Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
8
«Кацкая летопись»
Весна 2006 года
ко восстановить, опираясь на современные географические
названия: понятно, что Рогово и Рогово другое (Большое)
располагались где-то на речке Роговке, а Берзунино (Борзунино)
на ручье Борзунец, впадающем в Кадку у Мякишева. Средневековая
деревня Андреяново (Ондрюково) - это современные Ондрюки
напротив Пальцева, а Присекино (Пересе-кино) - Присеки.
Опять-таки «Угличские писцовые книги» позволяют предположить,
что Яични-цыно (Яичники) тянулись к Мякишеву, а Коробанцево (Коробанцово)
и Реброво - к Трухину 10). Степаново, скорее всего,
находилось где-то у Курцева, и только в отношении Овсянникова и
Панина пока никаких зацепок нет11)
Но то деревни; погост
Великого Дмитрия (или Страстотерпца Христова Дмитрия, если
называть полностью) по своему статусу гораздо заметнее, и память
о нём сохранилась до сего дня:
- За Мякишевом на горе за
Борзунинским ручьём стояла церковь. Там до сих пор яма -
говорили, церковь в неё провалилась. А поле всё в камнях.12)
... Сердце же княжеских
земель в Кадке - сельцо Ильинское-Ордино - настолько интересно,
что о нём стоит порассуждать поподробнее!
ЭТО НЕПРОСТОЕ ИЛЬИНСКОЕ-ОРДИНО
Итак, Ордино
начиналось не как рядовое сельское поселение, каковыми являлись,
к примеру, сёла да деревни, а как княжеское сельцо - населённый
пункт, принадлежавший лично князю, на лично княжеской, стало
быть, земле, где жили опять-таки княжьи (государевы - по
понятиям XV столетия!) люди. Чем же оно могло быть любо-дорого
угличскому княжескому дому?
Очевидно, своим
географическим положением! В средневековую раздробицу Ордино
занимало важное стратегическое положение (в местных масштабах,
конечно же) и было своеобразным «кацким Шлиссельбургом» «ключ-сельцом».
Дело в том, что в
старинные времена современной дороги на Углич, разумеется, не
было. Да и вообще на её месте не было никакого пути - дебри да
болота. В Углич кацкари ездили левым берегом реки Кадки почти до
самого её устья, а далее - берегом реки Корожечны. Памятливые
жители стольного Кацкого села Хороброва до сих пор помнят о том
пути, называя его Городная дорога; кажется, ту же дорогу жители
Нижней Кадки называют Белая.
Так вот: Ордино было
первым крупным населённым пунктом в Кадке, если следовать из
Углича. Тот, кто владел им, имел возможность контролировать
сообщение всей волости с уездным градом.
Более поздние документы
XVI века сообщают об особых пошлинах, которые обязан был платить
всякий пересекающий Кацкую границу: «явь» - за человека и «мыт»
- за товар13). А где собирались те пошлины? Уж не в
Ордине ли - княжьем сельце княжьими служилыми людьми?
Но можно заглянуть и ещё
глубже, перенесясь в век ХIII-ый - тот
самый, откуда выводит начало села изустная история Ордина.
Помните: пятьдесят лет орда стояла, пятьдесят лет дань
собирала...
А ведь легенда-то не так
проста, как это может показаться на первый взгляд! Поразительно,
но в ней память о баскачестве, действительно существовавшем на
Руси около полувека: с середины XIII столетия до начала ХIV-го.
Выходит, баскаки - монголо-татарские чиновники, ведавшие учётом
покорённого населения и сбором с него дани - в Кацких краях жили
именно в Ордине. Уж не они ли его и основали?
В начале ХIV
века из-за частых народных волнений право сбора дани
монголо-татары передали русским князьям, и в Ордине
баскаков-татар сменила угличская княжеская администрация.
Понятно, что название Ордино ей не нравилось: оно напоминало о
несамостоятельности, зависимости от монголо-татар, и в
официальных документах селение стали величать Ильинским по
воздвигнутому в нём деревянному храму Пророка Ильи. Однако среди
кацкарей новое название не привилось: дань есть дань, кому её ни
плати. А поскольку собирали её по-прежнему в Ордине (функция
селения не изменилась), то Ордино и осталось Ордином...
Красивое предположение,
не правда ли? Но оно не более чем догадки, подтвердить или
опровергнуть которые по силам лишь вновь обнаруженным документам
той поры. А пока таковых нет, вернёмся к данной грамоте 1476
года и постараемся ответить на главный вопрос: и зачем это
угличскому князю понадобилось меняться землями с Покровским
монастырём?
ШИРОКИЙ ЖЕСТ ИЛИ МУДРЫЙ ХОД?
А и в самом деле,
зачем?
Прежде всего такая мена
видится знаком особого расположения к монастырю: забрав у
обители небольшие разбросанные там и сям земли, князь возвратил
ей вдвое больший и единый массив земли - монастырю, конечно, и
удобнее, и прибыльнее. Тем более, что Ордино-Ильинское к Угличу
гораздо ближе того же, скажем, Ковезинского-Ковезина.
Но такова уж, видно,
княжья доля: в любом, пусть даже самом благородном, поступке
видеть скрытую выгоду и вечно думать на сто шагов вперёд!
Чтобы вполне осознать
мысль князя, давайте обратимся к карте средневековой Кадки,
соединив линией перечисленные в грамоте селения:
Ордино с деревнями в
Нижней Кадке - это крайняя южная точка;
Кузнецово, расположенное
в 4-
Деревня Киндяково на Топорке в грамоте 1476
года упомянута как сельцо Киндяково.
Фото С. Темняткина, 1996 год
Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.