перейти на номер: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18-19;20;21-22;23-24;25-26;27-28;29;30-31;32-33;34;35-36;37-38;39-40;41-42;43-44;45-46; 47-48;49-50;51-52;53-54;55-56;57-58;59-60;61-62;63-64;65-66;67-68;69-70;71-72;73-74;75-76; 77-78;79-80;81;82 ;82п;83;84-85; 86-87; 88-89;90-91;92-93;94-95;96-97;98-99;100-101;102-103; 104-105;106-107; 108-109;110-111;112-113;114-115;116-117;118-119;120-121; 122; 123;124;125;126;127;128;129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; |
12 АВГУСТА 1998 ГОДА "ВОЛЖСКИЕ ЗОРИ" 3 СТР. КАЦКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ №4 Приложение к «Кацкой летописи», газете краеведов волости Кадка ЧТО РАССКАЗАЛИ ИСАКОВЦЫ...О дедах— прадедах Это стало уже традицией: в какую бы кацкую деревню я не выбрался, обязательно отыщу своих родственников. Их у меня, право, так много, что иной раз и о совершенно незнакомом человеке подумаешь с нежностью: «Родня, наверное!» Удивляться тут нечему. Среди прапрапрапрапрадедушек я знаю лишь одного — Алексея. А было их.. . 64 — как и у любого человека. И прапрапрапрапрабабу-шек 64 — коли не верите, подсчитайте сами. И поскольку кацкарь я коренной, то в каждой здешней деревне кто-нибудь из моих предков обязательно свой след да и оставил. Исаковские мои прадеды имели ароматную фамилию — Яблоковы. Андрей Тарасович был человеком строгим. И трудолюбивым, как и жена его, Паня. — А робята у них — Вася, Леша, Маня, Паня., Дуня — разлюли-люли веселыми были! И работящими: огород — соток 35 одни грядки! — А моих родителей звали Федор Никитич и Параскозья Петровна Румянцевы, — вступает в разговор 85-летняя Анна Федоровна Петухова. — Работали-работали, бедные, да за всю свою жизнь даже пенсии не заработали (не платили тогда колхозникам пенсий!). О своих предках вспоминали супруги Виноградовы, Новожиловы. Анна Михайловна Осипова, что живет в Летикове, а родилась в Тишаеве, рассказала: — Нас, троих детей, растила, почитай, одна мама, звали ее Агнея Гаврильевна Богомолова. А отец в Ленинграде жил, деньги зарабатывал, семью кормил. Собирался их всех к себе взять, дак война, а потом и сам помер. .. — Моя мама,—вставила Антонина Дмитриевна Новожилова, — на нашем заводе работала. Такой вкусный сыр делали! «Голландский» и «Ярославский», с клеймом «экстра» — весь на экспорт шел. ...Я слушал рассказы о предках и радовался; это был мой своеобразный тест: если помнят о своих родителях и почитают их, значит, стоит задержаться в этой деревне поболее. СПРАВКА «КЛ». Сыроварня в Исакове дожила до 70-х годов. А устроил ее, оказывается, еще в 1913 году крестьянин из села Юрьевское, Александр Иванович Чураков. Документы сохранили имя еще одного здешнего предприимчивого жителя, тоже чьего-нибудь предка, Василия Михайловича Овсянникова, что открыл в деревне Пашкове около 1908 года мелочную лавку. ...О временах глуамяных Глумяных — значит, очень-очень древних. Таких, каких сами старожилы уже не помнят, а знают со слов своих бабушек-дедушек. Оказывается, в те времена, когда «крестьяне на волю от барина выходили»,, деревня Исакове была много больше современной. Это сейчас здешняя речка Балахонка течет по-за усадьбам, а в то время ее путь был аккурат посреди селения: улица по ту сторону реки, и улица по эту. — Мое огувно все в ямах, — такое доказательство привела Анна Федоровна Петухова. — И они все глубже и глубже становятся. Остальные жители подтвердили, что находят на своих усадьбах кто жёрнов, кто кирпич, кто черепок от посуды. Исаковский барин — имени его никто не помнит — жил в Пашкове. Там стоял его- двор, там он крестьян сёк — в случае надобности, конечно же. Одно плохо: был тот барин пьяница и картёжник, проиграл свое имение апраксинскому помещику Башмакову. Тот сразу начал наводить свои порядки. Из Пашкова, деревни, по преданиям, просто гигантской, выводил крестьян в Перемошье, Нефино, Дьяконовку да и само Исакове». Прежний барин был строг, а новый — того пуще: мог