Кацкая летопись № 71-72

перейти на номер:

1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139;

Главная                           IX Кацкие чтения                                                                                                         Как доехать?

 

Пела бы баба, плясала, да макушка лета настала...

 

Газета  краеведов  волости Кадка                 КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ                     № 11-12 (71-72) Июнь 1997 года

 

Встречи  при  дороге

В ЮРЬЕВСКОЕ ЗА АИСТАМИ

Почти полтора дня в Юрьевском и его окрестностях провели три молодые девушки из Ярославля. Этих путешественниц с туго набитыми

рюкзаками (все свое при себе) объединила любовь и огромный интерес к природе. Будущие дизайнер, учитель биологии и орнитолог

расспрашивали жителей об аистах, фотографировали их в гнезде, в полете, даже с Высоты большого тополя. Одна из них, студентка последнего

курса Ярославского госуниверситета, поведала о цели их экспедиции в наши края.

— Лена, для многих непонятно слово орнитология. Чем же занимаются люди этой профессии?

ЛЕНА: Орнитология — это отрасль зоологии, изучение птиц, их поведения, физиологии, видов и пр.

Ну, и как    чувствуют     себя птицы, сколько их в нашей области?

ЛЕНА: 256 видов птиц насчитывается в области, каждый — важнейшее звено в экологической цепочке. К сожалению, многие из них становятся

редкими. Например, с исчезновением под водами Рыбинского водохранилища реки Мологи с ее дубравами, заметно сократилось количество

филина, для проживания которого те места были благоприятны. Занесены в Красную книгу пролетные — белозобый гусь, гусь-пискунька, белая

цапля.

Многим птицам грозит не столько их физическое уничтожение, но прежде всего — истребление среды обитания:

распашка земель, вырубка лесов, засорение и загрязнение почвы и воды.

Не от хорошей жизни с некоторых пор озерная и сизая чайки живут по всей области, даже там где мало воды. Аисты не случайно перебираются

в центр России — здесь для них приволье, заболоченные места, а главное много корма— лягушек.

- Почему аисты и почему в Юрьевском вас заинтересовали?

ЛЕНА: По нашей области зарегистрировано всего 7 гнезд аистов. Поэтому, когда мы узнали, что в Юрьевском они живут не один год, отправились

сюда, чтобы точно проверить и занести затем в каталог «Союза охраны птиц России». Удивились мы тому, что ваши аисты выводят по 3 птенца

из одной кладки; говорят, и 4 бывало.

- Кстати, мы мало знаем о «Союзе охраны птиц России», Что это за организация?

ЛЕНА: Этот «Союз» начал свою деятельность с 1994 года. Принимать участие в его работе может каждый желающий, заплатив символический

взнос. Мы имеем литературу и высылаем её; члены общества принимают участие в интересных исследованиях, наблюдениях. Например, было

задание определите количество птиц, увиденных в течение часа. Объявляются конкурсы рисунков. Самое главное — оберегать и охранять

пернатых друзей.

1996 год был объявлен годом коростеля, а нынешний — год птицы весны — жаворонка. Присмотритесь к этой такой невзрачной на вид, но

голосистой и веселой птичке.

— А приглянулись вам наши места?

ЛЕНА: Если коротко, то у вас — местный рай.

В нашу беседу, интересную для обеих сторон, подключались остальные девочки: Аня Моисеева и Оксана Антонова. Вставлял свое слово-наблюдение

охотник Валерий Викторович Фатов, который передал девушкам кольцо с лапки убитого им когда-то гуся. И оказалось, тот гусь был в Голландии!

Тесен наш мир.

Беседовала Н.  ИВАНОВА, село ЮРЬЕВСКОЕ.

 

И суп гороховый нам сладок и приятен...

— На первое суп гороховый с мясом и с зеленым луком и укропом. На второе — биточки с рожками и с подливой. А на третье — чай! — бодро

отрапортовали повара из колхозной столовой, тут же предложив корреспонденту «КЛ» все это отведать. Вкусно. Действительно, очень вкусно!

Поварское искусство Татьяны Викторовны Ершовой и Анастасии Владимировны Румянцевой нахваливают и механизаторы, собственно говоря,

для которых каждые весну—лето—осень и открывают в «Верном пути» столовую. Готовят сытно, стараются разнообразить меню. Продуктами

обеспечивает колхоз: мясо своё, хлеб и песок закупают в магазине, а картошку и огородную зелень — у местных  жителей.

Тридцать порций сготовили в этот день в столовой; часть из них съедят тут же в обширном зале, а часть увезут в дальние поля. Приятного аппетита!

 

Листая календарь»

6 мая

В Егорий, юрьевский престольный праздник, скончалась 71-летняя жительница села Валентина Андреевна Галунова — говорят, тем, кто умирает

в такие святые дни, уготована легкая дорога в Царство Небесное. Мир праху твоему... 

9 МАЯ

Чем дальше уходит от нас май 45-го года, тем больше мы о нем забываем — что же ты так устроена, человеческая память? Одни только

школьники порадовали нас праздничным  концертом, да и на их выступление собралось до обидного мало народу. Стыдно сказать, но и парк,

заложенный в честь 50-летия Победы, держится с трудом: то забор уронят нескучные мартыновцы, то березку сломают —нет, люди, с вами точно

что-то случилось! 

