Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
Слово - читателю
Добрый свет поэтического мира
Когда-то М.М. Пришвин заметил: «Мы в природе
соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём... Дело человека
высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания,
впрочем, изменяется и самый мир». Редкое сопряжение такого творчества с профессией учителя по-особому
действенно. Меня поразила как-то встреча с одной старой женщиной из
костромской деревни Шаболово, которая таким языком, с такими
психологическими нюансами пересказывала соседкам по больничной палате
примитивный бразильский сериал, что в пересказе этом узнавались лучшие
образцы русской классической прозы! Тут же были спеты частушки, а когда
они с подругой на два голоса запели рождественскую службу, сбежалась
слушать вся больница. Начальные классы деревенской школы, сиротство,
жизнь в няньках, работа в колхозе, а потом уборщицей - и такая
богатейшая внутренняя жизнь. Откуда? Оказалось, учителем её был Ефим
Честняков - замечательный сказочник, философ, поэт, художник, самобытный
талант которого был отмечен Репиным.
Столичную карьеру он променял на то, чтобы в самой глухой деревне -
своей деревне - научить детей видеть и чувствовать красоту, строить по
ней жизнь, а в бедном содержании окружающего существования увидеть
богатейший человеческий подтекст. И мы видим, как через многие
десятилетия отзывалось поэтическое слово учителя, помогая не выживать, а
жить.
Любимейшей у детей была сказка Честнякова «Ручеёк», в которой главный
герой журчит по камешкам и рассказывает о каждой травинке, каждом
цветике, каждой букашке по дороге, описывая их цвет, вид, запах,
настроение... Ведь для того чтобы оценить и почувствовать красоту, надо
суметь её назвать, дать имя чуду жизни. Дитя в раннем возрасте умеет это
делать, а потом - замученным жизнью взрослым кажется это уже неважным, и
стремление к прекрасному пресекается на корню. В результате, говоря
словами Честнякова, «искусства остановились и душевный мир как бы
обесцветился». И ещё: «Искусство поэзии, музыки,
живописи и простой быт жизни (родной край) влекли меня в разные стороны,
и я был полон страданий... соединю вас всех воедино и выведу миру во всём наличии, красоте и славе».
И вот «во всём наличии, красоте и славе» предстаёт перед нами
поэтический мир Павла Николаевича Голосова. «Обесцвеченность» ему не
грозит, потому что в его диалоге с окружающим миром заложен принцип
природного космизма, «когда «мгновение» равноценно вечности, когда
частица бытия говорит о целой Вселенной», а сам человек «включается в
вечную жизнь природы, соотносится с ней, поверяется ею» (Ю. Селезнёв).
Помните, как у Павла Николаевича
Мне в теплынь берёз родных
Окунуться хочется...
Поэт может взять у природы даже ритмику во всей её естественности:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип,
Под ва-лен-ка-ми,
Мо-роз тре-щит,
А я нема-лень-кий...
Давно отмечено, что поэзия - это как бы ответ на желание природы обрести
язык, заговорить. И потому несколько великих поэтов не могут сказать о
ней всё - каждый уголок русский ждёт своего певца, который бы буквально
кожей почувствовал неповторимость окружающего, как получилось в
замечательном стихотворении Голосова «Босиком».
А рядом с чуткой передачей неповторимых мгновений у него - образы,
идущие из самых глубин народной поэзии, но переосмысленные, пережитые
по-своему. Это и древнейший круг бытия, солнечный круг, в стихотворении
«За окошком годы», кончающемся неожиданно:
Юным пел об осени, Нынче жду весну... И дерево «как связь между землёй и небом» в стихотворении
«Перевоплощение»:
Я - дерево: переживаю осень,
Всё меньше света,
всё длиннее тени, И неба угасающая
просинь Морозом ранним ставит
на колени...
Эта связь глубоко человечна, в ней человек и природа едины:
Я - дерево: людская суета
Проходит мимо вслед
упавшим листьям;
Всегда по ветру ветки
разметав,
Живу, дышу, надеюсь, вижу, мыслю...
В «Оде топору» топор становится символом вечности человеческой жизни. Но
и слово - такой же символ вечности, и мы видим, как сливаются они вместе
в стихотворении, обращенном к «началу всех начал»:
..Пергамент перед ним
и лица, лица -Князья, бояре, битвы давних пор. Вот конница в степи намётом мчится, Под плач жены смерд точит свой топор... А образ добытого
хлеба из стихотворения «Комбайнёры» цветом своим - серым, смешанным «с
гудом и потом» - выводит нас к стихотворению «Пракацкарям»; там это -
цвет их рубах, удивительно зримо воскрешающий облик тех неведомых людей.
А какой неповторимый образ повторяющейся осени в этом стихотворении!
Лето снова взято журавлями, По оврагам вновь рябин огонь... И кто, кроме поэта, увидит, что природа - художница?
Теперь немного краски бросить в травы, Подправить берег сонного пруда... И, холст сменив послушными ветрами, Начать сначала! Не жалеть труда! И только поэт не просто заметит, но и откроет всем, что обычная
жизнь - это уже праздник Я-дерево: и майская листва Рвёт почки, снова в будущее веря, И ранним утром неба синева Блестя, в сегодня открывает двери. В настоящей поэзии есть нечто, природе недостающее: каждая
частичка природы преходяща и конечна, а поэзия может сохранить её,
сделать нетленной и вечной, возвратить радость общения с ней. И в этом
вечная наша надежда на бессмертие жизни. Отсюда - добрый и теплый свет
поэтического мира Павла Николаевича Голосова.
Светлана Николаевна ЛЕВАГИНА, заместитель директора областной юношеской библиотеки имени А.
Суркова г. Ярославль
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5; 6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая. |