повелеть и до смерти засечь крестьянина. Однако, имел слабость: любил настырных и сообразительных. Рассказывают, приезжает к нему на сенокосные работы крепостной крестьянин. Сам — беднота из бедноты, лошаденка худа, колеса шатаются. Не понравилось то барину: — Приедешь еще раз таким— засеку! — Дак что же мне теперь делать? Где взять колес-то? Разве, что у тебя свиснуть! — И свисни, коли сможешь! И что бы вы думали — свиснул! Приехал на другой день возить помещичье сено, а на телеге уже новехонькие краденые помещичьи колеса. — Ну, молодец! — восхитился барин и оставил колеса ловкому крепостному. СПРАВКА «КЛ». О временах еще более глумяных помнят «Угличские писцовые книги XVII века», ксерокопия которых хранится в музее газеты «Кацкая летопись». Открываем их и читаем запись аж от 1614(!) года: «Исакове на ручью, а в нем двор вотчинной — в нем живет конюх Бориско Никонов. Да крестьянские дворы: Кондрашки Мартынова, да сына его Мартынки, Ивашки Остафьева и Ромашки Тимохова. Да дворы бобылей (безземельных крестьян): Михалки Яковлева и Матюшки Михайлова». В 1614 году деревней владел Дементий Семенович Погожий «за царя Василия осадное сидение». А до него Исакове принадлежало шемарханскому царевичу Шахиму.
...О погибших деревнях
Если обойти Исакове кругом, то на пути встретятся Клюкино, Дьяконово, Якучево, Труфаново, Кузнецове, Пашкове, Богавлино, Тишаево — все они теперь нежилые. От иных и печин не осталося — раскорчевали в 80-е. Изо всех исаковских соседей лишь в Летикове насчитаешь пяток хозяйств. Деревни погибли, но память о них все еще хранится в сердцах народных. — Была такая деревнюшечка Кузнецове, — с ходу сказала бабушка Аня Петухова, — от грозы сгорела, Молния хлестнула к крайний дом, и загорелося. — А я о Кузнецове только и помню, что оттуда какая-то помирушннца ходила, — вставляет другая Анна, Осипова.—Бывало, мама все говорила: «Ну ты как Соломаха Кузнецовская!» Сама Анна Михайловна Осипов родилась в Тишаеве: — Помню, стояло у нас 29 домов в два посада, а тридцатый «а задворье угнездился — в нем жил Петр Харитонов: уж такой медовик, столько пчел держал! А соседнее Богавлино домов 15 — больше не насчитывало. Домишки, что житёнки — до чего бедно там жили! Аккурат в 1941 году, власти затеяли нарушать Богавлино. А поскольку добровольно никто уезжать не хотел, местным жителям заявили: «Добром не уберётеся — разберем крыши!» И вот воскресным июньским днем народ уже ждал разрушителей крыш, но пришла тетка Марья Долгая из Рождествена: «Ой, бабы-дуры, дак ведь война!». Так и не тронули Богавлнно, оно потом само нарушилось. Следом и Тишаево потихонечку. — Когда мы в 57-ом уезжали, — печалится Анна Михайловна, — в деревне уже три дома оставалось. Пашкове запомнилось... пожарами. Уж так в последний . раз горела деревня, что после беды уцелело домов шесть, не более. Никто из погорельцев на старых печинах строиться не пожелал— переехали, в основном в Летиково. (А из Кузнецова — в Исаково.) —А ведь какая богатая деревня была, — вспоминает ее уроженец Александр Иванович Виноградов. — Дом к дому. И у всех сады — яблоки в Кашин продавали. А зажгли оставшиеся в навозницу без присмотра ребятишки — играли в общественном сарае, в котором хранился керосин. СПРАВКА «КЛ». Еще сто лет назад, в 1897 году, в этих деревнях проживало: в Клюкине— 119 человек, в Дьяконове — 108, в Якучеве — 144, в Труфанове — 120, в Кузнецове — 57, в Пашкове — 120, в Богавлине — 64, в Тишаеве — 120. В самом Исакове значилось 168 жителей, в Летикове — 206. ...О местах окрестных Где бы я ни был, обязательно выспрашиваю местные названия. То, что Исакове стоит на том месте, где в реку ПОЙГУ впадает речка-невеличка (иные её называется ручьём БАЛАХОНКА), я уже знал. А вот где вы купаетесь, дорогие земляки? Оказывается, в прудах: местные речки зарастают и заплывают илом. Но были и в них знатные омуты. На Пойге — ЧЕРНОЙ ОМУТ и КРУГЛЕНЬКОЙ, позднее прозванный мужиками в насмешку БАБЬЁ БОЛОТО, потому что купались в нем исключительно женщины. На Балахонке, что течет от Пашкова, все любили купаться в глубоченном бочажище КЛЮЧ — не всякий мужик до дна достанет. — А я еще два омута помню, — добавляет Анна Федоровна.