем — вычистили до блеска, хорошо.

А Наташа Бурова, Саня Чистякова, Анна Ивановна Чуракова, Александра Николаевна Овчин-

никова, Клавдия Бойцова стряпали на кухне. А Анна Васильевна Чуракова, тогда Нежданова, и Надя Морозова наготовили дома и готовые

кушанья несли прямо на столы.

Столов натаскали мужчины. И скамьи. Уставили буквой «П». Другие женщины собирали посуду для стола, и все несли и несли тарелки, вилки,

ложки, чашки.

И когда все уселись (а нас, подростков, тоже всех усадили за столы), председатель Коновалов Михаил из Мартынова и бригадир Николай

Иванович Чураков сказали речь, что хорошо все трудились, что войне скоро конец, что вот так дружно и надо жить и работать, и врага легче

одолеть, потому что мы все вместе, как одна большая семья, и в этом сила и крепость.

И началось угощение. И чего на столах только не было! Ухитрились наши, уважаемые мною до сих пор, милые женщины наготовить столько

много разных кушаний — аппетитных, вкусных, красивых. Столы так нагрузили всякой вкуснятиной, казалось, скушать столько будет не под

силу! Начали со студени, пока прохладная, а к ней предлагали хрен и горчицу, на которую спрос был, в основном, у взрослых. Они, конечно,

себе позволили и горячительного выпить.

Нам же, малолеткам, дали домашнего пива. От него ли, от вкусной ли еды мы так тоже развеселились! И все угощались: жареным мясом,

котлетами, картошка тоже тушеная с мясом, рыба жаренная в сметане, рыба

жаренная в яйцах, закуска из капусты, огурцы соленые, грибочки соленые, запеканка — пудинг из тонкой домашней лапши, нарезанной

узкими длинными полосками, залитый взбитыми яйцами и подрумяненный в печи. Оладьи в масле, блины-сочни с творогом в масле, пироги с

капустой, пироги открытые с яблоками и клюквой, ватрушки с творогом, и был морс из клюквы. Да, может, что-то и не запомнила. Очень все

было вкусно — такого застолья мне не

приходилось видеть раньше. Складчины в войну не собирали, а до войны я еще была мала... А потом, когда все хорошо поели-попили, пели

песни под баян или гармонь — вот этого никак не вспомню, и кто играл — не помню. Запевала Ольга Бойцова, и все очень ладно ей подпевали:

и мужчины, и женщины. Песни, старинные, интересные, и мелодии, одна лучше другой, лились уже и на улице, когда все вышли на берег реки.

Подростки наши: Саша Овчинников, Вася Чураков, Борис Чураков, Витя Буров, мой брат Саша, Вася Виноградов, Сергей Бойцов — вынесли

столы и зал был готов для танцев.

А с улицы не хотелось уходить — такая красота! Луна уже поднялась; в небе звезды, и в реке звезды. И радость в груди от улыбок людских и песен. Но на улице было уже довольно прохладно. Вот все пошли в дом. Начались пляски,

частушки; было так весело — ведь гуляло все село!

Но вот к баянисту подошел Алексей Иванович Чураков и заказал комаринского. И пошел по кругу, да... как сделает колено! И то он на ногах,

то на руках вертелся — я такой пляски еще никогда не видела; смотрела, наверное, открыв рот. А он выпрямился, затылок почесал и по кругу

прошелся да так красиво протанцевал, что все притихли. Да уж, аплодисменты ему были хорошие!

И только отхлопали ладошки, к баянисту его брат подошел, Николай Иванович Чураков, и... тоже заказал комаринского! Но колено сделал по

другому: показалось мне, что и ноги-то у него переплелись — ан нет, пошел л что надо и — опять — как присядет! А ноги-то — будто задом

наперед! Но нет, опять пошел да так расплясался, раскружился, что подхватил Нюру Нежданову, и она покружилась с ним вместе. Вот уж им

хлопали и все кричали «Молодцы!»

