Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
16
«Кацкая летопись»
Весна 2006года
Родное прошлое
Запасовская старина
Продолжение.
Начало в № 1 (135), зима 2006 года
Мы продолжаем публикацию записок, увы, уже
покойного нашего земляка Михаила Ивановича Казакова о прошлом
родной ему деревни Запасова, что в Нижней Кадке. А публикуя,
поминаем его добрыми словами и за то, что не поленился он в своё
время взяться за перо и бумагу, и за то, что не погнушался
самыми маленькими чёрточками старинной деревенской жизни.
Все диалектные слова и черты, употребляемые автором (мы их
сознательно сохранили, выделив курсивом), читателям должны быть
понятны. Кроме, пожалуй, четырёх:
фуражка - ёмкость для фуража, зерна для лошадей или
другой скотины; кулига -
надел, участок сенокоса, пашни или леса, закреплённый за одной
семьёй; загата - соломенная
у кутка избы для тепла; каток
- катание.
Благодарим преподавателей Климатинской школы, а на особицу Татьяну
Николаевну Голову, сохранивших и передавших «КЛ» эту старую
рукопись.
* * *
Некоторые из запасовских отходников, работавших
в Санкт-Петербурге, ходили в вечерние и воскресные школы для
взрослых. Так, К. Ип. Кубасов в 1905 году учился за Невской
заставой у Надежды Константиновны Крупской. Вспоминал, что школа
была
двухэтажная, деревянная.
* * *
До 1890 года все постройки в Запасове были крыты
соломой, но вот в 1890 году появились два новые дома, крытые
дранкой. С этого времени дранка стала солому с крыши вытеснять.
* * *
Запасовские женщины и в зимнее время были лишены
отдыха: садились за пряху,
пряли пряжу: лён, кудель-охлопок
и отрёпки. Затем в марте
садились за стан и ткали новины и холсты. Холсты весной носили
продавать в Углич по 35-40 копеек за штуку.
Из мужиков в Запасове многие очень искусно плели из древесных
корней воронки кухонные, корзины, меры, фуражки, солонки и даже
табакерки. Плели так плотно, что держалась вода! Самоучка-умелец
Дмитрий Туманов делал деревянные замки, сновальницы, мотальницы
- причём если требовался учёт оборотов,
делал их и со счётчикам.
* * *
В грибную пору всё население по утрам ходило за
грибам, которые помогали
пополнить финансовую сторону. Больше стремились заготовить белых
грибов -их продавали в Угличе, в 1901 году за один фунт платили
80 копеек
* * *
Пользование лесом было таково: на собрании
решался вопрос где, кому и сколько взять леса — после раздела
каждый был хозяин своей кулиги.
Буквально все лес копили -
кто не в силах копить был
сам, нанимал за плату. Автору этих строк довелось
копить по найму в 1911 году:
123
ёлки за 3 рубля.
* * *
Власть в Запасове принадлежала сельскому
старосте, который руководил двумя деревнями: самим Запасовом и
Селеменевом.
На местах были ещё полицейский десятской,
общественной десятской и ночной сторож.
Полицейской десятской унимал
скандалистов. У общественного обязанностей было много: следить
за исправностью дорог, мостов, наряжать на собрание, разводить
нищих, которых было много, по ночлегам. Сторож был
очередной; очередь вела
дубина, которую отстороживший переносил к соседу и ставил у
окна.
* * *
Веселиться в Запасове в прошлом очень любили,
песен знали много. Девицы с домашними рукодельями в зимнее время
собирались все в один дом, соблюдая очерёдность, и исполняли самые разнообразные - весёлые, а подчас и тревожные - песни.
До 1880 года молодёжь, уходя на гулянки в соседние деревни, обувала
лапти, а сапоги коженые
брала с собой, завёрнутые в платке. Придя к дому, где собрались
девицы, лапти с ног снимали и прятали в
загату, а сапоги обували.
За отсутствием музыки иногда веселились под песни. При исполнении
кадрилий девицы пели:
Руби сосну, руби ель -
Начинается кадрель!
Руби, тятинъка,
Древо под корень,
Гляди, маминъка,
Куда валится.
Вы отдайте миня
Куда хочется,
Вы отдайте миня
В торговое село,
В торговое село
-Село Климатино.
Чтобы я ли молода
Купчихою была,
Купчихою была
-С купцам гуляла!
... Особенно много исполнялось песен в
зборище
всего населения деревни в Прощальное
воскресение вечером у
костра на сжигании Масленицы. В Масленицу ездили на
каток: в
пятницу - в Ордино, в субботу - в Климатино. Но санок в деревне
было мало, а почему многие ходили или ездили как зрители.
* * *
В зиму 19Ю года привезли в Запасово больного нищего, решали на
собрании как с ним поступить. Говорили, больному место в
больнице! Ефим Щеглов сказал, что надо поступить по-христиански
- поставить на черёд. Поставили, и по обычаю того времени нищий
в каждом доме по суткам лежал. А он был болен тифом!
Разразилась
по деревне болезнь, от которой переболело много людей и умерли Пётр-старший Казаков, Степан, Федосия и Наталья Воробьёвы,
Бойцова Дарья и Казакова Наталья.
В испуге жители Запасова обратились к приходскому священнику
отцу Александру. Для избавления от болезни он и посоветовал
установить ежегодной празник,
Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.