— На Балахонке УЗИНКА была—бочаг узкий, но до чего приятный! А на Пойге — ПОДКРУЧЬЁ, в .нем еще утонул жеребенок Василия Полынеевича Оксёнова (чей хутор неподалеку стоял). — А наша речка называется ШИШИНКА, — вставляет тишаевская по рождению Анна Михайловна Осипова. — Речка-то неглубокая, почти ручей, но бочажок есть — КРИНОЧКА. Исаковский лес — БАБИЦЕВО (если ехать в Богородское, слева по шоссе), пустошь — ЕГРЕНЕВО (за Бабицевом), выгон — КОНИЩИ (к Кузнецову). Исаковский сырзавод стоял посреди барской усадьбы КОЧОРОВО («Там кочоровская барыня жила, уж такая красивая! Только, бают, помешена- была, её отец из города привез. Старики еще дом помнили — очень хороший, говорят, был. А березовая аллея до сих пор стоит, И колодцев много»). Сразу за Кочоровым — барский лес БОЛОБАНОВО. А граница усадьбы — КРАСНАЯ КОНАВА, что узкой ленточкой тянется к Нефедьеву. Межа с Хоробровом — СУХОЙ РУЧЕЙ, впадающий в Пойгу. Он очень глубок, но почти безводен, даже в нынешнее сырое время. А лесов-то, лесов-то вокруг! От Тишаева к Бокову — БЛЮДОВО, постепенно переходящее в ЩОКУТОВО. От Бокова к Богородскому тянется ОНАНКОВО, которое в свою очередь подразделяется на лесочки: РЫЖКОВО, СИНОДОВО, СУРОВЕЖКИНО, ФЛОРКИ. Если ехать в Богородское из Исакова, то по правую руку сразу начнутся БРЫЛИНО, а затем БАДЕЙКИНО — там хутор был, Бадейкины жили. Где-то в них до сих пор существуют пустоши ИЗБУШКА КОНДРАТЬЕВА и ГОРЧАГОВА ИЗБУШКА (место высокое и грибное) — там лесники жили. И еще одно название: ПОДЛУЖИЦА — выгон от Летикова к Пойге. СПРАВКА «КЛ». В документах XVII века можно найти Ананьино (Аникино), Блудово (Блюдово), Болобаново (Колюбаново), Бабичево, Кочорово (Кочурово)—пустоши. О Кузнецове (Стулыбьеве), Пашкове, Лютикове (Летикове), Тишеве, Треневе (Егреневе, Ларионове) сказано: «пустошь, что была деревней». ОКОНЧАНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ «КЛ>.
«КЛ» живее всех живых! ...Говорят, в молодости Калина Дементьев озорником был. Но пришла пора, и он постарел. Низенький такой, плотненький — придет к племяннице в гости и—к иконам. Перекрестится. Трижды нешироко поклонится: — Алексею Федотычу! Шуре! И всем малым детям! И снова к иконе: — Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой... Шура, отдохну у тебя маленько. Сядет на карженку и уснет. Молодежь смеется: — Дядя Калина! А дядя Калина! Да ты спишь! Вздрогнет дедушка Дементьев, очнется: — Ну дак и что ж... Зато молчу. Это и хорошо, когда молчишь, а скажешь — дак согрешишь только!.. А что там дальше случилось с дедушкой Калиной и его семьёй, читайте в свежем выпуске газеты «Кацкая летопись». Да-да, после восьмимесячного молчания газета, издаваемая в Мартынове, снова вышла. С момента её основания это уже 81-й номер. В нем читатель найдет самые разнообразные рубрики — прежние и новые: «Листая календарь», «Хит-парад месяца», «Учебник краеведения», «Моя малая Русь», «Кацкие при-байки», «Памятные даты»... Новостей и удивительных открытий множество. Вот пример горький: за те восемь месяцев, что газета не выходила, умерло 12 жителей. «Кацкая летопись» помянула каждого... А вот известие неожиданное: в этом году исполняется 10 лет, как в Мартынове в первый раз пошел рейсовый автобус. А что вы скажете о такой новости: в сельце Апраксине разбила свой лагерь экспедиция тверских геологов, которая искала в наших краях... что бы вы думали! — нефть! Впрочем, к чему пересказывать, когда можно взять да почитать. К каждому жителю Мартыновской сельской территории «Кацкая летопись», как и прежде, придет по почте бесплатно. А если её захочет почитать кто-то другой, обращайтесь в Опочининскую библиотеку или пишите в Мартынове: «КЛ» любит обретать новых друзей! Полосу подготовил С. ТЕМНЯТКИН.
