перейти на номер: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; |
Пела бы баба, плясала, да макушка лета настала...
Газета краеведов волости Кадка КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ № 11-12 (71-72) Июнь 1997 года
Встречи при дорогеВ ЮРЬЕВСКОЕ ЗА АИСТАМИПочти полтора дня в Юрьевском и его окрестностях провели три молодые девушки из Ярославля. Этих путешественниц с туго набитыми рюкзаками (все свое при себе) объединила любовь и огромный интерес к природе. Будущие дизайнер, учитель биологии и орнитолог расспрашивали жителей об аистах, фотографировали их в гнезде, в полете, даже с Высоты большого тополя. Одна из них, студентка последнего курса Ярославского госуниверситета, поведала о цели их экспедиции в наши края. — Лена, для многих непонятно слово орнитология. Чем же занимаются люди этой профессии? ЛЕНА: Орнитология — это отрасль зоологии, изучение птиц, их поведения, физиологии, видов и пр. Ну, и как чувствуют себя птицы, сколько их в нашей области? ЛЕНА: 256 видов птиц насчитывается в области, каждый — важнейшее звено в экологической цепочке. К сожалению, многие из них становятся редкими. Например, с исчезновением под водами Рыбинского водохранилища реки Мологи с ее дубравами, заметно сократилось количество филина, для проживания которого те места были благоприятны. Занесены в Красную книгу пролетные — белозобый гусь, гусь-пискунька, белая цапля. Многим птицам грозит не столько их физическое уничтожение, но прежде всего — истребление среды обитания: распашка земель, вырубка лесов, засорение и загрязнение почвы и воды. Не от хорошей жизни с некоторых пор озерная и сизая чайки живут по всей области, даже там где мало воды. Аисты не случайно перебираются в центр России — здесь для них приволье, заболоченные места, а главное много корма— лягушек. - Почему аисты и почему в Юрьевском вас заинтересовали? ЛЕНА: По нашей области зарегистрировано всего 7 гнезд аистов. Поэтому, когда мы узнали, что в Юрьевском они живут не один год, отправились сюда, чтобы точно проверить и занести затем в каталог «Союза охраны птиц России». Удивились мы тому, что ваши аисты выводят по 3 птенца из одной кладки; говорят, и 4 бывало. - Кстати, мы мало знаем о «Союзе охраны птиц России», Что это за организация? ЛЕНА: Этот «Союз» начал свою деятельность с 1994 года. Принимать участие в его работе может каждый желающий, заплатив символический взнос. Мы имеем литературу и высылаем её; члены общества принимают участие в интересных исследованиях, наблюдениях. Например, было задание определите количество птиц, увиденных в течение часа. Объявляются конкурсы рисунков. Самое главное — оберегать и охранять пернатых друзей. 1996 год был объявлен годом коростеля, а нынешний — год птицы весны — жаворонка. Присмотритесь к этой такой невзрачной на вид, но голосистой и веселой птичке. — А приглянулись вам наши места? ЛЕНА: Если коротко, то у вас — местный рай. В нашу беседу, интересную для обеих сторон, подключались остальные девочки: Аня Моисеева и Оксана Антонова. Вставлял свое слово-наблюдение охотник Валерий Викторович Фатов, который передал девушкам кольцо с лапки убитого им когда-то гуся. И оказалось, тот гусь был в Голландии! Тесен наш мир. Беседовала Н. ИВАНОВА, село ЮРЬЕВСКОЕ.
И суп гороховый нам сладок и приятен...— На первое суп гороховый с мясом и с зеленым луком и укропом. На второе — биточки с рожками и с подливой. А на третье — чай! — бодро отрапортовали повара из колхозной столовой, тут же предложив корреспонденту «КЛ» все это отведать. Вкусно. Действительно, очень вкусно! Поварское искусство Татьяны Викторовны Ершовой и Анастасии Владимировны Румянцевой нахваливают и механизаторы, собственно говоря, для которых каждые весну—лето—осень и открывают в «Верном пути» столовую. Готовят сытно, стараются разнообразить меню. Продуктами обеспечивает колхоз: мясо своё, хлеб и песок закупают в магазине, а картошку и огородную зелень — у местных жителей. Тридцать порций сготовили в этот день в столовой; часть из них съедят тут же в обширном зале, а часть увезут в дальние поля. Приятного аппетита!
