Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.
8
«Кацкая летопись»
Специальный выпуск
Святые антиминсы на престолах обоих приделов остались те же самые,
которые были священнодействованы архиепископом Арсением IV.
Придельные иконостасы устроены в одном стиле и, относительно
фигуры, совершенно тождественны. Тот и другой имеют по одному
5-ти-местному завороту; оба по тёмно-голубому фону убраны приличною
резьбою. По лицу иконостасов святые иконы размещаются так по 2-ве иконы
с каждой стороны царских врат да по одной на двух каменных столбах (всех
столбов 4), которые одной своей половиной выступают на клиросы, а другой
- в алтари. Над иконами Спасителя и Божия Матери в обоих приделах в
циркульных миниатюрах изображены новозаветные священные события; а над
царскими вратами живописным искусством изображён Святой Дух. Ещё выше,
на циркульной доске, изображена «Тайная вечеря», над которой
сердцеобразное возвышение венчается небольшим вызолоченным крестом
(подробное описание см. в церковной описи, составленной в 1859 году).
Между приделами устроена на востоке арка, которая ведёт из трапезной
церкви в настоящую. За придельные иконостасы Стрелкову и Истомину из
церковно-кошельковой суммы уплачено 1328 рублей, а на прочие материалы
из той же суммы употреблено 3280 рублей.
Новоустроенный храм - каменный, одноэтажный и одноглавый, с круглым
куполом. С северной и южной сторон устроены портики, поддерживаемые 20-ю
колоннами. Глава на храме имеет вид вазы. Весь корпус храма по наружному
своему виду представляется в форме креста. Размер храма довольно
обширный. Долгота настоящей церкви с трапезной - 60 аршин; широта:
настоящей церкви с фронтонами - 38 аршин, а трапезной - 21 1/2
аршина; высота внутри храма: в настоящей церкви - 33 аршина, а в
трапезной -9 1/2 аршина; высота настоящей церкви снаружи с главой
и крестом 48 аршин, а трапезной вместе с крышей - 18 аршин. Храм
сооружался на церковно-кошельковую сумму, как видно из приходо-расходных
книг за 1825 - 1857 гг., но, без сомнения, были и особые пожертвования
со стороны прихожан. Строителем храма был прихожанин-помещик,
капитан-лейтенант Афанасий Иванович Башмаков.
В 1863-м году с наружной стороны храм был оштукатурен, потом внутри
и снаружи стены храма покрыты были голубым колером, затем под накат
трапезной церкви подведено было новых 16-ть каменных столбов. После сего
на настоящей церкви глава опаяна была английской жестью, а крест и
яблоко, опаянные такою же жестью, вызолочены были червонным золотом.
Наконец, кровля на всём храме окрашена была медянкой. В расход на все
показанные работы церковно-кошельковой суммы употреблено 2697 рублей 11
1/2 копейки.
В 1864-м году московским 2-ой гильдии купцом Ники-фором
Прокопьевичем Соколовым пожертвован колокол весом 204 пуда с 1 фунтом,
стоющий 3373 рубля.
В 1874-м году 12-ть оконных в куполе рам и над сими последними
6-сть циркульных рам, за ветхостью их, заменены новыми. На сей предмет
употреблено 170 рублей.
Николо-Топорская церковь вскоре после постройки - во второй половине XIX
века (каменной ограды ещё нет, её сделают в 1900-1901 годах).
Этнографический музей кацкарей, ф. 14, оп. 1, ед. хр. 20
В том же (1874) году вместо деревянных лестниц, которые были
устроены с северной и южной сторон настоящей церкви и вели под фронтоны,
устроены новые, из белого камня. На сей предмет употреблено в расход 80
рублей.
В 1875-м году крестьянин деревни Костева Платуновской волости
Владимир Парфениев Солнцев пожертвовал бронзовые вызолоченные хоругви,
стоющие 125 рублей.
В том же (1875) году московский мещанин Никифор В. Самохвалов
возбудил вопрос об украшении храма стенописью. Вопрос этот со стороны
прихожан был встречен сочувственно. Открыли подпитый лист.
