Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
Зима 2006 года
«Кацкая летопись»
7
либо неисправность в искусстве работы или упущение против плана,
неисправность и пробы, то мы лишаемся совсем тысячи рублей, во
уверение нашей справедливости и ответственности, без убытков
церкви...»
Мастера должны были выполнить значительный объём работ, а
именно:
во-первых, сделать три иконостаса (два придельных и главный)
«искусным и прочным мастерством» при гладких колоннах с
капителями, резными Царскими вратами и в целом резьбой, подобной
как сделано в Шипиловской церкви Мышкинского уезда;
во-вторых, следовало сделать три престола и три жертвенника,
четыре клироса (два на главной солее и по клиросу в приделы)
такие, как сделаны в церкви села Некоуза Мологского уезда;
в-третьих, сделать перед приделами полы с площадками и перилами,
над главным престолом сень на шести колоннах «во всём
украшении», запрестольный крест, два шкафа с ящиками, комод для
свечей и шкаф на главный клирос;
в-четвертых, в проходе в арке из трапезной в главную церковь
сделать полуциркульные двухстворчатые распашные двери - в
верхней части стеклянные, внизу глухие - столярной работы; для
всех образов изготовить доски.
Подробно оговаривался материал для работ. Так, для образов
должна быть ольха, для резьбы -липа, для плотницких основ
-сосна, причём сосновый лес должен быть сухой и «жилой гладкий
несуковатый». Лес поставляют мастера, а подвоз до церкви
обеспечивают прихожане. Железные крюки, гвозди, канаты для
креплений поставляет причт, оплатив их из церковной казны.
Квартира для плотницкой артели должна была быть в селе в
церковных домах или в домах от прихожан, причём для топки печей
артельщики должны были использовать щепу, которая получится в их
работе при обработке дерева. (Разумное решение. Экономия! Всё
по-хозяйски!)
Работу следовало начинать с августа месяца 1815 года и окончить
в два года. И как писали в договоре мастера: «...На другую
работу никуда нам не отлучаться...»
На первый взгляд, столь подробное описание в договоре условий и
объёмов работ может показаться излишним, но в действительности
всё имело свои объяснения и вполне реальную основу: стороны
могли предъявлять претензии на прописанных условиях - одни знали
за что платят деньги, другие за что их получают. Объём и сроки
работ определяли сумму оплаты, а это было существенно для
крепостных мастеров - ведь они были на строительном отходе и
часть полученных денег предназначалась в уплату оброка, а
остальное в доход семьи. Качество работ обуславливало сполна
выплату договорной цены без изъятия и неустойки. Договор был
помимо гаранта неким документом совести, деловой честности как
нанимаемой, так и нанимающей сторон.
...Через два года крупные плотницкие работы по внутреннему
оформлению были окончены.
Село Рождествено в Кадке. Церковь Рождества
Христова, построенная тщанием прихожан: летний храм и трапезная
в 1813 году, колокольня - в 1852 году. Справа -церковная
сторожка. Перед церковной оградой брёвна, привезённые для
строительства клуба. Фото сделано около 1933 года.
Снимок из собрания Этнографического музея
кацкарей
* * *
В октябре 1817 года дворовой человек помещика Александра
Осиповича Кожина Алексей Трофимов Кашинцов из села Кривец
Мышкинского уезда договорился на живописное письмо в трёх
иконостасах Рождественско-Кацкого храма (то есть на написание
икон), а также на живописное оформление запрестольного креста,
запрестольной иконы Воскресения Христова, за придельными
престолами двух образов, трёх аналоев с Евангелистами и ещё
сделать живописное письмо двух хоругвей, плащаницы, над
балдахином (сенью) главного престола в клеймах написать Страсти
Христовы.
Мастер обязывался своё письмо покрыть лаком крепчайшим, «...дабы
по истечении 15-летнего времени никаких трещин на
оных не оказалось...» За работу определялась сумма в 3500 рублей
и исполнением всего письма в один год и шесть месяцев.
Мастер имел свою артель, с которой жил в Рождествене. Квартиру и
дрова для нужд этой артели должна была предоставить церковь
(причт и прихожане), но мастер оговаривал и следующее: «...Если
же я буду производить означенную работу в своём доме (в селе
Кривец - Т. Т.), то для привезения и обратного возвращения
образов в церковь подводы должны быть мирские...»
Любопытно, что за Алексея Трофимова Кашинцова, дворового
человека, порукой заручился его господин, доверявший умению
мастера, коллежский советник и кавалер АО. Кожин.
Это говорит о большом признании мастера.
* * *
С годами детали интерьера и внешнего оформления
Рождественско-Кацкого храма требовали ремонта, некоторые части
храма перестраивались или строились заново. И всё это вновь
делалось руками умелых мастеровых!
Так, в августе 1834 года крепостной крестьянин коллежского
советника и кавалера Антона Васильевича Мясоедова Арсений
Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда договорился на
ремонтные и строительные работы в зимней части храма - в
трапезной. Ему следовало отремонтировать резьбу иконостаса при-
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.