Листая календарь»
6 мая В Егорий, юрьевский престольный праздник, скончалась 71-летняя жительница села Валентина Андреевна Галунова — говорят, тем, кто умирает в такие святые дни, уготована легкая дорога в Царство Небесное. Мир праху твоему... 9 МАЯ Чем дальше уходит от нас май 45-го года, тем больше мы о нем забываем — что же ты так устроена, человеческая память? Одни только школьники порадовали нас праздничным концертом, да и на их выступление собралось до обидного мало народу. Стыдно сказать, но и парк, заложенный в честь 50-летия Победы, держится с трудом: то забор уронят нескучные мартыновцы, то березку сломают —нет, люди, с вами точно что-то случилось! 11 мая Скотину согнали на пустое пастбище — из-за весенних холодов трава еще не успела вырасти. Но и на дворах взять нечего: сено у многих поели мыши, которых развелось в этом году невообразимое количество. 21 мая Утром термометры -показали минус 5 градусов — ох, и холодная нынче весна Озимки продержались до 27-го. 31 мая И наконец-то приятная новость: у молодоженов Василия Васильевича и Натальи Александровны Колчиных родился первенец! Малыша назвали Данилой — возвращаются потихонечку старинные русские имена. Желаем юному кацкарю всего самого-самого доброго.
Не ловилась рыбкани большая, ни маленькая, хотя рыбаков по Кадке да Пойге было по-прежнему хоть пруд пруди. Как всегда исправно вышагивали километры за километрами, забрасывали терпеливо удочки, да все больше без толку. Один из них, не выдержав, пожаловался: — Я с Углича, но каждый год сюда приезжаю. Бывало, за два часа вылавливал до тридцати щук. Вот здесь, в омуте под Хоробровом, как-то попалась мне красавица — два с половиной килограмма вывесила. А сегодня — весь улов семь щурят... Не шла нынче рыба и в езы, поэтому почти никто из местных жителей их не забивал. И все-таки, отчего ж такая скудность? Все тот же случайный встречный объяснил неудачи так: — Весна холодная, вода в реке студеная — вот рыба и не идет нереститься. Однако, кое в чем все же рыбаки выиграли: налюбовались необыкновенными видами кацких просторов. С. ТЕМНЯТКИН.
___ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ_______________13 СТР
§. 7. Упадок Хоробровии
ПЕРЕД УРОКОМ:
1. Ну что ж, для начала поговорим по-кацки— выполните еще раз домашнее задание № 2 к § 3. 2. Покажите на карте, не забывая проговаривать географическое положение, следующие селения: а) в старых книгах его называли «торговой столицей Хоробровской волости»; б) в нем был медпункт; в) оно названо в честь князя; г) его название означает род ткани; д) в старину оно располагалось на противоположном берегу реки; с) в нем был клуб; ё) большинство жителей носили фамилию Киселевы; ж) до революции оно относилось к Нефедьсвскому приходу. 3. Что такое революция? Когда она произошла? Кто пришел к власти? Как стала называться власть? Чем сменились волости?
/. Невесёлые наблюдения Итак, после революции не только власть, но и вся деревенская жизнь переменилась полностью. Сейчас много спорят, плохи или хороши были коммунисты. Мы же не будем ни с кем ругаться — просто откроем таблицу «Селения Хоробровского прихода» и немножечко понаблюдаем. Во-первых, сравните население деревень 1908 (перед революцией) года и года 1997-го. Ну и как вам? Если не полениться и немного посчитать, то окажется, что за семьдесят лет правления коммунистов население Хоробровского прихода уменьшилось в 39 раз!!! (1061 человек против 27.) Во-вторых, обратите внимание — все ли деревни существуют в сию пору? Каких уже не стало? Что будет с остальными в следующие полвека? Не хочется говорить о грустном, но ясно, как день, что и оставшиеся селения Хоробровского прихода в скором времени нарушатся, и только заросшие батыльём печины да старые ветлы над водой будут напоминать о том, что когда-то здесь жили люди. Край, некогда славный и суматошный, имеющий тысячелетнюю историю, умирает на глазах.
УЧИМ КАЦКИЙ ЯЗЫК: Запишите в тетрадь; нарушить — ликвидировать, упразднить; нарушенной — ликвидированный; печина — место, где раньше стоял дом. Есть и «в-третьих», и оно не веселее. Пробегите глазами колонку «Учреждения, торговые и промышленные предприятия». Из всего перечисленного в современной Хоробровии не осталость ничего! Все нарушилось. Политика — дело взрослых, но придет время, и вам придется выбирать судьбу страны. Вспомните тогда печальную судьбу Хоробровского прихода и не забывайте, что таких по России тысячи. Кто-то из взрослых останется недоволен этим параграфом, будет кричать, что коммунисты, мол, не виноваты! А кто же? Кто? Но для пас важно другое: почему все-таки деревни умирают, что же такое советская власть сделала не так? Причин много, и мы пока остановимся на двух.