Московский 2-й гильдии купец Никифор П. Соколов пожертвовал 500 рублей.
Племянник его, московский мещанин Никифор В. Самохвалов пожертвовал 200
рублей. Крестьянин-собственник Иван Т. Любимов - 110 рублей. Примеру сих
благотворителей последовали прочие прихожане: каждый жертвовал по своему
усердию и состоянию.
Вскоре потом мещанином Самохваловым присланы были из Москвы
живописцы, и, по благословению Преосвященнейшего Нила, стенопись была
начата, а в 187б-м году совсем окончена и освящена местным благочинным,
церкви села Шипилова иереем Симеоном Преображенским.
Всех картин написано 103, и все они могут быть разделены на две
категории: на 1) одноличные, преимущественно изображающие собой
тех святых угодников Божиих, кои тезоимениты или жертвователям, или тем
лицам, которые принимали более тёплое участие в деле, чем другие, и на
2) исторические, коими наглядно представляются все главнейшие
моменты из истории нашего спасения. К первой категории относятся 63
картины, из коих 24 написаны в настоящей церкви, 28 - в трапезной и 11 -
снаружи настоящей церкви. А второй категории считаются 40 картин: 13
картин написано в настоящей церкви да 27 в трапезной. За всю показанную
работу уплачено живописцам 2200 рублей.
К последнему периоду церкви Николо-Топорской относятся следующие
пожертвования и приобретения:
1) Евангелия: одно, печатанное в 1854 году в Москве, обложено
малиновым бархатом, с серебряными, 84-ой пробы, клеймами; другое,
печатанное в Санкт-Петербурге в 1862-м году, с серебряными, 84-ой пробы
(в тексте пропущено слово - видимо, «клеймами» - «КЛ»), и
позолоченным окладом, и пожертвовано крестьянином Семёном Афанасьевичем
Богомоловым; третье, печатано в Санкт-Петербурге в 1868 году в
мельхиоровом окладе - пожертвовано крестьянином Матвеем Михайловичем
Михайловым;
2) Апостол, обложенный сафьяном, золотообрезный, печатаный в 1867
году - пожертвован крестьянином Иваном Т. Любимовым;
3) серебряный, 84-й пробы, и вызолоченный крест, работай в 1848
году;
4) серебряный, 84-й пробы, вызолоченный потир, а так же дискос,
звездица, блюдца и лжица, работаны в 1843 году;
5) такового же достоинства потир со всеми принадлежностями, работы
1855 года;
6) икона Спасителя, пожертвованная московским 2-й гильдии купцом
Н.П. Соколовым. Икона та высечена из камня и представляет Спасителя в
тот момент, когда Он был венчан терновым венцом. Делом скульптора было,
кажется, только изваять лицо и плеча Богочеловека, а дать натуральный
вид оным членам Спасителя, по-видимому, было делом живописца;
7) икона великомученика Пантелеймона, писанная на Святой Афонской
горе и присланная в 1876-м году монахом оной горы Савватием, бывшим
прихожанином Николо-Топорского прихода, называвшимся в мире Стефаном
Захаровым.
***
Выше мы сказали, что церковь имеет писцовую землю. Всей
земли по межевой книге считается 140 десятин и 1503 квадратных сажен.
Самая большая часть земли находится в отхожих пустошах Чулкове и
Изохе. В первой из них считается 98 десятин и 900 квадратных
сажен, а во второй - 17 десятин и 1570 квадратных сажен. А
усадебной земли значится только 24 десятины и 1433 квадратных сажен;
за исключением же 1395 квадратных сажен, находящихся под церковью и
кладбищем, остаётся усадебной земли 24 десятины и 38 квадратных сажен.
Вся земля, усадебная и пустошная, находится в исключительном владении
местных причтов, которые и извлекают из неё всевозможные выгоды.
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; 29;
30; 31;
32; 33;
34; 35;
36; 37;
38; 39;
40; 41;
42; 43;
44; 45;
46; 47;
следующая.