11 мая

Скотину согнали на пустое пастбище — из-за весенних холодов трава еще не успела вырасти. Но и на дворах взять нечего: сено у многих поели

мыши, которых развелось в этом году невообразимое количество. 

21 мая

Утром термометры -показали минус 5 градусов — ох, и холодная нынче весна     Озимки продержались до 27-го.

 31  мая

И наконец-то приятная новость: у молодоженов Василия Васильевича и Натальи Александровны Колчиных родился первенец! Малыша назвали

Данилой — возвращаются потихонечку старинные русские имена. Желаем юному кацкарю всего самого-самого доброго.

 

Не ловилась рыбка

ни большая, ни маленькая, хотя рыбаков по Кадке да Пойге было по-прежнему хоть пруд пруди. Как всегда исправно вышагивали километры за

километрами, забрасывали терпеливо удочки, да все больше без толку. Один из них, не выдержав, пожаловался:

—                            Я с Углича, но каждый год сюда приезжаю. Бывало, за два часа вылавливал до тридцати щук. Вот здесь, в омуте под  

Хоробровом, как-то попалась мне красавица — два с половиной килограмма вывесила. А сегодня — весь улов семь щурят...

Не шла нынче рыба и в езы, поэтому почти никто из местных жителей их не забивал. И все-таки, отчего ж такая скудность? Все тот же случайный

встречный объяснил неудачи так:

—                        Весна холодная,   вода в реке    студеная — вот рыба и не идет   нереститься.

Однако, кое в чем все же рыбаки выиграли: налюбовались необыкновенными видами кацких просторов. С. ТЕМНЯТКИН.

 

___ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ_______________13  СТР

 

§. 7. Упадок Хоробровии

 

ПЕРЕД УРОКОМ:

 

1.                       Ну что ж, для начала поговорим по-кацки— выполните еще раз домашнее задание № 2 к § 3.

2.                            Покажите на карте, не забывая проговаривать географическое положение,  следующие селения:

а)                                 в старых книгах его называли    «торговой столицей Хоробровской волости»;

б)                                          в  нем   был  медпункт;

в)                                        оно  названо  в   честь князя;

г)                                         его  название  означает   род ткани;

д)                                    в старину оно располагалось на противоположном   берегу  реки;

с)   в  нем   был  клуб;

ё) большинство жителей носили фамилию Киселевы;

ж) до революции оно относилось к Нефедьсвскому приходу.

3. Что такое революция? Когда она произошла? Кто пришел к власти? Как стала     называться  власть?   Чем  сменились волости?

 

/. Невесёлые наблюдения

Итак, после революции не только власть, но и вся деревенская жизнь переменилась полностью. Сейчас много спорят, плохи или хороши были

коммунисты. Мы же не будем ни с кем ругаться — просто откроем таблицу «Селения Хоробровского прихода» и немножечко понаблюдаем.

Во-первых, сравните население деревень 1908 (перед революцией) года и года 1997-го. Ну и как вам? Если не полениться и немного посчитать,

то окажется, что за семьдесят лет правления коммунистов население Хоробровского прихода уменьшилось в 39 раз!!! (1061 человек против 27.)

Во-вторых, обратите внимание — все ли деревни существуют в сию пору? Каких уже не стало? Что будет с остальными в следующие полвека?

Не хочется говорить о грустном, но ясно, как день, что и оставшиеся селения Хоробровского прихода в скором времени нарушатся, и только

заросшие батыльём печины да старые ветлы над водой будут напоминать о том, что когда-то здесь жили люди. Край, некогда славный и

суматошный, имеющий тысячелетнюю историю, умирает на глазах.

 

УЧИМ  КАЦКИЙ  ЯЗЫК:

Запишите   в  тетрадь;

нарушить — ликвидировать, упразднить;

нарушенной — ликвидированный;

печина — место, где раньше стоял дом.

Есть и «в-третьих», и оно не веселее. Пробегите глазами колонку «Учреждения, торговые и промышленные предприятия». Из всего перечисленного

в современной Хоробровии не осталость ничего! Все нарушилось.

Политика — дело взрослых, но придет время, и вам придется выбирать судьбу страны. Вспомните тогда печальную судьбу Хоробровского прихода

и не забывайте, что таких по России тысячи. Кто-то из взрослых останется недоволен этим параграфом, будет кричать, что коммунисты, мол, не

виноваты! А кто же? Кто?

Но для пас важно другое: почему все-таки деревни умирают, что же такое советская власть сделала не так? Причин много, и мы пока остановимся

на двух.

 

2. Разрушение церкви

Коммунисты не терпели инакомыслия. Скажем, если сами в Бога не верили, то и все должны не верить. А уж священники, пропагандирующие

религию, вообще враги, которых лучше извести. Да и церкви от соблазна нарушить — причем не просто закрыть, а снести с лица земли, чтоб глаза

не мозолили и не напоминали о прежних, досоветских временах.

В конце 50-х в Хороброве сломали церковь. Начали с колокольни. Все просто. Выбили трактором угол. В выбитое место намертво заколотили

деревянную плаху.

 

14.  СТР.                                                         ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ

 

То же сделали и со вторым углом, и с третьим. Затем деревянные плахи подожгли, и одновременно три или четыре трактора тянули на длинных

тросах. Колокольня упала.

