Перейти на стр.
предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.
***
Тогда же кроме классного
помещения в здании были оборудованы и две комнаты для учащих (то есть
учителей), поскольку они чаще всего жили при училище. Ученики же после
занятий уходили домой, так как ночлежного приюта при Нефедьевском
училище не имелось во весь дореволюционный период его существования.
Не было при училище организовано и «горячих завтраков», как в
некоторых других учебных заведениях по уезду. В отчетах по Нефедьевскому
училищу в графе о питании указывалось, что дети «приносят из дому хлеб».
Также не имелось при училище ни сада, ни огорода, ни пасеки, как при
некоторых училищах Мышкинского уезда.
Но училище не было в числе худших. Несмотря на возникающие бытовые
трудности, процесс обучения не прерывался и, порой, даже отмечались
определенные успехи. Так, в середине 1890-х годов училище отнесено к
числу хороших и отмечен училищный хор, устроенный учителем Александром
Наградовым. Хор пел в местном храме, хоровое пение молитв практиковалось
ежедневно перед уроками и после их окончания.
Не обходилось без замечаний по процессу обучения. Так, в 1872 году
отмечены весьма неудовлетворительные успехи учащихся в чтении.
* * *
Училище посещали дети из деревень Богданка, Трощеево,
Ельцыно, Якучево, Плишкино, Авдеево и села Нефедьева.
В разные годы число учащихся было различно, но чаще количество
мальчиков преобладало над количеством девочек. Число же окончивших было
незначительным, но стабильным. К примеру, 1878/79 годах обучалось 43
мальчика и 5 девочек, окончило - 5 мальчиков; 1881/82 годы - мальчиков
44, девочек 4, окончило 5 мальчиков и 1 девочка; 1890 год - из общего
числа 48-ми учащихся окончило 5, трое получили похвальные листы; 1894/95
годы - мальчиков 29, девочек 18; на 1 ноября 1913 года - мальчиков 42,
девочек 24, к экзаменам допускались 4 мальчика и 3 девочки; 1914/15 годы
- мальчиков 26, девочек 17; 1915/16 годы - мальчиков 28, девочек 19;
1917 год - мальчиков 22, девочек 28, окончили 1 мальчик и 1 девочка.
Начало учебы в числах колебалось, что зависело от многих причин
(погодные условия, неукомплектованность штата, болезни учителей и
прочее), но не выходило за рамки начала сентября-ноября с окончанием в
конце марта-апреля месяцев.
* * *
В разные годы состав учащих был разный, но обязательно
при училище состоял законоучитель и 1-2 учителя. Хотя, к примеру, в
первые десятилетия существования училища там нередко преподавали только
местные священники в единственном числе.
Законоучителями чаще всего состояли священники Нефедьевской церкви,
получая за труды по 30-60 рублей в год. В разное время Закону Божьему
детей обучали о. Павел Дмитриевич Великосельский (с 27 января 1887 года
до 1890-х годов, выпускник Ярославской духовной семинарии), о. Иван
Васильевич Мансветов (с 5 марта 1899 года по 1909 год), о. Петр
Викторович Лебедев (с 1909 года до 1917 года, выпускник Ярославской
духовной семинарии).
В Нефедьевском училище преподавали Александр Алексеевич Наградов (с
1 сентября 1891 года, выпускник Новинской учительской семинарии, в 1895
году переведен в Шестихинское земское училище), Константин Успенский
(выпускник Ярославской духовной семинарии, переведен из Платуновского
земского училища в 1895 году), Василий Антонович Соловьев (с 15 сентября
1904 года, выпускник Новинской учительской семинарии), Александра
Васильевна Казанская (с 1910 года до 1917-го, выпускница Угличской
Марьинской женской гимназии), Екатерина Алексеевна Быкова (в 1911 году),
Анастасия Константиновна Ушакова (с 1912 года, выпускница Ярославского
Епархиального училища), Екатерина Васильевна Шилова (в 1917 году).
Жалование учителей составляло сумму от 200 до 360 рублей. Высшая
оплата отмечается в 1912/13 учебном году - 300-360 рублей.
То самое загадочное место в «Сведениях о Нефедьевском училище за 1894
год». В первой колонке его указывается, что «училище существует со
времен Александра Первого», но Александр I царствовал в 1801-1825 годах.
Так сколько же лет школе в Нефедьеве?
Документ из собрания УФ ГАЯО: фонд 25, опись 1,
единица хранения 14, лист 19-оборот
Труд учителя земского училища был достаточно тяжел, а порой и
суров. Необходимо было наладить не только процесс обучения, но и следить
за содержанием училища, создавать нормальные бытовые условия, зачастую
не надеясь на помощь прислуги и, главное, завоевать доверие и уважение
местного общества. Трудности создавала и отдаленность от уездного
города: не всегда можно было вовремя доставить необходимое для работы.
Но земцы, учи-
Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.