Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
Лето 2006 года
«Кацкая летопись»
17
Кстати, о чуланах. Слово, их называющее, нерусское,
заимствованное ещё в эпоху Киевской Руси у тюрских народов: у татар до
сих пор «чолан» - кладовая. Сначала оно бытовало только в городах;
сельчане долгое время пользовались славянскими синонимами «клеть» и «сельник».
Клеть-сельник-чулан-горенка этнографической избы Музея кацкарей
обустроена как раз в колхозную пору и такая, какая в большинстве
современных Кацких изб.
Когда в 1970-х годах мартыновский мужик Михаил Григорьев
перестраивал унаследованный от отца старинный дом, мода на
горницы-летние половины уже прошла. Как и все оннодерёвенцы,
к задней стене избы он пристроил сени и отгородил в них тесовой
перегородкой небольшую комнату 3,73 на 2,37 метра - вот вам и чулан.
Освещен он, как и положено, одним-единственным окном, по размерам
заметно меньшим, нежели окна жилой части избы — 47 на 73 см. Оно, и это
тоже очень характерно для кацких чуланов, зарешечено железными
пластинами с излюбленным кацкарями рисунком, который сами они называют
решотка с листочкям.
Кстати, эту особенность всегда замечают туристы и обыкновенно
спрашивают: «А почему во всём доме решётки только на чуланном окне?» Не
знаем; скорее всего, от воров - зимней ночью, когда все онножилянцы
почивают в тёплой избе, проникнуть в дом, видимо, сподручнее всего
именно через окно в чулане. Но не уверены в том -сами-то не воровали!
Здесь же, в чулане, Михаил Григорьев установил лестницу на чердак —
а вот это уже отступление от традиции: обыкновенно таковая лестница у
кацкарей на сенях.
Что ещё рассказать про горенку-чулан? Осталось, пожалуй, только то,
что строя музейную экспозицию, мы, естественно, и оттолкнулись от
двойной функции этого помещения, устроив в горенке-чулане
этнографической избы и спальню, и кладовую (а чтобы у посетителей глаза
не разбегались, сделали в чулане кладовую рыбака). Милости просим!
Кровать
По-путному-то, по-глумяному,
кровать ставят обязательнё поперёк стлани.
Стелят постельник домотканой,
полной прямлёною соломою,
а на постельник - из срезков
одеяльцо. В подушку хмельнёго руна
напехают - от неспихи.
Ну и подзоры со спинкам
- красы ради.
Горенка - одно из самых красивых и уютных мест Музея кацкарей
и, взоходя в неё, туристы обычно охают да ахают. А тут ещё экскурсоводы
своими загадками страсти разогревают:
- Как вы думаете, какой из представленных здесь предметов сто лет назад
считался самым дорогим в крестьянской избе?
Вариантов всегда
предлагается множество, требуется подсказка, но она ещё больше
запутывает светлые головушки посетителей:
- В американском штате Огайо этому предмету поставлен памятник!
То-то бывает удивлений, когда в конце-концов обнаруживается, что
загадываемый предмет - привычная с малолетства... кровать! А между тем
ещё недавно в Кацком стане можно было услышать рассказы, что кровати-де
покупали только самые богатые кацкари и не спанья ради, а для
хвастовства - занарок (специально) для того, чтобы соседи приходили и
руками всплескивали: «Вы такие богатые, у вас даже
ести кровать!» Только
и разрешалось, рассказывали, на кровати поваляться молодожёнам и то лишь
в первую брачную ночь, а дальше прогоняли - как бы ненароком такую-то
дорогую мебелищу не испортили...
Энциклопедии, между прочим, с воспоминаниями старожилов-кацкарей
совершенно солидарны: деревянные кровати стали появляться в традиционном народном жилище лишь со второй половины ХIХ века, железные - в
1930-х годах; и те, и другие «являлись предметом гордости их
владельцев».
(Впрочем, в дворянской среде кровати появились много раньше. Угличская
исследовательница Татьяна Анатольевна Третьякова, опираясь на документ
1808 года, в апраксинском доме Кацкого помещика Петра Петровича Батурина
находит «...деревянную крашеную односпальную кровать, убранную перяным
тюфяком и одеялом на заячьем меху, крытым зелёной байкой; поверх - ещё
одно холодное стёганое одеяло и три перяные подушки»).
Но то кацкари-дворяне, а на чём же спал простой люд? Коренная кацкарка
Антонина Ивановна Розова из деревни Нефина, помнится, и сама удивлялась,
отвечая на этот вопрос:
- И как раньше столькё рожать умудрялись?! Бывало, придёшь утром рано к
кому, особенно в праздник - народу до дуры, толькё пар валит.
Робят на
полати под тоненькё одеяло загоняли, старой
чоловек — тот на печке или
на карженке. А уж остальные
хто где: хто на лавках, а хто и на полу
вповалячкю!
Так что молодожёнам, устроившимся на удобной кровати, впору
позавидовать. А впрочем, нет - скорее посочувствовать: несмотря на то,
что большинство кацких свадеб игралось в январе-феврале, первую брачную
ночь новоиспечённые муж и жена должны были провести в неотапливаемой
горенке...
Но мы о кроватях. Есть в собрании Музея кацкарей железные, кованые,
складные, но мы поставили в горенку ту, что досталась нам от прежних
хозяев дома. Сделана она из полых металлических труб -подобную впервые
смастерил в английском городе Бирмингеме некто Роберт Вайнфилд ещё в
1831 году. С 1831-го да по 1930-е годы - долгим же был её путь до
Кацкого стана!
Собирается такая кровать просто: две железные спинки с двумя ножками
каждая - изголовье повыше и
изножье пониже - соединены деревянным
переплётом, и всё!
На переплёт кладётся домотканый постельник -род тюфяка, набитый ржаной
соломой, которую у кацкарей было принято менять дважды в году: на Паску
и Успеньё (28 августа). Если соломы не было, набивали... нет, не сеном -
в сене заводятся мыши -осокой! Или птичим пухом - ну это когда
постельник являлся частью приданого, причём очень богатой кацкарочки.
Рассказывают, случалось, пуха не доставало — девушки хитрили, мешали его
с шишками, а посему опытные свекрови пёрьвыем долгом проверяли именно
постельник: таков ли?
Простыней кацкари долго не знали, спали на голом постельнике,
обыгнувшись (укрывшись) лоскутным одеялом. На счастье, лоскутное одеяло
в Музее кацкарей - подлинный этнографический образец: сшито Марией
Ивановной Темняткиной из села Хороброва вскоре после замужества в 1947
году и использовалось исключительно по назначению. Поветшало, конечно
же, со временем, но опытная мастерица Лидия Александровна Дорофеева из
Мартынова аккуратно его подреставрировала.
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.