Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
6
"Кацкая летопись"
Лето 2006 года
Памятники Кацкого стана
Николо-Топорский храм: Кацкий «Акрополь»
В досоветском прошлом Кацкий стан располагал весьма ценным
собранием памятников гражданской и культовой архитектуры. На сегодняшний
день потери в этом чрезвычайно велики, но там есть ещё шесть интересных
памятников культовой архитектуры разной степени сохранности. Мы
надеемся, что в дальнейшем будет создана целевая научная работа,
посвященная им. А сегодня тема узка и конкретна: краткий результат
исследования наиболее значительного памятника архитектуры волости Кадки
- храма в селе Николо-Топор, построенного в 1827-1854 годах.
В чём его примечательность и каковы главные достоинства?
Для сельской местности храм редкой масштабности.
По оси восток-запад - 56 метров, по оси север-юг - 32 метра. То есть по
своим размерам он не уступает соборам ближних городов, а в ряде
характеристик превосходит многие храмы малых уездных городов. Так, по
оси восток-запад он превосходит монументальный Успенский собор города
Мышкина!
Настоящая церковь (то есть летний храм) и колокольня — эффектные
высотные сооружения, позволяющие памятнику уверенно выполнять
доминирующую роль в обширном пространстве. Николо-Топор держит ландшафт
Кацкого стана в поперечнике 25-30 километров и имеет исключительное
ключевое значение в восприятии этих равнинных мест древнего Углече-поля.
Храм весьма индивидуален, далеко не одинаков в восприятии с разных
расстояний и ракурсов и обладает неуловимой обаятельностью, неся
несомненную прелесть некой богатой усадебности и по-запрошловековой
классичности.
Кацкарям понятна многообразная ценность этого памятника
архитектуры, и не случайно работа С.Н. Темняткина «Церковь как символ
сельской территории» символом Кацких мест определяет не какой-то иной из
здешних храмов, а именно Николо-Топор. Итак, Николо-Топор -символ
огромного Кацкого стана, охватившего западные территории трёх нынешних
районов -Мышкинского, Угличского, Неко-узского. Каков этот символ?
Архитектурные объёмы храма располагаются вдоль оси запад-восток.
Трёхчастная осевая композиция ясна и лаконична: колокольня, трапезная,
настоящая церковь.
Архитектурным ядром, главным средоточием образного влияния избрана
настоящая церковь, то есть летний храм. Колокольня - мощная, высотная,
но подчёркнуто суховатая в деталях; она как бы сознательно сдержанна
перед благородной роскошью настоящего храма. А его высшими достоинствами
являются впечатляюще найденная соразмерность четверика и венчающей его
мощной ротонды, завершённой куполом, близким к полусферическому... И
строго выдержанное декоративное убранство. Архитектор оперировал крайне
ограниченным числом декоративных средств, первостепенным среди них
избрав колонну. Она - визуальный знак Николо-Топора.
Применение колонн смелое и рассчитано богатое. С севера и юга к
четверику настоящей церкви примыкают внушительные монументальные
десятиколонные портики. Обширная апсида храма роскошно оформлена
обходящей её колоннадой из трёхчетвертных приставных колонн.
Торжественная колоннада тоже из трёхчетвертных колонн огибает ротонду,
пышно оформляя круг больших окон верхнего света здания...
Архитектору явно импонировало использование колонн; кажется, это
его любимый ордерский элемент. И автор использует его, может быть, и
излишне активно. Так, колоннада из мощных, подчёркнуто полновесных
колонн оказывается и внутри алтарной апсиды, где она никак не участвует
в восприятии интерьера, не будучи видной никому, кроме
священнослужителей во время выполнения религиозных таинств. Но,
очевидно, образ, сложившийся в представлении творца, был так силён, что
неотвратимо потребовал этой мощной, никому не видной, ничего не несущей
колоннады. Будучи в алтаре, она неожиданно создаёт облик если не
древнеегипетского, то, несомненно, древнегреческого святилища. И сам
характер каждой колонны
Николо-Топорский храм строился не сразу: колокольня (слева) оставлена
от прежней церкви 1766 года; летний храм (справа) созидался в 1827-1841
годах; зимняя церковь, она же трапезная (между ними) - в 1848-1854
годах.
Снимок С. Темняткина, 1996 год
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.