2. Разрушение церкви Коммунисты не терпели инакомыслия. Скажем, если сами в Бога не верили, то и все должны не верить. А уж священники, пропагандирующие религию, вообще враги, которых лучше извести. Да и церкви от соблазна нарушить — причем не просто закрыть, а снести с лица земли, чтоб глаза не мозолили и не напоминали о прежних, досоветских временах. В конце 50-х в Хороброве сломали церковь. Начали с колокольни. Все просто. Выбили трактором угол. В выбитое место намертво заколотили деревянную плаху.
14. СТР. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
То же сделали и со вторым углом, и с третьим. Затем деревянные плахи подожгли, и одновременно три или четыре трактора тянули на длинных тросах. Колокольня упала. Разрывали могилы при кладбище, вынимали покойников и вешали на угол ограды — прохожих пугали... Как вы оцените этот факт? Предположите, как закрытие, а затем снос церкви и кладбища повлияли на культуру, нравственность, духовную жизнь прихожан? Глядя на приезжих старателей, и местные совесть потеряли. Делал дом для себя один из сельчан, на фундамент склей разобрал. Пошел по какой-то нужде в уже поруганную церковь, взошел и показалось ему, что там покойника отпевают. Его отпевают! Бог наказал. Наказал, да мало: церковь разобрали до последнего кирпичика, на кладбище поглумились до последнего погребения, а в завершении поставили на могилах конюшню... С исчезновением церкви и работавших в ней церковнослужителей приход лишился основны, стержня, на котором держался. Вот и церковно-приходская школа сгорела и больше не восстанавливалась... По главное, с потерей церкви изменились люди — стали злее, безнравственнее, равнодушнее. Кажется, ничего святого в сердцах человеческих не осталось...
3. Раскулачивание Расскажите как вы живете? У вас есть дом со двором и прочими хозяйственными постройками, есть скотина: корова (а у кого две или три), свиньи, овцы.. Есть обширный огород. Для того, чтобы все это уходить, требуется много усилий, но зато вы живете безбедно, по крайней мере с голоду не помираете — это точно. Сейчас чем больше хозяйство, тем большее к нему уважение, а вот по меркам 30-х годов вы - «кулак», враг трудового народа (хотя сами трудитесь от зари до зари, поддерживая такое хозяйство). По понятиям 30-х годов, вас следует «раскулачить»: дом, скот и прочее имущество отобрать и отдать тем, кто всего этого не имеет. А кто, живя в деревне, не имеет подсобного хозяйства? В общем, возвратись сюда 30-е годы, вернись Сталин, и вас б раскулачили -это точно.
ЗАПОМНИТЕ СЛОВА: «кулак» — богатый с точки зрения коммунистов крестьян-собственник; раскулачить — лишить крестьянина земли, имущества и, политических прав. репрессировать — подвергнуть карательным мерам. Жили, например, в Хороброве Клементьевы. Настоящая-то им фамилия Петровы была, но звали их все Клементьевыми по деду Клементию — маленькому старичку с большой, как у деда Мороза, белой бородой. Заботными были Клементьевы, трудолюбивыми, и ночью при луне работали. Так и говорили о них в Хороброве: взошла луна на небе -значит, клементьево солнышко взошло. Через трудолюбие свое богато жили, кулаками, выходит, были. Вот и прикиньте, как поступила с ними советская власть в 30-е годы? Еще сравнительно гуманно: арестовали и увезли в неизвестном направлении только главу хозяйства (больше его никто не видел), а семью пожалели, правда, из дому выгнали и все имущество отобрали — оставили только то, что на себе было. А что стало с владельцами маслобойного завода, например, пли мелочных лавок? Их хозяева в большинстве случаев правильно сообразили, что к чему и, побросав все имущество, спешно уехали прочь, чтобы затеряться в больших городах (чаще в Санкт-Петербурге). Какие это имело последствия для прихода? Самые лучшие — предприимчивые, трудолюбивые, умные — были репрессированы пли уехали из здешних мест. Неудивительно, что деревня начала приходить в упадок. Кстати, вы думаете, что оставшимся было легче? Ничуть. Но об этом в следующий раз.
ДОМА: Подготовьтесь к контрольной работе — решите задания, предложенные в § 8.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 15 СТР.
§ 8. Контрольная работа № 1 Перед вами карта Хоробровского прихода, на которой населенные пункты обозначены цифрами. НАПИШИТЕ, какое селение скрывается за каждой цифрой.
НАРИСУЙТЕ линию времени и отметьте года: 0,1572, 1238, № 2 1920, 1461, 1773, 1997, 1575. НАПИШИТЕ, в каком веке: а) построили каменную церковь в Хороброве; б) впервые упомянули о Хороброве в документах; в) произошли Кацкие битвы с монголо-татарами; г) начали отсчет нашей эры; д) волость Кадку преобразовали в Кацкий стан; е) впервые упомянули о волости Кадке в документах; ё') нарушили Хоробровскую волость.