Разрывали могилы при кладбище, вынимали покойников и вешали на угол ограды — прохожих пугали... Как вы оцените этот факт? Предположите,

как закрытие, а затем снос церкви и кладбища повлияли на культуру, нравственность, духовную жизнь прихожан?

Глядя на приезжих старателей, и местные совесть потеряли. Делал дом для себя один из сельчан, на фундамент склей разобрал. Пошел по какой-то

нужде в уже поруганную церковь, взошел и показалось ему, что там покойника отпевают. Его отпевают! Бог наказал.

Наказал, да мало: церковь разобрали до последнего кирпичика, на кладбище поглумились до последнего погребения, а в завершении поставили на

могилах конюшню...

С исчезновением церкви и работавших в ней церковнослужителей приход лишился основны, стержня, на котором держался. Вот и церковно-приходская

школа сгорела и больше не восстанавливалась... По главное, с потерей церкви изменились люди — стали злее, безнравственнее, равнодушнее.

Кажется, ничего святого в сердцах человеческих не осталось...

 

3. Раскулачивание

Расскажите как вы живете? У вас есть дом со двором и прочими хозяйственными постройками, есть скотина: корова (а у кого две или три), свиньи,

овцы.. Есть обширный огород.

Для того, чтобы все это уходить, требуется много усилий, но зато вы живете безбедно, по крайней мере с голоду не помираете — это точно.

Сейчас чем больше хозяйство, тем большее к нему уважение, а вот по меркам 30-х годов вы - «кулак», враг трудового народа (хотя сами трудитесь

от зари до зари, поддерживая такое хозяйство). По понятиям 30-х годов, вас следует «раскулачить»: дом, скот и прочее имущество отобрать и

отдать тем, кто всего этого не

имеет. А кто, живя в деревне, не имеет подсобного хозяйства? В общем, возвратись сюда 30-е годы, вернись Сталин, и вас б раскулачили -это

точно.

 

ЗАПОМНИТЕ СЛОВА:

«кулак» — богатый с точки зрения коммунистов крестьян-собственник;

раскулачить — лишить крестьянина земли, имущества и, политических прав.

репрессировать — подвергнуть карательным мерам.

Жили, например, в Хороброве Клементьевы. Настоящая-то им фамилия Петровы была, но звали их все Клементьевыми по деду Клементию —

маленькому старичку с большой, как у деда Мороза, белой бородой.

Заботными были Клементьевы, трудолюбивыми, и ночью при луне работали. Так и говорили о них в Хороброве: взошла луна на небе -значит,

клементьево солнышко взошло.

Через трудолюбие свое богато жили, кулаками, выходит, были. Вот и прикиньте, как поступила с ними советская власть в 30-е годы? Еще

сравнительно гуманно: арестовали и увезли в неизвестном направлении только главу хозяйства (больше его никто не видел), а семью пожалели,

правда, из дому выгнали и все имущество отобрали — оставили только то, что на себе было.

А что стало с владельцами маслобойного завода, например, пли мелочных лавок? Их хозяева в большинстве случаев правильно сообразили,

что к чему и, побросав все имущество, спешно уехали прочь, чтобы затеряться в больших городах (чаще в Санкт-Петербурге). Какие это имело

последствия для прихода?

Самые лучшие — предприимчивые, трудолюбивые, умные — были репрессированы пли уехали из здешних мест. Неудивительно, что деревня

начала приходить в упадок.

Кстати, вы думаете, что оставшимся было легче? Ничуть. Но об этом в следующий раз.

 

ДОМА:

Подготовьтесь к контрольной работе — решите задания, предложенные в § 8.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ                         15  СТР.

 

§ 8. Контрольная работа

№ 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Перед вами карта Хоробровского прихода, на которой населенные пункты обозначены цифрами. НАПИШИТЕ, какое селение скрывается за каждой

цифрой.

НАРИСУЙТЕ линию времени и отметьте года: 0,1572, 1238, № 2  1920,   1461,   1773,   1997,   1575. НАПИШИТЕ, в каком веке:

а)                            построили каменную церковь в Хороброве;

б)                         впервые упомянули о Хороброве в документах;

в)                          произошли Кацкие битвы с монголо-татарами;

г)                          начали отсчет нашей эры;

д)                       волость Кадку преобразовали в Кацкий стан;

е)                         впервые упомянули о волости Кадке в документах; ё') нарушили Хоробровскую волость.

 

СОСЧИТАЙТЕ:

а)                                  сколько лет назад воздвигнули каменную     церковь в селе Хороброве;

б)                                   сколько лет прошло от первого письменного   упоминания о волости Кадке до первого письменного    упоминания о селе

Хороброве.

Же 3

Какие слова скрываются за следующими толкованиями?

 

НАПИШИТЕ:

а) рядовое крестьянское поселение;

б) коренной переворот, коренные изменения;

в)                                    в Древней    Руси -местность,       подчиненная одной   власти;   в Старой России до 1929     года -административно -

территориальная единица в составе уезда;

г)                                       богатый с точки зрения     советской     власти крестьянин-собственник;

д)                                  селение с церковью и кладбищем;

е)                                             магазинчик, где торгуют товарами   широкого потребления;

ё) подвергнуть карательным мерам;

ж)                                                                     местная   разновидность  языка;

з)                                                 группа селений, жители    которых   посещают одну церковь;

и) лишить крестьянина земли, имущества и политических прав;

и) административное подразделение уезда в

Старой Руси

16 СТР.               ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

№ 4

РАССМОТРИТЕ таблицу повнимательнее: в ней вы должны увидеть названия пяти рек Хоробровского прихода — но читать можно только по

горизонтали или по вертикали. Найденные имена рек выделите простым карандашом.

