КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ №2. 26 июня 1993
года
ГАЗЕТА КРАЕВЕДОВ МАРТЫНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Мы предлагаем вниманию читателей второй выпуск
газеты Мартыновского сельсовета «Кацкая летопись». Ее общественная редакция
мечтает в лучшие времена издавать ее отдельными выпусками, но пока такой
возможности нет, она выходит у нас, как «газета в газете». В общественной жизни
района это интересный опыт культурной работы и ценный пример возрождения
народной памяти, уважения к своей малой родине.
Листая календарь»
1 МАЯ. Был и остался для сельчан днем труда.
Как, впрочем, любой другой -майский день. Памятуя об этом, в колхозе «Верный
путь» начали посевную. Механизаторы подцепили к своим тракторам бороны да
культиваторы и пошли «гулять» по зяби. Ну, а затем принялись за дело и пахари с
сеяльщиками. Прочие же жители нашего славного Кацкого стана
так же впервые в этом году высыпали на свои огороды
на копку гряд. А многие, вздохнув и перекрестившись, начали разрабатывать нови
— посевная, она и на личном подворье посевная.
Под вечер все вдруг вспомнили
народную мудрость: «Делу—время, потехе—час» и двинули в клуб. Там, как и
всегда, царствовали музыка, смех, конкурсы, и, конечно же, наш замечательный
вокально-инструментальный ансамбль.
3 МАЯ. Пожар в Апраксине. С горевшей
прошлогодней травы пламя перекинулось на близлежащие деревья и трансформатор.
Случай этот лишний раз показал, что можно спорить о целесообразности выжигания
сухой травы, но оставлять огонь без присмотра никак нельзя.
Первым для борьбы со стихией подоспел Юрий
Осокин. Взрыхляя почву культиватором, он перерезал путь пламени. Вой сирены
возвестил о том, что в бой вступил Рафаил Павлович Георгиевский со своей
славной пожарной машиной. Очень помог ему молодой механизатор Виктор Морошкин.
Напоследок хочется напомнить то, о чем, пожалуй,
никто не вспомнил. Спасали не просто Апраксине, спасали старинный, столетней
давности, парк, которого никто и не требует от нас охранять (куда уж.,) лишь бы
не трогали...
6 МАЯ. Егорьев день — праздник в Мартынове,
Левцове и Юрьевском. Раньше именно в этот день совершался торжественный выгон
скота на пастбище «на Егорьеву росу». По обычаю скот подгоняли ветками вербы,
оставленной от Вербного воскресенья. Вербу с давних времен считали символами
.силы, роста и здоровья. Ударяли слегка прутом я скот, и ребятишек, всегда
участвовавших в этом обряде, да и приговаривали: «Как вербочка растет, так и
ты расти!»
9 МАЯ. Хлопотно пришлось в День Победы завклубу
Александре Борисовне Дорофеевой. Ведь организация праздников — это по ее части.
Посмотрим, что приготовила она в этом году?
В 12 часов—митинг. Много хороших, теплых слов в
адрес ветеранов сказали глава администрации Надежда Константиновна Монахова и
председатель колхоза Валентина Дмитриевка Великолепова. С ответным словом
выстудил председатель местного совета ветеранов Николай Иванович Знамов.
Затем, после литературного монтажа учеников Мартыновской школы, к памятнику
погибшим землякам возлагались цветы. Особое место среди них заняла гирлянда,
искусно сплетенная из еловых веток библиотекарем Лидией Ивановной Чураковой.
• А дальше? А дальше Сергей Михайлович Ершов
завел зеленый колхозный автобус, и группа артистов художественной
самодеятельности отправилась на гастроли. Пока, правда, по родному сельсовету:
сначала в Нефино, потом — в Юрьевское.
Концерт получился приличный. Немало песен было
спето на нем. Девушки — девятиклассницы исполнили старые задушевные «Огонек» и
«В полях, за Вислой сонной...». Наташа Замяткина очень уверенно и
профессионально спела «Рябинушку» и «Недельку». Не мог не взволновать
слушателей сильный искренний голос Ольги Виноградовой: она исполнила «Плывут
туманы белые...»
Всем запомнился танец с лентами в исполнении
Светы Замяткиной. Местные бабушки и дедушки смогли взглянуть и на танго. Его
танцевали Николай Румянцев и Тоня Карасева, Сергей Розов и Ольга Монахова.
