Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.
14
«Кацкая летопись»
Специальный выпуск
О БЫВШИХ И НЕ БЫВШИХ У ИСПОВЕДИ И СВЯТОГО
ПРИЧАСТИЯ В 1880-м ГОДУ
(Настоятель, священник Иоанн Голиков. Помощник
настоятеля, священник Павел Вишневский. Псаломщик, диакон Иван Аристов.
Исправляющий должность псаломщика Стефан Семёновский. Дьячек Павел
Красносельский. Дьячек Николай Поройков.)
(Читал, благочинный священник Павел Преображенский 8
генваря 1881 года.)
1881-й год
Январь. Сегодня, 30 числа, от крестьянина
собственника Ивана Тимофеевича Любимова поступили в местную церковь
следующие пожертвования: а) серебряный, 84-й пробы, вызолоченный ковчег,
весом 5 фунтов и 24 золотника, стоющий 270 рублей; б) футляр для
ковчега, стоющий 37 рублей и в) кадило аплике, стоющее 8
рублей.
Особенно замечателен ковчег. В общем своём виде он представляет
собой пятиглавую часовню со стрельчатыми сводами и остроконечными
украшениями. А к деталям его прежде всего следует отнести четыре
барельефные изображения главнейших моментов из последних дней земной
жизни Господа нашего Иисуса Христа: с правой стороны нижнего отделения
ковчега изображено моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском; с левой -
воспроизведён тот момент, когда Понтий Пилат, желая возбудить в народе
сострадание к окровавленному и опозоренному Спасителю и при помощи
народа освободить Его от позорной смерти, которую назначили Ему
старейшины и учители Иудейские, вывел Спасителя к народу и сказал: «Ессе
homo!». С задней стороны изображено несение Иисусом Христом креста; а с
лицевой -положение Иисуса Христа во гроб. В верхнем отделении ковчега,
на переднем плане, помещён гроб, а за ним крест, с одной стороны
которого стоит Божия Матерь, а с другой -Иоанн Богослов. Над верхним
отделением, с каждой из четырёх сторон, под остроконечными (готическими)
украшениями помещены барельефы: это - Спаситель, Божия Матерь, Иоанн
Предтеча и Чаша.
Спасибо жертвователю ковчега. Впрочем, справедливость требует
сказать, что в число 270 рублей, уплаченных за ковчег, поступило 126
рублей 33 копейки, вырученных за ломаное церковное серебро (3 фунта 83
золотника по 15 копеек за золотник и 3 фунта 28 золотников по 20 копеек
за золотник).
Февраль. Сегодня, 16 числа, на святой престол в
настоящей церкви возложен новый полотняный антиминс,
священнодействованный Преосвященнейшим Ионафаном в 1880-м году, 15 июня;
а прежний ветхий антиминс, священнодействованый Преосвященнейшим
Евгением в 1840-м году, 29 июня, представлен настоятелем церкви к Его
Преосвященству.
Март. По всей многомиллионной России пронеслась, как
страшный ураган, правительственная телеграмма, возмутившая до глубины
души каждого честного и благонамеренного человека. «Сегодня, -
говорится в телеграмме, - перваго марта в час сорок пять минут, при
возвращении Государя Императора с развода, совершено было покушение на
священную жизнь Его Величества посредством брошенных двух разрывных
снарядов. Первый из них повредил экипаж Его Величества. Разрыв втораго
нанёс тяжёлыя раны Государю. По возвращению в Зимний дворец, Его
Величество изволил приобщиться Святых Тайн и затем в Бозе почил. Один из
злодеев схвачен».
Сегодня, 4 марта, в местной церкви совершена была панихида
по убиенном Императоре Александре П-м.
Сегодня, 8-го марта, при многочисленном стечении прихожан в
местной церкви совершена была панихида по Государе-мученике во второй
раз.
Сегодня, 12-го марта, совершена была панихида в Платуновской начальной
школе, после которой мальчики 12-ти-летнего возраста приведены были к
присяге на верноподданство новому Государю Императору Александру III-му.