№ 6  Если вы справились со всеми     заданиями, ОТВЕТЬТЕ на дополнительные вопросы:

1.                                 Как называется местность, в которой    мы живем?

2.                       Почему же надо писать «Кадка», а не «Катка»?

3.                          Что означает круглый диск Кацкого герба?

№ 5

РЕШИТЕ кроссворд, да

не простой: в нем зашифрованы кацкие слова.

ПО  ВЕРТИКАЛИ:

1)                                       чужой, нездешний,   незнакомый;

2)                                    небольшой лесок роща;

3)                                   высокая трава: полынь, лебеда, крапива и проч.

4)                                      луг по берегу реки;

5)                                         равнина под кручью.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

6)                                          заросли батыля;

7)                                         озеро;

8)                                                  остров;

9)                                      относящийся к поречине;

10)                          перекресток;

11)                                    место, где раньше стоял дом;

12)                                            высокий и крутой берег  реки;

13)                                            упразднить, ликвидировать-

4.                               Почему у последней кацкой княгини двойное   имя  — Ульяна-Александра?

5.                                   Назовите древнюю столицу Кацкого края.

6.                          В чем отличие волости Кадки от    Кацкого стана?

7.                                      На   каком   языке  говорят  кацкари?

 

2 стр.                                     «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»                                 № 10-12 (71—72), июнь   1997 года

 

Архив на дому

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЮРЬЕВСКОГО

Однажды сказав «А», надо бы проговорить и «Б». Мы это к тому, что продолжаем публиковать описания наших церквей, составленные в 1926

году. В январском—февральском выпусках «КЛ», помнится, блеснула Хоробровская церковь, и вот на очереди храм села Юрьевского. Для

специалистов сообщаем полный адрес сегодняшнего документа: УФ ГАЯО, Фонд Р-778, опись 1, Единица хранения 30 «Книга описи и учета о

наличии имущества Георгиевской церкви в селе Юрьевском Рождественской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1926 год».

Интересно, что это описание как бы дополняет Хоробровское: в том больше точности, а в этом... любования. Да, да -именно любования! Посмотрите,

какой любовью, какой трогательной нежностью и одновременно гордостью за свой храм, сквозит каждая строчка казенного, казалось бы,

документа...

Описательная часть здания (храма)

 

1. Церковь каменная,    одноэтажная; об  одной главе;    построена в 1792 году. Снаружи и внутри оштукатурена и отделана известью. Вся

церковь с карнизами крыта листовым железом, окрашенным зеленою краской. По наружности церковь с алтарем длиною 42 аршина, шириною

16 аршин и высотой — в среднем 8 аршин. Окон в настоящей (холодной) церкви семь с железными решетками, стекольчатыми рамами и

железными затворами изнутри.

Над нижними окнами с северной и южной стороны по три окна круглых с круглыми стекольчатыми рамами и семь окон в куполе с деревянными

стекольчатыми рамами.

В теплой церкви (продолжение холодной) окон десять с двойными деревянными стекольчатыми рамами и железными решетками.

Пол во всей церкви деревянный, окрашенный желтою краскою. Глава на церкви по дереву обита белою жестью, на главе крест железный, обитый

той же жестью.

С южной и северной стороны в настоящей - главной -церкви сборные двери на крюках и нетлях железных, а на западной при входе из теплой в

главную — холодную — створные двери стекольчатые в деревянных рамах. При входе в теплую церковь с западной стороны двои деревянные

двери с двумя нутренними (видимо, внутренними, встроенными — «КЛ») замками.

Тут же устроены две изразчатые (изразцовые — «КЛ») печи.

 

Колокольня

2. В нераздельной связи с церковью с западной ея стороны находится каменная колокольня (построена в 1883 г.) с двумя пролетами; размер ея в

основном 10 аршин длины и 10 аршин ширины, высота до шпиля 45 аршин, а со шпилем 57 аршин. С западной стороны имеется вход на паперть с

двумя растворчатыми деревянными дверями и большим висячим замком, а на паперти с северной стороны вход на колокольню с малою

одностворчатою дверью и висячим замком.

На колокольне во втором пролете висят семь колоколов с железными, по пропорц. языками, разного веса, а именно:

Первый — главный — весом в 199 пудов 15 фунтов.

Второй — весом 50 п, 10 ф.

Третий   - часовой    — 7   п. 10 ф.

Четвертый — 4 п. 20 ф.

Пятый  --   2   п. 26 ф.

Шестой  -- 2  п.

Седьмой  — 30  ф.

Шпиль и крест на колокольне покрыты белым железом. Вокруг церкви имеется ограда па каменных столбах с железными решетками; длина ограды

72 аршина, а ширина 42 аршина. С западной стороны в ограду ведут двои растворчатые железные ворота.

