Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.
16
«Кацкая летопись»
Лето 2006 года
Прогулки по музею
Прогулка третья:
Полна горенка людей
(Предыдущую прогулку
«Милая мила в сени ходила» смотрите в №3
(132), лето 2005 года)
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
Горенка-чулан
А тутотки у нас горенка:
и спальня, и кладовая -два в онном. В
доме-от летом душно - печь курится, паноженьё
стряпаёт - а в горенке
зник да холодёнка. Зимам же в горенке
спали толькё жоних
да невеста: в какую б стужу оне
сварьбу не играли, спать укладывались
обязательнё в горенке.
Вдвоём-от не зябко!
Путешествуя по сельской России, всегда надо быть
готовым к тому, что одним и тем же словом в разных местах
называют совершенно разные предметы и явления. Так, у нас, в
Кадке, светёлкой могут назвать жилую комнату на
чердаке, каморкой -
кухню, а горенкой -
чулан...
Вот уж превращение удивительное: из светлой горницы да в тёмный
чулан! А ведь «горница» - от древнерусского «горний» -
«верхний». Так называли верхние помещения своих домов богатые
горожане XIII - XVII столетий. Документы XVI - XVII веков под
горницей нередко подразумевают и дом на высоком подклете, чтобы
отличить его от построек с низким подпольем или вообще без него.
В деревне, считают исследователи, горница появилась скорее всего
в XIX веке.
Ведь летом и без того жарко, да ещё русская печь топится, пищу
готовит... Чтобы избежать духоты состоятельные крестьяне начали
пристраивать к сеням своих изб дополнительное помещение без
печей, куда и перебирались с семьями на лето. Эти-то летние избы
и прозвали готовым городским словом горница,
или горенка
по-простому. Именно этот процесс застал составлявший в 1830-1860
годах «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даль; толкуя
слово «горница», он словно с гостевой избы Этнографического
музея кацкарей списывал: «Налево от сеней обычно изба, направо -
горница, без полатей...»
Фрагмент экспозиции в горенке этнографической избы Музея
кацкарей.
Фото С. Темняткина, 2006 год
Изба XIX века с горницей, ставшая теперь частью Музея
кацкарей, невысокая (2,18 метра от пола до потолка), некрашеная,
с маленькими окнами, и посетители, входя в неё обычно после
великолепнейшего дома 1911 года постройки, в котором основная
музейная экспозиция, невольно восклицают-. «Ну вот, в богатой
избе побывали, теперь и на бедную посмотрим!» Это неверно: если
крестьянин строил дом о две избы, значит деньги у него водились.
Просто представление о «богатой избе» в каждую эпоху своё.
Горница, на которую когда-то хватило денег мартыновскому мужику
Румянцеву, собрана из оннорезника
(брёвен, распиленных надвое вдоль), не промшёна и имеет
площадь 28,14 квадратных метра (5,27 на 5,34 м). В стенах -
гнёзда под шканьи (
деревянные крепленья-клинышки): видимо, первоначально горница
была разделена переборкой
на две комнаты. Вход с сеней, окон шесть: три с лобака
(торца) и три на дорогу. По большому количеству окон и второе
название горницы - светлица,
или светёлка. Не зря же в песне поётся: «В горнице
моей светло...» Но в чём же её связь с чуланом?
Да в том, что в ХХ-ом колхозном веке обедневшие крестьянские
семьи пристраивать летние избы к своим жилищам перестали, но
слово «горница» не забыли: где-то так стали называть парадную
комнату в тёплой избе, а в Кацком стане - обыкновенные чуланы,
потому как именно в чуланы (а ещё, заметим попутно, в сени и на
веранды) стали переселяться жаркими летними месяцами. Вот и
получилось, что наши современные чуланы ещё и летние спальни -
совсем как старинные горницы!
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24; 25;
26; 27;
28; следующая.