Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.
18
«Кацкая летопись»
Специальный выпуск
Первою статьёю Высочайше утверждённаго 1874-го года положения о
начальных народных училищах так определяется назначение оных: «начальныя
народныя училища имеют целию утверждать в народе религиозныя и
нравственный понятия и распространять первоначальныя полезныя
знания». Значитучилище, сообщая детям полезныя сведения, в тоже
время воспитывает их. Дело воспитания производится посредством
преподавания детям уроков по Закону Божию. Здесь преподаются
детям: православно-христианское вероучение и нравоучение. Как
нужно православно веровать в Бога, для этого им преподаётся
правило веры, или Символ веры; причём ведутся с ними беседы о
тех событиях из Священной Истории, которыя разъясняют содержание
Символа. А христианское нравоучение - как надобно жить согласно
с православною верою - преподаётся посредством толковаго
изучения молитвы Господней и других молитв, посредством
сознательнаго усвоения 10-ти Заповедей Божиих, данных на горе
Синае чрез пророка Моисея посредством 9-ти Евангельских
Заповедей о блаженствах и толковаго ознакомления с притчами и
чудесами Христа Спасителя.
Все эти уроки относительно христианской нравственности
оживляются в детском уме соответствующими их содержанию
рассказами из Священной Истории. Так, в лице первых двух
человеков, Адама и Евы, указывается детям, что нарушением
заповедей Божиих мы призываем на себя гнев Божий: как тень
неотступно следует за человеком, так последствия греха
непрестанно преследуют его.
В Каине, старшем сыне Адама, указывается пример, как могут быть
безплодны, безполезны наши молитвы, совершаемыя без смирения и
разсеяно, и как, с другой стороны, от одного греха рождается
другой: сначала разсеянный Каин согрешил пред Богом тем, что
неблагоговейно приносил свою жертву Господу Богу; затем, когда
увидел он благоволение Божие к кроткому брату своему, Авелю, за
его смиренную молитву с жертвоприношением, стал завидовать сему
последнему, потом возненавидел его и наконец убил. А первый
мученик в мире Авель служит примером того
высоко-нравственнаго урока, что смиренная и благоговейнаямолитва
восходит к небу, яко кадило благовонное.
В среднем сыне Ноя, Хаме, даётся урок - как несчастны бывают те
дети, которые не почитают своих родителей. -А как
глубоко-поучителен разсказ о жертвоприношении Авраама. Здесь и
твёрдая решимость Авраама принести в жертву Богу единственнаго
своего сына, служившаго для него самым лучшим утешением и опорою
старости, и самоотверженное послушание Исаака, покорно отдавшаго
себя в жертву всесожжению, - это дивные уроки послушания воле
Божией и повиновения родителям; это такие примеры, которые вечно
будут пленять своим величественным характером неразтленные умы и
сердца детства, юности, мужества и старости.
Далее, в разсказе о целомудренном Иосифе преподаётся детям урок,
как высоко ценятся правда, скромность и целомудрие ещё здесь, на
земле, хотя нередко случается и с такими прекрасными качествами
людям терпеть обиды, притеснения и даже преследования.
А вот и Бог Фараонов (Исх. 7, 1), пророк, чудотворец и
Законодатель Моисей: «он распоряжал всем, но не оставил детям
своим ничего, кроме имени и дел своих». - Какой прекрасный урок
бескорыстия! - Он имел столь крепкую веру в Бога, что лучше
согласился страдать с народом Божиим, нежели именовать сыном
царской дочери, и - столь великую любовь к ближним, что однажды,
когда Господь во гневе хотел поразить народ Еврейский, он
(Моисей) просил о изглаждении собственнаго его имени из книги
жизни, только бы избавить от гнева Божия предводимый им народ
(Исх. 32.10.32). - Какой достоподражаемый пример самоотвержения!
Вот и Илия пророк: он, снедаемый ревностию по славе Божией, гнал
идолов и сам был гоним от идолопоклонников. - Вот и чудный
Даниил: он был пророк Божий и вместе начальник над всеми
мудрецами в Вавилоне; этих достоинств он достиг тем, что всегда
отдавал каждому своё - «Божия -Богови, а Кесарева - кесареви».
Он был верным и мудрым исполнителем царских повелений; но когда
исполнение царской воли сопровождалось опасностию оскорбить
Бога, - он оставлял без исполнения веления царя. Раз вышло
повеление от царя, чтобы все подданные его, по данному знаку,
поклонились истукану, который представлял собой его величество: Даниил согласился лучше быть брошенным в ров на
снедение львам, нежели поклониться истукану тем оскорбить Бога.