 А к баянисту подошел дядя Ваня Киселёв да тоже комаринского заказал! И пошел: одну руку в бок, другую как крыло размахнул в сторону, и

хорошо так пошел, и... тоже колено! Но ноги у него переплелись, а расплестись не могут, и чуть было не упал, да девки подхватили— усадили

старого. Вот уж смеху было, а он и сам смеялся до слез.

А потом подошел к баянисту Федор Данилович Овчинников— так неспеша, так вежливо — и заказал что-то свое. И пошел, да так пошел по кругу

тихо, плавко; руки скрестил на груди, а ноги от пола будто и не отрываются, а пляшут, да так четко. А женщины ахают: «Хоть стакан с водой на

голову ставь — не прольет!» Сделал красиво круг, дошел до баяниста, раскинул руки и поклонился да сгрёб его в охапку, и расцеловались,.

У меня от увиденного даже к горлу комочек подкатился: так это было трогательно, а у кого и слеза выкатилась благодарная — такого я не видела.

А музыка была «вальс», услышала я от старших. Какие прекрасные люди! А уж аплодисментов ему было!!! Я удивлялась на мальчишек и

девчонок, зачем они так бегают, туда, сюда и все визжат, кричат. Ведь происходит такое чудо!

И вот выходят наши милые женщины. Заказали и встали.

Одна к другой плотно — все те же, что готовили так вкусно. И запели: «А мы просо сеяли, сеяли». А баянист чуть слышно играет; мужчины тоже,

смотрю, руки за спиной сцепили да на женщин и наступают, и поют: «А мы просо вытопчем, вытопчем!»

Вот это надо    было    видеть! Красиво  очень    и    неожиданно так, на беседах уже не играли старинные танцы. А поэтому они у меня вызвали

нескрываемый восторг, я смотрела и радовалась, что наши жители села настоящие артисты. А потом была кадриль — гуляла молодежь, но это

было не так уж интересно, это мы уже видели, как говорится: и на крылечке или у дома сами пытались гулять кадриль— и дробили, и кружились.

А вот и взрослые встали на кадриль. Хорошо танцевали, гуляли весело, с прибаутками и выкриком «Первая», «Вторая», «Под вечерок», а дальше

я уже забыла.

И опять пели песни и плясали с частушками все, кто желал. И в конце уже еще порадовали дорогие юрьевчане. Встали все в круг и запели:

«Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои. Сени новые, кленовые, решетчатые!» Очень красиво, плавно они водили хоровод, переходили рука об

руку то в одну сторону, то в другую, а мужчины стояли на расстоянии — не мешали хороводу и тоже пели...

И до сих пор я вспоминаю тот праздник колхозный, и рада, что увидела такое дивное, чудесное гулянье. Они и работать умели, и отдыхать умели.

Только редко им отдыхать приходилось. И горя у всех за плечами было немало. А собрали праздник всем селом и стряхнули горе и печаль,

пусть хоть на малое время.

В человеке это очень ценно, когда он умеет разделить горе и радость с другим. Ценю и помню вас всех, дорогие мои кацкари.

 

Бывшая жительница села Юрьевское

Мария Фёдоровна  КАРАСЁВА-ТЕЛЕГИНА,  г. Ярославль.

Все вспоминается село родное и жители его с трудностями и радостями.

 

 

ШКОЛЬНЫЙ УГОЛОК

Как я проводила Масленицу

Началась весна. Запели птицы, грачи прилетели. Снег еще не стаял.

Вот и Масленица. Мы катались на лошадях с дядей Колей Петуховым. А когда накатались, вылезли из саней и разошлись по домам

переодеваться на праздник.

И вот мы в клубе. Там было так интересно, что все от смеху чуть не попадали. А еще всем очень понравилась Баба-Яга. Она пришла со своими

булочками и угощала желающих, а кто в булочке найдет что-нибудь, тому она предсказывала, что будет в жизни.

Концерт кончился. Все вышли из Дома культуры и смотрели, как горит чучело...

