Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.
Летопись церкви села Никольского, что на Топоре...
3
Слово архивисту
...Бог расположил
Титульный лист рукописи Николо-Топорской летописи.
Филиал Государственного архива
Ярославской области (далее - ГАЯО)
в Угличе, ф. 90, оп. 1, ед. хр. 34, л. 1
Многие народные пословицы и поговорки, присказки и присловия
сопряжены с нашей повседневностью. Среди этого многого бытует народная
мудрость о том, что человек предполагает, а Бог располагает. Так
случилось и с летописью Николо-Топорской церкви: люди предполагали, а
Бог расположил.
Долгие годы жители Кацкого стана, бывшие прихожане
Николо-Топорского храма и их потомки, были уверены, что церковная
летопись утрачена. Якобы в годы богоборчества передал её бывший
священник А.А. Пятницкий для сохранности своим московским родственникам,
а у них в перипетиях семейных отношений и жизненных треволнений она
затерялась и исчезла...
В 2005 году журнал «Кацкая летопись» и филиал Государственного
архива Ярославской области в г. Угличе начали подготовку публикации эссе
по истории храмов Кацкого стана. Среди документов, необходимых для
работы, были и бумаги церковного делопроизводства Николо-Топорского
храма, некогда поступившие в архив на государственное хранение -
различные указы, метрические и исповедные книги, клировые ведомости,
коих изучить следовало не один том. И вот очередной том клировых
ведомостей должен был рассказать о Николо-Топорском приходе 2-й половины
XIX века. Но... взору автора этих строк предстал совсем иной документ.
Под архивной обложкой дела сохранился старый переплёт документа с
чётким названием «Летопись церкви села Никольского, что на Топоре,
Мышкинского уезда». После проверки содержания документа и соответствия
его названию на старом переплёте сомнений не оставалось - это подлинная
летопись Николо-Топорской церкви, считавшаяся безвозвратно утерянной!
Прежде чем что-то рассказать о «Летописи...», следует в целом
упомянуть о том, что же представлял собой этот документ в общем
церковном делопроизводстве.
Церковные летописи, иначе Книги достопамятностей (достопамятностей
исторических), были введены как обязательный документ делопроизводства в
конце XVIII века. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 29
марта 1792 года священно-церковнослужителям всех приходских храмов,
протоиреям городских соборов и настоятелям монастырей неукоснительно
рекомендовалось заведение «особых тетрадей» для записи местных памятных
событий, служащих «к продолжению российской истории». Эти «особые
тетради» (летописи, книги достопамятностей) обязывалось хранить в
церковных ризницах.
Указ Святейшего Правительствующего Синода неоднократно повторялся
резолюциями местных иерархов, в частности и архиепископами Ярославскими,
на протяжении многих лет.
Летописи (Книги достопамятностей) следует рассматривать как
некоторые церковные записки, содержащие ретроспективную и текущую (на
момент записи) информацию, как дневники приходской жизни, отражающие
местную бытоисторию.
Николо-Топорская летопись представляет собой объёмную
крупноформатную тетрадь в плотном бумажном переплёте. Бумага 2-й
половины XIX века промышленного производства, нелинованная, желтоватого
цвета. Объём «Летописи...» - 67 листов. Текст записей расположен с обеих
сторон листов (постранично) с минимальными полями у переплёта и внешнего
обреза листов. Текстовое поле плотное. Текст относительно чистый, с
небольшим количеством помарок и исправлений в виде поправок букв, цифр и
надстрочных дополнений, касающихся сюжета повествования. Записи
выполнены чернилами чёрного цвета.
По графике письма определяются несколько индивидуальных почерков,
которые, условно, можно разделить на три группы: авторские почерка,
почерка проверяющих цензоров (к ним следует относить
замечания благочинных при чтении «Летописи...») и росписи членов
Николо-Топорского причта.
Наличие многих почерков на страницах документа не удивительно, ведь
«Летопись...» велась на протяжении более 35-ти лет. Поскольку менялись
времена - менялись люди, менялись их судьбы, но часть их души осталась в
летописных записях, охватывающих события с 1878 года по 1915 год, к
которому относится запись дополнительной части летописи, отражающей
состояние средневекового Николо-Топорского прихода. Дополнительная часть
«Летописи...» как взгляд в прошлое современных написанию хронографов.
Последняя запись в «Летописи...» датируется 11-м июля 1915 года;
запись, подразумевающая не конец, а продолжение николо-топорского
летописания. Но... продолжения не случилось.
Авторство записей установлено доподлинно. «Летопись...» начал в
1878 году и многие годы вёл священник Николо-Топорской церкви о. Павел
(Павел Автономович Вишневский). Он закончил запись 11 июня 1891 года в
связи со своим плохим самочувствием и после того вскорости скончался.
Его дело продолжил диакон Николо-Топорской церкви Евгений Платонович
Борисоглебский, занося записи с 16 июня 1891 года по 11 июля 1896 года и
написав «Дополнение к местной летописи церковной». Он прекратил записи в
связи с получением места священника в общежительном женском монастыре
(женской общине) при заштатном Преображенско-Севастьяновском монастыре
Пошехонского уезда Ярославской губернии. А работу над «Летописью...» до
1915 года продолжил николо-топорский священник о. Александр (Александр
Александрович Пятницкий). О каждом из них в «Летописи...» есть доброе
слово.
Итак, документ-летопись, отражая местную бытоисторию в аспекте
приходской жизни и православного верования, представляет собой не только
региональный интерес волости Кадки, но он интересен и для тех, кто
занимается вопросами социо-культурного развития провинциальных
территорий, историей повседневности. ,
Татьяна Анатольевна Третьякова,
директор филиала
Государственного архива
Ярославской области
в городе Угличе
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.