Очень рассмешили зрителей сценки «Три уборщицы»,
(а всех трех играл Миша Галунов!) и «Доктор и пациент» (Румянцев и Розов). Был
показан даже целый спектакль с таким вот интригующим названием
«Чудак-покойник». Играли знакомые все лица: Николай Румянцев (барин, покойник),
Сергей Розов (слуга, священник). Роль прихожанок мастерски исполнили Ольга
Монахова, Ольга Виноградова, Тоня Карасева.
Не ударили в грязь лицом и шестиклассницы: Света
и Наташа Громовы, Лены Виноградова и Лебедева, Марина Дорофеева. Они живо
инсценировали стихотворение Б. Заходера «Kтo
испортил сыр», отрывок из книги К.
Чуковского «От двух до пяти» и получили в награду заслуженные аплодисменты.
Зрителям приятно было видеть и то, что вместе с
артистами их навестила глава сельской администрации Н. К. Монахова, дабы лично
поздравить с праздником.
Похоже, концерт зрителям понравился. А артистам?
Те, несмотря на усталость, тоже были довольны: прием, оказанный нефинцами и
юрьевцами, был очень хорош.
13 МАЯ. 8 и 9 классы Мартыновской школы ездили в
Мышкин в краеведческий музей и в музей Мыши. Там их поджидала увлекательная
экскурсия, которую провела внимательная и улыбчивая Маша Гречухина.
Вечер же был необыкновенно тих и тепл, небо
утопало в звездах—по народному календарю, как-будто, следовало ждать сухого
ведряного лета. Сбудется?
15 МАЯ. В двенадцатом часу ночи мартыновская
молодежь высыпала из клуба, тревожно наблюдая за владышинской стороной. Там
что-то горело. Посланная в сторону зарева «разведка» донесла: «Пожар в
Хороброе!» Действовали быстро—через пару минут по проселочным дорогам лихо мчал
грузовик с народом на борту.
Подъезжая к Владышину, определили: горит пустая
изба В. П. Крюковой и затревожились—рядом жилые дома, Когда достигли
Николо-Топорской горы, все онемели от увиденного. Над Хоробровым поднималось
гигантское пламя. Стало ясно: горит не один дом, а по меньшей мере два или
три... Напряжение спало только тогда, когда сравнялись с хоробровским
кладбищем.
Пылали СОЛОДИ, старые русла реки. Они соединены
протоками с основным руслом Кадки, образуя острова - ОБТЕКА, обильно поросшие
камышом, рогозом, осокой. Они-то и горели...
Можно, конечно, посмеяться над прочитанным.
Только легче от этого не станет. Увы, все было бы действительно смешно, если бы
не было так грустно.
Случай из разряда курьезных, но наводит на мысли
отнюдь не веселые. А что, если бы Хороброво горело на самом деле? Как бы тогда
боролись со стихией тамошние старики? Село удалено от Мартынова на четыре
километра, не имеет надежной дороги, после дождя никакая пожарная машина туда не
доберется. Да и откуда бы узнали о несчастье? Ведь в селении нет ни телефона, ни
рации.
А вторая проблема, которую осветил хоробровский
«пожар», старые нежилые дома. Серыми привидениями перемежаются они с избами
жилыми, пугая своей заброшенностью и угрюмостью, становятся удобным прибежищем
для лихих людей. Без должного догляда, они могут быть вполне реальными
источниками пожаров. Случаи такие уже бывали, пока к счастью, без бед.
...На обратном пути кто-то пошутил: «Это была
учебная тревога». Многие улыбнулись: и вправду, учебная. В таком случае прошла
она замечательно. Ведь на зов беды кинулись все, ни минуты не колеблясь и
нераздумывая.
20 МАЯ. А. Ю. Смирнов возил свой 9 класс в Мышкин
для сдачи экзаменов по физкультуре. С какой же стороны показали себя наши
ребята в районной столице? С самой хорошей; двоек нет, и половина класса
вернулись с пятерками.
22 МАЯ. Во-первых, Никола-вешний, праздник в
Дьяконовке. В этот день воцарился ветер. Холодный и злой, он трепал пленки на
парниках, распахивал калитки, пытался повалить заборы. Потом пошел снег и
заставил старательных кадчан подсыпать картошку,
чтобы схоронить зеленые ростки под землей и
уберечь их от ночных заморозков. Тщательно укутали парники: кто брезентом, кто
шифером, кто мешковиной. Но и это не очень помогло. Пришлось бедным кадчанам
лить слезы, подсчитывать потери на своих огородах.
