Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5;
6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.
10
«Кацкая летопись»
Осень 2006 года
Я покону Кацкого
Путешествие в детство
Родина моих родителей и всех моих родственников -
Кацкий стан. Село Ордино - родина папы; деревня Трухино - родина мамы, а
вплотную к Трухину примыкает и деревня Воронцово. Вот в этих деревнях и
родились все мои родные люди. Эти три селения расположены на берегу
речки Кадки, которая, сильно извиваясь, имея то пологие, то крутые
берега, бежит издалека и впадает в реку Корожечну, а значит и в Великую
Волгу...
***
Дом моей бабушки Марии Андреевны Коломановой был
расположен рядом с Троицким храмом в селе Ордине. Мужа Василия
Алексеевича Коломанова она потеряла рано - он погиб на войне 1914-го
года, на реке Неман. Папе был тогда годик Вся тяжесть крестьянской жизни
легла на плечи молодой женщины, но бабушка веровала в Бога, и
присутствие рядом храма помогало ей в жизни.
Храм в Ордине очень красивый: высокая колокольня, трапезная, летний
храм, над которым четырёхугольная надстройка с четырьмя «маковками» по
углам и одной побольше в центре. Вокруг храма раньше была красивая
кованая ограда, а вход украшали большие многостворчатые, тоже кованые,
ворота. В храме по праздникам всегда проходила служба с певчими; папа
рассказывал, что он мальчиком участвовал в церковном хоре.
У моего папы хранилась фотография примерно 1910 -1915 годов, на
которой фотограф поймал момент торжества людей в праздник Масленицы -
катание на санях в Ордине у Троицкой церкви. Празднично одетый народ
едет на многих санях и стоит по обеим сторонам зимней дороги. Эту
фотографию я передал в краеведческий музей села Ордина в 2001 году.
Рядом с храмом выстроен из красного кирпича дом для служащих, а
также была построена бревенчатая церковно-приходская школа, которую
закончили почти все мои родные. В Ординском музее имеется книга
регистрации учеников этой школы - в ней я нашёл фамилии моих близких и
знакомых за 1900-1916 годы.
Но пришла Великая Революция. Расстреляли священника, разграбили и
сожгли всё, что было внутри церкви. Раскололи и увезли колокола. А
здание оставили на произвол природы и времени.
Кацкая родня Воробьёвы-Демковы-Коломановы. Сидят (слева
направо): Виталий Воробьёв, его отец Владимир Андриянович Воробьёв,
бабушка Мария Ивановна Демкова, двоюродная сестра Танечка Демкова и её
отец Александр Иванович Демков. Стоят (слева направо): Екатерина
Ивановна Воробьёва, супруги (родители автора воспоминаний) Николай
Васильевич и Анна Ивановна Коломановы, Мария Васильевна Демкова. г.
Ленинград, 1940 год.
Фото из личного архива Г.Н. Коломанова
* * *
Река Кадка для кацкарей всегда была жизненной силой - не
зря же они селились около неё. Весной она сильно разливалась, и это
событие местные жители называли «водополицей». Было даже опасно
переправляться через Кадку на самодельной деревенской лодке -
плоскодонке. Вода затопляла низины и всегда сносила деревянный мост,
построенный по дороге на Трухино; так что каждый год мост строили
заново.
Вода заливала и островок на трухинской стороне - как раз под горой,
на которой стоял дом моего дедушки Ивана Алексеевича Демкова. К лету
вода уходила, речка мелела, зарастала тростником, который мы, дети,
вытаскивали из воды и ели его нижнюю часть. Но были и глубокие места, их
называли омутами. Пахомов, Красный, Гарасимов - так звали их. Были места
для купания: Радивка, Парфентьево купание. А место крутого поворота реки
со стороны Трухина называлось Урог.
Были и мелкие места, их называли «мельчинками». Самая большая и
мелкая была у школьного сада, её можно было перейти, закатав штаны. На
ней дети ловили рыбу силками - это такая травина с петелькой на конце.
Мастером по ловле был мой брат Витя. На этой же «мельчинке» мы искали
«чёртов палец» - так называют камушек, по форме напоминающий пальчик.
Да, ещё на узких мелких местах реки ставили «язы» - это такое
сооружение, когда в дно забивают колья, которые переплетают ветками,
оставляя посередине окно, то есть незагороженную часть. В это окно
ставили вершу -конусную плетённую из прутьев корзину.
Ну, конечно, рыбы было много. «Язы» всегда были именными, на одного
хозяина. А рыбаков активных в деревнях было мало: Демковы Павел и
Александр, Забродины, Корешковы, Колосовы; были и другие, которых я не
помню.
Зимой по речке катались на коньках - вернее, на одном коньке, и то
это была согнутая железка, прикрученная верёвкой к валенку. «Снегурки»
появились позже.
Перейти на стр. предыдущая
1;
2;
3; 4;
5;
6;
7; 8;
9; 10;
11; 12;
13; 14;
15; 16;
17; 18;
19;
20;
следующая.