30 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА, «ВОЛЖСКИЕ ЗОРИ» 3 СТР.
КАЦКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ №5 Приложение к „Кацкой летописи"--газете краеведов волости Кадка Что рассказали исаковцы (Окончание. Начало смотрите в выпуске №4 («ВЗ» от 12 августа сего года).
...О силе нечнстой Как это ни странно, нечистою силою кацкари теперь уж называют... людей—выходит, и себя самих тоже. —Да какая нечистая сила, — обычно говорят они,—убралась она вся, народа перепугалась. Нынче и народ-от, как нечистая сила... Такое вот откровение на исходе XX века. И тем не менее: — А где у вас водило-чудесило? — Да там, где теперь скотный двор стоит, на кресте и чудесило! — Что за крест? — Ну как же, там четыре дороги перекрещиваются: на Летиково, Левцово, Исакове и Тишаево. Говорят, не один человек там погиб. Поехал Василий Семёнов в Рождествено за врачом. А ночь выдалась вьюжная, да и мороз ударил—аккурат перед Новым годом дело было. И не вернулся домой Василий Семёнов. Утром пошли летиковские в церковь: глядят, стоит лошадь, а ездок уже мертвый. И лошади дадено, видно, кружил Василий по чуделищу, кружил да и отчаялся: лошадь накормил и Богу душу отдал... (да Богу ли?). Что случилось с Василием — неведомо. Только на том ужасном месте и огоньки покатывались, и сама нечистая сила в человеческом образе показывалась. Да-да, поедешь по какой-либо надобности мимо, а лошадь всегда на этом месте тетьпотеть—не шатко не валко пойдет. И вдруг неизвестно откуда мужик появится: «Подвези, мил человек!» Как не догадаешься себя крестом осенить, обязательно погубит: или заведет тебя неизвестно куда или еще что сделает. А перекрестишься — оскаблится только («Ага, догадался!») и пропадет ВМИГ. —А я и не больно верю всем этим рассказам, — неожиданно сказала самая старая жительница Исакова 85-летняя Анна Фёдоровна Петухова. — Ведь потом на том месте ферму построили, и я сорок лет в ней отработала. Все говорили: «Чудит там, чудит!», а я, как корова телится, и в ночь за полночь туда бегала. - и ничего. Анна Федоровна росла в эпоху наступления атеизма, когда потихонечку пропадали былые языческие представления и (что интересно — одновременно) теряла авторитет православная церковь. В разных местах Кацкого стана слагались байки про попов. В Исакове я записал такую. Ехал по той же дороге (по чуделищу) поп в возке. Задок высокой, ворот у тулупа высокой— едет поп, позади себя ничего не видит. А сзади, за задком, вскочил на полозья Пашка Осипов— отчаянный малый. Привстал Пашка—да как хлесть попа по виску наотмашь. И присел тут же. Поп остановился. Шеей поворочал—померещилось что ли? Молитву прочел, крест на себя наложил и снова меринишке занукал. Не успел отъехать, как Пашка привстал и — снова—хлесть! И опять спрятался. Поп забеспокоился: места-то темные, сама нечистая сила здесь водится. Закрестился отчаяннее, другой раз молитву прочел и вот как лошадь настегивать стал! А Пашка Осипов—не будь дурак—и третий раз хлесть попа по виску! Чуть-чуть пригнуться успел, потому что вынимает поп... наган! Он, видно, вернее всего от нечистой силы помогает. Еле спасся Пашка Осипов, а был силен: как в драке разойдется, и 25 мужиков не могли с ним управиться. ...