Во-вторых, торжества по случаю окончания
посевной. После трехнедельного напряженного труда можно, наконец, и
расслабиться. Что и было сделано с большой охотой и превеликим удовольствием.
Праздничный стол, как всегда подготовило правление колхоза «Верный путь».
25 МАЯ. Последний раз прозвенел звонок для
девятиклассников: Ольги Виноградовой, Тони Карасевой, Толи Колядина, Жени
Котяшова, Сережи Лебедева, Андрея Лобазова, Ольги Монаховой, Андрея Чеснокова.
28 МАЯ, Итоговое общешкольное собрание
предваряли «В гостях у сказки». Зрителей, взрослых и детей, ждало много
конкурсов и замечательная игра школьных артистов. Саша Дорофеев был Сказочником,
элегантным и увлекательным рассказчиком. Однако вот беда—его схватила злая и
нахальная Баба-Яга, которую, конечно же, играла несравненная Оля Виноградова.
Поначалу зрители растерялись, не знали, что и делать.
Но им помогли две царевны (Юля Монахова и Тоня
Карасева), страшные картежницы, к слову сказать. Они подарили волшебный
клубок, который и указал дорогу к избушке Бабы-Яги.
Путь был неблизкий, и, ой, как много
повстречалось сказочных героев! Обаятельный и очень музыкальный Кощей
Бессмертный (Сережа Лебедев) сам спел и зрителей заставил. Старая цыганка
(Света Замяткина) охала и сокрушалась по поводу испорченных карт.
Соловей-Разбойник (Паша Осокин) совсем постарел. Потерял все зубы, разучился
свистеть, зато стихи сочиняет. Тетушка Непогода (Лена Виноградова) чихала и
кашляла, но своего добилась — выздоровела, наконец.
Вот такие у нас артисты. Не таланты даже, а
талантищи!
НА РЕФЕРЕНДУМ Я ХОДИЛА
Вот уж немало времени прошло после апрельского
референдума. Большинство жителей сельсовета решили на нем воспользоваться данной
им возможностью высказать свое мнение. Из 276 человек, имеющих право голоса,
участвовало в сем мероприятии 245, или 88,7 процента.
Любопытно, что Мартыновы оказались самыми
решительными в районе оппозиционерами и Ельцину, и его реформам. Так
Президенту России доверяет 87 голосовавших, не доверяет же почти в два раза
больше—133. Остальные жители района высказались противоположно: число
доверяющих по району в два раза больше числа недоверяющих.
По второму вопросу та же ситуация. Большинство
жителей района поддерживает социально-экономическую политику Президента и
правительства. А в Мартынове поддерживающих только 78. 163 человека ответили:
«Нет».
Зато по третьему и второму вопросам разногласий
между мартыновцами и остальными жителями района нет. 166 человек против 73
считают необходимыми проведение досрочных выборов Президента Российской
Федерации. 153 человек против 86 высказались и за проведение досрочных выборов
народных депутатов.
Для выяснения окончательной позиции жителей
Мартыновского сельсовета надо учитывать еще два факта.
Во-первых, 31 человек, или 11,3 процента, так и
не высказали свое мнение. Для нашей малонаселенной местности и 31 голос многое
значит.
И во-вторых, некоторые из голо совавших
запутались в вопросах. Приходилось разговаривать с людьми, которые по
нечаянности, да и по неопытности тоже, вычеркивали тот ответ, который хотели
оставить. Некоторые вообще не поняли, за что голосовали.
ЧТО НАС ЖДЕТ?
отвечает за дела пришкольного участка. Верными
союзниками учителей станут завклубом А. Б. Дорофеева и библиотекарь Л. И.
Чуракова.
В названии лагеря не случайны слова «труд» и
«отдых». Основной работой малышей станет сбор лекарственных трав. Фельдшер Н.
С.
Михайлова поможет их высушить и сдать в аптеку.
Для старшей группы дел хватит: работа на участке, ремонт здания,
благоустройство, помощь одиноким людям.
А еже ребят ждут походы, поездки, вечера отдыха,
дискотеки, спортивные старты... Государство выделило для лагеря 170 тысяч
рублей—так что детей ждет обед, и, как намекает сумма, обед шикарный.
Дело это для Мартыновской школы новое. А что из
этого выйдет, читайте в следующем номере.