 

Другие здания

СТОРОЖКА

3. В 20 саж. от церкви находится церковная сторожка -деревянная, крытая дранкой (ветхая), размером 8 на 8 арш. о двух половинах, соединенных

сенями в 5 арш. При сторожке имеется двор 14 на 5 аршин, крытый дранкой — ветхий

 

САРАЙ И ЖИТНИЦА

4—5. В 20 саж. от церкви с южной стороны находится сарай для склада дров и житница для хранения хлеба и др. ценного инвентаря. Сарай

размером 10 на 10, а житница 7 на 7 арш.; оба строения деревянные, крыты дранкой, -ветхие, куплены в 1925 году с торгов за 80 рублей.

 

ЧАСОВНЯ

6. В 28 саж. от церкви — на месте     бывшего     деревянного  храма — находится деревянная часовня, крытая дранкой, — для помещения

переносных икон и хранения других церковных предметов. Размер часовни 6 на 6 кругом,

 

Алтарь в главной холодной—церкви

7. В алтаре престол деревянный, вышиной  1 арш. 6 вершк. и такой же   длины и ширины. Постоянная нижняя одежда на нем полотняная, а  

верхняя  из желтой  парчи,

8.На престоле  св. антиминс атласный, желтый,  от  1853   г.

9. Жертвенник     деревянный вышиной 5 четвертей и 2 вершка, такой же ширины и длины. Постоянная одежда нижняя  на   нем     полотняная, а

верхняя с трех лицевых сторон — из желтой  парчи.

10.                         Завеса у царских врат синяя.

11 —12. За престолом  в двух тумбах,   окрашенных     голубой краской, помещаются — в пер- вой — деревянный   крест столярной     работы  с

рукоятием, обитый металлом белого цвета; во второй —  образ Рождества Пр. Богородицы    тоже с рукоятием, — в металлической ризе.

13.Вверху  над     восточным окном иконы Пр. Троицы, большого размера в медной    посеребренной   ризе.

14.Направо от нея икона св. Николая в    кивоте и металлической ризе.

15.Налево к    жертвеннику икона Скорбящей Божей  матери,  в  кивоте  и "ризе.

16.На жертвеннике     икона Спасителя  в ризе.

17. На юго-восточной стороне алтаря — шкаф, выкрашенный черной краской, — деревянный с нутряным и висячим замком.

18.На   юго-восточной     стороне алтаря аналой — этажерка для богослужебных     и др. книг.

 

ПРЕДАЛТАРНЫЙ  ИКОНОСТАС ГЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

19.Иконостас    деревянный столярной   работы,    трехъярусный, с  приличною       резьбою, вызолоченною на полимент червонным  золотом,  с

колоннами, окрашенными под мрамор.

20.В середине оного в нижнем ярусе царские врата, вызолоченные на полимент, на коих в шести клеймах     изображены Благовещенье  Пресв. 

Богор; и 4 Евангелиста.

21.По правую сторону царских  врат образ    Спасителя в ризе с серебряным   84    проб, венцом.

22.Подле     оного     южная дверь с изображением на    ней чуда  Архангела Михаила.

23.Подле южной двери храмовой образ св.  Великомученика Георгия в медной    посеребренной ризе с серебряным    непробным  

позолоченным венцом.

24.По левую сторону царских врат образ     Пр.     Богородицы (Скорбящей)   в медной посеребренной    ризе с серебряным    84 пр. 

позолоченным венцом.

25.Подле    онаго     северная дверь   с  изображением  ангела, возмущающего       воду       при овчей  купее     (так в тексте — «КЛ»).

26.Далее образ  св. Афанасия,    патриарха    Александрийского; на нем венец    серебрян. позолоч. 84 пр., вес 84 зол.

27.Во втором и третьем ярусах иконостаса   икот     разных наименований и размеров — 19 штук.

 

ИКОНОСТАС И  ИКОНЫ В ПРОЧИХ МЕСТАХ

ГЛАВНОГО — ХОЛОДНОГО — ХРАМА

28.За  правым клиросом хоугвь,  писанная  на  шерстяной материи.

29.Тут же хоругвь металлическая медная с тремя древками для носящих.

30.За тем же клиросом икона     Воскресения     Христова с дванадесятыми  праздниками.

31.Над нею рамка для    помещения  месячных святцев,

32.Далее на южной стороне в киоте образ Марии Магдалины и равноап. князя Владимира.

33.Над ним в киоте малый образ св.  Велик.     Георгия на иконе в серебяной ризе.

34.На левой стороне за клиросом  хоругвь,  писанная     на шерстяной материи.

35.Тут же хоругвь металлич. медная с тремя древками  для носящих.

36.За левым клиросом в киоте, обложенном  красным деревом, образ живоначальной Троицы в серебряной     вызолоченной ризе.

37.Рядом в киоте малый образ      Казанской   Б.  Матери   в серебряной  вызолоченной  ризе.

38.Далее в северных дверях крест     - распятие — Господа И. Христа с резными предстоящими  в резном же подножии.

39.Рядом с ним в киоте образ святого  пророка     Илии в медной посеребренной ризе; венчики на нем серебряные.

40.Далее на той же северной стороне в углублении плащаница  с изображением  Спасителя, на венецианском алом бархате, шитая    золотом и

с золотыми кругом словами тропаря «Благообразен.    Иосиф» в  деревян. стекольчат, футляре.