СОСЧИТАЙТЕ: а) сколько лет назад воздвигнули каменную церковь в селе Хороброве; б) сколько лет прошло от первого письменного упоминания о волости Кадке до первого письменного упоминания о селе Хороброве. Же 3 Какие слова скрываются за следующими толкованиями?
НАПИШИТЕ: а) рядовое крестьянское поселение; б) коренной переворот, коренные изменения; в) в Древней Руси -местность, подчиненная одной власти; в Старой России до 1929 года -административно - территориальная единица в составе уезда; г) богатый с точки зрения советской власти крестьянин-собственник; д) селение с церковью и кладбищем; е) магазинчик, где торгуют товарами широкого потребления; ё) подвергнуть карательным мерам; ж) местная разновидность языка; з) группа селений, жители которых посещают одну церковь; и) лишить крестьянина земли, имущества и политических прав; и) административное подразделение уезда в Старой Руси 16 СТР. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
№ 4 РАССМОТРИТЕ таблицу повнимательнее: в ней вы должны увидеть названия пяти рек Хоробровского прихода — но читать можно только по горизонтали или по вертикали. Найденные имена рек выделите простым карандашом.
№ 6 Если вы справились со всеми заданиями, ОТВЕТЬТЕ на дополнительные вопросы: 1. Как называется местность, в которой мы живем? 2. Почему же надо писать «Кадка», а не «Катка»? 3. Что означает круглый диск Кацкого герба?
№ 5 РЕШИТЕ кроссворд, да не простой: в нем зашифрованы кацкие слова. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1) чужой, нездешний, незнакомый; 2) небольшой лесок роща; 3) высокая трава: полынь, лебеда, крапива и проч. 4) луг по берегу реки; 5) равнина под кручью. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 6) заросли батыля; 7) озеро; 8) остров; 9) относящийся к поречине; 10) перекресток; 11) место, где раньше стоял дом; 12) высокий и крутой берег реки; 13) упразднить, ликвидировать- 4. Почему у последней кацкой княгини двойное имя — Ульяна-Александра? 5. Назовите древнюю столицу Кацкого края. 6. В чем отличие волости Кадки от Кацкого стана? 7. На каком языке говорят кацкари?
2 стр. «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 10-12 (71—72), июнь 1997 года
Архив на домуОПИСЬ ИМУЩЕСТВА ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЮРЬЕВСКОГО
Однажды сказав «А», надо бы проговорить и «Б». Мы это к тому, что продолжаем публиковать описания наших церквей, составленные в 1926 году. В январском—февральском выпусках «КЛ», помнится, блеснула Хоробровская церковь, и вот на очереди храм села Юрьевского. Для специалистов сообщаем полный адрес сегодняшнего документа: УФ ГАЯО, Фонд Р-778, опись 1, Единица хранения 30 «Книга описи и учета о наличии имущества Георгиевской церкви в селе Юрьевском Рождественской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1926 год». Интересно, что это описание как бы дополняет Хоробровское: в том больше точности, а в этом... любования. Да, да -именно любования! Посмотрите, какой любовью, какой трогательной нежностью и одновременно гордостью за свой храм, сквозит каждая строчка казенного, казалось бы, документа... Описательная часть здания (храма)
1. Церковь каменная, одноэтажная; об одной главе; построена в 1792 году. Снаружи и внутри оштукатурена и отделана известью. Вся церковь с карнизами крыта листовым железом, окрашенным зеленою краской. По наружности церковь с алтарем длиною 42 аршина, шириною 16 аршин и высотой — в среднем 8 аршин. Окон в настоящей (холодной) церкви семь с железными решетками, стекольчатыми рамами и железными затворами изнутри. Над нижними окнами с северной и южной стороны по три окна круглых с круглыми стекольчатыми рамами и семь окон в куполе с деревянными стекольчатыми рамами. В теплой церкви (продолжение холодной) окон десять с двойными деревянными стекольчатыми рамами и железными решетками. Пол во всей церкви деревянный, окрашенный желтою краскою. Глава на церкви по дереву обита белою жестью, на главе крест железный, обитый той же жестью. С южной и северной стороны в настоящей - главной -церкви сборные двери на крюках и нетлях железных, а на западной при входе из теплой в главную — холодную — створные двери стекольчатые в деревянных рамах. При входе в теплую церковь с западной стороны двои деревянные двери с двумя нутренними (видимо, внутренними, встроенными — «КЛ») замками. Тут же устроены две изразчатые (изразцовые — «КЛ») печи.