Этой информацией делилась Н. Н. Колядина,
директор школы.
Этот выпуск газеты готовили:
А. Б. Дорофеева (клуб). С. Н. Розов (школа).
Л. И. Чуракова (библиотека). По всем
вопросам, связанным с газетой, обращаться к ним.
Не случайна заставка этой страницы — дверное
старинное кольцо. Возьмись за него, приоткрой дверь прошлого и узнаешь многое
о родных местах. «Возьмитесь» за кольцо, читатель, обратитесь к следующий
странице, к рассказу о Николо-Топоре.
ШКОЛА. С 1 по 30 июня у школьников лагерь труда и
отдыха. С детьми будут работать: А. Ю. Смирнов, начальник лагеря; Н. В. Шалаева,
воспитатель млад» шей группы; Н. В. Румянцев, воспитатель старшей группы; М. Ф.
Георгиевская, как. всегда,
2„ Волжские зори"
стр. 26 июня 1993 года
НИКОЛО-ТОПОР
I
Оно приметно, то место.
С приподнятой над рекой равнины тревожно глядит
на свет божий обезглавленная и немая старуха-церковь. Пустые глазницы окон,
рухнувшая крыша, прогнивший пол, изъеденная дождем и ветром стенная роспись —
все наводит на мысль об опасной непрочности здания.
Но церковь на удивление стоит и стоит, доказывая
добросовестность своих создателей — безымянных мастеров-строителей. Подле
церкви расположилось обширное, отягощенное громоздскими деревьями, по
обыкновению полузапущенное старинное кладбище. Здесь до сих пор каким-то чудом
сохранились диковинные для нашего времени надгробия со странными для нашего уха
надписями: «Блажень, иже избраль и принялъ Господи и память его да будетъ въ
годъ и годъ».
Пруды, окружающие церковь, прежде чистые и всегда
огороженные утонули в тине да иле. Две печины, плененные крапивой, выдают
бывший посад деревенских изб. Еловая аллейка собралась в окрестные поля да
раздумала, вроде, приостановилась у дороги. Может, для того, чтобы переговорить
с гордым и упрямым дубом, единственным на всю округу. Ему невесть сколько лет,
а он, с годами все заносчивей и пышней. Остается только удивляться, как не
старит его окружающий пейзаж?
Таков он нынешний Николо-Топор. Самое известное и
таинственное место в наших краях. И вот вам первая неожиданность: Топор. Самое
известное и таинственное место в наших краях. И вот вам первая неожиданность:
оказывается, Николо-Топор совсем не село, каковым его привычно считают. Всю
свою многовековую историю он считался ПОГОСТОМ, так называли в старину
отдельно стоящую церковь с кладбищем. Тем не менее этот возвышенный берег речки
Топорки всегда был почитаем и популярен.
II
Чтобы доискаться причин популярности, надо
копнуть его историю и «закопаться» в тысячелетнюю даль, в века
X—XI-й.
Жили тогда здесь наши предки: землю пахали, скот разводили, зверя и птицу на
охоте добывали. Верили те люди в своих богов, поклонялись солнцу и ветру, речке
и камню, птице-петуху и дереву-дубу.
Авторы «Энциклопедического словаря» Брокгауз и
Эфрон удивлялись в конце прошлого века: «В старое время по реке Кадке
существовали прекрасные дубовые леса...» И действительно, дубы в наших краях в
дикой природе не встречаются. Рассадили их те далекие люди.
Почитали они дуб за бога — Перуна, украшали его
ветви разноцветными лентами. Уходили молиться в дубовые рощи: просить у
бога-Перуна помощи и благодарить за оказанную милость. Одна из таких рощ и
располагалась по-видимому, на месте нынешнего Николо-Топора. Была она священной
и тщательно оберегалась.
Спустя некоторое время появились в наших местах
священники-христиане: крестили детей, рубили церкви. А чтобы народ тайком не
«бегал» молиться по-прежнему в дубовую рощу, поставили и там церковь. А остатки
дубов до сих пор находят в руслах Топорки да Кадки. Так возник Николо-Топор —
церковь в стороне от людских селений.
III
- Неизвестно, как он назывался тогда, а вот
теперешнее свое имя согласно преданию получил в тринадцатом веке, когда в 1238
году «окаянные» татары свели пленников к погосту и здесь похоронили всех их,
зарубленных топорами. Так священное место стало священным дважды: как древ-
нее славянское капище и как место погребения
наших далеких предков.
