Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
Слово - читателю
Светлая теплынь П. Голосова
Я читаю и перечитываю поэтические строчки Павла Голосова в то
время, когда небывалая осень с её солнечным светом и теплом, пронизывает
жизнь светящимся сиянием. И кажется, что строки поэта, вдохновлённого
могучей силой природы, побеждающей стылость и студёность, рождены только
что, сию минуту. Читаю стихи день за днем, продлевая «удовольствие от
текста» и незримое общение с Павлом Николаевичем Голосовым. Иногда
открываю страницы наугад, в случайном месте, -всматриваюсь, вслушиваюсь;
за негромкими строфами - душа поэта, обнажённая, открытая, нежная и
мужественная. А в сумрачном небе видны предзимние круги улетающих птиц.
Вскоре земля окутается снегом, грянут цепенящие морозы. И только
страницы книги стихотворений Павла Голосова по-прежнему обдают
дуновением весенней ли, летней ли теплыни. Это не означает безоглядного
оптимизма или безмятежной безоблачности.
Облака плывут на юго-запад,
Предвещая позднюю весну.
В марте снег имеет горький запах,
Оттого ночами не усну...
От стихов веет Русью, её душой - светлой теплынью... Слово
«теплынь» - по Голосову, приобретает характер символа, его поэтического
знака. «Теплынь» мы находим у многих поэтов:
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льёт теплынь.
Солнца струганые дранки
Загораживают синь.
(Сергей Есенин)
От степей зацветающих
Влажная тянет
Теплынь,
И горчит на губах
Поцелуев
Сухая полынь.
(Владимир Луговской)
У Голосова своё родное:
Мне в теплынь берёз родных
Окунуться хочется,
Спрятать руки в ласковой,
Солнечной траве...
Теплынь, по Голосову, разлита везде - надо только её ощутить,
почувствовать разлив реки сердечного человеческого тепла, тепло
материнских ладоней, теплоту скрытого сердечного чувства, тёплое
журчанье бессонного ручья в летнюю ночь... «Теплынь берёз родных»
- теплота стихов, тепло поэтической души. Павел Голосов исповедует свою
истину: душа поэта дана, чтобы высветлять и очищать жизнь, принимать на
себя несовершенство мира. И слово «душа» - одно из любимых им слов. Он
мог бы повторить вслед за Николаем Рубцовым: «Душа свои не помнит годы,
так по-младенчески чиста, как говорящие уста нас окружающей природы»,
«до конца, до смертного креста, пусть душа останется чиста...» Голосов
принимает жизнь как щедрый дар
- и расплескивает-раздаривает этот жизненный эликсир всем жаждущим и
страждущим, утверждая свой девиз: «Всё - всем!»
Учительство - не только основное занятие Павла Николаевича, это его
призвание. И школу свою в селе Ордино он обустроил и взлелеял любовно и
бережно. Мне довелось не раз слушать его выступления с обстоятельными и
глубокими докладами - историко-краеведческими исследованиями и
разысканиями, на конференциях, на исторических чтениях в Мышкине, в
деревне Мартыново, в Ординской школе. Ученики Голосова тоже выступали с
докладами и сообщениями. Они старались во всем походить на Павла
Николаевича и были столь же серьёзны и ответственны. А Павел Николаевич,
глядя на них, улыбался доброй, отцовской, чуть лукавой улыбкой.
Слушала я и стихи Голосова в авторском исполнении. Подкупала их
обезоруживающая искренность и откровенность, убеждённость и чистота
тона. На стенах в школьных коридорах в Ордине - фотопейзажи Павла
Голосова, исполненные той же пронзительной лирической силы, что и его
стихи.
К своим поэтическим занятиям Павел Николаевич относится несколько
иронично, он предельно скромен.
На его юношеской лирике и лирике молодых лет следы литературного
поэтического ученичества. Но Голосов и не скрывает своей поэтической
школы. Его «тихая лирика» - наследница поэзии Блока, Есенина,
Твардовского, Рубцова.
Рубцов:
Сапоги мои скрип да скрип - под осиною...
ГОЛОСОВ:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип,
Под ва-лен-ками
Mo-роз трещит,
А я нема-ленький...
Голосов обыгрывает известные строки на свой лад, игровая природа
ощущается (стихи похожи на детские считалки, но в них заложен лукавый
литературный смысл: «Я - не маленький, я расту!..»). Голосов уходит от
перепевов к собственному видению мира. Уходит подражательность, с годами
стихи растут, обретают, «как выдержанные вина», особую крепость. Но
классическая поэзия всегда живёт в его сердце. Строки его вышли их
знаменитого блоковского: «Наши русские дороги, наши русские туманы, наши
шелесты в овсе...»
В поэтической душе живёт негромкий пафос любви к родной стороне.
Голосову дорог и глухой лес, и молочайная сторона, среди его «тем и
вариаций» - просёлки и просеки, поля и перелески, лесные дороги и
просини, капли росы, ветер над полями, что встаёт на стремена... И сам
поэт подобен всаднику-ветру, несущемуся сквозь время.
Пусто в поле. Выйди за деревню,
Посмотри, какая даль видна!
И, как будто из легенды древней,
Мчится всадник, встав на стремена...
Как тут не вспомнить рубцовское:
Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён...
Душа путешествует и бродит, как бродит матушка Русь.
За плечами Павла Голосова - вся страна, которую он изъездил и
узнал, и его малая родина - «клочок земли, прижатый к двум берёзам», о
которых он рассказывает по-своему. Почва родины, природы, деревни -
главный учитель Павла Голосова. Глубокая тишина (вспомните некрасовское:
«А там, во глубине России - там вековая тишина...»), крестьянская
естественность, спокойная основательность, ощущение жизни как бытия,
любование каждым шорохом и звуком, дыхание речных туманов.
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.