Но вот, наконец, и вечер, которого все ждали с таким нетерпением. Взрослые и дети пошли за мост, где мальчишки уже начинали жечь колеса.

И до того всем было весело, что все сразу начали кидаться: и мамы, и дети — снежками. Пока они кидались, колеса... раз — и рухнули на землю.

Все так перепугались, что даже подумали, не взорвалось ли что? А мальчишки, такие хитрецы, взяли и накачали одну камеру...

Когда мы с подругой возвращались домой, вдруг услышали, как бабахнуло колесо. До того страшно стало, что я побежала по всем лужам.

Подружка меня догнала, остановила: «Ты чего испугалась?» Но я молчала, ничего не говорила.

Мы шли домой, и вдруг мне захотелось... петь! И я потихоньку запела, а подруга взяла и подхватила песню. Мы шли и пели.

Вот так я проводила Масленицу.

Светлана МЕХОВА, 6 класс.

 

№ 7-1 {67-68), апрель 1997 год»                      «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                              3 стр.

 

ДЕВЯНОСТО ПЕСЕН ЗНАЮ

 

Меня хают и ругают

Люди ненавистные,

А залётка меня любит

За глазёнки быстрые.

*      *        *

Меня хают и ругают —

Я и хаянна живу;

Я и хаянна, отчаянна —

Нигде не пропаду!

*       *        *

Говорят, что не умею,

Говорят, не завлеку.

Я такого завлеку —

С кудрявой чёлкой на боку!

*        *        *

Полюбила я его —

Такого интересного:

Отнеси его, Господь,

Царица-мать небесная!

*        *

Я любила Шурочку

За кожану тужурочку.

Тужурка износилася —

Любовь моя пришилася.

*         *        *

Я косила-косила,

Косу под ёлку бросила;

Косокочку под ёлочку —

Сама пошла к милёночку'

*         *         *

Милой мой, милой мой,

А я твоя милая;

Не гуляй,  с другой,

Знаешь, я ревнивая...

 

 

 Записано в Хороброве. 1996 год.

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение падает на букву, выделенную жирным шрифтом.

ПОБЕЛЯ. Тот, кто ест щи побеля, суп побеля и тому подобное  — богато живет. «Побеля» — это со сметаною.

ПОБОГАТЕЕ — побогаче.

ПОВАДА. Да, действительно, кацкий язык велик и могуч — сколько же слов понадобиться, чтобы растолковать одну-единст-векную фразу:

«А что он мне за повада?» Это значит, меня к нему совершенно не влечет, к его присутствию я отношусь с абсолютным равнодушием, он не

сможет скрасить мое времяпрепровождение и не оставит в моем сердце воспоминаний о приятном общении с ним.

ПОВЗАДИ, ПОЗЗАДИ — чуть позади: «У нас часы разве что на две минуты повзади».

ПОВПЕРЁД — немного впереди: «Ты сиди здесь, мать дожидайся, а я повперёд пойду».

ПОДГАРОК — бубенчик для лошадиной сбруи. Кажется, это слово общерусское, но почему-то в словарях мы его не нашли.

ПОДДЁНОК — плетённое из бряда днище саней, покрывающее накладни. Впрочем, сейчас делают поддёнки и из железа.

ПОДДЫМКИ. «Я сейчас поддымки испеку. Ну, три булочки. Живо испеку». Пекут их, когда печь еще топится — прямо под дымом. Чаще всего в

поддымки пекут оладьи; в печи жар страшный, булки попросту могут сгореть — тут особая сноровка нужна.

Однако, другие понимают это слово совсем по-другому.

ПОДДЫМОШНЫЕ ЛЕПЁШКИ пекут, протопив печь. Так на углях, выметенных в жараток, и пекут.

ПОДКОЛИТЬ забор или столб — подпереть его колом.

ПОДКРУЧЬЁ — подгорье: равнина под горой (кручей). В Хороброве даже местечко такое есть — Подкручьё.