Колокольня 2. В нераздельной связи с церковью с западной ея стороны находится каменная колокольня (построена в 1883 г.) с двумя пролетами; размер ея в основном 10 аршин длины и 10 аршин ширины, высота до шпиля 45 аршин, а со шпилем 57 аршин. С западной стороны имеется вход на паперть с двумя растворчатыми деревянными дверями и большим висячим замком, а на паперти с северной стороны вход на колокольню с малою одностворчатою дверью и висячим замком. На колокольне во втором пролете висят семь колоколов с железными, по пропорц. языками, разного веса, а именно: Первый — главный — весом в 199 пудов 15 фунтов. Второй — весом 50 п, 10 ф. Третий - часовой — 7 п. 10 ф. Четвертый — 4 п. 20 ф. Пятый -- 2 п. 26 ф. Шестой -- 2 п. Седьмой — 30 ф. Шпиль и крест на колокольне покрыты белым железом. Вокруг церкви имеется ограда па каменных столбах с железными решетками; длина ограды 72 аршина, а ширина 42 аршина. С западной стороны в ограду ведут двои растворчатые железные ворота.
Другие зданияСТОРОЖКА 3. В 20 саж. от церкви находится церковная сторожка -деревянная, крытая дранкой (ветхая), размером 8 на 8 арш. о двух половинах, соединенных сенями в 5 арш. При сторожке имеется двор 14 на 5 аршин, крытый дранкой — ветхий
САРАЙ И ЖИТНИЦА 4—5. В 20 саж. от церкви с южной стороны находится сарай для склада дров и житница для хранения хлеба и др. ценного инвентаря. Сарай размером 10 на 10, а житница 7 на 7 арш.; оба строения деревянные, крыты дранкой, -ветхие, куплены в 1925 году с торгов за 80 рублей.
ЧАСОВНЯ 6. В 28 саж. от церкви — на месте бывшего деревянного храма — находится деревянная часовня, крытая дранкой, — для помещения переносных икон и хранения других церковных предметов. Размер часовни 6 на 6 кругом,
Алтарь в главной холодной—церкви 7. В алтаре престол деревянный, вышиной 1 арш. 6 вершк. и такой же длины и ширины. Постоянная нижняя одежда на нем полотняная, а верхняя из желтой парчи, 8.На престоле св. антиминс атласный, желтый, от 1853 г. 9. Жертвенник деревянный вышиной 5 четвертей и 2 вершка, такой же ширины и длины. Постоянная одежда нижняя на нем полотняная, а верхняя с трех лицевых сторон — из желтой парчи. 10. Завеса у царских врат синяя. 11 —12. За престолом в двух тумбах, окрашенных голубой краской, помещаются — в пер- вой — деревянный крест столярной работы с рукоятием, обитый металлом белого цвета; во второй — образ Рождества Пр. Богородицы тоже с рукоятием, — в металлической ризе. 13.Вверху над восточным окном иконы Пр. Троицы, большого размера в медной посеребренной ризе. 14.Направо от нея икона св. Николая в кивоте и металлической ризе. 15.Налево к жертвеннику икона Скорбящей Божей матери, в кивоте и "ризе. 16.На жертвеннике икона Спасителя в ризе. 17. На юго-восточной стороне алтаря — шкаф, выкрашенный черной краской, — деревянный с нутряным и висячим замком. 18.На юго-восточной стороне алтаря аналой — этажерка для богослужебных и др. книг.
ПРЕДАЛТАРНЫЙ ИКОНОСТАС ГЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 19.Иконостас деревянный столярной работы, трехъярусный, с приличною резьбою, вызолоченною на полимент червонным золотом, с колоннами, окрашенными под мрамор. 20.В середине оного в нижнем ярусе царские врата, вызолоченные на полимент, на коих в шести клеймах изображены Благовещенье Пресв. Богор; и 4 Евангелиста. 21.По правую сторону царских врат образ Спасителя в ризе с серебряным 84 проб, венцом. 22.Подле оного южная дверь с изображением на ней чуда Архангела Михаила. 23.Подле южной двери храмовой образ св. Великомученика Георгия в медной посеребренной ризе с серебряным непробным позолоченным венцом. 24.По левую сторону царских врат образ Пр. Богородицы (Скорбящей) в медной посеребренной ризе с серебряным 84 пр. позолоченным венцом. 25.Подле онаго северная дверь с изображением ангела, возмущающего воду при овчей купее (так в тексте — «КЛ»). 26.Далее образ св. Афанасия, патриарха Александрийского; на нем венец серебрян. позолоч. 84 пр., вес 84 зол. 27.Во втором и третьем ярусах иконостаса икот разных наименований и размеров — 19 штук.