41.В той же холодной церкви в дверях на южной стороне находится   большой деревянный шкаф — ризница с выдвижными ящиками с    ризами

и    др. одеждами и вещами  для  церковн.  богослужений

42.На правом  клиросе находится шкаф — аналой с полками  для богослужебных книг.

 

*       *       *

ПРОДОЛЖЕНИЕ (А, МОЖЕТ, И ОКОНЧАНИЕ,) В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.

Благодарим сотрудницу Угличского архива Татьяну Анатольевну ТРЕТЬЯКОВУ за помощь в подготовке документа к печати.

 

НАПОМИНАЕМ:

Алтарь — восточная отделенная иконостасом часть церкви, где  находится престол. АРШИН  — 0,71  м. ВЕРШОК —  4,4 см. ЖЕРТВЕННИК — стол

в алтаре.

ИКОНОСТАС — стена  с иконами.

ЗОЛОТНИК - ,4.26 г. КИОТ — остекленная рама или шкафчик  для иконы.

ПРЕСТОЛ — стол в алтаре. ПРИДЕЛ — часть церкви с дополнительным   алтарем. ПУД   --  16,38 кг. РИЗА — оклад иконы. САЖЕНЬ   — 2,134 м.

ФУНТ — 409,5 г. ХОРУТВЬ — полотнище с Изображением Христа.

 

 

СТАРИННАЯ ПЕСНЯ

Катя

 

1.Этот случай был в лето  жаркое

На   опушке душистой, лесной;

Расскажу я вам и поведаю

О любви  разнесчастной одной.

2.С каждым годиком  разрасталося

Небольшое село меж   полей,

В том селе жила раскрасавица-

Имя было  Катюшенька ей.

3.Круглолицая и румяная –

Любовались её красотой;

Вот пришла пора неожиданна,

И настал её час роковой.

4.Счастье Катино распадалося.

Милый стал уж её забывать:

Дни и ноченьки  он гулял с другой –

Стала Катя грустить, ревновать.

5.В одну ноченьку, ночку тёмную,

Захотела она  отомстить.

Жаль соперницу, жалко милого,

Но уж поздно — нельзя  воротить.

 

Вот и в деревне Черневе, где родилась  Галина     Михайловна Кулакова,     любили       попеть. Прошли    годы,    и разъехались земляки, а кто-то

уже покинул этот свет — осталась     только песня. Много раз слышанная в детстве,  она  напоминает  отчий дом, родителей, товарок и друзей...

Галина Михайловна записала слова и принесла их в редакцию «КЛ».   Большое  спасибо!

 

6.Вот подъехала  лодка к берегу,

Вышла парочка в лес погулять

Прислонилася возле дерева,

Стала тихо   чего-то шептать.

7.Катя бледная, за кустарником

Долго слушать она не могла

И с револьвером к милой парочке

На  дрожащих ногах подошла.

8.«Наслаждайтеся, мои милые

Я  на вас любоваться пришла!»

И с последнею своей силой

На   обоих наган навела.

9.Разом грянули тут два выстрела

На  опушке у самой реки.

Только слышала ночка тёмная

Да, вспорхнули вдали кулики.

10.А с последнею своей силою,

Что сталось у ней на заряд,

И с последнею в себя грянула—

Тем и кончился этот  рассказ.

11.Вот уж год прошёл с того времени,

Не болит, не страдает душа –

А  на кладбище,  Митрофановском,

Три синеют высоких креста!

 

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫК

Ударение падает на букву, выделенную жирным шрифтом.

Это наши четвертые встречины с буквой «П». Предыдущие были в мартовском, апрельском и майском выпусках газеты.

ПАЛУЧАТА (а по-другому УЖИ) — мифические сказочные змеи, приносящие в дом богатство (подробнее о них читайте в № 5—6 за март 1997 года).

ПАСТУШНЯ — пастьба, пастушество, работа пастуха: «Слава Богу, в нашу пастушню дождя не было!»

ПАУТ — насекомое овод (кацкари совершенно не знают слова «овод» и известный роман Этель Лилиан Войнич у них наверняка назывался бы

«Паут»). Интересно, что месяц июль, когда свирепствуют пауты, так и звали -- ПАУТЕНЬ.

ПЕРЕГУЛ — телка, ставшая коровой    позднее   положенного срока,

ПЕРЕГУЛИВАТЬ. «Что-то корова у меня    перегуливает,» — не просит  быка,   хотя  по  срокам надо   бы.

ПЕРЕДЕРЖКА — телёнок, оставленный на второе лето (чтоб больше мяса нагулял).

ПЕСИНА — песчинка: «И как живут: ни муки ни мучины, ни песка ни песины!?»

ПЕТУН  --   петух.

ПЕЧИНА — место, где раньше стоял дом. Дерево со временем сгниет, и только кирпичи от русской печки будут выдавать бывшее жилье —

отсюда и печина. А пример — из кацкой прибайки: «Ёжик-ёжик-ёжевал, на печинке ночевал...»

ПЕЧУРОК — небольшое углубление в печной стене, куда кладут спички и иные мелкие предметы. В печурках можно высушить носки или

рукавицы.

ПРАМНУК,  ПРАМНУЧКА — правнук,   правнучка.

ПРЕЖЕНЕЦ — сейчас это просто пирог. А раньше преженцы, обычно с луком, готовили из ржаного теста, оставляя закваску  после выпечки  

черного  хлеба.