ПОДПАЗУШНИК — охапка сена или соломы, которую можно унести под пазухой: «И Маньке (тёлке) подпазушник маненькёй отнести надо».

ПОДСУЗЫКИВАТЬ — подзадоривать, науськивать: «А эта еще чего, подсузыкивает сидит!»

ПОДХОДЯЧИЙ(ЁЙ) — подходящий.

ПОЗНЯК. «Позняков продавать будем!» Это телят (поросят, ягнят и т. д.), родившихся поздней весной или летом.

ПОЙЛО — питьё для скотины, в которое обычно льют и кидают всевозможные отходы с кухни.

ПОЙКОЙ — о скотине, которая охотно пьёт пойло, следовательно, хорошая: «У моей коровы все телята пойкие!»

ПОКАТ — приспособление для русской печи — коротенькое поленце-катышок. Кладут под ухват и катят — так легко передвигать даже тяжёлые

ведёрные чугуны.

ПОКОН. «Это хорошие овцы, мелёшкин покон», — то есть получены от животных, которых выращивают Малёшкины. «Оставили овцу на покон», —

для того, чтобы получить от нее потомство. Выходит, покон — это племя, порода, потомство, если говорить о скотоводстве (о людях говорят —

ПРИРОДА).

ПОКРОША. Вы никогда не хлебали молоко покроша? Ну так отведайте: покрошите в тарелку с молоком хлеба, посластите, если сладкое любите.

ПОЛАВОШНИК. Кто-то так называет полку на русской печи, куда на зиму ставят лук, чтобы он «прокоптел» и стал пригодным к посадке. А для

кого-то полавошник просто полка высоко под потолком - то же, что и ГРЯДКА.

ПОЛЕТАВКА. О скором, подвижном человеке скажут: «Ты у нас прямо как полетавка!» — такое слышали, пожалуй, все. Но кто же такая полетавка?

Старики объяснили, что полетавка — это бабочка.

ПОЛИЦА — особого рода (в несколько этажей) полка для посуды.

ПОЛОСКАТЬ — о птицах: драться: «Ой, посмотри, как галки полощут. Две галки повалили третью на спину и вот крыльям полощут!»

ПОЛОХАЛО — слово это крайне любимо кацкарями. «А моё полежало, — с улыбкой скажут они, — на печи проохало!» Или: «Моё полохало

пригрохало в огромных сапогах!» Это кто-то, одетый в длинную одежду; она на него явно велика, может, даже не со своего плеча.

ПОМЕРУШНИК — тот, кто ходит «по миру», кормится тем, что сердобольные люди подадут. Кацкари чётко выговаривают «е» (так и говорят «по

меру»). Женский род — ПОМЕРУШНИЦА

ПОМОЛАЖИВАТЬ. «Видишь, как на улице помолаживаёт», — это о погоде сказано. Пасмурно, значит, на улице, серо, наволошно — того и гляди

заморосит.

ПОМОЛСАТЬ — пососать: «Давай я тебе конфетку дам. Чаю не будешь? Ну так помолси».

ПОМОРОЗЕНЬ. «У тебя в дому-то поморозень» — холод значит, дом выстужен.

ПОМОЕШНИЦА — о скотине, которая хорошо пьёт всякие отходы с кухни, даже, на первый взгляд, совсем несъедобные; «У у меня корова

помоешница — что ни дам, живо выпьет».

 

Словарь проверили супруги Н. И. и О. В. ЗНАМОВЫ.

 

4 стр.                                                     «КАЦКАЯ   ЛЕТОПИСЬ»                                № 7-8 (67-68), апрель 1997 года

АРХИВ   НА   ДОМУ

Сообщает корреспондент Коршунов из деревни Сидоровки

Крестьянин Дмитрий Александрович Коршунов, живший на рубеже ХIХ-ХХ веков, давно умер. Нет и его родной деревни Сидоровки — мир сильно

переменился за последние сто лет. Но сохранился журнал «Сельскохозяйственный обзор Ярославской губернии за 1903 год» (Угличский архив,

инвентарный № 337), корреспондентом которого наш земляк оказался. Думал ли он, что его заметки в далеком будущем обретут новую жизнь

на страницах «Кацкой летописи»?