Сейчас потихоньку православие восстанавливает свои позиции. И параллельно с ним, не отставая ни на шаг, возвращается язычество. —А ужи-палучата у вас летают? — Летают, что с ним сделается! В Летикове к Лобановым прилетал, богатство таскал: всегда у них молока—целёхонькие кринки, хлеба—полные амбары. Говорят, если женщина с ужом знается, то перед смертью ей его обязательно надо кому-нибудь передать—иначе лёгкой смерти не будет. Вот пришло время помирать старухе Лобановой, а она не может. Не нашла, видать, преемницы, не отпускает ее ужпалучато. Пришлось родным насыпать на ладонь (так кацкари называют ток) лукошко льняного семени. Пока палучато по зёрнышку собирало, старушка и померла. __А о дворовом что рассказывали? — спрашиваю, памятуя, что для кацкарей дворовой много важнее домового. — Как ни выйдет мужик один (да ты знаешь его, он в Юрьевском живет) на двор, что такое —опять лошадь в лагуне. Завалится и лежит. (Лагуном кацкари называют деревянное корыто, которое подвешивают на веревках; в него насыпают зерно лошадям). Пришлось идти к старушке. А та: «У тебя под яслям станок боронённой. А рядом -пён. Выкопай!» Так и сделал. Вмиг все успокоилось. - Ну а на камушках гадал кто? Конский волос выводил? —И волос выводила, а на камушках гадала моя тетка, бабушка Саша Кораблёва из Летикова,—вспомнил Александр Иванович Виноградов.—Я раз спрятался на печке и наблюдал за ней. Та что-то пошепчет—камушек кинет, пошепчет—опять кинет, и в третий раз так же. СПРАВКА «КЛ». Это она причину болезни выясняла. Если после первого камушка вода зашипит—от Бога человек болеет, второго—от сглаза, после третьего — человек в болезни виновен. А вообще рассказы о нечистой силе дают материалы по фольклористике, диалектологии, этнографии и даже... истории. Например, по нашим наблюдениям, «водит» всегда в тех местах, где когда-то было жильё человеческое. По крайней мере, до сих пор это правило выполнялось, и, помня о нем, на то место, где погиб Василий Семёнов, мы помещаем средневековую деревню Кузьминскую «на речке на Пойге» (рубеж XVI—XVII веков).
...О омуте против властей И всё-таки время — товарищ жестокий. Проходят годы, забирая с собой безвозвратно не только мелкие детали, но огромные пласты памяти. А, может, за все эти восемьдесят лет не
было времени разобраться в случившемся толком? — Против кого восстание-то было?—спрашиваю, и доселе бойкие рассказчики вдруг призамешкались: — Против царя, наверное... Против кого же еще?... Против власти, в общем. Восстание, разразившееся в Кацкой стане летом 1919 года, было против власти Советов. Вспоминать о нем, естественно, было не принято. Может, поэтому в памяти народной вместо единого целого сохранились лишь осколки той давней трагедии. — Восстание подавляли красные латыши. Кавалеристы. В их отряде не только мужики, но и бабы были. — Народ в леса уходил: в Бо-лобаново, в Шокутово, в Бабицево. Не в деревнях же восстание делать! —Едут латыши на конях, а мужик летиковский—раз из винтовки, и латыш с коня. —В Юрьевском был сарай. Туда народ и сгоняли, в одном исподнем держали, выводили по пять и расстреливали. —А потом в Мышкин повели и по пути расстреливали. — Оцепляли деревни и весь народ пересчитывали. Как нет кого, все перевернут, а найдут. И сеновалы-то вилам истычут! —В Юрьевском пулемет на колокольню поставили, все село оцепили. Много забрали мужиков-то, а потом выпустили. - Из Летикова забрали Багрова, потом Ивана Михайловича (фамилии не вспомню), Ивана Якимыча Щёголева. —А в Ельцыне отца с сыном убили—сын-от дезертир был, вот их обоих и расстреляли; У нас там как раз тетка жила. Прибежала, вся расстроена: «О», дуры, как мы перепугалися!» — «А чего?» — «Дак отряд латышский приезжал. Всю деревню оцепили. Нашли их, повели к колодцу. И старуха-мать за ними вышла. Ей: «Мать, ты сядь!» — это чтобы она не видела, как ее мужа и сына расстреливают. И убили!> СПРАВКА «КЛ». Восстание, бывшее в Кацкой стане летом 1919 года, в советские времена было принято называть «восстанием зеленых». Его инициатором были дезертиры, уставшие от бесконечной, из империалистической переросшей в гражданскую, войны. Кстати, главная площадь Мышкина до сих пор носит имя Комарова—он погиб при подавлении этого восстания в деревне Ельцине.
