Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
Лето 2006 года
«Кацкая летопись»
Это чувство глубокой
обиды, некой униженности по сравнению с могучим предшественником могло
оказаться тем комплексом, который способен был мучить Башмакова. И
решимость вести небывалую стройку могла быть вызовом всему окрестному
дворянству, шагом решительного самоутверждения. Обретением дела жизни -
куда более высокого, чем у Батурина и всего местного дворянского
окружения.
И вот он мудрейшую, главную часть
своей жизни строит Николо-Топор - эти Кацкие «Афины», точнее - этот
кацкий «Акрополь». Он создаёт себя, он вершит, созидает, властвует. Он
на деле - лидер всего обширного края. Не в гульбе, не в винопитии, а в
могучем созидании!
А ведь любое общество всегда
живёт в неосознанном ожидании лидера. И когда он пришёл -жизнь
сдвинулась с мёртвой точки. Он пришёл, чтобы делать большое дело. Одни
будут его любить, другие - уважать, третьи -ненавидеть. Но даже
ненависть -это для него не столь уж важно; он делает Дело (с большой
буквы!) и делает общество и себя.
Обратимся к мысли Дмитрия
Сергеевича Лихачёва. Вот она: личное совершенство делается не только (и
не столько) внутренней свободой, а решается в потребности души в чем-то
значительном. Творчество в любом труде создаёт уверенность, достоинство,
силу.
И мы полагаем, что огромной
заботой, огромным трудом Афанасий Иванович Башмаков создавал свою
высоту. Воздвигнул памятник своему времени и... себе. И, может, моряк
видел здесь и свою последнюю, свою вечную гавань - помните склеп,
приготовленный в подвале храма?
И... может быть, надо от
комментария литератора вернуться к историзму.
... Начинались 50-е годы XIX
века. До крестьянской реформы, до скорого
заката (и крушения) дворянского сословия оставалось немного. И разумные
люди этого круга ясно видели, куда идёт жизнь.
Ах, так немного миновало Изящных, беззаботных лет... О. мир танцующий
дворянства, Тебя уж и в помине нет... Твои подмётки отстучали, Ты был
так яростно сожжён, Что из глухих болот торчали Лишь камни эллинских
колонн...
Это было впереди, и едва ли это нельзя было
видеть. И храм в Николо-Топоре, такой благородно-дворянский,
такой богато-староусадебный, воздвигнутый на самом закате
дворянской эры - это, очевидно, последнее слово ещё
полновластного местного дворянства. Или... реквием по нему,
заказанный и исполненный одним из них.
Роспись на потолке первого яруса колокольни Николо-Топорского храма.
1875-1876 годы.
Снимок С. Темняткина, 1996 год
Владимир Александрович Гречухин, г. Мышкин
ЛИТЕРАТУРА
1. Темняткин С.Н. «Церковь как символ сельской территории» // «Святые
места города Мышкина и его края», Мышкин, 2000 год, стр. 51-63.
2. Гречухин В.А. «Хроника великого кацкостроя» // «Кацкая летопись», № 4
(125), осень 2003 года, стр. 10-13-
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
|
9
Краткое толкование архитектурных терминов
Алтарь - часть храма, в которой священнодействует
духовенство и где находится престол. У православных алтарь ориентирован
на восток и отделён иконостасом.
Апсида - примыкающий к храму с востока круглый или гранёный
пониженный выступ, в котором располагается алтарь.
Архитрав - нижняя часть архитектурного ордера, балка,
лежащая на колоннах.
Барабан - цилиндр или многогранник, завершающий храм,
увенчанный куполом или главкой.
Волюта - декоративный элемент в виде спирального завитка.
Делормы - деревянные основы для перекрытия больших проёмов.
Замок - клинчатый камень в вершине свода или арки.
Колокольня - башня с открытым ярусом для колоколов. Во всех
кацких церквах пристроена с запада к тёплой церкви.
Колонна - опора в виде столба.
Колоннада - ряд колонн, на которых покоится общее горизонтальное
перекрытие.
Купол - выпуклая крыша, свод в виде полушария.
Легель - поперечная связь стропильных ног, брус для устоя
стропил.
Люкарна - оконный проём в чердачной крыше или купольном
своде.
Настоящая церковь (иначе -летняя, холодная) - храм или его
часть, не имеющие отопления и поэтому предназначенные для богослужения
только в тёплое время года.
Ордер архитектурный - определённое сочетание архитектурных
форм в строгой пропорциональной взаимосвязи.
Портик - крытая галерея вдоль фасада здания, образованная
колоннами.
Ротонда - круглое здание или большая его цилиндрическая
часть, завершённая куполом.
Трапезная (иначе - зимняя, тёплая церковь) -
пристройка с западной стороны летнего храма, имеющая отопление и
предназначенная для богослужения в холодное время года.
Четверик - прямоугольное здание или его часть.
Ярославская перемычка - горизонтальное завершение проёма,
сложенное из параллельных прямоугольных кирпичей, которые симметрично
расположены с небольшим уклоном двумя группами по обе стороны от
среднего кирпича, обколотого в виде клина остриём вниз.
|