Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18; 19;
20; 21;
22; 23;
24 следующая.
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
гладкий, а верх изобилует вырезами (узорами). Здесь и столь любимые кацкарями полусолнца - Белые Коровы, и вспаханное поле, и проросшие
семена. Цвет, естественно, красный - все проникнуто символами
плодородия. Мартыновская жительница Анна Васильевна Щеникова, Царствие
ей Небесное, передавала сей валек-колотушку в музей с особым трепетом:
- Это мамы моей память, - пояснила она, - Матрены Кринкиной из
деревни Кузьмадемьянки. А уж откуда у ней валёк-от взялся, не знаю-не
ведаю...
Валёк с каталом
Льняноё-то полотно грубоё, дак ёго подашливее всёго
не утюгом отглаживать, а гладильныем валькём. Надобно толькё чуть
волглоё ишшо намомать на катало и валять по столу - три дела приделаёшь:
и досушишь, и розмяхчишь, и выгладишь!
Бывает же так живет себе человек, детей растит,
трудится, то радуясь, то печалясь, и знать не ведает, что остаться ему в
памяти не по делам своим, а из-за какойнибудь совершенно никчемной на
первый взгляд вещицы. Вещицы, которой он при жизни и значенья-то не
придавал!
Думалось ли Екатерине Серебряковой из деревни Мартынова в том
далеком уже XIX веке, что спустя сто с лишним лет ее будут поминать
несколько раз на дню исключительно из-за принадлежавшего ей когда-то...
гладильного валька?!
А случилось так в середине 1990-х годов деревенский парнек (теперь
уже юноша) Дима Преснов возьми да и предложи: «Не надо ли вам валька? У
нас на чердаке валяется, правда, не очень приглядный». Мы тогда еще все
подряд собирали - конечно же, надо! Валёк, действительно, оказался не
лучшей сохранности и рисунок на его лицевой стороне почти не
прогладывался, зато вырезанная ножом надпись читалась почти вся:«1882
года февраля 15 дня сей валекъ сделалъ на ...ать Катерине Серебряковой
Иванъ...»
Не иначе, жених невесте в подарок, сразу решили мы - как сейчас
утюги, так раньше вальки в качестве свадебного подарка были широко
распространены. В Музее кацкарей подобных подарочных вальков несколько -
чудо, как хороши! Причем орнамент всех их абсолютно одинаков (то ли
мастер один делал, то ли традиция была крепка): «белые коровы»
(солнечные розетки), дарующие достаток и счастье, и «вспаханное поле»
(комбинация треугольничков, составляющих ромбы и квадраты), несущее
плодородие и обеспечивающее рождение детей. Символика для молодоженов,
согласитесь, самая актуальная!
Кстати, гладильный валёк не следует путать с вальком-колотушкой;
хоть внешне они и похожи, но последний служит для стирки, а первый -
исключительно для глажения. Для этого на длинную круглую в сечении палку
(по-кацки катало, на литературном языке «скалка») плотно наматывали
слегка влажную ткань, накладывали сверху валёк и начинали валять -
двигать его правой рукой взад-вперед, левой прижимая к каталу. Наиболее
удобными считались, говоря по-кацки, вальки с
передком - набалдашиной,
за которую левой рукой и держались.
(И вот вам наблюдение: лен лучше всего отглаживается как раз не
современными электрическими утюгами, а вальками с каталом. Дело в том,
что льняная ткань грубовата, а валек и размягчит, и выгладит, и
досушит). Размерами гладильные вальки всегда много крупнее
валька-колотушки: представленные в Этнографическом музее кацкарей
образцы имеют длину от 60 до 64 см (в том числе рабочей части от 46 до
53,5 см), ширину - от 10 до 12 см, вышину (толщину то бишь) - от 2,5 см
до 4-х.
Низ рабочей части тоже разный: у колотушки он гладкий, у
гладильного валька - с поперечными рубцами числом от 22-х до 38-ми.
Рубцы, надо сказать, - важнейшая часть этого инструмента: благодаря им
катало катается много легче. Не случайно в русском литературном языке
этот предмет по рубцам и назван - «рубель», однако кацкари его так
никогда не называют и даже слова такого не знают. Для них он только
валёк - по действию валять, то есть катать, белье.
Вообще-то вальков-рубелей в собрании Музея кацкарей голомёно
(много), но из головы не шел подаренный Димой Пресновым - тот самый,
свадебный, Екатерины... Ведь и дата, и место известны, да и род
Серебряковых, правда, по женской линии, в Мартынове еще не пресекся.
Неужели не отыщем хозяйку в документах Угличского архива?
Вот так, как показывает сотрудница Музея кацкарей Ольга Розова,
когда-то и гладили.
Фото С. Темняткина
Нашли! Екатерина Сергеевна Серебрякова (если не было еще какой
другой) родилась 14 ноября по старому стилю 1855 года в семье
мартыновских крестьян Сергея
(продолжение следует)
Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18; 19;
20; 21;
22; 23;
24 следующая.