Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28;
следующая.
Лето 2006 года
«Кацкая летопись»
13
Ушли из жизни старики, но род их продолжает
жить. Потомки наследовали от рождественского корня великое
трудолюбие, упорство, волю, человеческое достоинство, почтение к
знаниям, доброту...
Вторая дочь В.В. Васильева — Мария Васильевна Кузнецова - в
трудных условиях одна подняла шестерых детей: Владимир стал
известным ленинградским архитектором, Константин -
инженером-кораблестроителем, Нина и Тамара закончили техникумы,
Вера и Ольга стали врачами. Их матери был свойственен оптимизм.
Трудолюбивая, рукодельница, глубоко верующая в Бога, она всю
свою жизнь посвятила детям и внукам.
Младшая дочь Васильевых Зоя Васильевна (1895-1968 гг.).
Фотостудия А. фон Свейковского, г. Ярославль, 1900-е годы.
Снимок из семейного архива Сахаровых (п. Волга)
Младшая дочь Васильева - Зоя Васильевна - воспитала сына и дочь.
Сын Борис, окончивший в 1941 году Мышкинскую среднюю школу,
пропал без вести на фронте у Синявина под Ленинградом. Дочь
Римма после окончания Ярославского пединститута почти сорок лет
учительствовала в посёлке Волга Некоузского района.
В 1950-х годах оборвалась жизнь рода Васильевых по линии дочери
Александры. Жизнь испытывала на прочность потомков
рождественского мужика...
Род Васильевых продолжается через потомство Марии Васильевны и Зои
Васильевны - уже стали стариками внуки рождественского корня.
Среди одиннадцати правнуков В.В. Васильева — учителя и врачи,
художник, историк, архитектор, инженеры. Подросли уже и
праправнуки, которые тоже не забывают почтения к труду и
знаниям. Живут потомки рождественского корня в Петербурге,
Грузии, Ярославле...
Василий Васильевич и Ольга Егоровна Васильевы с сыном
Василием (около 1900-? гг.). Фотостудия Н. Лежнева, г. Рыбинск,
1900-е годы.
Снимок из семейного архива Сахаровых (п. Волга)
...Снова открываю семейный альбом Васильевых. Мой взгляд
останавливается на фотокарточке, сделанной в рыбинской
фотографии Н. Лежнева, что была на Крестовой улице рядом с
Югской часовней. Василий Васильевич и Ольга Егоровна сидят;
между ними стоит, прижавшись к маме, их долгожданный наследник
лет семи от роду. На мальчике матросский костюмчик, брюки,
вправленные в кожаные сапоги, сшитые с запасом. Отец, такой же
кряжистый, в таком же застёгнутом наглухо пиджаке, но брюки
навыпуск да борода поокладистей и побольше; удовлетворённый, но
по-прежнему жёсткий взгляд.
Ольга Егоровна без платка, в широкой длинной красивой юбке, в
изящной кофточке с отделкой из кружев. На лицах и фигурах
сказались прожитые годы, но внутренне они спокойны и уверенны. В
их взглядах и позах я почему-то читаю: «Это мы были...»
...Один из русских философов как-то
написал: «...Непоправимо всё, что происходит во времени: прошлое
безразлично поглощает всё, что совершается, и не в наших силах
сделать что-нибудь состоявшееся - не бывшим».
Но несправедливости человеческие мучают совестливых людей. В конце
тридцатых годов прошлого века дочь В.В. Васильева присутствовала
на собрании селян деревни Балакирева, где она учительствовала.
Выдвигали и обсуждали кандидатов
в депутаты сельского совета. Читают биографию одного из кандидатов. Слух
учительницы резанула фраза: «Работал у кулака Васильева из
Рождествена...» Значит - заслуживает доверия. Значит - благонадёжный.
Значит - когда-то обиженный, потому что работал у кулака. Горько стало
дочери за отца, и она ушла с собрания...
Это воспоминание-эпизод высветило в памяти раздумье Н.Г.
Гарина-Михайловского из его «Нескольких лет в деревне»: «Природа мой
враг, но враг честный, великодушный, добросовестный. В случае моей
победы этот мой враг первый закричит мне, дав мне тройной урожай. А там
люди. А вы знаете, что и в церкви молятся: «Избави нас, Боже, от клеветы
человеческой!» Люди за добро, за любовь к ним мстят и марают. Каждого
отдельно я люблю, всегда помогу ему чем могу, но я не люблю масс, стада
людского. Я боюсь его, - в прошлом оно воздаст справедливо, но в
настоящем оно сделает всякую гадость и отравит жизнь».
Обобщение писателя, конечно, не бесспорно, ибо многообразие и
множественность отношений в людском обществе трудно да, пожалуй, и
невозможно втиснуть даже в самую изящную единственную формулу.
Николай Арсеньевич Сахаров,
п. Волга Некоузского района
(Настоящий очерк
вошёл в книгу НА. Сахарова «Старина и молоди»,
вышедшей в г. Рыбинске в 2003 году)
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28;
следующая.