На вопрос, не вводятся ли у крестьян окружающих селений посевы трав, могу дать следующий ответ: «Крестьяне Нефина, Перемошья и

Сидоровки пробовали в 1900 годах завести травосеянье, то есть клевер с тимофеевкой, да и бросили; теперь сеет один из десяти; это потому,

что поля купленной земли состоят в чересполосице и весьма дробной, при том на этих полях выпасают скот до поздней осени, а также и весной и

вытравливают клевер, так что нет возможности получить, например, с «сотни» земли и 10 пудов клеверного сена. Вот по этим-то причинам

крестьяне, как видно, и не могут заняться травосеяньем и бросили его».

—2—

В нашей округе крестьяне ведут хозяйство по трехпольной прадедовской системе, как будто им земля нужна только на лето или год, который они

ее обрабатывают, а о будущем и не подумают. Например, сеют лён 3-4 раза подряд на одной и той же полосе — это на купленной, а на

надельной более. В настоящее время земля так истощена, что, мне думается, на будущее время едва ли будет родить хлеб лучше нынешнего

года, а по всей вероятности, будет еще хуже, и крестьяне при означенном нерациональном земельном порядке будут клониться к обед-

нению. Если земство не понудит их перейти в 4-х или 5-ти полье, то разорение неизбежное. Так рассуждают многие здравомыслящие люди.

__3__

Летом и особенно осенью прошлого года сельчане сильно горевали, что плох хлеб, и невольно призадумались, чем и на какие средства

прокормиться, когда осенью цена была низкая, не оправдывающая затрат; но к зиме все как бы встрепенулись и ожили, когда лён подорожал, а

его было много; проживут безбедно.

_-4-_

На усадебную изгородь потребуется материала на 4 рубля. Простоять может пять лет. На мелкий ремонт потребуется в год 10 кольев и жердей,

стоящих 50 копеек.

Наши поля огораживаются изгородями, которые стоят без разбора (т. е. не разбираются на зиму — «КЛ»). Если изгороди загорожены еловыми

кольями, то могут простоять семь лет без поправки, но если березовыми, сосновыми или ольховыми, каковыми у нас преимущественно городят,

то оне простоят два года. Обязан каждый исправлять свои изгороди по числу душевых наделов. При Двудушевом наделе у крестьянина в нашей

местности приходится 44 огорода, общая их длина 180 сажен, высота 2 аршина. Кольев требуется на все эти огороды 1000 штук, жердей 625

штук. Работа всех изгородей стоит 13 рублей 22 копеек, или каждые две сажени 15 копеек. _5_

Эта повинность (ставить вехи) стоит нашему селению 1 1/2 руб., но если подсчитать стоимость тех молодых сосенок, которых у нас губится

много, то явится стоимость вешения более, потому что все те сосенки со временем стали бы деревьями, годными в дело... Губят без расчета.

ОТ «КЛ». Крестьянин Дмитрий Александрович Коршунов, оказывается, с 1891 года учительствовал в школе грамоты деревни Сидоровки.

 

ВСТРЕЧИНЫ С НЕЧИСТОЮ СИЛОЮ  БЕЛАЯ КОРОВА

А вы знаете, что общего между кацкарями и древними греками? Нет, вы не смейтесь, пожалуйста; я не шучу — древних греков и кацкарей

объединяет культ Белой Коровы. Он все еще бытует, пусть слабовато,но бытует в народе.

Есть в Кадке примета:

— Раньше как пастухи   гонят стадо в деревню, — рассказали

ее на Владышине, — всегда примечали, какая корова вперед идет: белая — дак завтра вёдро будет, а чёрная — к ненастью.

И есть в Кадке присловие: «К тебе за это белая корова придет!» или «К тебе что, за это белая корова придет!?»