-Как смело и самоотверженно поступил Даниил, когда невозможно
было сочетание почитания Бога с гражданским долгом повиновения
власти! (ср. Деян. 5,29)
А Пресвятая Дева Мария с ея смирением и преданностию воле
Божией? Ахранитель ея девства праведный старец Иосиф с его
добродушием и чистою нравственностию? А святые апостолы, сперва
слабые в вере, а затем безбоязненные проповедники Евангелия во
всём мире, положившие жизнь свою за исповедание и проповедание
истин веры Христовой? О, это вечно-новые и глубоко-назидательные
примеры!
Словом, законоучитель, посредством уроков по Закону Божию,
постепенно располагает детей к доброй и благочестивой жизни,
внушая добрым примерам подражать, а худых остерегаться. -
Безспорно, полезно знать и басни: это также своего рода
нравоучения, подобныя притчам. Полезна и арифметика: посредством
упражнения в арифметических задачах развиваются способности у
детей и приобретаются ими полезныя для жизни знания. Полезны и
другия школьныя занятия; но главным образом надобно заботиться,
чтобы дети были благонравны и благочестивы: «ум, коль
только-чтоум, самая безделица», давно сказал одинумный человек,
«полную цену уму даёт благонравие».
Вот сколько добра нашим детямможет принести народная школа, если
она находится в руках честных и богобоязненных деятелей, если
дело школънаго воспитания ведётся как дело Божие, как особенный
вид богослужения. Таковым честным тружеником мы должны оказывать
и сугубую честь; о таковых и молиться должно, как о величайших
благодетелях: искренно, пламенно, в течение всей нашей жизни. А
самою высокою наградою для них будет доброе и примерное
поведение их воспитанников, а наших детей.
Досточтимый труженик Александр Александрович! «Те, в которых вы
посеяли, по должности законоучителя и учителя, «и продолжаете
сеять семена веры и благочестия, да будут пред Господом как драгоценныя камни в устроении для вас венца вечнаго от
праведнаго Мздовоздаятеля».
Сего же дня получена телеграмма о благополучно совершившемся
короновании Государя Императора Александра III в Москве 15-го
мая. А 17 дня по сему случаю совершена литургия с
благодарственным Господу Богу молебствием.
Весна тёплая; в начале выпадали дожди, а в конце наступила
засуха.
Июнь. Сегодня, 5 числа, прислано из Санкт-Петербурга евангелие в
медном и вызолоченном окладе. Жертвователь пожелал остаться в
неизвестности.
Лето было дождливое.
Сентябрь. В деревне Ескине свирепствовала тифозная горячка.
Смертных случаев было 3.
Сегодня, 25 числа, в Платуновской начальной школе отслужено было
молебствие пред начатием учения; причём помощником настоятеля
прихода произнесена была приличная случаю речь:
«Сегодня, - сказал он, - в день преставления преподобнаго отца
нашего Сергия, благоговейно почитаемаго по всей православной
России за его богоугодную жизнь, я обращаю ваше внимание, дети,
на один случай из жизни этого угодника Божия, имеющий самое
близкое отношение к вашей школьной жизни».
«Когда преподобный Сергий, в мире называвшийся Варфоломеем, был
ещё отроком, благочестивые родители отдали его учиться грамоте.
Но как ни трудился Варфоломей, а в учении успевал плохо. Много
скорбели об этом родители и усердно молили Бога, чтобы Он
даровал их дитяти светлый ум и твёрдую память к познанию
полезнаго учения; о том же молился и Варфоломей. И вот раз
случилось ему быть в ближайшем лесу: здесь увидел он незнакомаго
монаха, стоявшаго на молитве. Когда монах окончил свою молитву,
Варфоломей подошёл к нему поближе и стал просить - помолиться о
нём и благословить его, чтобы Господь открыл его ум к познанию
учения. Таинственный монах помолился о Варфоломее и благословил
его, и с тех пор последний стал отличаться отличными
способностями и быстрыми успехами в учении. Так, Варфоломей, с
самых юных лет, научился прибегать с молитвою о помощи к
Подателю всех благих даров — Богу».
И мы, приглашённые сюда для совершения молитвы, сейчас просили
Бога, чтобы Он даровал вам, дети, благодатную помощь в учении; и я, как
и тот таинственный монах, преподаю вам благословение Божие, от души
желая вам наилучших успехов в учении. Благословение Господне на вас.
Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно. и вовеки веков.»
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7;
8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.