...О годах тридцатых —Вот вы в вашей газете списки реабилитированных печатаете,—сказала вдруг Анна Михайловна Осипова. — А я вот о чём подумала. Может, кто и заслужил, чтобы его репрессировали... Ого, куда разговор повернул. Иван Андреевич Хрусталёв, житель деревни Тишаево, действительно, был 25 сентября 1937 года репрессирован. А в 1996 году — реабилитирован. «Может, и за дело его тогда забрали, — рассуждают о нем земляки. — Он в сельсовете работал, а значит, и сам раскулачивал». —Это ведь он раскулачил у нас Петра Ивановича, фамиль позабыла, — продолжает Анна Михайловна. — А был тот Пётр Иванович уже стар—дедушка. Жил вдвоём с бабкой своей; глуха была его Настя. И все-то богатство их—дом да четыре венских стула, уж откуда они взялись, не знаю. А кормился Пётр Иванович тем, что плёл лапти: деревенским продавал да и сам в них ходил. Но вот и его Хрустлёв раскулачил. Все унесли, даже куриц конфисковали. Только клуха под крыльцом на яйцах сидела—ее и не заметили. И что бы вы думали: вылезла клуха на волю, Хрусталёв увидал ее и себе забрал! «Нехорошо это,—шептались в народе. — Эвоно чего, и жену за клухой прислал!» А потом и его раскулачили. Узнал и он, почём фунт лиха... В ту пору Нюше—тогда еще Богомоловой, не Осиповой — не было и десяти. Но очень многое сохранила ее память. Помнит, как в ее родном Тишаеве организовывали колхоз. Приехал Пылинкин, председатель сельсовета, и собрал всех в одной крестьянской избе—за коллективное хозяйство агитировал. Аннушкин брат слушал-слушал да вдруг как скажет громко на весь зал: —Мама, да ты не взоходи в колхоз-то! —И ты еще!—цыкнул Пылинки, но ничего не сделал, не те времена еще были. СПРАВКА «КЛ». Колхоз в Тишаеве, единый с Багавлином, назвали имени Крыленко. Правда, потом оказалось, что Крыленко— вредитель. Враг народа. Пришлось расформировать тишаевский колхоз и присоединить к летиковскому — «Красному октябрю». После укрупнения здешнее хозяйство называлось «Знамя Ленина» и просуществовало до начала 80-х годов. С его ликвидацией исаковские края пришли в упадок.
...О днях праздничных —Оттого и нелады у нас, — убеждены исаковские старожилы,—что мы теперь, как черкесы живем, никакого порядка не знаем. Вот раньше: как дожди, так в церкви молимся. Засуха—опять священника зовем. О Боге исаковцы и сейчас не забывают, но вот странно: половина деревни относится к Николо-Топорскому приходу, половина—к Юрьевскому. Один конец деревни Николу справляет, другой—Егория празднует... В чём дело? Оказалось, виноват все тот же барин, что перевел сюда крестьян из Пашкова, деревни николотопорской. А исконные исаковцы —Юрьевского прихода. —Какие еще праздники помним? Дак вот десятую пятницу по Пасхе—Крапивное заговение иначе. В этот день священник стадо крестил. А еще—Ильинскую пятницу и Флорин день (31 августа). Даже примета такая была: «На Флорки посеешь, флорки и вырастут!»
СПРАВКА «КЛ». Празднование церковных праздников глубоко традиционно и помогает в изучении истор. Так, отчего в Игнатове празднуют Егорий, если деревня относилась к Богородскому приходу? Документы подсказали, что до 1827(!) года Игнатове относилось к Юрьевскому. Да, но откуда тогда взялся Флорин день? Новые поиски и новые находки: в 1760 году в Юрьевском была построена деревянная церковь Флора и Лавра! Хорошо, а Ильинская пятница причем? И снова в архив, и снова находка—еще более ранний юрьевский праздник был посвящен святому Илье. Вот куда увела память народная! С. ТЕМНЯТКИН.
|
Написать С. Темняткину в "КЛ" Гостевая книга на главной странице (С) «Кацкая летопись» Использование материалов - обязательно со ссылкой на «КЛ» http://kl-21.narod.ru/ |