Белая Корова для кацкаря — символ успеха в ведении хозяйства, достатка в семье. «Если у кого удача, — итожат свои рассуждения старики и

старушки,— то так и говорили, что вот, мол, к тебе белая корова пришла».

В общем, каждый мечтал о белой корове, но не каждый бы решился завести такую на своем дворе. Причина стара, и ясна из рассказа бывшей

клюкинской доярки:

— Пала у меня домашняя корова, а председатель разрешил выбрать любую колхозную из

своей группы, И была у меня на примете белая коровушка: уж такая белая — прямо вся-всявся, уж такая красавица-коровушка, и доила страсть

как много. Хотела ее взять да побоялася: слишком уж приметная — всякой обидит.

 

*        *        *

Ага, вы уже ждете: ну и что-с значит эта Белая Корова? Наших предков нам уже не понять: слишком разные люди мы и они — глядим на один и

тот же мир, а видим его всяк по-своему.,,.

Белая Корова, что приносит удачу и счастье да к тому же и

хорошую погоду — это, конечно, солнце. Да, златобокое солнышко, дарящее свет и тепло, воспринималось древними людьми как вполне

живая, хоть и сказочная, Белая Корова — нашим хозяюшкам такой символ наверняка придется по душе (вспомните, что дает корова для семьи!).

С течением времени этот образ истерся и потерял свой первоначальный смысл, но все равно до сих пор каждый из нас мечтает, чтобы к нему

пришла Белая Корова...

Сергей ТЕМНЯТКИН.

 

СТАРИННАЯ ПЕСНЯ

Располным-полна...

1.Располным-полна моя коробочка,

Есть там дрожжи и мука.

Как понюхаешь—бросается,

Обещает быть крепка!

2.В свою баню кособокую

Я в кадушечке снесу.

Завяжу окно тряпицею,

Дров пораньше припасу.

3.Вот настанет ночь туманная,

Топит баню молодец.

Чу — закапала, желанная.

Дождались мы, наконец!

4.Вдруг милиция нагрянула,

Оппарат отобрала,

Самогонщика зловренного

Из деревни увезла.

 

История, которую пропела наша читательница из деревни Дьяконовки Александра Ивановна САМОЛЁТОВА, правдива от первой до

последней строчки. Обычно милиция приезжала на-утре, когда никто не ждал. Но

и тогда быстрее ветра разлеталась по деревне страшная новость, и население мигом разбегалось по своим тайникам, чтобы вылить

драгоценное сокровище куда-нибудь подальше — в крапиву, в лопухи. Неуспевших подхватывали под белые рученьки и увозили. На год.

Или штрафовали немилосердно.

Впрочем, смекалка народная не знает пределов, и до сих пор бытуют легенды о хитрецах, сумевших провести саму (!) милицию. Жил да был

один мужик. Ничего себе жил, самогоночку гнал, никого не трогал, только вот все равно приехали к нему по наводке,. Причем точно знают, что

самогон в доме — но где? Всю избу перевернули — не нашли. Попросили с устатку воды напиться (у дверей пара ведер с водой стояла, в

одном ковшик плавал) и уехали восвояси.

Но один вернулся:

— Чесное слово, никому не скажу. Где прячешь?

— Дак ведь ты у самогона сидишь!

Поперхнулся милиционенр. В одном ведре — вода, а в другом — самогонка! Умел мужичок так делать, чтобы мути не было и чтоб не пахла

она совсем. Умел, да секрет свой в могилу унес.

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Газета краеведов волости Кадка

№ 7-8 (67-68), апрель 1997 годаstyle="text-autospace: none"> Редактор — С. Н. ТЕМНЯТКИН

НАШ АДРЕС:

152846, д. Мартынове, Мышкинский район, Ярославская область

Государственное предприятие «Мышкинская типография»

г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 9

Заказ — 859. Тираж — 200 экз.

Написать С. Темняткину в "КЛ"  ;                                                                                            Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz