Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
6
«Кацкая летопись»
Зима 2006 года
Как это было?
«...И производить работу рачительно
к пользе церкви...»
(из истории храма села Рождествена в Кадке)
В селе Рождествене в Кадке, некогда обширном,
торговом и многолюдном, с шумными ярмарками и базарами, с жителями в
большинстве своём состоятельными, и храм имелся немалый, значительным
убранством благолепно обустроенный заботами прихожан. Освящённый в 1813
году, он имел пять (!) престолов, а именно: в холодной (летней) церкви -
главный престол в честь Рождества Христова с двумя малыми придельными
престолами во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святителя и Чудотворца
Николая, в трапезной (зимней церкви) - придельные престолы во имя
Святого Пророка Илии и Святых Бессребреников Космы и Дамиа-на. Храм был
двухкомплектный, то есть в составе притча полагалось два священника,
диакон и псаломщик.
Это не первый здешний храм: за свою долгую историю церковь в
Рождествене в Кадке была и деревянной, и каменной, и ветшала, и вновь
строилась, и обновлялась. Но в какие бы времена она ни перестраивалась
или вновь строилась, было это делом рук умелых мастеров: каменщиков,
резчиков, живописцев, чеканщиков, кровельщиков.. Имена некоторых
мастеров XIX века, участвовавших в строительстве и украшении
Рождественского храма, известны по контрактам на договорные работы.
Так кто же эти люди и что же ими делалось?
Итак, 1805 год. Апрель месяц.
Крепостные крестьяне княгини Мавры Алексеевны Голицыной из деревень
Петровского и Прощей Кашинского уезда Тверской губернии Ефим Корнилов,
Павел Васильев и Софон Семёнов подрядились для строящегося
Рождественского храма изготовить 300000 штук кирпича, добротно
обожжённого по всем ходовым строительным размерам, как то: длиной 6
вершков (26,7 см), шириной 3 вершка (13,4 см) и толщиной 1,5 вершка (6,7
см). Причём эти трое мастеров со своими рабочими должны были делать три
вида кирпича в таком раскладе: на каждую тысячу штук полагалось 400 штук
кирпича-железняка (для цокольной и околофундаментной кладки), 400 штук
красного кирпича (для кладки стен) и 200 штук алого кирпича (для кладки
печей).
Давайте на немного отвлечёмся от договора мастеров и посчитаем
общее количество каждого вида кирпича, которое им предстояло изготовить
для постройки церкви. Складывая и умножая, получаем, что для кладки
фундамента и цоколя требовалось 120000 штук, для кладки стен 120000 штук
и для кладки печей с дымоходами 60000 штук (это же не один десяток
русских печей!). Условленные 300000 штук кирпича, согласно договора,
кашинские умельцы должны были сделать за два года, работая только в
тёплое время - с 1-го мая по 1-е сентября.
А теперь посчитаем выработку кирпичной артели, и тогда будет
несложно представить её трудоспособность. Изготавливая в один рабочий
сезон (за четыре месяца) по 150000 кирпичей, артельщики должны были в
месяц производить до 37500 штук, а в день в среднем - до 1220 штук!
К слову сказать, производство кирпича в те времена было очень
объёмной и трудоёмкой работой, суммировавшейся из многих видов трудовых
операций: замес кирпичной массы в соответствующих пропорциях
ингредиентов, формирование кирпичных заготовок (кирпича-сырца) по
размерам, просушка сырца под навесами или в проветриваемых сараях. Далее
обжиг - очень сложная операция: нужно было для каждого вида кирпича
выдерживать оптимально необходимое время прокаливания и охлаждения, а
готовый кирпич уложить в клетки по определённому счёту. Было много и
других, промежуточных, но важных операций: правильно выбрать удобное
место для кирпичного производства, правильно сложить печь для обжига,
решить вопросы об оптимальной доставке воды, дров, песка и прочее.
Кстати, дрова для обжига требовались саженные, то есть в одну сажень
длины (2,13 см).
Но вернёмся к договору. По нему артельщики должны были жить в самом
Рождествене на квартире, предоставляемой мирским обществом - прихожанами
Рождественско-Кацкой церкви -с обеспечением дровами. За свою работу от
прихода кашинские мастера должны были получить 930 рублей: за каждую
тысячу штук готового кирпича 3 рубля 10 копеек.
Интересна запись обязательств кашинских кирпичников,
характеризующая кредо русских мастеров, их самодостаточность,
достоинство и самоуважение. Читаем: «...чтоб каменных работников в
кладке не остановить... А ежели за нами последуют им остановки, то
прогульные их дни берём на свой счёт и обязываемся заплатить не только
из договорной цены, но из собственного нашего имения... И производить
работу рачительно к пользе церкви...»
Кстати сказать, любой контракт или договор на работы содержал
подобные вышеуказанным обязательства мастеров в той или иной
формулировке.
* * *
Но продолжим разговор о строительстве Рождественского
храма. Вернее, уже о его благоустройстве.
1 марта 1815 года крепостной крестьянин коллежского асессора Сергея
Петровича Соковнина Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского
уезда и крепостной крестьянин помещика Петра Александровича Пурстошаева
Таврило Васильев из деревни Башмакова Кашинского уезда договорились с
Рождественско-Кацким приходом на производство плотницких и резных работ
в новопостроенной церкви за 4100 рублей. При этом на данную сумму
оговаривалось следующее: «...Если же мы, Кириллов и Васильев, по
сделанному нами с ними договору учиним какую-
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.