Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21; 22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
22
"Кацкая летопись"
Лето 2006 года
У барина Батурина в кацком Апраксине примерно два десятилетия спустя
часов было двое: одни действующие, висели в зале, другие - поломанные
-ожидали своей починки в слесарне; скорее всего, это были массивные
маятниковые часы, изготовленные за границей. Крестьяне подобными начали
обзаводиться только к началу XX века. В семье Блохиных, например, из
Нефина до сих пор бережно хранят большущие маятниковые часы, привезённые
из Питера их дедом-отходником Ильёй Ивановичем в 1903 году.
Но маятниковые часы в крестьянском доме всё равно оставались
редкостью; простой люд довольствовался ходиками - такими, какие принёс
нам однажды мартыновский Щеников и которые по нашей лени не ходят. Они
представляют собой небольшой, 8,5 на 7 на 11,5 см, открытый ящичек с
часовым механизмом, гирькой на цепочке, маятником и большим красочным
передком, на котором и циферблат, и яркая иллюстрация к басне Крылова
«Ворона и лисица», и заводское клеймо «Сердобский часовой завод» (Сердобск
- город в Пензенской области).
... А что касается часов наручных, то они деревенскими жителями в
повседневном быту не были востребованы вплоть до самого последнего
времени - к ним и относились-то как к какому-то ненужному баловству,
предмету излишнего щегольства. Ещё лет двадцать тому назад их и
покупали-то только в качестве подарка к особому случаю: совершеннолетию,
окончанию школы, а то и возвращению из армии или женитьбе. Наручные часы
служили своеобразным «свидетельством» принадлежности к «касте» взрослых.
Да и по сей день добрая половина кацкарей надевает их, лишь собираясь в
дальний путь. Видимо, боятся, как бы ни вышло по другой частушке:
Рыба-кит, рыба-кит,
А вокруг карасики -
Моя милка потеряла
Золотые часики...
Скворешенка
В Вёликой чотверьг
накануне Паски зажигают в цорьквях
свечи и зыкают их в свое
избы. Как угаснёт свёча
по дороге, быть неладихам. Ну а коли дожь на
воле, хиз или вывалка? Коронят
чотвёрьгёвые свечи в дерёвянные
яшшички-скворешенки, и не-какой
погоды не бояжно.
Люди по-разному реагируют на жизненные обстоятельства. У
иных только и получается, что вздохнуть тяжелёхонько: судьба, мол,
судьба! Другие, и кацкари в их числе, эту самую судьбу стремятся
повернуть на свой лад, приручить — пусть даже с помощью... совершенно
неказистого на вид деревянного ящичка! Но обо всём по порядку!
Известно, что счастье в дом приносит чотвёрьгёвая свёча.
Её зажигают в церкви во время вечерней службы в Чистой
чотверьг или заутрени в Вёликую
пятницу — это всё накануне Паски. Несут в свои
жилища и там перьвыем долгом
(первым делом) зажигают от неё лампадку пред иконами, а вторыем
— обходят весь дом, заглянув и в самые дальние углы, чтобы везде
наставить копотью от горения свечи крестов - обычно на матице, дверных и
оконных опушинах (блоках).
Говорят, таким способом и от нечистой силы избавишься, и счастье в дом
призовёшь. Но что если свеча погаснет по дороге?
И в самом деле, погода накануне Паски может быть разной: и дождь, и
хиз (ветер), и вывалка (снегопад) - как уберечь свечу? Жители городов
обычно носят её в пластиковых бутылках; кацкари подходят к делу гораздо
основательнее:
- Это тёщи моей! - помнится, пояснил нам левцовский житель Николай
Семёнович Румянцев, вручая небольшой ящичек. - Какова скворешенка,
а? Тёща в ней свечки из церкви домой носила.
Скворешенка оказалась чудом деревенской изобретательности: деревянный, с
железным верхом (чтоб не загорелся) ящик длиной 7 см, шириной 6,7 см и
высотой 12 см, но не в размерах суть. При нём и дверца на одной
петельке, запираемая металлическим крючком, и цепочка для ношения, но и
это не главное. Вся соль в том, что и в дверце, и в железном верхе
имеются круглые отверстия диаметрами 4 и 1,5 см соответственно,
благодаря которым в скворешенке создаётся тяга, и свеча не гаснет. Да
это же самая настоящая мини-печь - ну надо ж до такого додуматься!
Скворешенка, служившая когда-то Обручниковым из Левцова.
Фото Олега Рыбойчука, 2006 год
(Кстати, по отверстию в дверце этот ящичек-свеченоша и получил своё
Кацкое самоназвание скворешенка
- уж очень на скворечник, правда, крохотный, похож).
Скворешенка, подаренная
Н.С. Румянцевым, изнутри изрядно подкоптела, видно, что его тёща Варвара
Алексеевна Обручникова ходила с ней от ближайшей Юрьевской церкви до
родного Левцова не раз. Скворешенка
надёжно хранила освящённый огонь, помогая перепнать
(пережить, перетерпеть) и революцию, и коллективизацию, и войны, и
укрупнения с разукрупнениями, и даже перестройку - да мало ли
переживаний преподнёс деревенской женщине бурлящий XX век. Приходилось и
тошнотики (оладьи, испечённые
из перезимовавшей в поле картошки) есть, и клеверную кашу, а когда
работала свинаркой - околеет, бывало, поросёнко, так его
мясом со всей деревней делилась. Выжила!
87 лет хранили четверговые свечи Варвару Алексеевну - одна
скворешенка осталась, но и она не
даёт забыть, что счастье возможно - надо только уметь приручить свою
судьбу...
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21; 22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.