Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
И да, и нет - сообщают энциклопедии. Изобрели эту
мягкую мебель для сидения в виде диванчиков или табуретов-подушек,
действительно, французы, а вот название дали англичане: «пуфф»
по-английски - «дуновение ветра».
Первый пуф, как считают, был изготовлен где-то на рубеже 1840-50
годов и очень скоро стал популярен в богатых домах Европы. Всё дело в
новой распространившейся среди благородного сословия причуде: оформлять
свои кабинеты в восточном стиле. Пуфы для этого идеально подходили:
мягкие, округлые и очень яркие из-за цветной обивки и обильной бахромы.
Не зря же сами французы своё изобретение назвали «пате» - «пирог».
Пуф (пате) из дома владышинских крестьян Смирновых.
Фото Олега Рыбойчука, 2006 год
Однако, уж коли и на солнце есть пятна, то что говорить о
пуфе-пате? Ведь вещь эта, выражаясь профессиональным языком мебельщиков,
«слепая», или «укутанная», то есть не имеющая внутренних жёстких
каркасов, а потому абсолютно непрактичная. Казалось, можно ли такую
встретить в... деревне? Можно! 82-летняя жительница деревни Владышина в
2001 году в дар Музею кацкарей как раз пуфейкю
и предложила!
- Отец из города привёз, - как-то буднично сказала она. - Был ведь
и диван такой, да сломался, выбросили.
Вот те раз... Вот те и кацкари-крестьяне - ни за что не желали
уступать благородному сословию!
Ну а пуф теперь живёт в Музее кацкарей. Для деревни он, конечно же,
нетипичен, но уж коли бытовал в кацкой семье, значит, имеет право
пополнить наше этнографическое собрание. А после прочтения в журнале
«Родина» статьи P.M. Кирсановой мы его и вовсе зауважали. Известный
знаток мебелиров-ки дворянских усадеб, доктор искусствоведения, ведущий
научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры РФ
Раиса Мардуховна написала: «Мебель такого типа быстро изнашивалась:
пружины растягивались, обивка разрывалась, применяемые для отделки
бахрома и шнуры исчезали. Поэтому образцов пате до нашего времени
практически не дошло».
Занавески-подзорники
Некакиех занавесей
сглумяна Кацкая дёревня
не знала, и любимой потехой тогдашней
молодёжи было доглядывать, хто чем вёчорам
в своех домах занимаётся.
Перьвые занавеси
натоились толькё
в 1930-ыех годах; стригли их из газет и называли подзорниками,
но оне нечево
занавесить не могли - висели для ферязей.
Выходила, помнится, боевая авдеевская бабёнка Акулина
Илларионовна Белова замуж за мартыновского за кузнеца Василия Андреевича
Духова: свадьба - не свадьба, а застолье было. Мартыновские бабы, по
деревенскому обычаю, на окнах висели,
за всем этим делом доглядывали.
Василий стеснялся очень, а Акулина его успокаивала: «Чего бояться-то?
Ты, милок, некраденый да и я неворованная!...»
- Да что же они окна-то не занавесили! - восклицают обыкновенно
переживающие за Василия туристы.
Да потому и не занавесили, что нечем было. В это трудно поверить,
но вплоть до 1930-х годов даже самые богатые деревенские избы совсем не
знали занавесок Чудно разглядывать фотографии той поры: великолепно,
по-городскому, розодетые
люди, крепкие стены, окна в обрамлении вырезов
(наличников) уже без ставень, а занавесок - и это режет современный глаз
- нет!
И только в сталинские времена, когда сельчане в обязательном
порядке стали выписывать газеты, примудрились из них выстригать
занавески-подзорники - такие,
какие нам вырезала в 1995 году из «Сельской жизни» мартыновская Анна
Игнатьевна Суда-кова (и сама о том, небось, позабыла). Как и всё в
музее, мы их замерили: длина — 83 см, высота - 30 см; рисунок вроде тех,
что на бумажных снежинках.
Подвешивались подзорники
по верху окна и ничего занавесить, естественно, не могли. Висели только
для красоты, и любимым вечерним развлечением довоенной молодёжи, по
единодушному признанию стариков, было подсматривать, кто чем занимается
в своих избах: если в доме горит свет и окна не занавешены, с улицы всё
прекрасно видно, не надо и в театр ходить — ни в Большой, ни в Малый...
После войны на смену бумажныем
подзорникам пришли марлевые занавеси
(занавески), а затем и ситцевые, но непременно белые. Не зря же и в
частушке поётся:
Хорошо из-за любови
Во своёй дёревеньке:
По воду пойдёшь, увидишь
Занавески беленьки...
Но бумажные подзорники не сразу ушли из крестьянской
избы: сначала, как у нас в музее, перекочевали из передних комнат в
чуланы-горенки, а затем стали украшением полок деревенских
шкафчиков-горок.
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.