Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
истопленной печи; вместе с ним накалялась и железная ручка, но не
беда - ее прихватывали тряпкой.
Утюг со вкладышем. Фото Олега Рыбойчука
Следующий тип утюга, который есть в собрании музея, появился в XVIII веке, был придуман рабочими Демидовского завода литья и назывался
«утюг со вкладышем». Чугунный вкладыш раскаляли во все той же печке,
выхватывали из огня специальным прутом и вставляли во внутрь полого
корпуса - утюг и нагревался.
Утюг духовой (угольный). Фото Олега Рыбойчука
Любопытно, что составитель «Толкового словаря живого великорусского
языка» Владимир Иванович Даль, живший в 1801-1872 годах, знал только эти
две разновидности утюгов - следовательно, всем известный духовой утюг
появился после его смерти, в конце XIX века. По сути, это самая
настоящая мини-печь, топившаяся древесным углем: отверстия внизу корпуса
- поддувала, вверху - чтоб дымок выходил. Все это создавало тягу: уголья
тлели, утюг грелся. Чтобы было побыстрее да погорячее, хозяйка могла,
взяв утюг в руки, сделать несколько резких взмахов: угли разгорались и
днище утюга нагревалось до малинового цвета. Совсем как в песне:
«Тюх-тюх, тюх-тюх, разгорелся наш утюг!»
Утюг паровой. Фото Олега Рыбойчука
Четвертый тип старинных утюгов, представленных в музее, - паровой.
Очень он, кстати, похож на пароход -особенно своей трубою. В полость
утюга заливали крутой кипяток, отчего утюг нагревался. Возможно, не так
сильно как от угольев, но зато, подержав ткань перед трубой, из которой
валил пар, можно было ее и отпарить.
Электрические утюги, появившиеся у кацкарей лишь в 19б0-70-е годы,
в Музее кацкарей не представлены -это уже совсем другая эпоха. Однако
форма их до сих пор остается неизменной - однажды удачно придуманная
«остроносая плашка».
К этому прибавим, что сами кацкари утюгов никогда не делали - все
они в Кацком стане привозные: есть с клеймами русских фирм, есть
зарубежных. А после революции лидером по производству духовых утюгов,
видимо, стала Рязанская область - большинство утюгов из собрания музея
имеет клеймо тамошнего города «Касимов».
Сергей ТЕМНЯТКИН, Этнографический музей кацкарей
ИСТОЧНИКИ:
1. Полевые записи этнографических экспедиций по Кацкому стану,
1991-2005 гг.;
2. Шангина И.И. «Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь»,
Санкт-Петербург, 2003 г.;
3. «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия», Санкт-Петербург, 2004
г.;
4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», тома
первый-второй, Москва, 2002 г.;
5. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», Москва,
1995 г.;
6. «Ярославский областной словарь», тома первый-десятый, Ярославль,
1981-1991 гг.;
7. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского
языка», Москва, 1999 г.;
8. Андреева Р. Л. «Этимологический словарь для школьников»,
Санкт-Петербург, 2004 г.;
9. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. История вещей», Москва, 1998 г.;
10. «Валек - это не то что валится, а рубель - это не деньга» // «Куть»
(научно-познавательная газета музея Мифов и суеверий русского народа),
Углич, выпуск 2, июль 2004 г.;
11. «Ничего себе приданое!» // «Кацкая летопись», № 3 (124), лето 2003
г.;
12. Третьякова ТА «Дворянское сельцо Апраксино на рубеже XVIII-XIX
веков» // «Кацкая летопись», № 7-8 (102-103), июль-август 2000 г.;
13. Третьякова ТА «В гостях у барина (барский дом сельца Апраксина в
начале XIX века) » // «Кацкая летопись», № 7-8 (120-121), осень 2002 г.
- № 1 (126), зима 2004 г.;
14. УФ ГАЯО, фонд 90, опись 1, единицы хранения 712 и 713 «Метрические
книги церкви села Юрьевского за 1847-1892 гг.»
Продолжение "Полна горенка людей" в № 137
Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.