Будто бы с тех пор речка и получила свое название
Топорка. А церковь, поставленная «на костях», была освящена в честь Николы
Чудотворца, популярного в народе святого, заступника земли Русской.
IV
В 17 веке, к 1632 году, наконец-то, закончили
угличские дьяки свой многолетний труд — «Писцовые книги», содержащие подробные
сведения об угличском крае. В том числе и о нашей местности. Каким увидели они
Николо-Топорский. погост? Вот запись о нем:
«На речке на Топорке, на земле государя-царя и
великого князя всея Руси Михаила Федоровича, погост; а на погосте церковь
Николы Чудотворца. Церковь деревянная, строена клетью, а в ней образы и
колокола, и книги, и ризы: рядом всякое церковное строение приходских людей. А
на погосте двор попа Степана Филипьева да двор церковного дьячка Федьки
Иванова».
Николо-Топорской церкви принадлежали земли
вокруг нее да поодаль две пустоши: Чулково да Нохтев (Изохин по-другому).
Окрестные крестьяне обрабатывали для нее 15 четвертей (8,25 гектара) пашни,
накашивали на церковных лугах 35 копен (175 пудов) сена. «А 210 четвертей
(115,5 гектара) церковной земли лесом поросло» — вздыхают угличские писцы.
V
Следующий, 18 век, оставил после себя много
криминальных документов. Тогдашние николо-топорские обитатели: поп Василий
Петров, диакон Венедикт Иванов и прочие церковные служители были характера
весьма беспокойного.
«Дело об оскорблении священника Н-Топорской
церкви», «Дело об избиении священника Василия из церкви Николо-на Топоре
диаконом, дьячком и пономарем этой же церкви». «Дело о поджоге дома священника
Н-Топорской церкви диаконом той же церкви и его супругой». Давно уж нет их в
живых, а эти и другие дела все еще пылятся на полках Угличского архива, ждут
своего исследователя.
VI
Незаметно приблизился век 19-й. С опаской
поглядывало духовное начальство на деревянную Николо-Топорскую церковь:
«Стара, ох, стара!» Тем более, что в соседних Хороброве, Юрьевском, Нефедьеве
вот уже полвека красуются каменные храмы.
Решено было строить церковь новую, из камня. За
организацию постройки взялся здешний помещик, капитан-лейтенант Афанасий
Иванович Башмаков. Наверно, стоило подробней рассказать об этом человеке:
современное здание Н-Топорского храма построено исключительно на его счет. Да,
увы, никаких сведений о нем не найдено. Даже могила, его, ранее тщательно
оберегаемся, не сохранилась.
Единственное, что нам остается — отдать низкий
поклон этому
замечательному человеку за его замечательные
труды. А лучшим памятником ему служит воздвигнутый им храм.
Новую церковь строили долгие двенадцать лет: с
1841 по 1853 год. Зато как засверкала, засияла она стройная, белокаменная
красавица. Для местного и приезжего люда казалась она настоящим чудом.
Создатели «Алфавитного указателя церквей и монастырей Ярославской губернии с
удовольствием отмечали:
«Церковь каменная приходская, в одном здании и
летняя, и зимняя. Престолов три: Святого Николая Чудотворца (в летнем главном
храме), Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, царевича
Угличского Дмитрия (в зимнем придельном храме).
Как видим, церковь была обширна и богата. Это
единственный храм в округе, где в серебряном, крестообразной формы, ковчежце
хранились частицы Святых мощей угодников Божиих: Преподобного Моисея Угрина,
святого Николая Чудотворца, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских:
Игнатия, Силуана, Евфрема и Макария, Святого апостола Андрея Первозванного и
святого Ореста Печерского.
При церкви жили 33 человека — семьи служителей.
Сохранились имена первых священнослужителей обновленного Николо-Топорского
храма: священники Дмитрий Казанский и Иоанн Голиков, дьякон Иоанн Аристов,
дьячки Иоанн Красносельский и Алексей Топорский, пономари Николай Смирнов и
Стефан Семеновский. Да по штату своему церковь обгоняла соседей.
Просто необходимо- отметить также и то, что. оба
священника, Дмитрий Казанский и Иоанн Го- ' ликов были героями Крымской войны,
-имели кресты в память 1853—56 годов.-
VII
Начало, нынешнего,
XX
века застает расцвет Николо-Топорского
погоста. Конечно же, главную гордость его составляет церковь. Мы уже достаточно
подробно познакомились с нею. Можно добавить, что в то время была она крупным
землевладельцем — свыше 140 десятин земли — самый большой церковный надел в
уезде. Причтовый капитал равнялся 4702 рублям — опять одна из наивысших цифр
по уезду.