Перед присягой законоучитель школы, священник Павел Вишневский, произнёс
нижеследующую краткую речь:
«Помолившись Царю Небесному о том, чтобы Он упокоил в
вечных Своих обителях мученика-Императора Александра II-го, зверски
убиеннаго злодеями 1 ~го числа сего месяца, теперь вы, мальчики, будете
давать клятву о том, что, когда достигнете совершеннаго возраста и
вступите в общественную жизнь, будете благопокорными подданными новаго
нашего Императора Александра III-го и станете оказывать уважение и
полное послушание начальникам и всякой власти, учреждённой Государем
Императором.
Когда я буду произносить от лица вашего клятвенное обещание, вы,
повторяя произносимыя мною слова, правыя руки держите кверху и при этом
персты правой руки сложите так, как их слагаете при крестном знамении:
это будет знаком, что вы клянётесь Тем, Кто выше всего на свете, -
Всевышним. А в заключение клятвы вы поцелуете слова Святаго Евангелия и
животворящий Крест Христов, вы как будто будете говорить так: если мы не
будем во всём благопокорными подданными Императору нашему Александру
Александровичу; если мы будем подобны злодеям-цареубийцам: то пусть
Господь лишит нас вечнаго нашего спасения, о котором благовествуется в
сем Святом Евангелии и которое приобрёл нам Своими Крестными страданиями
Господь наш Иисус Христос.
Что присяга имеет такое важное значение, в этом уверяет
нас Слово Божие: проклят всяк кляныйся именем Моим в неправде (Числ.
13,9), сказал Господь; а быть проклятым от Бога, помните, значит тоже,
что быть осуждённым на муку вечную_(Мф. 25,41)-»
Апрель. В деревне Костеве, в доме крестьянина П-ра Р-го, сын
сего последнего Павел заболел тифозной горячкой, но, по милости Божией,
чрез несколько времени выздоровел. А между тем той же самой болезни
подверглись ещё две женщины: жена выздоровевшего и тёща его. Затем
болезнь распространилась и на соседние домы.
Напуганные крестьяне, прекратив все необходимые в общественном быте
взаимные отношения с заражёнными семьями, в то же время постарались
застраховать жизнь свою от тифа. И чем же, думаете, застраховали
крестьяне свою жизнь? Не подумайте, что они обратились в правильно
организованное общество страхования жизни в Санкт-Петербурге; нет, они
застраховали жизнь свою и скорее, и проще: спасительным средством в этом
случае суеверно признана лошадиная подкова.
Когда наступили дни Святой Пасхи, местный священник Вишневский,
явившись в деревню Костево для совершения пасхального молебствия, не мог
не заметить, что почти в каждом доме, под порогом выходной двери,
прибита была лошадиная подкова. На вопрос священника о значении подковы
в отношении к порогу сначала не было никакого положительного ответа -
крестьяне ограничивались только указанием на купеческий обычай прибивать
лошадиные подковы к порогам магазинов.
Затем священнику удалось узнать от одной девочки, учившейся в
Платуновской начальной школе, что подкова прибивается к порогам
магазинов, как говорила ей бабушка, для того, чтобы больше было
покупателей в магазинах. В отношении же к заразительным болезням имеет
такое будто значение, что заражённый болезнию человек не может передать
своей болезни тому соседу, в доме которого к порогу выходной двери
прибита подкова, так как при входе заражённого в токовый дом болезнь
остаётся за порогом. На такое суеверное значение подковы в применении её
к заразительным болезням указывает и то, что она везде прибивается
передним шипом к двери. Выслушавши объяснение девочки, священник сделал
крестьянам надлежащее внушение касательно суеверного обычая, после чего
одни из них, стыдясь за свой поступок, немедленно оторвали подковы, а в
некоторых домах подковы торчат у порогов и теперь, как какая-либо
необходимейшая принадлежность порога.
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.