ИКОНОСТАС И ИКОНЫ В ПРОЧИХ МЕСТАХГЛАВНОГО — ХОЛОДНОГО — ХРАМА28.За правым клиросом хоугвь, писанная на шерстяной материи. 29.Тут же хоругвь металлическая медная с тремя древками для носящих. 30.За тем же клиросом икона Воскресения Христова с дванадесятыми праздниками. 31.Над нею рамка для помещения месячных святцев, 32.Далее на южной стороне в киоте образ Марии Магдалины и равноап. князя Владимира. 33.Над ним в киоте малый образ св. Велик. Георгия на иконе в серебяной ризе. 34.На левой стороне за клиросом хоругвь, писанная на шерстяной материи. 35.Тут же хоругвь металлич. медная с тремя древками для носящих. 36.За левым клиросом в киоте, обложенном красным деревом, образ живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе. 37.Рядом в киоте малый образ Казанской Б. Матери в серебряной вызолоченной ризе. 38.Далее в северных дверях крест - распятие — Господа И. Христа с резными предстоящими в резном же подножии. 39.Рядом с ним в киоте образ святого пророка Илии в медной посеребренной ризе; венчики на нем серебряные. 40.Далее на той же северной стороне в углублении плащаница с изображением Спасителя, на венецианском алом бархате, шитая золотом и с золотыми кругом словами тропаря «Благообразен. Иосиф» в деревян. стекольчат, футляре. 41.В той же холодной церкви в дверях на южной стороне находится большой деревянный шкаф — ризница с выдвижными ящиками с ризами и др. одеждами и вещами для церковн. богослужений 42.На правом клиросе находится шкаф — аналой с полками для богослужебных книг.
* * * ПРОДОЛЖЕНИЕ (А, МОЖЕТ, И ОКОНЧАНИЕ,) В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ. Благодарим сотрудницу Угличского архива Татьяну Анатольевну ТРЕТЬЯКОВУ за помощь в подготовке документа к печати.
НАПОМИНАЕМ: Алтарь — восточная отделенная иконостасом часть церкви, где находится престол. АРШИН — 0,71 м. ВЕРШОК — 4,4 см. ЖЕРТВЕННИК — стол в алтаре. ИКОНОСТАС — стена с иконами. ЗОЛОТНИК - ,4.26 г. КИОТ — остекленная рама или шкафчик для иконы. ПРЕСТОЛ — стол в алтаре. ПРИДЕЛ — часть церкви с дополнительным алтарем. ПУД -- 16,38 кг. РИЗА — оклад иконы. САЖЕНЬ — 2,134 м. ФУНТ — 409,5 г. ХОРУТВЬ — полотнище с Изображением Христа.
СТАРИННАЯ ПЕСНЯ
Катя
1.Этот случай был в лето жаркое На опушке душистой, лесной; Расскажу я вам и поведаю О любви разнесчастной одной. 2.С каждым годиком разрасталося Небольшое село меж полей, В том селе жила раскрасавица- Имя было Катюшенька ей. 3.Круглолицая и румяная – Любовались её красотой; Вот пришла пора неожиданна, И настал её час роковой. 4.Счастье Катино распадалося. Милый стал уж её забывать: Дни и ноченьки он гулял с другой – Стала Катя грустить, ревновать. 5.В одну ноченьку, ночку тёмную, Захотела она отомстить. Жаль соперницу, жалко милого, Но уж поздно — нельзя воротить.
Вот и в деревне Черневе, где родилась Галина Михайловна Кулакова, любили попеть. Прошли годы, и разъехались земляки, а кто-то уже покинул этот свет — осталась только песня. Много раз слышанная в детстве, она напоминает отчий дом, родителей, товарок и друзей... Галина Михайловна записала слова и принесла их в редакцию «КЛ». Большое спасибо!
6.Вот подъехала лодка к берегу, Вышла парочка в лес погулять Прислонилася возле дерева, Стала тихо чего-то шептать. 7.Катя бледная, за кустарником Долго слушать она не могла И с револьвером к милой парочке На дрожащих ногах подошла. 8.«Наслаждайтеся, мои милые Я на вас любоваться пришла!» И с последнею своей силой На обоих наган навела. 9.Разом грянули тут два выстрела На опушке у самой реки. Только слышала ночка тёмная Да, вспорхнули вдали кулики. 10.А с последнею своей силою, Что сталось у ней на заряд, И с последнею в себя грянула— Тем и кончился этот рассказ. 11.Вот уж год прошёл с того времени, Не болит, не страдает душа – А на кладбище, Митрофановском, Три синеют высоких креста!