ПРЕСНУШКА — вот так кацкари называют ватрушку.

ПРИБАЙКА — колыбельная: «Зыбка лубяная на оцепе берёзовом качалась, над ней полог был из холста. Сидишь, качаешь, прибайки  поёшь.»

ПРИБОКА, НА ПРИБОЧОК — наклонно, на бок: «Скворешник вроде как прибока висит?» А то ещё:. «Куртку красную оденет, башку на прибочок —

что Нюшка, бывало, Кустова.»

ПРИКОРЫТЦО — желобок под крышей, собирающий воду во время дождя.

ПРИМОЩАТЬСЯ говорят кацкари, а словари велят «примащиваться».

ПРИНЕСТИТЬ — принести:  «Сметанки топлёной принестить?»

ПРИПРАВЛЯТЬ, БИТЬ ВАЛЫ — растрясывать траву за косцом, чтобы она сохла.

ПРИТЫК ВСЕМУ ДЕЛУ — скажут надоедливому человеку, суетящемуся, мешающему.

ПРОВАЛИСТОЙ — о скотине со впалыми боками: «Телёнок -от какой-то, длинной да провалистой.»

ПРОГАР. «Большой прогар бензина,» — по-видимому, пережог.

ПРОЙМЫ. ОХ, словцо! У него два значения. «Колюха Румянцев из Левцова, — рассказали    читатели, — вожжи,    бывало, звал  проймы.   Кричал

с воза: -   Девки,  подайте проймы!»

А во-вторых, проймы — просто лямки: «У рюкзака оторвалась пройма.»

ПРОМЕЖЬ, ПРОМЕЖДУ — межь, между.

ПРОСМЕШАТЬ — насмешить.

ПРОСТУПЬ — след: «Корова оторвалась, по усарьбе взлягиши бегала. Скоко проступей наделала!»

ПРОШНОЙ — умный: «Хорошая у тебя жена: прошная, рукодельная, красивая.» Товарищи, позавидуем счастливцу!

ПРЯМИК   -- упорно зовут кацкари   пряник.

ПУНЁГА. Выйдут, бывало, левцовские бабы теребить (у нас говорят «драть») лён, а Марфа Струева покрикивает на сестру:

— Ну, пунёта — дери-дери, чёрт тебя дери-то!

Знать, была марфина сестра уже в годах; ведь пунёгой у нас называют всякого, кто тяжело, с трудом передвигая ноги, ходит.

Если бы Марфе попалась книга украинского учётного О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», её удивлению не было б конца. «Пуёга» — по-мерянски

вьюга-. Сотни лет прошло с тех времён, как меряне со славянами слились в один народ, а слово, пусть и поменяв значение, живёт, доказывая, что

время над речью не властно.

ПУТРО, ПОЙЛО — питьё для енота (смотрите «КЛ» за апрель 1997 года).

ПУХАВОЙ — пухлый: «Ну что это за блины! Я люблю на простокваше, пухавые.»

ПША — это вошь, извините. Множественное число: ПШИ.

ПШОННИК — казалось бы, толкование этого слова напрашивается само собой: пшённая каша, приготовленная в русской печи. Но как быть с

вопросом: «Пшонника рисового хочешь?» Выходит, пшонник — это каша из любой крупы, не обязательно   из пшена.

 

4 стр.                                     «КАЦКАЯ  ЛЕТОПИСЬ»                                № 10—12 (71—72), июнь   1997 года

 

1 февраля 1997 года в Мартынове проходили III Кацкие чтения

 

День рождения Мартыновской школы мы можем назвать с точностью до числа: 5 декабря 1892 года. Таким образом, совсем скоро ей исполнится

105 лет — дата круглая, а к круглым датам «КЛ» ой как неравнодушна. Потому-то и решила III краеведческие Кацкие чтения посвятить истории

школ: Мартыновской, Юрьевской, Николо-Топорской, Нефинской — всего их

в Кацком стане было 27! Ах, как приятно оказалось рассказать о своей молодости, вспомнить учителей, признаться в былых проказах — чтения

удались задушевными. А главное — собрано огромное количество материала, который мы и мечтаем опубликовать на страницах нашей газеты.

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ III   КАЦКИХ  ЧТЕНИЙ

 

КАК УЧИЛАСЬ МОЯ БАБУШКА

Моя бабушка, Валентина Михайловна Обручникова, родилась в Левцове. А школа стояла за рекой, за полями — в Летикове.

Школа была красивая: деревянная, четыре окошка на перед и два с боку. Школа большая: в ней училось четыре класса по двадцать и больше

учеников в каждом.

Учительницу звали, Галина Павловна Давыдова. Она замужняя женщина, у нее были дети. Преподавательница учила строго, применяла

рукоприкладство — на уроке не шалить, а то получишь метром или костяшками (у нее были сломаны два пальца).

Вот в такую школу поступила моя бабушка в 1936 году. В школу она ходила пешком. В то время сумок не было, их делали сами из холщовой

ткани. Но и такие сумки не у всех были.

Время было тяжелое — одевались в самодельную одежду: ткали холсты и шили. На ногах — лапти. В школе не кормили  — еду брали дома. Но

еда была не ахти какая: у кого краюшка хлеба и чай, а у кого и этого не было.

