Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
6
«Кацкая летопись»
Весна 2006 года
Откуда есть пошла
Кацкая земля?
Волость Кадка в
данной грамоте
Андрея Большого
(мысли по поводу
530-летия документа)
1476 год. Удельный угличский князь Андрей Большой Горяй пишет свою
знаменитую данную грамоту угличскому же Покровскому монастырю, которую с
тех пор без устали цитируют все без исключения исследователи
средневекового прошлого Угличского края. Правда, все в разном объёме и с
незначительными расхождениями в деталях; для большой истории это,
конечно, мелочи, да вот нам-то, кацкарям, обидно: грамота содержит
довольно пространное для XV века упоминание о нашей Кацкой земле.
А, впрочем, обижаться нечего:
исследователи, как кажется со стороны, цитируют не документ, а... друг
друга! Последним из бытописателей, кто действительно держал его в руках,
был, похоже, архимандрит Антоний, ещё в 1870 году в своей книге
«Угличский Покровский монастырь» жаловавшийся на плохое состояние
раритета: «Далее за ветхостию грамоты разобрать невозможно». 1)
В его же книге содержится и самая полная выдержка, касающаяся волости
Кадки. Вот она в авторском пересказе:
«Затем благочестивый князь
променялся несколькими деревнями с монастырём, уступив ближайшие к нему,
а себе взявши дальния. Вымененныя монастырём селения были следующия: в
Кадке сельцо Ильинское, на пятинке Великий Дмитрий, Трухино, Воронцово,
Широбоково, Яичницыно, Овсяниково, Рогово, Курцово, Степаново,
Дягильцево, Берзу-нино, Микешево, Реброво, Рогово (другое), Андреяново,
При-секино, Панино, Коробанцево, деревня села Юрьевскаго По-горелово, с
пустошами, с лесами и с пожнями, куда только ходил плуг и соха и топор и
со всем тем, что к тем землям из старины потягло. Променянными же
обителию селениями и землями были: сельцо Ковезинское в Кадке, пустошь
Пан-телеево, сельцо Токарево, Семенцово, деревни: Якинское, Кузнецово,
Семенцово, Трубеньевская, сельцо Киндяково, Согобеткино и Синдяково, с
подобными же, как и у выменянных, угодьями».2)
Нынче, в год 530-летия данной
грамоты Андрея Большого, было бы полезным перечитать её сызнова с
пристрастием - с тем, чтобы высветить новые нюансы средневековой истории
волости Кадки.
А ПОЧЕМУ АНДРЕЙ?
У каждой
земли, если она не мертва, есть две истории: изустная и письменная.
Первая, что цыганка, легко вскружит голову каждому легковерному пышными
одеждами из сказок, преданий, легенд, мнений, домыслов и предположений.
Вторая - строга, немногословна и... крайне бедна, едва перебивается,
прикрыв свою наготу скудным платьицем из редких исторических документов.
Устная история Ордина -стольного
села Нижней Кадки -начинается в печально известном XIII веке, когда
«светло светлая и украсно украшенная Земля Руськая» подверглась
поработительному нашествию монголотатар.
Пятьдесят лет, согласно кацким
преданиям, на высокой круче в низовьях реки стояла орда (надо думать,
монголо-татарская администрация), пятьдесят лет с окрестных селений дань
собирала; оттого и назвали люди село - Ордино.
Письменная история Ордина, на
первый взгляд, не подтверждает (но и не опровергает) старинную легенду,
уводя нас уже в самый-самый конец монголо-татарского ига: в 1476 год. И
было тогда Ордино не селом вовсе, а сельцом, да и называлось совсем
по-другому - Ильинским; им владел и единолично распоряжался удельный
угличский князь Андрей Большой Горяй.
Стоп! А почему Андрей-то!?
Кажется, в те времена Ордино, как и вся Кадка, должно было принадлежать
его матери - Марии Ярославне...
ВОЗМОЖНО,
ДЕЛО БЫЛО ТАК
Действительно, тогдашней владетельницей Кадки письменный источник
однозначно называет Марию Ярославну - овдовевшую супругу великого князя
Московского Василия II Тёмного. Это её имел он в виду, когда в 1461 году
начал составлять своё завещание: «А у сына своего у Андрея у Большого из
удела даю своей княгине... Кадку».3)
Сколь великой и населённой в том
далёком XV веке была эта северо-западная окраина Угличского княжества,
остаётся только гадать, но стоит заметить, что худых земель своим жёнам
любящие мужья, наверное, не дарят. А само определение слова «волость»
(из более поздних документов видно, что Кадка была волостью4)),
подразумевает, что, во-первых, Кацкие земли в ту пору были
государственными («чёрными» по тогдашней терминологии) и, во-вторых,
достаточно населёнными: не село ведь «з деревнями» дарит, а целую
волость - некую сельскую «страну», образующую отдельную
самоуправляющуюся общину.
Крепостное право в то время
окончательно ещё не оформилось, и для любого владетеля Кадка была
привлекательна прежде всего собираемыми в ней налогами - «ямскими и
приметными денгами и всякими доходы тоя волости», как говорится ещё в
одном, опять-таки более позднем документе.5)
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.