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ КАЦКИЙ ЯЗЫКУдарение падает на букву, выделенную жирным шрифтом. Это наши четвертые встречины с буквой «П». Предыдущие были в мартовском, апрельском и майском выпусках газеты. ПАЛУЧАТА (а по-другому УЖИ) — мифические сказочные змеи, приносящие в дом богатство (подробнее о них читайте в № 5—6 за март 1997 года). ПАСТУШНЯ — пастьба, пастушество, работа пастуха: «Слава Богу, в нашу пастушню дождя не было!» ПАУТ — насекомое овод (кацкари совершенно не знают слова «овод» и известный роман Этель Лилиан Войнич у них наверняка назывался бы «Паут»). Интересно, что месяц июль, когда свирепствуют пауты, так и звали -- ПАУТЕНЬ. ПЕРЕГУЛ — телка, ставшая коровой позднее положенного срока, ПЕРЕГУЛИВАТЬ. «Что-то корова у меня перегуливает,» — не просит быка, хотя по срокам надо бы. ПЕРЕДЕРЖКА — телёнок, оставленный на второе лето (чтоб больше мяса нагулял). ПЕСИНА — песчинка: «И как живут: ни муки ни мучины, ни песка ни песины!?» ПЕТУН -- петух. ПЕЧИНА — место, где раньше стоял дом. Дерево со временем сгниет, и только кирпичи от русской печки будут выдавать бывшее жилье — отсюда и печина. А пример — из кацкой прибайки: «Ёжик-ёжик-ёжевал, на печинке ночевал...» ПЕЧУРОК — небольшое углубление в печной стене, куда кладут спички и иные мелкие предметы. В печурках можно высушить носки или рукавицы. ПРАМНУК, ПРАМНУЧКА — правнук, правнучка. ПРЕЖЕНЕЦ — сейчас это просто пирог. А раньше преженцы, обычно с луком, готовили из ржаного теста, оставляя закваску после выпечки черного хлеба. ПРЕСНУШКА — вот так кацкари называют ватрушку. ПРИБАЙКА — колыбельная: «Зыбка лубяная на оцепе берёзовом качалась, над ней полог был из холста. Сидишь, качаешь, прибайки поёшь.» ПРИБОКА, НА ПРИБОЧОК — наклонно, на бок: «Скворешник вроде как прибока висит?» А то ещё:. «Куртку красную оденет, башку на прибочок — что Нюшка, бывало, Кустова.» ПРИКОРЫТЦО — желобок под крышей, собирающий воду во время дождя. ПРИМОЩАТЬСЯ говорят кацкари, а словари велят «примащиваться». ПРИНЕСТИТЬ — принести: «Сметанки топлёной принестить?» ПРИПРАВЛЯТЬ, БИТЬ ВАЛЫ — растрясывать траву за косцом, чтобы она сохла. ПРИТЫК ВСЕМУ ДЕЛУ — скажут надоедливому человеку, суетящемуся, мешающему. ПРОВАЛИСТОЙ — о скотине со впалыми боками: «Телёнок -от какой-то, длинной да провалистой.» ПРОГАР. «Большой прогар бензина,» — по-видимому, пережог. ПРОЙМЫ. ОХ, словцо! У него два значения. «Колюха Румянцев из Левцова, — рассказали читатели, — вожжи, бывало, звал проймы. Кричал с воза: - Девки, подайте проймы!» А во-вторых, проймы — просто лямки: «У рюкзака оторвалась пройма.» ПРОМЕЖЬ, ПРОМЕЖДУ — межь, между. ПРОСМЕШАТЬ — насмешить. ПРОСТУПЬ — след: «Корова оторвалась, по усарьбе взлягиши бегала. Скоко проступей наделала!» ПРОШНОЙ — умный: «Хорошая у тебя жена: прошная, рукодельная, красивая.» Товарищи, позавидуем счастливцу! ПРЯМИК -- упорно зовут кацкари пряник. ПУНЁГА. Выйдут, бывало, левцовские бабы теребить (у нас говорят «драть») лён, а Марфа Струева покрикивает на сестру: — Ну, пунёта — дери-дери, чёрт тебя дери-то! Знать, была марфина сестра уже в годах; ведь пунёгой у нас называют всякого, кто тяжело, с трудом передвигая ноги, ходит. Если бы Марфе попалась книга украинского учётного О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», её удивлению не было б конца. «Пуёга» — по-мерянски вьюга-. Сотни лет прошло с тех времён, как меряне со славянами слились в один народ, а слово, пусть и поменяв значение, живёт, доказывая, что время над речью не властно. ПУТРО, ПОЙЛО — питьё для енота (смотрите «КЛ» за апрель 1997 года). ПУХАВОЙ — пухлый: «Ну что это за блины! Я люблю на простокваше, пухавые.» ПША — это вошь, извините. Множественное число: ПШИ. ПШОННИК — казалось бы, толкование этого слова напрашивается само собой: пшённая каша, приготовленная в русской печи. Но как быть с вопросом: «Пшонника рисового хочешь?» Выходит, пшонник — это каша из любой крупы, не обязательно из пшена.
