Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9;
10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
Зима 2006 года
«Кацкая летопись»
9
но с И. И. Молчановым работает артель мастера Лариона Антипина,
крестьянина из деревни Ченцы Калязинского уезда Тверской губернии.
Договор на работы подрядчик Ларион Антипин заключил с причтом и
прихожанами в марте 1852 года на следующих условиях: все работы сделать
за текущее лето, не отлучаться и жить с мастеровыми в церковной
сторожке, получить по окончании 210 рублей серебром. Мастера должны были
оштукатурить колокольню снаружи и внутри и всю её побелить по наложенной
штукатурке; оштукатурить и побелить внутри паперть, побелить паперть и
снаружи, но прежде очистить её стены от старой красной краски; побелить
снаружи всю главную летнюю (холодную) церковь, тоже прежде очистив стены
от старой краски; окрасить крышу всей церкви.
...Стоит призадуматься о навыках мастеров и трудовой дисциплине.
Да-да, именно трудовой дисциплине: сам не ленись и другим не позволяй
артельное время растрачивать! Дел невпроворот, а дней - не в россыпь.
Давайте мысленно попытаемся представить тот объём работ по площадям
(оштукатурить, побелить, окрасить), который следовало выполнить мастерам
Лариона Антипина - в том числе и на высоте, когда могла случаться масса
неприятностей. А сколько подготовительных работ!? Леса сооруди, верёвки
натяни, раствор замеси, поднеси, воду достань, краски разведи... И
каждое дело было «одушевлено» силой мужских рук. Ныне-то что -
автоматизация, механизация. А раньше - ты сам себе, и каждый в артели
для другого и автоматизация, и механизация.
Кстати сказать, в немалой степени качество работ артели зависело от
слаженности мастеровых. Казалось бы, знакомый ныне бригадный подряд. Но
нет. Тогда был дух артели, единая цель, достижение которой не
оправдывало любые средства; средство было одно - мастерство. Артель
собиралась не абы как, а тщательно, порой
формируясь десятилетиями.
Село Рождествено в Кадке. Христорождественская церковь, перестроенная
для мастерских ПМК-7 (теперь ООО «Мышкинмелиорация»). Правее-клуб,
построенный около 1933 года на месте снесённого кладбища (на костях!) и
сгоревший в 2001 году. Фото сделано в 1950-х годах.
Снимок из собрания Рождественско-Кацкой библиотеки
* * *
Но закончим рассуждения и продолжим разговор о
строительных работах в Рождественско-Кацком храме. Летом 1852 года как
раз заканчивалось многолетнее строительство колокольни (в 1813-52 годах
её заменяла звонница, стоявшая отдельно от церкви). Последним
устанавливали крест, сделанный крепостным крестьянином помещика
Горяинова Кондратием Михайловым Сусловым из деревни Аниковки Мышкинского
уезда.
В августе 1852 года, к моменту когда мастер Молчанов закончил
укрепление шпиля, Кондратий Суслов заключил договор на изготовление
креста для колокольни, оговорив окончание работ к 8 сентября 1852 года с
выплатой ему 200 рублей серебром. За месяц (!) мастер должен был
качественно сделать крест, шар под него и постамент под шар. При этом
указывались точные размеры (по желанию прихожан) и часть технологических
приёмов, а именно:
постамент делать из латунной меди шириной 6 вершков (27 см) и
высотой 8 вершков (36 см); посредине постамента - валик шириной 5
вершков (22,5 см) и толщиной 2,5 вершка (около 11 см); под валиком скоба
в 1 вершок (4,5 см) - всё это для крепления вышепоставленных затем
деталей (шара, креста); постамент вызолотить;
шар под крест отковать «цельной» из толстой латунной меди (не
складной, то есть не из мелких частей) шириной (то есть диаметром) 10
вершков (45 см); и его вызолотить;
крест делать восьмиконечный, высотой 2,5 аршина (около 1,77 м);
деревянный стержень креста обложить толстой латунной медью; верхнюю
перекладину с титлой, нижнюю перекладину, косые перекладины и подножник
креста сделать из латунной меди и припаять к центральному стержню
припайкой (не приклёпывать!); концы креста соединить «в замок», спаять и
укрепить на стержне креста спайкой; для прочности в середине креста с
обеих сторон сделать небольшие круги, вычеканив на них Распятие. Для
защиты креста от птиц на поперечных частях его смастерить сверху медные
планочки и на них из медной проволоки укрепить продолговатые шпильки.
Весь крест вызолотить «чрез огонь» червонным запарным золотом 95-ой
пробы (жидким варёным металлом с прокаливанием на огне).
Хотя в данном договоре и не указано, что мастер должен и установить
крест, но это было само собой разумевшееся обычное дело.
...Этим договором, пожалуй, и завершим рассказ из истории
строительства Рождественско-Кацкой церкви. Глобальных выводов,
умозаключений и резюме делать не будем - лучше скажем «спасибо» мастерам
прошлого за их талант и умение, пережившие века и времена.
Татьяна Анатольевна Третьякова,
историк-архивист, г. Углич
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Угличский филиал Государственного архива Ярославской
области (УФ ГАЯО):
фонд 56, опись 1, единица хранения 1096;
фонд 91, опись 1, единицы хранения 313, 324, 369, 558;
фонд 111, опись 1, единица хранения 20.
2. Крылов А. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской
епархии», Ярославль, 1861.
3. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии»,
Ярославль, 1908 г.
Перейти на стр.
предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9;
10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
|