Бабушка кончила три класса, Рукавиц-то не было (вязать не из чего), и она отморозила руки, и больше не стала ходить в шкалу.

Моей бабушке сейчас уже 67 лет, но она до сих пор помнит и нам рассказывает, чтобы и мы не забывали.

Федор  ВИНОГРАДОВ, 8 класс (уже 9-й).

 

КАК УЧИЛАСЬ МОЯ МАМА

 

Мою маму зовут Вера Васильевна Белякова, она училась в Ковезинской неполной средней школе. А жила далеко -в деревне Плишкино. До

школы надо было ходить около пяти километров: весной и осенью ученики добирались пешком, а зимой их возили на лошадях. Зимой, когда

светлеет поздно, а темнеет рано, добираться до школы было страшновато.

Это была двухэтажная школа, зеленого цвета, кругом огороженная частоколом. Мама говорит, что они сами ее огораживали вместе с учителем.

Около школы находился пришкольный участок, на котором выращивали картофель, свеклу, капусту. А еще возле школы находился маленький

садик. В нем были посажены яблоньки, березки, липы и один клен. А еще ученики с учителями много работали в колхозе. Например, после школы

ходили на телятник помогать телятнице — ведь ей одной тяжело. Помогали по хозяйству, на сенокосе, в полях.

Учил маму Иван Иванович Федеев, Ему тогда было шестьдесят восемь лет. Он был с пушистыми усами, в очках, у него седые волосы с

лысиной. На одной руке не хватало двух пальцев. Он жил с женой, детей у них не было.

Он был строгий, и, если кто его рассердит, берегись! Он оставлял после уроков и запирал в классе на три часа — такое было наказание. Учил он

хорошо — так говорит мама. Она никогда не забудет свои школьные годы.

Ольга  БЕЛЯКОВА,

8 класс (уже 9-й).

 

СПРАВКА  «К Л»

Все школы Кацкого стана.

 

Селение со  школой

Тип школы

Год основ.

д. Алфёрово Рождественской волости

д. Балакирево Рождественской   волости

церковноприходская

церковноприходская

1892

с. Воскресенское в Кадке Галицынской волости

земская

1886

д. Галицыно

земская

1875

д. Голосово

школа грамоты

1893

Рождественской  волости

церк.-приходская

1894

д. Дуново

школа грамоты

1890

Климатинской волости

церк.-приходская

1891

д. Дьяконовка

школа грамоты

1896

Юрьевской волости

полост Знаменский Климатинской волости

земская

1868

д.  Игнатове Богородской волости

д. Летиково Юрьевской   волости

церковноприходская

школа грамоты

1896

д. Мартынове

школа грамоты

1892

Юрьевской волости

церк.-приходская

1902

д.   Муханово Рождественской   волости.

земская

 

с. Нефедьево Хоробровской волости

земская

1855

д. Нефино Юрьевской   волости

школа грамоты

1892

погост Никольский на Топоре Юрьевской волости (теперь —  Николо-Топор)

ре         церковноприходская

1886

с. Ордино Хоробровской волости

церковноприходская

1889

д. Платуново

земская

1879

д. Плишкино

школа грамоты

1883

с. Покровское в Кадке Галицынской волости (теперь —  Ковезино)

церковноприходская

189

 

с. Рождественское в Кадке

земская

186

 

д. Сидоровка Юрьевской   волости

школа грамоты

188

 

погост Таралыковский Рождественской  волости

земская

187

 

погост Тимоховский Рождественской волости

церковноприходская

189

 

с. Хороброво

церковно-приходск.

1880

 

д. Черницыно Юрьевской  волости

земская имени Александра  II

1903

 

с. Юрьевское

земская

1869

 

д. Яксаево

Галицынской   волости

церковноприходская

1890

 

 

 

 

 

         

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1)                              названия населенных пунктов оставлены   такими,    какими они были до революции (только в двух   случаях мы сообщали в

скобках  новые имена);

2)                               бывало, учебное заведение из школы грамоты переводили в церковно-приходскую — в таких случаях мы указали и дату

перевода.                                                                                                                                           

3)                        подробнее о любой из перечисленных школ можно   узнать в музее газеты «Кацкая летопись».

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем вас, юбиляры июльские — счастья вам, здоровья, успехов... Ой, постойте: мы ж вас не назвали! В июле отметит, юбилей НАДЕЖДА

АЛЕКСАНДРОВНА МЕЛЁШКИНА из Мартынова, и 20 лет стукнет ЕВГЕНИЮ РОЗОВУ — сейчас он в армии, но, как известно, для «КЛ» нет

преград...

Еще раз  поздравляем   вас.  Всего  хорошего!

 

«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Газета краеведов волости Кадка № 11-12 (71-72), июнь 1997 года

Редактор - С. Н. ТЕМНЯТКИН НАШ АДРЕС:

152846,  д. Мартынове,, Мышкинский район, Ярославская область Государственное     предприятие    «Мышкинская        типография»

г.  Мышкин   Ярославской области, ул. Ленина,  д.  9. Тираж — 200 экз. 3 — 1356.

Написать С. Темняткину в "КЛ"                                                                                                   Гостевая книга на главной странице

Написать вебмастеру                                                                                                                   Домой

(С) «Кацкая летопись»  Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/

Хостинг от uCoz