4 стр. «КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» № 10—12 (71—72), июнь 1997 года
1 февраля 1997 года в Мартынове проходили III Кацкие чтения
День рождения Мартыновской школы мы можем назвать с точностью до числа: 5 декабря 1892 года. Таким образом, совсем скоро ей исполнится 105 лет — дата круглая, а к круглым датам «КЛ» ой как неравнодушна. Потому-то и решила III краеведческие Кацкие чтения посвятить истории школ: Мартыновской, Юрьевской, Николо-Топорской, Нефинской — всего их в Кацком стане было 27! Ах, как приятно оказалось рассказать о своей молодости, вспомнить учителей, признаться в былых проказах — чтения удались задушевными. А главное — собрано огромное количество материала, который мы и мечтаем опубликовать на страницах нашей газеты.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ III КАЦКИХ ЧТЕНИЙ
КАК УЧИЛАСЬ МОЯ БАБУШКА Моя бабушка, Валентина Михайловна Обручникова, родилась в Левцове. А школа стояла за рекой, за полями — в Летикове. Школа была красивая: деревянная, четыре окошка на перед и два с боку. Школа большая: в ней училось четыре класса по двадцать и больше учеников в каждом. Учительницу звали, Галина Павловна Давыдова. Она замужняя женщина, у нее были дети. Преподавательница учила строго, применяла рукоприкладство — на уроке не шалить, а то получишь метром или костяшками (у нее были сломаны два пальца). Вот в такую школу поступила моя бабушка в 1936 году. В школу она ходила пешком. В то время сумок не было, их делали сами из холщовой ткани. Но и такие сумки не у всех были. Время было тяжелое — одевались в самодельную одежду: ткали холсты и шили. На ногах — лапти. В школе не кормили — еду брали дома. Но еда была не ахти какая: у кого краюшка хлеба и чай, а у кого и этого не было. Бабушка кончила три класса, Рукавиц-то не было (вязать не из чего), и она отморозила руки, и больше не стала ходить в шкалу. Моей бабушке сейчас уже 67 лет, но она до сих пор помнит и нам рассказывает, чтобы и мы не забывали. Федор ВИНОГРАДОВ, 8 класс (уже 9-й).
КАК УЧИЛАСЬ МОЯ МАМА
Мою маму зовут Вера Васильевна Белякова, она училась в Ковезинской неполной средней школе. А жила далеко -в деревне Плишкино. До школы надо было ходить около пяти километров: весной и осенью ученики добирались пешком, а зимой их возили на лошадях. Зимой, когда светлеет поздно, а темнеет рано, добираться до школы было страшновато. Это была двухэтажная школа, зеленого цвета, кругом огороженная частоколом. Мама говорит, что они сами ее огораживали вместе с учителем. Около школы находился пришкольный участок, на котором выращивали картофель, свеклу, капусту. А еще возле школы находился маленький садик. В нем были посажены яблоньки, березки, липы и один клен. А еще ученики с учителями много работали в колхозе. Например, после школы ходили на телятник помогать телятнице — ведь ей одной тяжело. Помогали по хозяйству, на сенокосе, в полях. Учил маму Иван Иванович Федеев, Ему тогда было шестьдесят восемь лет. Он был с пушистыми усами, в очках, у него седые волосы с лысиной. На одной руке не хватало двух пальцев. Он жил с женой, детей у них не было. Он был строгий, и, если кто его рассердит, берегись! Он оставлял после уроков и запирал в классе на три часа — такое было наказание. Учил он хорошо — так говорит мама. Она никогда не забудет свои школьные годы. Ольга БЕЛЯКОВА, 8 класс (уже 9-й).
СПРАВКА «К Л» Все школы Кацкого стана.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) названия населенных пунктов оставлены такими, какими они были до революции (только в двух случаях мы сообщали в скобках новые имена); 2) бывало, учебное заведение из школы грамоты переводили в церковно-приходскую — в таких случаях мы указали и дату перевода. 3) подробнее о любой из перечисленных школ можно узнать в музее газеты «Кацкая летопись».
ПОЗДРАВЛЯЕМ!Поздравляем вас, юбиляры июльские — счастья вам, здоровья, успехов... Ой, постойте: мы ж вас не назвали! В июле отметит, юбилей НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА МЕЛЁШКИНА из Мартынова, и 20 лет стукнет ЕВГЕНИЮ РОЗОВУ — сейчас он в армии, но, как известно, для «КЛ» нет преград... Еще раз поздравляем вас. Всего хорошего!
«КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ» Газета краеведов волости Кадка № 11-12 (71-72), июнь 1997 года Редактор - С. Н. ТЕМНЯТКИН НАШ АДРЕС: 152846, д. Мартынове,, Мышкинский район, Ярославская область Государственное предприятие «Мышкинская типография» г. Мышкин Ярославской области, ул. Ленина, д. 9. Тираж — 200 экз. 3 — 1356.
|
Написать С. Темняткину в "КЛ" Гостевая книга на главной странице (С) «Кацкая летопись» Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/ |