Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.
(примечание вебмастера:
синим цветом выделены буквы, на которые падает
ударение)
Стиральная доска, выставленная в Этнографическом музее
кацкарей, такова, какой ее, видимо, и выпускала промышленность:
металлическая рифленая пластина 27 на 32 см в деревянной оправе 31 на 47
см с двумя короткими, 12 см, ножками. Удивляет другой образец -
чрезвычайно маленький. Судите сами: 12 на 18 см в оправе 15,5 на 27 см и
ножках в 5,6 см - вдвое меньше стандартного образца! То ли для стирки
мелких вещиц, то ли детям на потеху - поди, разберись теперь...
Хороша стиральная доска, да надобно и мыло, которое, впрочем, в
кацкой деревне (да и в русской вообще) считалось скорее роскошью, нежели
предметом обыденным. Обходились щолоком - настоем золы. Как его
изготовить, знал каждый: уголья после протопки русской печи заметались
(сгребались) к одной ее стороне - в жаратошник. Там они перетлевали,
превращаясь в золу, а по-кацки жаратошный песок. Сеяли жаратошный песок
в решето, чтоб окончательно избавиться от всех угольев, и насыпали в
чугун или корчагу. Заливали водой и ставили в русскую печь - щолок
готов. Горячим щолоком не только стирали - им и мылись; правда, он
сильно обесцвечивал волосы и в наказание за чистоплодность кацкие
модники и модницы рано седели.
Знавали кацкари и поташ - щелочную соль, вывариваемую все из той же
золы. Во всяком случае, в сельце Апраксине у барина Петра Петровича
Батурина до его смерти в 1807 году поташный завод работал. Кстати, от
поташа до мыла — один шаг, надо лишь добавить сало. Однако, делал ли
барин мыло или нет, остается загадкой...
Валёк-колотушка
Чого грубоё (половики, штаны или постельники), дак из
корыта-то прямёхонькё не отжимаючи нёсли на коромысле на рёку. А тамотки
на камне на отвойноем починали валькём-колотушкою отстукивать: воду льют
и хлопают, а то и ёлозят валькём-от - толькё стон стоит!
Муж на то и муж, чтобы однажды явиться домой совершенно
грязным: еще утром, казалось бы, надел чистейшую сряду (одежду), а к
вечеру она уже присеки огня (очень грязная). Кого что, а кацкую женщину
в таких случаях всенепременно выручит валёк-колотушка - вещь
незаменимая: можно и неряшливого муженька поколотить для науки
хорошохонько, но лучше, вздохнув глубоко и прихватив «уделанные» портки,
бежать на речку, чтобы отстукать их до прежней чистоты.
Итак, валёк - это деревянная пластина с рукояткой для выколачивания
белья во время стирки. Специалисты пишут о прямоугольных и трапецевидных
вальках; для Кацкого стана более характерны прямоугольные. Чтобы
увеличить силу удара для лучшего выколачивания грязи, валёк обычно
делали слегка изогнутым в средней его части.
Вообще, усредненный кацкий валёк, как это видно из собрания Музея
кацкарей, имеет длину порядка 33,5 см, из которых 23 см приходится на
рабочую часть и 10,5 см - на рукоятку, конец которой утолщен или имеет
небольшую набалдашину, чтобы не выскальзывал из руки. Ширина типичного
кацкого валька - от 7,5 до 9,5 см, а высота (в данном случае толщина то
бишь) колеблется от 3 до 4 см.
Это приспособление распространено повсюду на Руси, правда, везде
имеет разные названия: чаще всего валёк, но в иных местах и варта, и
лапта, и портомойник, и пральник. В Кацком стане обычно его называют
тоже валёк, но могут и колотушкой, потому как им колотят - отстукивают
белье, выколачивая из него грязь.
Как правило, вальком-колотушкой пользовались при стирке грубых
вещей: мешков, половиков, постельников, все тех же мужниных портков.
Простирнув грязную вещь с щолоком в корыте и, не выжимая, ее, несли на
коромысле к реке. Расстелив на удобном плоском камне, поливали водой и
стучали, а то и елозили (с силой терли) - грязь отходила, и вещь
становилась чистой.
Обычно у каждой деревни были свои излюбленные места на реке, где в
урочный час собирались деревенские бабы и за разговорами о семейном
житье-бытье незаметно для себя отстукивали каждая свои грязные вещи. На
Владышине, например, очень любили большущий камень на Девичьем бочаге -
сколько бабьих тайн знает он, один Бог рассудит! А чтобы ненароком не
перепутать вальки, метили их верхнюю сторону в разное время по-разному:
в доколхозную старину метами - своеобразными крестьянскими гербами,
передававшимися из поколения в поколение, а в колхозные времена -
собственными инициалами.
В Музее кацкарей есть подобные образцы. Так, на вальке-колотушке из
Дьяконовки - мета «полетавка» («бабочка»), больше похожая, пожалуй, на
лежачие солнечные часы. Все знали в округе, что эта вещь Лепёшкиных,
потому как именно их семье принадлежала сия мета. На другом вальке из
той же деревни вырезано ножичком «Е. К» Кто такая? Екатерина Комякова -
кажется, никого более оттуда с такими инициалами мы не знаем...
Валёк-колотушка подарочный
Фото Олега Рыбойчука
Но особенно хороши подарочные колотушки. Да-да, вы не
удивляйтесь: как сейчас женихи своим невестам или мужья женам дарят
утюги да кухонные комбайны, так и сто лет назад дарили вальки да рубеля.
Зато какие! Свадебный валёк из собрания Музея кацкарей — настоящий
колотушечный аристократ, если хотите. Он и размерами-то своими изящнее,
утонченнее: длина 43 см (31 см рабочая часть и 12 - рукоятка), ширина -
10,5 см, высота - от 2,5 до 3 см. Низ, как и положено, ровный да
(продолжение следует)
Перейти на стр. предыдущая
1; 2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20; 21;
22; 23;
24
следующая.