. В 1886 году открылась Николо-Топорская
церковно-приходская школа. Долгие годы, с 1916 преподавала в ней .замечательная
учительница Людмила. Михайловна Преображенская. Умерла она не так давно,
похоронена на местном кладбище. А слово замечательная здесь отнюдь не
случайно: до сих пор вспоминают ее с любовью старые люди.
На Топорский погост стекалось множество народу-
церковь организовала здесь мелочную лавку, торговал в ней крестьянин из
Дьяконовки, Василий Андреевич Румянцев.
VIII
Эх, век 20-й,.. Век 20-й... Начало и конец его.
Кто, может сказать лучше Пушкина: «Лед и пламень, вода и камень не так различны
меж собой». Расцвет погоста как-то нежданно сменился полным упадком его. Центр
сельсовета, школа, библиотека, ветучаоток, птичий двор — все ушло в небытие, не
задержала их земля топорская.
IX
... Играющие лучи майского солнца скользят по все
еще белым стенам церкви, приглашая побывать внутри.
Колокольня. Старая, доживающая век лестница
ведет наверх, обещая побаловать великолепным видом кадских окрестностей. А над
головой голубое-голубое небо. В нем так не хватает золоченого креста с
барабаном: темной сентябрьской ночью их сорвал сильный ветер.
Зимний храм. От него остались только стены. Среди
полустертых ликов святых с трудом читается витиеватая надпись: «По
благословению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и
Ростовского, храм обновлен в 1888 и 1891 годах». А сегодня, через сто лет,
только ржавое железо, гнилое дерево, битый кирпич, мятые подсвечники,
полуистлевшие трупы галок и крапива, крапива, всегда готовая расти в подобных
местах.
Иконостас. Прежде славный богатой резьбой,
выглядит теперь нелепо. Один... Два... Сто восемь... Сто восемь резных рам, 108
икон висело здесь когда-то...
Главный храм. Со стен и потолков заботливо
смотрят святые, краски яркие, сочные, будто вчера писанные. Страшно и тошно
становится под их взглядами, полными теплоты и смирения.
Кладбище. Солнечным майским днем оно даже
приветливо. Обычно черное и угрюмое, оно сейчас по-праздничному бело (всюду
цветет черемуха) и желто (земля сплошь покрыта лепесткаим). И нет сейчас на
кладбище иных красок, кроме белой да желтой. И нет иных запахов, кроме
дурманящего аромата черемухи и лютика.
По кладбищенским тропинкам можно бродить часами,
читая эпитафии на старинных надгробиях. «Здесь покоится тело Ростислава
Афанасьевича Башмакова. (1862 год». Ага, это сын помещика, который построил
церковь...
«Под симъ камнемъ погребено тело священного иерея
Павла Автономовича Вишневского. Родился 9 января 1842 года. Скончался 16
февраля 1892 года. Жития eго
было 50 лет 1 месяц 8 дней. Свяшенствовалъ 23 года 2 месяца 25 дней».
«Незабвенному приснопа-мятному и бескорыстному
служителю и украсятелю Святого Храма иерею Павлу от благодарных прихожанъ
Соколовых».
«Блаженъ, иже избралъ и при-нялъ Господи. И
память его да будетъ въ годъ и годъ».
СЕРГЕЙ ТЕМНЯТКИН.
«А ты о родных местах пока ничего не знаешь! Но
подрастешь и прочитаешь, может быть, уже 1002-й выпуск «Кацкой летописи».
Чтобы потом своим детям рассказать!»
Фото А. САСИНА.
НА РОДИНЕ
«Край Ты мой заброшенный...» С. ЕСЕНИН.
Край, ты мрай ты мой забытый,
Некогда-раскошенный, ' Хлебосольный, сытый.... Чахлые кустарники Полонили
нивы. Села, будто странники, Смотрят сиротливо. Ветхие старушки
Дни в трудах: влачат. Выпи да лягушки На прудах
кричат. Сиротлив - ты в дождик И под песни вьюг Все тебя покинули, Иль вернутся
вдруг?
В. СЕМЕНОВ.
3 „Волжские зори"
стр. 26 июня 1993 года